cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Дальтон технология это – Дальтон-технология

Содержание

Что такое Дальтон-технология

Дальтон-технология — технология, в которой заложены большие возможности для реализации идеи личностного развития ребенка.

Дальтон — это город в США, где впервые была создана такая школа. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению, что в них осуществляется насильственное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы организации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. X. Паркерхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

Цели Дальтон — технологии:

• обеспечить индивидуальное развитие ученика;

• обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Принцип свободы — это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.

Дальтон – технология основывается на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма.

infourok.ru

Статья «Дальтон-технология в школе»

Дальтон — технология в школе

Верзилина М.Ю.

МКОУ БГО Танцырейская СОШ

Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет.

М. Гаспаров

Дальтон- технология считается весьма перспективной. В ней заложены большие возможности для реализации личностно- ориентированного образования даже в условиях традиционной классно-урочной системы. Небольшая историческая справка. Дальтон – это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Автором ее является Хален Паркер. Цели Дальтон-технологии: -обеспечить индивидуализированное развитие ученика; -обеспечить развитие его социального опыта за счёт овладения навыками сотрудничества, ответственности в учебно-познавательной деятельности. Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии: -Дальтон –план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственность за этот выбор. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Основная идея Дальтон — технологии: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам. Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуется через Дальтон — план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом». Задания составляют основу технологии Дальтона. Они должны носить творческий характер, где определяется задача (проблема), а сами задания формируются на уровневой основе, охватывают достаточный объём учебного материала; чётко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения; задание должно быть понятным и интересным ученику, рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним; предусматривается возможность для учёта, самоконтроля и контроля (например, выступление в группе ). Именно через выполнение системы заданий осуществляется прежде всего индивидуальное развитие ученика. Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях. Технология Лаборатории может проводиться в форме: Дальтон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели. Это работа учащихся в специально созданных лабораториях по выполнению заданий (Рис.1).Учащиеся получают учебные задания, при этом указываются сроки их выполнения. Мебель в классной комнате может быть переставлена (Рис.2)

Рис.1. Зона лаборатории Рис.2. Расположение мебели

«Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: наличие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Этапы работы по Дальтон-технологии:

  1. Разбить весь учебный материал на части. Это могут быть главы, разделы.

  2. Выбрать тему, которая будет изучена с помощью Дальтон – технологии, или объединить темы и создать цикл уроков с применением технологии.

  3. Определить форму реализации Дальтон – плана: классное учебное занятие, коллективный урок, лабораторное занятие, конференция.

Результаты Дальтон-технологии выражаются в развитии познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, в овладении школьниками исследовательскими умениями. Снижается перегрузка учащихся за счёт учения с интересом в условиях индивидуального темпа работы.

Литература

  1. Кукушин В.С. Педагогические технологии- http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s.html

  2. Дальтон — технологии в школе-http://www.analizplan.narod.ru/dalton.html

infourok.ru

6. Дальтон-технология. Педагогическая психология: конспект лекций

6. Дальтон-технология

Дальтон-технология имеет своей целью индивидуальное развитие личности, развитие у ученика опыта поведения в обществе с помощью приобщения к ценностям сотрудничества, самостоятельного овладения знаниями и ответственности в приобщении к новым знаниям.

Главный принцип – это свободное самостоятельное развитие в сотрудничестве с окружающими. Развиваясь, ученики осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, а при достижении результата их оценивает учитель. Таким образом, ученику предоставляется свобода выбора темы, темпа работы, источников информации и способов работы, по окончании которой он индивидуально отчитывается перед педагогом, т. е. в данном случае свобода не исключает ответственности. Самостоятельность проявляется в принятии решений, а также в ответственности за свой выбор.

Сотрудничество проявляется в том, что ученик может работать индивидуально, в группе или в паре с другим учеником, а также попросить помощи у учителей, родителей, товарищей по учебе. При этом ребенку незачем бояться, если он чего-либо не знает. При традиционном обучении всегда происходит обратное, т. е. ребенок может постоянно бояться своего незнания, что мешает ему развиваться. Принцип сотрудничества развивает в учениках умение уважать других людей, выслушивать и понимать их, вступать в контакты, разрабатывать вместе с другими решение проблем. Здесь ребенок учится помогать и доверять другим, нести ответственность за совместную работу.

Учебная работа реализуется с помощью Дальтон-плана, который заключает в себе задания. Индивидуальное развитие ученика происходит в первую очередь через выполнение системы заданий. Дальтон-план включает в себя время, которое дается ученику на участие в учебных занятиях и на самостоятельную работу над заданиями, называемое лабораторией. В Дальтон-плане есть также понятие «дом», которое означает, что условия учебной работы напоминают домашнюю свободу: ученик имеет комфортное для учебы место, сам выбирает товарищей по работе, а также в распоряжении учеников имеется группа консультантов.

Основой технологии Дальтон являются творческие задания, в каждом из которых выделена определенная проблема. Задания могут носить исследовательский характер, включать в себя эксперимент, проектирование. Содержанием задания может быть информация по учебной программе или сверх нее.

Оценивание происходит посредством индивидуальных заданий и с помощью общих проверочных работ. Оценка учителем делается в устном виде.

Задания составлены в соответствии с возможностями учеников и рассчитаны на их самостоятельное выполнение. Для достижения этих целей в задании даны указания к выполнению, требуемая литература, время на выполнение задания. Ученики имеют возможности выполнять свои задания разными способами и при этом сотрудничать с другими. Для развития у учеников самоконтроля задания предусматривают возможность самостоятельного контроля полученных знаний и достигнутых целей.

Дальтон-план может быть реализован в виде коллективного урока, результатом которого становится решение проблемы и переход к деятельности.

Занятие может быть организовано в виде лабораторной работы, когда ученик выполняет индивидуальную работу, имея в ней свой темп. При этом ученик может работать в паре или группе, может получить консультации от учителя по вопросам, интересующим его. Ученикам предоставлено широкое поле деятельности, в их работу никто не вмешивается. Учитель несет функции наблюдателя за ученической деятельностью, а также консультанта.

Занятие в форме конференции проходит как организованное обсуждение вопросов интегративного характера, на которой учащиеся делают доклады, преподнося свою собственную позицию в решении обозначенного вопроса.

Главным аспектом Дальтон-технологии, таким образом, выступает активная позиция учеников в своей познавательной работе.

Существует особая форма занятий, называемая Дальтон-часом. При этом заранее выдаются учебные задания, в которых указан срок выполнения. Когда проходит Дальтон-час, все кабинеты держат открытыми, в них находятся учителя, воспитатели и психологи. При этом в распоряжение учеников обязательно предоставлена библиотека. Созданы специальные места для занятий. Ребенок сам определяет порядок выполнения учебной работы, выбирает помощников и консультантов. Также он сам определяет время, когда отчитаться по выполненному заданию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Статья по теме: Статья «Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике.»

Основа Дальтон – технологии как личностно-ориентированной. Применение ее на уроках русского языка и литературы.

1.Введение. Актуальность личностно — ориентированной технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно — ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее .развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

2.Основы Дальтон технологии как личностно- ориентированной технологии.

В Дальтон — технологии заложены большие возможности для реалиализации личностно ориентированного обучения. Дальтон — это город в США, где впервые была создана эта школа. «Дальтон — план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма.» 1

Свобода — это право выбора учеником темы, источника знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом. Свобода сочетается с ответственностью.

Самостоятельность- это выбор учеником уровня самостоятельно-познавательной деятельности, ответственности за этот выбор.

Сотрудничество- это выбор формы учебно-познавательной деятельности. Ученик имеет право обращаться за помощью, но помощь учителя состоит главным образом в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

«Можно сформулировать основные задачи Дальтон — технологии: -во-первых, обеспечить индивидуализированное развитие ученика, -во-вторых, развивать его социальный опыт за счет овладения  навыками сотрудничества,  ответственности   и   самостоятельности   в  учебно-познавательной деятельности.»2

Ученик работает над заданием не только дома, но и в системе учебных занятий. Таких форм выделяется четыре: классный урок, коллективный урок, лабораторное занятие, конференция.

Учебная практика в нашей стране не требует большой ломки, главное в другом: все перечисленные формы занятий предполагают, прежде всего, участие каждого обучающегося в активной познавательной деятельности.

В опыте некоторых московских школ выстраивается система занятий в форме Дальтон — часа, Дальтон — дня, Дальтон — недели.

Дальтон- час может проводиться один раз в неделю. Учащиеся получают заранее учебные задания, где указывается срок их выполнения. Во время Дальтон — часа все необходимые для работы кабинеты открыты, работает библиотека, организуется рабочее место. Мебель в классной комнате может быть переставлена. Дальтон- час — это час серьезной самостоятельной работы в условиях свободы выбора места, темы, партнера, источников знания и т. п.

3.Реализация технологии в моей практике.

Элементы Дальтон — технологии я давно использую в своей практике. Три принципа: свобода, самостоятельность, сотрудничество -являются основными в моей деятельности.

Например, па уроках русского языка это выполняется в следующих видах работ:

1.Выбор из упражнения слова с орфограммами. Студент выбирает, с какими орфограммами ему работать, следовательно, какие орфограммы он не выбрал, те ему следует повторить. Работа проходит самостоятельно, а затем -проверяется.

2.Работа с текстом по теме: «Стили речи». Подбираются примеры, анализируются тексты, а затем делаются самостоятельные выводы о стилях речи.

На уроках литературы.

1.Выбор темы сочинения. Предлагается несколько тем сочинений на определенную тему. Если не устраивают предложенные темы, можно взять свою. Это дает возможность подумать, научиться формулировать темы и не ограничивать свободу выбора студента. Само написание сочинения проходит, как Дальтон-лаборатория. Во время аудиторной работы студенты могут сотрудничать с преподавателем, задавать вопросы, пользоваться текстами, словарями. Могут встать и подойти к нужному для работы источнику. После проверки проходит анализ сочинений и работа над ошибками.

2.Выбор произведений для обсуждения на определенную тему, например, современная литература, военная тематика. Форма работы — семинар .

3.Подготовка докладов, рефератов.

4.Изучение творчества поэтов Х!Х века, второй половины. В соответствии с программой предлагаю прочитать стихотворения Фета, Тютчева, Некрасова, Толстого А.К., выучить наизусть два из них. Выбор- за ними. Самостоятельно перелистывают сборники стихов, консультируются. Контролируется выполнение этого задания на определенном уроке. Отчитываются все. Результат такой работы намного выше, нежели бы я дала задание выучить определенное стихотворение, так как при самом выборе уже шире, при чтении стихотворений наизусть в аудитории еще расширяются знания.Часто бывало, что уже после прочтения студент решает выучить еще одно стихотворение, которое услышал на занятии. Кстати, количество прочитанных стихотворений не ограничивается.

5.Анализ стихотворений. Студенты выбирают стихотворения, работают по схеме, во время работы сотрудничают с преподавателем.

6.Изучение темы «Сказки Салтыкова-Щедрина». Предлагается прочитать три сказки на выбор студентов, затем дается круг вопросов и последний этап работы — проверка усвоенных знаний и понимания текстов произведений.

7.Изучение темы «Авторская песня». При изучении данной темы все принципы Дальтон- технологии составляют основу подготовки и анализа материала. Здесь простор и для свободы, и для сотрудничества, и для самостоятельности.

       Выполняя названные виды работ, студенты развиваются индивидуально, развивается их социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

  1. Завуч. Научно-практический журнал,2001/1.-С. 42.
  2. Там же. -С. 43.

nsportal.ru

Технология Дальтон-план

Сущность технологии Дальтон-план и история ее появления

Дальтон-план представляет собой метод обучения используемый в школе. Современная педагогика, к сожалению, в условиях классно-урочной системы не дает возможности для реализации личностно-ориентированного образования.

Американский педагог народного образования Хелен Паркерхерст, пришла к выводу, что в школах детей учат насильно, практически не учитывая их собственных желаний, дети не имеют возможности свободно высказать свои мысли, задать интересующие вопросы. С тех самых пор целью её работы стало найти метод, который позволит по-новому организовать жизнедеятельность детей в условиях учебного учреждения. Паркерхерст разработала план, которой помог бы ученикам жить в обществе, развивать ум, тело и дух.

В основе ее разработки лежала идея о том, что педагог и ученик должны вместе ставить и достигать индивидуализированные цели обучения. К целям технологии Дальтон-плана относятся:

  • создать план индивидуального развития ученика
  • дать возможность приобретать ученику необходимый социальный опыт, навыки сотрудничества, ответственности, самостоятельности в учебной деятельности

Замечание 1

Дальтон – это название города в США в школе которого впервые была опробована данная методика. Сейчас технологию Дальтон используют в школах США и некоторых европейских стран.

Принципы Дальтон технологии

Технология Дальтон включает в себя три основных принципа:

  • принцип свободы
  • принцип самостоятельности
  • принцип сотрудничества

Принцип свободы реализуется в том, что ученик может сам выбрать предмет, тему, партнера, источник информации, темп, способ и форму работы. Но учебный предмет определятся учебным паном. При этом ученик несет ответственность за свое учение, он сам осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, но окончательные результаты оценивает педагог. Ученик докладывает учителю о своей проделанной работе индивидуально.

Принцип самостоятельности заключается в том, что ученик сам выбирает какому уровню будет соответствовать его самостоятельная познавательная деятельность, какие самостоятельные действия и решения он будет принимать во время своей работы.

Принцип сотрудничества заключается в том, какую форму учебно-познавательной деятельности он выберет, например, индивидуальную, парную, в малой группе. При этом ученику предоставлена возможность обращаться за помощью к учителю, родителям и другим ученикам. Ребёнок не долен стеснятся своего незнания и всегда с уверенностью обращаться за помощью. Это поможет научить детей уважать друг руга, помогать друг другу, принимать совместные решения.

Замечание 2

Иными словами, согласно технологии Дальтон-план, ученик может работать с кем хочет, спрашивать у кого хочет, но нести за все ответственность он должен сам.

Компоненты Дальтон-плана

Технология Дальтон-план включает в себя три основных компонента:

  • задание
  • «лаборатория»
  • дом

Содержательная основа технологии Дальтон находится в задании. Задания должны иметь в себе элемент творчества, так же должна быть обозначена проблема, сами задания должны быть сформулированы на уровневой основе. Примером задания может быть разработка проекта или исследовательское задание с экспериментом. Задние может даже выходить за рамки основной учебной программы. Задание проверяется у каждого ученика лично учителем, а затем даётся проверочная работа по теме исследования для всех учеников.

Задание технологии Дальтон-план должно соответствовать следующему набору требований:

  • уровневый характер
  • достаточный охват материала
  • имеет четко поставленную цель и результат
  • понятно, интересно ученику
  • посильно для ученика
  • имеются указания, источники, срок выполнения
  • имеется возможность для самоконтроля и контроля
  • имеет предварительное и последующее обсуждение

Под «лабораторией» понимается время в расписании учащегося, отведенное для выполнения задания и участия в учебных занятиях.

Под «домом» понимают условия, в которых ученик будет выполнять свое задание. Эти условия предполагают место где ученик будет работать, ученик может самостоятельно выбрать с кем он будут работать и с кем будут консультироваться в ходе выполнения задания.

Система действия педагога и учеников

Существует четыре основные формы через которые происходит реализации технологии Дальтон-план:

  • классное учебное занятие
  • коллективный урок
  • лабораторное занятие
  • конференция

Основная цель классного учебного занятия — это усвоение теоретического материала и отработка умений и навыков. Классное учебное занятие может включать в себя лекции, контрольные работы и так далее. Такая форма является составной частью классно-урочной системы обучения.

Следующая форма Дальтон-плана — это коллективный урок. Этот урок имеет ряд основных черт. Во-первых, имеется некая проблема, которая возникает у большей части учеников во время практики. Во-вторых, учитель является организатором и участником обсуждения этой проблемы, а ученик, в свою очередь, является учеником и субъектом организационной деятельности. В-третьих, результат урока — это решение проблемы и последующая деятельность. При проведении урока, учитель не прибегает к лекциям, не дает оценок и не представляет ученикам законченные выводы.

Еще одой формой Дальтон-плана является лабораторное занятие. Оно так же имеет ряд отличительных черт. При такой форме работы у ученика должно быть место, которое обеспечено необходимыми источниками информации. «Лаборатория» должна предоставлять длительный промежуток времени для работы ученика. В лаборатории присутствует хотя бы один консультант. Во время этой формы работы учащийся работает индивидуально, он использует свой темп в работе, может осуществлять работу в паре или мини группе. Так же он может прибегнуть к консультации с учителем в случае необходимости. При этой форме в обязанности самого учителя входит следующее:

  • консультировать учеников
  • проводить беседы с учениками по результатам их деятельности
  • принимать зачеты
  • выдавать новые задания

Последней формой работы в технологии Дальтон-плана является конференция. Во время конференции происходит обсуждение теоретического материала. Конференция так же имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для конференции является необходимым этап подготовки. Во-вторых, выступая, учащиеся должны выразить свою личную позицию. В-третьих, при обсуждениях особое значение уделяется человеческим ценностям.

spravochnick.ru

Презентация «Дальтон-технология» — Всем учителям

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Дальтон-технология»»

© А.М.Одноблюдова, 2016

Долтон – город в США, где впервые была создана такая школа. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.

Автор – американский педагог Хелен Паркхерст , которая разработала « Лабораторный план », в основе которого лежала идея объединения деятельности учителя и учащихся для достижения индивидуализированных целей обучения.

Цель: обеспечить индивидуализированное развитие ученика, развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Принцип

свободы

Принцип

гуманизма

Принцип

самостоятельности

Принцип

сотрудничества

  • выбор, ограниченный правилами и временем
  • повышение ответственности
  • чёткие правила – единые для всех
  • помощь друг другу
  • ответственность за выполнение задания
  • умение идти на компромисс
  • умение считаться с другими учениками
  • активные методы работы учителя и ученика
  • навыки самостоятельной работы с материалом
  • умение планировать

Помощь состоит в том, чтобы узнать, где и как искать ответ на вопрос.

Работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность)

Идеи Дальтон-технологии реализуется через Дальтон-план , включающий:

  • задания;
  • лабораторию;
  • «дом».

Требования к заданиям:

  • носят уровневый характер
  • охватывают достаточный объем учебного материала
  • четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения
  • должны носить творческий характер, быть понятными и интересными ученику
  • могут ограничиваться учебной программой или выходить за её рамки
  • задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним
  • в задании даются указания, литература, сроки выполнения
  • задания предполагают различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими
  • предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля
  • содержание задания предполагает предварительное и последующее обсуждение
  • выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и дается проверочная работа для всех
  • именно результаты этой работы и оцениваются

— это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учебных занятиях

  • это условия, приближенные к домашней свободе:
  • наличие места, где ученику комфортно работать;
  • свобода выбора, с кем выполнять работу;
  • наличие группы консультантов
  • классное учебное занятие;
  • коллективный урок;
  • лабораторное занятие;
  • конференция.

(-)

(+)

  • трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
  • необходимость составления заданий для каждого ученика;
  • большая подготовительная работа;
  • создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;
  • организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
  • индивидуализация процесса обучения;
  • развитие способности выбора;
  • активный способ обучения;
  • стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;
  • развитие умения самооценки;
  • развитие чувства ответственности;
  • развитие умения сотрудничества;
  • развитие собственных идей;
  • возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
  • приобретение умения работать со всякого рода справочной

литературой.

  • развитие познавательной самостоятельности ученика, навыков сотрудничества, овладение исследовательскими умениями
  • снижение перегрузки учащихся за счет усвоения с интересом в условиях индивидуального темпа работы
  • личностное развитие за счет обогащения социальным опытом других учащихся и взрослых

multiurok.ru

«Дальтон-план»: принципы

«Дальтон-план» — это система обучения, основанная на применении индивидуального подхода к ученикам. Методика была разработана Хелен Паркхерст в 1919 году и впервые была представлена ​​в школе для инвалидов, а затем в 1920 году — в старшей школе Дальтона, Массачусетс. Это была реакция некоторых прогрессивных педагогов на недостатки, присущие традиционной системе классификации студентов.

Суть методики

«Дальтон-план» разделяет каждый предмет в учебной программе школы на ежемесячные задания. Ученики вольны планировать свои собственные графики работы, однако они отвечают за завершение одного задания перед тем, как начать другое. Наиболее приемлемая форма обучения — работа в группах. Хотя «Дальтон-план» был популярным какое-то время в Соединенных Штатах, Великобритании, Европе и Западном колониальном мире, он подвергся критике за ярко выраженный индивидуалистичный подход.

Автор методики

Хелен Паркхерст описывала обучение по плану Дальтона таким образом: «Давайте думать о школе как о социальной лаборатории, где сами школьники являются экспериментаторами, а не жертвами замысловатой и строгой системы. Давайте думать об этом как о месте, где преобладают такие социальные условия, как в реальной жизни» (1922). Хелен Паркхерст родилась 8 Марта 1886, в городе Дюран (штат Висконсин, США), умерла 1 июня 1973 в Нью-Милфорде (штат Коннектикут). Она была автором и преподавателем, которая занималась просветительской деятельностью и разработала Дальтон-план, а также основала школу в Дальтоне (штат Нью-Йорк).

Паркхерст окончила колледж в Ривер-Фолс (штат Висконсин) в 1907 году, защитила дипломную работу в Колумбийском университете, а также училась в университетах Рима и Мюнхена, в Италии Паркхерст познакомилась и сотрудничала с другим выдающимся педагогом — Марией Монтессори. Позже она получила степень магистра в области образования в Йельском университете (1943) и стала первым преподавателем-женщиной Йельского университета. Последние три десятилетия своей жизни она читала лекции, помогала институтам внедрять систему Дальтон-план по всему миру, писала книги, принимала участие в радиопередачах и телевизионных шоу для и про молодых людей. Ее книги:

  • «Далтон-план» — система обучения» (1922).
  • «Ритмы работы в сфере образования» (1935).
  • «Изучение детского мира» (1951).

Идеи Хелен Паркхерст

Когда Хелен была еще школьницей, ей было сложно просто сидеть, слушать, практиковать и повторять все время. Став преподавателем в 1905 году, она хотела действовать по-другому. Она считала, что просто невозможно организовать эффективное обучение в соответствии с установленными методами. Это была школа, в которой получало образование примерно сорок учеников разных возрастов и разного уровня. Паркхерст пришла к простому и гениальному решению: она отложила установленные школой графики и попросила детей, чтобы они выбрали для себя из предлагаемого учебного материала то, что позволило бы им изучать программы самостоятельно.

Ученик и учитель начали сотрудничество, в рамках которого ребенок обязан был сам достигнуть выбранной им цели обучения в течение определенного количества времени. Учитель обещал помочь, если это необходимо. В 1922 году Паркхерст изложила свою теорию образования в книге о плане «Дальтон», в которой она конкретизировала принципы ее метода преподавания:

  • свобода;
  • ответственность;
  • сотрудничество.

Философия Дальтона

Вдохновленная мыслителями рубежа веков, Хелен Паркхерст начала применять новый прогрессивный подход к образованию. Она уловила дух перемен и создала план Дальтона. Это не просто система, это влияние, видение того, как люди учатся, это отношение преподавателя к ученикам. Автор методики считала, что учеников надо слушать, а затем бросать им вызов, чтобы узнать, на что они действительно способны.

Технология «Дальтон-план»: принципы

Задачей учителя является обеспечить любому ученику такую структуру, чтобы он мог свободно учиться в рамках задания. Свобода означает быть в состоянии справиться с ответственностью. Отправной точкой является вера в способности всех детей. Сам ученик оценивает то, что ему нужно, чтобы завершить задачу, и в какой промежуток времени. Личный опыт — это на самом деле лучший учитель. Ученикам должна быть предоставлена возможность приобрести искусство учиться.

Признаками индивидуализированной системы обучения «Дальтон-план» являются следующие:

  • Учащиеся справляться со свободным обучением шаг за шагом. Дошкольники начинают с малого, они выбирают задачи, которые могут выполнить самостоятельно. Дети и молодежь развиваются, а задания постепенно становятся больше и сложнее.
  • Ответственности учатся в компании своих собратьев. Это своего рода приключение, где отношения, которые строятся в школьной жизни, потом будут применимы в реальной жизни.

«Свобода и ответственность вместе совершить чудо»

Это и есть первые два принципа дальтонской методики. Свобода нужна для того, чтобы сделать свой собственный выбор, найти свой собственный путь. Но свобода не означает, что все возможно и разрешено. Идеальная свобода — это не воля от обязательств и даже больше — это не отсутствие дисциплины. Ребенок, который просто делает то, что он хочет, не свободен, наоборот, он становится рабом дурных привычек, эгоизма и является непригодным для жизни с другими людьми.

Третий принцип — сотрудничество

Чтобы иметь возможность впоследствии участвовать в жизни общества, нужно научиться сотрудничать. Поэтому много внимания здесь уделяется играм и работе в малых группах. Например, ученики из одного и того же класса выполняют задание вместе, это также могут быть разновозрастные группы. Делая что-то вместе, они учатся слушать и уважать друг друга.

Ценностно-ориентированное образование

Для Паркхерст не было никакого разделения между обучением и воспитанием ребенка, у нее была вера в разумную школу, где дети учатся, а им предоставляется возможность проявлять ответственность за процесс собственного обучения. Она подгоняла программу каждого студента к его или ее потребностям, интересам и способностям. Она хотела поощрять каждого ребенка, делая его независимым и одновременно надежным. Дальтон-план был призван, чтобы отточить социальные навыки и повысить чувство ответственности детей по отношению к другим.

Международное признание

На протяжении многих лет «Дальтон» получал широкое международное признание. Школы в Нидерландах, Австралии, Англии, Корее, Тайване, Чехии, Японии и Германии частично или полностью приняли Дальтон-план в качестве образовательной технологии. Эта методика основана на твердой убежденности в том, что всякий раз, когда дети получают ответственность за свое обучение, они инстинктивно ищут лучший способ добиться своей цели, и выполняют задания с особым вниманием и строгостью, что приводит их к успеху.

Основываясь на этом, главными целями плана Дальтона являются:

  • адаптация программы каждого ученика к его или ее потребностям, интересам и склонностям;
  • воспитание независимости и надежности;
  • повышение социальных навыков и чувства ответственности по отношению к другим.

Для достижения этих целей была разработана модель, которая реорганизует образование от ориентации на учителя к направленности на ребенка. Таким образом, важные обязанности по обучению частично переходят от педагога к его ученику.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *