cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: Формирование УУД на уроках в начальной школе (таблица)

Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции, характеристики

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Рассказываем, что это такое, какими они бывают и как помогают в обучении

Что такое УУД

Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки. 

Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.   

Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения.     

Функции УУД

Любая современная образовательная программа в России построена на развитии универсальных учебных действий. Основные функции УУД:

  • Предоставляют ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты.
  • Создают условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.

Умение учиться — это не только фактор, повышающий эффективность школьного образования, но и инструмент формирования целостной картины мира, гражданских и моральных ценностей.

Виды универсальных учебных действий

Личностные УУД

Эти действия помогают школьнику определять ценностно-смысловую ориентацию. Ученик осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за результат, умеет делать нравственный выбор. Кроме того, они дают ученику возможность устанавливать успешные коммуникации в обществе и определять свое место в нем.

Когда учащийся приобретает навык личностных учебных действий, он может самоопределяться в профессиональной сфере, получает мотивацию к обучению, дает оценку изученному материалу, делает личностный выбор, основываясь на приобретенных и сформировавшихся ценностях. 

  • Как формируют личностные УУД

Сформировать личностные УУД помогут следующие методики:

  • Групповые проектные работы. Ученики выбирают актуальную тему проекта, которая интересна каждому, распределяют между собой роли при помощи учителя или самостоятельно и реализуют проект. Основная цель — включение всех участников группы и делегирование каждому определенных задач.
  • Создание портфолио ученика. Папка с индивидуальными достижениями, грамотами и благодарностями школьников должна быть в каждом классе. Это создает ситуацию успеха и повышает самооценку у детей. Портфолио стимулирует к дальнейшей работе и самосовершенствованию, формирует положительные качества личности и демонстрирует престижность достижения результата.
  • Творческие задания. Это может быть работа по окружающему миру или сочинение по литературе. В процессе подготовки ученик собирает дополнительный материал, учится его анализировать и создавать на основе полученных знаний новый продукт обучения.  

Регулятивные УУД

Это действия, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков. К таким действиям относят:

  • Целеполагание, когда школьник умеет ставить перед собой цель и задачи в обучении.
  • Планирование, когда он может составить план действий для достижения определенного результата.
  • Прогнозирование — способность спрогнозировать результат и его характеристики, а также принять меры для улучшения итога своей деятельности.
  • Коррекция — изменение планов при промежуточном анализе или появлении дополнительных обстоятельств.
  • Оценка — умение оценить самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить.
  • Саморегуляция, когда ученик может преодолевать возможные препятствия и разрешать конфликтные ситуации в коллективе или группе.
  • Как формируют регулятивные УУД

Сформировать регулятивные учебные действия помогают специальные методические приемы. Например, чтобы поставить цель при изучении нового материала, используют такую таблицу:

Я знаю
Я могу узнать Что необходимо изучить
     

Полезно также систематизировать полученный материал и делать выводы в конце урока. Когда ребенок научится отвечать на вопрос: «Что нового я узнал на уроке?», — ему будет проще ставить цель в следующий раз.

Умение планировать можно развивать с первого класса: с составления плана рассказа и этапов решения задачи. В старших классах ученики разрабатывают план лабораторной работы или план проектной деятельности. 

Интерес вызовет метод, когда педагог предлагает заведомо неверный план, например перепутаны действия или исключен конечный результат, а дети должны его скорректировать. Своеобразная работа над ошибками предложенного плана поможет сформировать навык планирования. Чужие ошибки лучше бросаются в глаза, поэтому работать над составлением плана рекомендуют в группах.

Познавательные УУД               

Это всем знакомые общие учебные действия:

  • поставить цель изучения,
  • создать алгоритм деятельности,
  • найти информацию,
  • использовать различные методы поиска фактических данных,
  • выбрать наиболее эффективные из них,
  • изучить материалы при помощи смыслового чтения,
  • структурировать полученную информацию,
  • сделать осознанные высказывания о том, что изучил.

В ходе познавательных учебных действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.

  • Как формируют познавательные УУД

Развивать навыки этого вида учебной деятельности рекомендуют при помощи заданий на нахождение соответствий и общих признаков. В младшей школе это может быть составление кластера и логических цепочек. В старшей — разработка тестовых заданий для одноклассников и работа с историческими документами и другими источниками информации, помимо базовой учебной литературы.

Коммуникативные УУД

Сюда относятся самые разноплановые действия, которые дают ребенку возможность взаимодействия в коллективе, навыки поддерживать диалог и вливаться в социальную среду.    

Ученик успешно освоил коммуникативные учебные действия, если он умеет:

  • находить выход из спорных ситуаций и не создавать открытых конфликтов,
  • принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,
  • правильно формулировать и ставить вопросы,
  • четко и полно выражать мысли,
  • контролировать свое поведение и поведение партнеров в группе, 
  • корректировать его при необходимости,
  • сотрудничать с одноклассниками и педагогом.
  • Как формируют коммуникативные УУД

Специалисты предлагают использовать такие приемы:

  • составление вопросов к выступающему,
  • выступление с докладом перед аудиторией,
  • дополнение высказываний одноклассников.

В младших классах можно использовать метод рассказа по иллюстрации. Это также способствует формированию пассивного словарного запаса. А работать с иллюстрациями детям всегда интересно. Одно и то же изображение может вызвать у ребят разные ассоциации и стать основой различных историй. В конце урока можно сравнить рассказы и найти в них общее и различия.

В средней школе можно организовать пресс-конференцию. Правильно сформулированные вопросы выступающему помогут получить максимум данных и научат ребят выражать свои мысли.

В старшей школе уместна будет дискуссия на заданную тему. Можно организовать круглый стол, симпозиум, форум. В таком формате урока ребята научатся выражать и отстаивать свою точку зрения, выстраивать коммуникацию в конфликтной ситуации, контролировать поведение оппонента, находить необходимые аргументы.      

Как оценить уровень формирования УУД

Для оценки ученика по уровню учебных действий, которые он освоил, используют следующие критерии:

  • соответствие нормативным возрастным требованиям,
  • осознанность и разумность поведения и познавательной деятельности,
  • критичность действий,
  • способность нормально общаться в коллективе.

Учитель, который помогает детям развивать универсальные учебные действия, включает их в активный учебный процесс. Такие ребята не только пассивно воспринимают поток информации, а умеют находить ее самостоятельно, ставить задачи и добиваться цели. Такие ребята приобретают навык постоянного обучения и развития личности, которая не потеряется в современном информационном обществе.

Формирование универсальных учебных действий в начальных классах

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе.

Большую роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.
В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?

Разумеется, что решение этого непростого вопроса следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:

-для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?»

— для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;

— для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть нужно найти, освоить или создать метод;

— для того чтобы эффективно развивать эти умения, нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;

— для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста. ФГОС НОО – программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста. После знакомства с материалами ФГОС очень часто можно слышать реплику коллег: «Знакомые цели, зачем изобретать велосипед? Мы и так все это всегда развивали!» Да, все понятия, ценности и задачи знакомы, никто их для образования «чужеродными» не считает. Только условия изменились, время другое, поэтому акцент сделан на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности. В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:

Что я буду делать?

Зачем?

Как я это буду делать?

— Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

Как я проверю правильность выполненной работы?

Как я пойму, что работа выполнена хорошо?

Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами. Формирование УУД – это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы допускаем большую ошибку, считая, что если ребенок, решая предметные задачи, оперировал действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают, что этого уже достаточно для развития УУД и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Но ФГОС перед нами поставил задачу воспитания компетентного человека в широком смысле этого слова. Значит, мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае формирования логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать. В связи с этим, при создании методической копилки по развитию УУД необходимо разобраться и соотнести между собой три понятия:

— способ

— умение

— универсальное учебное действие

УУД – определяются как способы деятельности и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

И когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую – то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.

Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».

Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника, читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т. д. В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:

Уметь сравнивать, значит уметь:

-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

— выделять признаки сходства;

— выделять признаки различия;

— выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

— выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

— разделять объект на части;

— располагать части в определенной последовательности;

— характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

— находить главное в изучаемом объекте или явлении;

— устанавливать главную причину явления;

— кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;

Уметь составить схему, значит уметь:

— разделять объект на части;

— располагать части в определенной последовательности;

— определять связь между частями;

— оформлять графическое изображение;

Основным компонентом школьного обучения по – прежнему остается урок. Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки учителя к уроку. В ходе подготовки проекта осмысливается то, что будет проходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявлять себя по-разному. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является также наличие в его содержании элементов обучения школьников универсальным учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, формулировались настолько формально и обобщенно, что терялся всякий организационный смысл. В соответствии с новыми ориентирами в образовании цели урока можно и нужно классифицировать следующим образом:

— непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;

— метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования и контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. На обобщающем уроке русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное», прослушав стихотворение Т. Рика «Имя существительное» дети ставят задачи: повторить изученное о роде, числе, склонении и падежах имени существительного. Прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно писать безударные окончания имён существительных. Составляют план работы при обобщении знаний: например, в том порядке, в котором изучали данные темы.
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно.
3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания — познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.
4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя.
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?».
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.
6. На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«+ » — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«!» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0 не ответил
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
— возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
— на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
— возрастает сплочённость класса;
— ученик более точно оценивает свои возможности;
— дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы ребята выработали свои правила:
1. Вы свободно обмениваетесь мнениями. Вы имеете право на ошибку. Не критикуйте, а предлагайте.
2. Вы уважаете мнение каждого участника.
3. Шум может быть только рабочим.
Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Работа над проектами.
При работе над среднесрочным проектом «Что такое здоровый образ жизни?» ребята провели много исследований, сделали выводы.
Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. При изучении стихотворений использую, например, такие:
1.Пересказать

.2.Спеть.
3.Написать мини-сочинение.

3.Написать мини-сочинение.
4.Придуматьзагадку.
5.Сыгратьмини-спектакль.
6.Составитьтест.
7.Написатьотзыв.
Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога).
Использую чаще всего при изучении новой темы. Например, на уроке окружающего мира по теме «Кто такие рыбы?», дети высказывают предположения: кит – рыба и кит – млекопитающее. После чего спрашиваю: «Что вас удивило? Какое противоречие видите? Какой возникает вопрос?», тем самым подвожу к проблемному диалогу.
На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке
На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
В конце урока обязательно проводится рефлексия:
было трудно …,
я понял …,
у меня получилось …,
меня удивило… и другие.
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Ещё раз подчеркиваю, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя
Результаты работы над данной темой:
1.Учащиеся (конечно, не все) могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
— учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
— стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно.
5. На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня.

Список используемой литературы

1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников» — журнал «Начальная школа«+» «-» № 2/ 2012г., с. 74

2.Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» — журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

3. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» — журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г. , с.26

4. Логвинова И.М. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» № 12 / 2011 год, с.12.

5.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД» — журнал «Начальная школа» № 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября», с.40.

6. Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по новому стандарту» — журнал «Начальная школа «+» «-» № 4/2012г., с.23

7.Ушева Т.Ф. «Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы», журнал «Начальная школа» № 11 /2011 г., с. 65

8. Шкуричева Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности» — журнал «Начальная школа» №11/2012г., с.4

Что такое универсальный дизайн для обучения?

Универсальный дизайн для обучения (UDL) — это комплексный подход к удовлетворению потребностей всех учащихся в более равноправном и увлекательном обучении в классе. Класс UDL может быть очень полезен для учащихся с задержками в обучении и проблемами поведения.

В соответствии с Законом о возможностях высшего образования от 2008 г. определение универсального дизайна для обучения представляет собой научно обоснованную основу для руководства образовательной практикой, которая обеспечивает гибкость в способах представления информации, вовлечения студентов, реакции студентов или демонстрации знаний и навыков. Это снижает барьеры в обучении, обеспечивает соответствующие приспособления, поддержку и проблемы, а также поддерживает ожидания высоких достижений для всех учащихся, включая учащихся с ограниченными возможностями и учащихся с ограниченным знанием английского языка.

Структура UDL, впервые определенная Дэвидом Х. Роузом, изд. Гарвардской высшей школы образования и Центра прикладных специальных технологий (CAST) в 1990-х годах призывает к созданию учебной программы с самого начала, которая обеспечивает:

  • Несколько средств представления, чтобы предоставить учащимся различные способы получения информации и знаний
  • Несколько способов выражения, чтобы предоставить учащимся альтернативы для демонстрации того, что они знают
  • Многочисленные средства вовлечения, чтобы задействовать интересы учащихся, надлежащим образом бросить им вызов и мотивировать их к обучению

По своей сути Универсальный дизайн для обучения состоит из трех принципов, основанных на исследованиях обработки данных в мозге, которые включают:

  1. Эмоциональные сети: «почему» обучения, связанного с вовлеченностью;
  2. Recognition Networks: «что» обучения, связанное с представлением; и
  3. Стратегические сети: «как» учиться, связанное с действием и самовыражением (CAST 2018).

Как показано на графике на веб-сайте CAST, каждый компонент разделен на три меньших подраздела, которые соответствуют педагогическим принципам доступа, накопления и усвоения знаний отдельными учащимися. Затем каждая подкатегория содержит серию из трех контрольных точек, которые далее объясняются, а затем применяются к учебной среде в классе, кульминацией которой являются контрольные точки нижнего уровня «усвоения» саморегуляции, понимания и исполнительной функции.

Саморегуляция

Концепция саморегуляции, определяемая CAST как «способность к саморегуляции — стратегическому модулированию своих эмоциональных реакций или состояний, чтобы более эффективно справляться с окружающей средой и взаимодействовать с ней», критический предшественник развития у учащихся уровня комфорта, когда они сталкиваются с новыми и сложными задачами обучения (CAST 2018). Эта способность к саморегулированию в отношении своего подхода к обучению позволяет учащимся рассматривать потенциально непреодолимые цели как ступеньки в учебном плане, а не как непреодолимые препятствия.

Естественно, большая часть способности учащихся демонстрировать этот тип саморегуляции напрямую связана с тем, как преподаватель организует введение нового материала в течение семестра или учебного года. Структура UDL предоставляет конкретные примеры того, как преднамеренные учителя могут поощрять участие учащихся в успехе посредством личной постановки целей, управления своими эмоциями, связанными с обучением, и повышения осведомленности о целенаправленном прогрессе, а также обучении на ошибках.

Понимание

Понимание, возможно, является наиболее знакомым компонентом структуры UDL, поскольку оно в первую очередь касается педагогических элементов качественного обучения. Этот компонент аналогичен другим знакомым схемам обучения и опирается на традиционные принципы, такие как доступ к предварительным знаниям учащихся, акцентирование внимания на больших идеях, выделение взаимосвязей между различными концепциями, а также включение визуализации и многократного воздействия на тематические элементы в рамках блока или серии уроков.

CAST предлагает следующее объяснение понимания: «Создание полезных знаний, знаний, доступных для принятия решений в будущем, зависит не только от восприятия информации, но и от активных «навыков обработки информации»» (CAST 2018). Таким образом, понимание остается сутью структуры UDL.

Исполнительная функция

Исполнительная функция представляет собой уровень мастерства, на котором учащиеся способны применять полученные знания к более сложным функциям за счет уменьшения количества «мозговой энергии», затрачиваемой на концептуальную обработку «нижнего уровня». Исполнительная функция — это высший уровень в подходе на основе лесов, при котором учащиеся могут применять свои знания для дополнительного сложного обучения без необходимости возвращаться назад и пересматривать фундаментальные концепции. Этот компонент структуры UDL снова фокусируется на расширенной постановке целей, поощряемой инструктором, в дополнение к тренировке памяти, моделируемой инструктором, и постоянному мониторингу прогресса.

Универсальный дизайн для изучения примеров в классе

Цели урока

Учащиеся класса UDL знают, какие цели перед ними поставлены. Эти цели не только обсуждаются, но и четко публикуются в удобной для учащихся форме. Эти цели также упоминаются во время уроков для актуальности и для того, чтобы помочь учащимся установить связи.

Варианты заданий

В традиционных классах все учащиеся имеют одну структуру заданий. Классы UDL предлагают учащимся несколько способов продемонстрировать свое понимание.

Примерами этого являются доски выбора с различными типами проектов и идей. Наряду с обычными заданиями могут быть варианты:

  • Запись видео или подкаста
  • Создать песню или рэп
  • Сделать рисунок или комикс
  • Разработать собственную модель
  • Проведите небольшой обзорный урок для класса

Гибкие рабочие места

Классы сегодня не выглядят и не воспринимаются как классы в прошлом. Они начинают создавать ощущение домашнего уюта; учителя хотят, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно во время обучения. В классе UDL учащиеся могут сидеть в пространстве для совместной работы за столом с белой доской или индивидуальной работы.

Есть места с креслами-мешками и подушками. Вы даже можете увидеть диван, ковры, которые чувствуют себя как дома, и другие предметы декора, которые приносят комфорт. За пределами рабочих мест учащиеся могут использовать гаджеты, такие как наушники, iPad и другие технологии для доступа к знаниям и облегчения обучения.

Групповая работа

Групповая работа всегда была распространена в классах, но в условиях UDL группы могут основываться на предпочтениях в обучении или выборе задания. У студентов есть общие черты для более тесного сотрудничества. С другой стороны, вы можете сгруппировать учащихся по их сильным сторонам, чтобы убедиться, что все аспекты задания выполнены хорошо. Студенты должны знать свой стиль обучения и сильные стороны, поэтому полезно, чтобы они заполнили опрос о предпочтениях в обучении или опрос о типе личности.

Цифровой и аудиотекст

Сегодня некоторым учащимся требуется дополнительная поддержка в обучении. UDL в комплексе для всех учащихся и их конкретных потребностей.

Наличие вариантов текста для чтения учащимся, таких как аудиокниги и технология преобразования текста в речь, уравнивает игровое поле. Это могут быть подписи, стенограммы для аудио, опции для увеличения текста и настройки цвета или контраста на экране.

Частая обратная связь

Постоянная обратная связь имеет ключевое значение во всех классах. Обратная связь в пространстве UDL предоставляется ежедневно и несколько раз в течение дня. Учителя дают учащимся время подумать в конце каждого урока и дают обратную связь о том, как они продвигаются.

Преимущества универсального дизайна для обучения

UDL приносит пользу всем детям в любых условиях, поскольку он точно фокусируется на потребностях учащихся. Нет камня на камне, который не сделал бы обучение персонализированным. UDL напоминает мне план обучения или индивидуальный план обучения.

Они написаны специально для учащихся с когнитивными или поведенческими задержками и проблемами. Традиционно эти планы написаны только для конкретных учащихся. UDL предоставляет этот подробный план обучения для всех вовлеченных детей, продвигая их в их образовательном опыте.

Как COVID повлиял на универсальный дизайн для обучения?

Пандемия COVID-19 привела к быстрым изменениям для всех, кто занимается образованием. Родители беспокоились о том, как они могут заботиться о своих детях, обеспечивая при этом удовлетворение их потребностей в обучении. Студентам пришлось приспосабливаться к новому стилю преподавания и обучения.

Они также быстро адаптировались к самостоятельной работе. Учителям пришлось полностью изменить дизайн урока и перейти к стратегиям онлайн-обучения, которые, как мы надеемся, приведут к росту и повышению квалификации. Это изменение не было естественным и многих шокировало.

Некоторые учащиеся испытывали трудности с подключением к технологиям или просто с получением устройства или собственного устройства для использования в школе. Студент должен был научиться самодисциплине и организации уроков и заданий. Учащиеся потеряли связь со своими сверстниками во время закрытия школ, что усилило одиночество, тревогу и депрессию.

Другим важным эффектом была потеря языкового и речевого развития у наших самых младших учеников, которым необходимо быть рядом со своими учителями и видеть, как формируется их рот при разговоре и изучении звуков букв и т. д.

Пандемия COVID-19 сделала использование некоторых стратегий UDL недостижимым. Возможности внутри обычного учебного пространства были велики. Появилось много новаторских практик, но они должны были осуществляться под руководством учителя и лицом к лицу. От таких видов деятельности, как очная групповая работа, специальные варианты обучения в классе и использование гибких учебных пространств, отказались.

Хотя некоторые стратегии нельзя было изучить виртуально, по-прежнему существовали творческие способы привлечения учащихся и предлагались различные способы получения и представления информации. Учителя должны были быть инновационными и мыслить нестандартно, чтобы как можно больше соответствовать подходу UDL.

Заинтересованы в получении степени магистра? Изучите более 190 доступных магистров, докторских степеней, подтверждений и сертификатов, чтобы продвинуться по карьерной лестнице уже сегодня

*Обновлено в июле 2022 г. Определение, развитие, история, типы и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мэми Тилль-Мобли Джилл Байден Нина Отеро-Уоррен Сильвестр II Вальтер Гропиус
Похожие темы:
обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование высшее образование

Посмотреть весь связанный контент →

Последние новости

Май. 3 сентября 2023 г., 12:57 по восточному времени (AP)

Результаты тестов по истории и основам гражданственности у американских учащихся снизились на фоне пандемии число детей не имеют базовых знаний ни по одному из предметов

Популярные вопросы

Что означает образование?

Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на получение образования?

Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.

Когда образование стало обязательным?

Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, подтверждается различными международными соглашениями, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.

Что такое альтернативные формы обучения?

С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?

Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в США. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.

Следует ли применять телесные наказания в начальной школе?

Широко обсуждается вопрос о том, следует ли применять телесные наказания в начальных школах. Некоторые говорят, что это подходящая дисциплина для некоторых детей, если использовать ее в умеренных количествах, потому что она устанавливает четкие границы и мотивирует детей вести себя в школе. Другие говорят, что могут причинить долговременный физический и психический вред учащимся, создавая небезопасную и жестокую школьную среду. Чтобы узнать больше о дебатах о телесных наказаниях, посетите ProCon.org.

Должны ли в образовательных учреждениях применяться и соблюдаться дресс-коды?

Вопрос о том, следует ли внедрять и применять дресс-код в образовательных учреждениях, является предметом горячих споров. Некоторые утверждают, что дресс-код обеспечивает приличия и серьезную профессиональную атмосферу, способствующую успеху, а также способствует безопасности. Другие утверждают, что дресс-код укрепляет расистские стандарты красоты и одежды и редко применяется единообразно, часто дискриминируя женщин и маргинализированные группы. Чтобы узнать больше о дебатах о дресс-коде, посетите ProCon.org.

образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).

(Прочитайте эссе Арне Дункана из Британики на тему «Образование: великий уравнитель»).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.

Основы денег для детей: 5 навыков, которым можно научить их сейчас

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновил получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. обучение; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных областях специализации см. в историографии; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов учеников см. интеллект, человеческий; теория обучения; психологическое тестирование.

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность в более широкой сети его культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *