cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Духовная жизнь в ссср в 1940 1960 е гг: Trojden | Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.: Загладин Н. В.

Содержание

Trojden | Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.: Загладин Н. В.

Почему КПСС и Советское государство уделяли большое внимание контролю за духовной жизнью общества? Каким образом он осуществлялся?

На протяжении двух послевоенных десятилетий в духовной жизни советского общества произошли глубокие изменения. Эпоха жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности конца 1940-х — начала 1950-х гг. сменилась «оттепелью» — границы дозволенного значительно раздвинулись, в стране активизировался процесс формирования духовной оппозиции правящей партийной верхушке.

Одной из характерных черт эпохи стало сосуществование двух пластов культуры — официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры.

1. Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Патриотический подъём военных лет способствовал формированию в обществе настроений ожидания перемен. Атмосфера послевоенной эпохи, казалось, должна была соответствовать величию духа народа-победителя.

Этого не случилось. Мобилизация сил на восстановление разрушенной экономики происходила в условиях ужесточения партийного контроля над сферой культуры. Кампания велась под руководством А.А. Жданова, возглавившего идеологическую работу партии.

В 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», направленное против инакомыслия в среде творческой интеллигенции.

Последовала партийная критика репертуара ряда драматических театров. Некоторых режиссёров обвинили в национализме или искажённом отражении советской действительности, критиковали сатирический журнал «Крокодил». В печати и на организованных партией собраниях трудовых коллективов осуждалось творчество А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, композитора Д.Д. Шостаковича, кинорежиссёров С.М. Эйзенштейна, С.А. Герасимова и др. Их произведения оказались закрыты для широкой публики.

Отношение властей было одобрительным к тем писателям, в произведениях которых воссоздавались яркие страницы истории, связанные с подвигом народа в годы Великой Отечественной и Гражданской войн, трудовыми свершениями в годы первых пятилеток.

Большой популярностью пользовались произведения М.А. Шолохова, М.М. Пришвина, Э.Г. Казакевича, К.А. Федина, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и др.

Борьба с «чуждыми» идейными влияниями распространилась и на сферу науки. И.В. Сталин лично вмешивался в дискуссии учёных по вопросам языкознания, экономики. На собраниях научных коллективов шли «проработки» учёных, обвинённых в ошибках при освещении тех или иных периодов отечественной и зарубежной истории, в низкопоклонстве перед Западом. Пострадали многие направления естественно-научных исследований. Реакционными и ложными провозглашались генетика и кибернетика. Решением сверху исследования в этих областях науки оказались свёрнуты, а проводившие их коллективы разогнаны. Основатель генетики, учёный с мировым именем Н.И. Вавилов погиб в лагерях. На ведущие роли в науке выдвигались усвоившие азы марксизма-ленинизма авантюристы, умевшие лишь «разоблачать» своих конкурентов.

Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских учёных, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет — носителей ядерного оружия.

В 1949 г. СССР стал обладателем ядерного оружия. У истоков этого важнейшего достижения стоял крупнейший советский учёный — академик КВ. Курчатов. В 1953 г. сотрудники возглавлявшегося им Института атомной энергии, опередив США, создали водородную бомбу. Она была намного более разрушительной, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

Стремление увековечить победу в Великой Отечественной войне воплотилось в монументальной скульптуре.

Большую известность приобрёл памятник воину-освободителю работы скульптора Е.В. Вучетича, установленный в Берлине.

В Москве было воздвигнуто семь монументальных высотных зданий. В их числе — МГУ на Воробьёвых горах и здание МИДа на Смоленской площади, значительно изменившие облик города.

Первая советская атомная бомба

Был приостановлен процесс сноса и закрытия церквей. С учётом того влияния, которое Русская Православная Церковь имела на большую часть населения в годы Великой Отечественной войны, отношение властей к ней стало менее жёстким. В 1948 г. было торжественно отмечено 500-летие её независимости от византийского патриархата.

2. Духовная жизнь в период «оттепели». Период борьбы за власть между преемниками И.В. Сталина, начинающиеся с разоблачения культа личности, первые реабилитации, затронувшие тех деятелей искусства и науки, которые стали жертвами репрессий, вызвали бурный отклик у творческой интеллигенции. В 1954 г. была опубликована повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель». Её название стало символом наступившей эпохи. В 1955 г. начал выходить журнал «Иностранная литература», открывавший советским людям реальности жизни в других странах.

С разоблачением преступлений сталинизма в отечественной литературе появились произведения, авторы которых писали о закрытых до сих пор для общества проблемах. С одобрения Н.С. Хрущёва публиковали работы, связанные с трагедией людей, ставших жертвами сталинских репрессий. Так, А.И. Солженицыну, бывшему офицеру Красной армии, прошедшему лагеря, удалось опубликовать повесть «Один день Ивана Денисовича», которая произвела сильное впечатление на советское общество.

Огромную роль в осмыслении пройденного страной пути, трагедии сталинизма сыграл журнал «Новый мир» в годы, когда его главным редактором был А.Т. Твардовский. На его страницах печатались произведения, принёсшие всенародную известность Ф.А. Абрамову, Ч.Т. Айтматову, В.И. Белову, В.В. Быкову, С.П. Залыгину, Ф.А. Искандеру, В.М. Шукшину и другим замечательным советским писателям.

Многие ранее принятые запреты на издание художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, на исполнение музыкальных произведений были отменены. Общественности открылся доступ к творениям выдающихся композиторов —Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева и др. В печати стали появляться стихи АЛ. Ахматовой, С.А. Есенина и М.И. Цветаевой.

Обложка повести И. Эренбурга «Оттепель»

В 1956 г. в Москве открылся театр «Современник» под руководством актёра и режиссёра О.Н. Ефремова. Репертуар театра составляли пьесы, в которых ставились актуальные проблемы тех лет. Спектакли отличались демократизмом и высоким нравственным пафосом.

В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые в страну, закрытую для свободного въезда и выезда граждан, приехали тысячи молодых посланцев разных стран. В том же году в Москве открылась персональная выставка работ испанского художника П. Пикассо.

3. Отступление от «оттепели». Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С. Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны. В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывался в установленные рамки, подвергались осуждению. Писателей и поэтов ЕЛ. Евтушенко, В.П. Некрасова, К.Г. Паустовского и др. постоянно распекали в печати за идеологическую невыдержанность их творчества.

Широкий резонанс приобрело «дело» Б.Л. Пастернака. Творчество этого писателя было отмечено в 1958 г. Нобелевской премией. Между тем роман «Доктор Живаго», в котором Пастернак раскрыл отношение русской интеллигенции к революции, Гражданской войне и реалиям советского общества, жёстко критиковался властями. В СССР «Доктор Живаго» распространялся в машинописных копиях и был опубликован лишь в 1989 г.

Возобновились гонения на Православную Церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С. Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. С 1959 по 1964 г. было закрыто большинство монастырей, из 8 духовных семинарий — 5. Тех граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или исключить из учебных заведений.

Перед творческой интеллигенцией, особенно после принятия XXII съездом партии (1961) новой Программы КПСС, власти выдвигали задачу воспитания «нового человека». Определённую поддержку в этой связи получил относительно новый для советского общества жанр научной фантастики. Миллионы людей зачитывались такими произведениями, как «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» И. А. Ефремова и «Внуки Марса» А.П. Казанцева.

Резкое неприятие руководителей КПСС вызвали молодые художники с их поиском иных путей восприятия мира, новых форм его выражения, их отходом от рамок официального искусства и метода социалистического реализма. Художники О.Я. Рабин, Д.М. Краснопевцев, В.Н. Немухин, А.Т. Зверев, Э.М. Белютин и др. обращались к методам абстрактного искусства, искали пути проявления собственной творческой индивидуальности.

Посещение партийными руководителями юбилейной выставки Московского отделения Союза художников (декабрь 1962 г.) закончилось разгромом в печати приверженцев абстрактного искусства. В результате часть этих художников ушла в «подполье», и поэтому их творчество стали именовать советским андеграундом. Они представляли неофициальное искусство.

Начались нападки и на некоторых кинорежиссёров. Так, в 1962- 1963 гг. Н.С. Хрущёв на встречах с деятелями культуры и искусства обрушился с жёсткой критикой на режиссёра М.М. Хуциева за обращение к проблеме конфликта поколений в фильме «Застава Ильича». Критиковал Хрущёв поэтов Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенского, обвинив их в формализме и иных «грехах».

Тем не менее возродить атмосферу сталинизма было уже невозможно. Творческая интеллигенция не желала отказываться от атмосферы духовной свободы и открытого обсуждения проблем развития общества.

4. Наука в условиях «холодной войны». Высококвалифицированным специалистам в области науки и техники, особенно занятым в военных проектах, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.

В 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные учёные Н.Н. Семёнов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров. Впечатляющими были достижения в «закрытых» научно-исследовательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов. В 1957 г. был образован крупнейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.

Атомный ледокол «Ленин»

Их деятельность обеспечила в 1970-е гг. достижение Советским Союзом равенства в военной мощи с США.

Проектировались атомные силовые установки для оснащения судов нового поколения. Они гарантировали месяцы автономного плавания. В СССР в 1959 г. был спущен на воду атомный ледокол «Ленин». Одновременно развернулось строительство советских атомных подводных лодок — АПЛ (за 30 лет — более двухсот). Уже в 1966 г. одна из них осуществила переход под водой вокруг света.

В конце 1960-х гг. началось проектирование самых крупных в мире атомных тяжёлых крейсеров. По уровню оснащения вооружением эти корабли до сих пор не имеют себе равных в мире. Последний в этой серии крейсер «Пётр Великий» и сегодня является флагманом российского Северного флота.

Значительные средства выделялись и на разработку обычных видов оружия. В КБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича, а также Я.О. Сухого появилось несколько поколений истребителей, признанных лучшими в мире. КБ М.Л. Миля создало вертолёты, на которых советские лётчики установили свыше 60 официальных мировых рекордов; они широко используются и в гражданской, и в военной авиации.

С приходом к власти Н.С. Хрущёва приоритетным направлением становится развитие ракетной техники.

В феврале 1956 г. состоялся первый испытательный пуск созданной в КБ С.П. Королёва стратегической ракеты с ядерной боеголовкой. В мае 1957 г. начались испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Работы велись и в КБ В.Н. Челомея, где были созданы наиболее массовые типы лёгких межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками.

5. СССР на международной спортивной арене. После войны началось восстановление разрушенных спортивных сооружений. В 1947 г. Конгресс ФИФА единогласно утвердил решение о приёме Секции футбола СССР в члены ФИФА.

Огромный интерес вызывали соревнования футбольных команд. Тысячи болельщиков задолго до начала матчей занимали места на стадионах, горячо обсуждали их ход и итоги. Кумирами стали футболисты Г. Федотов, Н. Старостин, И. Нетто, Э. Стрельцов, В. Бобров и многие другие. Звезда мирового футбола XX в. — вратарь Л. Яшин сыграл 812 матчей, из которых 207 — без пропущенных голов.

В 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, признанный МОК. Дебют советской команды состоялся на XV Олимпиаде в Хельсинки (1952), где 29 советских спортсменов стали олимпийскими чемпионами.

В 1954 г. сборная СССР впервые выиграла чемпионат мира по хоккею. В 1956 г. героем Олимпиады в Мельбурне стал В. Куц, одержавший победу в беге на 5 и 10 тыс. м.

Следующие Олимпийские игры, проходившие в Риме в 1960 г., — настоящий триумф советского спорта. Чемпионами Олимпиады стали П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска и бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), В. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика). Героями зимних Игр стали легендарные конькобежцы Е. Гришин и Л. Скобликова.

Высокие спортивные результаты способствовали небывалому росту популярности зрелищных спортивных мероприятий, особенно соревнований по хоккею, волейболу, баскетболу, футболу и фигурному катанию. По всей стране работали детско-юношеские спортивные школы, спортивные секции при Домах пионеров. Стремительно росло число желающих заниматься в спортивных секциях.

1. Что такое «оттепель» в области духовной жизни? Какие культурные явления могли, на ваш взгляд, появиться только в условиях «оттепели»?

2. В чём проявлялось существование двух пластов культуры — официальной и неофициальной? О каких чертах развития советского общества свидетельствует формирование неофициального искусства?

3. С творчеством каких деятелей искусства, названных в параграфе, вы знакомы? Выскажите своё мнение об их произведениях.

4. Проанализируйте перемены политики советской власти по отношению к религии, Церкви. В чём состояли эти изменения? Почему они происходили?

5. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва.

6. Расскажите об основных направлениях развития советской науки в 1940-1960-е гг.

7. Что вы знаете о достижениях советского спорта в 1940- 1960-х гг. ? Как они влияли на международный престиж СССР?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница