Что такое русская народная песня определение: Статья по теме: Русская народная песня
Статья по теме: Русская народная песня
Русская народная песня
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием.
Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.
Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.
Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет детей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.
Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дошкольники более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
«Русская песня – это русская история», — говорил А.М. Горький. Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.
Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.
Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена. Когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.
Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические. Рассмотрим некоторые из них.
Песня «Вниз по матушке по Волге» является лирической. В ней рассказывается о чувствах гребцов, попавших в ненастье на Волге. Волгу часто воспевают в народных песнях как символ связи с родной землёй. Река — крайне неоднозначный символ в русском фольклоре и может трактоваться совершенно по-разному в зависимости от контекста. В этой песне река это жизненный путь, неведомое, пугающее будущее. Ощущение тревоги усиливается грянувшим ненастьем. ( «Поднималась непогода».«Ничего в волнах не видно»). Очевидно, это означает неустойчивость, трудности, водоворот событий. Через бушующие волны ничего не видно. Лишь одинокая лодка пытается бороться с непогодой.
В этой песне противопоставлены два цвета: чёрный – цвет смерти, траура («Одна лодочка чернеет», «шляпы чернеют», чёрный кафтан на хозяине) и белый – цвет надежды, света («Только паруса белеют»). Гребцы пребывают в неведении: что же с ними произойдёт в этой страшной буре? Ожидает ли их погибель, горе или же напротив — долгая счастливая жизнь. Но вот звучит призыв хозяина двигаться к берегу («Приворачивай, ребя… ребята, Ко крутому бережочку!»).
Путешествие окончено благополучно. Сила духа победила все преграды на их пути. Это придаёт песне торжественный, героический характер.
Песня «Вниз по матушке по Волге» может послужить достойным материалом для воспитания таких нравственных качеств как патриотизм, стойкость духа, умение противостоять жизненным трудностям, умение работать в команде.
Данная песня развивает умение приспосабливать голосовой аппарат к исполнению различных по высоте звуков и способствует расширению диапазона, развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно.
Песня «Волга- реченька глубока» относится к лирическому жанру, а по тематике её можно классифицировать как любовную(частный вид бытовых)повествует о девушке, тяжело переживающей разлуку с любимым. Как и в большинстве других любовных песен, в ней глубоко раскрывает переживания девушки. Настроение тревоги из-за того, что милый не простился с ней передано в начале: Волга «бьёт волнами берега». Пейзаж отражает состояние героини: туман и волны символизируют её печаль. Здесь присутствуют вопросительные интонации(«Неужели ко мне милый
Не вернется никогда!») Далее она рассказывает о своей доле: «Цвела вишня всем на диво, ветром сдуло белый цвет». Девушка росла красивой и полной сил, но от тоски по своему возлюбленному стала увядать, потеряла надежду.( «Я б другого полюбила, да любови в сердце нет».)
Основная идея этой песни выражена в следующих строчках: «Хорошо любить такого, кто любовью дорожит». Несмотря на свои переживания, в конце она выражает надежду, что молодой человек всё-таки вспомнит о ней.
Детям будет полезно получить представление о том, какими были отношения между молодыми людьми в прошлом, ознакомиться с нравственно-этическими и эстетическими идеалами русского народа. Песня формирует такие качества как верность, преданность, искренность и сострадание.
Я считаю, что для детей дошкольного возраста песня «Волга-реченька глубока» может войти в репертуар для слушания, а также использоваться на занятиях ритмикой для разучивания хороводных движений.
Слушание данной песни способствует развитию музыкальности детей, однако для детского исполнения она слишком сложна, поскольку имеет большой диапазон, пение в котором ограничивает небольшой объём детских голосов.
Русская народная песня «Ах, Настасья» принадлежит к лирическому жанру. В ней иносказательно описаны переживания девушки перед самым важным событием в её жизни — свадьбой. «Ах, Настасья, ах, Настасья, отворяй-ка ворота» — очевидно, это призыв к расставанию с прежней девичьей жизнью и подготовке к жизни в доме будущего мужа. На что девушка отвечает: «Я бы рада отворила, — Буйный ветер в лицо бьёт…». А ,как известно, ветер в русском фольклоре символизирует печаль. Тем более, бьющий в лицо. Это уже препятствие, дурное предзнаменование. А фраза «Частый дождичек сечёт» ассоциируется со слезами.
Повторы, обилие символов усиливают эмоциональное воздействие: «Частый дождичек сечёт, Со головки платок рвёт. Ой, люшеньки, люли, люли, Со головки платок рвёт.» Девушке нужно проститься с прежней свободной жизнью. У неё замирает сердце от пугающей неизвестности. (« Ретивое сердце мрёт…»).
Эта песня имеет игровой, плясовой характер, отличается чётким ритмом и задорной мелодией. Примечательно, что мажорная мелодия здесь сочетается с текстом, имеющим тревожные, драматические интонации.
Песня «Ах, Настасья» иллюстрирует обряд сватовства.
Для детей дошкольного старшего возраста эта песня может использоваться в разделе «Слушание музыки» на занятиях по ознакомлению с классификацией певческих голосов(мужских). Для исполнения самими дошкольниками данная песня не подходит в связи с ограниченностью диапазона детского голоса. А в процессе знакомства с песней дети усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество, познают выразительные возможности народной музыки.
История русской народной песни — Щи.ру
Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.
Истоки возникновения
Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.
История развития народной песни и музыки
Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).
Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.
В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.
Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
Жанры русских народных песен
Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:
- Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
- Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
- Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
- Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
- Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).
Герои русских народных песен
В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:
- Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
- Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
- Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
- Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).
Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:
- Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
- Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
- Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.
Самое интересное, что народные исполнители не считают свое пение музыкой. К последней относят только инструментальное исполнение. И распространенность инструментальной музыки сильно отстает от вокала. Поэтому «музыку» оставим в стороне. Обратимся целиком к песне.
Что представляет собой песня
То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т. д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.
Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть является непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.
Источник: hudojnik-peredvijnik.ru
Общение с духами леса и прочее. Проводы в армию или еще куда-нибудь. Закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами.
Народная песня — это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.
В связи с этим стоит говорить не о каких-то музыкальных талантах народа (какая там музыка, три-пять нот чаще всего), а о глубокой культуре вокализации общения. Только это является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем — это «бытовуха»).
И, как и наша сегодняшняя разговорная речь, народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни (которые оттуда не выкинешь) не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что в нашем случае слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова. Ф. В. Сычков, «Праздничный день»
Источник: artchive.ru
Современным аналогом вокализации может являться только крик, визг. Но ни о какой культуре тут говорить, конечно, не приходится. И именно поэтому нам не всегда понятно то, что мы слышим и воспринимаем как народную песню. Но раньше людям требовалось знание особых технологий. Вокальных.
Вокальные технологии русской песни
Многие ученые — как филологи, так и музыканты — долгие годы отдают исследованию вопроса, применяя современные технологии записи. Для исследования теорий формируются фольклорные коллективы, применяющие изученные «технологии» на практике.
Хотя ранее мы и говорили, что народное пение не есть музыка, тем не менее музыкальная часть в современном понимании присутствует. И выражается она в самых различных аспектах.
1. Многоголосие
Многоголосие нам привычно в очень гармоничном, аккордовом стиле. Но это, скорее, влияние городской культуры на поздние пласты народного творчества. В собственно народном варианте многоголосие может быть различно. И во всех случаях каждый поет что-то свое, личное. Но существуют и правила координации. Но они не так строги, как в музыке Баха, например, или Моцарта. А. С. Степанов, «Хоровод»
Источник: artchive.ru
Иногда голоса идут в песне так близко, создавая насыщенные диссонирующие созвучия, что только современная технология записи позволяет это понять и зафиксировать. А народные певцы считают, что поют на «один голос»! Или иногда на «два голоса». Хотя в реальности — это до десятка и более голосов в современном понимании. Строгое координирование происходит только в определенных точках напева.
2. Мелодия
Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Как ни странно, они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю (интервалы между звуками немного отличаются от того, что мы слышим из нашего фортепиано).
Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего — пять-шесть. Это примерно половина гаммы, а не гамма с парой пропусков, как иногда думают. Хотя пропуски тоже могут быть. И большие, на пару-тройку белых клавиш фортепиано.
Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне — не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.
3. Стих
Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но на то нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха.
Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий. К сожалению, такой стиль сегодня чаще служит источником пародий и насмешек.
Разнообразие песни
В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня — это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшей Новгородской республики.
В. М. Васнецов, «Гусляры», 1899 г.Источник: artchive.ru
- По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные.
- Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские.
- Также существуют плясовые и хороводные.
- Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные.
- К ним примыкает более современная частушка со страданиями.
При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.
Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.
Так споем же, друзья!
РУССКАЯ ПЕСНЯ — ДУША НАРОДА
Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой.
Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру
* * *
Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?
Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.
Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа».
Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры.
Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.
Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров.
Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».
Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности.
Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.
Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров, «Варяг» — Я. Репинский, «Вечерний звон» — И. Козлов, «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.
Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.
С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая под стать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)
Ой, ты, доля горькая – лучинушка,
Плачет в поле девичья краса,
Словно долю женскую – судьбинушку
У России – матушки взяла.
И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.
Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью.
Здесь предстает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь.
Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.
И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.
Это своеобразная летопись, хранимая народной памятью. Народно-эпические баллады, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм народа.
Песни о великих русских победах, о наших дедах, потомках русских богатырей, поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь своего прошлого с настоящим ( «Варяг», «Дело было под Полтавой», «Сусанин», «Солдатушки – ребятушки», «Ермак» и др.)
Русская песня – живая исповедь нашего народа. Она отражает не только положительные черты русского духа, но и подлинно исторические события, порою глубоко отрицательные.
Такие песни, как «Из-за острова на стержень», «Дубинушка», «Хаз Булат удалой», «Александровский централ» — говорят о сложнейшей многострадальной судьбе России.
В них откровенно исповедуются самые страшные, смертельные грехи – убийство, язычество, вольнодумство, вероотступничество, цареубийство:
Но настанет пора и проснется народ,
Разогнет он могучую спину.
И на бар, на царя, на попов и господ ,
Он отыщет покрепче дубину.
«Дубинушка»
Есть преступники большие
Им не нравился закон
И они за правду встали
Чтоб разрушить царский трон.
«Александровский централ»
Но, надо отдать должное – таких песен мало. Ведь идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»
Русь святую разоряют,
Нет уж сил владеть собой:
Бранный жар в крови пылает,
Сердце просится на бой!
«Вспомним, братцы, Русь и славу»
Ты бери коня,
Что не лучшего,
Ты беги, беги, мать,
Во святую Русь.
«Как за речкою, да за Дарьею»
Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.
Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение.
Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.
В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера.
В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно.
В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность.
Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.
Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:
«Вспомним братцы, Русь и славу,
И пойдем врагов разить.
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить.»
(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)
Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.»
(«Что за песни»)
Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость.
Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре.
Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры.
Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.
Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя.
Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию.
Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.
Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь.
А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий ни к чему не обязывающий городской современный фольклер, где от русской песни присутствует очень мало.
Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».
Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.
Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.
Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.
Народная песня не только сохранилась, но и развивается.
Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни.
Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.
Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!
Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год
Источник http://www.irinaskorik.ru/inde…
Треклист:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА — ЗАПИСИ 1920-1930
01. Жило двенадцать разбойников.
02. Вниз по матушке по Волге.
03. Из-за острова.
04. Ты взойди, взойди.
05. Эй, ухнем.
06. Ноченька.
07. Дубинушка.
08. Эх, ты Ванька.
09. Прощай, радость.
10. Не велят Маше.
11. Ночной смотр.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ЛИДИИ РУСЛАНОВОЙ — ЗАПИСИ 1934-1954
12. Меж высоких хлебов затерялося.
13. Светит месяц.
14. Ой да ты подуй, ветер низовой.
15. На улице дождик, а во поле туман.
16. Валенки.
17. Расти, моя калинушка.
18. Златые горы.
19. По муромской дорожке.
20. При долине куст калины.
21. Живет моя красотка.
22. Извозчичек.
23. Эй, матушка.
24. За реченькой диво.
25. Степь да степь кругом.
26. По диким степям Забайкалья.
27. Вот мчится тройка удалая.
28. Посею лебеду.
29. Очаровательные глазки.
30. Коробейники.
31. Утушка луговая, молодушка молодая.
32. Кумушка.
33. Снега белые, пушистые.
34. Цвели цветики.
35. Березка.
36. Окрасился месяц багрянцем.
37. Уж ты, сад.
38. Вниз по Волге-реке.
39. Камаринская.
40. На улице дождик.
41. Я на горку шла.
42. Уж ты, бабочка молоденькая.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ИСПОЛНЕНИИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО — ЗАПИСИ 1947-1955
43. Ах ты, степь широкая.
44. Липа вековая.
45. За реченькой яр хмель.
46. То не вечер ветку клонит.
47. Степь да степь кругом.
48. Вороные-удалые.
49. Коробейники.
50. Ой да ты, калинушка.
51. Не одна во поле дороженька.
52. Однозвучно гремит колокольчик.
53. Сад.
Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка[1].
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношению жанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения. Обобщённо местные традиции можно сгруппировать по регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский, сибирский. Географические границы местных музыкальных особенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Истоки
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Киевской Руси[2]. Русская народная музыка неоднородна — существуют заметные региональные традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — Оки, Волги, Дона[3]. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни[источник не указан 191 день], иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости, связанный с языческими верованиями и ритуальными действиями. Вплоть до XVII века церковью и государством издавались указы и грамоты, направленные против народных («бесовских») игр и песен[2]. Длительное сохранение древних слоёв определили следующие условия: принятие Русью в конце X века христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с XVIII века), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались гораздо менее затронутыми европеизацией[3].
Основные жанры
Среди основных жанров народной музыки можно выделить трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка[4].
Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты). В середине XIX века возник новый жанр — частушка.
Народная песня
Существенная черта большинства жанров русской народной песни — непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью,: песни трудовые (сопровождающие различные виды труда — бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др.), обрядовые (сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, — колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные), игровые, календарные и т. п.
Предположительно в XVI—XVII веках образовалась русская лирическая песня и её высшая форма — протяжная. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного видов голосового пения с подголосочной полифонией — голосовым пением со смещённой тональностью относительно средней тональности ведущего голоса в хоре. В разных регионах России традиция пения с подголоском различается[5]. Народное пение почти всегда многоголосное, за исключением былин, плачей, колыбельных и детских потешек, исполняемых одноголосно. Развитыми в мелодическом отношении являются некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и погребальных плачей (причитаний): для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнителя (обычно женщины)[3]>.
Ладовая система русского народного пения уникальна: ей близка пентатоника китайской или шотландской гаммы, тетрахордовая и полная диатоника. Одноголосное и многоголосное народное пение имеет свою систему модальных тонов, отличающуюся от тональной функциональности, построенной на аккордах[6].
К русским народным песням нерусского происхождения относятся, например, «Валенки». К русским народным песням, популяризованным русскими классическими музыкантами и советской эстрадой, относятся «Во поле берёза стояла», «Ой ты, степь широкая», «Яблочко», «Порушка-Параня».
Традиционные инструменты
Советская почтовая марка с изображением традиционных русских музыкальных инструментов.Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Среди инструментов есть общерусские (балалайка, гармонь) и характерные только для отдельных регионов[4]. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли, домра, скрипка), духовые инструменты (жалейка, рожок, кугиклы). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты как баян (гармонь), мандолина, семиструнная гитара, распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).
Исполнители
См. также: Категория:Исполнители русских народных песен.
См. также
Примечания
Литература
- Русский фольклор – 1956–2013. Институт русской литературы АН СССР — 1956–2013
- Музыкальный фольклор: региональные особенности / Фраёнова Е. М. // Россия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004. — С. 775—778. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. []). — ISBN 5-85270-326-5.
- Народная музыка / Земцовский И. И. // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).
- Русская музыка / Келдыш Ю. В. // Окунев — Симович. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1978. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 4).
- Вертков К. A. Русские народные музыкальные инструменты — Л.: Музыка, 1975 — 280 с.
- Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1976. — 205 с.
- Новая фольклорная волна / Фраёнова О. В. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 135. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.
Ссылки
Народная песня это музыкально-поэтическое произведение, которое сегодня очень распространенное и популярное в народной музыке. Народная песня является одной из самых старинных форм музыкально-словесного творчества. Песенное творчество отражает национальный характер народа, отношения общества друг к другу, к природе, ко всему миру.
В народной песне превосходит строфическая и куплетная форма, с припевом, рефреном или композиционно выделенными запевом.
Виды народных песен:
1. Любовные песни. Раскрывают чувства девушки и парня, чаще всего отражают события, которые происходят из-за забвенной или неразделенной любви.
2. Семейные песни. Сочиняются, как правило, трагические песни, которые построены на конфликте отношений между мужем и женой, братом и сестрой, сыном и отцом и т.д.
3. Солдатские, казацкие, рекрутские песни. Тематика может быть самой разной — прощание родителей с сыном, проводы рекрута в армию, несение службы.
4. Трудовые песни. Характеризуют различные виды работ, описывают типы инструментария, оборудования и т.д.
5. Тюремные, арестантские песни. Заключались, как правило, заключенными, которые сочиняли песни о своей виновности, зачастую считая себя безвинно осужденными.
6. Календарные песни. Отнесены к конкретным датам календаря или времени года.
7. Юмористические и шуточные песни. Содержат чаще всего шутливое и забавное содержание.
8. Обрядовые песни, содержат обычно жанры свадебных или календарных песен.
Жанры народных песен
- Игровые песни — чаще всего это песни-действия.
- Корильные песни. Задание таких песен в том, чтобы представить в смешном виде участников обрядового действия.
- Обрядовое назначение величальных песен.
- Ритуальные песни. В центре произведения идет обряд, исполняются они хором.
- Заклинательные песни. Исполнялись в свадебных и календарных обрядах, давали силу, здоровье и богатство человеку.
Список русских народных песен
А
- Ах вы, сени, мои сени
- Ах ты, душечка
- Ах ты, зимушка-зима
- Ах ты, ноченька
- Ах ты, степь широкая
- Ах, Самара-городок
- Ах, утушка моя луговая
Б
- Барыня-рассыпуха («барыня-сударыня…»)
- Бывали дни весёлые
В
Г
- Глухой, неведомой тайгою
Д
Е
- Ермак[5]
- Ехал казак с Дону
- Ехал на ярмарку ухарь-купец[6]
Ж
- Живёт моя отрада
- Жигули
З
- Задумал да старый дед
- Земелюшка — чернозём
И
- Ивушки
- Из-за острова на стрежень[7]
- Из-под дуба, из-под вяза
К
Л
М
- Матушка, что во поле пыльно?
- Меж высоких хлебов[8]
- Меж крутых бережков[9]
- Миленький ты мой
- Мой костёр
- Моя Россия
- Мы на лодочке катались
Н
- На горе-то калина
- На улице дождик
- Напилася я пьяна
- Наша жизнь коротка
- Не велят Маше за реченьку ходить
- Не корите меня, не браните
- Не одна во поле дороженька
- Не слышно шуму городского
- Не шуми ты, мать, зелёная дубравушка
- Неделька
- Ничто в полюшке не колышется
- Ночи темные, разосенные
О
- Однажды морем я плыла
- Однозвучно гремит колокольчик[10][11]
- Ой, вставала я ранёшенько
- Ой, да как хотела меня мать
- Ой, да ты, калинушка
- Ой, мороз, мороз[12]
- Ой, по над Волгой
- Ой, при лужку, при лужке
- Ой, то не вечер
- Окрасился месяц багрянцем
- Отставала лебёдушка
П
- Перевоз Дуня держала
- По диким степям Забайкалья
- По Дону гуляет казак молодой
- По Муромской дорожке
- По улице мостовой
- Позарастали стежки-дорожки
- Пойду ль я, выйду ль я
- Помню, я еще молодушкой была
- Порушка-Параня
- Посею лебеду
- Последний нонешний денёчек
- Потеряла я колечко[9]
- При долине куст калины
- Прощай, радость
- Пряха
- Посеяли лён за рекою
Р
С
Т
- То не ветер ветку клонит[2]
- Тонкая рябина[16]
- Топится, топится в огороде баня
- Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне
- Ты взойди, солнце красное
- Ты воспой в саду соловейко
У
- У меня ль во садочке
- У нас нонче субботея
- У церкви стояла карета
- Утро туманное
- Утушка луговая
- Ухарь-купец
Х
- Хаз-Булат удалой
- Хуторок[14]
Ч
- Час да по часу
- Чем тебя я огорчила[17]
- Чернобровый, черноокий
- Чёрный ворон
- Что мне жить и тужить[2]
- Что ты жадно глядишь на дорогу…[8]
- Что ты, белая береза
Ш
- Шел дорожкой лесовой
- Шумел камыш
Э
- Эх вы сани, сани…
Я
- Я в садочке была
- Я на горку шла
- Я на камушке сижу
- Я посею ли, млада
- Я с комариком плясала
- Я вечор млада
- Яблочко
Примечания
- ↑ Глебов, Дмитрий Петрович (слова)
- ↑ 1 2 3 Варламов, Александр Егорович (музыка)
- ↑ 1 2 Савинов, Феодосий Петрович (слова)
- ↑ 1 2 3 Трефолев, Леонид Николаевич (слова)
- ↑ Рылеев, Кондратий Фёдорович (слова)
- ↑ Никитин, Иван Саввич (слова)
- ↑ Садовников, Дмитрий Николаевич (слова)
- ↑ 1 2 3 Некрасов, Николай Алексеевич (слова)
- ↑ 1 2 Ожегов, Матвей Иванович (слова)
- ↑ Макаров, Николай Петрович (слова)
- ↑ Гурилев, Александр Львович (музыка)
- ↑ Есть сведения, что слова сочинила Мария Павловна Морозова (Уварова)
- ↑ Давыдов, Дмитрий Павлович (слова)
- ↑ 1 2 Кольцов, Алексей Васильевич (слова)
- ↑ Мерзляков, Алексей Фёдорович (слова)
- ↑ 1 2 Суриков, Иван Захарович (слова)
- ↑ Сумароков, Александр Петрович (слова)