cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Гражданское воспитание на уроках истории: Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории

Воспитание любви к Родине и патриотизма на уроках истории

Сегодня исторические знания чрезвычайно важны, особенно в условиях современных сложных геополитических процессах, которые происходят в мире. Они позволяют сформировать стройную систему взглядов, развивают у учащихся способность самостоятельно и масштабно мыслить, избегать односторонних выводов и оценок. К тому же одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности, с четкими гражданскими позициями. Писарев Д.И. писал: «Патриотизм для народа есть то же самое, что инстинкт самосохранения для отдельной личности; человеку свойственно любить и защищать тех людей, ту землю, тот склад жизни, к которой он привык и привязался с первых дней своего детства» [1].

Обязательным условием для патриотического воспитания школьников является гражданское сознание педагога, заботящегося о пользе Отечества, как о собственной пользе. Шалва Амонашвили подчеркивал, что только такой педагог способен направить энергию растущего человека в русло гражданской деятельности: «Гражданина страны может воспитать человек, который сам является гражданином высокой нравственности. Действительно гуманную педагогику может строить только гуманной души человек» [2].

В системе моей работы, как учителя истории, в процессе обучения одной из целей является создание условий для воспитания патриотизма и любви к Родине, формирования чувства гордости русским народом, его историей. Эту цель можно достичь через систему работы, одним из направлений которой является краеведение, и с помощью уроков, содержащих краеведческий компонент, у подрастающего поколения развивается интерес к истории своего отечества и родного края, формируются духовность, нравственность, патриотизм и гражданственность, способность отдать свои силы и энергию на благо общества и государства.

Для развития нравственности и гражданственности необходимо включать учащихся в общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в природо- и ресурсосберегающую деятельность. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается осознание того, как ее необходимо осуществлять, формируется ответственность, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует патриотизм, трудолюбие и гражданственность. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать гражданское воспитание.

Главным условием гражданско-патриотического воспитания является изучение учащимися истории своего народа, своих предков и своей семьи. Большинство учащихся школы знают о своей семье только из рассказов родителей, и это показал социологический опрос, который провели в нашей школе учащиеся 7 «Б» класса. Результаты небольшого исследования показали, что у ребят растет отчуждение от исторических корней и усиливается разрыв отношений и недопонимание между поколениями. Поэтому такие проекты, как «Моё генеалогическое древо», «История моей семьи в Великой отечественной войне», «Встреча с интересным человеком», «Мой дом и мне уютно в нем» способствуют формированию самоидентичности и гордости за свою семью, а отсюда – и за свой народ, и за Родину. Исторические знания позволяют сквозь призму прошлого заглянуть в будущее и более реалистично оценить настоящее. Именно такая работа является приоритетной в области нравственного и патриотического воспитания.

В.А. Сухомлинский говорил, что значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. Поэтому еще одной из основных задач учителя истории, на мой взгляд, является «погружение» в эпоху, в историческую ситуацию, возможность показать историю в образах и воссоздать  картины жизни в различные эпохи. Этого можно достичь, используя на уроках фотографии с изображением родной природы, с помощью написания сочинений о родном городе, о знаменитых соотечественниках, о героях Отечества, инсценируя какие-то события. Такие уроки требуют активного участия учащихся. Например, при изучении Великой Отечественной войны дается задание составить рассказ или написать сочинение об участии жителей города или поселка в войне, о внесении ими своей роли в достижении Победы как участников тыла. Учащиеся обычно привлекают членов семей, родственников, знакомых к выполнению этого задания, а, следовательно, и сами познают много из воспоминаний и письменных источников.

В процессе изучения истории на уроках происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, чести и достоинства, любви и дружбы, ненависти и уважения. Соблюдение нравственных принципов и норм является одним из условий человеческого общежития, поэтому очень важно воспитать у школьников способность самостоятельно моделировать свое поведение, применяя эти нормы.

Моя задача как историка – всячески способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета, а также во внеурочной деятельности. При этом я стараюсь направлять своих учеников, вооружать их такими инструментами как, например, оценка событий прошлого и настоящего, анализ возможных альтернативных путей развития, в нравственном плане учащиеся должны уметь апеллировать к лучшим качествам, которые есть в человеке, опираясь при этом на исторический материал.

С моей точки зрения, основными приемами воспитания патриотизма на уроках и во внеурочной деятельности являются: во-первых – убеждение, во-вторых – организация деятельности учащихся и последнее – возрастные оценочные технологии.

Первый прием направлен на убеждение учащихся в истинности и объективности исторического прошлого. Рассмотрим его более подробно на примере темы Отечественной войне 1812 года, так как занятия по этой тематике имеют высокий воспитательный потенциал. Так, например, во время занятия «Суд над Наполеоном», учащиеся, защищающие Наполеона, обычно обвиняют Кутузова в неправомерном решении сдать Москву французам, но адвокат Кутузова должен выстроить защиту таким образом, чтобы убедить учащихся, что это решение было единственно правильным в сложившейся ситуации. Необходимо аргументированно доказать, что после Бородинского сражения армия была ослаблена и не могла дать отпор Наполеону; к тому же из Москвы было увезено все что можно, чтобы враг не мог нажиться; и, главное – завести врага вглубь России, чтобы путем сражений в условиях русской зимы измотать противника. Со слов Кутузова, потеря Москвы не означает потерю всей страны.

Или при работе над проблемным заданием «Почему война 1812 года называется Отечественной?», хорошим приёмом является работа в группах. В результате выполнения подобного рода заданий ребята учатся быть терпимыми, толерантными, принимать чужую точку зрения.

Третья группа приемов получила название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению. Их назначение – дать оценку историческим событиям через эмоционально-волевую сферу. Так, при изучении раздела «Великая Отечественная война» можно попросить учащихся дать оценку действиям Сталина, Жукова и Гитлера, отвечая на вспомогательные вопросы, заранее сформулированные учителем совместно с учениками. Либо предложить оценить итоги Тегеранской и Ялтинской конференции. Таким образом, вышеперечисленные приемы способствуют воспитанию любви к своему Отечеству, формированию нравственных, патриотических чувств и уважительного, толерантного отношения к другим народам и странам.

Не менее важно включать в учебный процесс и познавательные задачи, при решении которых ученик бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором, например «Альтернативные пути развития Октябрьской Социалистической революции». Большевики пришли к власти благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису. Победили они под демократическими, а не под социалистическими лозунгами. Была ли их победа предопределена? Какой из факторов, приведших их к победе, был решающим?

Процесс воспитания патриотизма у учащихся связан с самим содержанием исторического материала. Очень важно уметь подобрать исторические факты, которые помогут показать ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей. Для этого необходимо акцентировать внимание на моральных убеждениях людей в процессе исторического развития, глубже изучать мотивы поведения и действия людей и излагать детальнее факты их жизнедеятельности, особенно те, что носят воспитательный характер. Необходимо чаще включать дополнительные тексты для того, чтобы учащиеся могли анализировать события, отраженные в документе, ставить нестандартные и проблемные вопросы и нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов, а также и ответов на поставленные вопросы, составлять памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств. Например, можно порассуждать над вопросом, «Почему возникло партизанское движение в 1812 году в России? Какова его роль?» или «Роль партизанского движения в 1941-1945 гг. как скрытого фронта в ходе военных действий». Рассуждая над этими вопросами, ребята должны прийти к пониманию того, что партизанское движение возникло вследствие осознания народом опасности и последствий войны и роль партизанского движения была огромной, так как совершая диверсии против врага, партизаны наносили значительный урон армии противника.

Для усиления эмоционально-чувствительного момента уроки можно начать с притчи, стихотворения, музыки. Воспитание историей осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы ученики подводились к осознанию, почему наши предки жертвовали своей жизнью во имя интересов Отечества.

Содержание школьных гуманитарных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль именно истории.

Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества» [3].

Список литературы:

1. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1951. С. 261.

2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – Режим доступа : https://www.litres.ru/shalva-amonashvili/osnovy-gumannoy-pedagogiki-kniga-1-ulybka-moya-gde-ty/chitat-onlayn/

3. Извеков, И.Н. История семьи как фактор нравственного воспитания школьников / И.Н. Извеков.- Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-semi-kak-faktor-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov.

4. Лазарева, М. В. Концепция интегрированного обучения детей дошкольного возраста / М. В. Лазарева. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-integrirovannogo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

5. Шакенова, Т.Ж. Гражданское воспитание школьников на основе нравственного развития личности/ Т.Ж.Шакенова. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/5745

6. Андрюшина, Е.В. «Гражданином быть обязан». Гражданское воспитание через уроки истории и обществознания/ Е.В. Андрюшина. – Режим доступа : http://io.nios.ru/articles2/55/2/grazhdaninom-byt-obyazan-grazhdanskoe-vospitanie-cherez-uroki-istorii-i

7. Карамзин, Н.М. «История Государства Российского» / Н.М. Карамзин. – Режим доступа : http://digteh.ru/history/Karamzin/01_00/

Воспитание патриотизма и гражданственности неслышащих учащихся на уроках истории и во внеурочное время

В современной России гражданско-патриотическое воспитание становится приоритетным направлением и задачей, стоящей перед школой.

В настоящее время теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности жизни. Поэтому в числе важных проблем воспитания  особое место занимают вопросы духовного, гражданского, патриотического, нравственного развития учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу всей нашей страны.

Целью гражданско-патриотического воспитания является совершенствование духовно-патриотического развития неслышащих учащихся, формирование модели гражданина-патриота.

Для реализации  плана поставлены следующие задачи:  

— формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию учащихся с нарушениями слуха;  

— создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у глухих школьников;

— развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно — исторических ценностей страны, региона, города, широко используя традиции Республики Саха(Якутия), города Якутска, нашей школы, повышать культуру межнациональных, этнических отношений;

— применять современные технологии обучения и воспитания.

— развивать словесную речь, развивать остаточный слух и совершенствовать произношение.

Разработанная концепция «Воспитание патриотизма и гражданственности  неслышащих учащихся на уроках истории и во внеурочное время» позволяет   вести работу  на уроках истории, обществознания и во время внеклассных мероприятий. Данная концепция предназначена для учащихся 5-12 классов. 

 По гражданско-патриотическому воспитанию разработаны следующие направления моей концепции по гражданско-патриотическому воспитанию:

—  изучение школьных дисциплин;

— использование государственных символов;

—  проведение традиционных общешкольных мероприятий;

— работа по гражданско-патриотическому воспитанию в связи с памятными датами;

— физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность;

— трудовая деятельность;

— участие в школьных, республиканских и всероссийских мероприятиях;

— школьный музей.

Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в школе носит не только образовательный, воспитательный, развивающий, но и коррекционный характер. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных занятиях. Уроки и внеклассные занятия по истории чаще всего проходят устно, и поэтому основными задачами обучения глухих учащихся являются развитие словесной речи, как универсального средства общения, работа над развитием и совершенствованием произношения, по развитию остаточного слуха учащихся. Коррекционная работа направлена на развитие жизненной компетенции глухого ребенка и поддержку в освоении всего учебного материала. Уроки истории и внеклассная работа проводится с индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА) учеников. Одной  из специальных организационных форм работы над произносительной стороной речи на общеобразовательных уроках и на внеклассных занятиях являются фонетические зарядки. Ведущей формой общения является устная речь и слухо-зрительное восприятие речи учениками. Дактильная форма речи (всегда с сочетании с устной) используется как вспомогательное средство.

Уроки истории и внеклассные занятия по истории способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма глухих  учащихся. Повышению эффективности исторического образования способствует использованию разнообразных форм уроков героико-патриотической тематики: интегрированных, проблемных, уроков-характеристик, уроков-размышлений, дискуссий, театрализованных, семинаров, лекций и др.

На уроках использую также технологии диспутов и дебатов. Диспуты, дебаты – это  технологии компетентностно-ориентированного образования. Чаще всего используется мною на уроках обществознания и истории.  Примеры: «Петр I-великий реформатор или тиран», «Иван Грозный — славы достоин или позора?», «Народники – герои или убийцы?»

В направлении «использование государственных символов» была проведена деловая игра «Символы государства Российского», в которой подробно остановились на изучении государственных символов РФ и РС(Я). 

Проведение традиционных общешкольных мероприятий в нашей школе обязательно. Это такие праздники как 1 сентября, День учителя, День матери, День согласия и примирения (4 ноября), 20 ноября (Всемирный день ребенка), День Конституции РФ и т. д.

Активно ведется гражданско-патриотическое воспитание в связи с памятными датами, такими как: 1150-летие российской государственности, 95-летие комсомола, 20-летие конституции РФ, 70-летие Великой Победы в ВОВ и т.д.

В рамках военно-спортивной работы проводятся следующие традиционные мероприятия: «Кросс наций», «Веселые старты», «День защитника Отечества» и «День Победы». Также было проведено внеклассное мероприятие на тему: «Веселые олимпийские игры», приуроченное к олимпийским играм в городе Сочи.

Традиционные субботники по уборке снега и территории школы также способствуют воспитанию патриотизма и гражданственности. Учат детей трудолюбию и бережному отношению к окружающей среде.

2012 год в нашей Республике был объявлен «Годом единения и дружбы народов Республики Саха (Якутия). Совместно учащимися мы организовали экскурсию по памятным местам нашего города. Маршрут экскурсии: 1. Памятник великому землепроходцу Семену Дежневу и его жене Абакаяде Сючю и их сыну Любиму. 2. Памятник (бюст) Иван Ивановичу Крафту. 3. Монументальный комплекс, включающий в себя памятник Петру Бекетову — русскому первопроходцу. Организовали школьную научно-практическую конференцию, посвященную 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства. Было проведено открытое внеклассное занятие по теме «Губернатор Якутской области Иван Иванович Крафт», которое посетил представитель  ЮНЕСКО из г. Москва.

Наши ученики участвовали в общероссийской заочной интернет-олимпиаде среди коррекционных школ «Родник знаний», где шестеро из них заняли первые места. Одна ученица заняла второе место.

В 2014 году на базе нашей школы начал функционировать школьный музей, проект которого разрабатывался и воплощался в жизнь с непосредственным участием учеников нашей школы. В феврале состоялось торжественное открытие школьного музея, были приглашены руководитель музея истории развития образования Ядрихинская З. И. и ветераны нашей школы. Со дня открытия музея стартовала акция «Подари музею», в которой многие принимают активное участие по сей день. В рамках школьного музея были собраны материалы о единственном участнике ВОВ с нашей школы, Шестакове Егоре Алексеевиче для выпуска книги «Поклонимся великим тем годам».

 После всех проведенных мероприятий мы провели исследование особенностей становления гражданско-патриотического воспитания учащихся школы, которые показали следующие результаты. 

В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства доброты», привить глубокую любовь к родной истории.

По итогам проделанной работы мы пришли к следующим выводам: повысился   интерес к историческому и героическому прошлому своей страны, к достижениям культуры и национальных традиций; учащиеся усвоили понятия любви к Родине, как проявления патриотизма, а защиты Отечества, как долг и обязанность патриота; созданы реальные возможности и осуществлены целенаправленные усилия для развития гражданско-патриотических качеств у глухих школьников. В целом вся работа направлена на формирование человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни. Результатом работы по теме данной концепции является повышение качества знаний учащихся и интереса к изучении истории.

Наш подход к гражданскому образованию

Подход «Лицом к лицу с историей» формирует у молодых людей этическую и активную гражданскую идентичность, которая дает им возможность активно и осознанно участвовать в жизни демократического общества.

  1. 1

    Начните в классах, ориентированных на учащихся, которые ценят личность учащихся.

  2. 2

    Боритесь с предубеждениями и развивайте чувство общего блага, способствуя цивилизованному обсуждению различий.

  3. 3

    Занимайтесь сложными историческими аспектами каждой академической дисциплины.

  4. 4

    Расскажите о текущих событиях и спорных вопросах.

  5. 5

    Воспитывайте голос и свободу действий учащихся посредством размышлений и действий.

Доказанное влияние

Лицом к лицу с историей значительно повышается:

  • терпимость учащихся к другим политическим взглядам
  • их способность к гражданскому дискурсу
  • их вера в то, что они могут что-то изменить

Лицом к лицу Учащиеся по истории получают более высокие баллы, чем сверстники, по индексу гражданской ответственности. Выпускники Facing History более активны в гражданской жизни, чем сверстники: они чаще голосуют, участвуют в общественных или общественных группах и обсуждают текущие события.

Узнайте больше о нашем влиянии

  • документ Перед лицом исторического подхода к гражданскому образованию

Regional Civics Initiatives

Massachusetts

Узнайте, как ресурсы Facening History соответствуют недавно пересмотренной программе MA History and Social Science Framework.

Чикаго

Узнайте о нашем партнерстве с государственными школами Чикаго.

California

Узнайте, как ресурсы программы Facing History соответствуют требованиям California History–Social Science Framework.

Нью-Йорк

Узнайте, как материалы журнала Facing History используются в учебной программе «Гражданское право для всех» Департамента образования Нью-Йорка.

Связаться с нами

Ресурсы для гражданского образования

Изучите эти рекомендуемые ресурсы, чтобы поддержать гражданское образование в вашем классе.

Связаться с нами

Сделайте сегодня пожертвование, не облагаемое налогом, и вы поможете нам привлечь еще больше учителей и учащихся по всему миру, дав им инструменты для борьбы с ненавистью и нетерпимостью.

Сумма подарка

  • 25
  • 100
  • 250
  • 500
  • 1000

Другой

Минимум

10

Больше подобных Зачем смотреть в лицо истории Втягиваться

Гражданское образование в Массачусетсе | Лицом к лицу с историей и с самим собой

Узнайте, как ресурсы журнала «Столкновение с историей» соотносятся с основами истории и социальных наук штата Массачусетс.

На протяжении более 40 лет организация Facing History сотрудничает с преподавателями из Массачусетса, обучая основам гражданственности на основе изучения исторических примеров. Наши тематические исследования

  • освещают ключевые аспекты демократии, которые отсутствуют, когда функции правительства преподаются абстрактно;
  • раскрывают сложный социальный и политический контекст, в котором функционируют правительства: убеждения, личности, институты, историческое наследие и поведение людей, которые формируют, а иногда искажают демократический процесс; и
  • предлагают учащимся исследовать разрыв между идеалами, изложенными в основополагающих документах Америки, и историей и реалиями несправедливости — подход, который, как было показано, эффективно стимулирует гражданскую активность молодых людей.

На курсе «История лицом к лицу» учащиеся узнают, что Соединенные Штаты во всей их сложности являются продуктом истории и решений, которые люди делали в прошлом, и открывают для себя силу собственного выбора сегодня.

Проверенный подход

Большое количество исследований подтверждает наш подход к гражданскому образованию. В ходе рандомизированного контролируемого исследования было показано, что «Facing History» значительно повышает

  • учащихся терпимость к другим с иными политическими взглядами,
  • их способность к гражданскому дискурсу и 
  • их вера в то, что они могут что-то изменить .

Лицом к лицу Учащиеся по истории получают более высокие баллы, чем их сверстники, по индексу гражданской ответственности. Выпускники Facing History более активны в гражданской жизни, чем их сверстники: они чаще голосуют, участвуют в общественных или общественных группах и обсуждают текущие события.

Лицом к лицу с историей согласуется с руководящими принципами концепции штата Массачусетс:

  • Изучение наследия демократического правления:
    «процесс, а не статичное состояние… легко потерять, но никогда полностью не выиграть».
  • Включая различные точки зрения
    Наш контент и педагогический подход объединяет различные точки зрения, а наш тематический акцент на индивидуальной и групповой идентичности можно найти в наших тематических исследованиях и ресурсах, таких как Моя часть истории: изучение идентичности в Соединенных Штатах, а также в центрах и подтверждает множественную идентичность и жизненный опыт учащихся.
  • Интеграция знаний из многих областей
    Лицом к лицу с историей обеспечивает междисциплинарный подход, который включает научные знания и содержание из истории и социальных наук, литературы, нравственного развития, психологии, этики и социологии.
  • Обучение учащихся историческому мышлению и логическим аргументам
    В ходе рандомизированного контрольного испытания учащиеся «Лицом к лицу с историей» превзошли контрольную группу по своей способности анализировать доказательства, причины и следствия, а также действия, используя оценку понимания истории, в ходе которой учащимся предлагалось анализировать карты , несколько текстов и график. Кроме того, каждый из наших тематических исследований включает в себя письменные подсказки и обучающие стратегии для разработки формального аргументативного эссе.
  • Изучение текущих событий и развитие новостной/медийной грамотности
    Обучение текущим событиям может быть сложной задачей, но это важная часть развития учащихся как информированных и вовлеченных граждан. Такие ресурсы, как «Содействие гражданскому дискурсу» и сопутствующий вебинар по запросу, а также уроки по конкретным текущим вопросам, помогают преподавателям выполнять эту сложную работу, пока их ученики учатся дискутировать со сверстниками. У нас также есть ряд ресурсов по новостной грамотности, от индивидуальных уроков до полного тематического исследования, чтобы помочь учащимся развить медиаграмотность в то время, когда новости становятся все более цифровыми, социальными и быстрыми.
  • Развитие навыков социального и эмоционального обучения
    Совместная организация по академическому, социальному и эмоциональному обучению (CASEL) назвала «Лицом к лицу с историей» одной из девяти программ SEL для средних и старших классов (среди почти 400 номинированных), которая доказала положительное влияние на студенты, такие как повышенная эмпатия или более просоциальное поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *