Ф и тютчев еще земли печален вид как неожиданно и ярко презентация: Презентация по литературному чтению «Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…» 4 класс
Презентация к уроку литературного чтения
Урок литературного чтения в 4 классе
Казанцева Ольга Михайловна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ №13 АГО
-На уроке будь старательным,
-Будь спокойным и внимательным .
-Говори все чётко, внятно,
-Чтобы все было понятно,
-Если хочешь отвечать,
-Надо руку поднимать,
-Если друг стал отвечать,
-Не спеши перебивать.
-А помочь захочешь другу,
-Подними спокойно руку .
Ученическая тетрадь.
Математическая тетрадь.
Поэтическая тетрадь.
Стихотворная тетрадь.
Поэтическая тетрадь
- Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист.
«Где мыслил я и чувствовал впервые…»
- Ф.И.Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии 23.11.1803г.
- В культурной
старо-дворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению.
Получил хорошее домашнее образование, которым с 10 лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы.
Благодаря своему учителю будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет поступает на словесное отделение Московского университета.
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Кладбище Новодевичьего монастыря в г.
Санкт-ПетербургеВ Брянске
Исааком Ильичем Левитаном «Март» 1895 г.
Алексей Кондратьевич Саврасов
«Грачи прилетели» 1871 г.
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…»
ПРАВИЛА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
- Прочитай имя и фамилию автора стихотворения.
- Прочитай название стихотворения.
- Прочитай стихотворение про себя. Подумай о том, что тебя особенно впечатлило? Какую важную мысль высказал автор в стихотворении?
- Определи основное настроение стихотворения.
- Найди в стихотворении места пауз и слова, которые нужно выделить голосом.
- Определи, в каком темпе нужно читать это стихотворение.
- Определи силу голоса и громкость исполнения стихотворения.
- Выразительно прочитай стихотворение для себя.
- Прочитай стихотворение выразительно в классе.
« колышет »
— слегка мирно колыхаться
« невольно »
- случайно, непроизвольно
Ф. И.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
«воздвиглась»
-построилась
«изнемогла»
— потеряла силы, ослабела
«нега»- блаженство
Александр Кондратьевича Саврасов «Радуга»
Спасибо за урок!
Интернет – ресурсы:
Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png
тетрадьhttp://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html
чернильница
http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.png
http://img-fotki.yandex. ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.png
зеленые ленточки
http://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png
бабочка
http://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.png
зеленое перо
Биография Ф.И.Тютчева http://all-biography.ru/alpha/t/tyutchev-fedor-ivanovich-tyutchev-fyodor-ivanovich#ixzz4NFjpPTFB
Конспект урока по литературному чтению «Ф.И.Тютчев «»Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и яро…».
I.Организация класса Упражнение «Улыбка»
Дыхательная гимнастика
— За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.
II.Мотивация учебной деятельности
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника — он называется «Поэтическая тетрадь».
-Сформулируйте задачи урока
III.. Работа по теме урока
1. Прогнозирование
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)
— Чему мы будем учиться?
— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.
— Прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться?
2.Актуализация знаний
— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?
(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)
— Какие из них вы можете объяснить?
НАБЛЮДАТЬ — 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.
ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ —метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.
Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения,
стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.
В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.
— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.
— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?
— Какие это будут произведения? (Лирические.)
— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)
— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)
3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева
— Сегодня мы будем изучать стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)
4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.
В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.
В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.
5. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид…»
•Эпиграф
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…
(Ф. И.Тютчев)
— Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?
— Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.
•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
— Ваши впечатления о прослушанном произведении.
История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.
•Чтение стихотворения вслух учащимися.
• Беседа после чтения.
— Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».
— Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)
— Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)
Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.
Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.
Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.
В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.
Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.
•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.
•Средства художественной выразительности
Риторические вопросы ( » или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : » или…. или… «
Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.
Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.
Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.
•Выразительное чтение стихотворения.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко…»
• История создания
После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.
•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику
•. Беседа после чтения.
— Объясните значение слов.
ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).
ИЗНЕМОЧЬ — (потерять силы, ослабеть).
НЕГА — (блаженство).
— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).
— Подберите антоним к слову «побледнел». (Покраснел.)
— Какие еще слова и выражения были непонятны?
—Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.
Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» ,
Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.
Метафора: воздушная воздвигалась арка.
•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.
– Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как то уйдет всецело …» и «Лови его – лови скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И. Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней)
— Придумайте название стихотворению.
— Подготовьтесь к выразительному чтению.
•Выразительное чтение стихотворения
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
— О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
— Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?
— Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.
— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?
-Оцените свою работу на уроке
• Сегодня на уроке я узнал…
• Сегодня я сумел…
Домашнее задание
Выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.
Анализ стихотворения Ф.И. по праву считается одним из самых блестящих пейзажистов XIX века. Его стихи не только изображают красоту природы, но и проводят незримую параллель между ней и человеческим миром. И хотя большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений каждое, безусловно, является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Это произведение было написано поэтом в 1830 году.
Текст написан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь он состоит из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании.
Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоре осени, как поры определенной зрелости в человеке. жизнь. Поэт сумел разглядеть ту мгновенную красоту в унылом осеннем пейзаже, порой ускользающем от взора каждого человека, отчего и возникает понятие «легкость вечеров».
Использование эпитетов «трогательная, таинственная прелесть» подчеркивает красоту момента, таинственность происходящих в природе изменений, которые мы принимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот-вот исчезнет, в этом коварство законов мироздания.
Использование ассонансов с «и», «а», «э», «у» создает определенную протяженность стихотворных строк, вселяя в душу читателя чувство уныния. Аллитерации с «л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетание ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротской земли» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу появляются голые кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл у мира эту красоту и украшение.
Но, несмотря на то, что везде лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это не случайно, ведь известно, что после осени наступит зима, а долгожданная весна, когда природа вновь возродится и предстанет во всем своем ослепительном великолепии. Это закон жизни, и именно в этом ее красота. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описываемых природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, пора мудрости, открытия себя, пора, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, пора, когда начинаем ценить каждое мгновение своей жизни.
Именно в человеческую осень мы понимаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что в нас уже нет былой красоты и великолепия, которыми мы так гордились раньше. Но в жизни человека тоже есть некая весна, новое возрождение, которое он обязательно почувствует в своих детях и внуках. Как тонко Тютчев подмечает в этом стихотворении такие животрепещущие вопросы. Как искусно он изображал все живое и неживое как единое целое, наделял их сходными чертами и ощущениями, словно нарочно напоминая нам — читателям об истинных ценностях.
«Осенний вечер» Федор Тютчев
Во власти осенних вечеров
Трогательная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багряная листва томная, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над печальной бесхозной землей,
И, как предчувствие нисходящих бурь,
Порывистый, временами холодный ветер,
Ущерб, истощение — и на всем
Та нежная улыбка увядания,
Что в разумном существе мы называем
Божественная стыдливость страдания.
Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»
Пейзажная поэзия поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе XIX века. И это неудивительно, ведь автору многочисленных стихов о красоте природы удалось органично соединить в своих произведениях традиции русской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од как по стилю, так и по содержанию, но гораздо скромнее по объему. В то же время в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.
Литературное наследие Фёдора Тютчева невелико и включает около 400 произведений, поскольку всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая редкие свободные часы для творчества. Однако великолепным образцом классического романтизма является его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро чувствуя не только одиночество, но и тоску по дому. Поэтому обычный октябрьский вечер навеял на поэта не только грустные воспоминания, но и настроил его на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, побудило его написать очень изящное, волнующее и наполненное глубоким философским смыслом стихотворение под названием «Осенний Вечер».
Казалось бы, сама осень вызывает чувство тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением очередного цикла, делающего человека старше. Примерно такие же чувства вызывают вечерние сумерки, которые символисты связывают со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не было принято выражаться через символы, поэтому автор пытался найти положительные моменты в явно печальном сочетании осени и вечера, подчеркивая с первых строк стихотворения, что «господство осенних вечеров» обладает особым, необъяснимым очарованием. Наблюдая, как осенние сумерки опускаются на «печально бесхозную землю», поэт сумел уловить момент, когда последние лучи света коснулись разноцветных верхушек деревьев, вспыхивающих в яркой листве. А Федор Тютчев сравнил это удивительно красивое явление с «мягкой улыбкой увядания» природы. И — тут же провел параллель с людьми, заметив, что у разумных существ такое состояние называется «божественной стыдливостью страдания».
Примечательно, что в поэме «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа , справедливо полагая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек часто копирует в своих жестах и действиях то, что он видит вокруг. Поэтому осень в творчестве Федора Тютчева ассоциируется с духовной зрелостью, когда человек осознает истинную цену красоты и сожалеет, что уже не может похвастаться свежим лицом и чистым взглядом. И тем больше он восхищается совершенством природы, в которой все процессы цикличны и в то же время имеют четкую последовательность. Огромный механизм, запущенный неизвестной силой, никогда не дает сбоев. Поэтому к ощущению легкости и радости примешивается легкая грусть, которую навеивают сбрасывающие листву деревья, ранние вечера и порывистый холодный ветер. Ведь осень сменится зимой, а после этого окружающий мир снова изменится до неузнаваемости и наполнится сочными весенними красками. И человек, пройдя следующий жизненный цикл, станет немного мудрее, научившись находить чувственное наслаждение в каждом прожитом мгновении и ценить любое время года в зависимости от капризов природы, собственных предпочтений и предрассудков.
В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, умеющего поразительно точно передать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» — тонкое отражение увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий разбор «Осеннего вечера» по плану поможет учащимся 8 класса подготовиться к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Поэма написана в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.
Тема стихотворения – Осознание единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда обретается мудрость ценить каждое мгновение.
Композиция — Поэма состоит из трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй — драматизирует неизбежность перемен в природе, в третьей — приходит к философскому выводу о цикличность бытия.
Жанр — Пейзажная лирика.
Стихотворный размер — Пятистопный ямб с двойной стопой, с перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «разнообразие деревьев», «загадочное очарование».
эпитеты — «импульсивный, холодный», «малиновый».
Аватары — «кроткая улыбка увядания», «грустная сиротская земля», «томный шепот».
Инверсии — «малиновые листья», «временами холодный ветер».
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был направлен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине дала о себе знать.
Не имея возможности говорить ни с кем за границей на родном языке, молодой дипломат заполнил эту пустоту, написав стихи. Тоска по дому, только усилившаяся осенней погодой, подвигла Тютчева на написание невероятно лирического, захватывающего и слегка меланхоличного произведения.
Тема
Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.
Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно все же не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть чудесные мгновения даже сквозь призму всеобщего увядания: «легкий шелест», «таинственное очарование», «легкость вечеров».
В это время года, как никогда остро чувствуется быстротечность жизни, потеря молодости, красоты, силы. Однако после осени неизменно наступает зима, а после – весна, дающая новое возрождение. В природе все циклично, как и в жизни человека: грусть неизменно будет сменяться радостными и светлыми днями, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому мгновению жизни, не поддаваться унынию и меланхолии — вот истинная мудрость и главная мысль, которую поэт хотел передать в своем творчестве.
Композиция
Стихотворение «Осенний вечер» характеризуется стройной трехчастной композицией. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они гармонично выстроятся в единую линию повествования, в которой яркая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит в глубокое философское осмысление.
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автор выдвигает общий тезис, на котором строится все стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.
В финале дается философский взгляд на изменения в природе, в котором писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Жанр
Поэма «Осенний вечер» написана в жанре пейзажной лирики, где центральное место отведено красоте природы.
Произведение состоит из двенадцати строк, написанных пятистопным ямбом с двухсложной стопой, с использованием перекрестной рифмы. Примечательно, что стихотворение представляет собой сложноподчиненное предложение. Но, несмотря на такое необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.
средства выразительности
Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсии.
Невероятная красочность и богатая образность линий достигается за счет использования многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «малиновый», «трогательный, загадочный») и метафор («пестрота деревьев», «загадочная красота »).
Благодаря персонификациям («кроткая улыбка увядающей», «грустная сиротская земля», «томный шепот») природа как бы оживает, обретает человеческие чувства. В тексте появляются
и инверсии : «малиновые листья», «временами холодный ветер».
Писатель сравнивает «мягкую улыбку увядания» осенней природы с «божественной стыдливостью страдания» в человеке.
Тютчев – один из великих русских поэтов 19 века, тонко чувствовал красоту окружающей природы. Его пейзажная поэзия занимает значительное место в русской литературе. «Осенний вечер» — поэма Тютчева, сочетающая в себе европейскую и русскую традиции, по стилю и содержанию напоминающая классическую оду, хотя размер ее гораздо скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, Генрих Гейне был его кумиром, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.
Содержание стихотворения «Осенний вечер»
Тютчев оставил после себя не так много произведений — около 400 стихотворений, ведь всю жизнь он был занят на дипломатической государственной службе, свободного времени для творчества практически не было. Но абсолютно все его работы поражают своей красотой, легкостью, точностью в описании тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэт был очень одинок и тосклив, а теплый октябрьский вечер навеял на него воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».
Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не выражался с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому осень у поэта не ассоциируется с увяданием человеческой красоты, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старше. Вечерние сумерки у символистов ассоциируются со старостью и мудростью, осень вызывает чувство тоски, но Федор Иванович пытался найти в осеннем вечере что-то положительное и чарующее.
Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этого времени года. Автору нравится «легкость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, коснувшегося верхушек деревьев и осветившего листву. Федор Иванович сравнил это с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь в человеке такое состояние называется страданием.
Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»
Тютчев в своем творчестве не различал живого и потому, что считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то действия или жесты, которые видят вокруг. Осеннее время также отождествляется с человеком, связано с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.
«Осенний вечер» Тютчев писал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенством окружающего мира, в котором все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень приносит тоску с холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая укроет все вокруг белоснежным покрывалом, тогда земля проснется и будет полна сочных трав. Человек, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится радоваться каждому мгновению.
Адрес:
- знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
- уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;
Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень.
Сокольники», с текстами стихотворений Тютчева «Осенний вечер» и «Скучная пора! Глаза прелесть…» Пушкин. Во время занятийI. Вступительное слово преподавателя.
Мы уже говорили, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдание и покой — все это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы, с другой. Но эти два мира существуют неразрывно связанными. Иногда кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:
И человек, как бездомный сирота,
Стоит теперь, и слаб и наг,
Лицом к лицу пред бездной темной…
В душу свою, как в бездну, погружен он,
И нету внешняя поддержка, без ограничений…
Но натура поэта имеет и другое лицо:
Не то, что ты думаешь, природа:
Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.
Пейзажная лирика Тютчева носит глубоко философский характер. В нем сплетаются воедино образ природы и жизни человека. Человек показан как часть природы, а сама природа показана как живое существо, наделенное человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – главный мотив творчества поэта.
Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.
II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».
Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишем свои ассоциации к слову ОСЕНЬ. Картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» помогут вам вспомнить свои чувства, ощущения — картины демонстрируются на экране. После того, как учащиеся напишут свои слова-ассоциации, они произносят их, дополняют свои записи. Примерный список слов: сентябрь, желтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, темные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодный ветер, ненастье, грусть, тоска, одиночество. .. Одинокая темная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то утрате, горе, как бы что-то ушло навсегда… Но могут быть и совсем неожиданные слова — это зависит от учеников. Эта работа проводится для того, чтобы создать определенное настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, что достаточно сложно для учащихся якутской школы. При этом учитель говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке, это подготовка к домашнему сочинению, все, что они узнают, будет записано и послужит материалом для сочинения.
Чтение стихотворения (текст отображается на экране, имеется в учебниках)
Находится во власти осенних вечеров
Трогательное, таинственное очарование:
Зловещий блеск и пестрота деревьев
Багряная листва томная, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над печальной бесхозной землей,
И, как предчувствие спуска бури,
Порывистый, временами холодный ветер,
Повреждения, истощение — и над всем
Та нежная улыбка угасания,
Что в разумном существе мы называем
Божественной стыдливостью страдания.
Проанализируем стихотворение:
Какое настроение оно вызывает? Запишите в тетрадку свои чувства, свое настроение (печальное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, утраты, тоски)
- Что создает это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
- Запишите эти слова в два столбика — «светлый» и «темный» (легкость осенних вечеров, трогательная, таинственная прелесть, томная, легкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, печально осиротевшая земля, предчувствие бури, порывистого ветра, порчи, истощения, увядания, страдания)
- Чтобы лучше понять стихотворение, давайте поработаем с некоторыми из них.
- Как вы понимаете слово УДИВИТЕЛЬНО? Подбери однокоренные слова — умилийся, милый. Это любимый. То, что вызывает восхищение, восхищение.
- метафор томный шорох, осиротевшая земля — что они означают?
- ГРОМКОСТЬ — взгляд, голос. Подберем синонимы — волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева томный шелест листьев.
- Почему Земля осиротела? (все кругом пусто, деревья сбрасывают свой летний наряд, трава увядает, сохнет, поля тоже пусты). Все вокруг умирает, земля осиротеет.
- Почему ЗАГАДОЧНАЯ красота? Потому картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий милый осенний вечер и вдруг… Найдите место в стихотворении, где меняется настроение. С чем это связано? Что происходит вдруг? — порывистый ветер. Что приносит тревогу, настроение безысходности, усталость… Недаром говорят ветер перемен. Ветер — всегда к перемене погоды. Погода осенью очень переменчива — то солнце, то дождь, то ветер… Осень — промежуточный сезон между ярким, красочным, шумным летом и суровой зимой. Осенью природа готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Отсюда и эта загадка — неизвестно, что будет завтра.
- Найдите другую метафору, ясно выражающую это противоречие. Зловещий блеск — эпитет СИНИНТЕР предвещает что-то злое, ужасное. Такой подход называется оксюмороном — стилистическая фигура, сочетание контрастных слов, создающих новую концепцию. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т. д. Определение нового слова учащиеся записывают в свои тетради.
- УВЯЗАНИЕ — подобрать синонимы: увядание, старение, исчезновение, отмирание. Осенью умирает природа, тускнеют краски, все становится бледным, зыбким, ненадежным.
- Природа Тютчева живет, страдает, как человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, что еще?
- О жизни человека. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог написать очень умный человек. Говорят, наступила осень жизни. Это когда человек прожил жизнь, все позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда берется эта ноющая грусть, откуда берется это страдание.
- Как вы думаете, от чего страдают пожилые люди? (от одиночества, от непонимания, от слабости, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают молча. Кажется, они стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
- В чем особенность тютчевского изображения природы? Как он это показывает? (Он показывает ее как живое существо, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа Тютчева — живое существо). В этом мы видим философский характер поэмы. Он о природе, и в то же время о человеческой жизни.
Подведем небольшой итог: Стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство — с одной стороны, мы видим милую картину тихой осени, когда все золотое, полное ярких красок, мы слышим легкий шелест листьев, мы чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И эта картина вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как и в картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство печали, тоски, одиночества — ветер, как предчувствие надвигающейся бури, сметает все на своем пути, срывает листья с деревьев. , лес голый, поля пустые, все вянет, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с жизнью человеческой, когда приходит старость — позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о ее смысле. Дело в том, что все мы дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.
Перечитывание стихотворения.
- Не правда ли, теперь вы читаете по-другому?
- Какие стихи другого поэта напоминают стихотворение Тютчева? — Стихи Пушкина «Грустная пора! Очей прелесть!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре лирический герой, его чувства. У Тютчева природа как живое существо. Сравните: студенты читают Стихи Пушкина, которые появляются на экране
III. Вывод.
Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе — это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и духовных бездн. Душа – это самое главное, чем пронизана вся поэзия Тютчева. Вернемся к эпиграфу урока:
Не то, что ты думаешь, природа:
Не слепок, не бездушное лицо,
В нем есть душа, в нем есть свобода,
В нем есть любовь, в нем есть язык.
В заключение хочется привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев показал России силу слова. С острым умом и мудрым сердцем он открывал такие тайны Мироздания и человеческой души, в которые до него никто не заглядывал. Есть тютчевская галактика. Он имеет широту, высоту, глубину, протяженность пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат, сумерки и снежные вершины, гроза и жаркий полдень… Это наслаждение перед величием ночи и молитва о безвременном ушла любимая, мысли о старости и песня о весне жизни…»
IV. Домашнее задание:
написать мини-сочинение «Чтение стихотворения Тютчева…»
Как создавать доступные презентации PowerPoint
Методическое пособие
Инструкции по улучшению доступности презентаций PowerPoint.
Содержание
Правильно расположите слайды
Расположите содержимое слайда в правильном порядке чтения, чтобы программы для чтения с экрана могли правильно прочитать его вслух для пользователей с нарушением зрения.
Порядок чтенияЧтобы установить порядок чтения, нажмите «Главная» > «Упорядочить» > «Панель выбора».
Перечислите объекты на слайде в логическом порядке, чтобы любое программное обеспечение для чтения с экрана читало их вслух в правильном порядке.
Чтобы изменить порядок объектов в новом порядке чтения, либо перетащите объект в новое место, либо щелкните его и выберите «Переместить вперед» или «Отправить назад».
Чтобы проверить порядок чтения, выберите слайд и нажмите клавишу Tab. При каждом нажатии клавиши фокус перемещается на следующий объект, который будет прочитан программой чтения с экрана.
Повышение доступности изображений
Как сделать диаграммы, графики и изображения на слайдах PowerPoint доступными для пользователей с ограниченными возможностями зрения или когнитивными способностями.
Чтобы сделать изображения более доступными:
- используйте цвет, текст, узоры или формы для передачи идей
- добавление описательного замещающего текста к изображениям, диаграммам и другим визуальным объектам
- группировать многослойные изображения, например изображения с линиями выноски, в один объект
- выберите «Вид» > «Оттенки серого», чтобы понять, как ваши слайды могут выглядеть для человека с нарушением цветового зрения
- Выделите диаграмму, щелкнув по ней.
- Щелкните правой кнопкой мыши диаграмму и выберите Формат области диаграммы.
- Выберите «Размер и свойства» > «Замещающий текст».
- Добавьте осмысленный заголовок и описание.
- Щелкните изображение правой кнопкой мыши и выберите Формат изображения.
- Выберите панель «Размер и свойства».
- Щелкните раскрывающийся список Альтернативный текст.
- Добавьте осмысленный заголовок и описание.
- Выберите все изображения, которые вы хотите сгруппировать.
- Перейдите на вкладку Формат и выберите Группа.
Используйте доступные цвета и стили
PowerPoint в основном визуален и часто отображается на расстоянии от аудитории. Однако вы можете сделать свои слайды PowerPoint более доступными, следуя нескольким советам.
Цвета и стили, которые вы используете для слайдов, текста, диаграмм и графики, значительно улучшают специальные возможности в PowerPoint.
Начните с шаблонаГотовые шаблоны PowerPoint помогут сэкономить время и улучшить доступность создаваемого вами контента. Microsoft предлагает ряд этих шаблонов, которые пользователи могут загрузить по адресу office.com .
Шаблоны из этой коллекции имеют несколько функций, поддерживающих специальные возможности.
Советы по доступному выбору цвета и стиля- Не совсем белый фон лучше подходит для людей с особенностями восприятия, такими как дислексия.
- Выберите шаблоны и темы со шрифтами без засечек размером 18 пунктов или больше.
- Используйте сплошной фон с контрастным цветом текста. Это предпочтительнее фонов с узорами / водяными знаками и низкоконтрастных текстовых тем.
- Чтобы сделать информацию более доступной, различайте ее несколькими способами. Например, используйте как цвет, так и текст для обозначения различных элементов диаграммы.
Дизайн слайдов для людей с дислексией
Элементы, делающие презентации более понятными и легкими для восприятия людьми с дислексией, также делают их лучше в целом.
Эти советы помогут вам сделать и то, и другое:
ШрифтыИспользуйте простые шрифты без засечек с достаточным расстоянием между буквами.
Используйте размер шрифта не менее 18 пунктов. Примеры хороших шрифтов без засечек: Calibri, Franklin Gothic Book, Lucida Sans и Segoe UI.
Избегайте сжатых шрифтов, шрифтов с неравномерной толщиной линий, художественных/сценарных/экранных шрифтов, а также курсивных или подчеркнутых шрифтов.
ТекстЧтобы текст был легко читаемым, ограничьте количество строк на каждом слайде и оставьте достаточно места над и под каждой строкой.
Примените правило «6 на 7»: только 6 слов в строке и 7 строк на слайде.
Заметки докладчикаИспользуйте заметки докладчика, чтобы предоставить более подробную информацию.
По умолчанию заметки докладчика отформатированы читабельным шрифтом без засечек.
Делитесь своими слайдами после презентации, чтобы ваша аудитория могла обратиться к слайдам и заметкам позже. Это позволит им вспомнить устную презентацию.
ФонЯркий белый фон слайдов может затруднить чтение текста; вместо этого выберите не совсем белый или кремовый фон.
Текст должен быть темным, с большим пространством вокруг букв.
В качестве альтернативы хорошо работает темный фон с белым текстом.
ИзображенияИзображения — отличный способ разбить блоки текста и упростить просмотр слайда.
Не забудьте добавить замещающий текст к каждому изображению в презентации.
МакетКрасочный высококонтрастный графический макет с изображениями и текстом создает структурированный дизайн.
Структурированные макеты легче понять людям с дислексией.
Используйте альтернативные форматы
Чтобы сделать презентацию более доступной для людей с плохим зрением, сохраните ее в альтернативном формате, который может быть прочитан программой чтения с экрана. Затем пользователи могут открыть его на личном устройстве или перенести на устройство чтения Брайля.
Создание версии документа презентации- Открытие презентации PowerPoint.