Детская ложь: Детская ложь — Детский медицинский центр Неврологии и Педиатрии на Андропова 13/32 (м.Коломенская)
Детская ложь — Детский медицинский центр Неврологии и Педиатрии на Андропова 13/32 (м.Коломенская)
Детская ложь является очень распространенной проблемой, с которой родители могут обращаться на консультацию к специалистам или просить совета у знакомых. В зависимости от причин, которые вызвали ложь у ребенка необходимо выстраивать стратегию поведения, корректирующую такое поведение.
Причины
Основные причины детской лжи следующие:
— Избежать неприятностей. Это могут быть наказания, мероприятия, где дети не хотят присутствовать или же общений, в котором не хотят участвовать.
— Получение желаемого. В данной ситуации ложь выступает способом достижения своих целей, например, когда было поставлено условие («пойдешь гулять после того, как выучишь уроки»).
— Приукрасить собственную личность, выставить себя в более выгодном свете. Это может быть хвастовство талантами, которых нет или позиционирование себя, как человека, не имеющего недостатков.
Это наиболее распространенные причины не только детской лжи, но и вообще лжи как таковой – однозначно видны мотивы и способы создания той реальности, которая устраивает. Взрослые врут по тем же причинам, и это является осознанной целенаправленной ложью.
Однако для детского возраста характерна ложь, которая не имеет корыстной цели и является особенностью формирования психических процессов. Итак, ложь в детском возрасте может быть обусловлена следующими моментами:
- Проверка новой модели поведения. В определенном возрасте дети получают информацию о том, что существует ложь и им необходимо протестировать данное поведение. Так происходит с каждым новым вариантом поведения или способом общения, с которым сталкиваются дети – они проверяют, насколько этот способ удобен, эффективен и какие результаты дает. Одного раза недостаточно, т.к. необходимо определить, от чего спасет ложь, какие преимущества даст, в каких ситуациях и с каким людьми.
- Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью могут врать непреднамеренно, поскольку речевая функция работает быстрее, чем мыслительный анализ сказанного. Ложь в таких детей часто проявляется и связана не с чертой характера или желанием что-то скрыть или приукрасить, а с импульсивностью.
- Ложь как социальный навык может воспитываться родителями. Так часто бывает, когда родители просят ребенка говорить неправду, чтобы не усугублять тяжелые ситуации или не доставлять беспокойства другим людям. Если такие побуждения правильно поданы и используются ребенком корректно, то можно отнести данный тип лжи к социальному.
- В определенном возрасте способность различать фантазию и реальность практически отсутствует. Дети дошкольного и младшего школьного возраста верят в то, что если выдавать желаемое за действительное, то так и будет, фантазии превратятся в реальность, а озвученные желания сбудутся. Такой тип лжи можно оценивать, как проявление истинных желаний ребенка. Даже если он утверждает, что чего-то не совершал, то это говорит о том, что он хочет, чтобы такого действия не было и пытается словами изменить реальность.
- Повышение самооценки и получение одобрения окружающих является очень важным моментом для детей.
- Конструирование реальности – является своеобразным защитным механизмом психики. Характерно для детей, которые растут в сложных условиях интернатов, семей, где есть насилие, токсичные отношения, высокий уровень токсичности, побои и оскорбления. Чтобы хоть немного оградить собственную психику от разрушающего воздействия окружающей реальности, ребенок полностью погружается в выдуманный мир, где у него все хорошо или точно значительно лучше, чем есть на самом деле. На каком-то этапе такой выдуманный мир преподносится всем окружающим, как настоящий.
Проблемы детской лжи необходимо решать, отталкиваясь от того, что послужило основной причиной. В некоторых ситуациях достаточно подождать, пока ребенок пройдет стадию знакомства с новым вариантом поведения, в других понадобится изменение воспитания и консультация специалиста.
Что нельзя делать, если ребенок лжет
Если родители поймали ребенка на лжи или просто его рассказы звучат, как небылицы некоторые реакции взрослых могут привести к тому, что ребенок замкнется, начнет еще больше врать или перестанет доверять. Чтобы такого не произошло необходимо избегать некоторых распространенных вариантов поведения:
- Не нужно загонять ребенка в угол большим количеством наводящих вопросов, если родитель итак знает правду. Чем больше будет давление, тем больше вероятность, что ребенок будет еще больше рвать, чтобы избежать наказания, превратив небольшую ложь в огромное фантастическое повествование. Рекомендуется вместо этого прямо заявить, что о лжи известно, и открыто обсудить вопрос.
- Не нужно вешать на ребенка ярлыки, называть лжецом или вруном, говорить о том, что доверие окончательно разрушено. Это может привести к тому, что дети перестанут вообще что-либо рассказывать родителям, даже делиться проблемами. Обсуждать следует только один поступок и говорить о том, что негативным является ложь, а не ребенок.
Никогда нельзя наказывать ребенка за ложь, не подумав, зачем он это делает. Обман возник эволюционно и является адаптационным механизмом, который позволяет выжить. Если человек ничего не боится и может получить то, что ему необходимо, он не использует ложь, кроме случаев психических нарушений, когда это является симптомом. У ситуации, когда не получается самостоятельно выявить причины лжи, лучше сначала обратиться за консультацией к специалисту и только потом планировать разговор с ребенком или систему воспитания и наказаний.
Рекомендации для родителей
Консультация для родителей, которых беспокоит детская ложь, сводится к поиску индивидуальных причин возникновения лжи у ребенка, а также разработки индивидуальных рекомендаций относительно коррекции. Общие рекомендации выглядят следующим образом:
- Необходимо определить с какой целью ребенок использует обман и в зависимости от этого решать проблему.
- Если ребенок обманывает с целью привлечения внимания, то необходимо вообще игнорировать данный факт. Не следует наказывать или разоблачать, но также и не уделять позитивного внимания сказанному. Когда ложь направлена на повышение самооценки, не приносит никому вреда, то ее следует просто пропустить и перенаправить разговор в другое русло. При этом необходимо решать общую проблему с самооценкой и уверенностью ребенка, количеством вашего внимания в его сторону.
- Повторяющаяся ложь уже требует коррекции, однако в мягкой форме. Если родители слышат, что рассказ звучит неправдоподобно, то необходимо озвучить ребенку, что то, как он преподносит информацию, звучит фантастически (как небылица, как сказка, неправдоподобно) и предложить рассказать то же самое, но как оно было на самом деле. Таким образом, происходит мягкое указание на ложь и одновременное подбадривание все исправить.
- Ложь, которая касается значимых моментов, например времяпровождения, местонахождения, сделанных заданий, взятых вещей и т.д. требует ответных действий. Это могут быть различные наказания, которые должны соответствовать проступку, были не долгими по времени и давали ребенку возможность исправить ситуацию. Это может лишение игр или телефона не несколько часов, поручение домашней работы и т.д. Важно учитывать, что наказания должны быть не только за ложь, но и дополнительно вносить элементы исправление негативного поступка – если не были сделаны уроки, то ребенок обязан их сделать, если он побил кого-то в школе, то должен перед ним извиниться и принести презент и т.д.
Когда ребенок лжет и это вызывает серьезные последствия, приобретает угрожающие масштабы, а стандартные воспитательные меры не помогают, необходима консультация специалиста, который выявит, откуда такая детская ложь и разработает специальную программу помощи. Обращаться необходимо как можно раньше, пока поведение не приобрело протестный характер, и не присоединилась агрессия, т.к. следующей стадией будет оппозиционная позиция ребенка и расстройства поведения. Даже такие тяжелые последствия можно скорректировать, однако для этого понадобится длительная работа команды специалистов и родителей.
Трудное поведение. Детская ложь. — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Детская ложь
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. Мотивы, по которым дети лгут, не имеют ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания ребенка.
Дети лгут, и это есть общий закон детского поведения даже тогда, когда ложь не несет им никакой выгоды. Причина детской лжи кроется в повышенно эмоциональном характере детской жизни.
В детстве у ребенка еще не выработались сдерживающие силы, регулирующие его поведение. Поэтому его фантазия не знает самоконтроля, она импульсивна и послушно реализует каждое хотение ребенка. Ребенок очень часто рассказывает не то, что было и есть в реальности, а то, что ему бы хотелось видеть. Детская ложь носит скорее фантастический и героический характер, чем эгоистический. Ребенку требуется время, чтобы понять разницу между реальностью и фантазией. У него преобладает стремление разрешить реальные проблемы фантастическими способами.
Ложь – это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла.
Ложь – это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды.
4 года – время, когда ребенок пробует обманывать, 5-6 лет – активно сочиняет и фантазирует, а также пробуют лгать, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно.
В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, что не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому.
Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различаю плохо, поэтому часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Да и родители зачастую сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства.
Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок может бояться многого: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий дети прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи.
Нигде так не лгут дети, как в семье, где родители строги, где часто наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах – это уже ложь политическая, а политика – наука многоумная.
Высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.
Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Бессознательная ложь пройдет сама. Для этого надо, чтобы ребенок развивался. Рассказы ребенка, склонного к бессознательной лжи, надо проверять, и, если они невероятны, показать, в чем ошибка (создать перед ребенком ту картину, которую он рисует себе иначе, чем следует).
При столкновении с сознательной ложью надо обратить внимание ребенка на то неудовольствие, которое причиняет ложь, внося смятение в его душу. Стараться, чтобы неприятное чувство, сидящее в его совести, не угасало, сохраняло свою остроту – это сможет предохранить в будущем от скверных поступков.
Надо быть осторожным, когда ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает, остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи. Жить без запретов ребенку нельзя, но надо позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку «нельзя», но надо прежде подумать, легко ли это «нельзя» исполнить.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя.
Средством против лживости является воспитание нравственного мужества. Мы живем в обществе, где конкуренция и соревновательность проникли во все сферы нашей жизни. Неудивительно, что многие дети, начиная уже с двух лет, стремятся во всем быть первыми и хорошо сознают важность победы. Именно это желание – быть удачливей и успешней других – и является одной из основных причин того, что ребенок начинает обманывать.
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Много ли в нашем окружении людей, которые ни разу в жизни не солгали? Наверное, таких людей практически нет. Но если человек солгал однажды, это не значит, что он будет лгать постоянно. Истоки лжи самые различные. Отношение к детской лжи также различное. Однако следует помнить, что если ребенок начинает лгать постоянно, то потом ему очень сложно остановиться. Сначала нас забавляет детская ложь, а потом начинает огорчать.
Что приводит детей к тому, что они начинают лгать?
Если ребенок начал лгать, он будет стоять на своем и без малейших колебаний отрицать очевидное. Особенно если пытается избежать выговора или наказания. Любимый довод – «это не я!». Бесполезно пытаться доказать малышу, что это не мог быть никто другой – он не сдастся. В некоторых случаях ребенок прибегает ко лжи, чтобы скрыть реальные факты, которых он стыдится или, которые для него слишком болезненные.
Это может быть какое-то неблагополучие в семье: шаткое финансовое положение, отсутствие одного из родителей, их алкоголизм.
Виды и признаки лжи
Ложь-игра
У детского писателя Николая Носова есть рассказ «Фантазеры». В рассказе этом двое мальчишек хвастаются друг перед другом. И море-океан они запросто переплыли, и летать раньше умели, жаль только, теперь разучились. Один даже на Луну летал. А другому, когда он переплывал океан, акула откусила голову, так он выплыл на берег и домой пошел. Без головы. А что? Разве без головы ходить нельзя? А потом у него новая голова выросла…
Если «ложь» вашего ребенка заключается в сочинении подобных историй – успокойтесь. Это не имеет никакого отношения к нечестности. Просто у ребенка богатое воображение и, очень возможно, творческие задатки. Попробуйте не ругать его, а сочинять вместе с ним. Может быть, получится интересно. А не умеете сочинять – учитесь у ребенка.
Ложь-манипуляция
Ложь – манипуляция, как правило, ложь ради самоутверждения. Ее порой бывает трудно отличить от лжи – игры. На первый взгляд, разницы никакой. И в том, и в другом случае ребенок сочиняет небылицы о себе своих необыкновенных способностях и достижениях. Но ложь – игра, как всякая игра, бескорыстна. Ее смысл и цель – в самой игре.
Если же ребенок лжет ради самоутверждения, его цель – привлечь к себе внимание, удивить, испугать, то есть манипулировать чувствами других людей, сверстников или взрослых. Здесь годится все: и исполненные гордости рассказы о богатых и знаменитых родителях, и, наоборот, жалобы на горькую сиротскую долю. Лишь бы стать центром внимания окружающих – пусть на короткое время.
Ложь из страха
Это очень частая разновидность детской лжи. Ребенок говорит неправду, потому что боится наказания или унижения. Каких только небылиц не приходилось выслушивать взрослым в ответ на вопросы «Почему ты не…» (убрал за собой игрушки, выучил уроки… дополнить этот список каждый родитель может самостоятельно). «Причины» бывают самые разнообразные – от банальной головной боли до приземления летающей тарелки с инопланетянами в соседнем дворе. И все это для того, чтобы избежать наказания, выговоров, упреков.
В современной литературе по детской психологии можно встретить и другую классификацию детской лжи, например виды детской лжи по Ст. Холл:
«Героическая» — это ложь является «средством для благородных целей».
«Партийная» — это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.
«Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами.
«Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.
«Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями.
Родителям необходимо помнить, что при несформированности у ребенка потребности в правдивом отношении к людям, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, у него может развиваться лживость как черта характера, а это уже посложнее проблема.
Нравственное развитие ребенка определяется:
1. Знанием норм общества. Через общение с окружающими людьми ребенок усваивает социальные нормы поведения. О нормах общества ребенку сообщает взрослый.
2. Осмыслением норм общества. Ребенок начинает понимать значение, необходимость той или иной нормы. Большое значение в усвоении и осмысление образцов и правил поведения, имеет развитие у детей чувства гордости и чувство стыда, которые заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.
3. Привычками нравственного поведения, которые формируются и закрепляются в общении с другими людьми. Привычка является эмоционально-побудительной силой, нарушение которой ведет к ощущению дискомфорта.
4. Эмоциональным отношением к правилам поведения. Необходимо обращать внимание на переживания успеха и неуспеха ребенка, связанными с его поведением и деятельностью.
Особенности и причины детской лжи
Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно «бескорыстно». Почему так происходит? Малыш, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.
Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть парадоксально: сначала родители описывают чьи-то волшебные приключения, заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое время заявляют, что «это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не бывает». А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки.
Ребенок с хорошо развитым воображением естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории – как небылицы, так и очень реалистичные «случаи». А поскольку игра для дошкольника – самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.
Можно выделить несколько причин детской лжи.
Недоверие ребенка к взрослым.
Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые.
Вторая причина детской лжи – это желания самоутвердиться.
Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
Если же ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога. Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
Ребенок хочет избежать наказания;
Хочет привлечь к себе внимание;
У него есть проблемы, требующие решения;
Избегает стрессовых ситуаций;
Берет пример с окружающих его взрослых и детей.
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.
Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существуют также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:
— ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
— у него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
— поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
— ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней.
— если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
— прислушайтесь к словам ребенка, к оговоркам в речи. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не простой ошибкой речи. В состоянии волнения ребенок много употребляет междометий, лишних слов, например: « Ну… ну я это… м-мне мне…
— можно заметить нервное подёргивание ногой или любые другие ритмичные движения, а руки обычно соприкасаются друг с другом.
г) ложь выдает и растерянное выражение лица, смущение. И даже если ребенок хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лжет, поставит его в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока ребенок будет сочинять уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице растерянность.
Как предотвратить обман
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше.
Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка.
Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь.
Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду.
Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний.
Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно.
Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана.
Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководятся в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи.
Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок.
Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью.
Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане.
Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью.
Постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».
Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее: произнесите просто многозначительное «гм» или «да-да» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом, вернувшись к этой проблеме еще раз через время.
Первое правило: не надо драматизировать ситуацию, когда ребенок говорит неправду, это не всегда ложь.
Второе правило: ищите причину, почему ребенок так поступает. Скажите ребенку: «Я понимаю, почему ты меня обманул. Наверное, мне надо перестать ругать тебя все время, тогда бы ты говорил мне только правду».
В каких-то случаях детскую ложь вообще можно пропустить мимо ушей. Например, малыш утверждает, что у него в кармане живет гном. В три-пять лет – это невинная фантазия, а не ложь, но если семилетний ребенок в это свято верит – наверное, надо идти к специалисту. Ведь всему есть предел.
Что родители должны знать и чем интересоваться, чтобы избежать детской лжи:
кто его друзья и поведение друзей;
где ребенок проводит досуг;
как дети ведут себя на вечеринках, утренниках, праздниках;
какие телепередачи смотрит ребенок;
как он выполняет домашние задания;
как ведет себя в школе.
Ложь и доверие связаны между собой многими нитями. Лгущий ребёнок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребёнка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у честного ребёнка веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам, поскольку они нам не доверяют, поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас.
Нам надо относиться к детям так, чтобы они знали, что они могут доверить нам правду. Доверие детей вначале даётся нам даром, но по мере их взросления, это доверие всё время приходиться заслуживать.
Что почитать родителям о детской лжи?
Список литературы
1. Вагин, И.О. Психология выживания в современной России/ 2-е изд. – СПб.: АСТ. 2004. 345с.
2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу/3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 144с.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1996. 352с.
4. Матвеева, М. Милый лжец// Мама, папа, я – 2004. — №7 – С.15-18
5. Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи.- СПб.: Питер, 2011.-176 с. (Серия «Сам себе психолог»)
6. Почему дети лгут// Мама и малыш – 2004. — №12 (http://www.2mm.ru)
7. Роберт Т. Байярд Ваш беспокойный ребенок. – М.: 1991. 220с.
8. Фромм, А. Азбука для родителей. – Л.: 1991. 349с.
9. Экман, П. Психология лжи. – СПб.: «Питер», 2001. 272с.
10. Юрченко О. Вся правда о детской лжи. Что нужно знать родителям юных обманщиков? — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.- 160 с.
Почему дети лгут и что родители могут сделать, чтобы остановить это
Назовите их выдумками, громкими заявлениями или откровенной неправдой: как бы вы их ни называли, дети, скорее всего, где-то солгут. В то время как младший ребенок может придумать сложную историю о том, что она никак не могла ударить младшего брата или сестру, дети постарше могут начисто лгать о выполнении домашнего задания.
Иногда ложь начинается внезапно и интенсивно, сообщает Мэтью Роуз, доктор философии, клинический психолог. «Это новинка, когда раньше большую часть времени они были довольно правдивы, а потом внезапно лгали о многих вещах», — говорит он. Это, конечно, касается родителей. Но если опекуны смогут понять, почему дети лгут, и будут готовы справиться с проблемой, правда может выйти наружу.
Почему дети лгутБольшинство родителей думают, что дети лгут, чтобы получить желаемое, избежать последствий или избежать того, чего они не хотят делать. Это распространенные мотивы, но есть и менее очевидные причины, по которым дети могут не говорить правду — или, по крайней мере, не всю правду.
Чтобы проверить новое поведение
Доктор Роуз говорит, что одна из причин, по которой дети лгут, заключается в том, что они открыли для себя эту новую идею и проверяют ее, как они это делают с большинством видов поведения, чтобы посмотреть, что произойдет. «Они будут задаваться вопросом, что произойдет, если я солгу об этой ситуации?» он говорит. «Что я буду из этого иметь? От чего меня это выводит? Что это мне даст?»»
Для повышения самооценки и получения одобрения
Неуверенные в себе дети могут лгать, чтобы казаться более впечатляющими, особенными или талантливыми, чтобы повысить свою самооценку и хорошо выглядеть в глазах других. Доктор Роуз вспоминает, как лечил восьмиклассника, который дико преувеличивал примерно в 80% случаев: «Это были своего рода невероятные переживания, которые вообще не были в пределах правдоподобия». Например, мальчик говорил, что пошел на вечеринку, и все начали петь для него, когда он вошел в дверь.
Чтобы отвлечь внимание от себя
Дети, страдающие тревогой или депрессией, могут лгать о своих симптомах, чтобы отвлечь от них внимание, отмечает доктор Роуз. Или они могут минимизировать свои проблемы, говоря что-то вроде «Нет, нет, я хорошо спал прошлой ночью», потому что они не хотят, чтобы люди беспокоились о них.
Говорить прежде, чем они подумают
Кэрол Брэди, доктор философии, клинический психолог и постоянный обозреватель журнала ADDitude , которая работает со многими детьми с СДВГ, говорит, что они могут лгать из-за импульсивности. «Одним из признаков импульсивного типа СДВГ является то, что они говорят раньше, чем думают, — говорит она, — так что очень часто вы будете получать эту ложь».
Иногда дети действительно могут поверить, что они что-то сделали, и сказать то, что звучит как ложь, добавляет доктор Брейди. «Иногда они действительно просто забывают. У меня есть дети, которые говорят: «Честно говоря, доктор Брейди, я думал, что сделал домашнее задание. Я действительно думал, что знаю. Я не помнила, что у меня была такая дополнительная работа». Когда это происходит, говорит она, им нужна помощь в дополнении их памяти с помощью таких методов, как контрольные списки, ограничения по времени и органайзеры.
А потом ложь во спасение
Еще больше усложняет ситуацию то, что в определенных ситуациях родители могут поощрять детей лгать во благо, чтобы пощадить чьи-то чувства. В этом случае ложь во спасение и когда ее использовать подпадают под определение социальных навыков.
Что родители могут сделать со ложьюИ доктор Роуз, и доктор Брэди говорят, что в первую очередь важно подумать о функции лжи. «Когда я провожу обследование, в бланках приема есть вопросы, на которых родители могут проверить, лжет ли ребенок», — говорит доктор Роуз. «Это то, на что я мог бы потратить 20 минут. Какая ложь, каковы обстоятельства лжи?» Он говорит, что поведенческие методы лечения зависят от функции лжи и серьезности проблемы. «Нет жестких и быстрых указаний», — говорит он. «Разные уровни означают разные последствия».
Ложь 1-го уровня
Когда дело доходит до лжи с целью привлечения внимания, доктор Роуз говорит, что, вообще говоря, лучше ее игнорировать. Вместо того, чтобы резко сказать: «Это ложь. Я знаю, что с тобой этого не случилось», — предлагает он мягкий подход, при котором родители не обязательно имеют последствия, но они также не пытаются уделять этому много внимания.
Это особенно актуально, если ложь исходит из-за низкой самооценки. «Поэтому, если они говорят: «Сегодня я забил 10 голов на футбольном перерыве, и все посадили меня на свои плечи, и это было потрясающе», и вы думаете, что это неправда, то я бы сказал, что не спрашивайте кучу фолловеров. вопросы». Для такого рода низкоуровневой лжи, которая на самом деле никому не причиняет вреда, но не является хорошим поведением, игнорирование и перенаправление на то, что, как вы знаете, является более реальным, — это путь.
Ложь 2-го уровня
Если это не сработает, говорит доктор Роуз, родители могут быть более откровенными, сделав мягкий выговор. «У меня были ситуации, когда это была раздутая фантастическая ложь, — говорит он. «Я попрошу родителей обозначить это и назвать это небылицей. Если ребенок рассказывает одну из таких историй, родитель мягко скажет: «Эй, это звучит как выдумка, почему бы тебе не попробовать еще раз и не рассказать мне, что произошло на самом деле?» дети, чтобы попробовать еще раз.
Ложь уровня 3
Если что-то более серьезное, например, дети старшего возраста лгут о том, где они были или о том, сделали ли они домашнее задание, родители могут подумать о последствиях. Детям должно быть ясно, что у такого рода лжи будут последствия, так что это не произойдет внезапно. Как и все последствия, доктор Роуз рекомендует, чтобы они были кратковременными, а не раздутыми, что дает ребенку шанс вернуться к практике лучшего поведения. Некоторые примеры: потеря телефона на час или выполнение работы по дому
Кроме того, в зависимости от серьезности, также должен быть компонент решения проблемы, о которой они лгали. Если ребенок сказал, что у него не было домашней работы всю неделю, а затем родитель узнает, что у него была домашняя работа каждый день, за ложь должны быть какие-то последствия, и они также должны сесть и сделать всю работу. Если они ударили другого ребенка и солгали об этом, за ложь, а также за нанесение ударов полагается наказание. В этом случае, говорит доктор Роуз, вы также должны попросить своего ребенка написать письмо с извинениями другому ребенку.
Как помочь детям избежать лжиПусть они знают, что правда уменьшает последствия
Например, если подростки выпивали на вечеринке, родитель захочет им звонок, чтобы его забрали. Но дети знают, что пьянство должно иметь последствия. «Существует сложный баланс между открытым диалогом и установлением соответствующих ограничений, когда это необходимо», — говорит доктор Роуз.
В этой ситуации, когда солгать было бы легче, когда родители раздают последствия, они также могут похвалить ребенка за то, что он сказал правду, и сказать, что это делает их более надежными. Они также могут уменьшить последствия, например сообщить детям, что они забирают свой телефон на день, а не на неделю.
Доктор Роуз добавляет одно предостережение: дети и подростки не должны думать, что последствия можно обсудить. «Иногда ребенок скажет: «Но я сказал тебе правду», — говорит он. «Они начнут манипулировать, говоря: «Это просто заставляет меня хотеть никогда больше не говорить правду». Родители не должны сдаваться в этот момент.
Использовать проверку правды
Допустим, учитель сказал родителям, что их ребенок не выполнил домашнее задание. Доктор Брейди предлагает дать ребенку шанс сказать правду. Если сначала они этого не сделают, родители могут сказать: «Я уйду и дам тебе 10 минут, а потом я вернусь и спрошу тебя еще раз. Если вы передумаете и захотите дать мне другой ответ, это просто проверка правды, и у вас не будет проблем».
Таким образом, если ребенок дает импровизированный ответ, потому что боится последствий или не хочет разочаровывать родителя, у него есть возможность серьезно подумать, хочет ли он солгать или признаться. без последствий. Доктор Брейди отмечает, что этот метод не подходит для ребенка, который постоянно лжет.
Используйте метод преамбулы
Родители также могут научить детей говорить правду, напоминая им, что они не ожидают совершенства, отмечает доктор Брейди. Родители могли бы сказать: «Я задам тебе вопрос, и, может быть, ты скажешь мне что-то, чего я не хочу слышать. Но помните, ваше поведение — это не то, кто вы есть. Я люблю тебя, несмотря ни на что, и иногда люди ошибаются. Поэтому я хочу, чтобы вы подумали о том, чтобы дать мне честный ответ». Предоставление детям возможности подумать об этом может привести к тому, что они скажут правду.
Дайте детям с СДВГ больше времени на размышления
Доктор Брейди говорит, что детям с СДВГ, которые склонны давать импульсивные ответы, которые оказываются ложью, нужно дополнительное время, чтобы все обдумать, прежде чем говорить. Импульсивность может быть проблемой как дома, так и в школе, когда учитель спрашивает, выполнил ли ребенок задание, а ребенок отвечает утвердительно, даже не глядя в свою работу. Именно тогда его нужно научить тормозить и проверять свою работу.
Что родители s не должны делатьНикогда не загоняйте ребенка в угол
Поставив ребенка на место, вы можете заставить его солгать. Доктор Брейди рекомендует, если родители знают истинную историю, они должны сразу перейти к проблеме и обсудить ее. Вместо того, чтобы спрашивать ребенка, не сделал ли он домашнее задание, родитель может просто сказать: «Я знаю, что ты этого не делал. Давайте поговорим о том, почему это не очень хорошая идея».
Не вешайте на ребенка ярлык лжеца
Называть ребенка лжецом — большая ошибка, — утверждает доктор Брейди. Рана, которую он наносит, больше, чем просто иметь дело с тем, о чем они солгали в первую очередь. Это заставляет ребенка думать: «Мама мне не поверит». Это заставляет их чувствовать себя плохо и может создать модель лжи.
Часто задаваемые вопросы
Почему дети лгут?Дети лгут по нескольким причинам, например, чтобы проверить новое поведение или получить одобрение. Неуверенные в себе дети могут лгать, чтобы казаться более впечатляющими в глазах сверстников. Дети с тревогой или депрессией могут лгать о своих чувствах, чтобы их родители не беспокоились о них. Дети с СДВГ могут лгать из-за импульсивности, говоря раньше, чем думают.
Что делать родителям с лживым ребенком?Чтобы иметь дело с лживым ребенком, вы можете дать ему шанс сказать правду, похвалить его, когда он это сделает, и напомнить ему, что совершенство не ожидается. Родители могут дать детям с СДВГ больше времени, чтобы все обдумать, прежде чем говорить, так как они склонны говорить импульсивно.
Видеоресурсы для детей
Обучайте своих детей навыкам психического здоровья с помощью видеоресурсов Калифорнийского проекта Healthy Minds, Thriving Kids.
Начать просмотр
7 причин, почему дети лгут, и лучшие способы справиться с этим
Дети всех возрастов лгут.
Когда ваш ребенок лжет, вы можете усомниться в своих родительских правах.
Хотя ни одному родителю не нравится видеть, как дети лгут, изучение причин, по которым дети это делают, является ключом к прекращению такого поведения.
Развитие лжи
Ложь является нормальным с точки зрения развития, хотя это также и проблематичное поведение.
Ложь — важная веха в развитии, связанная с теорией разума.
В теории разума люди понимают, что разные люди имеют разные психические состояния, которые могут отличаться от реальности. Дети могут понимать ложь и говорить убедительную ложь только в том случае, если они осознают свое психическое состояние и психическое состояние других, а также свое собственное 1 .
Кроме того, чтобы добиться успеха, лжец должен развивать исполнительные функции, такие как запретительный контроль, планирование, социальное развитие и интерпретация социальных норм 2 .
Они должны обеспечить, чтобы содержание ложного утверждения не противоречило лжи (контроль семантической утечки) и подавление неконгруэнтного поведения (контроль невербальной утечки) 3 .
В некотором смысле развитие этих новых навыков полезно для развития ребенка.
Ложь широко распространена в разных культурах. Как правило, он возникает в молодом возрасте в дошкольном возрасте и быстро развивается с возрастом.
7 причин, почему дети лгут
Дети лгут по разным причинам. Вот семь наиболее распространенных причин и видов лжи, которые дети рассказывают 4 .
1. Они лгут, чтобы скрыть
Скрывают ложь, чтобы избежать наказания.
На преднамеренное лживое поведение детей частично влияет то, как они воспринимают негативные последствия раскрытия правды по сравнению с позитивными последствиями раскрытия правды 5 .
Вероятность солгать о плохом поведении выше у детей, которые ожидают сурового наказания, такого как порка 6 .
2. Они лгут, чтобы исследовать возможности
Исследовательская ложь используется, когда дети пытаются узнать, что находится по ту сторону правды. Дети могут лгать из любопытства или ради развлечения.
3. Они лгут, чтобы похвастаться
Громадная ложь используется, чтобы хвастаться или преувеличивать свои достижения, чтобы достичь более высокого статуса или сохранить свою самооценку. Например, дети могут ложно утверждать, что получили награду, хотя на самом деле это не так.
4. Они лгут, чтобы привлечь внимание
Наглая ложь — это ложь, направленная на привлечение внимания. Когда дети откровенно лгут, они знают, что их заметят, так как другие знают правду.
5. Они путают воображение с реальностью
Намеренная ложь – это когда ребенок намеренно делает ложное заявление с намерением создать у других ложные убеждения. Однако иногда дети принимают фантазии за реальную жизнь и неосознанно лгут о них.
Поэтому, когда маленькие дети о чем-то лгут, важно различать, путаются ли они в фантазиях или пытаются сохранить секреты.
Фантастическая ложь содержит элементы выдуманного мира. Обычно эти элементы должны брать на себя вину или служить тому, чего хочет ребенок.
6. Они лгут из вежливости
С самого раннего детства детей учат не лгать. Но в определенных социальных ситуациях их также учат, неявно или явно, что они не должны говорить грубую правду. Белая ложь распространена в таких ситуациях, когда ожидается вежливость.
Например, когда дети получают нежелательные подарки, они лгут взрослым, притворяясь, что они им нравятся 7 .
Дети в возрасте 3 лет также могут лгать во благо, чтобы не обидеть других. Например, если ребенок считает, что если он признает проступок, его родители разочаруются в нем, он может солгать, чтобы скрыть правду 9.0165 8 .
7. Они лгут, чтобы защитить других
Альтруистическая ложь используется, чтобы защитить других, обычно сверстников или родителей. Их могут прямо спросить, а могут и не спросить, но они считают, что должны сделать это, чтобы помочь.
Насколько распространена ложь среди детей?
В этом эксперименте исследователи прямо инструктируют детей не смотреть на игрушки и не играть с ними, когда их оставляют одних. Большинство детей не могут подчиняться указаниям исследователей из-за своей природной любознательности и трудностей с сопротивлением искушению. Когда исследователь возвращается, ребенка спрашивают, видел ли он игрушку или играл с ней.
Исследователи обнаружили, что ложь увеличивается с возрастом. В этом эксперименте около трети трехлетних детей солгали, по сравнению с более чем половиной детей в возрасте от 4 до 7 лет. Старшие дети также смогли сохранить свою ложь, когда им задавали уточняющие вопросы 9 .
Как бороться с детской ложью
В обществе мы предполагаем и надеемся, что другие честны.
В обществе ложь не приветствуется, так как это может иметь негативные последствия для отношений. Это также может подорвать основы нравственного характера наших детей.
Сокрытие лжи может быть одним из первых признаков будущего антиобщественного или делинквентного поведения у детей.
Хотя это нельзя изменить за одну ночь, родители могут попробовать следующие шаги, чтобы остановить или предотвратить повторяющуюся ложь.
Различать виды лжи
Если вы имеете дело с детьми младшего возраста, первым шагом будет выяснить, могут ли они отличить реальность от воображения ребенка.
Дети могут просто запутаться в том, что они выдают за действительное, а не в том, что происходит на самом деле.
Признайте и помогите им исправить ситуацию
Когда вы узнаете о настоящей лжи, спокойно объясните ребенку, что вы об этом знаете.
Не вступайте в борьбу за власть. Избегайте обвинительного тона или выражений. Когда вы используете отталкивающий тон, дети, как правило, игнорируют то, что вы говорите.
Если они сделали что-то не так, попросите их исправить это. Это может быть извинение, домашнее задание по макияжу или ремонт. Дайте им второй шанс поступить правильно.
Не наказывать
Этот шаг может вас удивить. Ведь наказание используется для дисциплины во всем мире.
Если вы сделаете ошибку, вас накажут. Это кажется логичным.
Однако удалось ли нашей правовой системе остановить преступность? (ответ «Нет» для сомневающихся)
Уклонение от наказания – внешний стимул. Желание поступать правильно является внутренним стимулом.
Внешняя мотивация не может дать таких же результатов, как мотивация, исходящая изнутри.
В эксперименте по сопротивлению искушению дети, вышедшие из карательной среды, лгали больше, чем дети из некарательной 10 .
Никто в здравом уме не стал бы подвергать себя штрафному наказанию. Если ребенок думает, что его накажут за правду, он, конечно, солжет. Человеку свойственно защищать себя.
Итак, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок лгал, и вы хотите, чтобы у него развилась внутренняя мотивация говорить правду, прекратите как следствие наказание.
Это не значит, что вы должны игнорировать их ошибки. Как уже упоминалось, вы должны решить эту проблему и дать им возможность сделать это правильно.
Обучение моральным ценностям
Нравственная оценка ребенком лжи связана с его поведением в отношении лжи.
Те, кто ценит правду, реже лгут. Они внутренне мотивированы говорить правду.
Научите детей положительным аспектам честного поведения. Даже если вы совершили ошибку, говорить правду приятно, потому что вы поступаете правильно. Вы берете на себя ответственность и не прячетесь.
С другой стороны, нечестное поведение заставляет вас чувствовать себя плохо, потому что вы кого-то обманываете. Это может вызвать проблемы или навредить другим. Ложь также может привести к еще большей лжи, чтобы скрыть первую ложь.
Будьте образцом честности
Согласно исследованию, большинство взрослых признаются, что лгут своим детям. Они могут лгать детям, чтобы контролировать их поведение, заставить их сотрудничать или контролировать свои эмоции. Иногда лгут, потому что это проще, чем дать точное, но сложное объяснение 11 .
Моделирование и имитация — два способа обучения детей. Дети могут приобретать или усиливать лживое поведение, наблюдая, как лгут их родители.
В парадигме сопротивления искушению ребенок школьного возраста, которому лгали, с большей вероятностью лгал и подглядывал, чем тот, кому не лгали 12 .
Дети узнают, какое поведение приемлемо от их родителей. Подавайте им хороший пример и моделируйте его своим поведением.
Часто требуется больше времени и усилий, чтобы объяснить правду. Дети из семей, где ложь взрослых приемлема, увидят, что ложь — это нормальное поведение.
Научите различать антиобщественную ложь и ложь во благо
Не всякая ложь плоха. Взрослые постоянно лгут во благо. Дети могут быть сбиты с толку тем, почему мы учим их одному, а делаем другое.
Антиобщественная ложь мотивирована корыстью. Они направлены на причинение вреда другим, получение личной выгоды или избежание наказания.
Но ложь во благо является распространенной формой лжи, которую взрослые люди используют в повседневной жизни для поддержания социальных отношений. Эта ложь не вредит другим 13 .
Мы должны учить детей этому, чтобы они могли лгать социально приемлемым и эффективным способом.
Попросите детей пообещать
Согласно исследованию, когда исследователи обсуждали разницу между ложью и правдой с детьми, а затем просили их пообещать говорить правду, ложь значительно уменьшалась.
Суды используют аналогичную последовательность событий, когда детей вызывают для дачи показаний. Они считают, что это имеет эффект продвижения правды.
Заключительные мысли о том, почему дети лгут
Детей можно приучать к правдивости с раннего возраста.
Выбор между наказанием и отсутствием наказания имеет гораздо более глубокое значение, чем просто лгать или не лгать.
Есть разница между воспитанием ребенка, который стремится поступать правильно, и тем, кто только пытается избежать неприятностей или не попасться.
Ссылки
1.
Эванс А.Д., Ли К. Возникновение лжи у очень маленьких детей. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2013: 1958–1963. дои: 10.1037/a0031409
2.
Уильямс С., Ледюк К., Кроссман А., Талвар В. Молодые обманщики: исполнительное функционирование и антисоциальная ложь у детей дошкольного возраста. Информационная дочерняя разработка . Опубликовано в Интернете 11 января 2016 г.: e1956. doi:10.1002/icd.1956
3.
Талвар В., Ли К. Развитие лжи для сокрытия проступка: контроль детей за экспрессивным поведением во время словесного обмана. Международный журнал поведенческого развития . Опубликовано в Интернете в сентябре 2002 г .: 436–444. дои: 10.1080/01650250143000373
4.
Stouthamer-Loeber M. Ложь как проблемное поведение у детей: обзор. Обзор клинической психологии . Опубликовано в Интернете, январь 1986 г .: 267–289. дои: 10.1016/0272-7358(86)
-4
5.
Talwar V, Lee K, Bala N, Lindsay RCL. Концептуальные знания детей о лжи и их отношение к их реальному поведению: последствия для судебных экзаменов на компетентность. Право и поведение человека . Опубликовано в Интернете 2002: 395-415. doi:10.1023/a:1016379104959
6.
Талвар В., Арруда С. , Ячисон С. Влияние наказания и призывов к честности на поведение детей, говорящих правду.
7.
Хейман Г.Д., Свит М.А., Ли К. Рассуждения детей о лжи и правде в контексте вежливости. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете в августе 2009 г .: 728–746. doi:10.1111/j.1467-9507.2008.00495.x
8.
Талвар В., Мерфи С.М., Ли К. Уайт лжет детям в целях вежливости. Международный журнал развития поведения . Опубликовано в Интернете в январе 2007 г.: 1-11. дои: 10.1177/0165025406073530
9.
Талвар В., Ли К. Социальные и когнитивные корреляты детского лживого поведения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в июле 2008 г .: 866–881. doi:10.1111/j.1467-8624.2008.01164.x
10.
Талвар В., Ли К. Карательная среда способствует детской нечестности: естественный эксперимент.