cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Имя прилагательное часть речи – Имя прилагательное как часть речи – что обозначает, его роль и как определить

Конспект «Имя Прилагательное как часть речи»

Имя прилагательное как часть речи

Раздел кодификатора ОГЭ: 4.1 Самостоятельные части речи.


Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, что определяет зависимость его основных категорий (рода, числа и падежа) от рода, числа и падежа имени существительного.

Понятие признака охватывает множество самых разных значений: цвет (зе­лёный, синий), величину (большой, маленький), протяженность (длинный, ко­роткий), пространственные и временные отношения (прибрежный, вечерний), материал (шерстяной, бронзовый), принадлежность (мамин, дядин), внутренние и внешние качества (умный, худой) и др.

Имя прилагательное как часть речи. Признаки

Начальная форма имени прилагательного — именительный падеж един­ственного числа мужского рода.

Синтаксическая функция: определение или именная часть сказуемого (в крат­кой форме), реже — другие члены предложения.


Все конспекты уроков по теме «МОРФОЛОГИЯ: Имя прилагательное»:

 

Разряды имён прилагательных (краткий обзор)

Качественные прилагательные:
1. Имеют степени сравнения (светлее, светлейший).
2. Имеют краткую форму (светлая — светла).
3. Образуют наречия (светло).
4. Могут образовывать (путём повтора слова) сложные прилагательные (синий-синий).
5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не-(недобрый).
6. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкатель-ным суффиксом (миленький).
7. К ним можно подобрать синонимы и антонимы (поразительный — удивительный, дивный, потрясающий; хороший — плохой, добрый — злой).

Относительные прилагательные обозначают признаки предмета, которые проявляются через отношение к другому предмету (шерстяной — из шерсти, приморский — около моря, осенний — относящийся к осени).

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности предмета лицу (отцовский дом) или животному (кошкин дом) и отвечают на вопросы: чей? чья? чье? чьи?

 


Переход прилагательных в существительные
(СУБСТАНТИВАЦИЯ)

1. Имена прилагательные могут переходить в существительные: военный парад (прил.) — красивый военный (сущ.). Такие существительные (субстантивированные имена прилагательные) называют:

  • лицо: рабочий, служащий;
  • помещение: столовая, детская;
  • блюда, напитки: заливное, шампанское;
  • документы: проездной.

2. Имена существительные, образованные путем перехода из прилагательных:

  • принадлежат к определенному роду: рабочий (м. р.), прачечная (ж. р.), шампанское (ср. р)
  • не согласуются с существительными
    , а имеют при себе согласованные определения: добросовестный рабочий, новая прачечная
  • имеют окончание прилагательных и склоняются как прилагательные (адъективный тип склонения): учёный, учёного и т. д.
  • в предложении могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением.

Конспект урока «Имя прилагательное как часть речи».

Следующая тема: «Степени сравнения прилагательных»

 

uchitel.pro

Учебно-методический материал по русскому языку по теме: Имя прилагательное как часть речи

Название, характеристика

Сравнительная

превосходная

показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом.

показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому — либо признаку.

Образование степеней сравнения

простая

составная (сложная)

простая

составная (сложная)

Образуется: основа начальной формы прилагательного + суффиксы: -ее- (-ей), -е—ше) 

Например: 

красивый – красивее, умный – умнее, холодный – холоднее;
большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
старый – старше, молодой – младше.


Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.

Например: 

Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Образуется: начальная форма прилагательного + более, менее

Например: более (менее) глубокий,  более (менее) жёсткий, более (менее) сладкий, 

Образуется : основа прилагательного + суффиксы -ейш-, -айш-
Например: 

глубочайший, редчайший, ближайший, умнейший
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Например:

Хороший – лучший,

плохой – худший.

Для усиления проявления признака может использоваться  приставка наи-

Например: наилегчайший, наистрожайший

Образуется:  

1) Начальная форма  прилагательного + частицы самый, наиболее и наименее.
Например: 

Маленький – самый маленький, наиболее маленький, наименее маленький,

умный – самый умный, наиболее умный, наименее умный.

2) сравнительная степень прилагательного + всех, всего

Например:

Светлее всех, глубже всего

Как изменяются

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний.

Второе слово (прилагательное в полной форме) изменяется по родам, числам и падежам.

изменяется по родам, числам и падежам

изменяется по родам, числам и падежам

Синтаксическая роль

В предложении они бывают сказуемым.

В предложении бывают сказуемым или определением

Например:

1) В этом году зима более снежная, чем в прошлом.

2) Домой мы возвращались по более широкой дороге.

Чаще всего в предложении бывают определениями

Чаще всего в предложении бывают определениями

nsportal.ru

«Имя прилагательное как часть речи». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

#}

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Повторить и обобщить знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Формировать у учащихся мотивацию к самообразования, навыков самообразования, умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
  • Наглядные пособия: картинки зайца, медведя, лисы в цвете и без цвета.
  • Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и работе в парах.
  • Рейтиг-листы.

Ход урока

I. Организационный момент

(Слайд 2)

— Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?

— Чем мы будем заниматься на уроке?

(Слайд 3)

— Рассмотрите рейтинг-лист. В столбик записаны этапы работы на уроке. А в строке формы работы. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. На каждом этапе будете сами себе выставлять не оценку, а количество баллов. В конце урока подсчитаете баллы. Определенное количество баллов соответствует оценке, которую вы получите за урок. Максимальное количество дано в таблице.

(Приложение 1)

II. Определение темы и сообщение целей урока

1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд 4)

Класс делится на 3 группы

Отгадайте загадки.

1 группа:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая — для лета,
Шуба для зимы — другого цвета. (Заяц.)

2 группа:

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3 группа:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост — краса.
Кто ж это?… (Лиса.)

(Слайд 5, 6, 7)

— Я знаю вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.

Какие слова вы использовали? Какую часть речи?

2. Игра “Кто больше?” (Слайд 8)

— Обменяйтесь тетрадями;

— Проверьте написанное;

— Подсчитайте баллы (за каждое верно написанное слово получаете 1 балл)

Выставление баллов

(Слайд 9)

Вывод: — С какой целью используются в речи имена прилагательные?

(Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)

Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное”

Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.

III. Работа над темой урока

1. Определение роли имени прилагательного в тексте (Слайд 10)

Работа в парах по карточке №1 — Что такое имя прилагательное?

Карточка №1 (Приложение 2)

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

Полдень. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружит ласточка. Со свистом проносятся стрижи.

Жаркий полдень. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружит белогрудая ласточка. Со звонким свистом проносятся стрижи.

(Слайд 11)

Заполните карточки.

1. Текст №2 отличается от текста №1 словами

_________________________________________________________

2. Эти слова делают текст_________________________________

_________________________________________________________

Они отвечают на вопросы__________________________________

4. Они связаны со словами___________________________________

_________________________________________________________

5. и обозначают их________________________________________

Проверка (Слайд 12)

Вывод (Слайд 13)

— Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное — часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета

.)

Выставление баллов —  мак. 5 баллов.

2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.

Упражнение “Магазин”. (Слайд 14)

Учитель диктует существительные.

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.

— Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.

Проверка

ОВОЩНОЙ,

КНИЖНЫЙ,

ОБУВНОЙ,

ХЛЕБНЫЙ,

МЕБЕЛЬНЫЙ,

СПОРТИВНЫЙ

(Слайд 15)

— Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.

— Как называется эта часть слова? (суффикс)

Выставление баллов — макс. 5 баллов

3. Лексическая работа

Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)

— Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)

— Для чего они нужны в нашей речи?

Учитель диктует имена прилагательные:

КРИВОЙ,

ДЛИННЫЙ,

ГОРЯЧИЙ,

СЫТЫЙ,

ГРУСТНЫЙ

Учащиеся записывают слова с противоположным значением:

ПРЯМОЙ,

КОРОТКИЙ,

ХОЛОДНЫЙ,

ГОЛОДНЫЙ,

ВЕСЕЛЫЙ

Проверка на слайде

Выставление баллов — макс. 5 баллов

Физкультминутка

Определение синтаксической роли прилагательных.

1. Самостоятельная работа по карточкам. (Слайд 18)

— Прочитайте текст.

— О каком времени года говорится в этом тексте?

— С какой частью речи в предложении связано имя прилагательное?

— Найти и подчеркнуть словосочетания прилагательного и существительного.

Карточка №2 (Приложение 2)

Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше…

(По К. Паустовскому.)

— Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении.

— Выписать и разобрать 1 предложение.

— Один ученик работает у доски.

Вывод: Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)

Выставление баллов — 1 зад. 5 даллов

2. Словарно-орфографическая работа

Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.

Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 19)

— На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.

— Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.

Г…СТИНИЦА,

В…ЛНЕНИЕ,

ЗАГР…ЗНЕНИЕ,

БЕЗГР…НИЧНЫЙ

(“Безграничный” — это прилагательное, остальные слова — существительные.)

А…УРАТНЫЙ,

ВЕСЕ…ИЙ,

СУ…ОТНИЙ,

СО…НОВЫЙ.

(“Сосновый” — в этом слове пишется одна буква, в остальных словах — удвоенная согласная.)

3)

НЕЛО.. .КИЙ,

ЛЕ.. .КИЙ,

КРЕ…КИЙ,

ОБРА.. .ЦОВЫЙ.

(“Крепкий” — здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)

Проверка

Выставление баллов –

  • 1 задание — 3 балла
  • 2 задание — 4 балла
  • 3 задание — 5 баллов

Закрепление

Контрольный тест Слайд 20, 21)

1. Что такое имя прилагательное?

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы…

а) какой? какая? какое? Какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

а) Имя существительное.

б) Глагол

в) Имя прилагательное

4. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) С глаголом.

б) С именем существительным

в) С местоимением

5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

а) главным

б) второстепенным

6. Укажите имена прилагательные

1) замечаешь

2) оранжевый

3) насекомое

4) рукоятка

5) великий

6) сказуемое

7) любимый

8) смолистый

9) больше

(Слайд 22)

Проверка на доске:

1) 6

2) а

3) в

4) 6

5) 6

6) 2, 5, 7, 8

Выставление баллов — мак. 6 баллов

VI .Итог урока (Слайд 23)

— Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ? Помог ли наш урок ответить на этот вопрос?

— Подсчет баллов. Выставление оценок.

— Рефлексия на рейтинг – листе. (Слайд 24)

1. Не понял.

2. Понял все.

3. Понял все и могу рассказать.

4. Понял все и могу научить.

Дополнительное творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 25)

Карточка №3 (Приложение 2)

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

___________________

___________________

9.03.2013

urok.1sept.ru

Имя прилагательное как часть речи

Разделы: Русский язык

Класс:

#}

Класс: 5

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

  • Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
  • Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
  • Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Ход урока

1. Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, подписываем число (тринадцатое апреля), классная работа. Строчку, где должна быть записана тема, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать сами.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б всё на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою на рассвете умываться,
И зелёным-презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Жёлтым. Синим. Красным.
Пусть же всё на свете будет
Удивительным и разным.

Скажите, ребята, а чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом поможет? Почему?

Молодцы! Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Как она будет звучать, какие есть варианты?

Замечательно! Запишите тему в тетради «Имя прилагательное как часть речи». (Я пишу на доске).

Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне слова).

Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).

2. Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Всё, к чему прикасается прилагательное, преображается удивительным образом. Был, например, гриб. Попробуйте его описать.

А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кистью. Каким стал гриб? (Красный, ядовитый, несъедобный, яркий, нарядный, заметный).

Мы сейчас назвали приметы (или черты), по которым признаем мухомор. Что же обозначает имя прилагательное? (признак предмета).

Обращаемся к карточкам, которые лежат у каждого на парте. Прочитайте предложенные примеры и определите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Чтобы правильно выполнить это задание, я предлагаю вам посовещаться в парах и прийти к единому мнению.

И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой).

Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
(И. Токмакова).

Правильно, вопросы какой, чей.

А сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль». Обратите внимание, как недалёкий Митрофанушка объясняет, что такое имя прилагательное. (сценка)

Ребята, а вы как думаете, к чему прилагается имя прилагательное? (К существительному).

Чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, попросим Надю П. рассказать нам сказку, да не простую, а грамматическую.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе — и дружба!

Скажите, ребята, как вы поняли эту сказку? Имя прилагательное согласуется с именем существительным. Что значит согласуется, подберите однокоренные слова. (соглашение, согласен).

3. А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, записанным на доске, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ.

 КАФЕ, КОФЕ, КОЛЬРАБИ, ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, МОЗОЛЬ.

4. И ещё один очень важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное. На доске (и задание №2 карточки) записано предложение, в котором вам нужно найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Посовещайтесь в парах и подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Свежий воздух тих и прозрачен.

Да, действительно, имена прилагательные являются определениями и сказуемыми.

5. Физкультминутка.

Упражнение для рук и головы.

Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Попробуем — ночь, ночной.

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, синева, летают, умный, разноцветные, мальчики, играют, радостные. (дети хлопают в ладоши).

А теперь встали, и Лена К. предложит вам небольшую разминку.

Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

6. А поскольку мы отдохнули, то сейчас я предлагаю вам выполнить задание №3. Вместо пропусков вы вставляете нужные слова или словосочетания и, таким образом, у нас появится готовое правило об имени прилагательном.

Имя прилагательное — это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________.

Зачитайте, что у вас получилось.

А теперь откроем учебник на стр.93-94 и сравним правило с нашим выводом.

Читаем по пунктам и разбираем, все ли признаки прилагательного мы назвали?

7. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления — 5 место. Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, попросим Артёма Р. рассказать о происхождении слова прилагательное.

Прилагательное (лат.) — «нечто прибавленное, приложенное». Дословный перевод с греческого языка — эпитет.

С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто объяснит, что это такое? Правильно, это яркое образное определение. Так где чаще всего используются прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту — стихотворению С. Есенина: см. задание №4)

А кругом роса жемчужная
Отливала блёстки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.

Какую картину природы вы себе представили? Как вы понимаете эпитеты роса жемчужная, озеро серебряное, блёстки алые?

То есть использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

8. А сейчас, ребята, очень ответственная работа! См. задание №5. (читаю текст). Вам предложен текст. Тем, у кого карточка жёлтого цвета, нужно вставить на месте многоточий необходимые по смыслу прилагательные, для этого вы используете примечание и прилагательные можете взять оттуда. У кого карточка зелёного цвета, прилагательные, которые нужно вставить, придумываете сами, а у кого карточка фиолетового цвета, необходимо самим вставить прилагательные и текст озаглавить, но чтобы в названии тоже было имя прилагательное.(Смотри Приложение1)

9. А сейчас, поскольку урок близится к концу, скажите, что нового вы узнали об имени прилагательном как части речи?

Внизу карточки нарисуйте смайлик как результат вашей сегодняшней работы (всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?)

Улыбка — всем доволен и всё понял, недовольное лицо — остались вопросы.

Оценки.

10 Домашнее задание: учить стр.93-94, упр. 822 или сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном (на отдельном листке).

14.12.2011

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *