cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Оползни и обвалы их последствия защита населения обж 7 класс презентация – Презентация «Оползни и обвалы», , 7 класс (ФГОС)

Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) на тему: Оползни, обвалы, селевые потоки

Слайд 1

Тема: Оползни, обвалы, селевые потоки. Чрезвычайные ситуации природного характера 7 класс

Слайд 2

Словарь Оползень – смещение грунта вниз по склону под воздействием собственного веса и внешних факторов Обвал – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород Селевой поток (сель) – горный поток состоящий из смеси воды, грязи и камней

Слайд 3

Основные причины ЧС геологического характера Оползни, обвалы, сели Атмосферные осадки Ослабление прочности грунта или горных масс Землетрясение, извержение вулкана Деятельность человека Естественные (природные) факторы Антропогенные факторы

Слайд 4

Классификация Оползни по месту образования Горные; Подводные; Снежные; В искусственных земляных сооружениях Обвалы по мощности, по масштабу Камнепады; Снежные лавины Селевой поток по составу переносимого материала Грязевые потоки; Грязекаменные потоки; Водокаменные потоки.

Слайд 5

Последствия

Слайд 6

Одной из разновидностей обвалов являются снежные лавины

Слайд 7

Если вы попали в поток снежной лавины…

Слайд 8

Основные предупредительные меры оповещение защитные работы прогнозирование наблюдение

Слайд 9

Строительство заградительных сооружений Укрепление склонов специальной сеткой Проведение защитных работ

Слайд 10

Действия аварийно-спасательных служб

Слайд 11

Действия аварийно-спасательных служб

Слайд 12

Тестовое задание Горный поток, состоящий из смеси воды и горной породы, называется: Обвалом Селем Оползнем

Слайд 13

Какова основная причина образования оползней? Вулканическая деятельность Сдвиг горных пород Осадки и грунтовые воды

Слайд 14

Основным поражающим фактором оползней, селей и обвалов являются: Удары движущихся масс горных пород Взрывная волна Раскалённые лавовые потоки

Слайд 15

Наиболее безопасными местами в случае схода оползней, селей, обвалов являются: Ущелья гор Возвышенности Большие деревья с толстыми стволами

Слайд 16

Ваши дальнейшие действия, если вы попали в зону схода снежной лавины: Спуститесь в долину Укроетесь за скалой или её выступом При помощи верёвок закрепитесь за большие камни

Слайд 17

Неверно

Слайд 18

Неверно

Слайд 19

Неверно

Слайд 20

Неверно

Слайд 21

Неверно

Слайд 22

Тест окончен

nsportal.ru

Оползни, обвалы, их последствия, защита населения. 7 класс. 2016г.

Оползни, обвалы, сели

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

1. Введение

2. Горные обвалы и осыпи

3. Оползни

4. Обвалы

5. Рекомендации по действиям населению

6. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев

Александр

Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок

Оползни скользящее смещение масс грунта вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Возникают вследствие подмыва склона, сейсмических толчков, переувлажнения (особенно при наличии чередования водонепроницаемых и водоносных пластов пород).

Оползни происходят в результате нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов.

Основной причиной их возникновения является насыщение подземными водами глинистых пород до пластического и текучего состояния.

В результате чего и происходит сползание по склону огромных масс грунта со всеми постройками и сооружениями.

Горные обвалы и осыпи – частые явления во всех странах мира. Их масштабы бывают грандиозными, последствия трагическими.

Они способны вызвать крупные завалы или обрушения автомобильных и железных дорог, разрушение населённых пунктов и уничтожение лесов, способствовать образованию катастрофических затоплений и гибели людей.

Такие катастрофы нередко происходят при землетрясениях 7 баллов и более, когда возможно обрушение крутых горных склонов, образующих с горизонтом углы более 45°.–50°

Обвал – почти мгновенное событие. А оползни – это скользящее смещение масс горных пород. Они движутся (скользят) относительно медленно.

Некоторые оползни смещаются со скоростью всего лишь несколько метров в сутки. Хотя наблюдаются и более быстрые оползни.

Чтобы возник обвал, горный массив или его часть должны находиться в неустойчивом состоянии – когда достаточно небольшого толчка или сотрясения, чтобы порода раскрошилась на куски и глыбы, обрушивающиеся вниз.

Весна – это время наиболее частых обвалов в горах.

Поражающие факторы оползней, обвалов

Селевые потоки – это потоки с гор смеси воды, песка, глины, щебня, осколков камней и даже валунов.

Они происходят в результате нарушения условий равновесия склонов, чаще всего по берегам рек и водоемов.

основной причиной их возникновения является насыщение подземными водами глинистых пород до пластического и текучего состояния.

В результате чего и происходит сползание по склону огромных масс грунта со всеми постройками и сооружениями.

Большое влияние на поведение и действия населения при селевых потоках и оползнях оказывает организация оповещения (предупреждения) о бедствии

Рекомендации по действиям населению

  • Покиньте селеопасное русло, если в верховьях селеопасного бассейна наблюдается интенсивный ливневый дождь.
  • Не подходите к движущемуся селевому потоку ближе чем на 50-70 м.
  • Не останавливайтесь вблизи отвесных скал и крутых склонов, так как от сотрясения при прохождении селя может произойти обвал или камнепад.
  • Движение по селевым руслам осуществляйте с интервалом не менее 20-30м. между людьми.
  • Не останавливайтесь на отдых и не разбивайте палаточный лагерь вблизи селеопасных русел, на озерных перемычках (дамбах) и под ними.
  • При обнаружении признаков селевого потока немедленно отойдите как можно дальше от русла вверх по горным склонам.
  • Не спускайтесь в селевое русло после прохождения селевого вала — за ним может следовать очередной вал.
  • Соблюдайте максимальную осторожность при спуске в русло и при движении по нему после прохождения селя, особенно на участках селевых врез и рытвин.
  • Находиться на моренно-ледниковом комплексе и передвигаться по нему рекомендуется в периоды, когда опасность возникновения селевых потоков отсутствует или маловероятна, лучше при отрицательных температурах воздуха.

11. Не передвигайтесь по перемычкам озер, сложенных неустойчиво лежащими обломками, а также образованными движущимся ледником

12. Постоянно следите за сообщениями средств массовой информации об обстановке в горах.

Домашнее задание § 2.6 стр. 58-66

multiurok.ru

Конспект урока ОБЖ в 7 классе по теме «Оползни, обвалы, снежные лавины. Их последствия, защита населения».

Конспект

урока ОБЖ в 7 классе по теме «Оползни, обвалы, снежные лавины.

Их последствия, защита населения».

Дата проведения

Учитель:

Тема, класс: «Оползни, обвалы, снежные лавины», 7 класс.

Тип: урок формирования новых знаний.

Разработка урока «открытия» нового знания по теме « ЧС природного характера геологического происхождения» для 7 класса по УМК Смирнова А.Т. Хренникова Б. О. и др. .иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе:

  1. компьютерные технологии, ИКТ.

  2. проблемное обучение,

  3. здоровьесберегающие технологии.

  4. модульные технологии

  5. личностно-ориентированный подход

  6. технология анализа конкретной ситуации

  7. игровой метод (ролевая игра)

Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Учебник: Смирнов А.Т. Хренников Б. О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 2009г. издательство «Просвещение» Москва.

Раздел 2: Глава 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. §2.6, 2.7. «Оползни, обвалы, снежные лавины. Их последствия, защита населения.».

Цели урока:

Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с последствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежными лавинами, причинами их возникновения; разобрать основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий обвалов и снежных лавин.

формировать способности к открытию нового материала, создать условия для формирования личной компетентности обучающихся в области ОбЖ, организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Оползни, обвалы, снежные лавины.», определить алгоритм действий при ЧС геологического характера.

Изучаемые вопросы

  1. Оползни и причины их возникновения.

  2. Возможные последствия оползня.

  3. Защита населения от последствий оползней.

  4. Обвалы, причины их возникновения, возможные последствия.

  5. Снежные лавины, причины их возникновения, возможные последствия.

  6. Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин.

Учебные задачи:

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности,

  • прививать умение ответственного отношения за результаты своего труда;

  • развивать первоначальные представления о ЧС геологического происхождения, опираясь на знания географии, природоведения.

  • формировать понимание сущности природных явлений (обвалов, оползней и снежных лавин), четко вывести алгоритм действий при ЧС.

  • Дать представление о защитных сооружениях при ЧС геологического характера.

  • формировать представление о каждом из трёх явлении

  • формировать умение внимательно просматривать видеоролики, презентации, слушать новый материал из уст учителя и одноклассников, анализировать материал

  • формировать умение применять изученное понятия для решения заданий практического характера (тест )

Методы: целепологание , метод формирования интереса, проблемно

поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.

Оборудование: ПК, проектор, экран, мел, доска, презентация, видеоролик, фрагмент мультфильма, звуковое сопровождение (песня), наглядный материал(экипировка туриста)

Формы работы: самостоятельная, ролевая игра, фронтальная работа, работа в парах.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Целепологание. (песня + мультфильм) Постановка проблемы.

  3. «Открытие» нового знания.(рассказ учителя +презентация +сообщение+ ролик)

  4. Первичное закрепление.(тест по презентации)

  5. Физминутка (ролик)

  6. Ролевая игра (опрос)

  7. Повторение, включение в систему знаний.(тест) оценивание в парах.

  8. Определение домашнего задания.

  9. Итог урока.

Ожидаемый результат:

Деятельность на уроке развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины.

учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

-возникновении опасности в природных условиях;

-организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;

-заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка.

  Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению.

Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Используемая литература:

1. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во «Зеркало»; Издательский дом «Техника – молодежи», 1996.

2. Смагин В. Защити себя от капризов природы // Журнал «ОБЖ». № 12/2001.

.3. Хроника чрезвычайных происшествий за III–IV кварталы 2009 года // Журнал «ОБЖ». № 2/2009.

4. Хроника чрезвычайных происшествий за IV квартал 2010 года // Журнал «ОБЖ» № 2/2010.

5. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.

Интернет-ресурсы:

 Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о Безопасности Жизнедеятельности http://www.bezopasnost.edu66.ru/

«Основы безопасности  жизнедеятельности» журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей school-obz.org

Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru

infourok.ru

Оползни, их последствия, защита населения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Методическая разработка по ОБЖ (7 класс) по теме: Оползни и их последствия. 7 класс


 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа № 37»



Ст.Алексеевской Тихорецкого района Краснодарского края



















Конспект урока



по основам безопасности жизнедеятельности





«Оползни их последствия»

















подготовил



преподаватель-организатор  ОБЖ



Бельницкий Владимир Владимирович

























 2012г.




Тема: Оползни и их последствия.

Цели:

Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения.

Изучить основные последствия оползней.

Раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней.

Научить, учащихся, используя таблицы по классификации оползней определить его категорию по описанию.

Воспитание у учащихся потребности предвидеть возможные жизненные ситуации.

ТСО:

Физическая карта России и полушарий.

Учебник ОБЖ – 7 класс. Под ред. А.Т.Смирнова

Таблица «Оползни»

Распечатка «Причины возникновения и классификация оползней»

Презентация к уроку .

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

а) работа по карточкам

б) устный опрос

Какие причины могут послужить началу извержения вулканов?

Назовите районы действующих вулканов на территории России?

          в) разгадывание кроссворда (готовится заранее учащимся).

Изучение нового материала.

Сообщения учеников по теме урока.

Знакомство с причинами и классификацией оползней.

Закрепление нового материала .

Анализ урока: Что мы узнали? Чему научились?

Домашнее задание.

Карточка № 1

Что такое вулкан?

Какие бывают вулканы?

.

Карточка № 2

Что обычно является причиной извержения вулканов?

Где встречаются вулканы на территории нашей страны, края?

.

Карточка № 3

Назовите основные поражающие факторы вулканов?

Назовите основные способы защиты населения в районах активного действия вулканов.

 

.

Карточка № 4

Назовите основные последствия извержения вулканов?

Объясни, что такое вулкан?

.

Карточка № 5

В каких районах Российской Федерации наиболее часто происходят вулкан?

Грязевой вулкан: миф или реальность?

.

Карточка № 6

Есть ли на территории Краснодарского края вулканы?

Какие бывают вулканы ?

Изучения нового материала.

Рассказ учителя:

        Оползни. Одни из опасных природных явлений, которые относятся к ЧС геологического характера. Наверное, это самые распространенные в природе явления, которые можно наблюдать в любом месте, где есть горы, холмы, крутые склоны берегов рек, озер и морей, овраги или где строители копают котлованы и траншеи.

     Рельеф Краснодарского края очень многообразен: равнины, холмы, горы, где есть всевозможные склоны, а следовательно могут быть и бывают обвалы.

        Каждый из нас, кто строил песочные замки на берегу моря или реки, во дворе или в детском саду, помнит, как хорошо лепятся из влажного песка крутые стены и башни. Но если воды много, то стенки как бы оползают, приобретая плавные очертания. Если башня получилась высокая и тяжелая, а подпорки были слабые, то она обваливалась. Обваливались и оползали наши постройки и под воздействием дождя, а также если в песочнице кто-нибудь начинал прыгать или водить игрушечный автомобиль по хрупким сооружениям.

       Мы и затронули почти все механизмы образования оползней. А теперь рассмотрим их подробнее с использованием научных терминов и фактов. Начнем с понятий.

        Оползнями называют скользящие смещения масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

        Оползень – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, пере увлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

        Движение оползня начинается в результате нарушения равновесия склона и продолжается до достижения, нового состояния равновесия.

        Нужно хорошо знать, что оползни могут сходить со всех склонов, начиная с крутизны 19 градусов, а на глинистых грунтах – при крутизне склона 5-7 градусов.

Задание:  с помощью транспортира, начертите угол равный 19 градусам  и угол равный 7 градусам.

Вопрос: Какой вывод из этого мы можем сделать?

Ответ: Оползни возникают на склонах небольшой крутизны.

Вопрос: Где же возникают оползни?

Ответ: оползни возникают

На склонах гор, холмов, оврагов,

На крутых берегах рек.

Пространственное распространение.

        На территории России оползни  чаще всего сходят в районах:

Северного Кавказа

Урала

Восточной Сибири

Приморье  

Острова Сахалин

Курильских островов

Кольского полуострова

        А также по обрывистым берегам крупных рек и водоемов в любом регионе страны. Оползни наблюдаются практически во всех странах СНГ и других станах мира, где есть крупные и обрывистые склоны.

Индия

Турция

Египет

Таджикистан

Случаев, когда они носили катастрофический характер, очень много; приведем несколько примеров.

Сообщения учеников:

Китай: Большой оползень в провинции Ценгонг.

29 июня в провинции Ценгонг (Cengong), Цяньдуннань-Мяо-Дунский автономный округ, Гуйчжоу, произошли мощные оползни объемом более 12 миллонов кубометров земли и скальных пород. В результате чего пострадали 28 114 человек, был поврежден ряд деревянных построек местных жителей. Экономический ущерб составил около 90 миллионов юаней, к счастью, обошлось без жертв. В настоящее время все еще осуществляется разбор завалов. Таже в результате оползня были перекрыты русла нескольких рек обломками пород и рухнувшими деревьями, это привело к подтоплению близлежащей территории.  

          2. Катастрофические оползни

Сведения об оползнях известны с древнейших времен. Полагают, что самым крупным в мире по количеству оползневого материала (масса 50 млрд. т, объем ок. 20 км3 ) был оползень, произошедший в начале н. э. в долине реки Саидмаррех на юге Ирана. Оползневая масса обрушилась с высоты 900 м (гора Кабир-Бух), пересекла долину реки шириной 8 км, перевалила через хребет высотой 450 м и остановилась в 17 км от места возникновения. При этом за счет перекрытия реки образовалось озеро длиной 65 км и глубиной 180 м. В русских летописях сохранились упоминания о грандиозных оползнях на берегах рек, например, о катастрофическом оползне в начале 15 в. в районе Нижнего Новгорода: «… И Божьим изволением, грех ради наших, оползла гора сверху над слободой и засыпало в слободе сто пятьдесят дворов и с людьми и со всякой скотиной…». Масштабы катастрофы при оползнях зависят от степени застроенности и заселенности территории, подверженной оползням. Наиболее разрушительными из когда-либо зарегистрированных были оползни, произошедшие в 1920 в Китае в провинции Ганьсу на обжитых лессовых террасах, что привело к гибели 100 тыс. человек. В Перу в 1970 в результате землетрясения с горы Невадос-Уаскаран сорвались со скоростью 240 км/час вниз по долине огромные массы горных пород и льда, частично разрушив г. Ранрахирка, и пронеслись через г. Юнгай, в результате чего погибли 25 тыс. человек.

    3. Самые крупные оползни.

Несколько сотен людей погибло 29 марта 1994 года, когда затяжные дожди около города Куэнка в Эквадоре послужили причиной оползня, похоронившего шахтёрский посёлок.

В июне 1997 года в китайской провинции Янань два оползня в золотых шахтах принесли гибель 227 шахтёрам.

В сентябре 2002 года в Кармадонском ущелье (Северная Осетия) в результате схода огромного ледника и оползня погибло более сотни человек, в том числе съёмочная группа С. Бодрова-младшего.

Причины возникновения оползня.

Природный фактор:

Крутизна склона, превышающая угол естественного откоса.

Землетрясения

Пере увлажнение склонов осадками

Увеличение крутизны склона в результате подмыва водой

Ослабление прочности твердых пород при выветривании, вымывании или выщелачивании

Наличие в толще грунта размягченных песков, ископаемого льда

Чередование водоупорных (глинистых) и водоносных пород (песчано-гравийных, трещиноватых, известковых)

Расположение слоев грунта с наклоном в сторону склона.

Пересечение пород трещинами.

Антропогенный фактор (деятельность человека).

Вырубка лесов и кустарников на склонах  (причем вырубка может быть намного дальше места будущего оползня, но вода не будет задерживаться растениями вверху и переувлажнение грунтов происходит далеко внизу).

Производство взрывных работ, которые способствуют развитию трещин в породах, а также являются, по сути локальным землетрясением.

Распахивание склонов, чрезмерный полив садов и огородов на склонах.

Разрушение склонов котлованами, траншеями, дорожными выемками, подрезающие склоны.

Закупоривание, засорение, заваливание мест выхода подземных вод.

Строительство жилья и промышленных объектов на склонах, что ведет и к разрушениям склонов, увеличению силы тяжести, направленной вниз по склону.

Классификация оползней.

По скорости движения

Вид оползня

Скорость оползня

Исключительно быстрое (почти обвал, обрушение)

Более 1 м/с

Катастрофическое

Более 1 м/мин

Очень быстрое

Несколько десятков см/мин

Быстрое

Более 1 м/сутки

Умеренное

Более 1 м/месяц

Очень медленное

Более 1 м/год

Исключительно медленное

Несколько см/год

По объему тела оползня

Вид оползня

Объем обвалившихся пород, м3

Малые

До 10 тыс.

Средние

10 – 100 тыс.

Крупные

100 – 1 000 000

Очень крупные

Более 1 000 000

По масштабу (площади) оползня

Вид оползня

Площадь обвала, га

Очень мелкие

Менее 5

Мелкие

5 – 50

Средние

50 – 100

Крупные

100 – 200

Очень крупные

200 – 400

Грандиозные

Более 400

По количеству влаги

Сухие

Слабовлажные

Влажные

Очень влажные

По механизму оползневого процесса

Оползни сдвига

Оползни выдавливания

Вязкопластичные оползни

Оползни гидродинамического выноса

Оползни внезапного разжижения

комбинированные

По месту образования

Горные

Прибрежные

Подводные

Снежные

Оползни искусственных земляных сооружений

Поражающие факторы.        

        Основным поражающим фактором оползней являются тяжелые массы грунта, засыпающие или разрушающие все на своем пути.

Закрепление изученного материала.

Вопросы для закрепления:

Что такое оползень.

В какой местности в зависимости от рельефа чаще всего могут быть оползни? Почему?

Могут ли быть оползни на территории Краснодарского края?

По каким признакам классифицируют оползни?

        Подведение итогов урока.

Что вы узнали нового сегодня на уроке?

Что научились определять?

Есть ли разница между обвалами и оползнями.

Объявить оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

Параграф 2.6  ( стр. 61 – 67).

Вопросы:

Подумай и опиши основные причины оползней?

Подумай и напиши, случались ли оползни в твоей местности?

Подумай и опиши , чем грозят обвалы и оползни населению, ландшафту, рекам, озерам, лесным угодьям, посевам, садам, городам, населенным пунктам, промышленным объектам народного хозяйства, инфраструктурам, транспорту.

Нарисовать оползни (на альбомном листе)

Индивидуальные задания учащимся:

Кроссворд на тему «Оползни».

Сообщения учеников про сели.

nsportal.ru

Презентация к уроку по ОБЖ (7 класс) на тему: Презентация к уроку в 7 классе по ОБЖ «Оползни и сели»

Слайд 1

ОПОЛЗНИ И СЕЛИ Выполнила: Созыкина Татьяна Николаевна у читель ОБЖ, МБОУ СОШ №8 п . Шолоховский, Ростовская область

Слайд 2

Разобраться , что такое оползни, а что такое сели. Дать им характеристику и выяснить их классификацию. Узнать причины возникновения оползней и селей и их последствия. Познакомиться, запомнить и научиться применять правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя или оползня. Что мы должны сегодня узнать?

Слайд 3

ОПОЛЗНИ И СЕЛИ — ЭТО ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЧС ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Слайд 5

ОБЩЕЕ УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТИХ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ: Начало смещения грунта, скальных пород или снега вниз по склону.

Слайд 6

Северный Кавказ. Урал. Саяны. Приморье. Камчатка. Сахалин. На территории РФ есть районы, где часто происходят оползни, сели, обвалы:

Слайд 7

О́ползень — сползание, смещение и отрыв масс горных пород вниз по склону под воздействием собственного веса и силы тяжести вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. СЛОВАРЬ

Слайд 8

Обвал – отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. СЛОВАРЬ

Слайд 9

Сель ( сайль – «бурный поток») – горный поток, состоящий из смеси воды, грязи, камней (бывают грязевые, каменные, грязекаменные ). СЛОВАРЬ

Слайд 10

Оползни и обвалы образуются в различных породах в результате нарушения их равновесия или ослабления прочности. Они могут быть вызваны

Слайд 11

Сели образуются в различных породах в результате нарушения их равновесия или ослабления прочности. Они могут быть вызваны ЕСТЕСТВЕННЫМИ (ПРИРОДНЫМИ) ФАКТОРАМИ Землетрясения, извержение вулканов, естественное разрушение гор. ИСКУСТВЕННЫМИ (АНТРОПОГЕННЫМИ) ФАКТОРОРАМИ Связанные с деятельностью человека – неправильная прокладка дорог, вырубка лесов и кустарников, производство взрывных и горных работ вблизи оползневых участков.

Слайд 12

80 %

Слайд 13

80 %

Слайд 14

Оползни по месту образования Горные; Подводные; Снежные; В искусственных земляных сооружениях Обвалы по мощности, по масштабу Камнепады; Снежные лавины Селевой поток по составу переносимо- го материала Грязевые потоки; Грязекаменные потоки; Водокаменные потоки. КЛАССИФИКАЦИЯ

Слайд 15

ПОСЛЕДСТВИЯ

Слайд 16

Основные предупредительные меры

Слайд 17

Проведение защитных работ Строительство заградительных сооружений Укрепление склонов специальной сеткой

Слайд 18

Действия аварийно-спасательных служб

Слайд 19

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ ПРИ УГРОЗЕ СХОДА ОПОЛЗНЕЙ, СЕЛЕЙ, ОБВАЛОВ: Естественные безопасные места: склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ МОЖНО И НУЖНО ПРЕДУПРЕДИТЬ!

nsportal.ru

Презентация по ОБЖ на тему Оползни, обвалы, снежные лавины, защита населения


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Возникают вследствие подмыва склона, переувлажнения (особенно при наличии чередования водоупорных и водоносных пород), сейсмических толчков масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной волны, производящей наибольшие разрушения. отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах. Удары движущихся горных масс Заваливание или заливание горными массами того или иного пространства. Принести имущество со двора и балкона в дом Закрыть окна, двери Укрыть ценное имущество от влаги Отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи Вынести из дома химически опасные вещества Прослушать информацию Покинуть помещение Действовать по обстановке и уходить в безопасное место Быстро покинуть здание Передвигаться по возможности вверх Действовать по обстановке и уходить в безопасное место Оползень Наиболее безопасные места при сходе оползней, обвалов, лавин: долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться;склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу. Наиболее безопасные места при сходе оползней, обвалов, лавин: долины между гор с селе- и лавиноопасными участками, большие деревья с толстыми стволами, большие камни, за которыми можно укрыться;склоны гор, где оползневые процессы не очень интенсивны, ущелья и выемки между горами;возвышенности, расположенные с противоположной стороны селеопасного направления, склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия: при помощи веревок закрепитесь за большие камни;быстро начнете организованный выход из лавиноопасного места;разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину; укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия: при помощи веревок закрепитесь за большие камни;быстро начнете организованный выход из лавиноопасного места;разделитесь на несколько групп, каждая из которых начнет самостоятельно спускаться в долину; укроетесь за скалой или ее выступом, ляжете и прижметесь к земле, закрыв голову руками.

Приложенные файлы

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *