Гуревич и а круговая тренировка при развитии физических качеств: Гуревич, Иосиф Александрович — Круговая тренировка при развитии физических качеств
Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств
Главная
>
Педагогу
>
Полезные статьи
>
Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств
Ягдарова Александра Сергеевна,
МОБУ «Медведевская СОШ №3», пгт. Медведево
Республика Марий Эл
учитель физической культуры
Понятие «круговая» означает организационно-методическую разновидность построения части школьного урока физической культуры. Она дополняет наиболее часто применяемый линейный способ проведения занятий, при котором выделяется основной вид упражнений (в соответствии с целями и задачами урока), а остальные как бы отходят на второй план[2].
Круговой способ организации занятия возник как дополнение к линейному способу. Его основное предназначение – целенаправленное совершенствование физических качеств. Достигается это путем подбора упражнений на основе анатомических принципов их дозировки и режима выполнения по закономерностям спортивной тренировки, индивидуализации нагрузки и контролем за достигнутым результатом.
Другая разновидность кругового способа «станционные» занятия. В отличии от предыдущей в данной организации нет деления упражнений на главные и дополнительные. В определенных местах спортивного зала оборудуются «станции»: дощечка с описанием или графическим изображением упражнения, на ней же указывается количество повторений; на полу стрелка с указанием направления перехода к следующей станции[2].
Следующая форма — собственно круговые занятия. При ней возрастает тренирующая и образовательная направленность занятия: ученики на «станциях» выполняют, возможно, большее число повторений или заданное число в меньшее время. Они или сами ведут подсчет и записывают результат или их сопровождают «контролеры».
Затем они меняются. Круговые занятия так же можно проводить и в виде соревнований индивидуальных или между отделениями[7].Прохождение через станции в уроке по типу круговой тренировки обеспечивает воздействие на воспитание ловкости (координации движений), ориентирования в пространстве, вырабатывает точность движений по временным и силовым характеристикам.
На основании исследования литературных источников, мною не выявлено единого мнения по поводу взаимосвязи различных средств для наиболее оптимального их применения в процессе физического развития младших школьников.
Положительное влияние применения практически любых форм круговой тренировки на физическую работоспособность детей школьного возраста отмечают все авторы.
При правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие всего организма, укрепление его органов и систем, а также на повышение функциональных возможностей занимающихся.
Цель статьи: экспериментально обосновать эффективность использования круговой тренировки в физическом воспитании детей выполненных тестов. Содержание и организация серии учебных занятий с систематическим и целенаправленным включением в них круговой тренировки, обуславливающих позитивную динамику развития физических способностей детей младшего школьного возраста по показателям динамики изменения результатов тестов выполненных заданий.
Изложение основного материала исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования была МОБУ «Медведевская СОШ №3» пгт. Медведево Республики Марий Эл. В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 9-11 лет в количестве 30 детей, из них 16 мальчиков и 14 девочек. Контрольная и экспериментальная группа.
Для реализации поставленной цели и задач исследования мною использовались следующие методы:
1.Анализ научно-методической литературы
2.Педагогический эксперимент (начальное и повторное тестирование
исследуемой группы детей).
3. Педагогическое наблюдение включало анализ двигательной
деятельности детей, их активности в выполнении физических упражнений;
4. Математико-статическая обработка результатов.
5. Тестирование.
В процессе круговой тренировки, на основе применения различных вариантов однотипных упражнений, на «станциях» был реализован дифференцированный подход, что позволило учесть индивидуальный уровень подготовленности детей.
Урок проводился по типу круговой тренировки в основной части, с использованием упражнений мелкогрупповым поточным способом на протяжении указанного периода времени для экспериментальной группы. Время на выполнения каждого упражнения было в пределах 15-30 секунд, переход между станциями 30 секунд, отдых между кругами 3 минуты.
Стандартная продолжительность работы и отдыха обеспечивает на уроке порядок, дисциплину, позволяет следить за точностью выполнения заданий. Последовательное чередование работы и отдыха при систематическом повышении нагрузки совершенствует комплексное развитие двигательных качеств — силовую выносливость, скоростную силу. Контрольная группа занималась по календарно-тематическому планированию без изменений.
Применяемые комплексы упражнений круговой тренировки в основной части урока (Таблица №1). Каждую неделю последовательность и вид упражнения менялись.
Комплекс круговой тренировки для развития силы | |
1. | Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим |
2. | Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки. |
3. | Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад |
4. | Прыжки вверх из исходного положения упор присев |
5. | Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину |
6. | Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени |
7. | Прыжки через скакалку |
Комплекс круговой тренировки для развития гибкости | |
1. | И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой |
2. | И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо |
3. | Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени |
4. | И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах. |
5. | И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками |
Комплекс круговой тренировки для развития выносливости | |
1. | И.п.: стоя лицом к скамейке, одна нога на скамейке. Выполнение: выпрыгивание вверх со сменой ног |
2. | И.п.: упор лежа. Выполнение: сгибание и разгибание рук |
3. | И.п.: вис на перекладине. Выполнение: удержание прямых ног под углом 90° |
4. | Вис на перекладине, согнув руки |
Комплекс круговой тренировки на уроках гимнастики | |
1. | Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием |
2. | Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку |
3. | Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке |
4. | Передвижение по узкой части гимнастической скамейки (на носках, на пятках, в приседе). |
5. | Лежа на гимнастической скамейке на животе, руки вперед, держитесь за скамейку, подтягиваясь руками, передвигайтесь вперед.
|
Вывод: были проанализированы результаты тестирования и
проведена оценка физической подготовленности учащихся. С помощью полученных данных можно сделать выводы о динамике уровня физического развития детей младшего школьного возраста, что прирост в показателях есть. Использование круговой тренировки в качестве основного средства развития двигательных качеств позволяет повысить эффективность учебного процесса у учащихся начальных классов школы.
Список используемых источников:
- Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных)
качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного
возраста: — М., 1979. — 47 с. - Дешле, С.Е. Развитие силовых способностей у учащихся 1-3 классов
/ С.Е. Дешле // Физическая культура в школе, 1982 — № 4, С. 24-26. - Вильчковский, Э. С. Что есть что? Ещё раз о круговой тренировке/ Э. С. Вильчковский // Физкультура в школе. – 1971 – №7.
- Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки/ И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1980 – 257 с.
- Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – Минск: Высшая школа, 1985 – 142 с.
- Лях, В. И. Программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей/ В. И. Лях. – М., 1993 – 160 с.
Центр «Снейл»
Видеоролик
22,5 МБ
Мы в соц.
сетях:Поделитесь информацией
Поделитесь информацией
Мы используем файлы «cookies», чтобы улучшить работу сайта. Если вы не возражаете, просто закройте это окно. Или пройдите по ссылке, чтобы узнать, как управлять настройками «cookies».
Особенности применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры в общеобразовательный учреждениях младший школьный воз
По мнению группы авторов (Голубев А.И., Голубева Г.Н., Абрамович В.Б., Иванов Б.М.)для 7-11 лет характерно плавное развитие анатомо-физилогичеких особенностей морфофункциональных систем с некоторыми преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы-сгибатели преполируют над разгибателями, а мышцы туловища – над мышцами конечностей; относительная сила конечностей приближается к показателю взрослых.
В 7-11 лет морфофункциональные
перестройки системы
По некоторым данным, частота дыхания урежается с 23у 7-летних до 19 у 11-летних, дыхательный объём возрастает от 163мл до 254, то есть совершенствуется аппарат внешнего дыхания. Последняя зависимость распространяется и на минутный объем дыхания (МОД), жизненную емкость легких (ЖЕБ) и максимальную вентиляцию легких.
У детей 7-11 лет снижены и анаэробные возможности: способность выполнять работу субмаксимальной мощности за счет анаэробных источников энергообразования ограничивается у них максимальным кислородным долгом – 800-1200мл.
По мнению группы авторов(Голубева И.А., Голубевой Г.Н., Абрамовича В.Б., Иванов Б.М.) в этом возрастном периоде сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения. Однако высокая пластичность нервной системы, значительная её возбудимость и реактивность создают предпосылки к быстрому и точному усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных рефлексов.
Время формирования структурно-функциональных систем детского организма определяет и развитие их физических способностей.
Со слов Мустаева В.Л. круговая тренировка, особенно с учащимися младших классов, должна опираться на следующие принципы:
- На каждой станции должен работать один учащийся.
- Станций должно быть не менее 20-30.
- Упражнения должны быть доступные и интересные детям.
4. Время работы каждой станции 25-30 секунд.
Большое количество станций позволяет добиться 100% двигательной активности учащихся, а так же лишает учащихся возможности заниматься другими видами деятельности. Развить физические качества возможно лишь при достаточно большом объёме выполняемых упражнений. Доступные и интересные упражнения позволяют выполнять большие объёмы на стабильном фоне положительных эмоций. Наконец, время работы менее 20-30 секунд на каждой станции дает крайне малый результат прироста физических качеств, и круговая тренировка в принципе обесценивается.
Так же по словам Ким Т.К. (2004г.) предлагается организовывать круговую тренировку для младших школьников в игровом и соревновательном методах, в том числе:
- Использование сюжетно-образной окраски при выполнении упражнений, на станциях, подбор упражнений с учетом вводимого сюжета при условии, что они не нарушают основ круговой тренировки.
- Перенесение соревновательно-достиженческой установки с направленности на межличностное превосходство на соревнование с самим собой, при котором достижения оценивается по степени прироста индивидуальных результатов от исходного к последующим поэтапным тестированиям.
Вывод
Изучив и проанализировав выше изложенную литературу можно сделать следующие выводы:
- Еденного мнения по методике организации круговой тренировки нет. У каждого автора свое мнение по способу организации и разновидности метода круговой тренировки.
- Общих советов в использовании круговой тренировки в младшем школьном возрасте нет. Имеются лишь частные советы от определенных авторов. В общедоступной литературе нет материала по этой теме, имеется только в индивидуальных работах.
- мнение многих авторов сводится к тому, что применять круговую тренировку в учебном процессе необходимо.
Список использованной литературы
1. Дехтярев, В.Я. Круговая тренировка/В.Я. Дехтярев //научно-методический журнал физическая культура в школе/под редакцией А.В. Комаров-М: Школа-пресс 2005г,5 выпуск, С 27-33;
2. Голубев, А.И./круговая тренировка, в физическом воспитании детей школьного возраста//А.И. Голубев, Г.Н. Голубева, В.Б. Абрамович, Б.М. Иванов/ методические рекомендации для студентов и учителей физической культуре – Набережные Челны – 1989г;
3. Гуревич, И.А. Моделирование развития физических качеств методом круговой тренировки/И.А. Гуревич// круговая тренировка при развитии физических качеств/Гуревич И.А. – Минск: Высшая школа, 1985г С 5-10, 34-37;
4. Ким, Т.К. Модификация «круговой тренировки » и её комплексирование с другими методическими подходами в организации воспитания детей младшего школьного возраста: автореферат/Т.К. Ким/теория и методика физического воспитания, с. тр. Оздоровительной и адаптационной физической культуры.2004г;
5. Курамшин, Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности/Ю.Ф. Курамшин//Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов физической культуры/Под редакцией профессора Курамшина Ю.Ф. – М: Советский спорт, 2004г С 80-82, глава 5;
6. Левинов, И.Я. Комплексная подготовка круговым методом/И.Я. Левинов/научно-методический журнал физической культуры в школе/ под редакцией А.В. Комарова М:Школа-Пресс,2 выпуск 2006г, 30ст.;
7. Матвеев, Л.П. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию/Л. П. Матвеев//Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры /Л.П. Матвеев.- М: Физкультура и спорт 1991г 73с.;
8. Мустаев, В.Л. круговая тренировка /В.Л. Мустаев//научно-методический журнал Физическое воспитание Сибири/ под редакцией И.И. Сулейманов.- 1996г, Омск: СибГАФК;
9. Романенко, В.А. Основы круговой тренировки/В.А. Романенко, В.А. Максимович// Круговая тренировка при массовых занятиях физической культуры/Романенко В.А., Максимович В.А..-М: Физкультура и спорт 1986г, С 5-7;
10. Шолих, М.Круговая тренировка — организационно-методическая форма — кондиционная подготовка/М. Шолих//Круговая тренировка/М. Шолих.-М: физкультура и спорт 1966г, С 39-54.
Влияние тренировочного возраста на ежегодное развитие физических качеств игроков Академии регби
. 2017 авг;31(8):2110-2118.
doi: 10. 1519/JSC.0000000000001546.
Кевин Тилл 1 , Джошуа Даррал-Джонс, Джонатон Дж. Уикли, Грег А. Роу, Бен Л. Джонс
принадлежность
- 1 Институт спорта, физической активности и отдыха, Университет Лидс-Беккет, Лидс, Западный Йоркшир, Соединенное Королевство.
- PMID: 27442330
- DOI: 10.1519/ОАО.0000000000001546
Кевин Тилл и др. J Прочность Конд Рез. 2017 9 августа0003
. 2017 авг;31(8):2110-2118.
doi: 10. 1519/JSC.0000000000001546.
Авторы
Кевин До 1 , Джошуа Даррал-Джонс, Джонатон Дж. Уикли, Грег А. Роу, Бен Л. Джонс
принадлежность
- 1 Институт спорта, физической активности и отдыха, Университет Лидса Беккета, Лидс, Западный Йоркшир, Соединенное Королевство.
- PMID: 27442330
- DOI: 10.1519/ОАО.0000000000001546
Абстрактный
Тилль, К., Даррал-Джонс, Дж., Уикли, Дж.Дж., Роу, Г.А., и Джонс, Б.Л. Влияние тренировочного возраста на ежегодное развитие физических качеств игроков академической лиги регби. J Strength Cond Res 31(8): 2110-2118, 2017. Предыдущее исследование игроков академической лиги регби оценивало развитие физических качеств в соответствии с хронологическим возрастом. Однако ни в одном исследовании не учитывался тренировочный возраст, определяемый как количество формализованных лет силовых и кондиционных тренировок этих игроков. Поэтому целью данного исследования было представить и сравнить ежегодные изменения физических качеств игроков академической лиги регби в зависимости от тренировочного возраста. Шестьдесят один игрок академии прошел фитнес-тестирование, в том числе антропометрическое (рост, масса тела, сумма 4 кожных складок) и физическое (спринт на 10 и 20 м, импульс на 10 м, вертикальный прыжок, йо-йо прерывистый восстановительный тест, уровень 1 [Йо-йо]. Yo IRTL1], одноповторный максимум [1RM] в приседаниях, жиме лежа и тяге лежа) измеряется в начале предсезонки 2 раза подряд в год. Игроки были отнесены к одной из трех тренировочных возрастных групп (т. е. 0, 1 или 2 года) и были проанализированы с использованием выводов, основанных на величине. Почти определенные, очень вероятные или вероятные ежегодные улучшения были выявлены для массы тела, импульса на 10 м, йо-йо IRTL1, вертикального прыжка и всех силовых показателей для 3 тренировочных возрастных групп. Когда сравнивали тренировочные возрастные группы, 1 год показал, возможно или вероятно, меньший прирост силы, чем 0-летний тренировочный возраст. Тем не менее, 2-летняя тренировочная возрастная группа продемонстрировала возможное или вероятное увеличение силовых изменений по сравнению с 1-летним. Эти результаты показывают, что тренировочный возраст является важным фактором для силовых и физических упражнений, но, вероятно, это сочетание хронологического возраста, биологической зрелости и тренировочного опыта наряду с динамической межигровой изменчивостью, которая влияет на физическое развитие игроков академической лиги регби.
Похожие статьи
Влияют ли физические качества на достижение профессионального статуса элитными 16-19-летними игроками лиги регби?
Тилль К. , Джонс Б., Гисон-Браун Т. Тилль К. и др. J Sci Med Sport. 2016 июль; 19 (7): 585-9. doi: 10.1016/j.jsams.2015.07.001. Epub 2015 10 июля. J Sci Med Sport. 2016. PMID: 26197941
Продольное развитие антропометрических и физических характеристик игроков академической лиги регби.
Тилль К., Джонс Б., Даррал-Джонс Дж., Эммондс С., Кук С. Тилль К. и др. J Прочность Конд Рез. 2015 июнь;29(6):1713-22. doi: 10.1519/JSC.0000000000000792. J Прочность Конд Рез. 2015. PMID: 25474341
Сезонные изменения антропометрических и физических характеристик игроков английской академии регби.
Тилль К., Джонс Б., Эммондс С., Тестер Э., Фэйи Дж., Кук С. Тилль К. и др. J Прочность Конд Рез. 2014 сен; 28 (9): 2689-96. doi: 10.1519/JSC.0000000000000457. J Прочность Конд Рез. 2014. PMID: 24662225
Антропометрические и физические качества элитных игроков юношеской лиги регби.
Тилль К., Скантлбери С., Джонс Б. Тилль К. и др. Спорт Мед. 2017 ноябрь;47(11):2171-2186. дои: 10.1007/s40279-017-0745-8. Спорт Мед. 2017. PMID: 28578541 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Прикладная физиология регби.
Габбет Т., Кинг Т., Дженкинс Д. Габбет Т. и др. Спорт Мед. 2008;38(2):119-38. doi: 10.2165/00007256-200838020-00003. Спорт Мед. 2008. PMID: 18201115 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Эксцентрические тренировки с сопротивлением у молодежи: обзор представлений и современных практик тренеров по силовой и кондиционной подготовке.
Друри Б., Кларк Х., Моран Дж., Фернандес Дж.Ф.Т., Генри Г., Бем Д.Г. Друри Б. и др. J Funct Морфол Кинезиол. 2021 18 февраля; 6 (1): 21. дои: 10.3390/jfmk6010021. J Funct Морфол Кинезиол. 2021. PMID: 33670687 Бесплатная статья ЧВК.
«Это важно, но это еще не все»: использование, анализ и восприятие практиками фитнес-тестирования в академической лиге регби.
Маккормак С., Джонс Б., Скантлбери С., Ротерам Д., Тилль К. МакКормак С. и др. Спорт (Базель). 2020 18 сен;8(9):130. дои: 10.3390/спорт80. Спорт (Базель). 2020. PMID: 32961849 Бесплатная статья ЧВК.
Периодические тесты Yo-Yo: систематический обзор и структурированный сборник результатов тестов.
Шмитц Б., Пфайфер С., Крайц К., Боровски М., Фалдум А., Бранд СМ. Шмитц Б. и соавт. Фронт Физиол. 2018 5 июля; 9:870. doi: 10.3389/fphys.2018.00870. Электронная коллекция 2018. Фронт Физиол. 2018. PMID: 30026706 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние традиционных структур силовых тренировок, суперсетов и трехсетов на воспринимаемую интенсивность и физиологические реакции.
Weakley JJS, Till K, Read DB, Roe GAB, Darrall-Jones J, Phibbs PJ, Jones B. Weakley JJS и др. Eur J Appl Physiol. 2017 сен; 117 (9): 1877-1889. doi: 10.1007/s00421-017-3680-3. Epub 2017 11 июля. Eur J Appl Physiol. 2017. PMID: 28698987 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
термины MeSH
Системно-деятельностный подход, реализуемый на уроках физической культуры
Профессор, д. х.н. Н.И. Синявский 1
Доцент, к.т.н., Н.Н. Безноско 1
Профессор, д.т.н., С.М. Обухов 2
Доцент, к.т.н., В.А. Родионов 2
Сургутский гос. 0008
Ключевые слова : федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), системно-деятельностный подход, урок физической культуры.
Введение . Отличительной чертой федеральных государственных образовательных стандартов основного образования является их деятельностный подход, который ставит в качестве центральной проблемы развитие личности учащегося [5. стр-3]. Традиционное представление результатов обучения в виде знаний и умений отвергается в современном образовании, ориентированном на собственно виды деятельности.
Поставленная задача обуславливает необходимость перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности педагогов, участвующих в реализации ФГОС. Меняются и образовательные технологии. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС открывает большие возможности для расширения предмета «Физическая культура».
Главной задачей формального образования, в отличие от простой передачи знаний и навыков от учителя к ученику, является развитие у ученика способности самостоятельно ставить цели обучения, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать личные достижения, в прочем слов — формирование навыков обучения.
Материалы и методы. Для достижения заявленной цели и решения поставленных задач необходим комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) и 9Использованы 0151 эмпирические (наблюдение, проверка физической подготовленности, педагогический эксперимент) методы, а также методы математико-статистической обработки данных.
Педагогический эксперимент проводился на базе общеобразовательных учреждений г. Сургута с 2012 по 2014 год. На формирующем этапе в эксперименте было задействовано 89 учащихся вторых классов.
Результаты и обсуждение. Для модернизации системы физического воспитания школьников в рамках реализации ФГОС поставлены различные задачи, которые можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание необходимых условий для его самосовершенствования средствами физического воспитания.
2. Обучение способам самостоятельного поиска актуальной информации, овладения новыми двигательными действиями путем повторения уже освоенных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, поиска собственных способов решения задач в ходе двигательной деятельности.
Интенсивное развитие форм и функций организма, продолжающееся в школьном возрасте, в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности, от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Эффективное применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимуляции, регуляции и интенсификации соответствующих процессов достижения значительного повышения функциональных возможностей систем организма. Это важно, так как в более старшем возрасте, когда пики естественного развития конкретных функций давно наступили, таких результатов добиться трудно или даже невозможно.
Деятельностный подход, реализуемый на уроках физической культуры с младшими школьниками в соответствии с требованиями ФГОС, основанный на комплексе деятельностных принципов, таких как:
а) Принцип деятельностного обучения. Содержание материала, используемого на уроках физической культуры, основано на технологии проблемного диалога. В соответствии с этой технологией на уроке учащиеся совместно получают знания, исходя из сформулированной ими самими цели урока. У детей формируются умения определять цель своей деятельности, планировать свою работу по осуществлению своей деятельности и оценивать ее результаты в соответствии с планом.
б) Принцип контролируемого перехода от деятельности в учебных ситуациях к деятельности в жизненных ситуациях и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. Сначала учащиеся совместно с учителем выполняют репродуктивные задания, позволяющие понять структуру физического упражнения, после чего выполняют продуктивные задания, в рамках которых пытаются применить полученные знания в новой ситуации (например, выбор физических упражнений, направленных на развитие такого физического качества, как гибкость). Наконец, в конце учебного блока учащиеся выполняют жизненные задания (моделирование реальных жизненных ситуаций) и участвуют в создании проекта (карты заданий), направленного на развитие лидирующих и отстающих физических качеств.
При разработке комплексов физической подготовки учитель совместно с учащимися разрабатывает проект, для которого необходимо:
1. Определение перспективной цели формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе тренировки.
2. Анализ запланированных физических упражнений по увязке с образовательной программой, ее конкретным учебным материалом, с учетом имеющегося в школе спортивного инвентаря и оборудования.
3. Изучение методики организации и проведения выездных тренировок. Учащиеся выполняют каждое упражнение из комплекса в течение оговоренного промежутка времени (20-30 сек работы, 30-40 сек отдыха), стараясь повторить его максимальное количество раз (личный рекорд) для определения объема работы. отдых на станциях при выполнении упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
4. Подборка физических упражнений, направленных на коррекцию физических качеств (сила, скорость, выносливость, координация, гибкость).
5. Определение последовательности упражнений и переходов с одной станции на другую, а также интервала между кругами при повторении сета.
6. Оценка интенсивности нагрузки (высокая, средняя, низкая) по частоте сердечных сокращений (по специальной таблице).
Таким образом, происходит переход от чисто предметных заданий к заданиям, направленным преимущественно на формирование универсальных учебных действий.
Системно-деятельностный подход, реализуемый на уроках физической культуры, представляет собой комплексную организационно-методическую форму физического воспитания. Она не ограничивается определенной техникой выполнения упражнений, а включает в себя ряд частных приемов строго регламентированного упражнения с его избирательным комплексным воздействием на организм воспитанников. Он идеально вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять свою работу.
Экспериментальным фактором в исследуемых классах служила целенаправленная коррекция учебного процесса на основе реализации деятельностного подхода на уроках физической культуры с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС. Учебный процесс в контрольной и экспериментальной группах строился в соответствии с примерной программой физического воспитания учащихся общеобразовательных школ [программа].
Одним из условий экспериментального исследования было сравнение начальных и конечных результатов экспериментальных факторов в опытной и контрольной группах. В эксперименте приняли участие 89 учащихся 2-х классов. По количественному составу опытная и контрольная группы формировались естественным путем. Экспериментальное исследование проводилось в форме практических занятий.
Для оценки влияния предложенного деятельностного подхода на уроках физической культуры с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС до и после экспериментальных занятий была проведена проверка физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп.
При анализе динамики развития основных кондиционно-координационных способностей у второклассников контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента (табл. 1) можно отметить, что изучаемые показатели у мальчиков обеих групп до эксперимент не имел существенных различий. Однако, как следует из эксперимента, физическая подготовленность второклассников достоверно повысилась по ряду показателей: спринт на 30 м (р<0,05), челночный бег 3х10 м (р<0,05), подтягивания (р<0,05). , сидеть и тянуться (р<0,05).
Таблица 1. Абсолютные значения и прирост физической подготовленности мальчиков 2-х классов за период эксперимента Индексы Группы Отличия т К (n=20) В (n=22) х ± с х ± с р Спринт 30 м, сек До эксперимента 6,6 ± 0,6 6,6 ± 0,3 > 0,05 После эксперимента 6,1 ± 0,3 5,9 ± 0,4 < 0,05 Челочный бег 3х10 м, сек До эксперимента 9,8 ± 0,7 9,6 ± 0,5 > 0,05 После эксперимента 9,4 ± 0,б 9,0 ± 0,6 < 0,05 Прыжок в длину с места, см До эксперимента 140,9 ± 16,0 140,6 ± 12,7 > 0,05 После эксперимента 146,8 ± 14,2 151,5 ± 14,3 > 0,05 Сядьте и дотянитесь, см До эксперимента 5,5 ± 3,2 6,5 ± 5,0 > 0,05 После эксперимента 5,6 ± 4,3 9,7 ± 7,2 < 0,05 6-минутный пробег, м До эксперимента 1076,5 ± 50,8 1072,6 ± 52,4 > 0,05 После эксперимента 1163,4 ± 82,3 1156,4 ± 71,2 > 0,05 Подтягивания, количество раз До эксперимента 2,3 ± 3,2 2,7 ± 3,0 > 0,05 После эксперимента 2,7 ± 2,0 3,7 ± 1,4 < 0,05 До эксперимента достоверно более высокие показатели развития силовых качеств (р<0,05) у второклассниц регистрировались в экспериментальной группе, хотя по остальным показателям статистически значимых различий не выявлено ( Таблица 2). Девочки экспериментальной группы значительно превзошли результаты контрольной группы в развитии скорости, координации, скоростно-силовых качеств и гибкости. Таблица 2. Абсолютные значения и прирост показателей физической подготовленности второклассниц за период эксперимента Индексы Группы Отличия т р К (n=22) В (n=23) х ± с х ± с Спринт 30 м, сек До эксперимента 6,7 ± 0,5 6,7 ± 0,3 > 0,05 После эксперимента 6,2 ± 0,4 5,9 ± 0,3 < 0,05 Челочный бег 3х10 м, сек До эксперимента 10,2 ± 0,6 10,0 ± 0,6 > 0,05 После эксперимента 9,7 ± 0,6 8,8 ± 0,4 < 0,05 Прыжок в длину с места, см До эксперимента 130,0 ± 15,6 136,8 ± 9,9 > 0,05 После эксперимента 135,9 ± 18,3 154,3 ± 14,2 < 0,05 Сядьте и дотянитесь, см До эксперимента 5,7 ± 4,8 8,9 ± 6,2 > 0,05 После эксперимента 5,8 ± 4,7 11,3 ± 5,8 < 0,05 6-минутный пробег, м До эксперимента 1076,6 ± 52,1 1074,8 ± 60,5 > 0,05 После эксперимента 1109,0 ± 100,2 1130,1 ± 78,6 > 0,05 Подтягивания, количество раз До эксперимента 6,8 ± 4,0 9,6 ± 4,2 < 0,05 После эксперимента 7,8 ± 3,2 15,7 ± 6,1 < 0,05 Выводы. Целью реализации деятельностного подхода на уроках физической культуры с учащимися начальных классов в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта является повышение уровня физической подготовленности учащихся, в результате чего повышается их физическая работоспособность. Целью методики формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры является самостоятельное решение двигательной задачи, анализ и оценка двигательных действий, поиск и формулирование целей, систематизация полученных знаний и умений. Познавательную самостоятельность и креативность школьников можно повысить, используя уроки физической культуры с младшими школьниками в условиях деятельностного подхода в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта. Каталожные номера