cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

И ы после ц 5 слов – Правописание «И» и «Ы» после «Ц»

Правописание «И» и «Ы» после «Ц»

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишет­ся в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. в корне слов:

  • цитата
  • цифра
  • цинга
  • цирк
  • бацилла
  • нарцисс
  • пациент
  • дисципли­на
  • панцирь и т. д.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка пишут­ся с бук­вой «и» после «ц» в корне.

Исключением явля­ют­ся сло­ва, в корне кото­рых после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

  • цыган
  • цыплё­нок
  • на цыпоч­ки (цыпоч­ках)
  • цыц

Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Понаблюдаем:

  • цыган­ский табор;
  • смуг­лая цыган­ка;
  • весе­лый цыганё­нок;
  • петь по-цыган­ски;
  • цыпля­чий пух;
  • наша цыплят­ни­ца;
  • гром­ко цыкнуть;
  • не надо цыкать и др. 

Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фра­зу:

Цыган встал на цыпоч­ки и ска­зал цып­лён­ку: «Цыц»!

2. Буква «и» пишет­ся в заим­ство­ван­ных сло­вах, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция:

  • инспекция
  • демон­страция
  • репе­тиция
  • ком­по­зиция
  • интел­ли­генция
  • план­тация
  • интуиция

Буква «ы» после «ц»

Выбор бук­вы «и» или «ы» после «ц» зави­сит от места в сло­ве и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы лек­се­мы. Буква «ы» пишет­ся в основ­ном после «ц» не в корне, а в дру­гих мор­фе­мах:

1. в окон­ча­ни­ях слов:

а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • воз­ле гра­ницы
  • у таб­лицы
  • две посло­вицы
  • мимо око­лицы
  • у моей при­я­тель­ницы
  • умницы
  • уст­рицы
  • голубцы
  • птицы

б) у при­ла­га­тель­ных

  • широ­ко­лицый
  • куцый
  • блед­но­лицый

2. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных:

  • сест­рицына шаль;
  • импе­ра­трицын трон;
  • яще­рицын хвост;
  • пле­мян­ницын теле­фон;
  • лисицына нора;
  • курицыно гнез­до;
  • синицыно перо;
  • куницын мех.

Образец рассуждения

Видеоурок «Написание букв «И» или «Ы» в разных частях слова»

russkiiyazyk.ru

Буквы ы — и после ц

Дата: 11.08.2012 Автор: Dictread Тема: Правописание гласных и согласных в корне

Птицы, улицы, волчицы, гусеницы, гостиницы, единицы, лестницы, мельницы, ровесницы, сверстницы, чернильницы, молодцы, пальцы, огурцы, братцы.

Нора волчицы, пение синицы, след лисицы, посев пшеницы, письмо сверстницы, строительство столицы, ответ ученицы, совет учительницы, хвост ящерицы, уезжать из станицы.

Куцый, бледнолицый, Птицын, сестрицын, Лисицын.

Цыпленок, цыган, цып, цыпочки.

Циркуль, цинк, цитрусовый, мотоцикл, цирк, антрацит, цикл, циник, медицина, дефицит.

Циклон, цитата, дисциплина, пациент, циферблат, цикорий, панцирь, цирюльник, цинга, цигарка, цигейка, цилиндр, цистерна, цитадель.

Лекция, секция, рация, станция, акация, операция, демонстрация, конституция, эмоция, иллюстрация, цивилизация, авиация, агитация, делегация, иллюминация, экспедиция.

Цепочка, центральный, цена, цеховой, целевой, цепляться, целеустремленный, цепенеть, цедить.

Цемент, целебный, целовать, целиком, церемония, целлофан, целлюлоза, сердце, зеркальце, маслице, полотенце, креслице.

Подъезжать к границе, жить в столице, приходить к учительце, беспокоиться о пшенице, советовать лыжнице.

 

I. 1. Поднялись ленинградцы на великую борьбу за родной город. (Тих.) 2. Удивительные пичуги чистики: все птицы на зимовку на юг летят, а эти на север. (Сл.) 3. Песцы приспособились хранить в вечной мерзлоте свои запасы. Складывают в норы, как в холодильник, рыбу, птиц, яйца. (Сл.) 4. В лесу запели чижи, синицы и корольки. (В. Бианки.)

II. 1. У дверей светлицы Швабрин опять остановился, (П.) 2. Снег растаял на дорожке, на орешнике сережки в желтом облачке пыльцы. Скоро явятся скворцы. (А. Барто.)

III. 1. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. (Кр.) 2. Цыплят по осени считают (Посл.) 3 Дед Щукарь торговался с цыганом до полудня. (Ш.) 4. На привычное «цыпы! цыпы!» вышел десяток кур. (Марк.)

IV 1. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал (П.) 2. Над нами темнела густая листва буков, где-то внизу трещали цикады. (Закр.) 3. В вагон вошла девушка в белом пуховом платке и цигейковом жакете. (Ант.) 4. Погоду на нашей планете определяют циклоны и антициклоны. Циклоны, которые атакуют Европу, зарождаются в Атлантике и в Средиземном море. 5. При виде врага черепаха быстро прячет в костяной панцирь ноги и голову, словно дверь в дом за собой захлопывает. (Сл.)

V. 1 «Дружина» — старинное русское слово — традиции дружбы великой хранит. И всем поколениям снова и снова о предках отважных оно говорит. (М. Садовский.) 2. Авиация всегда воплощала и воплощает в себе самые передовые тенденции в развитии современной науки и техники. 3. Словари справедливо называют спутниками цивилизации. 4. Экспедиция пересекла плоскогорье между Леной и Алданом. (Алд.-Сем.)

VI. 1. Все птицы и звери в горах знают про целебные источники — роднички. Все к ним торопятся: горлышко прополоскать, ножки прогреть, ссадины и царапины залечить. (Сл.) 2. В воздухе пахло оттепелью, по крышам цеплялись клочья тумана. (А. Н. Т.) 3. Мы вышли на площадь к центральным воротам парка. (Ив.) 4. До горизонта длинная, в метелках ковыля, лежала здесь целинная земля. (Дуд.)

 

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите слова: с ы мосле ц в одну колонку, с и после ц — в другую.

I. 1 Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (Купр.) 2. Великий М. В. Ломоносов впервые в мире научно обосновал принцип полета аппарата тяжелее воздуха, построил и испытал такой аппарат в виде модели вертолета. 3. Коллекционирование иллюстрированных почтовых карточек специалисты называют филокартией. 4. Общественная организация Российский фонд культуры организует выставки, аукционы, благотворительные вечера, заботится о памятниках культуры, помогает одаренной молодежи. 5 Горная куропатка славится добротой. Если куропатку-соседку ястреб скогтит или лисица сцапает, она непременно заберет к себе осиротевших цыплят. (Сл.) 6. Высокие лиственницы стояли вперемежку с приземистыми елями. (А. Н. Т.) 7. Сухой цикорий рос по сторонам тропинок. (Пауст.) 8. Цепочка экспедиции остановилась перед обрывом. (Алд.-Сем.)

dictations.ru

Написание -и-, -ы- после Ц — Мои файлы — Каталог файлов

Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.

 

Цыпленок в цирке выступал, 
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал, 
И цифр он знал немало. 
Он из цилиндра доставал 

Морковь и огурцы 
И только одного не знал 
Где пишут ЦИ, где ЦЫ? 

 

После ц пишется буква и или ы.

 

Буква ы пишется в следующих случаях.

 

 

1. В корнях слов — исключений: 

 

цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть).

 

2. В окончаниях существительных и прилагательных

 

огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.

 

3. В суффиксе прилагательных -ын,

 

сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день. 

 

Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно, 

 

Царицын, Голицыно.

 

Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.:Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын,но Вицин, Ельцин, Цицин.

 

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и, а именно: 

 

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:

 

цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати; 

 

б) в суффиксах иноязычного происхождения: 

 

организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм; 

 

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах: 

 

блицинтервью, специнтернат, ЦИК.

 

 

ИТОГ:

Пишите И:

  • в корне слова: циркцифра
  • исключенияцыганцыцна цыпочкахцыплёнок.
  • в словах на -ЦИЯ: секциястанциястанционный.

Пишите Ы:

  • в суффиксах: СестрицынПтицынЦарицыно.
  • в окончаниях: улицыстаницысестрицы.

Примечание:

В фамилиях сохраняется традиционное написание: ПтицынЦицин.

 

Задания:

1. Исправь ошибки:

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе. 

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте. 

Ц…ган,    милиц…я,    акац…я,    нарц…сс,    панц…рь,    на ц…почках, 

ц…нга,    лисиц…н,    ц…плята,    с улиц…,    секц…я. 

3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте 

Ц_трусовый,    ц_ганка,    ц_ферблат,    с улиц_,    сестриц_н, для куниц_, 

ножниц…,    ц…гейка,    акац_я,    ц_корий,    из-за дверц_. 

4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

 Рац_я,    Цариц_но,    афганц_,    ц_гейка,    мультипликац_я, взять под узц_.

 

5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .

Ц…ган  на лекц…и  листал страниц…,  а Синиц…н   читал ц…таты.

6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.

1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

 

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Правописание Ы – И после Ц

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
  • развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
  • культуру речи
  • воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, карточки.

Презентация.

I. Организация класса. Определение темы урока.

1. Прием «Удивляй»

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи «Радионяня»

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

— Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

часть слова

Ы

И

корень Только в исключениях:

ЦЫГАН на ЦЫПОЧКАХ ЦЫКНУЛ ЦЫПЛЕНКУ «ЦЫЦ!»

Во всех случаях, кроме исключений

цИнк, цИфра,акацИя

Суффикс

окончание

Во всех случаях:

куницЫн, курицЫн

бледнолицЫй, птицЫ

никогда

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) ( на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

Цимбалы — музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр —

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

/показать картинки/

Операции работы:

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами ( на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

а) ц:ган

б) ц:корий

в)ц:почки

г) ц..ц

2. В корне пишется буква ы

а) ц..тата

б) ц:ркуль

в)ц:кнуть

г)ц:фра

3. В окончании пишется буква ы

а) белолиц:й в

б) куц:й

в)широколиц:й

г)бойц:

4. В суффиксе пишется буква ы

а) синиц:н

б) куниц:н

в) племянниц:н

г) сестриц:н

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.

3. Творческая работа «Программисты» «

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

— А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

-Ц..п — ц..п, — ц:пленка он позвал.

Циновка — плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.

5. Игра «КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК»

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.

III. Итог работы.

Звучат заключительные слова песенки из передачи «Радионяня»

— Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

Задание на дом:

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

1.03.2011

urok.1sept.ru

§ 6. Правописание гласных о- е, ы – и после ц

Часть слова

Ё

О

В корне под ударением

*Если есть чередование е//ё:

Чёрный – чернеть,

Жёны – женский

Шёпот – шепчет

*в глаголах ожёг. поджёг

*если нет чередования

(шорох, шок, шов, крыжовник, обжора, жор, изжога, чопорный, чокаться, трущоба)

*в существительных ожог, поджог

В суффиксе

* в глаголах, причастиях, отглагольных прилагательных и образованных от них словах

Размежёвывать – размежёвка

Увлечёт — увлечённый

Напряжённый – напряжённость

Тушёный – тушёнка

* в –ёр- стажёр

* в суффиксах прилагательных, существительных, наречий

Под ударением -о

Без ударения — е

Дружок

Девчонка

Галчонок

Холщовый

горячо

Доченька

Овражек

Плюшевый

Блестяще

В окончании

* в глаголах

Отсечёт, пережжёт

*в окончаниях прилагательных, существительных

Под ударением -о

Без ударения — е

Кольцом

свечой

чужого

свинцовый

Сердцем

свежей

похожего

И

Ы

В корне

* в корне слова

Цилиндр, цирк, циновка

Цыган на цыпочках (подошёл) к цыплёнку и цыкнул: «Цыц»

Не в корне

* в существительных на –ция

Нация, революция, инспекция

* в окончании и суффиксе

кузнецы, молодцы, Синицын

Примеры для орфографической разминки:

Цифра,циркуль,цигейка, цикл, цилиндр, цинизм, цитата, цитадель, цитрус, цинк, цистерна, Революция, делегация, лекция, милиция, яркая иллюминация, демонстрация, авиация, оккупация, станция, позиция, традиция, дезактивация, мотивация, овация, консервация, облигация, ликвидация, рекомендация, детализация, госпитализация, организация, Работницы, щипцы, артековцы, птицы, купцы, молодцы, огурцы, ножницы, две столицы, три девицы, выпить водицы, круглолицый мальчик, бледнолицый брат, Синицын птенчик, троицын день, сестрицын платок, курицын хвост.

Лисицын, Голицын, Птицын, Солженицын, Чечевицын

Чёрный, шёлковый , шёрстка , решётка , шёпот , жёлудь , жёлтый , тяжёлый, пчёлы , жёваный, жёлоб, жёны, жёсткий, чёлка, чёрточка, причёска, чёрствый, счёт, шёпот Шёл, пошёл, ушёл, нашёл, зашёл, подошёл сжёг, разжёг, поджёг (глаг.) дом, ожёг(глаг.) руку, обжёг лицо — жечь; ожог (сущ) руки, счёл, учёл, зачёл, прочёл, перечёл — счесть, прочесть; чёрт. Бумажонка, волчонок, галчонок, книжонка, медвежонок, мышонок, ножонка, пастушонок, речонка, собачонка, старушонка, сверчок, кружок, мужичок, скачок, башмачок, бережок, порошок, гребешок, свинцовый, флаг пунцовый, звон бубенцовый, холщовая рубаха, станочек, горошек, сучочек, бочоночек, комочек, ковшичек, кружочек, лепёшечка, чашечка, глянцевая поверхность, грушевый цвет, вещевой мешок, ситцевый платок, сода пищевая.

Диагностический набор №3

  

Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка №1

 

Колонка №2

 

1 глянц_вая бумага

2 ц _кольный этаж

3 мобилизац_я

4 отправить письмец_

5 почистить пальтец_

6 обняться с отц_м

7 виртуозный танц_р

8 продолжает ц_котать

9 миниатюрное зеркальц_

10 держаться молодц_м

1 перц_вый пластырь

2 ц_ганский табор

3 подкрадываться на ц_почках

4 дрессировщиц_ (мн.ч.)

5 круглолиц_й

6 выступать в ц_рке

7 чертить ц_ркулем

8 куц_й пиджачок

9 бледнолиц_й следопыт

10 неугомонные скворц_

Е О

О Ы

И Ы

О Ы

О Ы

О И

О И

О Ы

Е Ы

О Ы

Колонка №3

Колонка №4

 

1 сильная деформац_я

2 смуглолиц_й

3 облиц_вка плиткой

4 из больниц_

5 процветающая нац_я

6 ц_кнул ц_ц

7 с улиц_

8 переносная рац_я

9 веселые ц_гане

10 созданная федерац_я

1 вынужденная эмиграц_я

2 румянолиц_й

3 погрозить пальц_м

4 молодц_ватый вид

5 слыть мудрец_м

6 писательниц_  (мн.ч.)

7 обратная нумерац_я

8 познакомиться с немц_м

9 повторная операц_я

10 покрыться румянц_м

И И

Ы Ы

О Е

Ы Е

И О

Ы Ы Ы

Ы И

И Е

Ы И

И Е

Колонка №5

Колонка №6

 

1 три девиц_

2 неприступная ц_тадель

3 мастериц_ (мн.ч.)

4 театральная декорац_я

5 отъявленный ц_ник

6 знакомиться с пришельц_м

7 учительниц_ (мн.ч)

8 танцевать ц_ганочку

9 аппликац_я

10 любоваться красавц_м

1 свинц_вые тучи

2 вытереть полотенц_м

3 цветная иллюстрац_я

4 странная ситуац_я

5 переводчиц_ (мн.ч.)

6 редакц_я газеты

7 быстрая реакц_я

8 ц_ркуляц_я воздуха

9 веселый ц_ркач

10 ц_ферблат часов

Ы О

И Е

Ы И

И И

И Ы

Е И

Ы И 

Ы И И

И И

Е И

Упражнение № 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму – гласные после Ц.

Революц_я, бледнолиц_й, авиац_я, ц_фра, делегац_я, переоц_нить, ц_левой, ц_почка, ц_лина, рекомендац_я, ц_корий, ц_ферблат, панц_рь, станц_я, племянниц_н, святц_, медиц_на, уц_леть, ц_вилизац_я, ц_рюльник, ц_нтнер, пац_ент, шлёпанц_, нарц_сс, плоскогубц_, узколиц_й, сестриц_н, милиц_я, Солжениц_н, ц_ганский

Упражнение № 2. Образуйте от данных существительных и словосочетаний имена прилагательные.

панцирь

цыганка

цыплёнок

Круглое лицо

лисица

цитата

курица

цирк

цинк

медицина

сестрица

мастерица

цитрус

революция

циник

Упражнение № 3. Вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.

Ч_лка, сч_т, печ_нка, прич_ска, реш_тка, ж_лудь, ч_рточка, ж_лтый

Упражнение № 4. Распределите слова, данные ниже, по трём колонкам.

в корне

в суффиксе

в окончании

Жареная печ_нка, солж_шь, парч_вый, изж_га, мяч_ом, беч_вка, крыж_вник, ч_рствый, ч_порный, больш_му, горяч_, парч_вый, напряж_нный, подж_г траву, ухаж_р, ож_г руки, огорч_н, свеч_й, пощ_чина, напряж_нно, суч_к, ж_сткий, ч_боты, ш_роховатая, копч_ный, ч_лн, стеллаж_м, огурц_в, реч_нка, раскрепощ_нный, защ_лка, смеш_н, еж_вый, испеч_т (пирог), могуч_му, киш_к, лавч_нка, упрощ_нность.

Упражнение № 5. Поставьте данные существительные в форму творительного падежа единственного числа, выделите орфограмму.

багаж

врач

баржа

камыш

барыш

кумач

басмач

кулич

бич

тёща

блиндаж

туча

борщ

трикотаж

studfiles.net

Буквы И — Ы после Ц / Орфография и орфограммы 1-4 классов / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Орфография и орфограммы 1-4 классов
  5. Буквы И — Ы после Ц

Буква ц обозначает всегда твёрдый и всегда глухой звук [ц].

Поэтому, даже если после него стоят буквы и, е, мы всегда произносим ц как твёрдый согласный: цинк [цынк], цепь [цэп’].

Выбрать букву и — ы после ц можно по правилу

Буква И пишется после Ц:

  • в корнях слов  — цилиндр, цирк, цитата. Исключения: цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц.
  • в словах на -ция — лекция, иллюминация, информация.

Буква Ы пишется после Ц:

  • в окончаниях и суффиксах — у царицы, (у) подчерицы, лисицын, сестрицын.
  • в корнях слов-исключений — цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц. Можно запомнить так: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 26, Чуракова, Учебник

Упражнение 28, Чуракова, Учебник

4 класс

Упражнение 399, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 462, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 463, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 465, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 540, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 601, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

6 класс

Упражнение 29, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 30, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 46, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 185, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 402, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 597, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 50, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 51, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 52, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 88, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 156, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 237, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 345, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 386, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 512, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 174, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 255, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 378, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

3 Правописание букв ы-и после ц

1.После русских и иноязычных при-

ставок, оканчивающихся на СОГЛАСНУЮ, перед буквами

Е, Ё, Ю,Я.

Например: объехать, объявление, межъярусный, сверхъестественный

Запомни иноязычные приставки:

АБ-, АД-, ДИЗ-, ИН-, ИНТЕР-, ОБ-, КОН-, СУБ-, ТРАНС-, КОНТР

Например: инъекция, конъюнктура, объект, субъект, трансъевропейский, контръякобинский, адъютант

2. После иноязычных морфем

ПАН -,ФЕЛЬД-, близких к приставкам.

Например: панъевропейский, фельдъегерь.

3. В сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-.

Например: двухъярусный, трёхъязычный, четырёхъязычный

Примечание:

1) Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: детясли (=детские ясли).

2) После приставок, оканчивающихся на согласную, Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э.

Например: сэкономить, контрудар

1. В корнях, суффиксах и окончаниях перед буквами Е, Е, Ю, Я, И в русских и иноязычных словах:

Например: барьер, лисьи, костью, бурьян, ружьё.

2. В некоторых иноязычных словах перед буквой О

Например:

бульон, павильон, шампиньон, компаньон, медальон, почтальон, батальон, лосьон, сеньор, каньон,

фельетон, котильон, секстильон.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *