Формирование речевой культуры дошкольников: Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста | Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста | Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
Введение
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Теоретическое обоснование опыта.
Дошкольный возраст сенситивен в отношении усвоения норм родного языка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. (Равным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.А.Аркин. Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации.
В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б. Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.
На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления.
Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную я серьезную работу по освоению языка.
Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм -контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.
На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.
В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей дошкольного возраста.
Актуальность
Изучив теоретические основы вопроса становится совершенно очевидно, что своевременное и качественное развитие речевой культуры ребёнка оказывает большое влияние на все стороны развития личности дошкольника. Придя работать в детский сад, я столкнулась с проблемой низкого уровня развития большинства компонентов речи воспитанников:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
В сентябре 2011года я провела диагностику по развитию речи, которая показала следующие результаты: у 3% детей был выявлен высокий уровень речевого развития, у 38% средний, у 59% низкий. Таким образом мною был сделан вывод о необходимости проведения с детьми эффективной работы для повышения речевой компетентности детей.
Моя дальнейшая работа по развитию речи детей предусматривала следующие направления: воспитание культуры речевого общения, обогащение, активизация и уточнение словаря, развитие диалогической и монологической речи, подготовка к обучению грамоте.
Был разработан перспективный план работы с детьми , конспекты занятий, картотека речевых игр и упражнений, наглядно-методические пособия.
Технологическое описание опыта:
Работая над темой, я поставила для себя цель и задачи:
Цель:способствовать формированию речевой культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь.
2. Обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать звуковую и интонационную выразительность речи, фонематический слух.
4. Развивать речевое творчество.
5. Воспитывать интерес к художественной литературе.
6. Развивать умение владеть речью как средством общения и культуры.
7. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте.
Свою работу я проводила в трёх направлениях: с детьми, с родителями, с педагогами.
С ДЕТЬМИ:
С детьми использовала следующие формы работы: НОД, КВН, литературные викторины, проекты, встречи с интересными людьми, игры-драматизации, словесные игры, сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу и чтение художественной литературы, целевые прогулки, например, в библиотеку, школу; самостоятельную деятельность детей.
Учебным планом предусмотрена следующая образовательная деятельность, в ходе которой проводится целенаправленная работа по развитию речи дошкольников:
— НОД «Развитие речи»;
— НОД «Литература»;
— НОД «Подготовка к обучению грамоте».
Во время НОД использовала следующие методические приёмы:
— проблемные ситуации:
например, из нашей речи исчезли все гласные звуки… Что произойдёт в этом случае? Такой подход не только вызывает интерес, но и заставляет детей задуматься над поставленной проблемой. В итоге дети делают вывод о важности употребления всех звуков языка, в том числе, гласных. Интересны детям занятия в форме увлекательных путешествий в страну Русского языка, где мы знакомимся с основными законами этой страны. В подготовительной группе успехом пользуются занятия в виде викторин и КВН, так как дети уже умеют работать в команде, контролировать свои эмоции, стремятся к достижению общего успеха в коллективной деятельности. КВН — это одна из самых интересных форм работы с детьми. В подготовительной группе я провела КВН « Сказка — доброго дня закваска». «Раз – словечко, два словечко…» В основном
форме КВН проводится итоговое занятие по теме.
Учитывая, что игра является видом деятельности, наиболее адекватным детскому возрасту, во время НОД применяла задания в виде дидактических игр и упражнений. Например, при формировании связной речи я использовала игру «Магазин игрушек», в которой ребенок должен описать ту или иную игрушку. Аналогично проводится игра «Овощной магазин». Также дети выполняли индивидуальные задания по составлению творческих рассказов с фабульным развитием сюжета по картине и серии картин, описательный рассказ. При составлении творческих рассказов, коллективных рассказов, сказок использовались опорные схемы и картинки. Для развития словаря я также использовала различные дидактические игры и упражнения, например, «Дополни предложение», «Доскажи словечко», «Найди рифму», «Скажи, что нарисовано», «Назови 1 словом», «Назови по-другому», « Расскажи стихотворение».
В своей работе использовала следующие современные образовательные технологии:
-ИКТ; Информационно-коммуникативные средства: компьютер, интернет, магнитофон, фотоаппарат. Использовала ИКТ в режимных моментах ( показ мультфильмов, прослушивание музыкальных произведений).
— Здоровьесберегающие технологии ( физминутки, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика). В конце каждого занятия всегда проводила рефлексию.
Помимо НОД проводились следующие режимные моменты в соответствии с циклограммой.
Для развития речевого аппарата ежедневно проводим артикулляционную гимнастику, например «Лягушка», « Слон», « Рыбка», «Часики», « Качели», « Лопаточка», и другие, игры по ЗКР на дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха, на развитие слухового внимания. Например, «Волшебный кубик», «Кто больше слов придумает», «Кто внимательнее», «Кто что слышит», « Найди игрушку» и другие.
Заучиваем с детьми скороговорки и чистоговорки,в группе имеется картотека скороговорок и чистоговорок.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
ИГРЫ–ДРАМАТИЗАЦИИ: Стараюсь в повседневной жизни развивать диалогическую речь детей, этому способствуют ежедневные беседы на темы интересные детям. Также развитию диалогической речи способствуют игры-драматизации, в которых дети учатся говорить с разной силой голоса, использовать интонационную выразительность, стараются при помощи речи передать характер героя.
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту. В игре развиваются коммуникативные навыки ребенка, совершенствуется диалогическая речь. Ежедневно, согласно циклограмме совместной деятельности планируются сюжетно-ролевые игры. (« Школа», « Магазин игрушек», «Парикмахерская», « Больница», и другие.)
В своей работе использую целевые прогулки, например, в библиотеку, где дети знакомятся не только с книгами, но ещё воспитывается любовь и интерес к художественной литературе. Действует клуб юных читателей «Барбарики». Многие дети уже стали постоянными посетителями клуба.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок. В последнее время появилось много произведений, которые переделаны на новый лад, я стараюсь придерживаться литературной дошкольной классики ( Л.Н. Толстой, К. Ушинский) , оригинальной народной сказки, которые не подвергались литературной обработке. В группе имеется полочка умных книг, книжный уголок.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Провожу с теми детьми, которые малоактивны на НОД, а также с теми, которые показали низкий уровень по результатам диагностики.
Важную роль в развитии самостоятельной деятельности играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Она строится с учётом требований программы Т.Н. Дороновой «Радуга». Большое значение отводится дидактическому наглядному материалу. В группе имеются картотеки речевых игр, уголок по ЗКР, настольно-печатные игры, буквенный фриз, наборы картинок для составления сюжетных рассказов, опорные схемы, предметные картинки.
С РОДИТЕЛЯМИ: Конечно, без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по речевому развитию детей. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.
Игротека. Успешной формой работы стало использование игротеки речевых игр, которые можно организовать в домашних условиях. «Только весёлые слова», « Волшебная цепочка», « Подбери слово», « Слова мячики» и другие.
В информационный уголок для родителей размещала информацию. Например: «Как сделать речь ребёнка грамотной», «Как лучше учить стихи», «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления с книгой». Использовались папки-передвижки на следующие темы: «Подготовка к школе», «Воспитываем самостоятельность»
Очень нравятся детям традиция «Встречи с интересными людьми». Каждый год приглашаем наших ветеранов. В этом году в связи с Олимпийскими играми в Сочи была проведена встреча с нашими спортсменами. Все встречи проходят в дружеской и тёплой обстановке.
День открытых дверей.
Традиционно проводится в ноябре и марте. Родители могут посетить любое мероприятие, в том числе и речевого развития. К сожалению, посещаемость не очень высокая.
А сейчас подробно хочу остановиться на семейном проекте «Происхождение моей фамилии». Цель проекта: исследование происхождения и значения фамилий, своей родословной. Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, семьи.
Задачи:
-создавать условия для формирования у детей представлений о понятиях: “фамилия”, “родители”, “родословная”, “семья”, “род”, “близкие”;
— содействовать развитию познавательных способностей у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
— способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса детей , умения использовать в речи сложносочиненные предложения;
-создавать условия для совместной деятельности родителей и детей;
-воспитывать уважение и любовь к близким людям, желание помочь,
сопереживать.
Проект проходил в течении 3 месяцев.
В процессе работы дети и родители искали информацию о происхождении фамилии, а также составляли рассказ. На заключительном этапе была проведена презентация проекта, где дети рассказали о своей семье, о происхождении фамилии. Оформлен стенд.
С ПЕДАГОГАМИ: Использовала следующие формы работы:
Мастер-класс. В марте проведён мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Семинар. Приняла участие в семинаре-практикуме «Задачи речевого развития детей дошкольного возраста ».
Консультации. Проведена консультация «Какая должна быть речь педагога».
Обобщение опыта. На учрежденческом уровне обобщила педагогический опыт по теме «Формирование речевой культуры детей дошкольного возраста.
В мае 2013 года я провела диагностику, которая показала следующие результаты: у 30% — высший уровень, у 65% — средний, и 5% — низкий. Таким образом, отмечается выраженная положительная динамика.
В ходе проделанной работы были достигнуты следующие результаты:
- Возрос познавательно- речевой интерес;
- Расширился словарный запас;
- Улучшилась звуковая культура речи;
- Выразительность, образность речи;
- Стала более насыщенной монологическая и диалогическая речь детей.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию речевой культуры дошкольников.
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста | Консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа):
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст сенситивен в отношении усвоения норм родного языка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее — к простой фразе, еще позже — к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
ИГРЫ–ДРАМАТИЗАЦИ Вповседневной жизни развитию диалогической речи детей, способствуют ежедневные беседы на темы интересные детям. Также развитию диалогической речи способствуют игры-драматизации, в которых дети учатся говорить с разной силой голоса, использовать интонационную выразительность, стараются при помощи речи передать характер героя.
СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ игра является одной из форм деятельности, наиболее адекватной детскому возрасту. В игре развиваются коммуникативные навыки ребенка, совершенствуется диалогическая речь. Ежедневно, согласно циклограмме совместной деятельности планируются сюжетно-ролевые игры. (« Школа», « Магазин игрушек», «Парикмахерская», « Больница», и другие.)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Формированию речевой культуры способствует художественное слово, а именно чтение художественной литературы, чтение сказок. В последнее время появилось много произведений, которые переделаны на новый лад, но правильнее придерживаться литературной дошкольной классики ( Л. Н. Толстой, К. Ушинский) , оригинальной народной сказки, которые не подвергались литературной обработке.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Важную роль в развитии самостоятельной деятельности играет правильно организованная предметно-пространственная среда. Большое значение отводится дидактическому наглядному материалу. Картотеки речевых игр, уголок по ЗКР, настольно-печатные игры, наборы картинок для составления сюжетных рассказов, опорные схемы, предметные картинки.
На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня.
Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Влияние культуры на развитие языка
Влияние культуры на развитие языкаCopyright © 2023 SpeechPathology.com — Все права защищены
- Спросите у экспертов
- Культурное и языковое разнообразие
- Языковое расстройство(я)
- Школьное вмешательство и сотрудничество в школах
- Влияние культуры на языковое развитие
Поделиться:
Распечатать
Вопрос
Как язык как культурная практика влияет на языковое развитие?
Ответ
Различия и взаимодействие родителей и детей могут варьироваться в зависимости от культуры. Есть пять областей, в которых языковое развитие может варьироваться в зависимости от этих практик (Van Kleek, 1994).
Первая область – аспекты социальной организации, связанные с взаимодействием. Кто разговаривает с маленькими детьми, в каком контексте и на какие темы в рамках их семейной или культурной структуры? Диадическое взаимодействие является преобладающим паттерном в основной западной культуре, однако многостороннее взаимодействие доминирует во многих других культурах. Таким образом, вместо этого взаимодействия один на один может поощряться многостороннее взаимодействие, которое может быть другим. Например, если мы рассмотрим исследования по развитию речи и сравним другие культуры с тем, как мы разговариваем с детьми, используя ориентированную на ребенка речь, могут быть различия и вариации в общении, которое дети слышат по-разному.
Вторая область — ценность разговоров. Существует много культурных различий и подходов к количеству разговоров, которые ценятся, к роли разговоров в обучении ребенка широкому спектру навыков и к роли вербальных навыков в демонстрации знаний детьми.
Это вступает в игру, когда мы смотрим на исследования, такие как теория пробела в словах, думая о том, как родители разговаривают со своими детьми, и о том, как существуют различия в том, как разговоры ценятся в разных культурных сообществах. Мы смотрим на недостатки или на самом деле мы смотрим на культурные различия? Это когда мы хотим подумать о том, почему родитель взаимодействует со своим ребенком определенным образом. Как они ценят разговоры в своем доме и в своем сообществе и как мы можем работать из этого места как SLP.Третье соображение касается того, как статус обрабатывается при взаимодействии. Я приводил пример выше, но в американской основной культуре взрослым, безусловно, разрешено инициировать взаимодействие с детьми, и детей также поощряют инициировать взаимодействие со взрослыми. В других культурах это не всегда так.
Убеждения об интенциональности — четвертое соображение. В господствующей американской культуре к детям относятся как к преднамеренным с рождения.
Последняя область — это представления об обучении детей языку. В ряде культур считается, что язык приобретается путем наблюдения, как и другие навыки. Способность к изучению языка не связана с каким-либо явным производством речи. Просто в разных культурных сообществах существуют разные ценности в отношении того, как детей обучают языку.
Один момент, который следует учитывать, продолжая рассматривать языковое развитие через нашу собственную культурную профессиональную призму и то, что мы узнали о языковом развитии, заключается в том, что даже со всеми этими вариациями и различиями дети учатся говорить и общаться эффективно и продуктивно в их культурные сообщества. Несмотря на то, что это отличается от того, как мы могли бы это сделать или думать, что это лучший способ, дети во всем мире учатся говорить.
Обратитесь к курсу SpeechPathology.com, Развитие языков в неосновных культурах, для получения дополнительной информации о культурных и языковых различиях в группах населения, таких как многоязычные дети и дети, говорящие на неосновных диалектах, чтобы лучше информировать об оценке и вмешательстве. методы в нашей области.
Эми Хобек, доктор философии, CCC-SLP
Эми Хобек, доктор философии, CCC-SLP, является доцентом Университета Цинциннати на кафедре коммуникативных наук и расстройств. Она обеспечивает клиническое наблюдение и непосредственные услуги в Центре развития детей Арлитт, лабораторном дошкольном учреждении Университета Цинциннати. Кроме того, ее преподавание и стипендия сосредоточены на развитии детского языка и грамотности с упором на оценку и узаконивание культурных и языковых различий в этих областях среди отдельных людей, семей и сообществ.
Связанные курсы
1 https://www.speechpathology. com/slp-ceus/course/language-development-in-non-mainstream-9601 Развитие языка в неосновных культурах Патологи-логопеды обслуживают детей из разных культурных и языковых слоев, у которых языковая практика и развитие отличаются от общепринятой культуры в Соединенных Штатах. Этот курс обсуждает эти различия в культурных группах населения, таких как многоязычные и не говорящие на основных диалектах дети, чтобы лучше информировать методы оценки и вмешательства в нашей области. слуховой, текстовый, визуальный
Языковое развитие в неосновных культурах
Представлено Эми Хобек, доктором философии, CCC-SLP
Докладчик
Эми Хобек, доктором философии, CCC-SLP
Курс: #9601Уровень: Вводный1 Час
5 1702
«Хороший обзор того, как подходить к культурным различиям в моей нагрузке» Прочитать отзывы
AG Bell — LSLS/1. 0, домен 3, домен 4, CE-SPC-20-0321; ASHA/0.1 начальный, профессиональный; ИАСЕТ/0,1; ИЛ ЭИТП/1.0; Канзас LTS-S1370/1.0; САК/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Логопеды обслуживают детей из различных культурных и языковых слоев, языковая практика и развитие которых отличаются от общепринятой культуры в Соединенных Штатах. Этот курс обсуждает эти различия в культурных группах населения, таких как многоязычные и не говорящие на основных диалектах дети, чтобы лучше информировать методы оценки и вмешательства в нашей области.
2 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/20q-english-learners-and-developmental-10266 20Q: Учащиеся, изучающие английский язык, и расстройство речи, связанное с развитием – Стратегии развития навыков академической лексики Этот курс обсуждает расстройство речи, связанное с развитием (DLD), у изучающих английский язык (EL). Для развития навыков академической лексики и фонологической осведомленности у этой группы учащихся предусмотрены конкретные, основанные на исследованиях стратегии. текстовый, визуальный
20Q: Учащиеся, изучающие английский язык, и расстройство речи, связанное с развитием. Стратегии развития навыков академической лексики
Представлено Селестой Роузберри-МакКиббин, доктором философии, CCC-SLP, F-ASHA
Докладчик
Селеста Роузберри-Маккиббин, доктор философии , CCC-SLP, F-ASHA
Курс: #10266Уровень: Средний1 Час
5 3139
«Мне очень понравилась практическая информация о том, как конкретно писать цели для ELL»
Читать отзывыASHA/0.1 Средний, профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
В этом курсе обсуждается нарушение речи при развитии (DLD) у изучающих английский язык (EL). Для развития навыков академической лексики и фонологической осведомленности у этой группы учащихся предусмотрены конкретные, основанные на исследованиях стратегии.
3 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/multilingual-assessment-tips-tools-and-10331 Многоязычная оценка: советы, инструменты и ресурсы для одноязычного SLP Из-за нехватки логопедов и более разнообразной нагрузки одноязычных SLP все чаще просят обслуживать многоязычное педиатрическое население. В этом курсе описаны практические ресурсы для проведения всесторонней оценки и использования полученной информации для дифференциации коммуникативных различий и расстройств. Также обсуждаются общие вопросы и проблемы, такие как использование переводчиков. слуховой, текстовый, визуальный
Многоязычная оценка: советы, инструменты и ресурсы для одноязычных SLP
Представлено Мэг Морган, MS, CCC-SLP, BCS-CL
Докладчик
Мэг Морган, MS, CCC-SLP, BCS — CL
Курс: #10331Уровень: Средний1 Час
ASHA/0. 1 Средний, профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Из-за нехватки логопедов и более разнообразной нагрузки одноязычных SLP все чаще просят обслуживать многоязычное педиатрическое население. В этом курсе описаны практические ресурсы для проведения всесторонней оценки и использования полученной информации для дифференциации коммуникативных различий и расстройств. Также обсуждаются общие вопросы и проблемы, такие как использование переводчиков.
4 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/multilingual-evaluations-by-monolingual-slps-9364 Многоязычные оценки одноязычными SLP Число людей, которые общаются на языках и диалектах, отличных от стандартного американского английского (SAE), продолжает расти в США, однако подавляющее большинство SLP являются одноязычными носителями SAE. Этот курс познакомит участников с основанными на фактических данных стратегиями и методами планирования и проведения оценок для многоязычных людей, которые не говорят на том же языке (языках), что и оценивающий SLP.
Также будут обсуждаться ресурсы для определения различий в сравнении с расстройствами у этих людей. слуховой, текстовый, визуальныйМногоязычные оценки одноязычных SLP
Представлено Fe González-Murray, EdD, CCC-SLP LP
Курс: #9364Уровень: Вводный1 Час
5 1383
«Эффективно упакован практической информацией и рекомендациями, включая справочные материалы и ссылки на ресурсы»
ASHA/0.1 Вводный, профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; САК/1.0
Посмотреть CEU/количество предлагаемых часов
Число людей, которые общаются на языках и диалектах, отличных от стандартного американского английского (SAE), продолжает расти в США, однако подавляющее большинство SLP являются одноязычными носителями SAE. Этот курс познакомит участников с основанными на фактических данных стратегиями и методами планирования и проведения оценок для многоязычных людей, которые не говорят на том же языке (языках), что и оценивающий SLP. Также будут обсуждаться ресурсы для определения различий в сравнении с расстройствами у этих людей.
5 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/dual-language-learners-converging-evidence-9888 Учащиеся, изучающие два языка: объединение данных для определения права на получение речевых и языковых услуг В этом курсе представлена модель Convergence Evidence Framework (CEF; Castilla-Earls et al., 2020) для оценки учащихся, изучающих два языка. Также обсуждаются инструменты оценки, совместимые с CEF, наряду с интерпретацией результатов тестирования. слуховой, текстовый, визуальный
Учащиеся, изучающие два языка: совмещение данных для определения права на получение речевых и языковых услуг
Представлено Энни Кастилья-Эрлс, доктором философии
Докладчик
Энни Кастилья-Эрлс, доктором философии
Курс: #9888Уровень: Продвинутый1 час
4 1883
«Полезные рекомендации по неформальной оценке учащихся, изучающих второй язык. Действенное замечание о том, как дети с языковыми расстройствами оценивают основные языковые показатели в пределах нормы, потому что сильные стороны в одной области маскируют слабости в другой» Читать отзывы
ASHA/0.1 Advanced, Professional; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
В этом курсе представлена модель Convergence Evidence Framework (CEF; Castilla-Earls et al., 2020) для оценки учащихся, изучающих два языка. Также обсуждаются инструменты оценки, совместимые с CEF, наряду с интерпретацией результатов тестирования.
Звуковая культура речи для детей дошкольного возраста
Речь – важнейшее достижение человека. С помощью звуков, слов, мимики, дополнительных жестов и интонаций можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется культурой речи. Это умение правильно выразить с учетом определенных условий цель разговора, а также использование всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи – это общая способность общаться друг с другом.
Что такое звуковая культура речи?
Является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи сочетает в себе устное оформление слов. Этот слой отвечает за правильное произношение звуков, мимики, скорость и громкость речевых принадлежностей, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, правильное функционирование речи и слуховых аппаратов, наличие подходящей окружающей речевой среды.
Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у дошкольников. В ходе развития речи логопеды одновременно развивают словарный запас, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием при произношении, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.
Как поднять звуковую культуру речи?
Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков правильного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и к решению многих важных задач. В детском саду с детьми работают опытные воспитатели. Как правило, развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:
- Воспитывают правильное звукоизвлечение.
- Формировать четкость и четкость произношения слов, соответствующих языковым нормам русского языка.
- Развивать в процессе обучения умеренный темп речи и правильное дыхание при произношении.
- Воспитывать интонационно правильное произношение звуков и слов.
- Развивать слуховое внимание у детей.
Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: от развития различных восприятий (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речевого двигателя. В целях воспитания у ребенка культуры речи педагоги выбирают следующие формы работы:
- Самостоятельное обучение, где дети общаются друг с другом.
- Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
- Работа в форме игр, упражнений.
- Уроки музыки.
Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только специальными занятиями, но и ходьбой, утренней речевой гимнастикой. Учителя используют звукоподражательные слова, стихи, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.
Возраст формирования звуковой речи у ребенка
Лучше всего начинать заниматься с ребенком в том возрасте, когда он начинает активно говорить и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи является важным этапом подготовки детей к школе. Важно не упустить этот момент и помочь ребенку вместе с воспитателями детского сада постичь науку правильного звуковоспроизведения.
Биологический слух
С рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания — это называется биологическим слухом или восприятием. У человека звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в головной мозг. Слуховое внимание – это особая характеристика возможностей человеческого восприятия, помогающая сосредоточить внимание на звуках, деятельности или предмете. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, у него появляется ясность звуковых ощущений. Если слуховое восприятие у детей нарушено, это приводит к снижению внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.
Как правильно выбрать логопеда?
Найти хорошего специалиста задача не из легких. Особенно, если у ребенка серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:
- Узнайте у логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
- Спросите у логопеда, решил ли он конкретную задачу.
- Узнать количество и стоимость занятий.
- Попробуйте понять, непринужденно ли человек, комфортно ли ребенку с логопедом.
- Насколько высоки гарантии положительного результата.
Помните, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненную работу.
Звуки
Урок звуковой культуры речи направлен на обучение детей дошкольного возраста четкой и правильной артикуляции. Звук «у» учат плавно и долго произносить на выдохе. Воспитатели следят за тем, чтобы дети произносили его с разной громкостью и интонацией. Занятия по звуковой тренировке проходят в форме игр и специальных упражнений, помогающих научиться правильно произносить звук «у». Упражнение – сложить губы трубочкой и вытянуть их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме того, воспитатели поют с детьми песни, исполняют хоровые повторения звуков и многое другое.
Звук «з». Его мастеринг также осуществляется в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «ц». Особенность его исследования в том, что помимо артикуляции в работу включаются голосовые связки. Обычно звук «ч» требует тренировки перед зеркалом. Во время работы воспитатель говорит с детьми скороговорки, вносит предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.
Воспитание звуковой речи у дошкольников
Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукоизвлечение, интонацию, темп, жестикуляцию, мимику, тональность речи, позу, моторику во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием звукопроизношения, дошкольникам будет легче учиться в дальнейшем. Именно поэтому метод обучения заключается в решении учителем следующих задач:
- Развитие подвижности языка и губ при звуковоспроизведении.
- Формирование умения удерживать нижнюю челюсть в правильном положении.
- Внимание к дыханию во время речи.
Как правило, дошкольники усваивают звук без труда, если его вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упустить момент и направить развитие ребенка в нужное русло.
Обучение в средней группе
Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом зарождения речи. Обучение в этой группе начинается со знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача учителя – научить детей четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит правильно произносить словосочетания и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме того, логопед воспитывает у детей высокий уровень развития речевого слуха, что поможет им самостоятельно изменять тембр своего голоса, выделять интонационные слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе также направлена на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппарата.
Обучение в старшей группе
Звуковая культура речи в старшей группе (6-7 лет) продолжает формировать ранее полученные навыки. Педагоги стремятся совершенствовать развитие артикуляционного аппарата ребенка, следить за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивать фонематический слух, учить определять расположение звуков в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют речевые дефекты или нарушения произношения, совершенствуют свои навыки, изучают закономерности правильного литературного произношения слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развивать у детей хороший фонематический слух, учить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить звукоанализ. Завершая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки и их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.
Что такое дидактическая игра?
Дидактические игры в детском саду – обучающие занятия, помогающие дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Их отличает наличие правил, четкая структура и система оценивания. Дидактические игры решают ряд задач, поставленных учителем. Существует целая методика, позволяющая в такой форме развивать фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Во всех играх есть определенные задания, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце нужного слова. Например, игра «Аудио в прятки» предназначена для детей до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которая контролируется учителем. Цель игры — развитие внимания и фонетического слуха. Мяч используется как вспомогательный предмет. Ведущему нужно угадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей поймать мяч словами нужного звука, а остальные «слова» отбить.
Какие проблемы развития звуковой речи?
Современные дети гораздо чаще страдают проблемами звукообразования и речи. Причина тому — компьютеризация, отсутствие общения со сверстниками и родителями. Часто родители обеспечивают ребенка собой, а также игрушками, телевизором, гаджетами. Специалисты советуют читать с детьми книги, разучивать стишки, счётчики, скороговорки. Формирование звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо как можно чаще давать ребенку задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду.