Бунин третий класс: И.Бунин Рассказ «Третий класс»
И.Бунин Рассказ «Третий класс»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:«Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и…Жуковский». И.А. Бунин И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу “Третий класс”) .
2 слайдЦель и задачи урока: выявить своеобразие творчества писателя, определить тематику и проблематику ранее неизученного произведения, проанализировать его, создать визуальные образы к рассказу. Образовательная: расширить представления о личности и творчестве И.А. Бунина; показать особенности творческой индивидуальности писателя; формировать умение работать с художественной и справочной литературой; развивать навыки анализа текста. Развивающая: формировать умение работать с информацией, Воспитательная: стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся; формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин
5 слайдЛюдмила Александровна Бунина Алексей Николаевич Бунин
6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:Иван Бунин и Варвара Пащенко.1892 И. А. Бунин. 1889
8 слайд Описание слайда:Анна Цакни в год замужества с И А Буниным. 1898
9 слайд Описание слайда:Вера Муромцева
Парижский кабинет И.А.Бунина
11 слайд Описание слайда:И.А. Бунин. Париж.1920 И.А. Бунин. Париж.1921
12 слайд Описание слайда:И.А. Бунин. Нобелевская премия по литературе. 1933г.
13 слайд Описание слайда:И.А. Бунин. 1948 Русское кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
14 слайдРассказ «Третий класс». Тема и проблема.
18 слайд Описание слайда:21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.
Исследовательская работа! Гипотеза: рассказ Бунина «Третий класс» представляет интерес для историков (изучение отдельных исторических фактов…), лингвистов (определение стилистики языка писателя), психологов (составление психологического портрета автора произведения).
20 слайд Описание слайда:РАБОТА В ГРУППАХ.
21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:Техника коллаж. Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
24 слайд Описание слайда:Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь, импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками.
25 слайд Описание слайда:РАБОТА В ГРУППАХ.
26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:Интересные факты * Любимым занятием Бунина в юности и до последних лет было : по затылку, ногам и рукам определять лицо и весь облик человека. * Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов. * Известно, что Бунин отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счету человеком. * Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом». * Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление. * У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.
28 слайд Описание слайда:«Бунин у нас , в нашей литературе – последний бесспорный, несомненный представитель эпохи, которую мы не напрасно называем классической…» (Георгий Адамович, русский поэт, критик, переводчик )
29 слайд Описание слайда:Новый документальный фильм Никиты Михалкова «Легкое дыхание Ивана Бунина»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-440079
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Предмет :ЛИТЕРАТУРА.
Класс: 9 КЛАСС
Урок внеклассного чтения .
Автор урока- Бондарева Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 5 г. Тюмень.
Тема урока: «И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу “Третий класс”)».
Цели и задачи урока: выявить своеобразие творчества писателя, определить тематику и проблематику ранее неизученного произведения, проанализировать его, создать визуальные образы к рассказу.
Образовательная:
расширить представления учеников о личности и творчестве И.А. Бунина;
показать особенности творческой индивидуальности писателя;
формировать умение работать с художественной и справочной литературой;
развивать навыки анализа текста.
Развивающая:
формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте;
формировать практические навыки поиска информации в сети Интернет;
формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.
Воспитательная:
воспитывать нравственным качествам личности: толерантности, человеколюбию,
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
Тип урока: обобщение и систематизации изученного.
Вид урока: комбинированный.
Технологии: метод проектов, исследовательская.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Наглядность урока: презентация, образцы картин импрессионистов ,информационно-справочные материалы.
Основные понятия:
расовая дискриминация, импрессионизм, коллаж
Межпредметные связи :
история, психология, русский язык, география, МХК, технология
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Да, я не посрамил ту
литературу, которую полтораста лет
тому назад начали Карамзин и…Жуковский»
И.А. Бунин
1.Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы завершаем изучение темы «Творчество И.А.Бунина». Урок будет необычным, урок исследования и творчества. Мы впервые попробуем реализовать учебный проект «И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу “Третий класс”)». Цели и задачи урока (повторить, проанализировать, исследовать, узнать, составить) .
Оценка за урок каждого ученика будет состоять из трех параметров: оценка экспертов- учителей, самооценивания, взаимооценивания в группе.
Задача экспертов : оценить работу группы в конце занятия и за мини-исследовательскую деятельность. Командирам групп нужно заполнить графу «Фамилия ученика».
2. Повторительно — обобщающая беседа.
-Что в биографии писателя поразило вас, запомнилось больше всего? Слайдовое сопровождение.
-Назовите основные темы в творчестве И.А. Бунина.
Основные темы в творчестве И. Бунина — вечные темы: природа, любовь, Родина,
тема уходящего патриархального прошлого России. Тема одиночества явилась составляющей частью философской лирики Бунина.
— Какая тема в цикле рассказов «Темные аллеи»?
-Я предлагаю познакомиться с другой тематикой произведений Бунина.
3. Изучение нового материала . Рассказ «Третий класс» (чтение).
-Сделайте предположение : о чем рассказ? Определите тему и проблему?
Чтение рассказа — 3 минуты.
Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение?
Подтвердились ваши предположения. Какая тема и проблема подняты автором рассказа? Актуальны ли тема и проблема, поднятые автором, сегодня?
21 марта – Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.
Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году.
— Какое решение проблемы предлагает автор? (ЭТО ПОЗИЦИЯ АВТОРА — пропедевтика подготовки к ГИА и ЕГЭ).
-Так, что такое позиция автора?
4. Исследовательская работа по группам
— Я попробую выдвинуть гипотезу.
Гипотеза:
рассказ Бунина «Третий класс» представляет интерес для историков (изучение отдельных исторических фактов…), лингвистов (определение стилистики языка писателя), психологов (составление психологического портрета автора произведения).
Предлагаю заняться мини-исследованием, чтобы подтвердить или опровергнут гипотезу.
ИСТОРИКИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
В какой период жизни писателя было написано произведение?____________________
Где в это время был Бунин?___________________________________________________
В каком году, каком государстве происходят события, описанные в рассказе? _________________________________________________________________________
О каком историческом факте говорится в рассказе?_________________________________________________
Найдите слова подтверждения из текста рассказа. Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам.
ПСИХОЛОГИ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Составьте психологический портрет рассказчика, ответив на вопросы:
Где находился рассказчик? ______________________________________Какие климатические явления он описывает?______________________________________
Какое у него было настроение?_____________________________________________
Найдите в тексте часто употребляемые слова, обозначающие цвет. По цвету узнайте психологическое состояние автора.__________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Определите: какая черта характера проявляется у рассказчика?______________________________________________________________
Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам и заданиям.
ЛИНГВИСТЫ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Определите стиль(_______________________________ ) и тип речи текста (_________________________________).
Какие средства выразительности (тропы) использует автор рассказа? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажите, что Бунин в совершенстве владел иностранным языком. Укажите: каким._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие еще он знал языки?____________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Сравните слова текста со справочным материалом. На что обратили внимание? ___________________________________________________________________________
Подготовьте 1-2 минутное сообщение по вопросам и заданиям.
Информация для учителя и учащихся.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ.
* Любимым занятием Бунина в юности и до последних лет было : по затылку, ногам и рукам определять лицо и весь облик человека.
* Иван Бунин собирал коллекцию фармацевтических флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.
* Известно, что Бунин отказывался сесть за стол, если оказывался тринадцатым по счету человеком.
* Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».
* Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.
* У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.
-Интересно ли для изучения это произведение? С какого класса вы предложили бы включить в программу этот рассказ? К произведению нужна иллюстрация. Предлагаю : создать иллюстрацию в технике коллаж по направлению в искусстве «Импрессионизм».
5. Творческая работа «Создание иллюстрации к произведению в технике колладж» по группам.
Информация для учителя и учащихся.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере.
Новое направление отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Заслушивание сообщений — исследований групп учащихся, просмотр работ.
— Наша ли подтверждение выдвинутая гипотеза? Жизнь и творчество Бунина представляет интерес не только людям тех специальностей, о которых мы сегодня говорили, но и для режиссеров. Так, 20 марта в четверг на канале «Россия» будет показан НОВЫЙ документальный фильм режиссера Никиты Михалкова «Легкое дыхание Ивана Бунина».
Подведение итогов урока. Оценивание.
Оценка за урок каждого ученика будет состоять из трех параметров: оценка экспертов- учителей, самооценивания, взаимооценивания в группе.
Экспертам нужно выставить оценку группам. Поставьте себе оценку. Командирам нужно оценить работу каждого с учетом мнения других членов группы.
Итак, «нет пророков в своем отечестве»- когда в ноябре 1953 года Бунина не стало, только в советской прессе не было ни одного некролога! Приходят на память строки М.Цветаевой:
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам , как драгоценным винам,
Настанет свой черед…
НАСТАЛ ЧЕРЕД, и сегодня мы говорим: без Бунина нашу литературу представить нельзя. Значение его многогранно.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
Бунин Иван Алексеевич. Третий класс
Глупец тот, кто воображает, что он имеет полное право и возможность
ездить когда ему угодно в этом классе!
Вот Цейлон, Коломбо, март 1911 года.
Утро, всего восьмой час.
Но зной уже адский, он густ и неподвижен, как перед той страшной
грозой, которой, должно быть, начался потоп.
Весь в белом и в белом шлеме, сижу в раскаленной лакированной
колясочке, в маленькой двуколке, в тонких оглоблях которой ровно и крупно,
слегка подавшись вперед, мчится высокий и черный, весь блистающий своей
могучей великолепной наготой тамил.
Еду на вокзал, чтобы отправиться — ну, скажем, в Анарадхапуру.
И вот впереди уже площадь, пустая, белая, ослепительная, а за нею еще
более ослепительное белое здание вокзала, — оно почти страшно своей
белизной на белесом от зноя небе. Среди всей этой белизны и белого
солнечного пламени черное тело и длинные черные волосы тамила режут глаз.
В здании вокзала легче, всюду веет теплый сквозняк.
Сняв шлем, вытираю мокрый ледяной лоб, кость которого так ощутительна
при поте, и спешу к выходу на платформу. Высокий и тяжелый, с белыми крышами
и навесами над окнами, поезд уже готов. Спешу к будочке кассира, вынимаю на
ходу ровно столько монет, сколько требуется на проезд до Анарадхапуры в
третьем классе, и стучу ими перед выглядывающим из будки англичанином:
— Third class, Anaradhapura! Третий класс, Анарадхапура!
— First class? Первый класс? — спрашивает англичанин.
— No, third class! — кричу я.
— Yes, first class! — кричит англичанин, выкидывая мне билет первого
класса.
И тогда я прихожу в ярость и начинаю кричать приблизительно так:
— Слушайте, мне это осточертело! Я хочу видеть все особенности страны,
всю ее жизнь, всех ее обитателей, вплоть до самых «презренных» как вы любите
выражаться цветных людях, которые, конечно, не могут да и не смеют ездить в
первых классах. Но всякий раз, как я хочу сесть в третий класс, начинается
борьба с кассиром! Я твердо и ясно требую третий класс, однако, пользуясь
созвучием слов, меня всякий раз перебивают, дурачат: «Вы хотите сказать,
первый класс?» Я кричу да нет, третий! Но мне все-таки выкидывают билет
первого класса. Я швыряю его назад — и тогда кассир вне себя от негодования
и удивления, что белый человек одержим низким и безумным желанием сидеть
рядом с цветным, начинает тоже кричать, пугает меня насекомыми, которых я
могу набраться от цветных, главное же, наставляет меня в том, что никто,
решительно никто из белых не ездит в третьем классе, что это не принято,
неприлично, возмутительно!
И я твердо заключаю:
— Одним словом, извольте сию же минуту дать мне то, что я требую!
В конце концов кассир сдается: пораженный моей яростью, он на мгновение
каменеет и вдруг решительно швыряет мне билет третьего класса.
Торжествуя, водворяюсь я в вагоне и жду спутников, этих самых
«презренных» цветных. Но что за черт — их нет и нет! По платформе, мимо
моего купе, несется непрерывный сухой шорох босых бегущих ног.
Но почему же несется он все мимо, все дальше куда-то?
А, понимаю: это их пугает мой шлем, белый шлем белого человека!
И я снимаю шлем, прижимаюсь в угол, снова жду — снова напрасно.
— Теперь-то почему же никого нет? — думаю я. — Ведь теперь они меня
не видят?
И я вскакиваю с места, высовываюсь в окно, чтобы понять, в чем дело, —
и дело объясняется тотчас же и очень просто: на моем купе крупно написано
мелом, что оно — занято! Едва я успел войти в него, как на нем написали:
занято! Настоял, мол, на своем, вырвал билет третьего класса, так вот же
тебе — сиди, идиот.
И несется, несется поезд в бездне ослепительного зноя, льющегося с неба
на эту радостную, райскую землю, и четко отдается татаканье колес от
цветущих лесных дебрей, без конца летящих назад, мимо окон.
— Курумба-а! — горестно и звонко кричат на остановках продавцы
кокосовых орехов под сухой шорох босых ног, бегущих мимо моего купе.
И на одной из следующих остановок, я, как вор, перебегаю в четвертый
класс, в вагон, набитый сидящими и стоящими, черными и шоколадными телами,
которые только по бедрам повязаны мокрыми от пота тряпицами.
<1921>
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Бондарева Татьяна Сергеевна
Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Вид урока: комбинированный.
Технологии: метод проектов, исследовательская.
Тема
И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу “Третий класс”)
Цель
выявить своеобразие творчества писателя, определить тематику и проблематику ранее неизученного произведения, проанализировать его, создать визуальные образы к рассказу.
Задачи
Образовательные:
расширить представления учеников о личности и творчестве И.А. Бунина;
показать особенности творческой индивидуальности писателя;
формировать умение работать с художественной и справочной литературой;
развивать навыки анализа текста.
Развивающие:
формировать практические навыки поиска информации в сети Интернет;
формировать навыки создания мультимедийной презентации для предъявления итогового продукта в классе.
Воспитательные:
воспитывать нравственным качествам личности: толерантности, человеколюбию,
стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность обучающихся;
формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе.
УУД
ЛичностныеУУД: самоопределение (самооценка), смыслообразование ( мотивация учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование , планирование, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
Познавательные УУД: поиск, отбор, исследование и структурирование нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать факты жизни и творчества Бунина, сюжет рассказа «Третий класс».
Уметь определять тематику, проблематику, позицию автора произведения, анализировать текст, находить средства выразительности речи.
Развитие монологической речи.
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Личностные: сформировать компетентности (интеграции, социального взаимодействия, информационных технологий), проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности .
Метапредметные : решать задачи творческого и поискового характера, выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной формах.
Основные понятия
расовая дискриминация, импрессионизм, коллаж
Межпредметные связи
история, психология, русский язык, география, МХК, искусство, технология
Ресурсы:
персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint., презентация;
образцы картин импрессионистов, информационно-справочные материалы.
Формы урока
фронтальная, групповая, индивидуальная
Технология
метод проектов, исследовательская
Дидактическая
структура
урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время:
Основные этапы:
Слушание, чтение темы, цели и задач урока.
Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы завершаем изучение темы «Творчество И.А.Бунина». Урок будет необычным, урок исследования и творчества. Мы впервые попробуем реализовать учебный проект «И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (по рассказу “Третий класс”)».
Цели и задачи урока (повторить, проанализировать, исследовать, узнать, составить) .
Прочитать и осмыслить тему, цель и задачи урока.
Целеполагание.
Регулятивные УУД.
Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:
Ответы на вопросы учителя.
Комментирование слайдов с описанием жизни писателя.
Повторительно — обобщающая беседа.
-Что в биографии писателя поразило вас, запомнилось больше всего? Слайдовое сопровождение.
-Назовите основные темы в творчестве И.А. Бунина.
Вспомнить биографические данные писателя, его творчество, основную тематику и проблематику произведений.
Знать факты жизни и творчества Бунина. Уметь определять тематику, проблематику произведения.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Изучение нового материала
Время:
Этапы:
Чтение рассказа — 3 минуты.
Ответы на вопросы учителя.
Прогнозирование.
Изучение нового материала . Рассказ «Третий класс» (чтение).
-Сделайте предположение : о чем рассказ? Определите тему и проблему?
Что поразило вас в рассказе, может быть, вызвало недоумение?
Подтвердились ваши предположения. Какая тема и проблема подняты автором рассказа? Актуальны ли тема и проблема, поднятые автором, сегодня?
— Какое решение проблемы предлагает автор? (ЭТО ПОЗИЦИЯ АВТОРА — пропедевтика подготовки к ГИА и ЕГЭ).
-Так, что такое позиция автора?
Прочитать рассказ, определить тему, проблему и позицию автора. Соотнести с собственными предположениями.
Знать сюжет рассказа «Третий класс». Чтение и анализ произведения. Уметь определять позицию автора произведения,
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД. Личностные УУД.
Закрепление нового материала
Время:
Этапы:
Исследовательская , творческая работа по группам.
Ответы на вопросы учителя, говорение, дискуссия.
— Я попробую выдвинуть гипотезу.
Гипотеза:
рассказ Бунина «Третий класс» представляет интерес для историков (изучение отдельных исторических фактов…), лингвистов (определение стилистики языка писателя), психологов (составление психологического портрета автора произведения).
-Интересно ли для изучения это произведение? С какого класса вы предложили бы включить в программу этот рассказ? К произведению нужна иллюстрация. Предлагаю : создать иллюстрацию в технике коллаж по направлению в искусстве «Импрессионизм».
Исследовать(проанализировать) рассказ по вопросам, сопоставить с информационно- справочным материалом, выбрать нужную информацию.
Создать иллюстрацию к произведению в технике коллаж.
Анализировать текст, находить средства выразительности речи.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД. Личностные УУД.
Контроль
Время:
Этапы:
Представление творческих работ, выступление, монолог, ответы на вопросы учителя.
Заслушивание сообщений — исследований групп учащихся, просмотр работ. — Наша ли подтверждение выдвинутая гипотеза? Жизнь и творчество Бунина представляет интерес не только людям тех специальностей, о которых мы сегодня говорили, но и для режиссеров. Так, 20 марта в четверг на канале «Россия» будет показан НОВЫЙ документальный фильм режиссера Никиты Михалкова «Легкое дыхание Ивана Бунина».
Подготовить сообщение по проведенным исследованиям, представить творческую работу.
Развитие монологической речи.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
Личностные УУД.
Рефлексия
Время:
Этапы:
Говорение, ответы на вопросы учителя.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Оценка за урок каждого ученика будет состоять из трех параметров: оценка экспертов- учителей, самооценивания, взаимооценивания в группе.
-Какие открытия вы сделали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
Оценить свою работу, провести взаимооценивание. Подвести итог выполненной работе.
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД. Личностные УУД
Ход урока | УУД |
1. Организационный момент — Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте |
2. Проверка домашнего задания — Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта) — Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.) — Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть? (Читают у доски). | Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция ответов Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее |
3. Подготовка к восприятию нового материала Учитель читает стихотворение. Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама,- Если хочешь задремать, Чтоб бодрым и веселым Завтра утром быть опять,- Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»
— Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить. ( Слайд 1) Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 гг.) | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы |
4. Сведения об авторе — Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя познакомились с биографией И.А.Бунина. Учитель: Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот? И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из — за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию. (Слайд 2) Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище (Слайд 3) | Познавательные: работа с информацией Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание значимости отобранного материала |
5. Работа по учебнику — Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника. — Назовите произведения. | Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации |
6. Работа над стихотворением «Детство». — Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется. (- Это стихотворение о нем самом.) — Почему? (- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.) | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка знаний, контроль и оценка процессов результатов деятельности, работа с информацией. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
7. Словарная работа — Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли. — Какие непонятные слова вы встретили? Бор. (Слайд 4) — О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне. -Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. Палаты. — В каких случаях это слово употребляют в речи? — А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Слайд 5) «Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей». — Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал.) — Зал в царском дворце. — Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Личностные: перевод внешней речи на внутренний план. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
8. Физкультминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели — вновь за дело. | Регулятивные Личностные Здоровьесберегающие |
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина. — Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. (Слайд 6) На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. (Слайд 7) — Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.) (Слайд 8) (Слайд 9) — Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью. — От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.) — Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.) — А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! | Коммуникатив- ные: управление поведением; умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией |
6.Чтение стихотворения по частям. — В какое время дня бродил поэт по лесу? «И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам». — Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? «Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок – как шелк…» — Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? «Прильну к сосне корявой- И чувствую: мне только десять лет, А ствол- гигант, тяжелый, величавый». — Причитайте строки, в которых автор описывает кору? Кора груба, морщиниста, красна. Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. — Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким. — А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет. — А человек может столько прожить? — Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте. — Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? — Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте на него ответ. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Коммуникатив- ные: согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция |
7.Выразительное чтение стихотворения.- Прочитайте стихотворение выразительно. — Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой. | Коммуникатив- ные: управление своим поведением и умение выражать свои мысли Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Регулятивные: контроль и коррекция |
8.Чтение стихотворения «Полевые цветы». — А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».) — Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.) (Слайд 10) Чтение стихотворения учителем. | Познавательные: работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
9. Работа после чтения. — Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки — Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. Пышно цветут дорогие цветы, Нежны, сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из- за синих морей… — Что значит «их привезли из- за синих морей»? (Издалека.) — А как поэт показывает цветы полевые? — Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.) Благовонная – душистая, ароматная. — А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте. — Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? — А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы? ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».) | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
10. Рефлексия — О чем мы сегодня говорили на уроке? — В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина? (Слайд 11) (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет». — Какое стихотворение вам больше понравилось? — В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из стихотворения Бунина «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… — Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню. | Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Личностные: самооценка, самоанализ |
11. Информация о домашнем задании (Слайд 12. Домашнее задание) Спасибо, ребята, за работу на уроке 1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Слайд 1
Иван Алексеевич Бунин «Полевые цветы» Урок литературного чтения в 3 классе . Подготовила: у читель начальных классов МКОУ «Орловская СОШ» Н.А. СтредининаСлайд 2
Тема урока: «Выразительное чтение стихотворений» Цели: Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. Бунина; Учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; Развивать память, речь, мышление; Прививать любовь в поэзии.
Слайд 3
Визитка Иван Бунин родился 10 (22) октября 1870 года в старинной дворянской семье в Воронеже. До 11 лет воспитывался дома, в 1881 поступает в Елецкую уездную гимназию. В 1885 возвращается домой и продолжает образование под руководством старшего брата Юлия . Много занимался самообразованием. 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 — дебют в печати. Писатель, почетный академик Российской академии наук(1909). Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году .) Дата смерти: 8 ноября 1953 года. Место смерти: г.Париж.
Слайд 4
Стихотворение И. Бунина «Детство» Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет , Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжелый, величавый. Кора груба, морщиниста, красна. Н о так тепла, так солнцем вся прогрета ! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света.
Слайд 5
ВОПРОСЫ. 1.Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? 2.Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днем по «солнечным палатам»? 3. Приходилось ли вам бывать в бору летним солнечным днем? 4. Какие чувства испытывали вы? Поделитесь своими впечатлениями. 5. Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями? 6. Обсудите с другом. Были ли у каждого из вас такие моменты, память о которых, хотелось бы сохранить.
Слайд 6
Ребята, какие вы больше любите цветы и почему?
Слайд 7
Прочитайте название следующего стихотворения? Можно ли по названию стихотворения понять, какие цветы любит автор? Какие полевые и луговые цветы вы знаете?
Слайд 8
Колокольчик Звените колокольчики, звените. Вы музыкой своей плените всех. Дарите свежесть, красоту дарите, Пусть радует всех серебристый смех. Цветок души, заливистый и звонкий, Бывает белым, светло-голубым, И яро-синим, как глаза ребенка, И розовым, как нежный цвет зари. В моем саду он счастья добрый вестник, Он сказочный романтик для друзей. И сердце вторит его чистой песне, А жить с чудесным звоном веселей .
Слайд 9
Ромашка У. Яварская Я ромашку белую с желтой сердцевинкой Спрячу в книжку толстую — засушу в картинках. И за зимним чтением под уютным пледом Солнышко вдруг встречу я, и запахнет летом!
Слайд 10
одуванчик С неба солнышко пригрело — Птичка песенку запела. И расцвёл от песни той Одуванчик золотой. Огляделся, улыбнулся,- Хорошо-то как вокруг! И воскликнул: -Я проснулся! Здравствуй, солнце! Здравствуй, луг. И. Михайловна
Слайд 11
И. А. Бунин — «Полевые цветы» В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей; Их не пугают метели холодные, Бурные грозы и свежесть ночей… Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. Видят они не теплицы зеркальные, А небосклона простор голубой, Видят они не огни, а таинственный Вечных созвездий узор золотой. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они И говорят про давно позабытые Светлые дни.
Слайд 12
Работа после чтения? Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы? А как поэт показывает полевые цветы? Почему автора привлекают скромные полевые цветы?
Слайд 13
И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то , что хотел донести до нас автор?
Слайд 14
Подведение итогов урока. Что вы узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина? Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Конспект урока литературного чтения
3 класс УМКА «школа России»
И.А. Бунин «Детство»
Учитель начальных классов Грибова Н.Н.
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.
1. Организационный момент
— Звонок прозвенел, я рада вас снова видеть на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, повернитесь и поприветствуйте их. Замечательно, желаю вам успехов на уроке. Садимся.
2. Проверка домашнего задания
— Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)
— Давайте вспомним его, ответив на мои вопросы. Для этого вам нужно открыть учебник на с.173.
— Какое обещание дала Осень?
-Какое обещанье дала Зима?
-А что сказала Весна?
— А какое время года не давало обещанье? (Лето)
— А сейчас я хочу, чтобы вы выполнили задание в паре: решили кроссворд и составили слово из выделенных квадратиков.
— Какое слово у вас получилось? (Бунин)
— А как вы думаете, почему получилось именно Бунин? (Сегодня на уроке мы будем знакомиться с биографией и творчеством Бунина)
— Какую цель мы поставим перед собой? (узнать биографию Бунина и познакомиться с его творчеством)
— А какие задачи мы с вами поставим перед собой:
1. Познакомиться с биографией
2. Познакомиться с творчеством
3. Научиться выразительно читать стихотворение
3. Подготовка к восприятию нового материала
-Сегодня я хочу познакомить вас с книжной выставкой, посвященной творчеству Бунина. Обратите внимание на эти 4 книги- это сборники стихов разных авторов по временам года. Здесь вы можете найти стихи Ивана Бунина. А в этой книге только стихи Ивана Бунина о природе. И ещё одна книга Ивана Бунина — сборник рассказов «Тёмные аллеи» , с этими рассказами вы будете знакомиться в старшей школе. На перемене вы можете подойти и рассмотреть эти книги.
А сейчас я хочу познакомить вас с биографией Ивана Бунина.
4. Сведения об авторе
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот?
И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Родители: Отец Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Мать Людмила Александровна была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась воспитанием детей… В имении под Воронежем впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, лечебного воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из — за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище.
— Давайте с вами вспомним какие задачи мы с вами ставили перед собой в начале урока и подумай, что мы уже с вами выполнили.
5. Работа по учебнику
— Какое стихотворение мы будем с вами сегодня изучать, вы узнаете, открыв учебник на с.174
— Назовите произведения. (Детство)
6. Работа над стихотворением «Детство».
— Сейчас мы с вами прослушаем стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?
(- Это стихотворение о нем самом.)
— Почему?
(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)
7. Словарная работа
— Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно.
— Какие непонятные слова вы встретили?
Бор
— О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.
-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.
Палаты.
— В каких случаях это слово употребляют в речи?
— Так что же такое палаты?
(Большой и красивый зал.)
— Зал в царском дворце.
— Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. (солнечные палаты)
6.Чтение стихотворения по частям.
— В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам».
— Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
Песок – как шелк…»
— Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?
«Прильну к сосне корявой-
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол- гигант, тяжелый, величавый».
— Причитайте строки, в которых автор описывает кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
— Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.
— А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
— А человек может столько прожить?
— Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.
— Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
-Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой вначале урока: познакомиться с творчеством Бунина. Мы выполнили эту цель? (Да)
8. Физкультминутка
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поработали в группах. Каждая группа получит сейчас пазлы, из которых вы должны собрать картину. Какой лес изображён у 1 группы? (сосновый), а у второй? (тоже сосновый), а у третьей? (берёзовая роща).
-Как вы думаете, какая картина подходит к нашему стихотворению? (1 и 2, потому что на ней изображён бор –сосны.
-Все эти картины одного художника, может кто-то вспомнит какой художник любил изображать на своих картинах лес? С его картинам мы знакомились на уроках русского языка, когда писали сочинения по картине. (Иван Шишкин)
Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.
На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
— Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
— Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.
— От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
— Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?
(Их создает природа.)
— А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
10.Выразительное чтение стихотворения.—
— А какая цель у нас еще осталась? (научиться выразительно читать стихотворение) .Так давайте мы с вами выполнил эту цель и прочитаем выразительно это стихотворение.
— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.
— Скажите пожалуйста все ли задачи мы с вами выполнили (Да: мы познакомились с биографией и творчеством Бунина, научились читать выразительно его стихотворение).
11. Рефлексия
— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. — Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Бунина, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением И. Бунин, раскройте кулачки – почки. — Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность поэту- Ивану Бунину.
12. Домашнее задание:
Выразительно чтение стихотворения(с.174), а те кто захочет, могут выучить это стихотворение наизусть.
Иван Бунин — Wikipedia, la eniclopedia libre
Википедия todavía no tiene una página llamada «Иван Бунин».
Busca Iván bunin en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия) | |
Wikiquote (citas) | |
Wikisource (библиотека) | |
Wikinoticias (noticias) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (imágenes y multimedia) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Wikidata (дата) | |
Википедии (виды) |
- У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в добровольном обмене информацией.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Iván bunin» и текстовые сообщения из Википедии.
- Консультация по художественному оформлению «Иван Бунин».
- Bus of las páginas de Wikipedia que tienen включает «Iván bunin».
- Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- Ru Wikipedia únicamente pueden incirse текстовые сообщения и тексты, совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о том, что у кого нет никаких условий для кумплан-альгуна-де-эсас.
- Ten en cuenta también que:
- Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Esbozo» -.
- Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
Иван Бунин — Википедия, Вольна энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejdź do nawigacji Przejdź do Wyszukiwania W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:- utworzyć go ,
- zaproponować, żeby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Iwan bunin» в артикулах,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
- Commons Wikiźródła Wikisłownik Wikicytaty Wikibooks Викиновости
Они вышли после обеда, оставив горячие, яркие огни столовой, пошли по верхней палубе и остановились у перил. Она закрыла глаза, коснувшись щеки тыльной стороной ладони, и рассмеялась свободным восхитительным смехом — все было восхитительно в этой маленькой женщине.
Она сказала: «Кажется, я пьяна. , , Откуда ты вообще пришел? Три часа назад я даже не подозревала о твоем существовании. Я даже не знаю, где вы сели.В самару? Но это все то же самое. , , Моя голова кружится или мы куда-то поворачиваемся?
Впереди была чернота, и были огни. Из темноты мягкий и сильный ветер хлестал их лица, и огни отбегали куда-то в сторону. С волжским талантом пароход проследил широкую импульсивную дугу и помчался к небольшой посадке.
Лейтенант взял ее за руку и поднес к губам. Эта рука, маленькая и сильная, пахла загаром. Его сердце застыло, взволнованное и испуганное мыслью о том, что после целого месяца, проведенного на горячем песке под южным солнцем (она сказала ему, что ехала из Анапы), она, вероятно, была твердой и загорелой под этим легким хлопковым платьем.
Лейтенант пробормотал: «Давай выйдем. , «.
«Где?» удивилась она.
«На площадке».
«Зачем?»
Он ничего не сказал. Она снова коснулась своей горячей щеки тыльной стороной ладони.
«Безумие. , «.
«Давай сойдем», — глупо повторил он. «Я прошу тебя . , «.
«О, делай, что хочешь», — сказала она, отворачиваясь.
Корабль набрал слишком большую скорость, ударив по слабо освещенной площадке мягким стуком, и они чуть не упали друг на друга.Хвост веревки пролетел над их головами, их отнесли назад, и вода начала громко завариваться, грохочущий трап. , , Лейтенант прыгнул за свои вещи.
Через минуту они проходили мимо сонной кассы, появляясь в глубоком песке и тихо садясь в пыльную коляску. Они ехали в гору, с небольшим уклоном среди редких извилистых фонарных столбов, дорога была полна пыли, подъем — казалось бесконечным. Но здесь они были наверху, гремели вдоль тротуара, там была площадь, офисы, маяк, тепло и запах ночного курортного города., , Водитель остановился у освещенного вестибюля с крутой деревянной лестницей, круто поднимающейся за закрытыми дверями; древний небритый носильщик в платье и розовой рубашке с воротником неохотно брал свои вещи и шел впереди на своих изношенных ногах. Они вошли в большой, но ужасно душный гостиничный номер, тлеющий от дневного солнца, белые занавески на окнах и две неосвещенные свечи на туалетном столике. Они вошли, и как только швейцар закрыл за собой дверь, лейтенант так импульсивно прыгнул за ней, что они оба задохнулись от такого бредового поцелуя, что многие годы они помнили этот момент, и ни один из них не испытывал ничего подобного до конца их жизни.
В то солнечное утро в десять, жаркое и радостное с звонами церковных колоколов, звуками базара на площади возле отеля, запахами сена, угля и снова всего сложного и ароматного в русском курортном городе, она, эта маленькая безымянная женщина (она никогда не произносила свое имя, в шутку называя себя прекрасной незнакомкой) уехала. Они мало спали, но утром она вышла из-за ширмы у кровати, вымылась и оделась и через пять минут выглядела свежо, как семнадцатилетняя девочка.Была ли она смущена? Нет, вряд ли Она была все еще веселой, свободной и — уже уравновешенной.
«Нет, нет, дорогая», — сказала она в ответ на его просьбы продолжать кататься вместе. «Нет, ты должен остаться до следующего корабля. Если мы пойдем вместе, все будет разрушено. Я нахожу это очень неприятным. Клянусь, я совсем не то, что вы думаете обо мне. Я никогда не испытывал ничего, даже отдаленно подобного, и больше никогда не буду. Должно быть, я потерял сознание, попал под какое-то заклинание. , , Или, что еще лучше, у нас обоих был солнечный удар., «.
И лейтенант согласился с ней, довольно легко. Чувствуя себя по-прежнему легко и радостно, он отвел ее на лестничную площадку — успев к выходу парохода розового цвета — поцеловал ее на палубе перед всеми и едва успел запрыгнуть на уже отступающий трап. ,
И он вернулся в комнату, такой же легкий и беззаботный. И все же что-то изменилось. Без нее комната казалась совершенно другой; ничего такого, что было с ней в этом.Это было все еще полно ее — и пусто. Это было странно! Она все еще пахла ее прекрасной английской туалетной водой, ее наполовину пьяная чайная чашка все еще стояла на подносе, но ее уже не было. , , И сердце лейтенанта внезапно сжалось от такой нежности, что он бросился к дыму и несколько раз прошагал по комнате.
«Странное приключение!» сказал он вслух, смеясь и чувствуя его глаза хорошо со слезами. «Клянусь, я совсем не то, что вы думаете обо мне. , , И уже она уехала., «.
Складной экран был отодвинут в сторону, кровать все еще не заправлена. И он чувствовал, что теперь ему просто не хватило сил посмотреть на эту кровать. Он заблокировал его с помощью складного экрана, закрыл окна, чтобы заглушить шепот базара и визг колес, опустил вздымающиеся белые занавески и сел на диван. , , Да, вот и заканчивается это «путешествие» приключением. Она отплыла — в этот момент она далеко, сидя, вероятно, в салоне из белого стекла или на палубе, глядя на ту огромную реку, блестящую под солнцем, встречные плоты, желтые песчаные отмели, и воду и небо, светящиеся в расстояние, это все неизмеримые просторы Волги., , И до свидания теперь навсегда, на вечность. , , Потому что, где они могут встретиться снова? «Конечно, — подумал он, — я не могу просто появиться из ниоткуда в этом городе с ее мужем, ее трехлетней дочерью, всей ее семьей и всей ее обычной жизнью!» И этот город казался ему каким-то особенным, заколдованным городом, и мысль о том, что она продолжит свою одинокую жизнь там, часто вспоминая его, может быть, вспоминая их случайность. , , эта мимолетная встреча, и теперь он никогда ее больше не увидит, эта мысль ошеломила и поразила его.Нет, не может быть! Это было слишком странно, неестественно, невероятно! И он чувствовал такую боль и такое ощущение, как бесполезен остаток ее жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние.
«Что за черт!» он думал. Он снова начал ходить по комнате, стараясь не смотреть на кровать за ширмой. «Что это со мной? И что в ней такого особенного? А что на самом деле произошло? Это действительно какой-то солнечный удар! И самое главное, как я проведу целый день в этой дыре без нее?
Он все еще помнил ее всех, каждую крошечную черту, помнил запах ее загара и хлопкового платья, ее твердое тело, живой звук ее голоса, веселый и свободный., , Чувство только что испытанного удовольствия от всего ее женского обаяния было все еще замечательно живым внутри него, но теперь самым важным было действительно это второе совершенно новое чувство — это странное, непостижимое чувство, которого не было вообще, пока они были вместе, что он даже не мог себе представить вчера, когда начал все это, думая, что это просто какое-то глупое знакомство, а теперь он даже не мог рассказать ей об этом! «И самое главное, — подумал он, — я никогда не смогу сказать ей! И что я могу сделать? Как я могу пережить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этими неразрывными муками, в этом богом забытом городе, над той же самой светящейся Волгой, куда ее унес ее пароход розового цвета? »
Ему нужно было спасение, что-то, чем можно заняться, отвлечься, куда-нибудь пойти.Он решительно накинул фуражку, взял свою чванливую палку и быстро пошел, его шпоры звенели по пустому коридору и побежали по крутой лестнице в вестибюль. , , Но куда он мог пойти? Рядом с вестибюлем мирно курил сигарету молодой аккуратный мужчина в аккуратном длинном плаще. Лейтенант взглянул на него, чувствуя себя изумленным и изумленным: как он может так мирно сидеть за поводьями, курить и вообще свободно, небрежно и безразлично? «Я, наверное, единственный во всем этом городе, кто так ужасно несчастен», — подумал он, направляясь к базару.
Базар уже распадался. Он обнаружил, что идет по свежему навозу через повозки, тележки с огурцами, совершенно новые миски и горшки, крестьянки сидят на земле, крича друг на друга, зовут его, беру горшки в руки и стучат, краны их пальцы звенят внутри них, демонстрируя свою ценность, крестьяне оглушают его, кричат: «Сэр, эти огурцы первоклассные!» Все это было настолько глупо, абсурдно, что он убежал с базара.Он пошел в собор, где они пели, это было уже громко, весело и решительно, сознание долга выполнено. , , потом он долго шел, обошел очень жаркий заросший маленький сад на скале над бескрайней металлической рекой. , , Эполеты и пуговицы его туники были настолько горячими, что их было больно трогать. Внутренняя полоса его шляпы была пропитана потом, его лицо пылало. , , Он с удовольствием вернулся в отель и вошел в просторную пустую столовую на нижнем этаже, с тем же удовольствием снял свою тунику и сел за стол перед открытым окном, залил тепло, но, по крайней мере, там был ветерок, он заказал рыбный суп со льдом.Все было прекрасно, во всем этом было неизмеримое счастье, великая радость; даже в этой знойной жаре, во всех запахах базара, во всем этом незнакомом маленьком городке и даже в этом старом курортном отеле была эта радость, и вместе со всем этим его сердце разрывалось на куски. Он выпил несколько стаканов водки, гонялся за ней со слабосолеными солеными огурцами и укропом и чувствовал, что в один миг решит умереть завтра, если каким-то чудом сможет вернуть ее обратно, провести еще один день — потратить его именно на это., , так что он мог сказать ей, доказать ей как-то, убедить ее, как больно и буйно любит ее. , , Зачем это доказывать? Зачем убеждать? Он не знал почему, но для него это было важнее жизни.
«Мои нервы полностью расстреляны!» сказал он, наливая свой пятый стакан водки. Он отодвинул суп, попросил чашку черного кофе, начал курить и с тревогой размышлял: что он мог сделать в этот момент? Как он мог избежать этой внезапной, неожиданной любви? Но избежать этого — он чувствовал себя слишком остро — было невозможно.И вдруг он снова встал, взял свою шапку и свою чванливую палку, спросил дорогу к почтовому отделению и торопливо пошел туда, уже составив телеграмму: «Отныне, до самой смерти, моя жизнь твоя, она будет навсегда быть в твоей власти. Но дойдя до старого толстостенного здания, в котором находились почта и телеграф, он в ужасе остановился; он знал город, в котором она жила, знал, что у нее есть муж и трехлетняя дочь, но он не знал ни ее имени, ни фамилии! Вчера он спрашивал ее несколько раз за ужином и в отеле, и каждый раз, когда она смеялась и говорила:
«Зачем тебе знать мое имя, кто я?»
На углу, напротив почтового отделения, была витрина для фотостудии.Долгое время он смотрел на большой портрет какого-то солдата с толстыми эполетами, выпученными глазами, низким лбом, удивительно роскошными усами и очень широкой грудью, полностью покрытой украшениями. , , Каким странным и пугающим может казаться все обычное, когда сердце разбито — да, огорчено, он понял это сейчас — с этим ужасающим «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большой радостью! Он посмотрел на молодоженов; молодой человек в длинном сюртуке и белом галстуке с подстриженными волосами, стоя на месте, держа руку молодой женщины в свадебном покрывале, затем перевел взгляд на портрет какой-то симпатичной и живой молодой студентки в перекосе. шапка ., , Затем, мучительный от мучительной зависти ко всем этим неведомым ему, не страдающим людям, он начал с тревогой смотреть по улице.
«Куда пойти? Что делать?»
Улица была совершенно пустой. Дома были одинаковыми, белыми, двухэтажными купеческими домами с большими дворами — и казалось, что внутри них нет души; густая белая пыль покрывала тротуар, все это ослепляло его, все это было залито горячим, белым, пылающим и радостным, но здесь, вроде бессмысленного солнечного света.Дорога вздымалась вдаль, извивалась и врезалась в безоблачный мерцающий сероватый горизонт. Во всем этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь. , , Анапа. Это было особенно невыносимо. И лейтенант пошел назад, опустив голову, прищурившись от света и сосредоточившись на ногах, шатаясь, спотыкаясь, шпора ловила шпору.
Он вернулся в гостиничный номер, настолько разбитый от истощения, что казалось, что он долго шел где-то в Туркестане или в Сахаре.Собрав последние силы, он вошел в свою большую пустую комнату. Комната уже была убрана, лишена последних ее следов (За исключением одинокой заколки, которую она оставила лежать на тумбочке!) Он снял тунику и посмотрел на себя в зеркало; его лицо — обычное офицерское лицо, серое от загара, белесые, обесцвеченные солнцем усы и голубоватая белизна его глаз, которые казались даже белее от его загара, — теперь имело лихорадочное, ненормальное выражение лица, и в нем было что-то молодое и глубокое тоска по поводу его тонкой белой рубашки с высоким накрахмаленным воротником.Он лег на кровать, прислонившись пыльными ботинками к подножке. Окна были открыты, занавески сплелись, и легкий ветерок время от времени надувал их, размахивая теплом тлеющих жестяных крыш и всего этого светоносного, а теперь и безмолвного и совершенно безлюдного волжского мира. Он лежал там, положив голову на руки, зацикливаясь на месте перед собой. Затем он сжал зубы, чувствуя, как слезы катятся по его закрытым векам по щекам, и, наконец, уснул.Когда он снова открыл глаза, вечернее солнце уже пожелтело и покраснело. Ветер успокоился, в комнате было душно и сухо, как в духовке. , , И вчера, и весь этот день казались такими, как десять лет назад.
Он не спешил вставать, не спешил умыться, открыл шторы, позвал, попросил самовар и счет и долго пил чай с лимоном. Затем он заказал такси, чтобы кто-то мог выполнить его вещи, и дал носильщику целых пять рублей, когда он сел на коляску, сидя на обесцвеченных оранжевых сиденьях.
«Сэр, похоже, именно я привел вас прошлой ночью!» — весело сказал таксист, взяв поводья.
После того, как они спустились на посадку, над Волгой уже падала голубая летняя ночь, множество разноцветных огней усеяло реку, а белые свисали на мачтах приближающегося парохода.
«Вы попали сюда вовремя!» таксист сказал с интригой.
Лейтенант дал ему и пять рублей, взял билет и вышел на площадку., , Как и вчера, на рампе раздался мягкий стук и легкое головокружение от нестабильности под ногами, затем летящий хвост, грохот воды, заваривающейся и струящейся впереди, под колесами слегка отступающего парохода. , , А толпа на пароходе, которая уже зажглась и доносила запахи кулинарии, заставляла все казаться удивительно доброжелательным и приятным.
Через минуту они мчались вверх по течению к тому же месту, где ее увезли только этим утром.
Темные летние сумерки затухали далеко впереди, отражаясь в реке мрачно, сонно и во множестве цветов, река все еще несколько светилась рябью, дрожа на расстоянии под ней, под этим закатом, и огни плавали и плавали назад, рассеянный в окружающей темноте.
Лейтенант сидел на палубе под тентом, чувствуя, что ему десять лет.
Переведено в октябре 2010 года с оригинала, как оно выглядит в году.А. Бунин: Собрание сочинений в девяти томах (Издательство Художественная литература) , 1966.
, «» «»:
|
|