cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как нарисовать интерьер русской избы поэтапно – Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно?

Как нарисовать убранство русской избы. Как нарисовать русскую избу внутри карандашом поэтапно

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обя

tmzs.ru

Урок изобразительного искусства «Рисунок фасада русской избы»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс:

#}

Цели:

  • формирование духовной культуры личности;
  • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к памятникам архитектуры;
  • расширение познания учащихся в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • воспитание у школьников любви, интереса к русскому народному искусству, бережного отношения к традициям своего народа, чувства национальной гордости за русское искусство.
  • обучение учащихся видению красоты, своеобразия деревенских изб, понимания связи формы избы и ее назначения; точному выполнению эскизов архитектурных деталей памятников народного деревянного зодчества.
  • развитие творческих способностей учащихся.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок изобразительного искусства.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в русскую старину.

Работа у нас с вами будет интересной и плодотворной, если у вас будет хорошее настроение.

Какое у вас настроение?

На столе у каждого лежат элементы настроения. Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение сейчас (плохое, безразличное или хорошее).

У большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что и к концу урока оно останется таким же.

2. Основная часть.

Урок начинается с беседы о памятниках народного деревянного зодчества под открытым небом “Каргополье. Художественные сокровища”. Прослеживается взаимосвязь народного творчества и изобразительного искусства.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с родным краем. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Каждое поколение оставляет своим потомкам здания, через века проносящие дух своей эпохи. Постройки переживают своих создателей на десятки и сотни лет и поэтому становятся связью между поколениями. Здания могут поведать нам о социальном устройстве общества, занятиях, быте, привычках, эстетических взглядах людей, их мировоззрении.

Далее учитель переходит к объяснению урока.

Остановимся подробнее на крестьянской избе.

Деревянный мир избы

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово “деревня”.

Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, “на радостном месте”, чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом к дороге, и получилась “у-лица”.

Избы в селах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце они как теплый светящийся мед.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство.

ИЗБА — это слово звучало в древности как “истопка”, “истьба”, то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.

На уроке рассматриваются характерные детали и фрагменты построек северной деревянной архитектуры (причелины и полотенца в украшении крыши, конь, ставни и наличники красных окон).

Работа над рисунком архитектурных деталей сочетается со словарной работой.

Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Бревно на Руси ложили с остатком. Такой способ крепления назывался “в обло” или “с остатком” (чтобы углы не промерзали зимой).

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец.

Основной инструмент – топор.

Двухскатная крыша — шапка здания. Чем выше она, тем легче скатываются с нее снег и дождь.

Окна- очи, глаза, свет.

Лобовая доска — закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.

Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины.

Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз

полотенцем.

Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой — деревянное кружево.

На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку — символическое изображение солнца.

Люди изображали магические знаки- обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения — обереги (птицы, кони). Конь — верный помощник крестьянину. Конь — оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши — конек крыши.

Окна — глаза на лице дома, связь с внешним миром.

На фасадной стене прорубалось одно красное окно — окно большого размера, которое прорезали через несколько венцов и закрепляли вертикальными брусьями — косяками “косящие” или “красные” (красивые).

Окна обрамлялись наличниками — самая украшенная часть избы.

На ночь окна закрывали деревянными ставнями от холода.

Волоковые окна прорезали в двух смежных бревнах и по высоте 30-40 см. Они закрывались дощечками.

Во время обсуждения сложного плана, текста описания фасада русской северной избы обращается внимание на значение отдельных архитектурных деталей в общем облике крестьянского дома — это обрамление фронтона, окон, конька крыши. Разнообразные по размерам и форме, по силуэту и по степени проработки детали фрагменты органично вкомпанованны в общую композицию дома, играют роль своеобразных акцентов, расставленных умелой рукой мастера.

3. Самостоятельная работа.

Учащимся предлагается выполнить общий обрис дома, затем прорисовать архитектурные детали.

Основные части избы передаются простейшими геометрическими фигурами.

Последовательность рисования:

  • фасадная стена;
  • крыша;
  • окна, двери и другие части дома.

Штрихами необходимо отметить основные размеры избы, обозначить линией границу поверхности земли с прямоугольником, высоту избы. Определить количество оконных проемов.

Далее в процессе самостоятельной работы учащиеся заканчивают в цвете выполнение рисунка. Подготовленный эскиз выполнить акварельными или гуашевыми красками. Сначала выполняется в цвете общий обрис дома, затем архитектурные детали (под цвет дерева — коричневый, серый).

Ребятам, которые быстро справятся с заданием, можно предложить дополнить рисунок (деревьями, забором, травой и другими деталями).

Во время самостоятельной работы можно тихо включить русскую народную музыку.

4. Итог урока.

В конце урока организуется выставка рисунков, проходит коллективное обсуждение выполненных работ, отмечают наиболее удачные, качество выполнения рисунков, прорисовка архитектурных деталей, красивые цветовые сочетания. Учащиеся должны полюбоваться своими работами, убедиться, что они смогли передать красоту русской северной избы.

Учащимся задаются вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вам особенно понравилось?
  • Что хотели бы повторить?

Необходимо спросить изменилось ли их настроение к концу работы, поблагодарить за работу.

Приложение 1–2

20.06.2010

urok.1sept.ru

Конспект урока ИЗО на тему » Интерьер русской избы»

Конспект урока ИЗО в 4 классе.

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель: Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома; сформировать понятия духовного и материального; формировать практические навыки работы с художественными материалами.

Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине и народной культуре.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: совершенствовать навыки и умения в украшении предметов.

Регулятивные УУД: развивать внимание и наблюдательность, память, мышление.

Личностные УУД: формирование умения контролировать свою деятельность, делать самопроверку.

Коммуникативные УУД: формировать умение формулировать свои мысли.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции образцов предметов народного быта.

Для учащихся: альбом для рисования, карандаши, ластик, краски, кисточки.

Ход урока.

Этапы урока

Действие учителя

Действие учеников

Примечание

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4.Физминутка

5.Практическая работа

6. Итоги работы.

7.Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята.

-Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Добро пожаловать в мир русской старины!

-За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?

— Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?

— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

— А как на Руси строили дома?

— Правильно.

Русская изба.… С ней мы уже не раз встречались на наших уроках, и вновь возвращаемся к этому образу. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Мы уже знакомы с узорочьем декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы — чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов (слайд 1)

-Но давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище (слайд 2)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей (слайд 2)

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, — гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

(слайд 3) Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

(слайд 4) Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.

(слайд 5) Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали.

(слайд 6) Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.

(слайд 7) Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, — были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный мир.

(слайд 8) Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния. В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

— Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.

(слайд 9) “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица. А что же в ней такое есть. Что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Такой вопрос может задать только человек, никогда не видевший русской печи – отопительного сооружения, популярного на русской земле с начала 15 века. Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печке можно было. Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.

(слайд 10) Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А также рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.

(слайд 11) Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный — от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

(слайд 12) Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.

Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол.

(слайд 13) Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнутся, разогнутся,

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4- руки шире

5 – руками помахать,

6- на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать!

-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

Для этого вам нужно:

  1. Определить где будут расположены пол, стены потолок. (слайд 14, 15, 16)

  2. Затем мы определяем, где располагается окно и предметы мебели.

  3. При выполнении работы в цвете, помните, что внутреннее убранство должно сочетаться, т.е если вы выполнили стены с рисунком, то шторы на окне должны быть без рисунка, и наоборот.

— Вам понравилось наше занятие?

— О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

— Что нового вы узнали о избе?

— Ребята, сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте лежат смайлы, но неизвестно какое настроение у этих смайлов, подрисуйте улыбку, если вы довольны, и улыбку наоборот, если вы не довольны своей работой.

Приветствуют учителя

— О русском доме, избе.

— Дома строили прочными, крепкими.

Слушают учителя и смотрят презентацию по теме урока

“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”

Выполняют упражнения, повторяя за учителем

Показ слайдов

Демонстрация последовательности выполнения работы.

Учитель выставляет оценки за рисунки.

infourok.ru

Как нарисовать избу поэтапно

Каждый современный человек должен обязательно где-то жить: в квартире или в доме… По-разному назывались раньше и называются сейчас жилища человека. Среди таких названий можно вспомнить: дом, хата, курень, чум, шалаш, яранга, вигвам, квартира и другие. Но есть еще одно, старинное русское название жилища человека. Это — изба. Избы строились на Руси из бревен,так называемые бревенчатые избы. Промежутки между бревнами прокладывались специальными распушенными веревками или травами (для утепления), чтобы не задувал ветер. Искусные умельцы раньше могли строить избы без единого гвоздя. Но для этого надо было долго учиться у опытных мастеров. Избы часто присутствуют в русских народных сказках и былинах. Давайте поучимся поэтапно рисовать избу на нашем сайте.

Этап 1. Вначале, как обычно рисуем вспомогательные линии нашей будущей избушки. Прямая линия земли, на которой стоит изба, от нее вверх отходят на небольшом расстоянии две прямые черты. Их мы пересекаем линиями крыши, скрещивающимися между собой. В избе будут два оконца — это квадраты или небольшие прямоугольники.

Этап 2. Под избушкой рисуем удлиненную вытянутую вдоль замкнутую кривую. Это будет потом зеленая лужайка, на которой стоит наще жилище.

Этап 3. Теперь по бокам избушки по прямым линиям стен рисуем круги с завитками. Это срубы бревен, из которых строится это жилище. А завитки на срубах — это линии на поперечных спилах. Бревна идут под самую крышу.

Этап 4. Сейчас нарисуем крышу. Вдоль перекрещивающихся верхних прямых линий рисуем контуры обструганнх двух бревен. Они образуют саму крышу, поднятую вверху и опущенную к стенам.

Этап 5. На одной стороне крыши прорисуем немного виднеющуюся трубу, из которой будет выходить печной дым. Так же здесь же рисуем окошки. Покажем их деревянные рамы .

Этап 6. Займемся немного украшательством нашей избушки. Вокруг оконных рам нарисуем красивые створки. Они вырезаны из дерева и образуют узорчатое обрамление наших окон. По бокам каждого окна по две створки, которые, обычно, закрываются на ночь.

Этап 7. Теперь горизонтальными линиями нарисуем бревна, из которых состоит наша изба. Проводим их от одной стороны к другой.

Этап 8. Рядом с избушкой нарисуем заборчик. Он состоит из прямых линий — досок. Линии располагаем часто. На заборе возле изб обычно висели горшки и чугунки — посуда для приготовления пищи в печи.

Этап 9. Изобразим вторую часть заборчика с другой стороны.

Этап 10. Сейчас соединим все вертикальные доски забора поперечными линиями наподобие лесенки. Тут же удалим все ненужные линии, оставим только основные линии рисунка.

Этап 11. Раскрасим нашу избушку. Цвет бревен избы, крыши, окон — коричневый разных оттенков. Забор тоже темный. Лужайка зеленая. Вот и получилась у нас сказочная избушка. Возле нее вы можете нарисовать разных зверей или персонажей сказок.

ПОХОЖИЕ УРОКИ

vserisunki.ru

Традиционный интерьер русской избы

Цель урока: создать условия для обобщения знаний детей о декоре предметов быта и традиционном интерьере крестьянской избы.

Задачи урока:

создать условия для формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметов быта;

показать связь между интерьером крестьян прошлых столетий и современным интерьером.

Воспитывающая роль урока. Развитие интереса к внутреннему миру человека, освоение художественного наследия русского народа, его традиций.

Оборудование для детей: кисти, краски, фломастеры, бумага белая.

Оборудование для учителя: слайды и фотографии интерьера русской избы, иллюстрации из детских книг, предметы народного быта из школьного музея, музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

Введение в тему урока.

С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них развивалось в деревянной избе. Оказывается, в таких избах жили не только сказочные герои, но и крестьяне несколько сотен лет назад.

Наша жизнь изменилась, изменился и интерьер нашего дома.

А почему мы на уроках истории, литературы, изо продолжаем изучать историю, культуру, быт нашего народа?

Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. И эти традиции мы с вами должны знать и чтить.

Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока

Что такое интерьер? Изба?

— Давайте полюбуемся красотой русской избы. – Просмотр фильма

Что из фильма вы узнали о русской избе?

Что такое конёк?

Какие были окна?

Как выглядел вход в избу?

Что такое Матица?

Теперь давайте внимательнее рассмотрим внутреннее убранство крестьянского дома.

Изба-вселенная

Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Мы уже знаем, что в глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной — с небом (Правь), землей (Явь), «нижним миром» (Навь) и сторонами света. При этом со сторонами света связывались определенные понятия. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, «красную» весну, полдень, «красное» лето, жизнь, тепло. На юге располагалось Мировое Древо, близ вершины которого помещался Ирий — обитель Богов, света, добра. Напротив, запад и север прочно ассоциировались с «гибелью» солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными богами.

Праславяне (руководствовавшиеся древними знаниями о законах природы, «Явь” (мир материальный), «Навь” (мир прототипный), «Правь” (мир формирующий) и «Славь” (мир творящий) – (четырехуровневая структура мироустройства) – славили «Правь”, жили по Правде и назывались – православные.

Всякий разумный человек стремился расположить и обустроить свое жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти, холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету. Избы славян были непременно обращены дверью на юг. Понятно теперь, что причина за этим крылась более глубокая, нежели просто желание осветить жилище.

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба.

Какой материал использовали крестьяне для строительства дома?

(Дерево.)

— Все здесь кроме печи деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.

Некрашеное дерево излучает приглушенно-золотистый цвет.

Как вы думаете, что самое важное в избе? (печь)

Печь в ту эпоху ставили в противоположной от входа стороне. То есть там, откуда в любой миг могла подкрасться беда: холод, мрак, зло. Печь ставили в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, а может быть, даже и первым; не случайно же родилось в народе выражение «начать от печки», то есть с самого начала.

Какие русские сказки, где встречается русская печь, вы знаете?

В каких случаях он упоминается?

Какую роль печь играла и играет сейчас?

Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!»

Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи.

Обратите внимание на ее форму, отдельные детали.

Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.

С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Печь в избе располагалась возле двери.

Красный угол (он же «большой», «святой», «Божий») — располагался в южной и юго-восточной части помещения, в переднем углу избы. Это было непреложное правило. «Краше ясного солнца, яснее ясного месяца — красный угол». Его еще называли большой, святой. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные вышитыми полотенцами.

Красный угол обращен был к юго-востоку. Он принимал первые лучи утреннего солнца.

Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.

Символическое значение красного угла

Как жилое помещение православного христианина считается символом пра вославного храма, так и красный угол рассматривается как аналог алтаря. Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Ребята, какие предметы, вещи находились в крестьянской избе?

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки скамьи, посудные полки, полати.

Скамьи и лавки

Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная.

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали — на лавку или на скамью.

Обеденный стол

Непременным элементом новоселья поныне остается застолье. Традиция собираться вместе за столом уходит корнями в далекое, дохристианское прошлое. Каждый предмет, поставленный на стол наших предков, имел особое обрядовое значение и никогда не появлялся случайно.

Застольный этикет наших предков был очень строг. Сидеть за столом и вести себя нужно как в церкви. Каждый имел свое место за столом. Во главе стола — хозяин. Вставать на столешницу считалось святотатством, избегали класть на нее предметы, не относящиеся к еде. Стол — это ладонь бога, протянутая человеку. Хлеб и соль ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Перед едой молились, во время трапезы сидели чинно, о пустяках не разговаривали.

Посуда на столе

Как вы думаете, из какого материала была изготовлена посуда крестьян? Она изготовлена была из дерева и глины. Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.

На обеденный стол крестьянина ставилась большая чаша — одна на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Ели деревянными ложками. Народные мастера создавали из дерева удивительные по красоте формы чаши, тарелки, блюда, украшали их резьбой и росписью.

Братина, солоница, ковш

С чем можно сравнить ковш? Ковши имели образ ладьи, коней, птиц. Их форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали яркий образ.

Центральное место на праздничном застолье занимали ковши, вырезанные в форме ладьи или плывущей птицы. В них подавали мед, пиво, квас. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам. Такими же древними, как ковши, по происхождению были братины.

Поразительно разнообразие форм солониц и богатство их декора. На Руси известны были два типа солониц: на севере (в Архангельской и Вологодской губерниях) их резали в виде плывущей птицы. Крышка находилась на спинке и отодвигалась. В Центральной России и Поволжье форма солоницы напоминала стульчик. Все они богато украшались резьбой или цветной росписью. Солоница входила в приданное невесты, никогда не продавалась и переходила по наследству от матери к дочери.

Печатные Пряники

Если солоница, преобразовавшись в стандартную солонку, все же сохранила свое значение в наших домах, то о печатных пряниках мы давно уже забыли. А ведь без них не обходилось ни одно застолье. Пряники подавались как к царскому, так и к крестьянскому столу, их дарили в знак любви, уважения, чести. Пряничные доски очень высоко ценились. Печатными пряниками славились Москва, Тверь, Городец, Вологда, Великий Устюг. На пряничных досках изображали птицу — Сирин, коня, льва, Древо жизни, деву-русалку. Образ русалки, как и образ коня, олицетворявшего у славян бога Солнца, пришел в народное искусство из глубокой древности, когда наши предки трепетали перед силами природы: ветром, дождем, солнцем, — и поклонялись водам и лесам, населяя их мифическими существами.

Приходили к застолью не с пустыми руками: все несли хлеб-соль, чтобы он никогда не переводился на новом столе, чтобы не оскудела «Божья ладонь».

Сундуки

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Мастерили их из дерева, обшивали железными

полосками для прочности.

Около печи укрепляли деревянный настил – полати, на которых спали.

Под потолком шли полавошники – полки, на которых располагалась крестьянская утварь.

Батюков Исаак Полиевктович «Жанровая сцена. Разговор у сундука», 1893. Холст, масло

Рубель, вальки.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Прялка

Особое место в каждом доме занимал еще один предмет, который сопровождал девушек и женщин на протяжении всей её жизни. Что это? (прялка)

«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

Константин Маковский «Барышня у окна», «За прялкой (портрет дочери Ольги)»

Прялка была не только орудием труда , но и произведением искусства. Её украшали резьбой, росписью. Прялка был подарком. Здесь творческая фантазия не знала границ. И среди прялок, сохранившихся до наших дней нет ни одной одинаковой. Прялка состоит из лопасти, ножки и донца.

«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней» —

Писал Александр Сергеевич Пушкин.

По полу тянулись радужные, домотканые половики или дорожки. Половики и впрямь напоминали по своей форме дорогу, стелющуюся по земле.  

Интерьер избы отличается простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Особое значение придавалось самому первому гостю. Первым человеком, заглянувшим в новую избу, обязательно должен быть кто-то домовитый, хозяйственный, добрый и щедрый — ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого все валится из рук.

Окончательно освоенной «освященной», полностью «прирученной» и обжитой изба считалась лишь после того, как в ней совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба. Именно к этим моментам языческого освещения в позднейшую эпоху приурочивали и христианское освещение, происходившее, таким образом, иногда через несколько лет после постройки избы. Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».

Повторение  Рассмотрите убранство деревенского дома, какие предметы вы видите? Каким целям они служили?

 Постановка задачи перед учащимися на следующий урок. Варианты работы

В альбоме нарисовать убранство русской избы (альбом краски, цветные карандаши, кисточки, стакан для воды, клеёнка или одноразовая скатерть, тряпочку)

В парах в технике наклеивания отдельных предметов на лист, выполнить интерьер русской избы (ножницы, клей, цветная бумага, карандаш, альбомный лист, фломастеры)

Возможен вариант – слепить убранство дома из пластилина (пластилин, доска, тряпочка)

videouroki.net

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) на тему: конспект урока «Интерьер русской избы»

     Урок по ИЗО на  тему «Убранство русской избы». VII класс.

                              Тема рассчитана на два урока

                            Автор:Суворова Зоя Константиновна, учитель ИЗО

      Используемый учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А.,Островская О.В.; Москва «Просвещение» 2003.

         Вид занятия: Бинарный урок (двойной урок).

         Тип урока: Изучение нового материала.

         Используемая модель: Модель 1.

         Цель урока:  Познакомить учащихся с интерьером русской избы.

         Задачи урока:

  1.Сформировать у учащихся образное представление об организации и                               мудром устроении внутреннего пространства избы.

  2. Дать представление о быте русских крестьян XVII-XVIII веков.

  3. С помощью рисунков закрепить полученные знания.

  4. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.

                 

         Обеспечение урока:

 Для учителя. 1)  Репродукции образцов предметов народного быта.

2) Выставка литературы: «Русская изба» Н.И. Кравцов; Т.Я. Шпикалова «Народное творчество»; Учебник за 8 класс; журнал «Народное творчество» (1990г., №2).

3)Демонстрационный ПК.

Для учащихся. Альбомы. Карандаши, резинка, краски (акварель, гуашь). Рабочая тетрадь по ИЗО.

         План урока:

  1. Орг. часть – 1-2 минуты.
  2. Сообщить  цели и задачи нового материала – 1-2 минуты.
  3. Рассказ учителя «Быт крестьян».
  4. Практическая работа. Рисование интерьера избы.
  5. Итог 1 урока.
  6. Работа в цвете.
  7. Итог 2 урока

I.Организационный момент

Установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщить цели и задачи нового материала.

II. Рассказ учителя «Быт крестьян»

 рис. 1.Внутренний вид избы.

  С давних времён мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа.

  Давайте поднимемся на красное резное крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. Обычно на крыльце хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

  Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, дымом, кислого теста.

  Все в избе, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные  к ним лавки, полки-полавошники, протянувшиеся вдоль стен, ниже потолка- полати, обеденный стол, стольцы (табуреты для гостей), нехитрая домашняя утварь. Обязательно висела колыбель для ребенка. Умывались из лохани.

   рис. 2.

 

Интерьер избы разделен на зоны:

  • При входе в избу, слева расположена русская печь.

 рис. 3. Русская печь

-какую роль играла печь в жизни крестьянской избы?

  Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

  Посмотрите, как важно разлеглась в избе белая громада печи. Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки.  

   Рядом в углу стоят ухваты и деревянная лопата для выемки из печи хлеба. Рядом на полу стоит деревянный ушат с водой. Рядом с печью,  между стеной и печкой, находилась дверка в голбец. Считалось, что за печкой,  над голбцем живет домовой – покровитель семьи.

  Пространство около печи служило женской половиной.

 рис.4. Красный угол

  В переднем правом углу, самом светлом, между окнами располагался красный угол, красная скамья, красные окна. Это был ориентир на восток, с которым соединялось представление крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заговорами. Это было самое почетное место – духовный центр дома. В углу, на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах,   украшенные вышитыми полотенцами и пучками трав. Под образами стоял стол.

В этой части избы происходили важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу.

  •   От дверей,  вдоль печи устраивалась широкая лавка, на которой сидели зашедшие соседи. На ней  мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д.. На ней спал старый хозяин дома. Это – мужская половина.
  •   Над входом, в полкомнаты под потолком, около печи укрепляли деревянные полати. На полатях спали дети.
  •   Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно, на нем женщины ткали шерстяные и холщевые ткани, половики (дорожки).
  •   Около дверей, напротив печи стояла деревянная кровать, на которой спали хозяева дома.

 рис.5.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Её обычно делали из дерева или плели из лозы. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Когда спускались сумерки, жгли лучину. Для этого служил кованый светец.

  рис. 6.

  Во многих северных деревнях Урала сохранились дома с расписными интерьерами. Посмотрите, какие диковинные кусты расцвели.

III. Практическая работа.

  Учащимся предлагается выполнить эскиз карандашом интерьера русской избы.

  1. Рассматриваются различные виды интерьера  избы:  

 

                           

Объяснение о построении интерьера избы на примере разных вариантов.

 а)                                                      б)                                                     в)

VI. Повторение с учащимися пройденного материала.

  Таким образом, мы подошли к следующему разделу нашей темы  «Убранство русской избы». Сейчас все стараются возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять и изучить. И первый вопрос классу:

  1. Что представляет из себя внешний вид избы?
  2. Какой основной материал использовался при строительстве избы?
  3. Какие природные материалы использовались при изготовлении посуды и предметов быта?
  4. На какие зоны был разделен интерьер избы?
  5. Какие правила вы применяли при построении интерьера избы?
  6. Какие загадки и поговорки вы знаете по теме «Русская изба?»

  («Два братца глядятся, а вместе не сойдутся» (пол и потолок)

     «Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постель» (бревна в стене избы)) ит.д..

II урок.

VII. Продолжение практической части  — рисование интерьера в цвете.

 Цвет при раскрашивании используются все оттеки коричневого, охры,. Этапы рисования в цвете:

  1. Раскрашиваем стены разными оттенками коричневого цвета.
  2. Раскрашиваем пол и потолок другим оттенком охры.
  3. Стекла в окне – серым.
  4. Мебель – следующим оттенком коричневого.
  5. Далее раскрашиваются предметы быта.
  6. Печь можно раскрасить светло-серым, светло- светло-коричневым.

VIII. Выставка детских работ. Анализ.

  Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место. Предлагается самим учащимся проанализировать свои работы. Используя наводящие вопросы:

  1. Что вам хотелось показать в своей работе?
  2. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?
  3. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
  4. Применяли вы в своих работах законы перспективы?
  5. Ваши впечатления от данной работы?

Оценка учителя. Мне понравилось, как вы работали, понравились ваши работы по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян.

 

IX. Завершение урока и задание на дом.

  В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке.

  В конце урока звучит народная музыка.

nsportal.ru

Как нарисовать деревню 🚩 домик в деревне рисунки 🚩 Гуманитарные науки

Поля и леса


Положите лист горизонтально. Вам нужно передать большое пространство, ведь деревня окружена полями и лугами. Проведите горизонтальную линию примерно посередине листа. Впрочем, линия горизонта может находиться чуть выше или чуть ниже, в зависимости от того, какие именно строения вы собираетесь рисовать. За деревней может находиться, например, лес. Над линией горизонта проведите кривую линию. Проще всего прорисовать ее зигзагами разной высоты, ведь вершины деревьев имеют разную высоту.
У елок вершины острые, у остальных деревьев – более скругленные, так что рисовать их лучше, чередуя зигзагообразные и волнистые отрезки.

Дорога


Через деревню к лесу уходит дорога. Поблизости от зрителя она широкая, но по мере удаления сужается, а у горизонта может даже сойтись в одну точку. Дорога, как правило, имеет две колеи, посередине находится полоска травы. Деревенская улица может быть неровной – то холм, то впадина. Если вы рисуете холм, ширина дороги по мере приближения к его вершине почти не меняется. На краю впадины линии обрываются, а если виден противоположный склон, на нем колеи находятся значительно ближе друг к другу.
Дорога не обязательно должна быть прямой, можно нарисовать ее дугой. Но в любом случае дальняя ее часть будет уже той, что ближе.

Дома и заборы


По обеим сторонам дороги наметьте контуры домиков. Рисуются они довольно просто: квадрат или горизонтальный прямоугольник, а сверху – треугольная крыша. Дома лучше расположить фасадами к зрителю. Посередине передней стены наметьте положение окна. Наметьте, где будут заканчиваться ставни и наличники. Края наличников могут быть прямыми или иметь более сложную и причудливую конфигурацию. Длинными горизонтальными линиями прорисуйте бревна. Несколько домиков могут стоять под углом – тогда боковые части их крыш выглядят как ромбы. Вркруг деревенских домов обычно растут кусты. На данном этапе это просто белые пятна, ограниченные контуром произвольной формы.

Трава, деревья, колодец и обитатели


У каждого деревенского дома обязательно есть несколько деревьев, но не таких, как в соседнем лесу. Нарисуйте ствол – это просто две не очень ровные параллельные линии. Верхняя часть ствола закрыта кроной, которая представляет собой неправильное округлое пятно. Траву рисуйте зигзагообразными штрихами разной длины. Кстати, в разных частях рисунка штрихи могут иметь разное направление. Можно нарисовать несколько характерных для деревни объектов – например, колодец. Это может быть просто прямоугольник с поперечными полосками. Но можно сделать и колодец с треугольной крышей, и с журавлем – нижняя стойка представляет собой узкую полоску, верхняя часть, тоже полоска, располагается к нижней под тупым углом.

www.kakprosto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *