Экология в школе предмет: Экологию предложили вернуть в школьную программу
Экологию предложили вернуть в школьную программу
Глава комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина предложила ввести в школьную программу обязательную дисциплину «Экология». Ранее с такой инициативой неоднократно выступали и другие эксперты. Каковы шансы, что в этот раз экология все же появится в школьной программе, разбирался сайт «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
Минпросвещения России рекомендовало школам начать 2020 учебный год с «Экологического классного часа». По мнению сотрудников министерства, после первого локдауна и длительной изоляции проблемы окружающей среды вышли на первое место для людей во всех странах.
С этой осени в России вновь заговорили о возвращении экологического образования – причем не только в школы, но и детские сады, а также средние учебные заведения и вузы.
«Очень важно выстраивать систему непрерывного экологического образования на всех уровнях – дошкольном, школьном, среднем профессиональном, высшем и дополнительном педагогическом.
Ранее о возможности появления отдельного федерального проекта по экологическому просвещению в рамках нацпроекта «Экология» заявил и глава Минприроды России Александр Козлов.
На пленарной сессии международного форума «Дней Арктики и Антарктики в Москве» министр отметил, что экологическое воспитание и просвещение в России незаслуженно забыты.
«Воспитывать бережное отношение к природе и иную культуру потребления необходимо с детства. Есть предел у людей, которые после этого возраста уже не меняются. Экологическое просвещение должно выйти из простых разговоров и уровня факультатива – в государственную плоскость», – отметил министр.
Попытки вернуть экологию в российское образование в последние годы предпринимались неоднократно. Но после поправок в Конституцию, принятых этим летом, эти шансы значительно выросли, считает председатель «Российского экологического общества» Рашид Исмаилов.
«После внесения поправок в Конституцию, норма, касающаяся экологического просвещения и экологического образования, у нас теперь заложена в основном законе страны, – отметил Рашид Исмаилов в интервью сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ». – Это говорит о том, что внимание к этой теме поднято на самый высокий уровень».
Новое-старое «Природоведение»
До 90-х годов экология в школьной программе присутствовала частично в курсах биологии, краеведения или географии. Экологическим проблемам были отведены одна-две главы в учебниках.
С 1993 года во множестве школ страны началось преподавание экологии как самостоятельного предмета. Но уже в 1997 году предмет «Экология» был переведен из федерального (базисного) компонента учебного плана в региональный в связи с сокращением на 15-20% учебной нагрузки школьников. «Экологию» рекомендовали вводить только в 10-11 классах и только факультативно.
Именно с тех пор предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Для экологизации школьных базовых учебных предметов были изданы дополнения («Химия и экология», «Курс химии для гуманитарных классов», «Природа и литература» и др.).
Основы экологии рассматривались в рамках курса «Природоведение» для младших классов. Однако и этот предмет исчез из школьной программы, став частью «Окружающего мира». Возвращение «Природоведения» в школы остается предметом дискуссии специалистов в последние годы. В 2017 году Минприроды России обратилось в министерство образования и науки с предложением вновь сделать «Природоведение» обязательным предметом.
Введение дисциплины «Экология» в школьную программу устранит глобальную ошибку, которую допустило постсоветское образование, считает первый зампредседателя центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.
«Под влиянием западной модели образования в 90-е годы был сделан уклон в сторону естественных наук: физики, химии и так далее. И почему-то было решено, что они могут заменить экологическую мировозренческую историю. Только коллеги, которые тащили эти стандарты с Запада, забыли, что там существует огромная система вне образования, которая компенсировала контакт с природой, в результате чего дети понимали, как устроен мир, как выглядят животные и так далее», – отметил Элмурод Расулмухамедов в интервью сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ».
В отличие от западных школьников у российских учащихся из 90-х не было возможности ездить, например, в заповедники и нацпарки. Вместе с «Природоведением» из школы ушли гербарии, зеленые уголки и походы – все то, что связывало детей с природой.
В результате за последние 30 лет в стране выросло целое поколение людей, не только утративших связь с природой, но и мировоззрение, считает эксперт.
«Дети, которые выросли после 90-х, сегодня стали не очень правильными менеджерами, и в результате мы получаем такое достаточно нигилистическое отношение к природе среди наших управленцев, – отметил Элмурод Расулмухамедов. – К чему это привело, мы видим каждый день. Это экологическая катастрофа. И теперь нам, конечно, необходимо все это исправлять».
Новый курс школьной экологии вполне мог бы взять за основу советскую модель системного экологического образования – с ее теплицами, сбором макулатуры и другими практическими навыками, уверен эксперт.
Экология как мировоззрение
Чтобы вернуть экологию в школы, мало найти для нее «окно» в расписании. Главный вопрос, на который предстоит ответить: в каком виде экология должна присутствовать в школе?
Экспертное сообщество сформулировало два подхода: первый предполагает выделить экологию в отдельный предмет, второй – провести экологическое образование через весь образовательный процесс.
Сегодня в России не хватает и специальных учебников по экологии, а также преподавателей-экологов, отмечают в самой преподавательской среде.
«Раньше в школах экология, как правило, преподавалась в рамках биологии, поэтому ее и вели учителя биологии. В прежней системе образования это было логично и уместно. Потому что сама экология рассматривалась как система взаимодействия живых организмов, – рассказала сайту «Экология России» – нацпроектэкология РФ» преподаватель экологии колледжа приборостроения и информационных технологий РТУ МИРЭА Ольга Служевенкова. – Но если мы говорим об экологии как о мировоззрении, то здесь, конечно, должна быть более серьезная подготовка преподавателей. И, наверное, имеет смысл готовить таких специалистов отдельно».
Новые федеральные государственные образовательные стандарты для школ сейчас как раз прорабатывают в Минпросвещения. Одна из задач – ввести в них требования к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды, рассказала в Совете Федерации заместитель директора Департамента стратегии, программной и проектной деятельности министерства Юлия Гаврилова.
«Они должны претерпеть изменения с тем, чтобы в них были включены дополнительные требования к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. В связи с этим сейчас в рамках национального проекта «Образование», федерального проекта «Современная школа» осуществляется доработка ФГОС по всем уровням общего образования с тем, чтобы эти требования были учтены. Введение ФГОС планируется начинать с 2021 года», – сказала Гаврилова.
Однако, по мнению экспертов, для разработки комплексной программы по возвращению экологии в школы может потребоваться не один год, а 3-5 лет. И, скорее всего, эта инициатива будет реализована ближе к 2024 году, сроку реализации национального проекта «Образование».
Идеи для экологического урока
Пока система экологического образования в России только формируется, дело в свои руки берут инициативные учителя, которые передают знания и навыки своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках.
Так, в 2014 году Движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников. Сегодня на портале «Экокласс» уже более 30 экологических занятий. Ресурс предназначен не только для школьников, но и для учителей, которые могут совершенно бесплатно брать готовые сценарии интерактивных уроков. По данным ЭКА, этой возможностью уже воспользовались более 59 тысяч учителей, которые провели экоуроки для более 2 млн школьников.
Не остались в стороне и Greenpeace России. В пакет методических материалов для педагогов входят сценарии занятий, мультфильмы, подвижные, настольные и ролевые игры, а также памятки, плакаты и раскраски.
Экопросвещением школьников занимаются и в Российском географическом обществе (РГО). Волонтеры молодежного движения проводят уроки в школах и выездные мероприятия в разных регионах.
А Эколого-просветительский центр «Заповедники» в 2017 году запустил проект «Всероссийский заповедный урок», который реализуется при поддержке Минобрнауки и Минприроды России. Уроки включают методические материалы, игры, творческие задания для проведения занятий о природном и культурном наследии заповедных территорий России.
Интересный опыт в вопросе экологического образования можно подчерпнуть и за рубежом. Так, в Швеции школьники еженедельно посещают уроки по сортировке бытового мусора. В Японии во многих городских школах вместе с детьми создают биотопы, где ученики могут исследовать природу и проводить эксперименты. В Бельгии экологические исследования входят в обязательную программу развития детей в детских садах. А во Франции экологическое образование обязательно: к 16 годам каждый школьник должен иметь фундаментальные знания об экологии и охране окружающей среды.
Как преподается экология в школах России и почему важно поддерживать экопросветительские проекты
Экологическую осознанность эффективнее всего воспитывать с детства – именно в это время человек учится тому, как необходимо грамотно взаимодействовать с окружающей средой. Системное представление об экологии может дать обучение в рамках школьной программы. Как в России обстоит дело с экологическим просвещением школьников, какую программу можно предложить детям и как на этот процесс может повлиять новый закон о просветительской деятельности, разбираемся в данной статье.Необходимо ли обучать экологии в школе? Как регулируется экологическое образование для школьников? Школьники должны получать экологические знания в процессе обучения. В доказательство можно привести законы и образовательные стандарты – на их основе и формируется программа образования. Так, в №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – главном законе страны, который определяет основы политики в области охраны окружающей среды, указывается, что экологическое просвещение необходимо для воспитания бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов. В ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартах) есть Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для начальной и средней школы. В соответствии с ней в школе должны дать представление об основах экологической культуры и научить бережно относиться к природе.
Как внедряют экологию в школьное образование?
Экологическое мышление относится к метапредметным навыкам и требует обширного понимания устройства мира и происходящих в нем процессов. Однако, чтобы сформировать у детей системное представление, экология должна преподаваться единым курсом. В большинстве же российских школ экологические знания сегодня включаются в другие предметы, такие как «Окружающая среда», «Биология», «Обществознание», «Химия» и «География». Экология как отдельный предмет не относится к обязательным – в некоторых школах она дается на выбор в 10-11-х классах. Пример программы по курсу «Экология» можно посмотреть на сайте Российской электронной школы – в рамках него школьники узнают, например, об основах фундаментальной экологии и факторах устойчивого развития. Мотивировать школьников на самостоятельное изучение экологии помогает Всероссийская олимпиада школьников по экологии. На ней ученики 9-11-х классов решают не только теоретические задания, но и готовят экологические проекты. Победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии дает право на поступление вне конкурса на естественно-научные направления в лучших российских вузах. Большую роль в формировании экологической культуры отводят внеклассной деятельности: дискуссиям и тематическим кружкам, а также экологическим мероприятиям и экскурсиям в природные места. Свой вклад вносят и «зеленые» проекты. Они не только помогают снизить экологический след школы, но и обучают детей ответственному поведению. Так, когда дети собирают крышечки в отдельный контейнер в классе или участвуют в акциях по сбору макулатуры, они могут начать сортировать отходы и дома, при этом подключая к процессу членов своей семьи. С практическим опытом подобных проектов в российских школах можно ознакомиться в методическом пособии проекта Экокласс.рф «Как сделать школу «зеленой».
Какой вклад вносят экопросветители?
Предметы из основной школьной программы преподаются в рамках официальной образовательной деятельности. На нее необходимо получать государственную лицензию – предметом проверки становится широкий перечень вопросов: от содержания образовательных программ до квалификации педагогов. Пока экология не вошла в перечень обязательных предметов, проводниками экологических знаний становятся некоммерческие организации. Они ведут просветительские проекты и предоставляют готовые актуальные материалы, которые учителя могут использовать на дополнительных занятиях или во время проведения внеурочных дискуссий. Одним из самых масштабных таких проектов является «Экокласс», где учитель может выбрать один из сорока интерактивных экологических уроков и провести его у себя в классе. Школьники также получают доступ к онлайн-урокам с видеоматериалами и интерактивными состязаниями, которые они могут пройти самостоятельно и по итогу получить памятный сертификат. Greenpeace также предоставляет материалы специально для работы со школьниками. Уроки разработаны в основном для школьников 5-8-х классов и с помощью игр и квизов знакомят учеников с темами углеродного следа, транспортного загрязнения воздуха и противопожарной безопасности. Экологический центр «Заповедники» ведет проект Всероссийского заповедного урока. На сайте можно найти планы занятий по заповедной природе России и ее отдельным обитателям: например, сайгаке и переднеазиатском леопарде. Методические разработки для учителей собирает и Центр экономии ресурсов. На сайте проекта можно найти как планы по реализации проектных работ по теме сохранения окружающей среды и листовки по экологии, которые можно повесить в классе, так и экспертные материалы для учителей по разным темам для проведения экоуроков.
Как на экопросветительские проекты может повлиять закон о просветительской деятельности?
16 марта 2021 года в третьем окончательном чтении были приняты поправки в закон «Об образовании». В пояснительной записке к закону отмечается, что его главная цель – противодействие иностранному вмешательству в образовательный процесс, а также разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной розни в процессе просветительской деятельности. Вводится понятие «просветительской деятельности» – в соответствии с законом – это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Так как закон направлен в первую очередь на защиту школьников и студентов от антироссийской пропаганды, то материалам, направленным на эту аудиторию, будет уделяться особо пристальное внимание. Закон вступит в силу 1 июня 2021 года, но формы и условия проведения просветительской деятельности пока не установлены. Под нее может попасть широкий круг образовательных инициативных проектов: лекций, курсов, образовательных YouTube-каналов. Пока процедура не утверждена, трудно сказать, насколько новый закон усложнит проведение просветительской деятельности и какие санкции будут применять к несогласованным образовательным мероприятиям. Сейчас большинство экоуроков – инициативы некоммерческих организаций, а предложения систематизировать программы, направленные на формирование экологической культуры, и выделить их в отдельный предмет «Экология» пока не получили официального одобрения. Поэтому закон о просветительской деятельности может осложнить ведение экоуроков в школах. Между тем важно поддерживать такие проекты и содействовать им, а не создавать дополнительные бюрократические сложности. Ведь именно экологическое просвещение помогает формировать новую модель ответственного отношения к потреблению и окружающей среде у молодых поколений – это вносит неоценимый вклад в «зеленое» будущее планеты.
Подготовила Елизавета Таирова в рамках проекта Экокласс.рф
Экологическая школа
Свиток
В Школе экологии мы изучаем взаимоотношения всех живых организмов друг с другом и с нашей общей средой.
Мы изучаем способы, с помощью которых мы, люди, можем создавать сообщества, поддерживающие те самые экосистемы, которые, в свою очередь, поддерживают нас.Мы подходим к науке об экологии через широко раскрытые глаза, практическое исследование экосистем за пределами нашей двери, делая уроки природы запоминающимися с помощью игр, юмора и игр, и применимых к реальным моделям устойчивого земледелия и жизни.
Подробнее о нас
Что происходит в Экологической школе?
Экологическая школа в Сако, штат Мэн, объявляет о новом крупном партнерстве, призванном привлечь сотни семей и школ Коннектикута
Новый стипендиальный фонд будет поддерживать до 500 студентов из Коннектикута к 2023 году для посещения школьных и семейных ночных программ в Школе экологии в штате Мэн.
Премия ANCA Nature Center за лидерство 2021 г.
Ассоциация администраторов природных центров (ANCA) рада объявить Дрю Дамша лауреатом Премии ANCA за лидерство в природных центрах 2021 года.
L.L.Bean объявляет о новых благотворительных партнерах и проектах, ориентированных на программы местного сообщества и открытый доступ для всех
L.L.Bean объявляет о новых благотворительных партнерах и проектах, ориентированных на программы местного сообщества и доступ на улицу для всех.
Как онлайн-смены расширили возможности обучения на свежем воздухе
Новое экологическое онлайн-программирование направлено на то, чтобы лучше связать учащихся и учителей с природой — как раз тогда, когда это больше всего нужно всем.
В нетронутой сельской местности на реке Сако в южном штате Мэн инновационный кампус River Bend Farm Экологической школы живет и дышит устойчивым будущим уже сейчас.
Учить больше
Поддержите Экологическую школу100 % вашего пожертвования поддерживает наше стремление дать людям возможность стать заботливыми хранителями окружающей среды, устанавливая связи с природой и друг с другом.
Способы дать
Пожертвовать сейчас
Возможности трудоустройства — Экологическая школа
преподавателей-экологов
Экологическая школа ищет 10–12 преподавателей-экологов, которые будут способствовать реализации наших образовательных программ для учащихся всех возрастов. Педагоги будут работать с нашими школьными программами весной и осенью, а также с различными молодежными и взрослыми программами в течение летнего сезона. Педагоги будут вовлекать участников посредством смеха и рассказывания историй с использованием костюмов, пародий и песен и получат широкий спектр педагогического опыта (с акцентом на 5-8 классы). Мы ищем преподавателей, которые присоединятся к нашей команде со 2 марта 2023 года. Нажмите здесь, чтобы просмотреть полное описание вакансии.
Готовы подать заявку? Нажмите здесь для подачи заявки.
координатор по коммуникациям
Школа экологии ищет координатора по коммуникациям для поддержки групп развития и обучения в достижении стратегических целей обоих департаментов. Эта должность хорошо подходит для человека, имеющего опыт некоммерческой коммуникации и образовательной некоммерческой работы. Координатор по коммуникациям будет работать в тесном контакте с директором по продвижению и общественному партнерству, менеджером по связям с общественностью, президентом/главным исполнительным директором и координировать свои действия в группе продвижения. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с полным описанием вакансии и тем, как подать заявку.
Заявки на эту вакансию принимаются. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.
Повар
Заявки на вакансию повара принимаются. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.
Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы — это кухня с нуля, которая использует свежие продукты с собственной фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Должность повара будет работать с и под руководством операционного менеджера / шеф-повара. Повара возглавят команду по приготовлению полезных и привлекательных блюд в семейном стиле или в формате «шведский стол» с нуля, применяя надлежащие методы обеспечения безопасности пищевых продуктов при обращении, организации, хранении и обслуживании расходных материалов, а также общую чистоту на кухне и в столовой на срок от 10 до 150 человек. люди.
Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включая 3 ссылки на работу, по адресу: DonnaLee Sherburne, бизнес-менеджер, [email protected].
Должность повара Описание
Помощник по кухне
Принимаются заявки на вакансию помощника по кухне. Заявки будут приниматься на постоянной основе.
Школа экологии ищет нескольких человек в нашу кулинарную команду. Мы — кухня с нуля, которая использует наши собственные свежие продукты с фермы и местные продукты, когда они доступны и когда позволяет бюджет. Успешный кандидат — это тот, кто готов вкладывать свое время и энергию в то, чтобы сделать наше сообщество, питание и кулинарный опыт наших посещающих школ и участников лучшими, какими они могут быть. Позиция помощника по кухне — отличная позиция для людей с опытом или без опыта приготовления пищи для больших групп в сфере общественного питания или учреждениях.
Чтобы подать заявку, пожалуйста, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, которое включает 3 ссылки на работу ДоннаЛи Шерберн, бизнес-менеджера, по адресу: DonnaLee@TheEcologySchool. org
Помощник по кухне Описание должности В настоящее время принимаются должности по охране и обслуживанию помещений. Заявки принимаются до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.
Школа экологии ищет нескольких человек в команду по уборке и обслуживанию. Наш участок, River Bend Farm, представляет собой участок площадью 105 акров с несколькими зданиями. Недавно построенное общежитие на 144 места и столовая на 200 человек расположены над рекой Сако с множеством акров полей, лесов и садов. Являясь членом команды по уборке и техническому обслуживанию, эта должность подчиняется операционному менеджеру Ричу О’Брайену.
Чтобы подать заявку, отправьте сопроводительное письмо и актуальное резюме, включающее 3 ссылки на работу, на имя ДоннаЛи Шерберн, бизнес-менеджера, по адресу: [email protected]
Должность по охране и техническому обслуживанию объектов
Наши выпускники-педагоги — это сообщество, связанное по общему опыту преподавания в Экологической школе. Эта группа, более известная как FOAM (Фантастический Орден выпускников-мастеров), состоит из более чем 360 человек со всего мира, чтобы провести семестр (или два, или три, или четыре…), принося энергию, веселье и смех не только участников нашей программы, но и друг другу. С 1999, страстные любители природы, защитники окружающей среды и искатели практического образования из самых разных слоев общества приезжают в Мэн, находя радость, позволяющую другим устанавливать связи с природой и создавать опыт, не похожий ни на один другой в Экологической школе.
Экологическая школа очень гордится своим преподавательским составом и глубоко благодарна за время, энергию, энтузиазм и сердце, которые они вкладывают в Экологическую школу. Сеть FOAM была создана, чтобы помочь преподавателям после окончания Экологической школы, а также создать простой способ для выпускников педагогов оставаться на связи. FOAM — это активное сообщество бывших и нынешних преподавателей и сотрудников, которые делятся идеями по учебным программам, работой, дружбой и даже браками и детьми! Школа экологии проводит когда-то ранний саммит FOAM, на который участников FOAM приглашают обратно в кампус, чтобы воссоединиться, пообщаться с другими участниками FOAM и профессионально развиваться.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше о нашей сети FOAM.
Экология повсюду: Эпизод 8, Скотт Курсель (Alchemy Gardens)
В 8-й серии Скотт Курсель рассказывает о своем пути от преподавателя-эколога до фермера. Как человек, ответственный за организацию агроэкологического земледелия на ферме Ривер-Бенд, Скотт начинает превращать сенокосы в питательные земли для выращивания.
Экология повсюду: Эпизод 7, Кайл Брукс (Национальный лес Уэйна)
В эпизоде 6 мы беседуем с Кайлом Бруксом, специалистом по связям с общественностью национального леса Уэйн, одной из крупнейших природных территорий Огайо.
Экология повсюду: Эпизод 6, Джоэл Алекс (Солодовня Blue Ox)
В эпизоде 6 мы беседуем с Джоэлом Алексом (осень 2008 и 2009 гг.), владельцем солодовни Blue Ox, о его пути от педагога-эколога до предпринимателя в пищевой промышленности.
Экология повсюду: Эпизод 5, Стив Сигнелл (Frontier Spatial)
В эпизоде 5 мы разговариваем со Стивом Сигнеллом, соучредителем Школы экологии и нынешним специалистом по ГИС в Frontier Spatial.
Экология повсюду: Эпизод 4, Кайл Кинг (Зеленая школа/Биоавтобус)
В эпизоде 4 мы разговариваем с Кайлом Кингом, директором средней школы Green School и основателем Bio Bus на Бали, Индонезия.
Экология повсюду: Эпизод 3, Энди Бишелья (Кухня в кампусе)
В Эпизоде 3 мы беседуем с Энди Бишелья (преподаватель по экологии, весна/осень 2010 г.), координатором Campus Kitchen в Университете Джорджии.
Экология повсюду: Эпизод 2, Габби Куинан (Альянс рек Массачусетса)
В эпизоде 2 мы разговариваем с Габби Куинэн, директором по политике Massachusetts River Alliance.
Экология повсюду: Эпизод 1, Джон Ибсен (Quercus Woodworking)
В Эпизоде 1 Джон Ибсен (также известный как Джоно) рассказывает, как его опыт обучения продовольственным системам привел его к карьере в деревообработке, и как в его работах появляются экологические нарративы.
FOAMer и житель Вирджинии идут в школу: Экологическая школа нанимает нового помощника по программе и специалиста по развитию
В конце лета Экологическая школа приветствовала Мэллори Дурки в качестве нашего нового помощника по программе и Лукаса Шраге в качестве нашего нового помощника по развитию.