cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дети с овз все равны: Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

25.11.2020

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Как научиться общаться и дружить с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива является сложной социальной реальностью современной школы. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в сознании школьников не сформирован позитивный образ одноклассника с ОВЗ. Большинство учащихся и учителей школы не всегда считают таких детей равными членами детского коллектива, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции их прав и возможностей. Учащиеся зачастую недостаточно информированы о людях с ограниченными возможностями здоровья, у подростков отсутствуют навыки общения с детьми-инвалидами, а в школе нет занятий, которые помогли бы детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними.

Чтобы устранить проблемы негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, необходимо донести до учащихся несколько несложных правил.

Они помогут детям научиться более толерантно относиться к сверстникам, дружить с ними и помогать им. Полноценное общение с одноклассниками будет полезно и ребенку с ОВЗ: оно позволит ему почувствовать себя частью классного коллектива, а впоследствии – адаптироваться в сложном окружающем мире.

Как общаться с детьми с ОВЗ и инвалидностью?

(советы для детей и взрослых)

— При взаимодействии с людьми с инвалидностью нужно соблюдать общепризнанные нравственные принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни.

— С детьми с ОВЗ следует вести себя естественно и общаться с ними на равных.

— При разговоре с ребенком с ОВЗ нужно обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре.

— При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что допустимо.

— При встрече с ребенком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если это общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому в данный момент обращаются.

— Прежде, чем помогать, следует сначала предложить помощь, дождаться, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.

— К ребенку можно обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству.

— Говорить с одноклассником с ОВЗ нужно обычным голосом и языком. Только в случае общения со слабослышащим можно увеличить громкость речи.

— При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, – слушать его внимательно, быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.

— Необходимо уважать личные границы собеседника. Перед началом разговора лучше убедиться, что человек с ОВЗ вообще хочет общаться.

— Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть ребенка на коляске, надо спросить его разрешения.

— Не следует обсуждать ребенка с ОВЗ при всех и при нем самом в третьем лице.

Как подружиться с ребенком с ОВЗ?

(советы для школьников)

— Помни, что дружить с ним бывает нелегко. Не забывай, что твой друг может повести себя странно, забыть о встрече или во время разговора постоянно тебя перебивать, у него может резко меняться настроение. Он может отказаться пойти с тобой в кино, так как боится скопления людей или просто плохо себя чувствует. С таким другом бывает непросто общаться, так как он может говорить только о своих интересах. Если у твоего друга нарушение способностей к обучению, он вынужден слишком много времени проводить с учителями после уроков, и вам может не хватать времени для общения и игры.

— Если твой близкий друг имеет ОВЗ, можно попробовать расспросить его, чтобы лучше понимать особенности его поведения. Вначале обязательно уточни, готов ли он это обсуждать: «Я хочу узнать подробнее о твоей особенности. Ты не будешь против, если я тебя поспрашиваю?» Если твой друг рассказал тебе о своем нарушении, это не значит, что ты можешь сообщать об этом всем подряд. Тебе рассказали — значит, доверяют. Если ты сам не уверен, можно ли говорить об этом другим, спроси своего друга.

— Чем больше ты узнаешь, тем проще тебе будет при необходимости сохранять терпение и проявлять заботу. И когда у твоего друга будут какие-то проблемы, ты уже будешь знать, что это проявление ОВЗ.

Нельзя обвинять человека в том, что у него ОВЗ и он странно себя ведет. Это жестоко, да и друга ты при таком подходе, скорее всего, потеряешь. Но все же тактично показать, что какое-то поведение тебе не нравится, можно.

— Детям с ОВЗ очень хочется найти друзей, как и всем остальным, и каждый из них способен быть хорошим другом. У вас могут быть общие интересы, и вы можете прекрасно проводить время вместе. Учитывая особенности поведения приятеля с ОВЗ, ты становишься более чутким, терпеливым, психологически зрелым. Защищая друга, ты проявляешь смелость и заботу, а это очень важные качества.

Автор: Антипова Жанна Владимировна,
доцент, кандидат педагогических наук,


ведущий научный сотрудник
Института воспитания РАО


Файл:&nbsp

1.36 Мб

Как научиться общаться и дружить с детьми с ограниченными возможностями здоровья.pdf

«Мы разные. Мы равны»

Артикул

История из инклюзивной школы в Беларуси, где все дети учатся вместе

ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ Беларусь

02 декабря 2020

По данным исследования ЮНИСЕФ, в Беларуси треть детей с инвалидностью в возрасте 10-17 лет чувствуют себя одинокими. При этом каждый девятый ребенок-инвалид не посещает образовательное учреждение.

Однако сегодня белорусские школы знают об инклюзивных подходах в образовании. Уже более 20 лет дети с ограниченными умственными и физическими возможностями учатся вместе с другими детьми в средней школе № 18 города Борисова, Беларусь.

Без четверти восемь. Дети шумно стекаются в школу. Младших школьников сопровождают родители, кто-то идет вприпрыжку, кто-то идет неторопливо, рискуя опоздать на первый урок, а некоторых детей постарше мамы везут на колясках по длинному пандусу. Кто-то из детей всегда помогает придерживать дверь в здание школы.

Знакомимся с Владом Гвоздовичем из 7 «А» класса. Мальчик болен ДЦП (детский церебральный паралич — заболевание центральной нервной системы, влияющее на способность человека двигаться, сохранять равновесие и осанку. — Прим. ред.) и с 1 класса посещает обычную школу. лестница центральной школы, и здесь они прощаются. С этого момента Владик попадает в заботливые руки воспитателя.

ЮНИСЕФ Беларусь Ассистент помогает Владу подняться на следующий этаж

Эту роль выполняют помощники учителя – эти должности специально введены в школе.

Они управляют специальным гусеничным подъемником, на котором размещается инвалидная коляска. Медленно, шаг за шагом, Влад добирается до второго этажа и идет в класс. Здесь его встречают одноклассники, среди них Влад Бобылев, который тоже страдает ДЦП и передвигается на инвалидной коляске.

Мазуркевич Анжела Евгеньевна, директор школы, была среди тех, кто перешел на инклюзивное образование в борисовской школе. Первые дети с умственными и физическими недостатками начали посещать школу в 1996.

«Сегодня у нас самое большое количество детей с особыми потребностями в Борисовском районе – в этом году в нашей школе учится 38 таких детей. 17 из 39 классов являются интегрированными. Четыре из них имеют полную интеграцию, т.е. большинство запланированных уроков проводит преподаватель-терапевт. Другие классы являются частично интегрированными, что означает, что дети с умственными и физическими недостатками интегрируются в классы, но им предлагаются специальные образовательные программы общеобразовательной школы» 9.

0003

«Не надо сравнивать»

Школа №18 большая по борисовским меркам. До того, как поблизости открылась еще одна школа, в ней обучалось более 1200 школьников. Сейчас они с улыбкой вспоминают времена, когда при большом потоке детей приходилось буквально регулировать движение в коридоре, освобождая место для инвалидных колясок. А если детей в инвалидных колясках в школьную смену было много, волонтеры из старших классов и взрослые поднимали детей на руках на третий этаж, чтобы им не приходилось ждать, пока освободится лифт.

«Я отношусь к нему как к обычному человеку. Я не понимаю, почему люди говорят, что они разные. Их не надо сравнивать», — рассказывает Максим о своей дружбе с мальчишками.

В школе отмечают, что за эти годы отношение других детей к детям с ОВЗ явно изменилось. Если раньше обращали внимание на то, как такие дети двигаются, как выглядят, то сейчас, в последние 5-7 лет, не видят никаких отличий.

ЮНИСЕФ Беларусь

Инклюзия в школе помогает детям адаптироваться к обстоятельствам, которые могут коснуться каждого

По словам Анжелы Мазуркевич, в школе все – учителя, дети и, самое главное, их родители – проходят адаптацию. Но этот процесс не всегда был гладким:

«Лет 9-10 назад ко мне пришел отец одной из наших девочек и сказал: «Я не хочу, чтобы моя дочь училась в интегрированном классе. Я не хочу, чтобы она видела инвалидов. Мы откровенно поговорили, и я рассказал ему личную историю, как мы восприняли факт инвалидности в моей семье, и как мне было тяжело. Я пытался объяснить, что в жизни бывают моменты, когда нужно пройти этот путь. Это адаптация к другим жизненным обстоятельствам, которые могут затронуть каждого. И лучше, если адаптация будет происходить в школе, а не во взрослом возрасте, когда нужно себя ломать. Для детей это проще».

Раньше мы получали согласие родителей на обучение ребенка в интегрированном классе. Мы не делаем этого в последние три года. Сейчас все первоклассники в нашей школе интегрированы. И ни один родитель не пришел ко мне, чтобы выразить беспокойство.

Издание подготовлено Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках информационной кампании «Just the Children», направленной на поддержку детей с ограниченными возможностями и их семей. Одной из ключевых целей кампании является содействие включению детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Акция «Просто дети» реализуется совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Кампания стартовала 3 декабря в рамках проекта международной технической помощи «Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей-инвалидов и детей с психическими и физическими нарушениями в Беларуси».

Имея те же возможности, что и другие, дети с ограниченными возможностями могут быть проводниками перемен – доклад ООН

Подготовлено Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) первое глобальное исследование, посвященное детям с ограниченными возможностями.

Основная идея отчета заключается в том, что девочки и мальчики с ограниченными возможностями «не проблемы», а сестры, братья, дочери, сыновья и друзья с любимыми блюдами и песнями, мечтами и правами. Отказываясь от традиционных представлений о «спасении» ребенка, отчет вместо этого акцентирует внимание на инвестициях в устранение барьеров, препятствующих реализации прав ребенка.

В своем предисловии исполнительный директор ЮНИСЕФ Энтони Лейк, руководивший сегодняшней презентацией, пишет, что включение детей с ограниченными возможностями в общество возможно, но для этого требуется изменение восприятия, «признание того, что дети с ограниченными возможностями обладают такими же правами как другие; что они могут быть агентами перемен и самоопределения, а не просто бенефициарами благотворительности; что их голоса должны быть услышаны и учтены в нашей политике и программах».

В числе своих основных рекомендаций ЮНИСЕФ призывает страны, которые еще не сделали этого, ратифицировать и выполнять Конвенцию ООН о правах инвалидов (CRBD) и Конвенцию о правах ребенка (CRD).

В настоящее время 127 стран и Европейский союз ратифицировали КБР — эти государства-участники обязаны содействовать полному равенству и участию инвалидов в жизни общества — и 76 стран подписали КБР.

«Одной ратификации будет недостаточно», — написал ЮНИСЕФ в резюме отчета. «Этот процесс потребует усилий со стороны национальных правительств, местных органов власти, работодателей, организаций инвалидов и ассоциаций родителей».

Дискриминация является корнем многих проблем, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями, согласно отчету, авторы которого призывают бороться с этим бедствием и повышать осведомленность об инвалидности среди широкой общественности, лиц, принимающих решения, и тех, кто предоставляет основные услуги для детей и подростков. в таких областях, как здравоохранение, образование и защита.

В частности, авторы рекомендуют облегчить доступ и поощрять участие детей с ограниченными возможностями вместе со своими сверстниками. Например, они предполагают использование универсальных конструкций, которые можно встретить в виде пандусов, аудиокниг, креплений на липучке, шкафов с выдвижными полками, автоматических дверей и низкопольных автобусов.

Стоимость интеграции доступности в новые здания и инфраструктуру может составлять менее одного процента от стоимости капитального строительства, адаптация к уже завершенной структуре может достигать 20 процентов от первоначальной стоимости, сообщает ЮНИСЕФ.

Другая рекомендация заключается в прекращении институционализации детей с инвалидностью, начиная с введения моратория на новые приемы и более активной поддержки семейного ухода и реабилитации по месту жительства.

«Разлучение детей-инвалидов с их семьями является нарушением их права на заботу со стороны родителей, если компетентные органы не сочтут это отвечающим интересам отдельного ребенка», — говорится в отчете.

«Обеспечение доступа к государственным службам, школам и системам здравоохранения и их учет потребностей детей с ограниченными возможностями и их семей, в первую очередь, уменьшит необходимость отправки детей», — отмечают авторы.

Семьи, ухаживающие за детьми-инвалидами, часто несут более высокую стоимость жизни и теряют возможности зарабатывать деньги, что может увеличить риск стать или остаться бедными. Оценки этих дополнительных расходов варьируются от 9% во Вьетнаме до 69% в Соединенном Королевстве.

Авторы предлагают различные меры социальной политики, которые могут компенсировать некоторые расходы, включая социальные субсидии, субсидии на транспорт или финансирование личных помощников или временного ухода. Другой альтернативой является денежное пособие, которым часто легче управлять, оно более гибко при удовлетворении конкретных потребностей и позволяет родителям и детям принимать решения о том, как лучше потратить деньги.

Существующая поддержка и услуги должны постоянно переоцениваться и варьироваться, чтобы включать услуги из полного спектра сквозных секторов, утверждают авторы, при этом ребенок и семья должны быть включены в этот процесс.

«Дети и молодые люди с инвалидностью являются одними из самых авторитетных источников информации о том, что им нужно и удовлетворяются ли их потребности», — отмечается в отчете, добавляя, что участие особенно важно для маргинализированных групп, таких как дети с инвалидностью, живущие в в учреждениях, которые более подвержены жестокому обращению или эксплуатации, чем те, кто живет дома.

Поскольку международные агентства и доноры включают детей с ограниченными возможностями в свои программы, необходимы надежные и сопоставимые данные для планирования и распределения ресурсов, утверждают авторы.

В отчете представлены данные о детях с разбивкой по странам и странам, а также их рейтинг по прогрессу в достижении общепринятых целей борьбы с бедностью, известных как Цели развития тысячелетия (ЦРТ).

Хотя глобальные оценки носят спекулятивный характер, широко используемая цифра 2004 г. гласит, что около 93 миллиона — или каждый 20-й ребенок в возрасте 14 лет и младше — живут с умеренной или тяжелой инвалидностью, согласно отчету, который ставит под сомнение его точность.

«Окончательным доказательством всех глобальных и национальных усилий будет локальный тест, который будет заключаться в том, пользуется ли каждый ребенок с инвалидностью своими правами, включая доступ к услугам, поддержке и возможностям, наравне с другими детьми, даже в самые отдаленные настройки и самые неблагополучные обстоятельства», — пишут авторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *