Древнерусского искусства примеры: Древнерусская живопись — Виртуальный Pусский музей
Древнерусская живопись — Виртуальный Pусский музей
Расширенный поиск по коллекциям
Раздел коллекции
Древнерусская живопись
Древнерусское прикладное искусство
Живопись
Рисунок и акварель
Гравюра
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Народное искусство
Живопись XVIII века — первой половины XIX века
Живопись второй половины XIX века — XX века
Скульптура XVIII — начала XX веков
Скульптура XX века
Период
Древнерусское искусство
Конец XVII – XVIII век
Первая половина XIX века
Вторая половина XIX века
Конец XIX – начало XX века
Первая половина XX века
Вторая половина XX – XXI вв.
Жанры и сюжеты
Абстракция
Аллегория
Анималистика
Батальный жанр
Библейский сюжет
Бытовой жанр
Иллюстрация
Интерьер
Исторический сюжет
Карикатура
Мифологический сюжет
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
Театральная декорация
Все произведения
Период:
Все ВсеДревнерусское искусствоXVII векXVIII векПервая половина XIX векаВторая половина XIX века
Всего: 165
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания) по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Шедевры
Период:
Все ВсеДревнерусское искусство
Всего: 34
Сортировка:
по хронологии (в порядке возрастания) по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем
История коллекции
Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Государственного Русского музея наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве принадлежит одно из главных мест. Его собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ веков. Возникновение собрания относится ко времени основания Русского музея — к 1898 г. Первые иконы поступили в музей из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей Христианских древностей. В их числе были иконы из частных собраний известных собирателей древностей — М. П. Погодина и П. И. Севастьянова.
Показать полный текст
Скрыть полный текст
Впоследствии собрание музея быстро пополнялось за счет поступлений из монастырей и частных коллекций. Особое значение имело пожертвование Покровским монастырем города Суздаля 46 икон, большинство из которых хранилось в ризнице монастыря и представляло собой вклады монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам. Большую роль в дальнейшей судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П.Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон.
Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных в Русском музее, позволили создать здесь своеобразный музей в музее — «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II», которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было простым выражением уважения императору. Николай II принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений или принося их в дар, нередко, в качестве «лица, пожелавшего остаться неизвестным». Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.
После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства. Благодаря энтузиазму и усилиям музейных сотрудников в фондах Русского музея стали сосредотачиваться произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей. Среди них были иконы из крупнейшего монастыря русского Севера: основанного в XIV в. — Кирилло-Белозерского, а также Александро-Свирского, Соловецкого, и других монастырей.
После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по нескольку раз в год. Расцвет экспедиционной деятельности приходится на 1960-е годы. В эти годы в музей были привезены сотни икон XIV-XIX столетий. Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко-культурную ценность.
Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров.
Самая древняя икона коллекции — прославленный «Ангел Златые власы«, созданный на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV — первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой представить путь развития русской иконописи за почти семь веков ее истории.
Кроме икон русских мастеров в музее хранится небольшая коллекция византийской и поствизантийской живописи, а также фрагменты стенописей из древнерусских храмов, уникальное собрание факсимильных копий фресок, рукописные и старопечатные книги.
Медиатека
Год создания: 2022 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 36:22
Фильм рассказывает об истории, традициях, современных принципах и технологиях реставрации станковой древнерусской живописи в Русском музее.
Год создания: 2020 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:10:08
Лекция посвящена теме иконографии Воскресения Христова в восточнохристианском искусстве.
Новинка
Год создания: 2020 | Виртуальный тур | Язык: русский
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 46:58
Лекция, посвященная проблеме света в искусстве, входит в авторский цикл Светланы Бирюковой — искусствоведа, заведующей отделом «Центр мультимедиа Русского музея».
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:29:49
Данная лекция из цикла «Осень русского средневековья», приуроченного к открытию одноименной выставки древнерусского искусства XVII века в Русском музее, проходившей в 2019 году.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:55:50
Лекция Светланы Михайловны Новаковской-Бухман, кандидата наук, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена особенностям развития русского декоративного искусства второй половины XVII века.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:17:01
Лекция Ольги Витальевны Клюкановой, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена русскому декоративному искусству второй половины XVII века.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:05:45
Лекция Полины Вадимовна Западалова, кандидата наук, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена иконописному творчеству мастеров Оружейной палаты.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:35:01
Изменениям в развитии иконописи и ювелирного искусства в первой половине – середине XVII века посвящена лекция Ирины Александровны Шалиной.
Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:32:59
Лекция посвящена вопросу иконографии Рождества.
Год создания: 2018 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 57:47
Лекция Светланы Владимировны Бирюковой, заведующей отделом Центр мультимедиа Русского музея, посвящена роли света в русском искусстве. Она была прочитана для педагогов и родителей, занимающихся с детьми по игровой компьютерной программе «Светлячки».
Год создания: 2017 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:42:32
Лекция Ирины Шалиной, кандидата искусствоведения, ведущего научного специалиста Государственного Русского музея, посвящена одноименной выставке Русского музея, которая проходила в апреле–августе 2017 года. На ней были представлены произведения древнерусского искусства из коллекции Русского музея и других собраний. Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины — середины XVI столетия как цельное художественное явление впервые стала предметом специального выставочного проекта.
Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык: русский
Данная программа дает представление о формировании и развитии иконографии святых праведников, начиная с первых русских святых — князей-мучеников Бориса и Глеба и заканчивая преподобным Серафимом Саровским, канонизированным в 1903 году.
Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00
Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея.
Год создания: 2008 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.
Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский, английский, испанский | Продолжительность: 26:00
Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси.
Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00
Фильм рассказывает о формировании коллекции древнерусского искусства Русского музея. Она сложилась благодаря усилиям таких коллекционеров как Н. П. Лихачев, М. П. Погодин, В. А. Прохоров, Н. В. Перцев.
Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:44
Фильм посвящен Святому Николаю Мирликийскому — покровителю мореплавателей, защитнику обездоленных и невинно осужденных. Со времени принятия христианства на Руси Николай Чудотворец пользовался особым почитанием во всех слоях русского общества. Этому свидетельство многочисленные храмы, выстроенные в его честь, произведения изобразительного искусства — иконы, памятники деревянной резьбы и скульптуры, образки из разных материалов, лицевое шитье.
Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:42
Фильм посвящен выставке Русского музея «Святой Николай Мирликийский». Директор Русского музея В. А. Гусев расскажет зрителям об истории экспонатов, представленных на выставке, среди которых демонстрируются произведения древнерусской иконописи, скульптуры и шитья, предметы личного благочестия и храмового убранства, иконописные прориси, созданные в XII—XX веках.
Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00
В двух залах анфилады второго этажа, Выходящей на Невский проспект открыта выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». На ней представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея, связанные со знаменитым в истории России родом Строгановых.
Год создания: 2006 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа знакомит с истоками традиции русского монашества, с личностями, сыгравшими особую роль в его становлении, с древнейшими монастырями – хранителями культуры православия. Программа состоит из двух разделов: первый знакомит с истоками монашеской традиции, духовным наследием Сергия Радонежского и его школы; второй раздел содержит изображения произведений древнерусского искусства из фондов Русского музея с подробными аннотациями.
Год создания: 2006 | Мультимедийный фильм | Язык: русский, испанский | Продолжительность: 27:00
Фильм рассказывает об иконографических типах изображений одного из самых почитаемых святых на Руси – святом Николае Мирликийском. Представлены произведения древнерусской иконы разных школ, деревянная скульптура, шитье, мелкая пластика.
Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Язык: русский
Программа рассказывает о религиозной жизни дореволюционного Петербурга и об истории Петербургских церквей. Основная часть посвящена храмам Петербурга и разделена по периодам правления от Петра I до Николая II. Фотографии храмов сопровождаются биографиями архитекторов и художников.
Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Виртуальная экскурсия | Язык: русский
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Год создания: 2004 | Мультимедийный фильм | Язык: русский
Фильм на основе четырех шедевров коллекции Русского музея рассказывает о художественных связях между искусством разных эпох – древнерусским и началом XX века.
Год создания: 2001 | Видеофильм | В двух частях | Язык: русский | Продолжительность: 52:00
На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия — дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций.
Год создания: 2001 | Интерактивная программа | Язык: русский
В программе представлено около 400 произведений (иконы, живопись XVIII-XX веков, графика, народное искусство). Экспонаты сопровождаются аннотациями, биографическими справками об авторе. Возможен поиск произведений искусства по евангельским сюжетам или по видам искусства.
Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, финский | Продолжительность: 60:00
Документальный видеофильм рассказывает об истории строительства дворца и создании коллекции русского изобразительного искусства Государственного Русского музея. Показаны лучшие полотна экспозиции.
Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский | Продолжительность: 50:00
Фильм рассказывает об истории рода Строгановых, представителей одной из самых известных фамилий России, тесно связанных с историей государства, покровителей искусств и собирателей.
Год создания: 1998 | Интерактивная программа | Язык: русский, английский
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Русский музей. Рождество. Специальная праздничная программа
П. В. Западалова
18 декабря 2020
Онлайн-лекция «Иконография Воскресения Христова»
П. В. Западалова
17 апреля 2020
Иконография Рождества
П. В. Западалова
24 декабря 2019
Прикладное искусство Руси на выставке «Осень русского Средневековья»
О. В. Клюканова, С.М. Новаковская-Бухман
30 апреля 2019
Русский Север в истории древнерусского искусства
И. А. Антропова
23 апреля 2019
Ярославская иконописная школа
09 апреля 2019
Лекция «Иконы мастеров Оружейной палаты»
П. В. Западалова
04 апреля 2019
Между старым и новым: иконопись первой половины – середины XVII века
И. А. Шалина
30 марта 2019
Лекция «Осень русского Средневековья». Выставка искусства XVII века в Русском музее
П. В. Западалова
26 марта 2019
«Амвон 1533 года в историко-литургическом контексте (Пещное действо или хиротония)»
16 ноября 2017
Лекция «Амвон в цифрах. Символика образов»
О. В. Клюканова
27 июня 2017
Лекция «Искусство Великого Новгорода эпохи Святителя Макария»
И.А. Шалина
13 июня 2017
youtube.com/embed/wWUQs8fQbDc?list=PL40OiiJw6-geQDXmG9LG1sM5MAToYEGEY» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Поделиться
«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:
особенности по содержанию — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Просмотры: 35 983
Скачать как PDF
1)Первая и главная особенность, почвенная, фундаментальная особенность (определяющая все остальные) – искусство это имеет религиозный характер. Искусство античности связано с религией, искусство средневековой Европы также имеет религиозный характер. И Русь – не исключение. Религия – это комплекс представлений о высших силах, управляющих людьми. Искусство на Руси было связано с мировой религией, которая называется христианство, оно носит христианский характер. В восточных частях Европы, как и в Ромейской империи, христианство приняло форму православия. Искусство с древности, самых первых памятников, связано с религией. Люди наделяли душой все живое: деревья, камни, реки. И вместе с развитием религиозных представлений развивалось, менялось и искусство. И христианское искусство, в отличие от языческого, – искусство, связанное с единобожием, с представлением о едином Боге, который управляет миром. Зародилось оно 2 000 лет назад. На начало новой эры христианство было одной из основных религий Римской империи. И, хотя религия эта была просто одной из многих, она была гонимой, репрессируемой, ее последователи подвергались арестам и уничтожению.
Связано это было вот с чем. Вообще, Римская империя как языческое государство, была веротерпимой. Язычники не знают религиозных воин, а появляются они вместе с монотеистическими религиями. А связано это было с тем, что громадная Римская Империя связывалась только одним «узлом», только одним пунктом – культом императора
Естественно, христианство не оставалось неизменным, оно очень сильно и существенно менялось. Были и предательства, и разногласия. В частности, это были различия между католической и православной церковью. И в 1054 году Христианская церковь раскололась на восточную и западную церкви – на православную и католическую. Слова «католичество» и «православие» имеют абсолютно идентичный смысл – «истинно, правильно верующий». Искусство Древней Руси – это религиозное, христианское, православное искусство.
Но на Русь оно пришло уже в сложившемся, готовом виде. К моменту крещения Руси христианство имело 10 веков истории и 6 веков поступательного развития. Уже были сложены каноны написания фресок, богослужебная система, приемы построения храмов и т.п. На протяжении 4-6 веков в больших спорах формировались обряды христианства, и споры эти могли быть такими, что приводили к военным столкновениям.
Утверждалось все это (обряды, богослужения) на так называемых Вселенских соборах. В истории христианства их было 7 (с IV до VIII века). Постановления Вселенских соборов считаются законодательной основой христианства. Они священны, обязательны, неизменны для исполнения. Собирались они по инициативе
Русь приняла христианство в сложившемся виде, со сложившейся картиной мира. И искусство этого времени тоже существовало и менялось вместе с христианством. То есть на Руси ничего принципиально нового не надо было изобретать, хотя решать приходилось совершенно новые задачи.
Христианство не обращается к земной, повседневной, мирской жизни и чувствам человека, оно обращается к божественному, небесному миру, этот мир первенствует над земным. Христианство учило, что этот мир божественен, абсолютно идеален, вечен, это мир абсолютной красоты, абсолютных истин, создан божественной волей, он первичен по отношению к миру земному, и эти два мира очень разные. Мир земной преходящ – в нем все имеет начало и конец, изменчив, несовершенен. Он несовершенен, враждебен человеку. Вот почему он не интересовал искусство религиозное.
Христианство привнесло принципиальные новшества в систему человеческих представлений. Оно развивало вопросы, которые не были значимы для предыдущих эпох: вопросы нравственности и ответственности человека за свои поступки, чувства и мысли, которые к нему приходят в течение жизни, точнее, даже свободы выбора и ответственности за свой выбор. Человек сам выбирает, как жить, и несет
Античный Рим, где граждане обладают всеми правами, растут на античной науке, покланяются силам природы, приносят им жертвы, отмечают праздники в их честь. При этом они помнят, что боги отличаются от них только бессмертием, и богам присущи все человеческие недостатки: они могут быть злы, коварны, мстительны. И главная задача людей – задобрить богов. А какие-то (с их точки зрения) изгои, происходящие из отстоев общества, говорят, что любой – даже раб – достоин заботы и уважения. Для классического римлянина это немыслимо. Мало того, христиане говорят, что богам не надо приносить жертв, и Сын божий принес себя в жертву людям. Христианство принесло совершенно новые идеи по сравнению с язычеством. Если раньше были те, кто обладает всеми либо не обладает никакими правами, то теперь христиане говорили, что каждый достоин любви, уважения, свободы, заботы. Искусство древней Руси носит религиозный, христианский и православный характер.
2) Вторая особенность – символизм. Что такое символизм? Символ – это знак, который обозначает какое-то понятие. Символами мы окружены в нашей жизни. Самые широко распространенные в мире символы, без которых невозможны обучение и жизнь, – это буквы. Часто символ слабо связан (а иногда и не связан вовсе) с его обозначением. Например, почему голубь – это символ мира? Символы – это обобщенные абстрактные знаки. И далеко не всегда символы людям понятны, символы одной культуры могут быть непонятны людям другой культуры. Почему средневековое искусство символично? В чем его символ? Дело в том, что, по христианским представлениям, высший мир непознаваем, не может его совершенство познать человеческое сознание. А раз не может, то надо пользоваться знаками! Отражение божественного мира в искусстве – это знаковое предложение? Символизм средневекового искусства – это результат представлений о непознаваемости божественного мира. Потому и изобразить во всей полноте, адекватно, правильно этот мир нельзя. Его только обозначают, отсюда и обобщенность, отстраненность от привычных земных форм этих образов.
Любой символ неоднозначен, глубок по содержанию, по образу, по идеям, которые он может отображать. Поэтому христианские богословы разрабатывали эти символы в своих трудах и наполняли их своими содержанием. Например, монах-богослов Феодосий Пустынник. Он известный православный богослов, он жил на территории Византии. Он так осмыслял символику христианского храма, куда люди собираются на массовое богослужение, на обряд. Он говорил, что храм – место соединения двух миров: небесного и земного, вечного, первичного, непознаваемого, идеального и приходящего, жестокого, нелогичного миров. И в соединении этих миров есть задача церковной службы. В то же время, он говорил, что храм своими службами и интерьером отрывает человека от земного, это символ небесного мира. Но одновременно, это образ земных идеалов, который создан из земных материалов. Это образ земного, это образ молитвы, это образ человека. И, между прочим, некоторые части храма на Руси тех лет именовали названиями человеческих органов: макова, голова, шея, подошвы (нижняя часть здания). Символизм древнерусского искусства вытекает из его религиозного начала и потому только обобщенными понятиями обозначает небесный мир.
Символика фресок, изображений ангелов, была связана с приближением человека к божественному миру, и рисовали их, стремясь приблизить человека к божественному миру и окружить его им.
Важный момент в монументальном и фресочном искусстве: человек – не просто наблюдатель фресок, человек – объект этого искусства. Весь божественный мир с фресок взирает на человека, заинтересован в нем, помогает ему.
Очень интересно складывались отношения человека и религиозного мира. Искусство воспринимает человека как важный объект общения, учительства. Символика иконы – а с ней человек непосредственно общается, молится ей – состоит в том, что это «зримый образ незримого». Это зримый, осязаемый образ невидимого божественного мира. Это посредник между земным и божественным миром.
И есть одна деталь: раннехристианские средневековые философы подчеркивают, что человек, молясь иконе, молится не дереву, не произведению, не краскам, не мастерству художника, а тому первообразу, который за этой иконой стоит. Символика храма многозначна, разнообразна, она приближает человека к небесам.
3) Особенность памятников древнерусского искусства по содержанию: это функциональность искусства. Это понятно: храмы строятся не для того, чтобы жить в них или хранить что-то, а для выполнения сугубо религиозных функций: для отправления служб и других обрядов. Хотя, уже первые русские храмы выполняли важную политическую роль: в них принимали иностранных послов и заключали договоры. Касаемо фресок и икон, можно сказать, что они создавались для обозначения божественного мира и для молитв. И в этом смысле, это искусство создавалось не так, как искусство Нового времени: последнее создавалось для любования, для получения эстетических впечатлений, для эстетической цели, а у религиозного искусства была совершенно иная функция. И тут есть противоречие: если эти памятники были сугубо функциональные, то почему же мы о них говорим как о памятниках искусства? Ведь не говорим же мы так о столах или стульях, которыми пользуемся во время обеда! Дело в том (и это самое замечательное), что для людей той эпохи было естественно, что вещи, отражающие божественный мир, должны быть прекрасны. А раз так, то они должны создаваться самыми совершенными средствами. В Средневековье не было разделения функций и красоты. Поскольку божественный мир прекрасен, он должен создаваться самыми совершенными средствам. В Средневековье очень хорошо строили: было совершенство красок, была пропорциональность, красота рисунков, т.е. художественные приемы совершенны и необходимы для этих памятников. Красота и функциональность не разделимы. Они могли выполнять свои функциональные задачи, только будучи прекрасными, т.е. памятники эти, выражая совершенство божественного мира, предполагали совершенство художественного обрамления.
4) Следующая отличительная характеристика: памятники живописи (иконы, фрески) – всегда зависят от литературного источника. Нет таких фресок, которые были бы созданы «из самопомышления», как в Новое время. Есть литературный источник – есть изображение. Нет такого источника – нет изображения. Эта зависимость от литературного источника связана с одним из известнейших постулатов христианства, который сформулирован в евангелии от Иоанна: «В начале было слово». В христианстве существовало предложение, что в начале было божественное слово – божественное творение. И вот здесь мы сталкиваемся с широчайшим количеством письменных источников, письменных памятников, сюжетов, которые являлись сюжетами для фресок.
Первый такой памятник – это Библия. Так же как и христианство, круг литературы складывался постепенно. Эта литература вобрала в себя многие представления разных эпох. В Библии есть Ветхий завет и Новый завет.
Ветхий завет – это священная книга иудеев, книга дохристианской истории, книга предшественников христианской религии, в которую были включены новые представления о мире.
Новый завет – это книга современных христиан. Он состоит из 4 евангелий (от греч. благая весть), авторы – Матфей, Иоанн, Лука, Марк. В них изложена земная жизнь Христа. Их иллюстрируют во фресках. В Новом завете входит книга «Деяния апостолов», в ней рассказывается, как ученики Христа распространяли христианство в разных землях. Также в Новый завет входит послание апостолов – они распространяли христианство и устно, и письменно. И последняя часть Нового завета – это откровение Иоанна Богослова. Это мистические откровения, которые ему являлись о конце света: в конце времен состоится битва Добра и Зла, и Добро обязательно победит Зло. И именно эти книги иллюстрируют древнерусские мастера.
Кроме Библии мастера использовали апокрифы (от греч. запретный). Мы с вами знаем, что запретные запрещенные книги сжигали, людей которые их распространяли, репрессировали. Так вот, несмотря на то, что слово апокриф означает запрещенный, эти книги не запрещали. Апокрифы – это повествования о новозаветных персонажах, не вошедших в Библию, которые не были признаны боговдохновенными. Но как тексты для чтения они были хорошо известны и распространены. Например, повествование о детстве Богоматери. Апокрифы, конечно, очень расширяли сюжетную базу древнерусских мастеров.
Следующий источник, который лежит в основе фресок и икон, — это жития святых, т.е. жизнеописания людей, которые прославились своей особой жизнью, чудесами, миссионерской деятельностью ради христианства, или насильственной смертью ради христианства. Уже на момент принятия Русью христианства было около сотни святых. Потом этот список дополнился русскими святыми. Жития всегда читали в слух, громко, и всегда у читающих были слушатели.
Еще один памятник – это сказания о христианских реликвиях, чудесных явлениях, о чудесных реликвиях христианства. Эти сказания были о святых, об иконах. В том числе праздник Покрова Богородицы основан на сказании.
— Еще один, довольно необычный и сложно проиллюстрированный источник, – это литургические тексты. Тексты эти в действительности имели разный характер исполнения: есть песнопения, проповеди. И они очень сложные по содержанию. Эти тексты все сложились не на Руси. Они сложились в Византии, и на русский язык их нужно было переводить. А в византийском языке очень много определений, и в русском языке очень трудно было подобрать аналог поредению. Например, акафест – это песнопение: «Радуйся высота, неуподобоворимая для человеческих очей!». Но художники наши не только создавали по ним фрески, но делали их гениально. Круг чтения для средневековых людей был очень широк.
5) Последней особенностью была каноничность древнерусского искусства.
Канон – это закон, в переводе с греческого. И действительно это были правила. Фрески, иконы пишутся в соответствии с этими канонами, которые были и устными и письменными. И они всегда неукоснительно соблюдались, т.к. не предписывали всё до мелочей, они не были костными и жесткими. Они предписывали творчество, они были очень широки и гибки, хотя и предполагали какие-то общие правила.
Тем не менее, когда создается произведение, оно создается по определенным законам. Канон в древнерусском искусстве можно сравнить с ордером в древнегреческом искусстве. Ордер – это соотношение между несущей и несомой частями храма. А внутри ордера могли быть самые разные соединения, варианты. Вот потому и не можем мы найти в древнегреческой архитектуре двух абсолютно одинаковых храмов одного ордера. Ордер один, закон один, но варианты разные.
Канон определял, как нужно изобразить того или иного святого, тот или иной сюжет. Причем он давал образцы, рисунки, а не только описывал всё словами. В Древней Руси существовали книги, сборники таких рисунков, которые назывались: «Иконописные подлинники». В них в виде рисунков были закреплены изображения различных святых или сюжетов. Это были некие пособия для иконописцев. Одновременно, иконописцы по-своему создавали каждое изображение, хотя бы оно было дано в пособии.
В Средневековье нет копирования. И никогда мы не спутаем Иоанна Златоуста с Василием Великим, а Христа с Николаем Чудотворцем. Копирования Средневековое искусство не знает. С одной стороны, кокон предписывал, как изображать святых, руки, ноги, одежды, а, с другой стороны, никогда не было копирования в Средневековье.
Чтобы понять, что такое канон, можно вспомнить слова И. Канта: «Каноническое искусство (создаваемое по определенным правилам, образцам, по традиции) можно сравнить с послушным воле хозяина конем, а искусство Нового Времени (где каждый автор придумывает свои правила) можно сравнить с конем диким. Всё дело в том, какую цель ставит перед собой всадник. Если он хочет достичь цели, он выберет послушного манежного коня. Если наездник хочет показать свою яркость, индивидуальность, смелость, непохожесть на других, он выбирает коня необъезженного, но тут есть опасность, что он не достигнет цели».
Дело в том, что каноничное искусство было построено на правилах, но не сдерживало художника. И разные люди могли воспринимать одну и ту же икону по-разному. Например, Рублевская троица. Понятно, что для книжника, монаха этот образ наполнен триединым содержанием, образом мира и гармонии. А для князя, молившегося этой иконе, этот образ воплощал триединое устройство земной (в частности, политической) жизни. Древнерусский мастер всегда достигал цели. Это каноническое искусство было близким людям, отвечало их просьбам, требованиям, отвечало на их вопросы, примиряло их с миром, потому как жизнь в Средневековье была очень жестокой по отношению к людям.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ
ИСКУССТВО САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ
ART ИСКУССТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ | Виды Средневековья Покраска До конца 16 века русский искусство — особенно живопись — практически ограничивалась религиозными сюжетами, которые, кроме того, изображаться особым образом, определяемым религиозной традицией. Эти религиозные картины были либо выполнено на деревянных панелях , которые называются иконами, или на церкви стены . Освещенный рукописи в России были сравнительно редки, и, насколько известно, самое мозаичное искусство Средневековья было работы византийских художников присылались в Россию специально для этой цели. (См. также: Христианское искусство, Византийское Период.) Вообще говоря, одни и те же художники продюсировали и иконопись и фреска живопись, и для обоих использовалась одинаковая техника. Земля, будь то каменная или деревянная панель, была покрыта твердой основой из белого левкаса, и это было отполировано, когда высохло. Затем набрасывались контуры, обычно красным, а фон заполнен золотым или серебряным листом или белой краской. Саму картину затем раскрасили яркими красками. растворенный в яичном желтке: техника, известная как темпера. (Альтернативной, но менее используемой техникой была энкаустика. метод.) Охра, красный и зеленый цвета были преобладающими цветами пигменты. Когда картина полностью высохнет, слой темноватого лака был применен. (Для сравнения с искусством и культурой в Германии во время Средневековье, см.: German Medieval ст.) |
| Иконопись иконописей были православными эквивалент ранней итальянской религиозной панели картины, но в то время как итальянские художники могли свободно изображать светские и мифологических сцен, православные художники ограничивались христианскими искусство, и должен был, кроме того, представить эти предметы в манере предписано Церковью. В результате художники были автоматически лишены права от экспериментов с композицией, и в результате до 16 века, они не занимались проблемами линейного перспектива или ракурс или другие методы изображения схематической глубины. им было неинтересно в реализме, поэтому не нуждался в таких приемах итальянского Возрождения, как сфумато или светотень и фетр нет импульса выражать свою индивидуальность, создавая новые формы. Вместо они ограничились иллюстрацией сцен из Священного Писания, с максимально возможной религиозной эмоциональностью. Их цель состояла в том, чтобы создать красоту через совершенство чувств, линией и цветом, а не новизной композиции или дизайна. В следствии иконы коренным образом отличаются от западной живописи, и до недавнего времени Западные европейцы считали их лишенными всяких художественных достоинств, даже если они имели некоторую ценность на основании своего религиозного содержания. Только с начала двадцатого века западные критики и любители искусства пришли к выводу, что прекрасные иконы действительно являются настоящими произведениями искусства, который будет оцениваться вместе с «Примитивы» любой другой школы живописи. История и Истоки русских икон Окончательный спуск иконописной банки восходит к египетскому искусству — в частности, гробницы-портреты римского Египта — форма религиозного искусство, которое ранние христиане превратили в средство ознакомления неграмотные с более важными эпизодами в Писании, поэтому что сцены вскоре стали изображаться так же, как и отдельные фигуры. эта идиома вскоре распространилась в Византии (Константинополь, ныне Стамбул), где она стала господствующей формой византийского искусства. Действительно, эти панно приобрели такую стремительную, а в некоторых случаях преувеличенную популярности, что в четвертом веке была предпринята попытка византийского власти запретить их. Однако общественное противодействие этой мере оказалось настолько сильным, что Церковь была вынуждена санкционировать иконы; после легализации, они стали предметом чрезмерного обожания, и снова был наложен запрет. введены в восьмом веке и оставались в силе примерно сто годы. В результате многим византийским иконописцам пришлось искать убежища за рубеж. Большинство поселились в Италии; некоторые, вероятно, проникли еще дальше на запад во Францию или даже в Великобританию; другие зарекомендовали себя в Кавказ; более чем вероятно, что некоторые также нашли гостеприимство среди греки расселились по северным берегам Черного моря в городах как Феодосия и Херсон. По свидетельству русских летописцев, Владимир крестился в Херсоне и, как сообщается, по выходе из города увезли в Киев ряд икон, крестов и книг, кроме до двадцати пяти больших статуй и четырех больших медных лошадей. Он возвел лошади (которые, по-видимому, были очень похожи на тех, которые сейчас стоят над западной дверью собора Святого Марка в Венеции) за пределами церкви Богородицы Димовой, и повесили в нем иконы. Вскоре после того, как он отправлен в Византию для дальнейшего снабжения иконами, так как привезенные им из Херсона были недостаточны для удовлетворения потребностей Киева.
|
Святой Богородица Владимирская Иконы IX-X вв. до сих пор были найдены в России, но один из лучших образцов последнего времени средневековая живопись — знаменитая 12-я икона 9 века0066 Пресвятая Богородица Владимирская — дошедшая до нас во многом нетронутый. Это изысканное панно было привезено в Киев из Константинополя в XII века и вскоре после этого перевезен во Владимир, Русские моментально признали его шедевром, и с самого начала его влияние на русскую живопись было значительным. Хотя это бесспорно Константинопольского мастерства, и притом самого лучшего качества, и хотя он строго следует строгому составу, установленному православным традиции икона не является типично византийской по духу. По сравнению большинству современных византийских картин Богородица в этом панель настолько же личность, насколько и символ материнства; в снова ребенок, сохраняя свой святой характер, но все же интимный и ласковое дитя, а не просто памятник Веры. Икона пропитана с гуманизмом, который редко можно встретить в византийском искусстве. Такой однако гуманизм был необходим простому, любящему индивидуальность славянину, который требовал интимной, а не формальной религии, и это заманчиво утверждать, что икона была специально заказана для Киева и что стремились удовлетворить русские, а не византийские требования. Много русских художники стремились выразить тот же гуманизм в иконографическом фреймворк. Богородица на иконе Благовещения XII в. Успенский собор в Москве показывает меру их успеха. Эта икона, быть может, менее прекрасна, уж точно менее совершенна, чем сдержанный, но нежный Леди Владимирская . Это снова менее элегантно и любезно, но по-своему проще, оно так же искренне и трогательно. Черты Богородицы — черты русской, а не гречанки, и это введение национального типа в настоящее время признается в качестве основного признака сохранившихся икон Киевской Руси до прихода монголов. (См. также Средневековый христианский арт.) Характеристики иконописи До недавнего времени ничего не было известно даже в Россия русской иконописи в этот ранний период, но в 1920-е гг. Московские государственные реставрационные мастерские под руководством Игоря Грабаря поручили очистить старые иконы, некоторые из которых были обнаружены только во время революции. Их замечательные достижения в сохранении различных надписей, удаленных в порядке выявить оригиналы, имеют первостепенное значение для студентов-искусствоведов. Затем был обнаружен ряд прекрасных ранних шедевров и тщательно изучены, и важные новые выводы относительно истории раннего Русская живопись стала возможной. Профессор Анисимов руководил большей части этой работы. По его мнению, иконы, изготовленные в России до монгольского нашествия предназначались либо для процессий, либо для установки в любой части церкви, которая казалась подходящей; в отличие от более поздних они не предназначались для возведения в определенном месте церкви. В качестве в результате обе стороны панелей обычно окрашивались и, чтобы предотвратить коробление, планки фиксировались вверху и внизу, а не вдоль спины, как на всех иконах после XIII века. Иконки снова различались по размеру от от совсем маленьких до очень больших, тогда как в более поздние времена размеры были более постоянным, так как панели предназначались для заполнения специальных вакансий в иконостаса или в другом месте. Драгоценные и полудрагоценные камни были установлены в границах, а также в нимбах святых; позже границы стали гораздо менее важны и остались незамеченными. Святым даны индивидуальные лица русского типа и, в отличие от византийских икон, каждое было физически узнаваемы, и не только из-за условного иконографического атрибута. Это движение к портретному искусству является, по мнению Анисимова, по существу русским, как и техника лицевой росписи, при которой тяжелая лепка лба, бровей а орлиный нос привел к впалой переносице. Глазницы, тоже были сильно вставлены, с поднятыми до упора верхними веками, так что чтобы придать святым вдохновенное выражение. Фигуры были хорошо пропорциональны и не удлиненной, а драпировка мантии была сделана так, чтобы открывать основная форма их конечностей. Это почти классическое обращение с драпировкой был впоследствии унаследован новгородской школой, где был поставлен на отлично использовать. Анисимов различает в этих иконах два направления живописи. Первое намеревались соответствовать и даже копировать великие шедевры того времени, как Богородица Владимирская. В них художник сосредоточился на линии, и его цвета были подавлены. Во втором живописец позволил себе определенную степень свободы в цвете и линии и пытался выразить врожденная любовь русских к симметрии и ритму. Он применил свои цвета импрессионистически и использовал более яркую палитру, состоящую в основном из красные, ярко-красные, зеленые и белые. Этот стиль, который Анисимов называет национальный», однако был отнесен к обратной стороне панелей. В отличие от более ранних исследователей, Анисимов считает, что монгольское нашествие сделал не задерживают художественное развитие России — наоборот, Русское искусство сделало большой шаг вперед в XIII веке, развиваясь, если что-либо более быстрое, чем это было бы сделано при византийском наставничестве оставался в силе. Это почти наверняка верно в той мере, в какой страна национальное самосознание, поскольку монгольская оккупация, несомненно, стимулировало его развитие. Кроме того, поскольку каждое возрождение должно имеют свои духовные предшественники, мы можем лучше всего объяснить развитие великолепная новгородская школа иконописи таким образом. Однако утверждение Анисимова не остаются в силе применительно к художественной продукции страны в целом, для несколько прекрасных произведений, созданных во время монгольской оккупации, были производились либо в регионах, пользующихся автономией, либо в тех, в которых монголы были неактивны. Религиозная фреска Фрески Меньше примеров датировки настенной росписи до монгольского нашествия дошли до нас, чем иконы. Церковь Известно, что Богородица Десяти центов содержала фреску картины и мозаики, выполненные средневековыми художники в константинопольском стиле. Украшения в Святой Софии были также по существу византийскими, хотя уже заметные различия можно увидеть между его картинами и современным Константинопольским работа, которую некоторые ученые, в частности Муратов, приписывают местному вкусу. Так, в дошедших до наших дней настенных росписях на лестничной клетке в Святой Софии фигуры были представлены фронтально против вертикальной перспективы и полумесяцы, похожие на сасанидский символ Бог Луны был включен. Последние очень напоминали диски, которые изображали в живописи сарматской эпохи в Керчи в Крыму. Такие диски имели появились в византийском искусстве раньше, но были совершенно чуждыми к развитому константинопольскому искусству XI века, как было использование вертикальной перспективы. Однако изображенные предметы были более византийскими, поскольку они состояли из тщательно продуманных охотничьих сцен и включали акробаты, мимы и различные происшествия, взятые из игр, сыгранных в Ипподром. Эти игры занимали важное место в византийской жизни. и очень вероятно, что Ярослав был взят к ним, когда он посетил Константинополь. Должно быть, они поразили его воображение, потому что он, кажется, нечто подобное ввели в Киеве; в любом случае, историк Ключевский нашел в русском фольклоре множество упоминаний о игры, играемые на Дворе в Киеве по воскресеньям. Что более вероятно, следовательно, чем то, что принц, с его языческим наследием, все еще сильным в нем, настоял на украшении лестницы собора этими светскими сцены? Мозаики в Софийском соборе и в одном или две из меньших киевских церквей определенно были византийской работы, и, насколько известно, никто из русских никогда не приобретал эту технику, возможно потому что это требовало долгих лет ученичества в то время, когда было более чем достаточно работы, чтобы сохранить работу художников. Некоторые художники однако пытались имитировать мозаичную работу, в том числе декоратор церкви Кирилловского монастыря, расположенного недалеко от Киева. Прежний до Великой Отечественной войны здесь сохранились три фрагмента настенных росписей которые, по словам Муратова, были написаны в простом фронтальном стиле обычно в мозаиках того периода. Печерский монастырь в Киеве был вновь украшенный в византийской манере, может быть, даже более богато, чем Святая София. Кроме своих икон, она светилась мраморными окладами, мозаики и настенные росписи. Его украшения были завершены в течение шести лет закладки его фундамента — факт, который говорит о том, что В Киеве, должно быть, было очень много художников, будь то византийские или Русский, в ее распоряжении. Это предположение подтверждается тем, что во многих провинциальных церквях также были искусные настенные росписи. Некоторые, как в Остре и Старогородке, дожили до последней войны. Они датируется двенадцатым веком. Однако большинство из них были настолько повреждены или чрезмерно отреставрированы, что невозможно судить об их качестве. Тем не менее вполне достаточно свидетельство того, что религиозная живопись была хорошо известна в России. к десятому веку. Ей пришлось приспосабливаться к русскому вкусу чуть ли не с начало, и к двенадцатому веку большая работа была проделана русскими художники, вырвавшиеся из-под византийского контроля, хотя и следовали византийская традиция. Эти талантливые, но анонимные старые Мастера накладывали русские элементы на византийскую модель, готовя почва тем самым для художников — как Феофан греческий (ок. 1340-1410) и Андрей Рублев (ок. 1360-1430) — впоследствии произведенный в Новгороде. лучшие шедевры средневековой русской живописи — см., например, Святая Троица Икона (ок. 1411). Один из них, Дионисий (ок. 1440-1502), был важным предшественником Московского школа живописи, представленная художниками, в том числе Строгановскими братьев Прокопия Чирина, Никифора Савина и известного иконописца и художник-монументалист Симон Ушаков (1626-1686). Работы, отражающие стиль этого искусства движение можно увидеть в некоторых из самых старых церквей и лучших художественных музеев России, в том числе, в частности, Музей западной и Востока, Киев (также известный как Богдан и Варвара Ханенко Художественный музей), Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, Новгородском музее и Владимиро-Суздальском музее. |
Русский Искусство и архитектура | |||
| Из икон и главок супрематизму и сталинскому барокко, русское искусство и архитектура кажутся многим посетителям России, чтобы быть довольно запутанным набором экзотических форм и чуждой чувствительности. Без какое-либо ощущение богатых традиций русской культуры, понимание огромное художественное богатство становится игрой исторического анекдота — «церковь, где такой-то укрылся от того, как-его-там, или от бессмысленного набора эстетических безделушки — «Мне больше всего нравятся голубые купола». На самом деле русское искусство и архитектура не так трудно понять, как думают многие, и, зная хотя бы немного Немного о том, почему они так выглядят и что они означают, оживляет культуру и личности всей страны. Иконки Традиция иконописи была унаследованное русскими от Византии, где оно началось как ответвление мозаики и фресковая традиция ранневизантийских церквей. В течение 8-9 вв. споры об иконоборчестве в православной церкви поставили под вопрос, является ли религиозная изображения были законной практикой или кощунственным идолопоклонством. Хотя использование изображений не был запрещен, он дал толчок к глубокому пониманию разницы между искусством предназначены для изображения действительности, а искусство предназначено для духовного созерцания. Эта разница это одна из причин того, что художественный стиль икон может казаться таким неизменным. Определенный виды равновесия и гармонии утвердились как отражения божественного, и как таковые они требовали тщательного воспроизведения и тонкой утонченности, а не поразительной новизны. Хотя эта философия привела к сравнительно медленной эволюции стиля, икона живопись значительно эволюционировала на протяжении веков. В частности, в 14 в. иконопись на Руси приобрела гораздо большую степень субъективизма и личного выражение. Наиболее заметной фигурой в этом изменении был Андрей Рублев, произведения которого можно можно увидеть как в Третьяковской галерее в Москве, так и в Русском музее в Санкт-Петербурге. В отличие от живописной традиции, которой жители Запада стали к которой привыкла русская иконописная традиция, заключается не в изображении физического пространство или внешний вид. Иконы – это изображения, предназначенные для помощи в созерцательной молитве, и в этом в том смысле, что они больше озабочены передачей медитативной гармонии, чем изложением реалистичная сцена. Вместо того, чтобы оценивать фигуру на значке, оценивая ее искажение уровень, посмотрите, как расположены и уравновешены линии, составляющие фигуру, как они перемещают ваш взгляд вокруг. Если вы чувствуете, что цифры немного преследует, это хорошо. Они были нарисованы не для того, чтобы быть очаровательными, а для того, чтобы вдохновлять на размышления и самоанализ. Если вы чувствуете, что должны стоять и ценить каждую икону, которую видите, вы не собираетесь наслаждаться ни одним из них. Вместо этого постарайтесь уделить немного больше времени просто один или два, не рассматривая их каждую деталь, а просто наслаждаясь несколькими минутами размышлений пока твой глаз идет своим путем. Лучшие коллекции икон можно найти в Третьяковская галерея и Русский музей, хотя, конечно, многие русские церкви сохранили или восстановили свои традиционные произведения. Великий Эксперимент Рост влияния европейской культуры в России в период XVII и XVIII века приблизили русское искусство к привычным традициям западная живопись. Только в конце 19го века, что следующая большая группа возникли своеобразные русские художественные стили, развившиеся в связи с либеральным Силы социальной реформы. Это современное движение приняло множество различных направлений почти с самого своего начала, и было бы невозможно описать их все. Однако даже очень общее знакомство с их общими идеями и интересами делает их работу гораздо более доступный. Современное искусство с самого начала
движение было связано с разрывом с классической традицией и созданием новой
вид искусства, тесно связанный с повседневной жизнью русского общества. Это
возродился интерес к традиционным русским формам искусства, включая как декоративное,
народное творчество и, конечно же, иконопись. Из декоративно-прикладного искусства оно получило признание
мощь абстрактных геометрических узоров — линии, формы и цвета использовались для
создавать ритмы и энергетические формы, не обязательно для изображения объектов или реальных пространств.
Переосмысление иконописи помогло художникам лучше осознать силу плоского,
двухмерная визуальная перспектива. Другими словами, они поняли, что могут лечить
холст как холст, а не пытаться создать впечатление, будто это окно
в пространство. С конца девятнадцатого века примерно до 1910 г. движение современного искусства по-прежнему больше всего интересовалось традиционными аспектами русской жизнь — религия и деревенская жизнь были так же влиятельны, как и жизнь больших городов. В качестве силы социальных реформ стали более тесно связаны с растущим населением промышленные рабочие, художники русского авангарда все больше обращались к фабричным и бешеный темп городской жизни для вдохновения. Яркие цвета, упрощенные и четкие угловатые формы, а акцент на освободительной энергии современного мира стал основу для новых и все более абстрактных композиций. кубофутуризм, лучизм и Супрематизм был самым важным из стилей и школ, возникших в этот период. время. Среди их наиболее выдающихся художников были Казимир Малевич, Владимир Татлин, Михаил Ларионов и Анна Гончарова. После революции 1917 года русский авангард совершил скачок на службу новому большевистскому режиму. Казалось, это обещало именно такой перерыв в новый мир и сметая старое, ради которого они трудились в искусстве годы. Они выпускали политические плакаты, устраивали уличные представления и ярмарки и, в большинстве случаев, в частности, осуществил оформление крупнейших общественных пространств страны к юбилейному торжества революции. Подхваченный акцентом нового режима на важности промышленной мощи, они стали привносить в композицию чувство рациональности и технологическая направленность промышленных работ и дизайна. Конструктивизм, как известен этот стиль, продолжал развиваться до конца 1920-х годов, когда консерватизм сталинского государства отказался от авангарда в пользу советского реализма. Многие выдающиеся художники более ранние школы играли центральную роль в конструктивизме, особенно Татлин. Другой известные художники конструктивизма включают Александра Родченко, Варвару Степанова и Любовь Попова. Отвергнутый сталинским правительством и забытый в на западе русский авангард только недавно получил заслуженное внимание. Русский музей в Санкт-Петербурге обладает самой прекрасной коллекцией своих произведений. Архитектура На протяжении большей части своей истории русский архитектура была преимущественно религиозной. Церкви на протяжении веков были единственным здания должны быть построены из камня, и сегодня это почти единственные здания, которые осталось от своего древнего прошлого. Основные элементы русского церковного убранства сложились достаточно раннее, примерно в XI в. План, как правило, представляет собой греческий крест (все четыре руки равны), а стены высокие и относительно свободны от отверстий. Крутой крыши (шатровые крыши) и множество куполов покрывают строение. Характерный лук купол впервые появился в Новгороде на соборе Святой Софии, в одиннадцатом век. В интерьере главной особенностью является иконостас, алтарная ширма, на которой церковные иконы расположены иерархически. Центры средневековой церковной архитектуры последовали за смещение господства городов старой Руси — от Киева к Новгороду и Пскову, и, от конец 15 века, Москва. С образованием единого Российского государства под Ивана III, в России стала появляться иноземная архитектура. Первый экземпляр такого Зарубежным произведением является великий московский Успенский собор, завершенный в 1479 году болонцами. архитектор Аритотель Фиораванти. Собор на самом деле представляет собой замечательный синтез традиционные русские архитектурные стили, хотя классические пропорции характеризуют его как произведение итальянского Возрождения. Русская традиция пережила короткий период возродилось влияние при Иване IV (Грозном), при котором легендарный собор собора Василия Блаженного. В целом, однако, Цари начали выравниваться все чаще с европейскими архитектурными стилями. Отличным примером этого сдвига был Петр Великий, спроектировавший Петербург в соответствии с господствующим европейским замыслом. Его преемники продолжили эту модель, наняв итальянского архитектора Растрелли для производства рококо Зимний дворец и Смольный собор. При Екатерине Великой было установлено рококо не говоря уже о неоклассицизме, завершающем полностью европейскую топографию Санкт-Петербурга. В девятнадцатом веке новый интерес к возникли традиционные русские формы. Подобно связанному с ним движению в изобразительном искусстве, это Возрождение старых стилей участвовало в создании авангардного движения в начало двадцатого века. В течение короткого периода после революции 1917 года авангард Конструктивистское движение получило достаточно влияния для проектирования крупных зданий. Ленина Мавзолей, спроектированный в 1924 году Алексеем Щусевым, является самым примечательным из немногих сохранившихся Конструктивистские постройки. К концу 1920-х годов авангард оказался отвергнутым Все более консервативное государство Сталина. Отходя от модернизма, сталинской эпохи архитектуру лучше всего иллюстрируют семь почти неразличимых «свадебный торт» небоскребов, возвышающихся над горизонтом города. |