cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Грибы ягоды рисование в старшей группе: Рисование на тему грибы и ягоды старшая. Как увлекательно организовать занятие по рисованию на тему «Грибы» в старшей группе ДОУ

Конспект занятия по рисованию для старшей группы Грибы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 34

станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район

Конспект занятия по рисованию

для детей старшей группы

«ГРИБЫ»

Подготовила

Воспитатель

МБДОУ №34 «Речецветик»

станица Ленинградская

Литвинкова Галина Ивановна

ст. Ленинградская

2015

Программные задачи: Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Познакомить с техникой рисования солью. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционно-речевые задачи: Расширять знания детей о многообразии грибов. Обогащать словарный запас. Упражнять в составлении описательных рассказов. Развивать щепоточный захват и мелкую мускулатуру пальцев, общую моторику.

Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, соль, салфетки, листы тонированной бумаги, иллюстрации с изображением грибов, образец.

Предварительная работа: Лепка грибов, беседа о грибах, рассматривание картинок, загадывание загадок, чтение сказки «Под грибом» Сутеева.

Ход:

I Вводная часть

1.Организационный момент

Педагог:

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку — березовики,

Под сосновым пнём — опеночки,

А под елкой — белый гриб — боровик.

2. Предварительная беседа

Педагог: Какие грибы упоминаются в потешке? 

Дети: Рыжики, подберезовики, опята, белые грибы. (Педагог выставляет картинки).

Педагог: Чем грибы похожи?

Дети: У всех грибов есть шляпка и ножка.
Педагог:А чем отличаются?

Дети: Отличаются формой и цветом шляпки, а также длиной и толщиной ножки.

Педагог: Кокой формы может быть шляпка?

Дети: Высокая, широкая, плоская.

Педагог: Назовите, какие бывают ножки.

Дети: Тонкая, длинная, толстая, короткая.

Педагог: А ещё бывают съедобные и ядовитые грибы. Это, какие?

Дети: Съедобные.

Педагог: Назовите ядовитые грибы?

Дети: Мухомор, бледная поганка. (Педагог добавляет картинки).

II. Основная часть

1.Объяснение приемов рисования

Педагог:Давайте нарисуем грибы, кому какой больше нравится. Мне понравился мухомор, он хоть и не съедобный, но очень красивый. (Выставляется образец для рассматривания). Гриб должен быть крупным на весь лист. Обратите внимание, какая и рисунка фактура. Дотроньтесь.
Дети: Шершавая, колючая.

Педагог: Это потому, что я использовала для рисования соль. Сначала рисуем простым карандашом набросок: вытянутая ножка, шляпка – рисуем дугу и соединяем её концы, вокруг гриба — полянка. Теперь раскрашиваем красками. Сначала густой краской красим шляпку и тут же посыпаем её солью, лишнюю соль стряхиваем. Потом красим ножку и тоже посыпаем солью. Потом – полянку.

2. Физминутка: речь с движением «Боровичок»

Толстячок-боровичок
Вышел на дорожку, ходьба на месте
Толстячок-боровичок –
Мне подставил ножку. по очереди выставляем левую и правую ногу
Толстячок-боровичок –
Сказочное диво, ходьба на месте
Сдвинул шляпку на бочок, наклоны головы, вправо, влево
Смотрит горделиво.
Я грибка-озорника ходьба на месте
В чаще не покину,
Я найду ему дружка,
А пока — ныряй пока, прыжки на месте
Озорник, в корзину.

3. Практическая работа детей

Воспитатель наблюдает за работой детей, уточняет каким цветом надо закрасить шляпку, почему, помогает аккуратно стряхивать соль, следит за осанкой, выкладывает готовые работы.

4. Развитие мелкой моторики «За грибами»

Мы идём дорожками, сжимать — разжимать пальчики

Мы идём тропинками, сжимать — разжимать пальчики

Мы идём с лукошками,

Мы идём с корзинками. шагать по столу

Прямо за опушкою

Вдруг нашли волнушку мы загибать пальцы обеих рук

И пенёк с опёнками

Под рябиной тонкою.

Крепкий подберёзовик

Вырос под берёзою,

Красный подосиновик

Вырос под осинкою.

5. Составление описательных рассказов о грибах

Педагог:Расскажите, кто какой гриб сделал.

Ребёнок:У меня боровик. У него толстая ножка и большая коричневая шляпка.

Описательные рассказы составляют все дети.

III. Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Педагог:Чем мы сегодня рисовали?

Дети: Красками и солью.

Педагог: Понравился новый способ изображения?

Дети:Очень.

Педагог: Ваши грибы получились необыкновенно красивые. Как будто из сказочного леса!

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

1.http://sibmama.ru/index.php?p=palchiki

2.https://www.google.ru/webhp?client=opera&sourceid=opera#newwindow=1&q=abpvbyenrf+ghj+uhb%2Cs

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/117214-konspekt-zanjatija-po-risovaniju-dlja-starshe

Конспект НОД по экологии в старшей группе тема «В царстве грибов и ягод» | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):

Конспект НОД с детьми старшей группы

Тема: «В царстве грибов и ягод»

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.

О.О. «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

— Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.

— Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды»

— Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

— Развивать  общую и мелкую  моторику, согласовывать речь с движением.

—  Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.

Материал к занятию:  игрушка Лесовик, фланелеграф, картинки грибов и ягод, картинка «По грибы», магнитофон.

1.Проводится игра «Круглый год».

2. Сообщение темы:

Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес,  дремучий лес, полный сказок и чудес…

Дети встречают  Лесовика с лукошком грибов и ягод.

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

3. «Кто где растет»

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли  рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

 Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).

— Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)

Упражнение «Соберём семейку»

— Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».

— Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

— Как можно назвать большой гриб? (грибище)

— Как называют суп из грибов? (грибной)

— Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

— Как называют корешки грибов? (грибница)

— Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

— Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

— А сейчас мы немного отдохнём.

4. Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Топ-топ, пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

5. «Загадки-отгадки»

На фланелеграф  Лесовик расставляет картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора — … (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту — зовусь я – … (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все — в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются … (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок … (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы . .. (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые … (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)

6. Физкультминутка «По малину»

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

— Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

— Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

На доске картинки с ягодами, изображением вниз.

— Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?  (Клюква) 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

— Что можно приготовить из ягод? (компот,  кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

— С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

— Из малины получится начинка какая? (малиновая)

— Из брусники — … (брусничная)

— Из черники — … (черничная)

— Из земляники — … (земляничная)

— А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т. д.

— Ребята скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная

Беседа по картине «За грибами»

— Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.

— Какое время года изображено на картинке?

— Кого вы видите?

— Куда они пришли?

— Что они ищут в лесу?

— Как вы догадались?

— Какие грибы нашли грибники?

— Что их мамы приготовят из грибов?

Подведение итогов.

— Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов,  которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

— не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

— срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

— не вырывать кустики ягод.

— собирать только знакомые ягоды и грибы.

— вести себя тихо и спокойно, ведь лес — это дом для животных, птиц и растений.

Как нарисовать гриб цветными карандашами


Евгения Хаусс

Готовы ли вы исследовать богатый мир лета? Давайте отметим этот сезон цветным карандашом. В этом уроке цветными карандашами мы рассмотрим рисование гриба.

Гриб, который я буду рисовать, похож на зеленую сыроежку. Однако этот проект не является ботанической иллюстрацией в прямом смысле этого жанра. Мы можем стилизовать форму, менять цвета, добавлять или удалять некоторые детали.

Моя цель в этом рисунке — создать иллюзию различных органических текстур. Мы будем иметь дело с двумя группами объектов — шляпками грибов и окружающими их растениями. Они имеют разную текстуру, но похожи по цвету. Нам нужно провести различие между этими двумя типами жизни, чтобы работа выглядела интересной и разнообразной, но при этом гармоничной.

Художественные принадлежности для рисования гриба

Для создания рисунка нам понадобится графитный карандаш. Я рекомендую H или HB. Избегайте использования мягких карандашей, так как полностью стереть следы от них может быть сложно. Твердые карандаши могут создавать углубления на поверхности бумаги, которые будут видны при нанесении цветных карандашей.

Нелишним будет иметь под рукой точилку и пару ластиков (виниловых и резиновых).

Я выбрал лист плотной рисовальной бумаги. Поверхность имеет легкую текстуру, которая отлично подходит для цветных карандашей.

Если вы хотите, чтобы ваша работа напоминала ботаническую иллюстрацию в винтажном стиле, рассмотрите возможность рисования на тонированной бумаге. Тонкий бежевый или кремовый тон — прекрасный вариант для этого проекта.

См. также: 9 Необходимые цветные карандаши

Мои цветные карандаши Faber-Castell Polychromos (партнерская ссылка), но не стесняйтесь использовать любые цветные карандаши, которые вам нравятся. Ниже вы найдете цвета, которые я выбрал для этого проекта.

Рисуем гриб графитным карандашом

Перед тем, как мы начнем работать цветными карандашами, необходимо создать очертания (или контуры). Я рекомендую планировать свою композицию заранее. Создайте миниатюрный эскиз или просто набросайте в уме грубую модель изображения. Будут ли какие-либо второстепенные объекты, такие как листья, веточки или ягоды? Настало время принимать эти решения.

Сначала я отмечаю границы рисунка и задаю композицию. Я решил взять пару грибов вместо одного, но второй грибок будет меньше. Он поддерживает своего более крупного и старшего соседа.

Я добавляю пару направляющих линий, которые обозначают цветочные элементы. Я также отмечаю стилизованную форму листа в нижней части рисунка.

Как видите, я представляю грибы в виде набора форм, имеющих некоторый объем. Такое расположение помогает создать более достоверный и реалистичный рисунок.

Обратите внимание, что шляпка большего гриба имеет специфический рельеф. Посередине верхушки шляпки имеется неглубокая выемка, по краям шляпка загнута вниз.

Вам не нужно рисовать все эти воображаемые овалы и основные линии, но эти отметки помогают мне создать структуру рисунка. Держите свои линии как можно более легкими и немногочисленными. Мой план относительно тяжелый для рисунка цветным карандашом, чтобы продемонстрировать процесс строительства. Некоторым начинающим художникам может быть полезно увидеть эти шаги.

См. также: Основы рисования. Построение

На этом этапе спросите себя, нравится ли вам композиция? Довольны ли вы общим впечатлением от вашего базового эскиза? Если да, то продолжим. Однако, если есть что-то, что нужно изменить, не торопитесь, чтобы внести эти изменения. Очень важно иметь сбалансированный состав.

См. также: Композиция в искусстве

Далее дорабатываю грибы. Я меняю форму шляпок и стеблей. Контурные линии должны быть органичными, как и объекты, которые мы рисуем. Я стираю все ненужные графитовые метки на ходу.

Отмечаю углубление в шляпке большего гриба. Молодые грибы обычно не имеют этой особенности.

Рисую детали нижней стороны шляпки, обозначая жабры.

Добавляю окружающие элементы. Рисую мох сфагнум, применяя короткие линии, идущие в разные стороны. Есть несколько мохообразных элементов разного размера, напоминающих маленькие листья папоротника. Хорошо иметь некоторые вариации форм, чтобы добавить разнообразия и создать более естественный вид.

Я улучшаю ветку брусники красной, добавляя больше листьев. Обратите внимание на направление верхних листьев — они направляют внимание зрителя на больший гриб.

Лист также имеет жилки. Помните, что вам не нужно обрисовывать в общих чертах все детали — только те, которые вы считаете важными.

Рисунок гриба цветными карандашами

Прежде чем делать отметки цветными карандашами, давайте сначала оценим интенсивность линий графитного карандаша. Излишки графита, оставшиеся на поверхности, могут загрязнить аппликации цветными карандашами. Поднимите жирные отметки ластиком-клячкой.

Сначала мы поработаем, чтобы сохранить некоторые более светлые значения. Я покрываю ножки грибов и нижнюю сторону шляпок White . Белый слой будет виден при последующих применениях, влияя на их значение и, что менее важно, на оттенок. Белый нижний слой облегчает восстановление светлого тона, если это потребуется позже в процессе.

Затем я покрываю колпачки краской Earth Green Yellowish . Я также добавляю этот цвет цветочным элементам вокруг гриба, создавая базовый слой.

Держите на карандаше индикатор давления. Вы можете создавать маленькие круги или направленные линии — техника зависит от вас. При работе с травой и мхом я рекомендую, чтобы ваши отметки шли в том же направлении, что и растения.

См. также: 12 цветных карандашей

Теперь пора приступить к созданию рисунка на шляпках грибов. Я работаю с

Juniper Green и Chromium Green Opaque . Эти цвета принадлежат к семейству зеленых, но их воспринимаемая температура совершенно различна. Первый цвет холоднее, второй теплее. Их совместное использование создает разнообразие.

Вы можете использовать более холодный оттенок в основном в нижней части кепки и более теплый оттенок в верхней части. Или применяйте их взаимозаменяемо.

Узор состоит из отдельных округлых фигур разного размера. Некоторые участки получают равномерное покрытие – особенно это касается центральных частей шапок. Образцы моих отметок вы найдете на изображении ниже.

Молодые грибы обычно имеют менее выраженную текстуру, поэтому я не рисую слишком много отдельных пятен на нашем меньшем грибе.

Я также отмечаю углубление в центре шляпки большого гриба.

Я добавляю Оливково-Зеленый Желтоватый в нижнюю часть рисунка. Я отмечаю более темные области, в том числе промежутки между травинками и мхом. Проверьте свой рисунок в этот момент. Ваши метки должны соответствовать узору теней. Тем не менее, текстура мха довольно щадящая, поэтому грубое взаимодействие светлых и темных областей даст вам подходящий результат.

Этот зеленый имеет ярко выраженную склонность к темному, приглушенному желтому подоттенку. Использование его для рисования цветочных элементов сделает работу более реалистичной.

Также я намерен воздействовать на шапки и окружающие растения, чтобы они различались по цветовой температуре. На мой взгляд, кепки должны быть немного прохладнее травы и мха.

С помощью Warm Grey II я прорисовываю основные тени на ножках грибов. Текстура не совсем гладкая, поэтому смело добавляйте детали рельефа — например, небольшие надрезы, бугры или впадины.

Я также рисую жабры на нижней стороне большой шляпки. Когда вы работаете над деталями, держите кончик карандаша острым для дополнительного контроля и точности.

Красную чернику покрываю краской Dark Red . Затененные области получают дополнительные слои цвета, делая цвет более насыщенным и темным.

Я добавляю немного берлинской лазури в тени. Будьте осторожны и сведите давление к минимуму, особенно при работе со светлыми участками.

Слишком много синего оттенка может выглядеть неестественно. В небольших количествах придает теням естественность.

В этот момент мы все еще видим слишком много бумаги, просвечивающейся сквозь рисунок. Художественное произведение выглядит слегка сырым и грубым. Пришло время увеличить плотность цвета.

Я добавляю еще один слой цвета, чтобы обеспечить плотное покрытие с помощью Earth Green Yellowish . Шляпки, листья, мох — все становится намного насыщеннее. Все существующие приложения цвета по-прежнему отображаются внизу, что увеличивает сложность цвета на рисунке.

Теперь мы можем усилить давление на карандаш. (Но совсем чуть-чуть!)

С помощью Juniper Green я делаю рисунок крышек более заметным, а также усиливаю темные области.

Я применяю оттенок Olive Green Yellowish к цветочной среде. Мне нравится существующий ярко-зеленый оттенок, но его нужно приглушить, чтобы он выглядел более реалистично. На этом этапе кончик моего карандаша очень острый.

Эту зелень я тоже добавляю к ножкам грибов. Есть отбрасываемые тени, которые шляпки отбрасывают на стебли — их надо усилить. Некоторые штрихи этого цвета могут быть добавлены и на шапки.

При желании вы можете добавить больше штрихов Earth Green Yellowish в окружение. Используйте этот карандаш, если слоям цвета все еще не хватает желаемой интенсивности.

Теперь у нас достаточно пигмента на бумаге — пора полировать наш рисунок. Я собираюсь использовать карандаш White , чтобы завершить этот процесс. Полировка сглаживает любую оставшуюся текстуру поверхности, создаваемую текстурой бумаги. Этот шаг сделает рисунок более похожим на картину.

Особое внимание уделяю шляпкам и ножкам грибов. Цель состоит в том, чтобы отполировать поверхность так, чтобы сквозь нее не было видно зерен зуба. Полировка перемещает пигмент, поэтому после этого процесса некоторые области могут казаться немного светлее.

Я также полирую флору и ягоды, двигая карандаш вдоль элементов и внутри линий.

Использование White для полировки художественного произведения — не единственный вариант. Если вы более опытный пользователь цветных карандашей, я предлагаю полировать некоторые участки колпачка Warm Grey II и Earth Green Yellowish для большего разнообразия.

Чертеж почти готов. Осталось лишь несколько незначительных изменений, которые улучшат результат.

С помощью цвета Olive Green Yellowish я улучшаю детали нижних жабр большой шляпки. Чтобы проработать эти детали, кончик карандаша очень острый! Я также добавляю этот оттенок на более темные участки стеблей, аккуратно нанося карандаш короткими штрихами.

С помощью Warm Grey II я приглушил самые яркие участки стеблей.

Я добавляю немного берлинской лазури к теням во мху. Я также использую Walnut Brown , чтобы увеличить контраст в этой области. Вы можете наносить карандаш мягкими штрихами или рисовать отдельные линии, имитирующие элементы травы или мха.

Наконец, я еще раз оцениваю рисунок и убеждаюсь, что сквозь него не проглядывают пятнышки белой бумаги. земляной зеленый желтоватый можно использовать для заполнения оставшихся пятен белого цвета.

Как нарисовать гриб цветными карандашами. Заключение

Спасибо, что присоединились ко мне в этом путешествии. Как видите, для создания сложного рисунка цветными карандашами не требуется тонна цветов. Даже такой простой предмет, как этот гриб, может привести к довольно сложному рисунку цветными карандашами. Обязательно начните с твердого графитового наброска и терпеливо накладывайте цветные карандашные аппликации. Главное, получать удовольствие от процесса.

Больше уроков, которые вам понравятся…

Опубликовано в Рисунок

Маркетинг фруктов и овощей для мелких производителей и производителей, работающих неполный рабочий день

Некоторые фермеры, такие как фермеры, выращивающие товарное зерно или молочные фермы, имеют большие, устоявшиеся рынки. Они могут использовать существующие организации для выполнения за них маркетинговой функции, или они могут объединиться, создать кооператив и совместно продавать свою продукцию. Мелким производителям фруктов и овощей обычно труднее найти устоявшиеся рынки сбыта; поэтому они обычно разрабатывают маркетинговые системы с учетом своих уникальных ситуаций.

Основные рынки

Фрукты и овощи производятся сезонно, но рынку нужны продукты круглый год. В течение многих десятилетий эта проблема соответствия доступности продуктов потребительскому спросу решалась двумя способами:

  • Продажа свежих продуктов во время сбора урожая и вскоре после него
  • Обработка остальных для удовлетворения спроса в течение оставшейся части года

По мере совершенствования технологий и увеличения доходов потребителей появилась возможность поставлять свежие продукты круглый год. Американские потребители теперь ожидают свежих помидоров, клубники и сладкой кукурузы каждый месяц в году. Кроме того, сохраняется высокий спрос на переработанные фрукты и овощи.

Fresh Markets

Увеличение доходов потребителей и круглогодичный спрос на свежие продукты вынуждают розничных продавцов или их представителей открывать точки закупки как в различных регионах США, так и в других странах. Некоторые розничные торговцы заключают круглогодичные контракты с упаковщиками свежих фруктов и овощей, которые, в свою очередь, могут заключать контракты с производителями. Контракты и практика закупок в больших объемах позволяют упаковщикам получать достаточное количество отдельных продуктов.

Крупные упаковщики свежих фруктов и овощей могут заключать контракты с производителями в нескольких различных производственных регионах, чтобы гарантировать наличие свежих фруктов и овощей каждую неделю в году. Эти упаковщики обычно заключают контракты только в регионах с большим количеством производителей. Кроме того, они заключают контракты в основном с крупнейшими производителями, даже в регионах с высокой концентрацией производства. Некоторые упаковщики обеспечивают поставки, выращивая сырье самостоятельно. Крупные розничные торговцы и упаковщики вряд ли будут закупать продукцию напрямую у одного мелкого производителя, особенно у производителя в удаленной производственной зоне.

Как небольшой производитель свежих фруктов и овощей, вы можете рассмотреть возможность продажи напрямую розничным торговцам. Хотя некоторые сетевые магазины и независимые розничные продавцы имеют программы покупки свежих продуктов у местных жителей, такие магазины и программы встречаются нечасто. Вы должны разработать собственную маркетинговую систему. По сути, вы должны стать производителем, упаковщиком и оптовым продавцом.

Рынки переработки

Чтобы оставаться конкурентоспособными, переработчики должны поддерживать низкую себестоимость единицы продукции, поэтому переработкой обычно занимаются крупные корпорации. Многим мелким местным переработчикам было трудно конкурировать с этими корпорациями, и они прекратили свою деятельность. Почти все переработчики заключают контракты с производителями для удовлетворения своих потребностей в сырье. За последние двадцать-тридцать лет большинство переработчиков перенесли свои заводы в крупные производственные районы. На Северо-Востоке осталось всего несколько перерабатывающих фирм. Поэтому может быть сложно найти переработчиков, заинтересованных в покупке у мелких производителей. Если переработчик выражает готовность купить, настаивайте на заключении договора купли-продажи с переработчиком, прежде чем сажать урожай.

Вы можете сами перерабатывать фрукты и овощи. Именно так многие современные процессоры вошли в бизнес несколько десятилетий назад. Если вы планируете операцию по переработке, свяжитесь с Департаментом сельского хозяйства вашего штата, чтобы узнать больше о пищевых правилах, касающихся обработки, упаковки и маркировки вашего продукта. Вероятно, вы не сможете перерабатывать и продавать продукцию по таким низким ценам, как у более крупных переработчиков. В результате может быть очень сложно конкурировать за продажи переработанных фруктов и овощей через обычные торговые точки. Рассмотрите возможность обработки специализированных товаров с высоким местным или региональным спросом, где вы сможете взимать «премиальную» цену.

Иногда небольшой переработчик будет перерабатывать фрукты или овощи для производителя на контрактной основе, особенно если производимый продукт не мешает его собственным требованиям к переработке. Конечно, его занятое время часто приходится на то, когда вам нужно обработать свой продукт, поэтому это лучше всего подходит для чего-то с особенно ранним или поздним сезоном обработки.

Продажа переработанных фруктов или овощей может, кроме того, увеличить вашу подверженность искам об ответственности за качество продукции. Проконсультируйтесь с адвокатом и страховой компанией, чтобы определить степень подверженности ответственности и обеспечить надлежащий уровень защиты.

Оценка рыночного спроса

Крупные производители, особенно расположенные в крупных производственных районах, могут использовать любой из двух традиционных вариантов маркетинга: оптовый маркетинг свежей продукции или переработка.

Мелким производителям, которые считают, что эти маркетинговые возможности закрыты для них, необходимо будет использовать подход, ориентированный непосредственно на потребителя. Это требует тщательного изучения рынка и поведения клиентов, прежде чем планировать производство сельскохозяйственных культур.

Некоторые фермеры получают прибыль, сначала сажая, а затем ища рынок сбыта, но это чрезвычайно рискованно для производителей фруктов и овощей. В этой ситуации гораздо больше неудач, чем историй успеха. Если вы новичок или опытный производитель, планирующий производить новый продукт, вы должны сначала попытаться оценить рыночный спрос на продукт, а затем решить, какие каналы прямого маркетинга лучше всего удовлетворят потребности ваших потребителей. Ваши оценки прибыльности должны включать затраты на каналы сбыта, а также затраты на производство.

Мелкие производители должны собрать три типа информации, прежде чем принимать решение о производстве и продаже свежих фруктов и овощей.

  • Определите географическую область, в которой вы будете продавать свежие фрукты и овощи. Определите потенциальных клиентов, прежде чем исследовать потребительский спрос.
  • Оцените уровень неудовлетворенного спроса среди потребителей в пределах определенной маркетинговой области. Целесообразно оценить количество, которое потребители (покупатели) на этом рынке покупают в настоящее время. В процессе вы получите представление о том, как их можно лучше обслуживать.
  • Рассмотрите конкурентную структуру вашего рынка. Знание того, кто ваши потенциальные конкуренты, где они расположены и какие услуги они предоставляют, является важной информацией для вас как начинающего производителя-маркетолога. Обратите внимание на потенциальных конкурентов, которые могут иметь маркетинговые преимущества (более низкие затраты, лучшее местоположение и более качественная продукция) или могут предложить потенциальным потребителям аналогичные продукты.

Вы должны узнать как можно больше о потребителях, которые могут купить ваш продукт(ы). Какие продукты покупают ваши потенциальные потребители, где они покупают и когда эти продукты доступны? Посещение других районов вашего штата или США может помочь вам лучше понять поведение потребителей и методы маркетинга продукции. Персонал по развитию является ценным источником информации о ситуации с местным маркетингом. Кроме того, офисы расширения часто проводят учебные семинары и семинары специально для специалистов по прямому маркетингу. Данные о демографии клиентов собираются Бюро переписи населения США. Эту информацию можно найти в Интернете по адресу census.gov.

Определите вероятное влияние увеличения производства на будущие цены реализации. Если вы размещаете на рынке больше продукции, и продукты не отличаются качеством или не удовлетворяют какой-либо другой «неудовлетворенной потребности», за которую потребители готовы платить более высокую цену, то вполне вероятно, что цены упадут по сравнению с текущим уровнем. Ожидаемая цена является важной частью информации для целей планирования. Не существует простого и надежного способа прогнозирования цен на местном рынке, но такая информация очень важна для производителей. Оцените цены, рассмотрев всю доступную информацию и руководствуясь здравым смыслом. При использовании этих ориентировочных цен для планирования не забудьте включить расходы на маркетинг и стоимость непроданной продукции.

Представлять новый продукт потребителям и убеждать их купить его сложно, потому что большинство из них не знакомы с ним или его возможными вариантами использования. Процесс обучения требует времени. Новый товар может дать вам точку опоры на рынке, который будет быстро расти. Однако более вероятно, что он будет расти медленно, что может привести к потерям продукции в течение первых нескольких лет. Если фрукты или овощи потребляются повсеместно, вы должны выяснить, увеличатся ли покупатели, когда они будут выращиваться и продаваться выбранным вами способом.

Супермаркеты являются основными поставщиками свежих фруктов и овощей, но, как правило, не являются сильными конкурентами при продаже сезонных культур. Например, супермаркеты продают очень мало сладкой кукурузы, когда она доступна на фермерских рынках или вдоль дорог. Другие прямые маркетологи, будь то самовывоз, придорожные рынки, фермерские рынки или бордюрные рынки, являются вашими основными конкурентами. Имейте в виду, что вход и выход из рынка может происходить очень быстро. В последние годы специалисты по прямому маркетингу выразили обеспокоенность по поводу увеличения числа конкурентов и возможности потери прибыли в существующих операциях.

Вот несколько важных вопросов, на которые вы, как производитель-маркетолог, должны ответить:

  • Кто является вероятным потребителем вашей продукции и где эти потребители живут?
  • Сколько людей проживает в вашей маркетинговой зоне?
  • Покупают ли потребители в настоящее время определенные фрукты или овощи?
  • Сколько продуктов в настоящее время используют ваши потенциальные клиенты? Является ли это использование сезонным?
  • Какие цены платят потребители за высококачественную продукцию?
  • Адекватно ли обслуживаются потребители в настоящее время?

Если потребители в этом районе обслуживаются должным образом, вот несколько дополнительных вопросов:

  • Можете ли вы выполнить работу лучше и оторвать часть рынка от конкурентов?
  • Можно ли увеличить количество, покупаемое потребителями, путем обеспечения более высокого качества, чем сейчас?
  • Ожидается ли ожидаемое производство в то время, когда мало что еще предлагается для продажи?
  • Какой уровень качества вы должны производить, чтобы удовлетворить неудовлетворенные потребности потребителей?
  • Как подготовить и упаковать продукты? Контейнеры какого размера наиболее популярны? Какие расходы на маркетинг будут понесены?

Выбор канала прямого маркетинга

При выборе канала прямого маркетинга необходимо учитывать несколько факторов. Расположение может иметь большое влияние на прибыльность предприятия, поскольку оно влияет на используемый канал прямого маркетинга, а также на способность привлекать клиентов. Кроме того, некоторые каналы прямого маркетинга, такие как самовывоз, хорошо работают для одних продуктов, но не так хорошо для других.

Доставка фруктов и овощей на рынок требует особого обращения. Чтобы сохранить качество и товарность, каждый урожай необходимо собрать, подготовить к продаже, упаковать и отправить.

Любой прямой маркетинг продукции может увеличить вашу подверженность риску. Страховой полис владельца вашей фермы может предусматривать страхование ограниченной ответственности за продукцию; однако следует рассмотреть возможность дополнительного покрытия. Проконсультируйтесь со своим страховым агентом, чтобы определить уровень риска. Более подробную информацию о страховании сельскохозяйственного бизнеса можно найти Страхование сельскохозяйственных предприятий .

Мелкие производители используют четыре различных канала прямого маркетинга. Эти каналы различаются по количеству труда и капитала, которые должен предоставить маркетолог, а также по расположению рынка.

  • Придорожный маркетинг на сегодняшний день является наиболее распространенной системой прямого маркетинга. Система требует некоторых капиталовложений в объект, и вы должны обеспечить сбор урожая, подготовку рынка и розничную торговлю. Отношения с клиентами чрезвычайно важны, но они более традиционны, чем отношения между клерком и покупателем. Местоположение очень важно для придорожного маркетинга. Дополнительную информацию о разработке и управлении успешным придорожным рынком можно найти в разделе 9.0304 Развитие придорожного рынка .
  • Фермерские рынки или «рынки у тротуаров» аналогичны придорожным рынкам, но функция розничной торговли просто перенесена ближе к потребителю. Это позволяет компенсировать недостатки вашего производства. Одним из преимуществ является создание высокого уровня трафика клиентов. Потребности в персонале легко планировать, поскольку операции обычно выполняются только в определенные часы. Однако одним большим недостатком является необходимость прогнозировать продажи, чтобы можно было собрать и подготовить достаточное количество продукции каждый базарный день. На фермерском рынке вы, как правило, не можете пополнить запасы, быстро собрав больше урожая, что иногда можно сделать на придорожных прилавках. Кроме того, дождливый фермерский рыночный день может привести к тому, что непроданные запасы не могут быть проданы на следующий рыночный день. Кроме того, на фермерских рынках обычно есть несколько продавцов с одними и теми же продуктами. Это может быть хорошо или плохо для вас. Другие поставщики могут помочь привлечь клиентов, но они также могут быть прямыми конкурентами. Вы должны смотреть на рынок, чтобы увидеть, как ваши продукты будут конкурировать.
  • Самовывоз, иногда называемый U-pick, требует наименьшего количества труда и капитала фермера для рыночных условий. Ваши клиенты выполняют большую часть маркетинговой функции и собирают урожай. Этот метод хорошо работает для некоторых товаров и в некоторых местах, но не для всех культур или для всех производителей. Обычно это лучше всего работает с фруктами или овощами, которые закупаются в достаточно больших количествах для домашней переработки. Покупатели, которые хотят купить кварту клубники или полдюжины початков сладкой кукурузы для ужина, вряд ли будут покупать в магазинах, где можно забрать самому (хотя у некоторых производителей есть ограниченное количество уже собранных продуктов, доступных для продажи). покупка). Кроме того, ваша способность иметь дело с общественностью является важным фактором. Как маркетолог U-pick, вы должны быть готовы принять определенную сумму непреднамеренного ущерба, причиненного клиентами. Инструктаж и надзор за сборщиками — это задачи, с которыми некоторые производители плохо справляются. Как и в случае с придорожным маркетингом, местоположение очень важно для самовывоза. Существует ограничение на то, как далеко люди проедут до вашей фермы.
  • Фермерство по подписке, по сути, заключается в заключении контрактов с производителями. Это также иногда называют сельским хозяйством, поддерживаемым сообществом (CSA). Вы «договариваетесь» напрямую с потребителем о производстве и доставке определенного овоща или фрукта. Эта система может потребовать содержания транспортного средства для доставки, хороших отношений с потребителями и наличия широкого ассортимента фруктов и овощей в течение всего сезона. Такой подход может быть хорошим способом извлечь выгоду из особых свойств вашей продукции, таких как продукты с этнической привлекательностью, органически выращенные продукты и деликатесы. Успех фермерского хозяйства по подписке часто будет зависеть от продолжительного вегетационного периода и фантазии о том, чтобы иметь что-то ценное для потребителя в течение всего сезона. Работая с другими производителями, вы можете предоставить своим клиентам CSA более широкий ассортимент продукции, чем вы можете вырастить самостоятельно. Это поможет укрепить ваш бизнес, снизить риски и поддержать других местных фермеров.

Качество – ключ к успеху в маркетинге

Цена и качество являются синонимами в производстве фруктов и овощей. К сожалению, не всегда легко понять, что подразумевается под «высоким качеством», и оценка качества часто меняется из года в год. Федеральные стандарты качества не существуют для всех садовых культур, а те, у которых они есть, часто не очень специфичны. Часто существует только один признанный класс качества, № 1 в США, что означает, что продукция имеет «хорошее среднее качество». Однако покупатели и потребители часто имеют дополнительные критерии, по которым они оценивают качество продукции, включая вкус, спелость, запах, чистоту и наличие насекомых и посторонних материалов.

Надлежащая борьба с болезнями, методы сбора урожая (включая инструктаж и надзор сборщиков) и послеуборочная обработка имеют решающее значение для успеха маркетинга. Охлаждение продуктов для отвода тепла в поле и увеличения срока хранения особенно важно. Еще одним важным соображением может быть лечение для уменьшения распада. Сортировка и мытье некоторых фруктов и овощей также могут быть выполнены для сохранения качества и улучшения внешнего вида. Для некоторых культур, таких как мелкие фрукты и другие деликатные продукты, сортировка и/или мытье не подходят; Бригады по сбору урожая должны быть хорошо обучены, а их качество должно постоянно контролироваться, чтобы обеспечить товарный урожай.

Надлежащая сельскохозяйственная практика (GAP) и Надлежащая практика обработки (GHP) — это добровольные программы, которые вы можете использовать для своей деятельности. Идея этих программ состоит в том, чтобы обеспечить более безопасную продовольственную систему в свете предыдущих вспышек болезней пищевого происхождения, вызванных зараженными продуктами. Кроме того, несколько крупных сетей распределения продуктов питания начинают требовать от своих производителей продукции, сертифицированной GAP и GHP. Многие требования касаются гигиены труда, использования навоза и качества воды, используемой для орошения и мытья продукции.

Эти программы потребуют проверки со стороны Департамента сельского хозяйства вашего штата, и за эту проверку взимается плата. Перед инспекцией вам необходимо разработать и внедрить план обеспечения безопасности пищевых продуктов и назначить ответственного за выполнение этого плана. Один из компонентов сертификации заключается в том, что вам необходимо будет проверять систему водоснабжения не реже двух раз в год. Другим компонентом, среди прочих соображений, является полевая санитария для сборщиков урожая. Для получения дополнительной информации о программах GAP и GHP обратитесь в местный отдел распространения сельскохозяйственных знаний, в Департамент сельского хозяйства штата или на веб-сайт Службы сельскохозяйственного маркетинга Министерства сельского хозяйства США (www.ams.usda.gov; выполните поиск по запросу «Надлежащая практика обращения»).

Для получения дополнительной информации

  • Барч, Дж. А. и Р. Клайн. Обработка продукции для прямого маркетинга . Итака, Нью-Йорк: Северо-восточная служба сельскохозяйственного машиностроения, 1992.
  • .
  • Данн, Дж. В., Дж. В. Берри, Л. Ф. Ким, Р. М. Харш и Дж. К. Харпер. Развитие придорожного рынка . Университетский парк: Государственный университет Пенсильвании, 2006 г.
  • .
  • Данн, Дж. В., Дж. К. Харпер и Л. Ф. Киме. Кооперативы . Университетский парк: Государственный университет Пенсильвании, 2005 г.
  • Герман, С., и др. Руководство по планированию фермерского розничного рынка . Ньюарк: Сельскохозяйственная экспериментальная станция кооперативной службы распространения знаний Университета Делавэра, 1994 г.
  • .
  • How, RB Маркетинг свежих фруктов и овощей . Нью-Йорк: Спрингер-Велаг, 1991.
  • .
  • Киме, Л. Ф., Дж. А. Адамик, Э. Э. Ганц и Дж. К. Харпер. Страхование сельскохозяйственных предприятий . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Университет штата Пенсильвания, 2004.
  • .
  • Киме, Л.Ф., В.В. МакГи, С.М. Богаш и Дж.К. Харпер. Разработка бизнес-плана . Университетский парк: Государственный университет Пенсильвании, 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *