cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Чему учит в стране невыученных уроков – какая главная мысль, чему учит?

Содержание

Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»

Читательский дневник по произведению «В стране невыученных уроков» Лии Гераскиной

Автор: Лия Гераскина

Название произведения: «В стране невыученных уроков».

Число страниц: 80.

Жанр произведения: сказочная повесть.

Главные герои: мальчик Витя Перестукин, кот Кузя, Глагол, Запятая, Арифметика, География, Грамматика.

Краткое содержание сказки «В стране невыученных уроков» для читательского дневника

Витя Перестукин — ученик 4-го класса, двоечник и неуч.

Однажды со школы он принес аж пять двоек в дневнике.

Дома мальчик принялся выполнять домашнее задание, но все время отвлекался и не мог сосредоточиться.

Поэтому, задачу по арифметика он решил так, что в ответе у него получилось полтора землекопа.

Когда Вите надоело делать уроки, он со всей злости швырнул учебники на пол и тут случилось что-то невероятное.

В комнате появились маленькие и необычные человечки и предложили мальчишке посетить Страну невыученных уроков.

В сказочной Стране он посетил Грамматику, где пытался правильно поставить запятую.

Затем он встретился с землекопом, которого он неправильно поделил в Арифметике.

Витя сумел вернуть медведя на Северный полюс, сделать из коровы растительноядное животное, спасти население Страны от засухи.

Чтоб пройти все приключения, Витя должен был правильно отвечать на все вопросы и вспоминать правильные ответы из учебников.

Наконец мальчику удалось вернуться домой вместе с котом, который все время с ним путешествовал.

Он пообещал исправиться, и стать отличником.

План пересказа повести «В Стране невыученных уроков» Л. Гераскиной

1. Двоечник Витя Гераскин.

2. Учиться в школе — скучно.

3. Пять двоек.

4. Мяч за окном и швыряние учебников.

5. Ожившие Арифметика, География и Грамматика.

6. Перевоспитание в Стране невыученных уроков.

7. Ворота замка и правильные слова.

8. Глагол Повелительного Наклонения.

9. Жалобы Запятой.

10. Суд над Витей.

11. «Казнить нельзя помиловать».

12. Засуха и исчезновение воды.

13. Круговорот воды в природе.

14. Плюс и Минус — продавцы газировки.

15. Землекоп и другие персонажи задач.

16. Корова хочет съесть Витю.

17. Как вернуть медведя на Север?

18. Опричники и войско Наполеона.

19. Витя вспоминает историю.

20. Обезьянка, негритенок и пояса.

21. Помощь Географии.

22. Витя с котом возвращаются домой.

23. Обещание исправиться.

Главная мысль произведения «В Стране невыученных уроков» Л. Гераскиной

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно стараться учиться и ответственно подходить к учебе.

Ведь незнание и лень, могут породить много ошибок, которые тяжело исправить.

Знания, полученные в школе, пригодятся в жизни и не раз, поэтому стоит хорошо учится и бережно относится к школьным учебникам.

Чему учит сказка «В Стране невыученных уроков» Л. Гераскиной

Сказочная повесть учит нас:

1. Быть прилежными учениками, уважительно относится к каждому предмету и следить за чистотой даже своих тетрадей.

2. Бороться с ленью и не сдаваться.

3. Помогать друзьям и выручить их в трудную минуту.

4. Быть упорными и настойчивыми, проявлять терпение, и тогда решение обязательно найдется.

5. Знания — это сила, которая пригодится нам в жизни не один раз.

Краткий отзыв о сказке «В стране невыученных уроков» для читательского дневника

Сказка «В Стране невыученных уроков» — замечательное произведение, которое стало одним из моих любимых.

На основе этой повести был снят мультфильм.

Главный герой — Витя Перестукин.

Он был двоечником и не хотел учиться, невнимательно делал уроки и не разбирался в задачах.

Своим поведением и отношением он сильно разгневал школьные предметы и попал в Страну невыученных уроков.

Витя попадает в различные приключения, которые случились по его же вине.

Но мальчик начинает исправляться и исправлять все свои ошибки.

Путешествие в Страну приподнесло ему такой урок, что он понял, как важно хорошо учится и быть примерным учеником.

Я считаю, что нам многим следует брать пример с Вити Перестукина.

Он доказал, что даже двоечник способен измениться и начать хорошо учиться.

Я рекомендую всем прочитать эту прекрасную повесть.

Какие пословицы подходят к произведению Лии Гераскиной

«У лодыря, что ни день, то лень».

«Знание трудом добывается».

«Где нет знаний, там нет и смелости».

«Знание — половина ума».

«От знаний уйдешь — в хвосте пойдешь».

Неизвестные слова и их значения

Клякса — пятно от ручки.

Нерадивый — небрежный.

gdz-gramota.ru

Энциклопедия сказочных героев: «В стране невыученных уроков»


Гераскина Лия, сказка»В стране невыученных уроков»

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки  «В стране невыученных уроков» и их характеристика

  1. Витя Перестукин, ученик 4 класса, лодырь и невежа, но храбрый и решительный мальчик. Верный друг.
  2. Кот Кузя, как все коты очень преданный хозяину.
  3. Люська Карандашкина, подружка Вити, легкомысленная и ветреная.
  4. Зоя Филипповна, добрая учительница Вити.

План пересказа сказки «В стране невыученных уроков»
  1. Неудачный день
  2. Обиженные учебники
  3. Путеводный мяч
  4. В путь вместе с Кузей
  5. Ворота замка
  6. Замочек и ключек
  7. Глагол и запятая
  8. Приговор
  9. Засуха
  10. Плюс и Минус
  11. Землекопы, портной и велосипедист
  12. Старики-пионеры
  13. Плотоядная корова
  14. Опричники
  15. 1812 год
  16. Где находится северный полюс
  17. Возвращение

Кратчайшее содержание сказки «В стране невыученных уроков» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Витя получает пять двоек, у него не решается задача, он бросает учебники на пол
  2. Учебники оживают и отправляют Витю, а заодно и кота, в страну невыученных уроков
  3. В замке грамматики Витя вставляет пропущенные буквы и узнает о важной роли запятой
  4. Витя с Кузей путешествуют по стране и сталкиваются со многими опасностями
  5. Чтобы спасти Кузю, Витя зовет на помощь учебник Географии
  6. Витя возвращается домой и начинает хорошо учиться.

Главная мысль сказки «В стране невыученных уроков»
Без учения и знаний трудно жить на белом свете.

Чему учит сказка «В стране невыученных уроков»
Эта сказка учит пользе знаний, учит тому, что каждый человек сам мешает себе хорошо учиться своей ленью, учит быть честным, верным другом, учит находить выход из любых ситуаций. Учит не сдаваться, учит быть упорным в достижении цели.

Отзыв на сказку «В стране невыученных уроков»
Мне очень понравилась эта сказка, потому что в ней мальчик Витя понял, что учится — это не скучно, что знания ему всегда могут пригодиться, и что ненужных знаний просто не бывает. Мальчик Витя мне очень понравился тем, что оказался упорным, что рассчитывал только на свои силы, что не сдавался и не отступал, даже если ему было очень страшно. Но ради друга он позвал на помощь, сделал то, чего не стал бы делать для себя.

Пословицы к сказке «В стране невыученных уроков»
Ученье свет — неученье тьма.
Каждый человек сам кузнец своего счастья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «В стране невыученных уроков»
В тот день Витя получили сразу пять двоек и поэтому не очень спешил домой. Витя знал, что скрыть двойки от мамы все равно не получится, но на его счастье позвонила тетя Поля.
Тогда он стал делать уроки. Задача про землекопов не решалась, но и убежать на двор через окно не получилось. Зато через него влезла Люська Карандашкина и они вместе стали решать задачу.
Почему-то у Вити получился ответ полтора землекопа. Но главное задача была решена и Витя стал учить стихи. Вместе с Люськой они быстро выучили «Крестьянина». Но потом пришлось вставлять пропущенные гласные в словах
Тут пришли Катя и Женя и хотели помочь с решением задачи, но Витя отказался и те обиженные ушли. За ними убежала и Люська.
Раздосадованный Витя швырнул учебники на пол. Раздался страшный грохот и в комнате появились странные человечки. Это оказались учебники. Они начали ругать и воспитывать Витю.
Но Витя в сердцах сказал, что может легко обойтись без всех наук. Учебники посовещались и решили отправить Витю в Страну невыученных уроков, где полно разных опасностей.
Но Витя не боялся опасностей. Учебники решили сделать для Вити путеводный мяч и мальчик забрался на подоконник. Кот Кузя вдруг человеческим голосом сказал, что тоже отправляется с Витей.
А учебники стали читать заклинание. На прощание География пообещала помочь в тяжелую минуту.
И вот Витя и Кузя полетели, а потом оказались в лесу. Они шли по лесу вслед за мячом довольно долго и болтали.
Наконец они увидели высокий замок с каменным забором и воротами. Забор был весь из переплетенных букв, а на воротах висел огромный замок. Возле ворот стояли два человечка — прямой и согнутый, которых Витя окрестил Палка и Крючок.
Когда Витя толкнул замок, Крючок спросил его, кто он. Витя ответил, что он ученик четвертого класса Перестукин Витя. Палка пришел в дикий восторг и подал Вите огромный ключ.
Но чтобы открыть ворота одного ключа было мало. Надо было написать слова Замочек и Ключик без ошибок. Витя сел на землю и надолго задумался. Но все-таки вспомнил правило, про выпадающую гласную и правильно написал слова.
Ворота раскрылись и Витя с Кузей оказались в огромном зале, где на стенах были написаны правила грамматики. В глубине зала сидел старик — Глагол повелительного наклонения, а возле него крутилась злая старуха — Запятая.
Запятая злилась потому, что Витя никогда не ставил ее на место. Глагол спросил, как Витя учится. Витя сказал, что нормально, и оценки у него не хуже других.
Запятая крикнула, чтобы внесли документы и появилась тетрадь Вити по русскому языку, а в ней обнаружились одни двойки и колы.
Кузя заметил, что оценки все-таки разные.
Потом в зал стали вбегать различные знаки препинания и петь песни. Там были точки и кавычки, восклицательный и вопросительный знаки, и конечно Запятая.
Вите это надоело и он спросил, может ли уйти. Но противная Запятая хотела проверить его знание безударных гласных.
Тут в зал вбежала собака, которую Витя стал гладить. А Запятая предложила правильно написать слово Собака. Витя конечно написал Сабака и Собака стала злой и погналась за Витей. Мальчик понял свою ошибку и исправил слово.
Потом на доске появилось слово Со.нце и Витю спросили, какая буква пропущена. Мальчик сказал, что все буквы на месте и Солнце рассердилось, стало темно и холодно. Тогда Витя вспомнил как проверить это слово: Солнышко, и правильно написал слово.
Глагол решил строго наказать Витю и удалился для вынесения приговора. Мальчика заключили в скобки, но добрые Восклицательный и Вопросительный знаки, спросили, нет ли у Вити какого-нибудь желания.
Витя написал на доске Хлеп, потом Калбаса и еще несколько раз это слово неправильно, и конечно ничего не получил. Он разозлился и бросил мел. Кузя тяжело вздохнул. Тогда Витя написал слово Лук и получил очищенный лук.
Раздался гонг.
Внесли приговор: Казнить нельзя помиловать.
И Запятая ехидно предложила поставить ее на нужное место. Витя начал думать куда же поставить запятую, а часы тикали — у него было только пять минут на решение задачи.
Он понял, что запятую нельзя ставить после первого слова, иначе его казнят, а вот после второго слова можно.
Получилось: казнить нельзя, помиловать.
Знаки обрадовались, ворота раскрылись и мяч покатился дальше. Знаки еще долго кричали вслед мальчику и коту слова одобрения.
Витя и Кузя долго шли вслед за мячом, то разговаривая о роли кошек в жизни человека, то думая о том, что учится иногда полезно.
Но вот стало припекать. Витя и Кузя сильно хотели пить. Они остановились возле голого холма, но холм вдруг встал на ноги — это был верблюд. Он рассказал путникам, что все вокруг умирает, и Витя решил бежать в лес, помогать зверям.
Вдруг ближайшее сухое дерево превратилось в старуху, от которой в ужасе шарахнулся верблюд. Это была засуха, которая стала расхваливать Витю Перестукина, за его слова о том, что вода испарившись исчезает навсегда.
Витя стал вспоминать, что же происходит с водой и наконец вспомнил, что она превращается в пар, а пар охлаждаясь превращается в дождь. И тут же пошел сильный ливень. Из леса выбежали довольные звери, зацвели цветы, а засуха снова стала уродливым сухим деревом.
Но тут в лесу раздался громкий рев и испуганные звери разбежались.
Это был заблудившийся белый медведь, который не знал где север. Он обозвал верблюда горбатой коровой и погнался за ним.

А Витя с Кузей шли дальше и пришли к городу Математики. Они увидели продавцов газированной воды, Плюс и Минус.
Они сказали, что воду дают в обмен на правильные ответы. Витя не знал таблицу умножения и поэтому остался без воды. Зато велосипедист бодро ответил на вопрос и получил свою воду.
Тогда Кузя стал просить задать самый простой вопрос и продавцы сжалились, спросив дважды два. Это знал даже Витя.
Они с Кузей выпили стакан воды и тут Кузя испугался. Он увидел одни ноги, выше пояса у которых ничего не было. Ноги стали пинать Кузю. Потом из-за угла вышел целый человек и рассказал, что ноги переехал не трамвай, а Витя Перестукин. Землекоп попросил Витю правильно решить задачу.
Витя долго думал и наконец решил, что копать должны два землекопа. Землекопы обрадовались и ушли. Мимо Вити снова проехал велосипедист, уже чуть живой.
Витя встречает осужденного портного и решает задачу о костюмах. Потом пытается решить задачу о велосипедисте, но не справляется и убегает на велосипеде.
Тут он встречает старушку-пионерку из четвертого класса, которая жалуется на больные ноги. Оказывается она должна была 60 лет идти навстречу брату. Но Витя залез на дерево и решил задачу. Старички превратились в пионеров.
Витя пошел искать Кузю, которого бросил убегая на велосипеде, и нашел кота в мешке на дереве. Туда его бросил очень злой велосипедист.
Кузя и Витя пошли дальше и встретили хлебное дерево с крендельками и булочками. А на соседнем дереве росли металлические предметы — это было железное дерево.
Тут путникам встретилась корова. Корова была плотоядной и обязательно хотела съесть кота. Из леса вышел медведь и корова предложила медведю съесть мальчика. Но тут с веток упала огромная птица-кенгуру, которая радовалась тому, что может летать.
Наконец медведь и корова набросились на мальчика. Витя и кот забрались на железное дерево и стали бросать в медведя вилками и ложками. Но дерево упало и медведь с коровой приготовились съесть Витю.
И тут он вспомнил, что корова — травоядное и та стала мирно щипать травку, проклиная сусликов и мышей, от которых у нее изжога. Медведь шел за Витей и требовал показать север, Витя шел за мячом.
Но тут выехала машина с опричниками и медведь убежал. Опричники скрутили Витю и повезли к царю. Кот настойчиво просил Витю вызвать Географию, но Витя терпел.
Наконец его привезли в большой дом, и привели в комнату, где на столе стоял телефон. Телефон зазвонил, и спящий рядом бородач схватил трубку: «Дежурный опричник слушает»
Дежурный опричник решил, что Витя блажной, но тут его потребовал разгневанный царь.
В отсутствие опричника почтальон принес донесение царю и Витя прочитал, что на Москву движутся полчища Наполеона Бонапартия.
Прибежал Кузя и потребовал вызвать Географию. Но Витя решил вспомнить, когда наступал Бонапарт и, хотя бояре грозились распять его на дыбе, вспомнил о войне 1812 года.
Витя и Кузя снова оказались под деревом. Мячик снова покатился вперед.
Неожиданно из леса выскочил медведь. Кузя крикнул, что убегает на север и увел медведя за собой.
Витя пошел дальше один и ему было очень скучно. Вдруг перед ним возникли две горы. Одна покрытая снегом и там сидел негритенок с обезьянкой. Вторая с пальмами и там сидели белый медведь и чукча. Все плакали. Они попросили Витю спасти их, обещая вернуть ему кота.
Витя увидел кота на ледяной горе и полез к нему, но кот исчез и возник на жаркой горе. Витя полез туда. Но кот снова исчез.
Витя не знал как исправить эту ошибку, ведь в то время, когда учительница объясняла про пояса, он читал книжку про шпионов. И чтобы спасти друга он позвал Географию.
Когда рядом появился учебник, Витя уверенно сказал, что обезьяны живут в тропическом поясе, а белые медведи за Полярным кругом. И сразу все стало на свои места. А Кузя сидел возле ног Вити.
География вернула Витю домой. Он обратился к Кузе, но кот только мяукнул. Витя побежал к маме и она поцеловала Витю.
Потом Витя исправил домашнее задание. Он рассказал Люське о стране невыученных уроков и на следующий день Люська рассказала об этом в школе. Ребята упросили Витю рассказать о этой стране и он рассказал. Ребята зашумели и признали, что все было очень интересно. А учительница Зоя Филипповна сказала мальчику, что верит в то, что теперь он будет хорошо учиться.
И Витя действительно стал хорошо учиться и сдал экзамены. Только иногда ему очень жалко, что Кузя больше не разговаривает. Рисунки и иллюстрации к сказке «В стране невыученных уроков»


santyaguarundito.blogspot.com

Папмамбук

«В стране невыученных уроков»

Недавно я прочитала книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Эту книгу я взяла в школьной библиотеке. В нашей библиотеке много разных книг, но мне многие ребята из класса советовали прочитать именно эту. Я ее прочитала, и поняла, что ребята были правы — эта книга очень интересная, смешная и необычная.
В этой книге рассказывается о сказочном происшествии в жизни обычного школьника Вити Перестукина, который не хотел делать уроки, плохо обращался с учебниками и никому не верил. В наказание испорченные учебники отправили его в страну Невыученных уроков. Там он понял как плохо без знаний и без хороших друзей. На самом деле об этой книге нельзя рассказать в двух предложениях, ведь это рассказ не только о том, что нельзя не делать уроки , а о том, что нужно до водить начатые дела до конца и иметь верных друзей.
Еще в этой сказочной истории мне понравился кот Кузя. Кузя был верный друг , он даже как Витя любил смотреть футбол. Когда Витя оказался в трудной ситуации, он не бросил в беде своего хозяина.
Конечно, больше всего мне запомнился эпизод, где Витя решал очень трудную задачу: как правильно поставить запятую в предложении «КАЗНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ» или «КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПОМИЛОВАТЬ». Всего одна запятая и твоя жизнь может круто измениться. Вот здесь то и пригодились бы правила русского языка. Но Витя был лентяй и двоечник, правила не учил, и поэтому, ему пришлось очень трудно…
А еще в этой книге есть девочка, которая мне напоминает саму себя — это Люся Карандашкина. Я в ней узнаю свои черты характера. Она, как и я пытается все контролировать, поправлять своих друзей, давать им советы. За целый день она успевает побывать в разных местах и сделать много дел, но не всегда ей это удается.
Лично мне бы не хотелось оказаться на месте Вити: попасть в страну, которая просто набита твоими невыполненными делами . Я почти уверена, что у каждого из нас бывает что-то начатое и незаконченное: не дочитанная книга, не помытая посуда, не выученная басня, не решенная задачка. И если оказаться в такой стране, нам бы тоже пришлось очень худо, так же как и Вите.
Эту книгу я прочла быстро, потому что мне было интересно узнать, как закончатся приключения Вити Перестукина в Стране невыученных уроков. Были в книге моменты, которые меня рассмешили, например, когда Витя насчитал в задаче полтора землекопа. Представила себе полтора землекопа — и засмеялась. В тоже время я переживала за Витю, ведь в душе он хороший, просто немножко ленивый.
Мне хотелось, чтобы все приключения закончились хорошо, чтобы Витя осознал свои ошибки, чтобы научился доделывать работу до конца, чтобы понял, что в жизни не бывает мелочей.
Я и сама извлекла из этой книги много полезного. Хотя иногда я и бросаю начатые дела незаконченными (бывают уважительные причины), но чаще стараюсь этого не делать. Даже если мне хочется поскорее пойти гулять, я убираю свою кровать, мою посуду, и конечно делаю уроки до конца. Я понимаю, что нужно хорошо учиться, что бы узнать много нового, быть полезной.
Прочитайте книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», мне кажется, она вам понравиться!
Моторнова Маргарита, 5-б класс, ГБОУ СОШ №1998 «Лукоморье»

www.papmambook.ru

какая главная мысль, чему учит?

В волшебной стране невыученных уроков из-за плохой учебы и лени школьника Вити Перестукина накопилось очень много проблем, которые Вите пришлось решать. Мне кажется, что книга эта учит детей тому, что плохая учеба и наплевательское отношение к своим обязанностям, это не просто плохо, это может быть даже опасно для самого человека и для окружающих именно в реальном мире, особенно когда человек станет взрослым, выучится какой-нибудь профессии, и вот если он будет плохо знать свою работу, он может не помогать людям, а даже вредить — просто из-за своей недостаточной образованности. Главная мысль — нужно стараться учиться, плохо быть необразованным, это может привести к большим проблемам.

Главный герой рассказа «В стране невыученных уроков» мальчик Витя Перестукин. Он не любил учиться, был лодырем и лентяем. Однажды ему удалось получить целых пять двоек. Он пришел домой и решил сделать домашние задания. Но желания у него не нашлось и он кидает учебники на пол. Тут же учебники оживают и решают отправить его в страну невыученных уроков, которая полна опасностей. Но мальчик соглашается на путешествие, он видит со стороны свое невежество и понимает как важно учиться.

Главная мысль рассказа Гераскиной «В стране невыученных уроков»:

Первое чему учит произведение — это внимательное отношение к школьному обучению. Витя увидел свою невежественность со стороны и понял как важно учиться. Так же рассказ учит нас признавать и исправлять свои ошибки, быть смелыми, упорными и проявлять силу воли в обучении науками и во всем остальном.

( 1 оценка, среднее 1 из 5 )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

www.remsovet.net

Урок литературы «В стране невыученных уроков»

Урок литературного чтения в 3-м классе. Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков»

Цели урока:

  • развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;

  • развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности

Ход урока

I) Создание эмоционального настроения

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе «Я хочу учиться и узнавать новое».

II) Разговор о творчестве Л. Гераскиной.

1) Автор и его произведение.

Сейчас мы работаем над повестью Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Интересно ли вам было читать?

Это самая популярная книга Лии Гераскиной написанная в 1931 году. Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Сейчас она живёт Москве и сотрудничает с несколькими столичными издательствами. Её повесть «В стране невыученных уроков» трудно найти на полке в библиотеке. Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

III) Актуализация опорных знаний.

  1. Многие писатели и поэты писали о необходимости учиться.

  2. Какие слова стоят в конце следующих отрывков из стихов? Кто их авторы?

  3. Как называются эти литературные произведения.

Учатся взрослые
После работы
С книжкой идут
На экзамен пилоты
А. Барто «У папы экзамен»

С толстым портфелем
Приходит певица
Даже учитель
Не кончил …

Лампа горит
Занимается папа
Толстую книжку
Достал он из …

Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорке в …
С.Михалков «Дядя Стёпа и Егор»

Учиться должны все. Каждый урок приносит нам новые знания.

Полкан – хороший ученик
Достоин уважения
За год ученья он постиг
Таблицу …
С. Михалков «Цирк»

Открыта школа для птенцов
Занятие с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учится всем …
Б. Заходер «Птичья школа»

Ученик учил уроки
У него в чернилах …
С. Маршак «Про всё на свете»

Ребята посмотрите на доску.

Что вы видите?

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. (Тревога, страх, переживания, каприз, возбуждение, негодование, растерянность, пренебрежительность, храбрость, ехидство.)

Так вели себя герои в десятой части. А хотите сами составить такой фонтан?

Что для этого надо сделать? Молодцы.
Вчера на уроке в 10 части мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.

— Что эта была за ситуация? (запятую пост.)

— Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

— Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

— Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

— Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (с.163. «Часы тут же принялись громко отстукивать…» до слов «ты не боишься смерти») (Руслан)

— Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

— Помните, что повествование ведётся от лица Вити.

Читаем по ролям этот же отрывок. Оценивание: Удалось ребятам передать напряженные моменты?

IV) Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

Работа в группах.

— А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

1-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние знаков препинания.

2-я группа: Кузи.

3-я группа: Вити Перестукина.

Открытие детьми нового знания.

Итак 1-я группа, в каких глаголах выражение чувств, знаков препинания? (заплакал, завизжала)

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался?

Объясните поведение запятой (она завизжала).

2-я группа А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил)

Почему? (предан Виктору)

3-я группа: В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался)

Почему? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел?

Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

V) Работа по толковому словарю.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть.

— У нас получился фонтан эмоций наших героев?

— А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения?

— Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

— Найдите в следующем абзаце, со слов «Я боялся смерти…» до «….но я, понимаете, немножечко сдрейфил» строчки которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину. (читает Полина)

— Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

— Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

(Вывешивается на доску).

VI) Физкультминутка «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик и с ним правый глаз в левую сторону, а левый пальчик и с ним левый глаз в правую сторону. Вернуться на свои места.

Руки за спинку, головки назад.
(закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят
(открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит.
Глазами повертим, поищем ее
И снова читаем немного еще.

VII) Первичное закрепление.

— Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части)

— Что случилось дальше?

— Прочитайте самое первое предложение.

— Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась? (Предположение детей.)

Чтение с комментированием.

2 абзац: (до слов: Я твёрдо обещал…)

— Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? (на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

3 абзац: Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по вашему? Почему?

4-6 абзацы: (со слов «До свидание Витя…» до слов «…спрашивал Вопросительный»)

— На что надеялись братья-знаки? Витя их больше не перепутает.

7 абзац: Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов: «Да это вышло ужасно…»

— Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя.

Обобщающая беседа.

— Так наказали Витю учебники или спасли?

— Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

— Каким же мы увидели главного героя повести?

сначала

 

 

потом

ленивый

 

 

самокритичный

невежда

 

 

упорный

 

 

 

благодарный

 

 

 

волевой

VIII) Самостоятельная работа с самопроверкой

Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните моё задание. Из слов лежащих у вас на парте (завтра поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)

Вопросы:

  • Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?

  • Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)

  • Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)

Запишем его.

IX) Повторение пройденного.

Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев (коллективная работа).

Образуйте сложные слова по их разъяснению, запишите полученные слова. Соедините образованные слова с именами существительными(перед каждым листочки).

Разъяснение сложного слова

Сложные слова

Герои повести

1

2

3

Обладающий слабой волей.

Сопереживающий другим (иногда говорят: за всех сердце болит)

С доброй душой

Любящий узнавать новое

Желающий всем добра

Имеющий низкую (малую) грамотность

Стремящийся к определенной цели

Поучительный, прививающий хороший нрав

Составленный с хитростью и умом

 

Человечек Восклицательный Знак

Человечек Вопросительный Знак

Кузя

Витя Перестукин (в начале произведения)

Витя Перестукин (в конце произведения)

Задания

Рассказ (который рассказал Витя Кузе про дружбу людей и животных)

А что вы заметили нового в нашей галерее? (появился новый персонаж)

А как          вы думаете кто это может быть? (Это старуха засуха)

Значит наша галерея ещё не закончена, мы с вами можем её продолжить.

А что для этого надо сделать?

Всем обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

X) Создание мотивации к самостоятельному чтению.

— Как вы думаете, скоро ли Виктору Перестукину удастся вернуться домой? С кем он ещё может встретится в путешествие?

— Витя вновь отправился за футбольным мячом как за волшебным клубком.

Куда чаще всего в русских сказках приводит героев клубок? К Бабе Яге?

А кто же встретится Вите?

Вы узнаете, когда прочтете книгу.

А может вы не побоитесь встретиться с землекопом? У которого нет не только головы, но и рук? И если вам захочется помочь брату и сестре, которые превратились в старика и старушку, преодолев расстояние в 12 км, вам необходимо прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Ведь интересно же узнать удастся ли Вите Перестукину закалить волю и воспитать характер?

Если вы внимательно будете читать книгу, то очень скоро составите карту Страны невыученных уроков. Каждый день мы сможем наблюдать в классе за путешествием Вити Перестукина и узнавать новое об удивительной стране.

Почему же книга на протяжение 77 лет пользуется популярностью, почему её читают и перечитывают с удовольствием? В чем особенность этой книги?

Она написана очень интересно в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора.

Как автор относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает от лица Кота Кузи, жителю волшебной страны, но всё же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди, и он сам придёт к правильной мысли о важности учения.)

Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей?

Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детуям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «наоборот» как «вредные советы». Примером стал Витя. Он на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством.

Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине и тоже зададут себе вопрос «чем я хуже» и непременно возьмутся за ум.)

XIД.З.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему надо хорошо учиться?»


Гераскина
Лия Борисовна

Лия Борисовна родилась в 1910 году в Новороссийске. Детство и юность провела в Краснодаре, где окончила среднюю школу. С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение на выпускном вечере.
В начале 30-х годов уезжает на Магнитострой. Печататься впервые начинает в газете. В 1938 году — сотрудник газеты « красноярский рабочий», что дает будущему писателю возможность непосредственно и подробно знакомиться с жизнью сибирского края. Позже работает в редакции газеты 
« Красноярский комсомолец». В 1947 году на сцене Красноярского драмтеатра поставлена первая пьеса Гераскиной для детей, сказка «Хрустальд и Катринка». В дальнейшем она работает в жанре школьной пьесы. Наибольшую популярность получила ее пьеса «Аттестат зрелости» (1949 год). Она вошла в репертуар советских и зарубежных театров. В 1954 году эта пьеса была экранизирована. 
В начале 50-х годов свет увидели такие произведения писательницы: «Право на счастье», «Вступая в жизнь», «Ее будущее», «Николай Иванович». Гераскина не смогла в своих пьесах о школе избежать схематизма, назидательности, поверхности в раскрытии характеров и ситуаций. Ее произведения были популярны благодаря своей злободневности, интересу к новым, острым жизненным проблемам. 
В 60-е – 70-е годы Гераскина выступает в различных драматургических жанрах. Для детского театра, в частности, она написала пьесу «Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Д.Родари (1966год) и «В стране невыученных уроков» (1971 год).

Оформление и атрибуты: Дневники участникам игры, изображения котов (10 шт.), планшеты с заданиями, глобус, футбольный мяч, учебники географии, русского языка и истории, жетоны, призы.

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о лени, невнимательности и невежестве, которые могут принести человеку большие неприятности, и поставить его на грань жизни и смерти. Но всего этого можно избежать, если будешь хорошо учиться, много читать, правильно и своевременно делать уроки, и бережно обращаться с книгами.
Чтобы у вас все было хорошо, и вы бы не попали, как Витя Перестукин из сказки Гераскиной Л. «В стране невыученных уроков, в неприятную ситуацию, мы расскажем вам о его злоключениях и бедах, и из этого вы сделаете соответствующие выводы. 
Предлагаем вам побыть в «шкуре» Вити и совершить опасное, трудное и сложное путешествие в Страну невыученных уроков, из которой выберутся немногие, потому что суть нашей игры заключается в том, что часть из вас не знает содержания книги и им будет очень трудно выполнять задания, поставленные перед ними.
И так, давайте выберем участников нашего путешествия.

Вопросы отборочного тура.

1.За какие провинности Витины учебники отправили его в Страну невыученных уроков?
(За двойки, плохое обращение с учебниками и тетрадями, за неправильное решение задач и примеров и т. д.)

2. Сколько двоек получил Витя в этот злополучный день?
(пять двоек)

3. Что сделал Витя, чтобы дорога домой была длинней?
( ходил по магазинам)

4. Что страшно не любил делать Витя?
( заниматься уроками)

5. По какому предмету Витя получил последнюю двойку?
(по природоведению)

Ведущий: Теперь пора отправляться, как сказали Вите учебники, в очень опасное путешествие, конечной целью которого будет удачное возвращение из Страны невыученных уроков, из которой пока вы вместе с Витей не выполните правильно все уроки, выбраться на сможете. 
Надеяться вам придется только на себя, на свои силы и знания.
Условия: За правильный ответ вы получаете плюс, а за отрицательный — минус. Результаты будут заноситься в дневник.
Так как у Вити были кое-какие помощники, то мы вам тоже даем в сопровождение кота Кузю и Учебник географии. Советом кота вы имеете право воспользоваться 2 раза, а помощью учебника всего 1 раз.
В любой сказке герою выделяется какой-нибудь предмет, который показывает ему дорогу. В русских народных сказках это обычно клубок, но можно воспользоваться чем-нибудь другим, например, глобусом, он тоже круглый ( показать глобус), учебник Географии против, «это великое наглядное пособие» и мы воспользуемся обычным футбольным мячом, тем более, что футбол любимая Витина игра, да и его кот Кузя очень любит наблюдать за игрой, сидя на подоконнике.
А сейчас повторяйте слова заклинания-клятвы:

Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.

Пролетев большое, неизвестное никому расстояние, мы вместе с Витей и его котом Кузей попали в неизвестную страну, и, пройдя немного, очутились в Царстве Глагола.

Царство Глагола

Высокий, непреступный забор окружает Царство Глагола Повелительного наклонения. Чтобы тебе открыли ворота, а потом ты удачно выбрался оттуда, нужно выполнить несколько заданий по русскому языку.(Задания выполнены на карточках с пропуском букв, которые должны вписать участники)

1) Правильно поставьте буквы в конце данных слов
Замочек, ключик, молоточек, зайчик, ларчик, кусочек, комочек

2) Какие знаки препинания вы знаете?
(точка, запятая, скобки, точка с запятой, двоеточие, тире)

3) Правильно впишите безударные гласные в словах:
Собака, ворона, корова, сорока, молоко

Условие: если кто-то за это задание получит минус, то его дальше не пускает собака и он выбывает из игры.

4) Написать пропущенные буквы

Солнце, чувство

5) Если вы проголодались, как Витя и Кузя на этом этапе пути, то можете перекусить, но с одним условием, что вы напишете съедобный словарный диктант.

Хлеб, батон, колбаса, сосиски, антрекот, котлета
Условие: Если будет хоть одна ошибка в диктанте, то вы получаете в качестве еды – лук.

6) За незнание правил русского языка, за ошибки и лень Вите был вынесен приговор.

Приговор
по делу невежды Вити Перестукина

Казнить нельзя помиловать

Задание: Нужно правильно поставить запятую, чтобы смысл предложения поменялся в пользу Вити.

Условие: если задание выполнено неправильно, то игрок выбывает

Итог: в дневнике ставится оценка по русскому языку

Лесное ориентирование.

Этот сухой безжизненный лес получился от того, что на уроке географии Витя заявил, что вода, испаряясь с поверхности рек, озер и водоемов, исчезает бесследно.
И теперь, чтобы не заблудиться в этом лесу, нужно правильно ответить на следующие вопросы:

1. Какое вьючное животное Витя и Кузя встретили в этом лесу? ( верблюд)
2. В кого неожиданно превратилось одно из сухих деревьев? ( в Старуху Засуху)
3. Какое бедное животное бродило по лесу, изнывая от жары? ( Белый медведь)
4. Какую часть света искал белый медведь, но никак не мог ее найти? ( север)
5. Что нужно было вспомнить Вите, чтобы в Сухом лесу пошел дождь? ( как совершается круговорот воды в природе)
6. Какую по счету двойку получил за эту тему Витя? ( пятую)
7. Что произошло в лесу, когда Витя правильно ответил на все вопросы? ( пошел дождь)
8. Кого спас от жажды и засухи Витя? ( животных)
9. Какую неприятность можно ожидать от верблюда? ( он может плюнуть)

Итог: Кто правильно ответил на все вопросы, тот идет дальше и получает в дневник положительную оценку.

Царство математики.

Ужасно устав после долгого пути и испытывая страшную жажду Витя и Кузя дошли до неизвестного города. Это был очень странный город с круглыми, квадратными и прямоугольными домами. Увидев продавцов газированной воды, наши друзья кинулись к ним, но те объяснили, что воду продают за правильные ответы по математике:

1. Что было нарисовано на шапочках у продавцов газированной воды в городе Математики?
( плюс и минус)
2. Сколько землекопов, по мнению Вити, копало траншею в одной из решенных Витей задач?
( полтора землекопа)
3. Какой пример задали продавцы Вите, а он неправильно на него ответил? 
( 8 на 9 равно 72, а не 76)
4. Какой единственный пример знал Витя из таблицы умножения?
( 2 на 2 равно 4)
5. Сколько стаканов воды удалось выпить Вите?
( Один стакан)
6. Почему посадили под арест портного из этого города, так как Витя неправильно решил про него задачу?
( портного обвинили в том, что он украл материю, предназначенную для пошивки костюмов)
7. Ответьте, сколько костюмов можно сшить из 28 метров ткани, если на один костюм идет 3 метра?
( 9 костюмов)

8.Вспомните, с какой скоростью мотался по городу велосипедист из задачи, решенной Витей?
( 100 км в час)
9 Восстановите справедливость и скажите, сколько часов потребуется брату и сестре, чтобы пройти 12 км со скоростью 3км в час навстречу друг другу?
( 2 часа, а не 60 лет)

Итог: Все, кто правильно решил задачи, получает в дневник оценку по математике.

Удивительный лес

1 Какие деревья увидел Витя в этом лесу?
Хлебное дерево, Железное дерево, Чудо-дерево
2 Какими плодами с одного из деревьев полакомился Витя и его кот Кузя?
( булками с хлебного дерева)
3. Вспомните, к какому типу животных относится корова, повстречавшаяся Вите в этом лесу?
Травоядная, Плотоядная, всеядная, плодоядная
4.Какая удивительная птица прилетела на дерево?
( птица –кенгуру)
5. Перечислите животных, собравшихся с претензиями к Вите, под деревом?
( кенгуру, белый медведь, корова)
6. Что должен был сделать Витя, чтобы животные оставили его в покое?
( правильно определить их место в природе)
Правильный ответ оценивается тем, что возвращается отобранный ранее кот
Итог: в дневнике ставится оценка
Царство истории.

С великим трудом Витя и Кузя избавились от животных, которые хотели их съесть, но попали в новую опасную ловушку. Витя был схвачен и увезен во дворец к царю. 
1. Догадайтесь, какие необычные предметы и вещи увидел он во дворце?
(Автомобиль, телефон)
2. В правление какого царя попал Витя?
( Иван Грозный)
3. Назовите храм, который удалось увидеть Вите 
( храм Василия Блаженного)
4. Как звали старшего сына Ивана Грозного?
( Иван)
5. Как звали младшего сына Ивана Грозного?
( Федор)
6. С кем не мог вести войну Иван Грозный в те времена?
( с Наполеоном)
7. Когда началась война России с Наполеоном?
( 1812)
8. Как назывались верные, очень жестокие слуги Ивана Грозного?
( опричники)
9. Какая страшная казнь грозила Вите, если он неправильно ответит на исторические вопросы?
( дыба)
10. Какой странный по тем временам прибор стоял на столе у дежурного опричника?
(9 телефон)
Итог: проставление оценок в дневнике по истории
Царство географии.
Наконец-то бедный, страшно напуганный Витя выбрался из Царства истории и пошел дальше. Он искал своего верного

друга Кузю и когда нашел, оказалось, что Кузя в беде и просит у него помощи. Это произошло по вине Вити, так как он опять перепутал все на свете. 
Дорога привела Витю к подножью двух гор: Жаркой о Холодной.
1. Кого увидел Витя у подножья Холодной горы?
( обезьяну и негритенка)
2. А кого повстречал он на Жаркой горе?
( чукчу)
3. Что нужно было вспомнить Вите из географических понятий, чтобы все вернулись домой?
(географические пояса)
4. Кто пришел на помощь Вите в трудную минуту?
( география)
5.Что искал белый медведь в жарком климате Африки?
(Север)
6.Какой прибор безошибочно определяет северное направление?
( компас)
7. Какой вывод сделал для себя Витя, когда приключения закончились?
(надо учить уроки, и тогда никогда с тобой не произойдет таких неприятных ситуаций)
8. Изменилось ли отношение Вити к учебе?
( да, он стал хорошо учиться)
9. В какой класс успешно перешел Витя?
(в пятый класс)

Вывод: Если вы будете хорошо учиться, то жить станет интересно, и никакие трудности и опасности будут вам нестрашны. Вы никогда не узнаете, что такое Страна невыученных уроков.

Подведение итогов. Награждение победителей.

В стране невыученных уроков

Автор произведения «В стране невыученных уроков» _________________________________________

1. Сколько двоек получил Витя Перестукин в тот день, когда с ним случилось Приключение?

_________________________________________________________________________________________

2. Сколько землекопов получилось в результате решения Витей задачи?

_________________________________________________________________________________________

3. К Вите пришли странные человечки в балахонах из покрытой кляксами мятой бумаги. Кем они были?

_________________________________________________________________________________________

4. Куда отправили учебники Витю для исправления?

_________________________________________________________________________________________

5. Какой предмет был проводником Вити по стране Невыученных уроков?

_________________________________________________________________________________________

6. Кто вместе с Витей отправился в страну Невыученных уроков? _________________________________

7. Кто сторожил ворота в замок Грамматики? __________________________________________________

8. Какие слова нужно было написать Вите, чтобы открылся замок?

_________________________________________________________________________________________

9. Кто был королем в Грамматике? ___________________________________________________________

10. Какой приговор был вынесен Виктору королем?

_________________________________________________________________________________________

11. Из-за какой фразы Вити на уроке пересохла река, и засуха превратила зеленый лес в сухие бревна?

_________________________________________________________________________________________

12. Что искал большой белый медведь? _______________________________________________________

13. В чем обвиняли Портного в арифметической задачке? ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

14. Мальчик и девочка (брат и сестра), которые вышли на встречу друг другу, встретились, но выглядели стариками. Почему? ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

15. Почему корова хотела съесть Витю и Кузю? ________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

16. Опричники отвезли Витю в царский дворец. Какого мальчика он там встретил? __________________

_________________________________________________________________________________________

17. С кем, по словам Вити, воевал Иван Грозный? ______________________________________________

18. Почему медведю было ЖАРКО, а обезьяне ХОЛОДНО? _____________________________________

_________________________________________________________________________________________

19. Кто помог Вите и Кузе вернуться домой? __________________________________________________

20. Сколько всего книг про страну Невыученных уроков написала Лия Гераскина? __________________

infourok.ru

Папмамбук

Моя любимая книга («В стране невыученных уроков»)
Ещё в детстве я прочитала книгу Лии Борисовны Гераскиной «В стране невыученных уроков» и с тех пор не могу ее забыть. Мне она очень нравится тем, что она про школу, смешная, поучительная. В моей домашней библиотеке – три тома: «В стране невыученных уроков», «В стране невыученных уроков-2» и «В стране невыученных уроков-3». Я их все уже перечитывала ни один раз, но больше других мне нравится самая первая часть.
В ней главный герой — двоечник Витя Перестукин попадает в Страну невыученных уроков и сталкивается со своими нелепыми ошибками, такими как: полтора землекопа, 100-километровой в час скоростью велосипедиста. Поняв свои ошибки, в последующих томах Витя сам помогает своим одноклассникам понять смысл учения.
Я думаю, проблема этой серии книг: понимание того, зачем человек учится, где может пригодиться учение в жизни. Могу подтвердить это строчками из книги «Но на столе лежали мои учебники. Они были изорванные, мятые грязные и ужасно скучные. Учебники держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каких-то допотопных землекопов, вставлять пропущенные буквы, повторять никому не нужные правила и делать многое другое, что мне было совершенно не интересно. Я так вдруг возненавидел свои учебники, что схватил свои учебники со стола и что было сил швырнул на пол».
Я согласна с автором этой книги, это большая проблема. Желание учиться есть не у всех. Многим детям кажется, что играть на улице – куда интереснее. Герою Вите Перестукину нужно было попасть в Страну невыученных уроков, чтобы понять важность обучения в школе. Только когда он увидел свои ошибки в реальной жизни, он понял их и на месте решил задачи.
Также у Вити была проблема с воспитанием воли: «Конечно, если бы у меня была сильная воля, я взял бы, назло себе, и сделал уроки. Папа говорит, что каждый человек может выработать волю и характер, если он борется с трудностями и презирает опасность». К концу книги Витя воспитал свою волю и характер благодаря желанию выжить в трудных ситуациях: «Я боялся смерти. Но,…а как же тогда быть с закаливанием воли? Я же должен презирать опасность, а не бояться её. А если я сейчас струшу, где я потом опять достану опасность». Получается, воспитать в себе волю можно, если побороть свои страхи.
Лично я не встречалась с похожей проблемой, так как я понимаю смысл учения. Я думаю, что учиться всегда интересно и полезно. Ведь в будущем те знания, которые мы приобретём в школе и институте, всегда помогут в будущей работе и жизни.
Таким образом, чтение книг позволяет понять смысл учения всем ребятам. Читая книги, я набираюсь ума, который нужен всегда, например чтобы сдать ЕГЭ, получить образование, устроиться на работу. Книгу, о которой я написала, я бы посоветовала прочитать всем ребятам, которые не хотят учиться.

www.papmambook.ru

Урок литературного чтения в 3-м классе. Л.Гераскина. «В Стране невыученных уроков»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев;
  • развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности

Ход урока

I) Создание эмоционального настроения

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите себе «Я хочу учиться и узнавать новое».

II) Разговор о творчестве Л. Гераскиной.

1) Автор и его произведение.

Сейчас мы работаем над повестью Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Интересно ли вам было читать?

Это самая популярная книга Лии Гераскиной написанная в 1931 году. Лия Борисовна Гераскина родилась в 1910 году в Новороссийске. Это было тяжёлое время из-за военных действий, её семья вынуждена была переезжать с места на место. Лия с детства писала стихи, хотя, работая библиотекарем на фабрике игрушек, то на электростанции постоянно училась и только с 1936 года стала сотрудником газеты.

Сейчас она живёт Москве и сотрудничает с несколькими столичными издательствами. Её повесть «В стране невыученных уроков» трудно найти на полке в библиотеке. Дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. Потому что эта книга написана так, будто с её страниц к ребятам обращается не взрослый человек, а их ровесник – Виктор Перестукин. Не секрет что школьники почти всегда не любят учить уроки. Посещать школу – другое дело – там друзья, события, общение. А дома учиться совсем не хочется, тянет поиграть в футбол или просто погулять. Уроки кажутся лишними, скучными, ненужными.

III) Актуализация опорных знаний.

  1. Многие писатели и поэты писали о необходимости учиться.
  2. Какие слова стоят в конце следующих отрывков из стихов? Кто их авторы?
  3. Как называются эти литературные произведения.

Учатся взрослые
После работы
С книжкой идут
На экзамен пилоты
А. Барто «У папы экзамен»

С толстым портфелем
Приходит певица
Даже учитель
Не кончил …

Лампа горит
Занимается папа
Толстую книжку
Достал он из …

Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорке в …
С.Михалков «Дядя Стёпа и Егор»

Учиться должны все. Каждый урок приносит нам новые знания.

Полкан – хороший ученик
Достоин уважения
За год ученья он постиг
Таблицу …
С. Михалков «Цирк»

Открыта школа для птенцов
Занятие с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учится всем …
Б. Заходер «Птичья школа»

Ученик учил уроки
У него в чернилах …
С. Маршак «Про всё на свете»

Ребята посмотрите на доску.

Что вы видите?

Я составила этот фонтан эмоций из тех слов, которые мы вчера нашли в тексте. (Тревога, страх, переживания, каприз, возбуждение, негодование, растерянность, пренебрежительность, храбрость, ехидство.)

Так вели себя герои в десятой части. А хотите сами составить такой фонтан?

Что для этого надо сделать? Молодцы.
Вчера на уроке в 10 части мы расстались с Виктором Перестукиным, когда он оказался в очень сложной жизненной ситуации.

— Что эта была за ситуация? (запятую пост.)

— Какое она имела для него значение? (решалась его жизнь)

— Как он себя чувствовал в данный момент? (Переживал, волновался, боялся.)

— Что вы почувствовали, когда читали 11 часть? (Мы тоже переживали за Витю, хотели ему помочь.)

— Давайте перечитаем тот напряжённый момент, когда часы начали отсчитывать время. (с.163. «Часы тут же принялись громко отстукивать…» до слов «ты не боишься смерти») (Руслан)

— Кто находился рядом с Витей Перестукиным? (Кузя)

— Помните, что повествование ведётся от лица Вити.

Читаем по ролям этот же отрывок. Оценивание: Удалось ребятам передать напряженные моменты?

IV) Постановка проблемного вопроса.

Мы сейчас подошли к самому ответственному моменту, когда переживание и напряжение героев стали самыми сильными. Это в литературе называется кульминацией произведения.

Подробнее об этом вы узнаете на уроках литературы в старших классах.

Работа в группах.

— А сейчас задание: найти в прочитанном отрывке глаголы, которые передают внутреннее состояние героев. Кто является действующими лицами. (Знаки препинания, Кузя, Виктор Перестукин.)

1-я группа: подбирает глаголы, характеризующие состояние знаков препинания.

2-я группа: Кузи.

3-я группа: Вити Перестукина.

Открытие детьми нового знания.

Итак 1-я группа, в каких глаголах выражение чувств, знаков препинания? (заплакал, завизжала)

А почему заплакал восклицательный знак, тот который всегда восклицал и радовался?

Объясните поведение запятой (она завизжала).

2-я группа А что чувствовал в этот момент, кот? (умолял, завопил)

Почему? (предан Виктору)

3-я группа: В каких словах выражено внутреннее состояние Вити? (обрадовался)

Почему? (надеялся на подсказку)

А почему потом обомлел?

Как вы понимаете значение слова «обомлел»?

V) Работа по толковому словарю.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть.

— У нас получился фонтан эмоций наших героев?

— А мог ли Витя выйти из этой ситуации в состояние оцепенения?

— Что нужно было сделать? (успокоиться, взять себя в руки)

— Найдите в следующем абзаце, со слов «Я боялся смерти…» до «….но я, понимаете, немножечко сдрейфил» строчки которые помогли выйти из этой ситуации Перестукину. (читает Полина)

— Какой урок он получил для себя? (должен презирать опасность, и не боятся её)

— Как мы назовём такой урок? (урок жизни)

(Вывешивается на доску).

VI) Физкультминутка «Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собой, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем – правый, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик и с ним правый глаз в левую сторону, а левый пальчик и с ним левый глаз в правую сторону. Вернуться на свои места.

Руки за спинку, головки назад.
(закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят
(открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим, на парту глядим.
И снова наверх – где там муха летит.
Глазами повертим, поищем ее
И снова читаем немного еще.

VII) Первичное закрепление.

— Чем закончилась эта часть? (Чтение последнего абзаца 11-й части)

— Что случилось дальше?

— Прочитайте самое первое предложение.

— Посмотрите, как изменилось настроение у восклицательного знака. А запятая изменилась? (Предположение детей.)

Чтение с комментированием.

2 абзац: (до слов: Я твёрдо обещал…)

— Какой ещё урок скрыт в словах Запятой? (на доску: «Когда ты даешь своей голове работу, всегда добиваешься цели.)

3 абзац: Какое обещание дал Запятой Виктор Перестукин? Выполнит он его, по вашему? Почему?

4-6 абзацы: (со слов «До свидание Витя…» до слов «…спрашивал Вопросительный»)

— На что надеялись братья-знаки? Витя их больше не перепутает.

7 абзац: Простили ли Витю жители замка? Что служит тому доказательством? (Они долго махали Вите и Кузе на прощание.)

Чтение до слов: «Да это вышло ужасно…»

— Чему особенно радовался Витя, продолжая путешествие? Почему?

Пожалуйста, дочитайте главу до конца и подчеркните, какие жизненные уроки вынес Витя.

Обобщающая беседа.

— Так наказали Витю учебники или спасли?

— Почему Вите удалось пройти трудности и пройти испытания?

— Каким же мы увидели главного героя повести?

сначала

 

 

потом

ленивый

 

 

самокритичный

невежда

 

 

упорный

 

 

 

благодарный

 

 

 

волевой

VIII) Самостоятельная работа с самопроверкой

Мы увидели, как Витя поступал в очень ответственные моменты своей жизни. А сейчас я хочу посмотреть как вы, используя свой жизненный опыт, выйдете из сложной ситуации и выполните моё задание. Из слов лежащих у вас на парте (завтра поучусь, сегодня, а, погуляю), составьте предложение.

Что у вас получилось? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь. Завтра поучусь, а сегодня погуляю.)

Вопросы:

  • Как вы думаете, какую фразу наиболее часто произносил наш знакомый Виктор Перестукин?
  • Этим жизненным правилом пользовался Виктор Перестукин, когда мы с ним впервые познакомились? (А каким?)
  • Подходит эта фраза к Вите Перестукину? (А к ребятам нашего класса?)

Посмотрите, мы составили ещё один урок жизни (Завтра погуляем, а сегодня поучусь)

Запишем его.

IX) Повторение пройденного.

Сегодня мы с вами переживали вместе с героями сказочной повести, посмотрите на галерею их портретов. Давайте составим характеристику героев (коллективная работа).

Образуйте сложные слова по их разъяснению, запишите полученные слова. Соедините образованные слова с именами существительными(перед каждым листочки).

Разъяснение сложного слова

Сложные слова

Герои повести

1

2

3

Обладающий слабой волей.

Сопереживающий другим (иногда говорят: за всех сердце болит)

С доброй душой

Любящий узнавать новое

Желающий всем добра

Имеющий низкую (малую) грамотность

Стремящийся к определенной цели

Поучительный, прививающий хороший нрав

Составленный с хитростью и умом

 

Человечек Восклицательный Знак

Человечек Вопросительный Знак

Кузя

Витя Перестукин (в начале произведения)

Витя Перестукин (в конце произведения)

Задания

Рассказ (который рассказал Витя Кузе про дружбу людей и животных)

А что вы заметили нового в нашей галерее? (появился новый персонаж)

А как          вы думаете кто это может быть? (Это старуха засуха)

Значит наша галерея ещё не закончена, мы с вами можем её продолжить.

А что для этого надо сделать?

Всем обязательно нужно прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

X) Создание мотивации к самостоятельному чтению.

— Как вы думаете, скоро ли Виктору Перестукину удастся вернуться домой? С кем он ещё может встретится в путешествие?

— Витя вновь отправился за футбольным мячом как за волшебным клубком.

Куда чаще всего в русских сказках приводит героев клубок? К Бабе Яге?

А кто же встретится Вите?

Вы узнаете, когда прочтете книгу.

А может вы не побоитесь встретиться с землекопом? У которого нет не только головы, но и рук? И если вам захочется помочь брату и сестре, которые превратились в старика и старушку, преодолев расстояние в 12 км, вам необходимо прочитать всю книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Ведь интересно же узнать удастся ли Вите Перестукину закалить волю и воспитать характер?

Если вы внимательно будете читать книгу, то очень скоро составите карту Страны невыученных уроков. Каждый день мы сможем наблюдать в классе за путешествием Вити Перестукина и узнавать новое об удивительной стране.

Почему же книга на протяжение 77 лет пользуется популярностью, почему её читают и перечитывают с удовольствием? В чем особенность этой книги?

Она написана очень интересно в форме увлекательного путешествия, живо, образно, много юмора.

Как автор относится к своему герою? (Она, конечно, его осуждает от лица Кота Кузи, жителю волшебной страны, но всё же он ей очень симпатичен. Писательница знает, что у Вити все лучшее впереди, и он сам придёт к правильной мысли о важности учения.)

Как вы думаете, что побудило Лию Гераскину написать такую книгу для детей?

Какие цели она ставила перед собой? (Ей очень хотелось показать детуям огромную пользу школьных занятий. Только она выбрала не форму нравоучений, которых не любят дети, а игру «наоборот» как «вредные советы». Примером стал Витя. Он на собственном опыте убедился, как можно навредить и себе, и окружающим своим невежеством.

Она понимала, что многие лентяи и лоботрясы, прочитав книгу, узнают в Викторе Перестукине и тоже зададут себе вопрос «чем я хуже» и непременно возьмутся за ум.)

XI) Д.З.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему надо хорошо учиться?»

14.01.2010

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *