cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Эпоха возрождения конспект: Эпоха Возрождения кратко | Литерагуру

Содержание

Эпоха Возрождения кратко | Литерагуру

14, 15,16 века – это эпоха Возрождения. Очагом распространения новой культуры стала богатая и развитая Италия на перекрестке Востока и Запада. Клан Медичи щедро спонсировал творческую инициативу. Италия, можно сказать, жила быстрее остальных. Эту эпоху характеризуют возродившийся интерес к античности и осознание культурных связей с древнегреческим миром. Церковь ослабевает хватку, человек становится свободнее от догматичности и аскезы средневековья. Разрешаются празднества (карнавалы), оформляется такая профессия, как художник, растет авторитет творческого человека, создается театр. В Италии особенно чувствуется невозможность уйти от наследия Античности (Анфитеатр, Колизей и пр.). Постепенно происходит культивирование Античной традиции, и действительно, в произведениях мирно соседствуют античные и христианские мотивы. Первопроходцем и основателем ренессанса в литературе по праву считают Франческо Петрарку. Есть даже целая история, как он создал эпоху Возрождения

.

Смена ориентиров проявляется в появлении такой тенденции, как антропоцентризм, где человек — венец творения. Возрастает процент светской литературы, человек начинает интересоваться собой. Шаблон ренессанса — попоясный портрет, где человек на первом плане, фас, на лоне природы. Человек заслоняет природу, то есть подчиняет ее себе.

Еще одна тенденция — гуманизм — наука об уважении к человеку, характерная для реализации в литературе.

Концепция богоподобия человека находит выражение на куполах Сикстинской Капеллы — фреска Микеланджело «Сотворение Адама» — Бог нарисован так же, как Адам.

Запрет на обнаженность снят, возвращаются идеалы античности. Тело — произведение искусства. Представитель Ренессанса — раскрепощенный человек, представитель Средневековья — напуганный. Переломным моментом в истории культуры является водворение статуи обнаженного Давида в центре Флоренции.

Появляются такие жанры, как любовная поэзия (примеры), новелла («Декамерон»), уличная поэзия (примеры), сатира («Похвала глупости») и пр.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

План-конспект занятия на тему «Эпоха Возрождения»

4

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Тема: «Новое время: понятие и хронологические рамки. Европа в конце XV- начале XVII вв. Возрождение как культурно-историческая эпоха».

Цель: рассмотреть особенности эпохи Возрождения, охарактеризовать роль искусства, литературы, философии, науки и образования в период Ренессанса; развить умения анализировать исторические события, размышлять над проблемными вопросами, аргументировать свою точку зрения, делать выводы; осознать роль эпохи Возрождения (Ренессанса) в мировой истории.

Макроструктура:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (устный опрос).

Мотивация.

В XIV веке Западная Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития – период её исторического лидерства. Начинается новая историческая эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса). Возрождение как особый тип культуры могло появиться благодаря тому, что в обществе сложились условия для формирования нового мировоззрения. На сегодняшнем занятии мы с вами рассмотрим особенности данной эпохи: развитие искусства, литературы, философии, науки и образования в период Ренессанса. Сможем оценить роль эпохи Возрождения в мировой истории.

Изучение нового материала.

Новое время – это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих геогра­фических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой ми­ровой войны. Началом Нового времени в Европе стала эпоха Возрождения (Ренессанс).

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел. 

Эпоха Возрождения началась в  Италии и продолжила свое развитие во Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии.

Главные черты эпохи:

— Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития;

— Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности;

— Развитие наук, искусства, в том числе художественной литературы.

Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось «возрождение» античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

Роль искусства

Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Философия и религия

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно – делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». 

Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя – наряду с античной и библейско-евангельской традицией – сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер. 

Сознание в состоянии выбора – ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более что само понятие «Возрождения» имеет – в контексте церковных реформ – и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.

Гуманизм

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).

Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. 

Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304-1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313-1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562-1635).

Философия и наука эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники и скульпторы эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество». «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем». «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа». «Афинская школа» самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока: выставление оценок.

Домашнее задание: учить конспект, готовиться к опросу.

Эпоха Возрождения, или Ренессанс (14-16 века)

Начало эпохи Возрождения

см. Культура Западной Европы в 14-15 веках, Ренессансный гуманизм и гуманисты

В XIV-XVI веках европейцы уже не считают античную греко-рим­скую культуру порождением поганых язычников — врагов христиан­ства. Все больше образованных людей читают стихи и пьесы античных писателей, не смущаясь тем, что там воспевается не христианская лю­бовь человека к Богу, не смирение перед его величием, а земная любовь мужчины и женщины, тяга человека к знаниям и свободе. При находке в земле античных скульптур обнаженных людей и богов с красивыми, пышущими жизнью телами их уже не разбивали как «бесовские тво­рения», а бережно собирали и выставляли в богатых домах. У многих появилось желание «возродить Древний мир» с его свободой личности, цветущей наукой и искусством. Художники и поэты старались постичь приемы, используемые мастерами прошлого, понять их взгляды, на­строения. Однако при этом они оставались верующими людьми и их ин­тересовали христианские темы. Так европейские художники, обогатив античные идеалы взглядами и вкусами своего времени, создали новый художественный стиль — стиль Возрождение. Он дал название всей эпохе XIV-XVI веков в истории европейской культуры — эпоха Воз­рождения (по-французски — Ренессанс). Один из французских поэтов XVI века Пьер де Ронсар пи­сал о себе и о своем времени так:

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,
Порядок фразам дал, разнообразье слогу,
Я строй поэзии нашел — и волей муз,
Как Римлянин и Грек, великим стал француз.

Раннее Возрождение

см. Раннее Возрождение (Ренессанс)

Высокое Возрождение

В эпоху гуманизма и Высокого Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира, а человек воспринимался как совер­шенное существо, красивое и душой и телом.

Живопись эпохи Возрождения

см. Итальянское Высокое Возрождение Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Основой художественного стиля эпохи Возрождения стала гармония человека с окружающим его миром. На рубеже XV-XVI веков в живописи появляются новые жанры. В портретах художники отражали внутреннюю, душевную, и внешнюю, телесную, красоту человека. Пейзажи обращали внимание людей на величие и гармонию окружающей их при­роды. Наиболее полно идеалы гуманистов воплотились в творчестве мастеров италь­янского Высокого Возрождения. Каждый из них стремился познать мир одновре­менно через искусство художника и уче­ного, поэта и инженера, скульптора и ар­хитектора.

Театральное искусство эпохи Возрождения

см. Уильям Шекспир (театр эпохи Возрождения)

Литература эпохи Возрождения

см. Литература эпохи Возрождения

На этой странице материал по темам:
  • Доклад ренессанс эпоха возрождения 14 16 века

  • Развитие европейского ренессанса 14-16 веках

  • Ренессанс 14-16 век возрождение

  • Ренессансный гуманизм и христианская картина мира в эпоху возрождения 14-16века

  • Ученые эпохи возрождения 14-16 ве

Вопросы по этому материалу:
  • Докажи, что философия гуманизма и искусство Возрождения изменили взгляд европейцев на человека и его место в мире.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв. , основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело, Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера, непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра, Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н. Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей.

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский

Эпоха Возрождения

«Не для того на свете мы живём, чтоб смерть застала нас в блаженной лени!». Эти слова Данте Алигьери отлично характеризуют эпоху Возрождения, когда тяга людей к знаниям привела к настоящему перевороту в жизни общества.

В ходе урока вы узнаете о понятии «Возрождение», его предпосылках, гуманизме, социально-политической мысли, философии природы и зарождении науки.

Понятие «Возрождение».

Термином «Возрождение», или Ренессанс, обозначают эпоху коренного историко-культурного перелома, наступившего в XIV–XVI веках. В это время Европа перешла к новому этапу, периоду её исторического лидерства в мире. Возрождение положило начало развитию современного нам мира.

Сам термин появился среди итальянских культурных деятелей, которые старались подчеркнуть коренное отличие своей эпохи от Средневековья. Новая культура возрождала античные ценности и идеалы.

Термин «Возрождение» был введён в историю искусства Джоржио Вазари.

Культура Ренессанса зародилась в Италии, а в конце XV века она распространилась по всей Европе. Это направление получило название Северное Возрождение.

Сформироваться новому типу культуры помогли социальные и экономические условия. Среди них

бурный рост итальянских городов;

укрепление бюргерства;

формирование новых социально-экономических отношений;

уменьшение давления церкви;

развитие городской культуры.

Предпосылки Возрождения.

Италия в конце XIV века была страной процветающих и богатых городов, во главе многих находились известные феодалы. Здесь сохранились памятники римской античности. Итальянский язык был близок к латинскому. Это способствовало развитию интереса именно к культуре Античности.

Появилась новая городская ментальность. Люди больше ориентировались на достижение богатства, славы и престижа. Жизнь горожан была активной, наполненной земными радостями.

Факторами, обусловившими начало Возрождения стали: городская культура, светские настроения в обществе, личная инициатива.

Ренессанс сохранил и некоторые черты христианской культуры. К ним можно отнести любовь к человеку, чувство сопричастности к Божественному началу.

Исторический фон эпохи Возрождения был достаточно сложным. Это период

борьбы германских императоров с папами;

войн европейских государств за обладание Италией;

реформационных настроений;

национально-освободительного движения в Нидерландах.

Гуманизм.

Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», находился у истоков гуманизма. Его произведение подытожило эпоху Средневековья, положив начало новому типу мышления. Идеи Алигьери стали одной из основ гуманизма, который предполагал светское, рационалистическое мышление и противостоял схоластической культуре церкви. Разум считали даром природы, отличающим человека от всех остальных существ.

Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка. Именно он использовал понятие «humanitas» в значении «человеческая природа». Петрарка утвердил новый стиль мышления и бытия. Гуманистическими идеалами становились свобода духа и гармоничное развитие человека.

Идеи Франческо Петрарки развили Джованни Боккаччо и Колюччо Салютати. Последний расширил перечень гуманитарных наук, добавив туда филологию, риторику, поэтику, этику и историю.

Особое место среди наук занимала этика, требовавшая от человека активности в земной жизни, а не ожидания благ жизни в Небесном царстве.

Уже к середине XV века основные принципы гуманистической культуры широко распространились, её центром была Флоренция. Происходило изучение античных рукописей, развивалась философия, в обществе укреплялось рациональное мышление.

Складывалась новая культурная среда, где главными мерилами человека стали его стремления к познанию, творчеству, благородству и самосовершенствованию.

Идеал эпохи Возрождения – это гармонично развитая личность, обладающая большим творческим потенциалом.

К мировоззренческим основам гуманизма можно отнести

интерес к эпохе Античности;

отрицание церковно-феодальной культуры;

утверждение идеала человека-творца;

право на счастье в земной жизни;

вера в рациональное познание;

ощущение красоты мира и человека.

Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.

Во Флоренции была создана Академия, где сформировались основы гражданского гуманизма. Он подразумевал правовое государство, республиканизм и справедливость. Эти идеи нашли широкую поддержку общества эпохи Возрождения.

Гражданский гуманизм оказал влияние на социально-политическую мысль. Наиболее ярким философом и писателем, работавшем в этом направлении стал Никколо Макиавелли. В своем сочинении «Государь» он рассматривал возможность создания крепкого централизованного государства. Дело в том, что в это время в Италии наступил период феодальной раздробленности, и тема объединения страны была актуальной.

Макиавелли считал, что в политике необходимо опираться прежде всего на силу, а не мораль. Он создал образ идеального правителя, способного управлять государством. Большинство своих идей Макиавелли черпал из Античности, правители этого периода стали для него эталонами.

В XVI веке появились новые сочинения, в них описывалось общество, в котором нет частной собственности и социального неравенства. Примером такого произведения стала «Утопия» англичанина Томаса Мора.

Основная её идея состояла в критике современного автору общества и построении модели идеального государства. В первой части говорится о положении в Англии и других государствах. Основной причиной всех бед является собственность и деньги. Короли гораздо более обеспокоены увеличением государственных территорий, чем хорошим управлением тем, что им уже принадлежит. Государство Утопия состоит из 54 городов, в которых язык, нравы и законы одинаковые. Каждый может выбрать себе ту религию, которую хочет. В городах очень мало храмов, но они очень вместительные. В них люди молятся тому богу, которому пожелают.

Ещё одно произведение, рассматривающее социально-политическое устройство государства, принадлежит Томмазо Кампанелле. Он написал философское сочинение «Город Солнца». Население этого города всё имеет в общем пользовании. Автор считал, что если нет собственности, то общество избавлено от пороков.

Управляет городом верховный первосвященник, избираемый из числа мудрейших граждан. Помогает ему триумвират Могущества, Мудрости и Любви. Могущество занимается вопросами войны и мира. Мудрость – наукой и просвещением. Любовь – воспитанием, земледелием и продовольствием. Кампанелла предрекал создание «всемирного государства», управлял бы которым один человек.

Авторы-гуманисты призывали людей быть деятельностными, заниматься самосовершенствованием.

Философия природы и зарождение науки.

Гуманизм предполагал существование разных концепций природы. Средневековые представления о единой трактовке мира и едином Творце постепенно разрушались.

В эпоху Возрождения стала развиваться натурфилософия. Это учение о природе, которое стало универсальной реальностью, имеющей свои законы. Теперь изучение природы вышло за пределы богословских догм.

Фундаментом натурфилософии стало новое знание, которое основывалось на опыте. С помощью науки гуманисты разрабатывали и систематизировали знания о мире.

Леонардо да Винчи высказал идею о познаваемости мира с помощью разума. Он первым предположил, что Земля не является центром Вселенной.

Эту догадку да Винчи подтвердил Николай Коперник.

В ходе своих изучений Коперник пришёл к созданию гелиоцентрической системы, которая, в отличие от геоцентрической, в центр Вселенной ставила Солнце, а не Землю. Вот некоторые положения теории Коперника:

небесные сферы и орбиты не имеют общего центра;

центр Земли не является центром Вселенной;

ежедневное перемещение Солнца по небу, которое наблюдают люди, вызвано движением Земли, а не Солнца.

В 1584 году Джордано Бруно выпустил книгу «О бесконечности, вселенной и мирах». В ней он поддерживал и развивал идеи Николая Коперника. Он выдвинул теорию о бесконечности и множественности миров. Утверждал, что мир, в котором мы живём, – это звезда, и другим он кажется звездой. А те звёзды, которые видим мы, — это далекие солнца, и вокруг них тоже вращаются планеты. Там, возможно, живут животные или другие существа. Джордано Бруно предположил, что земной шар имел начало и может иметь свой конец, в то время как Вселенная вечна и всегда где-то будет существовать жизнь.

Галилео Галилей стал основателем экспериментально-теоретического естествознания. Им были заложены основы механики, сформулирован принцип относительности движения. Открытия Галилея в области астрономии разрушили представления людей о космосе. Он изобрел телескоп, с помощью которого удалось рассмотреть горы на Луне и 4 спутника Юпитера. Позже Галилей открыл пятна на Солнце.

В эпоху Возрождения перестали относиться к изобретениям как к порождению зла, что было характерно для Средневековья. Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание. Был разработан наборный шрифт – отдельные буквы, выплавленные из олова. Выкладывая их в необходимом порядке, Гутенберг отпечатывал книги. Первой книгой стала Библия на латинском языке, выпущенная в 1455 году. Книгопечатание совершило переворот в распространении информации, теперь знания стало получать гораздо проще.

Формировалось новое видение мира, стиль мышления. Изменилось представление людей о времени, об особом отношении к нему говорило появление на городских башнях часов. Минутной стрелки тогда еще не существовало. Зато на часах были отмечены церковные праздники.

С началом эпохи Великих географических открытий для людей открылся весь мир, постичь который они и стремились.

Давайте подведем итоги.

Термином «Возрождение» обозначают эпоху коренного историко-культурного перелома, наступившего в XIV–XVI веках.

Для эпохи Возрождения характерен интерес к Античности.

Складывалась гуманистическая культурная среда.

Социально-политические идеи разрабатывали Никколо Макиавелли, Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Развивались наука и натурфилософия.

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения. История мировой и отечественной культуры: конспект лекций

Читайте также

§ 14. Культура эпохи Возрождения

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура Возрождения (его ещё называют французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Её сторонники стремились возродить Античность, что и дало новой культуре её

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Картография эпохи Возрождения

Картография эпохи Возрождения Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок

Математика эпохи Возрождения

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения

ГЛАВА ХVII. Белорусская народность и ее культура до эпохи национального возрождения § 1. Положение белорусской культуры в первой половине 19 в Все сказанное раньше о значении польской культуры в Белоруссии указывает на то, что эта культура весьма слабое имела действие на

Императоры эпохи Возрождения

Императоры эпохи Возрождения Генрих VII Люксембургский 1308-1314Людовик IV Баварский 1314-1347Карл IV Люксембургский 1347-1378Венцеслав Люксембургский 1378-1400Рупрехт Палатинский 1400-1410Сигизмунд Люксембургский 1410-1437Альберт II Габсбург 1437-1439Фридрих III Габсбург 1440-1493Максимилиан IГ абсбург

9.4. Содержание эпохи Возрождения

9. 4. Содержание эпохи Возрождения Возрождение часто характеризуют как эпоху открытий, определивших ее новизну. Безусловно, среди этих открытий в первую очередь следует назвать открытие античности (и шире — открытие истории, обращенность к своей исторической традиции).

9.7. Искусство эпохи Возрождения

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения — это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

ЛЕКЦИЯ № 3. Русская культура эпохи раздробленности

ЛЕКЦИЯ № 3. Русская культура эпохи раздробленности 1. Общие особенности культуры эпохи раздробленности 1.  Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура эпохи Петра Великого

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура эпохи Петра Великого 1. Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно – в течение жизни одного

ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны

ЛЕКЦИЯ № 12. Культура эпохи Великой Отечественной войны 1. Общая характеристика эпохи Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бумаги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся

ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи

ЛЕКЦИЯ № 15. Культура первобытной эпохи 1. Общая характеристика периода Культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Множество явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной

ЛЕКЦИЯ № 24. Культура эпохи Нового времени

ЛЕКЦИЯ № 24. Культура эпохи Нового времени 1. Особенности культуры Нового времени С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление

§ 14. Культура эпохи Возрождения

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура эпохи Возрождения (ее еще называют и французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее

Эпоха Возрождения

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в  Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось «возрождение» античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

Для литературы Возрождения характерны  гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится  законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр* рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью  человека и его поступков.


В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным  творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска «Страшный суд», которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не «венец творения», а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.

Ренессанс Резюме

Резюме эпохи Возрождения

Резюме объекта
Музыка эпохи Возрождения

Переход от средневековья (500–1450 гг. Н. Э.) К эпохе Возрождения (1450–1600 гг. Н. Э.) Был скорее постепенным, чем внезапным. Тем не менее, изменения в подходе и технике были значительными. В частности, в эпоху Возрождения наблюдался постепенный рост культивирования светской музыки в целом и инструментальной музыки в частности. Однако религиозная вокальная музыка оставалась доминирующим типом музыки.

Основные события

  • Постепенное принятие мажорного аккорда как созвучного созвучия.
  • Выращивание мотета , священной формы с оригинальными словами и музыкой
  • Более широкое использование имитационного контрапункта.
  • Хорал — важная форма духовной музыки в протестантской традиции.
  • Возникновение мадригала как важной формы светской вокальной музыки, особенно в Италии и Англии
  • Большая стандартизация инструментов и их использование в объединяет аналогичных инструментов в различных диапазонах.

Инструменты эпохи Возрождения, которые нужно знать в лицо и звук

  • Духовые инструменты
    • регистраторы
    • крошки
    • мешковины
    • корнетов
  • Смычковые струны
  • Клавишные инструменты
    • орган
    • клавесин (более важный в стиле барокко)
  • Сорванные струны

Некоторые важные композиторы

  • Гийом Дюфе (ок. 1400-1474) , духовная и светская музыка
  • Жоскен де Пре (ок. 1445-1521) , духовная и светская музыка
  • Джованни Перлуиджи да Палестрина (ок. 1524–1594 ), в основном духовная музыка
  • Джованни Габриэли (1557-1612) , полихоральная духовная музыка для голосов и инструментов
  • Клаудио Монтеверди (1567-1643) , ранние мадригалы и церковная музыка в стиле ренессанс
  • Карло Джезуальдо (1560-1613) , интенсивно выразительные мадригалы и немного духовной музыки


Вернуться к сводному списку

Искусство и архитектура раннего Возрождения

Купол Cattedrale di Santa Maria del Fiore (Флорентийский собор) (1420–36)

Художник: Филиппо Брунеллески

На этой фотографии изображен знаменитый восьмиугольный купол Брунеллески, венчающий Флорентийский собор.Его красный камень, символизирующий флорентийскую любовь к каменной кладке и красный цвет Медичи, возвышается над горизонтом с одним из самых узнаваемых и знаковых видов в мире. Состоящий из более чем четырех миллионов кирпичей, он остается самым большим каменным куполом в мире.

Архитектурный гений Брунеллески можно увидеть в ощущении плавучести конструкции с ее белыми ребрами, подчеркивающими вертикальный подъем и крутой сужающийся изгиб наверху. Брунеллески также разработал белый фонарь на его кончике, хотя его друг, архитектор Микелоцци, завершил его в 1461 году, через пятнадцать лет после смерти Брунеллески.Купол стал визуальным символом «Новых Афин», как называла себя Флоренция, поскольку он вызывал чувство классической сдержанности и пропорции, повторяя восьмиугольную форму собора внизу и тянущего его к небу.

Купол был революционным шедевром, поскольку архитектор отказался от внутренних строительных лесов и внешних опор (например, контрфорсов), которые ранее считались необходимыми. Вместо этого он создал купол внутри купола, таким образом, изобрел новую систему поддержки, в которой кирпичи лежат в перевернутой арке рисунка «елочкой», направленной наружу, а не вниз. Он также изготовил технологии, необходимые для реализации своего проекта, в том числе первую механическую лебедку, а затем и castello , или горизонтальный кран. Другие структурные инновации включали использование цепной арки, типа заостренной арки, для поддержки и внутренних цепей из дерева, камня и железа, сформированных в восьмиугольниках, которые работали как обручи для бочки, чтобы удерживать купол вместе.

Эта работа основана на тщательном изучении Брунеллески Пантеона (113–125) и других древнеримских построек.Но, как обычно, архитектор держал свои открытия при себе, работая без заметок и планов. Как он позже сказал, когда он подал заявку и получил первый современный патент на водный транспорт, «мы не должны показывать всем и каждому секреты вод, текущих в океане и реках, или устройства, которые работают на эти воды. Пусть будет созван совет экспертов и мастеров механического искусства, чтобы обсудить, что необходимо для создания и построения этих произведений ». Из-за его загадочной рабочей моды многие критики сначала сочли его проекты невозможными. Он должен был доказать, что они неправы. Как писал историк Пауло Галлузи о соборе: «Это одно из самых красивых, технически смелых зданий, когда-либо построенных. В нем удивительно элегантным образом сочетаются технологии и эстетика. Он идеально символизирует союз науки и искусства».

Все архитекторы следующего поколения находились под влиянием работ Брунеллески, а Леонардо да Винчи был очарован как его архитектурой, так и изобретенными им технологиями.

From the Ashes — Сводка и обзоры ‹Faire-Folk® Books

Многие называют Пендрагонскую ярмарку Возрождения своим домом.Есть завсегдатаи, которые приезжают раз в год, светлые люди, которые живут там два месяца, прежде чем отправиться дальше, Прекрасный народ, который никогда не уезжает, редко встречается, но их присутствие неоспоримо…

А — Магия.

Магия — это просто часть жизни. Он может быть таким же обычным и удобным, как кресло, таким же редким и красивым, как падающая звезда, и таким же мощным и смертоносным, как черная дыра.

Рина с детства жила в этой Магии и в мире справедливости. Она и ее семья — современные цыгане, путешествующие по стране от ярмарки к ярмарке, зарабатывая на жизнь и зарабатывая себе на жизнь.Для них «настоящая жизнь» и светлая жизнь сочетаются друг с другом, поскольку они олицетворяют свой кочевой образ жизни как цыган в мире эпохи Возрождения.

Большинство справедливых участников не живут такой интегрированной жизнью. Для них ярмарка бывает только 15 дней в году, и в течение этих пятнадцати дней это вечеринка. Для некоторых вечеринка включает в себя встречу с друзьями, которые так же близки, как семья, и уход от мира повседневной работы, налогов и платежей за дом. Для Лиама это шанс проявить силу, которая ему не принадлежит.Как член Деревенского Ополчения он изображает закон и использует эту иллюзию, чтобы охотиться на ежегодную группу новых артистов, которые ослеплены яркостью ярмарки и его кажущейся галантностью.

Среди этих новичков сияет Беа, младшая сестра ветерана «ренни», который втянул ее в этот очаровательный мир. Только что окончив колледж, она изо всех сил пытается найти луну, звезды и чувство принадлежности. Может ли ответ на ее поиски принадлежать Рине, которая кажется такой магически знакомой?

У нее есть семь недель, чтобы понять это, прежде чем Пендрагон закроет свои ворота еще на год и цыгане двинутся дальше…..

Обзоры

«С вниманием к деталям и прекрасным чувством комедийного ритма, Меган Бруннер восхитительно оживляет свой сеттинг и персонажей From the Ashes ». ~ Renaissance Magazine (Том 9, № 1)

«В мире нет ничего лучше ярмарки Возрождения — и эта удивительная история проникает прямо в ваш дом (вместе с некоторыми из лучших анекдотов об овцах, которые я когда-либо слышал)». ~ Finder, GLBT Ресурсы фантастической фантастики

«… [История] разворачивается в ритме лучших историй прошлого.Я вспоминаю всю взаимосвязь романа Остин, широту и размах работы Диккенса и остроумие Кентерберийских рассказов ». ~ Лори Л. Лейк, Открытая книга, ООО

«Развитие персонажей и сюжетных линий очень плавное и яркое, оживляет образы. Я редко читал книгу, в которой у меня появилось понимание и сочувствие к персонажам так же быстро, как с этими людьми … К тому времени, когда я прошел четверть пути по книге, у меня было одно серьезное сожаление — что у меня осталось только 390 страницы, чтобы пойти.”~ Майк Глисон, Spiral Nature

«Магия… это такая часть повседневной жизни персонажей, что они почти не задумываются о ней… [она] придавала сверхъестественным элементам гораздо более реалистичное ощущение. Я очень рекомендую эту книгу всем, кто любит волшебный реализм и добрые, задушевные шутки про овец ». ~ Джош Атеровис, Black Sheep Productions

«Меня поразило огромное желание посмотреть, смогу ли я собрать номер и отправиться в путь сам». ~ Синди Линн, обозреватель Bookwatch — октябрь 2002 г.

«Книга открывает новые двери литературной смелости. Основные романтические отношения — это отношения между двумя женщинами, хотя это не книга о гомосексуализме. Большая часть истории — это развитие этих отношений, но это не роман или история любви. Все главные герои используют магию, но это не фантастика и не колдовство. Есть много
битв и сражений, но дело не в действии. Проще говоря, это свежий взгляд, включающий многие ранее успешные идеи, но придающий им новое лицо. Возможно, это даже новый жанр … Я с нетерпением жду Книгу II.”~ Иззигрецко, Amazon.com, обзор

«Это замечательная книга, которая напоминает мне об одном из моих любимых фестивалей эпохи Возрождения. Это очень воодушевляет. Когда у меня плохой день, все, что мне нужно сделать, это открыть страницы, чтобы посмеяться вместе с Риной и Беа, а также со всеми другими жизненными персонажами семьи Фестиваля Возрождения ». ~ Карен Скотт, Amazon.com обзор

«Из пепла» — это такая книга, которая заставляет вас пойти и найти в ней персонажей и места, когда вы закончите ее читать. Все так реально, так живо, что вы не можете не захотеть найти это для себя … Автор демонстрирует зрелость, которой мне не хватает в большинстве книг этого жанра, и я не могу дождаться следующей ». ~ Читатель, Amazon.com обзор

«Меган Бруннер держится с одними из лучших рассказчиков нашего времени. Ее анекдоты о веселье, душевной боли и невзгодах… оживляют атмосферу ярмарки… Но помимо этого она сплетает сложную историю о карме, охватывающую столетия и сочетающую в себе истинную магию, тайну, страсть и преданность, которые заставляют читателя хотеть большего .~ Мэри Бауэрман, Amazon.com обзор

Что меня больше всего радует в этих книгах, это то, что они также повествуют о месте, которого, как мне кажется, сегодня не хватает во многих художественных произведениях… Я говорю о священной географии. Не священно для какого-либо бога, но священно для людей — места и вещи, вокруг которых строятся общества и упорядочиваются жизни … Мне нравится, что Меган тратит время и энергию, чтобы воплотить это в жизнь и действительно показать, как это формирует и удерживает людей кто называет это домом. В некоторых случаях даже после того, как их уже давно нет.~ К. В. Тейлор, Spec Fic and Nonsense

У Меган Бруннер есть одни из самых замечательных описаний, которые я когда-либо читала. И темп этого романа напоминает Энн Райс или Стивена Кинга. Рина и Феникс — отличные персонажи, как и остальные цыгане и светлые люди, составляющие книгу. ~ Вики МакЭлфреш, EbookReader Reviews

Обзоры на Bravenet (различные ридеры, записанные в формате гостевой книги)

Добавьте свой отзыв о From the Ashes в:

Женщина: Краткое содержание — От истоков времен до Возрождения, Том A

Название: Женщина: Краткое содержание — От истоков времен до Возрождения, Том A

Автор: Ide, Артур Фредерик

Категории: Женские исследования

ISBN: 0866630619

ISBN-13: 9780866630610

Издание: Первое издание

Место публикации: Мескит, Техас, Ide House: 1983

Переплет: Твердая обложка

Состояние книги: Штраф

Состояние куртки: Без куртки

Номер продавца: 05057


Этюды эпохи Возрождения: образцы письма

Этюды эпохи Возрождения: образцы письма Винки Макадью
Гуманитарные науки 302
декабрь 2003 г. Заключительное эссе

Ренессанс считается «возрождением» или «ранним современным периодом».» Этот период истории был временем Просвещения, когда некоторые из величайшая поэзия, медицина, открытия, искусство и многие другие достижения были выполнены за это время. В общем, мир стал новым место, но все же некоторые идеи или убеждения остались прежними, но многие новые сформировались улучшенные идеи и убеждения.

Средневековый период был не лучшим временем для жизни. Этот период был потрясен с язвами, тьмой и злобными актами бесчеловечности. Тогда мир начал меняться, он начал расти, и болезни, тьма и резкость начала рассыпаться и исчезать в ничто.Однако это действительно потребовалось время, чтобы распространиться по всей Европе, но когда тьма отступившие люди увидели мир в новом свете и почувствовали себя «возрожденными».

Гуманизм — это правильное исследование человечества. В средневековый период гуманизм не был так важен, но теперь, в эпоху Возрождения, он стал. Быть более гуманистический сделал их более индивидуальными, что было еще одним движением в течение этого времени. Они начали думать о себе не в целом, но как личности. Искусство становится более индивидуалистичным в том, что они нарисовал больше изображений людей, техник и цветов улучшено, сделав их не такими уж незамысловатыми и впечатлительными.

Поэзия Возрождения перестала быть основным занятием. В течение В средневековье писать стихи было хорошим источником дохода, но в Ренессанс, даже не годится публиковать работы под настоящим именем или даже вымышленное имя. Поэзия стала более индивидуализированной в технике, что было большое улучшение. Общий стиль или мода одежды оставались относительно прежними, кроме цвета начали менять. Выкройки и рисунки остались прежними, но как они были сделаны, ткань и цвета кардинально изменился.Ткани и цвета одежды были показаны статус. Один из таких примеров цвета — гобелены Le Concert . Все люди в этом гобелене были высокого класса, но дама возле священнослужитель, был самым высоким, потому что она была в черном, и во время этого время черный знак высшего класса, «готический» вид. Этот кусок на другая рука — граница между двумя периодами, поэтому она показывает особенности обоих периодов.

Эпоха Возрождения изменила мир к лучшему.Возрождение принесло мир из темных веков в свет. Сегодня мы все еще используем достижения, пришедшие из этого периода. Ренессанс многому нас научил отличные идеи, которые, если бы они не были найдены, я не думаю, что мы жить в одном мире, вот насколько Ренессанс повлиял на нас.


Индекс Возрождения

Сводка — Документальный фильм «Возрождение Далай-ламы»

Сводка:

Документальный фильм «Далай-лама Ренессанс», рассказанный Харрисон Форд, обладатель 12 наград, является официальным представителем более 40 международных кинофестивалей, а также показывали в кинотеатрах Мир.

Эми Вонг из LA Yoga Magazine пишет: «Это потрясающий тур-де-сила [и] интимный взгляд на Далай Жизнь ламы ».

Кинокритик Джон Гриффин из Монреаля «Газетт» называет «Возрождение Далай-ламы» «провокационным, даже поучительный фильм … увлекательный, восхитительно красивый и звуковой успокаивающий «.

Рик Кисонак из журнала» Film Threat Magazine » сказал, что «Возрождение Далай-ламы» — это «комедийная сенсация», добавив: «Я Не могу вспомнить, когда в последний раз меня так сильно рассмешил фильм.«

На рубеже тысячелетия Далай-лама Тибет пригласил 40 ведущих мыслителей Запада на его резиденция в Гималаях на севере Индии. обсудить мировые проблемы и способы их решения. Что выяснилось, было мощным, неожиданным и мощным, и захвачено съемочная группа из 18 человек и 5 камер.

«Возрождение Далай-ламы» — это рассказанный актером Харрисоном Фордом, и показывает два из главных ролей квантовые физики из популярного документального фильма ‘What the Bleep Do We Know, Фред Алан Вольф и Амит Госвами.Также появляется в «Возрождении Далай-ламы» — Майкл Беквит (который появляется в ‘Секрет’), радиоведущий и писатель Том Хартманн, революционер социолог Джин Хьюстон, Вандана Шива (общественный деятель, «The Corporation ») и других выдающихся мыслителей.

Beautifully снимали экзотические пейзажи и тибетскую и индийскую культуру. Передал актер Харрисон Форд.

Трейлер фильма:

Перейдите на страницу YouTube для просмотра и комментировать: Трейлер №1 — YouTube.com

(Для выше качественные версии трейлера, пожалуйста, уходите Вот )

Высокое Возрождение

4. Высокое Возрождение Сводка: искусство 162 награды

Ренессанс и барокко Карта

HIGH RENAISSANCE

Высокий ренессанс, основанный в Риме и Венеции, стал кульминацией восходящего движения в искусстве, которое наконец уловило суть греческого и римский классицизм, даже временами превосходящий древние.Идеализм, натурализм, искусное использование математической теории в перспективе и пропорции в сочетании с классическими качествами порядка и гармонии создали «классические» моменты в живописи, скульптуре и архитектуре. Это были моменты, которые «объединяли и уравновешивали противоречивые переживания. целой культуры ».

По мере ослабления влияния Флоренции из-за изменения политических условий в конце 15 века фокус Возрождения сместился в Рим и Венеция.В Риме высокое Возрождение расцвело вместе с церковью. раздача патронажа в спонсорстве великих произведений искусства и архитектуры. Художественные достижения Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль (1483-1520) и Браманте (1444-1514) стали примерами дух классики, проникший в произведения греческой высокой классики. эра за две тысячи лет до их времени.

Одновременно с Римом, Возрождение Высокого Возрождения в Венеции был другой акцент, чем его римский аналог.В то время Высокий ренессанс с центром в Риме, сосредоточенный на интеллектуальных темах. добродетелей, героизма, эпоса и высоких понятий Венеция имела более чувственную мировоззрение с созданием искусства, отражающего свет и окраску своего приморского пейзажа.

Поколение художников после Высокого Возрождения было столкнулся с дилеммой рабского копирования или различения самих себя, от признанного совершенства мастеров; известный период как «маньеризм» — это реакция на славу Высшего Эпоха Возрождения.


Кассон — итальянский брачный сундук, популярный в эпоху Возрождения. Это венецианский образец XVI века с рельефной резьбой. классические сцены. Крылатые фигуры по углам называются кариатидами, и ступни груди вырезаны в форме, известной как лапы.

Источник: Библиотека искусств Бриджмена, Лондон / Нью-Йорк — Энкарта

ВЫСОКОЕ РЕНЕССАНС

• Высокое Возрождение 1495 — 1520
• Возрождение в Венеции 1500 — 1600
• Маньеризм 1520 — 1580



ТЕРМИНЫ:

Sfumato — дымчатый, мутный тональный переход в картина, типичная для «Мадонны в скалах» да Винчи
Spandrels
Фронтон — углубленный и обрамленный треугольник пространство в конце двускатной крыши или как архитектурный декоративный элемент над окно, ниша и т. д.
Sacra converazione — подразумеваемый разговор между святыми и уважаемыми личностями в скульптуре или картине
Центральный план — план церкви или здания с симметричные элементы в плане одинакового размера, окружающие центральное ядро ​​
Figura serpentinata — a Mannerist фигуральное изображение, где фигура искажена в почти неестественное «s» -образный.
Карниз — крайняя отделка карниза остроконечного двора. конструкция крыши и ее фронтон
Маньеризм — стилистика реакция на воспринимаемое «совершенство» Высокого Возрождения, с искаженными эмоциональными фигурами, кислотными красками, вихрями действия по периметру; утонченная элегантность.

СПИСОК СЛАЙДОВ

Леонардо да Винчи, 1452-1519
Мадонна в скалах, ок. 1485
Мадонна и Святая Анна, 1501-1513
Тайная вечеря, 1495-98
Мона Лиза, 1503-1505

Данато Браманте, (1444-1514)
Темпьетто, Сан-Пьетро-ин-Монторио,
План собора Святого Петра , Рим 1505
1475-1564
1498-1515
Рим 1502-11

Микеланджело Буонарроти, 1475-1564
Ватикан Пьета,
Давид, 1501-1504
Моисей, 1513-1515 и Умирающий раб и Бонд (мятежные ) Раб 1513 — 16
потолочных фресок, Сикстинская капелла, Ватикан, 1508 — 12
Сотворение Солнца, Сотворение Адама
Падение человека и изгнание из рая, Всемирный потоп
Гробница Джулиана Медичи и Лоренцо де Медидчи Медичи Часовня
Страшный суд, Сикстинская капелла, 1534 — 1541 гг.
Св.Петра, 1546–1564
1519–1534

Рафаэль (Рафаэлло Санцио), 1483–1520
Мадонна с щеглом, 1505–06
Афинская школа (Philosbpphy), 1509–11
Галатея, 1513
Сикстинская Мадонна , 1513-15

Возрождение в Венеции 1500 — 1600

Джованни Беллини, 1430-1516
Сан-Заккария Алтарь, Масло на дереве, 16’S x 1505
Праздник Богов, Холст, Масло, 5 ‘7 ”X 6 футов 2 дюйма, 1529

Джорджоне да Кастельфранко, гр.1477- 1510
Буря, холст, масло, 2’7 «x 2’ 43/4 «, ок. 1510

Тициан (Тициано Вечелли), 1490–1576
Священная и светская любовь, холст, масло, 3 ’11” x 9’2 ”, c. 1515
Вакханалия Андриана, ок. 1520
Мадонна из семьи Пезаро, холст, масло, 16 ‘x 9’, 1519 — 26
Венера Урбинская, Холст, Масло, 48 ”x ​​66”, 1538

Корреджо, Антонио Аллегри да Корреджо, около 1489–1534
Успение Богородицы, Купол Пармского собора, 1526–1530
Юпитер и Джо, холст, масло, 64 1/2 “x 29 3/4”, 1532

Тинторетто (Джокопо Робусти), 1518-94
Тайная вечеря, холст, масло, 12 x 18 дюймов 1594

Андреа Палладио, 1508-80
Вилла Ротонда, 1566-1570
Джорджо Маджоре, Венеция, 1565
Маньеризм 1520–1580

Якопо да Понтормо, 1494–1557
Снятие с креста, масло на дереве, 10 футов 3 дюйма x 6 футов 6 дюймов, 1525–1528

Пармиджанино, Джироламо Франческо Мария Маццола, 1503–1540
Мадонна с длинной шеей, масло на дереве, 7 дюймов x 4 ’4 дюйма, 1535

Бронзино, Аньоло ди Козимо 1503 — 1572
Венера, Амур, Глупость и время (Разоблачение роскоши) Дерево, масло 61 ” x 56 дюймов, 1546
Портрет молодого человека, дерево, масло, 3 ’1 дюйм x 2’ 5 дюймов, c. 1530’s

Софонисба Ангиссола (1527–1625)
Портрет сестер и брата художника, ок. 1555

Джованни да Болонья, 1529–1608
Похищение сабинянок, мрамор, 13 футов 6 дюймов, 1583

Ссылки :

Творческий импульс НМ: развитие западной цивилизации — Всемирная история — Возрождение
(Страница ссылок)
http://history.evansville.net/renaissa.html

Козимо I де Медичи Герцог, а затем Великий герцог Тосканы
http://www.mega.it/eng/egui/pers/cospri.htm

Univ. Андреевской школы истории искусств
Модули сравнения произведений искусства
Эволюция Леонардо да Винчи темы Богородицы с младенцем и Св. Энн
http://www-ah.st-andrews.ac.uk/under/ah2001_slides.html#7A

Univ. школы истории искусств Св. Эндрюса
Модули сравнения произведений искусства
Алтарь Беллини в Священном Писании и их источники:
http: // www-ah.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *