Цели и задачи краеведения в библиотеке – новые задачи и новые возможности
Статья по краеведению по теме: Понятие, цели и задачи краеведения.
Понятие, цели и задачи краеведения.
(доклад)
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.
Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села,района, области» В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения:«Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение«- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:
- фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
- газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
- правосудие, способное наказать только слабых мира сего.
- безработица, пьянство, наркомания.
- бездомные и нищие.
- никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.
- компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм -это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота -человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.
Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
- беречь природу и окружающую среду в целом,
- сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
- беречь памятники истории и культуры.
- относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
2. Человек -звено в цепи жизни.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье.
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история -это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание -эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Очень важно объяснить детям -вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать -от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я -достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Кроме того,дети должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
4. Научить ребят осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнатьчто-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
И ещё одной очень важной задачей является
8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих .
nsportal.ru
Краеведческая деятельность
Просмотров (26506)
Краеведческая деятельность библиотек: территория больших возможностей
консультация
Краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности нашей ЦБС. Наши библиотеки стремятся удовлетворять информационные потребности читателей, содействовать изучению родного края, его социальному и культурному развитию.
Именно с любви к малой родине, к ее подлинной истории пробиваются ростки истинного патриотизма. Об этом говорит Глава государства в своей программной статье «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»… ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма.
Чувство причастности к судьбе родного села, поселка не возникает само собой, а воспитывается. Знание о крае, развитие интереса к прошлому — ступенька к
дальнейшему осознанию своей Родины, ее истории, культуры.
подъема краеведческой деятельности библиотек области.
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в определенный период его жизни.
Библиотеки вместе с другими учреждениями культуры проводят работу по
сбору, оформлению и предоставлению читателям
сведений по истории, этнографии и культуре нашего района.
Особую актуальность это направление работы приобретает сейчас, в преддверии крупной юбилейной даты – 85-летия со дня образования Нуринского района.
История каждого населенного пункта на территории нашего района является по-своему уникальной и представляет интерес для изучения, потому, что это благородное дело — помнить о своей Родине, большой и малой, о людях, живущих на этой земле.
Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего района или села, развитие интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Они касаются традиционной проблемы – собирания библиографической краеведческой информации. Оснащение библиотек новыми информационными технологиями обеспечило в этой сфере настоящий прорыв. Усилиями библиотек сегодня создаются большие массивы краеведческой информации. При этом обеспечивается доступ к ним различных категорий населения. Помимо этого сформировались новые и очень перспективные жанры информационных материалов, сочетающие в себе библиографию, полные тексты – CD-R. На сайтах многих библиотек появились богатые коллекции полных текстов краеведческих документов, и здесь тоже сформировались разные варианты стратегии. Наряду с традиционным сбором, хранением и продвижением краеведческих документов на ведущее место выходит поисковая, архивная и музейная, по сути, исследовательская работа. Проводя исследовательскую работу сектор краеведения ЦРБ перерос в историко-краеведческий музей.
Мы зачастую сталкиваемся с тем, что некоторые наши читатели, особенно молодежь плохо представляют историю своего края, не знают своих выдающихся земляков, исторические памятники и объекты и т.д. Вместе с тем мы все понимаем, что необходимо пропагандировать информацию о нашем крае.
Планы библиотек к юбилейной дате образования Нуринского района должны быть направлены на эффективную презентацию своих краеведческих ресурсов, возможностей доступа к краеведческим документам в электронной среде, которые будут востребованы в этот период. Взяв на себя роль координатора и организатора историко-краеведческой работы, библиотека может инициировать проведение юбилейных мероприятий и конкурсов совместно с музеем, школами, архивом, краеведами общественниками и др.
Сбор воспоминаний старожилов, изучение материалов из семейных и государственных архивов, фондов центральной
библиотеки, обобщение изученных данных, отбор наиболее ценных
позволяют изучить историю своих населенных пунктов. Многие библиотекари
проводят эту работу, доказали, что они способны работать не только с литературой, но и с первичными документами и вполне квалифицированно организовывать поиск и исследования, создавать первичные документы. Собранные материалы оформляются в альбомы, папки, досье. Библиотеки формируют некнижные источники по краеведению: творческие работы, архивные материалы, результаты работы с жителями сел. Эта золотая россыпь
материалов составляет малую часть краеведческих материалов библиотек. Но мы с вами знаем, что в оформлении альбомов и досье есть недостатки. Об этом говорилось не раз, их нужно исправить.
Всем сотрудникам необходимо изучать историю своих библиотек, оформлять альбомы, папки, сведения о библиотекарях, отмечать свои юбилеи. В этом году будут организованы юбилейные мероприятия в честь 75-летия Нуринской районной библиотеки. В связи с юбилеем сектор развития библиотек ставит задачу создания истории библиотек. Истории имеются в ЦРБ, Заречной сельской библиотеке ,Тассуатской сельской библиотеки.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию продолжается. Уроки истории Великой Отечественной войны не имеют сроков давности. Эта тема актуальна всегда. И яркое тому подтверждение — День памяти и скорби, который отмечаем постоянно.
Премьеру книги можно определить как рекламно-информационный метод. Он сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и её рекламу. Обратимся к терминологии.
Термин «премьера» — (с французского) означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы, особенно под влиянием телевидения, библиотеки стали именовать её «презентацией»: от слова «презент» — «подарок». Такое словоупотребление больше соответствует задачам рекламы. Если премьера означает нечто строгое торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Библиотекари удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги.
Удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в её выходе в свет. Прежде всего, сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, которые вставали на его пути, о прототипах героев и т. д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги. Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи к печати. Интересно можно представить художника, оформлявшего книгу. Он принесёт эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение, трактовку произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В качестве оформления используют фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. Удачно проходят презентации книг по истории, этнографии с инсценировкой обычаев, демонстрацией костюмов, предметов быта. В заключение автор подписывает книги, раздаёт автографы. В более узком кругу читателей устраивается чаепитие.
Премьеру книги можно провести и без участия автора. Яркие пригласительные билеты, красочные плакаты, инсценировки, выразительное чтение отрывков и миниатюр сделают мероприятие настоящим праздником.
Во время «Премьеры» можно использовать задания на разрешения нравственных ситуаций, взятых из книги. Вместо комментария все с интересом посмотрят инсценированный отрывок из произведения.
Установочные вопросы заостряют внимание на определённых эпизодах, помогаю оценить поступки героев. Предупредите ребят, что на некоторые вопросы они могут не отвечать вслух, пусть ответят на них сами себе:
Живое, эмоциональное общение ведущего с аудиторией (задания на ситуации, вопросы для размышления), выступления ровесников — все эти приёмы сделают «Премьеру книги» интересной и действенной.
Премьера книги сопровождается книжной выставкой по её теме, продажей книжной новинки с автографом автора и т. п.
Одно из важных направлений краеведческой работы – гражданско-патриотическое воспитание молодежи на примере воинского подвига земляков — участников Великой Отечественной войны и афганских событий, которое необходимо продолжать. Центральной библиотекой созданы электронные презентации.
Успех работы библиотеки по краеведению во многом зависит от состава, полноты, организации, раскрытия и изучения книжного фонда. В работе с краеведческой литературой используют общую для всей библиотечной деятельности методику. Но библиотечное краеведение имеет и свою специфику, требующую обращения к особым методическим приемам. Понятие «краеведческая литература» охватывает все произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Это определение лежит в основе формирования фонда краеведческой литературы. Краеведческий фонд не является самостоятельной единицей, но выделяется из основного фонда библиотеки.
Одной из важнейших функций библиотек является информационная.
Реализация ее невозможна без качественного справочно-библиографического
аппарата. 10 библиотек ведут ЭК «Краевед», но многие из них требуют серьезного редактирования.
К традиционным формам работы относится подготовка
библиотеками информационных и рекомендательных указателей, библиотеки составляют библиографические указатели литературы о районном центре. рекомендательные списки литературы на различные краеведческие темы.
Библиотекари выполняют важнейшую просветительскую миссию,
распространяют среди населения краеведческие знания. Все библиотеки проводят тематические вечера, устные журналы, викторины, конкурсы
Великой Отечественной войны и труда, интересными людьми, уроки мужества,
экологические мероприятия о природе своей местности и др. мероприятия.
Примерные названия для проведения мероприятий по краеведению:
- «В селе моем – моя судьба»
- «Вехи истории» (села, края)
- «Здесь край моих отцов и дедов»
- «Земли моей минувшая судьба»
- «Земля моя добрая»
- «Земля отцов – семья детей»
- «Поэзия родного края»
- «Знаменит наш район именами»
- «Исток ты мой, Родина»
- «Их имена в истории края»
- «Книга памяти Нуринского района»
- «Край Нуринский – родина моя»
- «Край мой – гордость моя»
- «Литературный портрет Нуры»
- «Люби свой край и воспевай»
- «Люби свой край, уважай свою историю»
- «Любимый сердцем край»
- «Любовью к Родине дыша»
- «Малая родина – большая любовь»
- «Мой край задумчивый и нежный»
- «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»
- «Нам 41-й не забыть»
- «Нам не дано забыть подвиг земляков»
- «Наш край родной в стихах и прозе»
- «О той земле, где ты родился»
- «От истории семьи к истории района»
- «От краеведения – к краелюбию»
- «Писатели родного края»
- «Пою тебе, мой край родной»
- «Нура – полет сквозь годы»
- «Родной земли многоголосье»
- «Родному селу посвящается»
- «С милым краем дышу заодно»
- «Свет малой Родины»
- «Ты всех краев дороже мне»
- «Угол отчий я в душе своей сберег»
- «Нуринский район: время и события»
- «Нуринский район: история и современность»
- «Я в этом селе живу, я это село знаю»
- «Я вырос здесь – и край мне этот дорог»
- «Я не случайный гость земли родной»
nuralib.kz
Краеведческая деятельность
Просмотров (26506)
Краеведческая деятельность библиотек: территория больших возможностей
консультация
Краеведение является одним из приоритетных направлений деятельности нашей ЦБС. Наши библиотеки стремятся удовлетворять информационные потребности читателей, содействовать изучению родного края, его социальному и культурному развитию.
Именно с любви к малой родине, к ее подлинной истории пробиваются ростки истинного патриотизма. Об этом говорит Глава государства в своей программной статье «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»… ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма.
Чувство причастности к судьбе родного села, поселка не возникает само собой, а воспитывается. Знание о крае, развитие интереса к прошлому — ступенька к
дальнейшему осознанию своей Родины, ее истории, культуры.
Интерес общества к отечественной истории создал предпосылки для нового
подъема краеведческой деятельности библиотек области.
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в определенный период его жизни.
Библиотеки вместе с другими учреждениями культуры проводят работу по
сбору, оформлению и предоставлению читателям
сведений по истории, этнографии и культуре нашего района.
Особую актуальность это направление работы приобретает сейчас, в преддверии крупной юбилейной даты – 85-летия со дня образования Нуринского района.
История каждого населенного пункта на территории нашего района является по-своему уникальной и представляет интерес для изучения, потому, что это благородное дело — помнить о своей Родине, большой и малой, о людях, живущих на этой земле.
Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего района или села, развитие интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края.
В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Они касаются традиционной проблемы – собирания библиографической краеведческой информации. Оснащение библиотек новыми информационными технологиями обеспечило в этой сфере настоящий прорыв. Усилиями библиотек сегодня создаются большие массивы краеведческой информации. При этом обеспечивается доступ к ним различных категорий населения. Помимо этого сформировались новые и очень перспективные жанры информационных материалов, сочетающие в себе библиографию, полные тексты – CD-R. На сайтах многих библиотек появились богатые коллекции полных текстов краеведческих документов, и здесь тоже сформировались разные варианты стратегии. Наряду с традиционным сбором, хранением и продвижением краеведческих документов на ведущее место выходит поисковая, архивная и музейная, по сути, исследовательская работа. Проводя исследовательскую работу сектор краеведения ЦРБ перерос в историко-краеведческий музей.
Развивается издательская деятельность.
Мы зачастую сталкиваемся с тем, что некоторые наши читатели, особенно молодежь плохо представляют историю своего края, не знают своих выдающихся земляков, исторические памятники и объекты и т.д. Вместе с тем мы все понимаем, что необходимо пропагандировать информацию о нашем крае.
Планы библиотек к юбилейной дате образования Нуринского района должны быть направлены на эффективную презентацию своих краеведческих ресурсов, возможностей доступа к краеведческим документам в электронной среде, которые будут востребованы в этот период. Взяв на себя роль координатора и организатора историко-краеведческой работы, библиотека может инициировать проведение юбилейных мероприятий и конкурсов совместно с музеем, школами, архивом, краеведами общественниками и др.
Сбор воспоминаний старожилов, изучение материалов из семейных и государственных архивов, фондов центральной
библиотеки, обобщение изученных данных, отбор наиболее ценных
позволяют изучить историю своих населенных пунктов. Многие библиотекари
проводят эту работу, доказали, что они способны работать не только с литературой, но и с первичными документами и вполне квалифицированно организовывать поиск и исследования, создавать первичные документы. Собранные материалы оформляются в альбомы, папки, досье. Библиотеки формируют некнижные источники по краеведению: творческие работы, архивные материалы, результаты работы с жителями сел. Эта золотая россыпь
материалов составляет малую часть краеведческих материалов библиотек. Но мы с вами знаем, что в оформлении альбомов и досье есть недостатки. Об этом говорилось не раз, их нужно исправить.
Развивается издательская деятельность. В 2003 году по опыту других библиотек наши библиотеки начали более целенаправленное и полное описание истории своих территорий, создавая «Энциклопедии сел».
Всем сотрудникам необходимо изучать историю своих библиотек, оформлять альбомы, папки, сведения о библиотекарях, отмечать свои юбилеи. В этом году будут организованы юбилейные мероприятия в честь 75-летия Нуринской районной библиотеки. В связи с юбилеем сектор развития библиотек ставит задачу создания истории библиотек. Истории имеются в ЦРБ, Заречной сельской библиотеке ,Тассуатской сельской библиотеки.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию продолжается. Уроки истории Великой Отечественной войны не имеют сроков давности. Эта тема актуальна всегда. И яркое тому подтверждение — День памяти и скорби, который отмечаем постоянно.
Премьеру книги можно определить как рекламно-информационный метод. Он сочетает в себе информирование читателей о новой, только что вышедшей из печати книге и её рекламу. Обратимся к терминологии.
Термин «премьера» — (с французского) означает «первая», что соответствует информационному характеру мероприятия. В последние годы, особенно под влиянием телевидения, библиотеки стали именовать её «презентацией»: от слова «презент» — «подарок». Такое словоупотребление больше соответствует задачам рекламы. Если премьера означает нечто строгое торжественное, то презентация ближе к празднику, шоу. Библиотекари удачно сочетают эти две особенности и устраивают праздник, подарок как для автора, так и для читателей, приветствуя выход новой книги.
Удачно проходит премьера книги по краеведческой тематике, что позволяет привлечь к ней всех тех, кто принимал участие в её выходе в свет. Прежде всего, сам автор. Он рассказывает читателям об истории написания книги от замысла до воплощения, о трудностях и проблемах, которые вставали на его пути, о прототипах героев и т. д. Затем выступают те, кто способствовал появлению книги. Это представители издательства, редакторы, рецензенты, которые работали с автором в процессе подготовки рукописи к печати. Интересно можно представить художника, оформлявшего книгу. Он принесёт эскизы оформления, иллюстрации, которые раскрывают его видение, трактовку произведения. Если есть возможность, приглашают прототипов, героев, свидетелей, земляков, участников событий и др. В качестве оформления используют фотодокументы, предметы материальной культуры. В сценарий можно включить стихи, песни, инсценировки, связанные с сюжетом или биографией автора. Удачно проходят презентации книг по истории, этнографии с инсценировкой обычаев, демонстрацией костюмов, предметов быта. В заключение автор подписывает книги, раздаёт автографы. В более узком кругу читателей устраивается чаепитие.
Такие мероприятия проведены ЦРБ и Мынбаевской модельной сельской библиотекой – презентация книги Виталия Тулякова «Капли вдохновения», на которой присутствовал сам автор.
Премьеру книги можно провести и без участия автора. Яркие пригласительные билеты, красочные плакаты, инсценировки, выразительное чтение отрывков и миниатюр сделают мероприятие настоящим праздником.
Во время «Премьеры» можно использовать задания на разрешения нравственных ситуаций, взятых из книги. Вместо комментария все с интересом посмотрят инсценированный отрывок из произведения.
Установочные вопросы заостряют внимание на определённых эпизодах, помогаю оценить поступки героев. Предупредите ребят, что на некоторые вопросы они могут не отвечать вслух, пусть ответят на них сами себе:
Живое, эмоциональное общение ведущего с аудиторией (задания на ситуации, вопросы для размышления), выступления ровесников — все эти приёмы сделают «Премьеру книги» интересной и действенной.
Премьера книги сопровождается книжной выставкой по её теме, продажей книжной новинки с автографом автора и т. п.
Литературное краеведение одно из основных направлений краеведческой деятельности библиотеки. Культура нашего района богата именами выдающихся писателей и поэтов, видных ученых уроженцев нашего края. Многие писатели и поэты, путешествующие по Сарыарке, оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».
Одно из важных направлений краеведческой работы – гражданско-патриотическое воспитание молодежи на примере воинского подвига земляков — участников Великой Отечественной войны и афганских событий, которое необходимо продолжать. Центральной библиотекой созданы электронные презентации.
Успех работы библиотеки по краеведению во многом зависит от состава, полноты, организации, раскрытия и изучения книжного фонда. В работе с краеведческой литературой используют общую для всей библиотечной деятельности методику. Но библиотечное краеведение имеет и свою специфику, требующую обращения к особым методическим приемам. Понятие «краеведческая литература» охватывает все произведения печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Это определение лежит в основе формирования фонда краеведческой литературы. Краеведческий фонд не является самостоятельной единицей, но выделяется из основного фонда библиотеки.
Одной из важнейших функций библиотек является информационная.
Реализация ее невозможна без качественного справочно-библиографического
аппарата. 10 библиотек ведут ЭК «Краевед», но многие из них требуют серьезного редактирования.
К традиционным формам работы относится подготовка
библиотеками информационных и рекомендательных указателей, библиотеки составляют библиографические указатели литературы о районном центре. рекомендательные списки литературы на различные краеведческие темы.
Библиотекари выполняют важнейшую просветительскую миссию,
распространяют среди населения краеведческие знания. Все библиотеки проводят тематические вечера, устные журналы, викторины, конкурсы
детских рисунков о своих поселках и селах, встречи с ветеранами
Великой Отечественной войны и труда, интересными людьми, уроки мужества,
экологические мероприятия о природе своей местности и др. мероприятия.
Примерные названия для проведения мероприятий по краеведению:
- «В селе моем – моя судьба»
- «Вехи истории» (села, края)
- «Здесь край моих отцов и дедов»
- «Земли моей минувшая судьба»
- «Земля моя добрая»
- «Земля отцов – семья детей»
- «Поэзия родного края»
- «Знаменит наш район именами»
- «Исток ты мой, Родина»
- «Их имена в истории края»
- «Книга памяти Нуринского района»
- «Край Нуринский – родина моя»
- «Край мой – гордость моя»
- «Литературный портрет Нуры»
- «Люби свой край и воспевай»
- «Люби свой край, уважай свою историю»
- «Любимый сердцем край»
- «Любовью к Родине дыша»
- «Малая родина – большая любовь»
- «Мой край задумчивый и нежный»
- «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»
- «Нам 41-й не забыть»
- «Нам не дано забыть подвиг земляков»
- «Наш край родной в стихах и прозе»
- «О той земле, где ты родился»
- «От истории семьи к истории района»
- «От краеведения – к краелюбию»
- «Писатели родного края»
- «Пою тебе, мой край родной»
- «Нура – полет сквозь годы»
- «Родной земли многоголосье»
- «Родному селу посвящается»
- «С милым краем дышу заодно»
- «Свет малой Родины»
- «Ты всех краев дороже мне»
- «Угол отчий я в душе своей сберег»
- «Нуринский район: время и события»
- «Нуринский район: история и современность»
- «Я в этом селе живу, я это село знаю»
- «Я вырос здесь – и край мне этот дорог»
- «Я не случайный гость земли родной»
nuralib.kz
Цели краеведческой работы в библиотеке:
|
vihbiblioteka.narod.ru
Краеведческая работа на примере работы Семлёвской сельской библиотеки. Статьи краеведческие. Страница краеведа. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Вяземская централизованная библиотечная система муниципального образования «Вяземский район»
Краеведческая работа на примере работы Семлёвской сельской библиотеки
Территория Семлёвского сельского поселения, где расположена наша Семлёвская сельская библиотека №5 Вяземского района Смоленской области включает в себя 11 населённых пунктов, где проживают 1003 человека. По составу населения – почти все русские. Читателями библиотеки являются 1298 пользователя (за счёт дачников и гостей села). Это подтверждает популярность нашей библиотеки.
Библиотека сегодня является информационным, культурно-просветительным, образовательным учреждением, организующим сельским жителям свободный доступ к информации, к знаниям. Приоритетное направление нашей работы – краеведение. И это не случайно, т.к. мы живём в месте, богатом своей историей.
Краеведческая деятельность нашей библиотеки многообразна. Она постоянно наполняется новым содержанием, привлекая к себе всё большее число участников – жителей и гостей нашего села. Благодаря этому библиотека обращает на себя внимание органов местного самоуправления и всего местного сообщества, что превращает её в настоящий духовный центр на территории сельского поселения. Сегодня, в нынешних политических и экономических условиях, как никогда важно для нас обращение к истории, к своим корням. Постоянными нашими партнёрами и помощниками в этой работе являются: МБОУ Семлёвская средняя школа №1, школьный историко-краеведческий музей, школьная библиотека, МБУК Семлёвская музыкальная школа, МБУК Семлёвский сельский Дом культуры, Совет ветеранов с. Семлёво.
Кратко об истории нашей Семлёвской сельской библиотеки №5.
До войны это была районная библиотека, так как село Семлёво до 1960г. было районным центром.
Во время Великой Отечественной войны здание библиотеки было взорвано, в 1946 г. было возведено новое. До 1988 г. библиотека была зональной, а затем она получила статус сельской библиотеки Вяземской централизованной библиотечной системы.
В своей работе по краеведению мы руководствуемся словами уроженки вяземской земли Екатерины Николаевны Клетновой, краеведа, археолога, этнографа, геолога, создателя стихотворных произведений и пьес, уроженки Вяземской земли: «Для полного знания и оценки местной жизни следует изучать решительно все: природу, почвы, воду, прорезающие эту почву, строение недр, лес и всякую растительность, все живые существа. Следует изучать прошлую жизнь – собирать и записывать местные предания, старые названия рек, гор, селений, полян, лесов. Наконец, следует изучать самих людей – их нравы, пищу, песни, сказки, говор, жилище, обычаи, занятия»[1].
Профилирование нашей библиотеки — это центр сохранения уникальной истории села. А у села Семлёво очень богатая история. Семлёво – это для нас родной дом, который мы любим, изучаем и охраняем.
Существует две легенды о происхождении названия села. Одна гласит, что давным-давно, в незапамятные времена, здесь жили два брата, два богатых купца Сёма и Лёва. Отсюда, якобы, и назвали село Семлёво.
Другая легенда говорит о том, что в давние времена через село проходил торговый путь, по которому бродило много разбойников, и среди них было семь Львов. Но, учитывая, что деревня существовала ещё задолго до своего первого документального упоминания (1634 г. – заключение Поляновского мира), опираясь на специальную литературу по старорусским выражениям, музейные научные сотрудники пришли к мнению, что часто употребляемое словосочетание «ходить семо и ово» означает «ходить туда-сюда» или «туда и обратно». Зная, что село расположено на одной из древнейших российских дорог — Старой Смоленской дороге – название села легко увязывается с понятием «ходить семо и ово».
Так это или не так, судить сейчас трудно, но ясно одно – история Семлёво уходит вглубь веков.
Первое упоминание о Семлёве – это далекий от нас 1147 год. Семлёво — ровесник Москвы. Расположено оно в 30 км от Вязьмы по обеим сторонам Старой Смоленской дороги – старинного торгового и бойкого тракта, появившегося в XIV-XVвв., связывающего Москву с Западной Европой. Дорога была государственной, именно поэтому её называли «посольской дорогой». Она проходила по Смоленской губернии и была самой оживлённой среди семи почтовых трактов. Её благоустраивали, расширяли, строили мосты, почтовые станции и постоялые дворы, устанавливали верстовые столбы, по обочинам высаживали берёзы, потому что белые стволы берёзы помогали видеть путь тёмными ночами. Она была свидетелем многих испытаний, выпавших на долю России. Поляки, французы, немцы самоуверенно наступали этой дорогой на Москву и по ней же силой русского народа были обращены в позорное бегство. Старая Смоленская дорога – это символ непобедимости России и символ красоты нашего края.
Наше село — свидетель многих битв русских войск с литовскими феодалами и польскими панами. Об этом свидетельствуют курганы, насыпанные за селом и сохранившиеся до настоящего времени. При раскопках исследователи находят здесь обломки домашней утвари, металлические предметы, оружие, монеты русского, литовского и польского происхождения.
Семлёво помнит и нашествие французов в 1812 году. Из поколения в поколение здесь передаётся рассказ о том, что при наступлении на Москву Наполеон служил молебен в Семлёвской церкви Покрова Божьей Матери. А при бегстве из Москвы, когда положение французской армии стало чрезвычайно тяжёлым, по словам историков, затопил в Семлёвском озере, расположенном недалеко от села, в глухом лесу, награбленное золото и другие ценности. Жители села хорошо знают это озеро, которое в народе называется Стоячим.
Несколько лет назад научные экспедиции Москвы предпринимали ряд попыток разыскать клад Наполеона, обследовали озеро, в воде которого было выявлено повышенное в десятки раз содержание золота, серебра, меди и олова. Но пока это не дало желаемых результатов, потому как озеро сильно заболотилось и заросло илом. Легенда о кладе так и осталась легендой и обросла поговорками и стихами.
В нашей местности дорогу пересекают две реки: река Семлёвка, и река Осьма. На р. Осьме, у Протасова моста, 15 августа 1812г. у сёл Беломир и Лужки разыгрался кровавый бой между арьергардом наших войск и превосходящим по численности авангардом французов. Под командованием атамана М.И. Платова в течение 7 часов русские войска сдерживали Наполеоновскую армию, не давая ей перейти р. Осьму, дважды опрокидывая французов в реку. На месте кровавого сражения русского воинства с французскими завоевателями установлен памятный знак.
Надо сказать, что страницы войны 1812 г. в Семлёве далеко ещё не изучены, что даёт широкое поле деятельности для исследовательской краеведческой работы, чем мы постоянно и занимаемся. В освещении этой темы мы часто пользуемся статьёй Е.Н. Клетновой «Село Семлёво в 1812году». К 200-летию Победы в войне с Наполеоном в селе Семлёво был установлен памятный знак.
Семлёво вошло и в историю Великой Отечественной войны, которая оставила свой страшный след на Семлёвской земле.
На Семлёвской земле действовал партизанский отряд под руководством К.Л. Бушевого. Партизаны совершали налёты на обозы фашистов, истребляли вражеских солдат и офицеров, практически помогали регулярным воинским соединениям, отвлекая на себя большие силы противника, нанося им ощутимые потери. Но 19декабря 1942г. партизанский лагерь окружили подразделения немецких солдат. Завязался жестокий бой. Небольшой островок советской земли стал местом подвига Семлёвских партизан. Здесь они стояли насмерть и сражались до последнего патрона, до последнего вздоха. В неравном бою погибли все, кто находился в лагере. Именами двух героев-партизан, павших в жестокой схватке с врагом в том бою, в Семлёве сейчас названы улицы имени М.Ф.Лукьянова и К.Л. Бушевого. Но после гибели партизанского отряда в районе продолжали действовать отдельные группы партизан.
По Старой Смоленской дороге у села Семлёво вырывались из окружения с тяжёлыми боями части 19-й, 20-й, 24-й, 32-й армий. На семлёвской земле был взят в плен генерал 19-й армии М.Ф.Лукин, здесь погиб в бою генерал 24-й армии К.И. Ракутин.
В дни оккупации в Семлёве была организована фашистами уездная управа, при которой находился карательный отряд. За годы оккупации с 6 октября 1941г. по 13марта 1943г. фашисты превратили само Семлёво в пепелище. При отступлении они сожгли почти все дома, из 150 осталось 23дома. В боях с фашистскими захватчиками на территории Семлёвского района погибли тысячи воинов и партизан. В Семлёве воздвигнут Братский воинский мемориал, где захоронено более 4000 воинов. На месте госпиталя, расположенном в здании школы, которое было взорвано фашистами вместе с находившимися там людьми, также установлен памятный знак. В селе есть и памятник воинам-артиллеристам – пушка времён Великой Отечественной войны.
Такова уникальная история нашего Семлёва, которую мы стараемся хранить и преумножать в работе своей библиотеки по краеведению.
Уровни краеведческой работы в Семлёвской сельской библиотеке №5:
Условно можно говорить о трёх уровнях, органически связанных друг с другом, которые составляют единое «поле» краеведческой деятельности библиотеки.
Во-первых, это формирование фонда опубликованных и неопубликованных краеведческих документов; получение «готовых» знаний о крае из различных источников информации. Фонд нашей краеведческой литературы собран на отдельных стеллажах, где есть всё необходимое для изучения родного края. Мы очень бережно относимся к краеведческому фонду, который формируется не для одного поколения пользователей. Мы стараемся сохранить уникальные материалы, имеющиеся у нас. Как правило, краеведческая литература не списывается.
Привлекает внимание наших читателей богатая книжная экспозиция — панорама «Родной Смоленщины любимый уголок», которая регулярно обновляется. У нас постоянно проводятся рекомендательные обзоры и беседы, открытые просмотры литературы: «Вяземская земля – частица России», «Город Вязьма над Вязьмою речкой», «Поэзия смоленских деревень», «Щедра талантами смоленская земля», «1812год на Смоленщине» и др.
Особое место отведено литературе о нашей любимой семлёвской земле. При библиотеке организован музей книги «Моя земля, моё Семлёво». Музей включает в себя более 300 книг, рассказывающих об истории Семлёва и вяземской земли. Это бесценная экспозиция, постоянно пользующаяся огромной популярностью у наших жителей, пользователей библиотеки.
Ключом фонда по краеведению являются каталоги и картотеки «Наш край», «Наш район», «Село моё родное», где отражена литература по краеведению, краеведческие даты, которые постоянно редактируются и обновляются. В этом году в них прибавились рубрики к 30-летию со дня присвоения г. Смоленску звания «город-герой», к юбилеям земляков – поэтов: М.В.Исаковского – 115 лет со дня рождения, А.Т.Твардовского – 105 лет со дня рождения, 220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова, 155 лет со дня смерти адмирала П.С.Нахимова, 90 лет со дня рождения уроженки вяземской земли, народной артистки Л.И.Касаткиной, 160 лет со дня рождения русского экономиста, военного, политического деятеля, издателя и публициста С.Ф. Шарапова.
Второй уровень краеведческой работы нашей библиотеки — это самостоятельное создание новых краеведческих документов первичной или вторичной информации; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики: «П.С.Нахимов в Синопском сражении», «Свинцовые метели Вязьмы», «Наш земляк М.И.Глинка», «Освобождённая Смоленщина», «Наш земляк Ю.А.Гагарин», разработка методических пособий: «Загадки семлёвского озера», «По следам местных легенд» и др. Разработана экскурсия «История села Семлёво», посвящённая событиям и последствиям войны 1812г. на семлёвской земле, которая постоянно помогает в нашей краеведческой работе.
Третий уровень — работа в рамках целевой программы по краеведению «Моё село в истории России», цель которой – формирование информационных ресурсов, пропаганда краеведческих знаний; изучение истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес; составление летописи родного села и Книг памяти; издание рекламной, издательской продукции или опубликование краеведческих материалов в местной печати, подготовленных библиотекарями.
Мы постоянно ведём как традиционную работу с информационным потоком, так и самостоятельный краеведческий поиск, в результате которого получаем новые знания, приобретаем неизвестные и неопубликованные материалы о крае, составляем и дополняем летопись деревни (старые фотографии, воспоминания старожилов, сведения о замечательных земляках, и т. п.). Дефицит книжных изданий мы пытаемся компенсировать с помощью ксерокопий отсутствующих в фонде документов, а также неопубликованных источников краеведческой информации (устная история). На протяжении многих лет мы работаем с папками-накопителями — это статьи из периодической печати по следующим темам:
— «Далёкое эхо былых времён»;
— «Страницы истории семлёвской земли»;
— «Семлёвская земля в огне войны 1812г.»;
— «Легенды и предания семлёвского края»;
— «Тайны семлёвского озера»;
— «Семлёвская земля в огне Великой Отечественной»;
— «Энциклопедия современной жизни семлёвской земли»;
— «Семлёвская библиотека газетной строкой» и др.
Вся наша работа освещается на страницах районной газеты «Вяземский вестник». За 2014 год – 15 статей.
В библиотеке села собран уникальный материал: рукописи, фотоальбомы, воспоминания старожилов. На основе этих материалов успешно ведётся досугово-просветительская работа, школьники пишут свои исследовательские работы, ветераны с удовольствием делятся своими воспоминаниями.
Библиотечное краеведение охватывает все направления деятельности библиотеки. Но главным остаётся, прежде всего, информирование читателей о различных краеведческих материалах, которое осуществляется по нескольким направлениям. Это:
1. СБО – справочно-библиографическое обслуживание – выполнение разовых информационных запросов пользователей.
2. Массовое информирование – направленное на пропаганду краеведческого фонда библиотеки посредством книжных выставок, обзоров, бесед, дней информации, рекомендательных списков литературы и других массовых форм библиотечной работы.
3. Краеведческое просвещение, целью которого является распространение краеведческих знаний и развитие информационных потребностей.
4. Поисковая и исследовательская деятельность, результатом которой становятся новые источники краеведческой информации (библиографическая продукция, документы первичной информации).
Используя всё многообразие форм библиотечной работы, мы информируем своих читателей о новых краеведческих изданиях, о юбилейных датах в истории нашего края и своего населённого пункта, о судьбах земляков.
Наряду с индивидуальной работой с читателями, мы ведём большую массовую работу по краеведению. Главный ориентир в деятельности библиотеки — молодежь, которая требует активных, эмоционально насыщенных форм работы. Среди разнообразия форм в этом направлении большой популярностью у селян пользуются и всегда находят отклик тематические и литературно – музыкальные вечера, устные журналы и встречи с талантливыми и увлечёнными людьми, книжные и фотовыставки, обзоры литературы и поэтические праздники, литературные игры и конкурсы, презентации книжных сборников. И главное внимание здесь людям нашего села.
Особой популярностью у нас всегда пользуются вечера чествования юбиляров села «Наши года – наше богатство», куда приглашаются юбиляры от 50 и старше. И тогда-все слова, все стихи и песни для них. Стало у нас уже доброй традицией проводить праздники села «Семлёво-деревенька моя» в последнюю субботу августа. Ко дню села мы проводим день информации «В моём селе – моя судьба».
На мероприятии в торжественной обстановке проходит чествование селян – ветеранов войны и труда, старейших жителей села, новорожденных, молодожёнов, первоклассников. На этом празднике проходит множество конкурсов. Один из любимых – «Собери самый красивый букет». Участвуют в нём все от мала до велика, жюри приходится только удивляться фантазии конкурсантов.
Для собравшихся в подарок — концерт художественной самодеятельности.
Важная параллель в нашей работе — история села в контексте с историей России. С этой целью был проведён литературно-музыкальный вечер «Моё село в истории России». Молодёжь с большим удовольствием участвовала в викторине «Проверь себя» и показала очень неплохие знания по истории села. При этом происходило непосредственное общение людей разных поколений, которое воспитывает уважение к нашим истокам, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков, развивает интерес к изучению этого.
На селе с каждым годом уменьшается население, исчезают маленькие деревушки. Именно этим проблемам был посвящён вечер-раздумье «Не исчезай моё село!», где шёл разговор о тех деревнях со звучными и красивыми названиями, которых, к сожалению, уже не существует. И, конечно же, мы говорили о том, как сделать так, чтобы наше Семлёво не оказалось в их числе. На вечере звучало много стихов смоленских и вяземских поэтов о родном крае, о деревне, о необычной природе нашей смоленской земли. Здесь же был представлен фольклорно — игровой калейдоскоп «Наша родина – Семлёво». Мероприятие было насыщенное, участники его получили много информации по истории и культуре нашего родного Семлёва. На день пожилых людей мы чествуем тех, кто отдал свои силы, здоровье, долгие годы работы для процветания нашего села в различных областях деятельности. В этот день стал традиционным вечер – чествование «Свой век вы прожили не зря».
История и экология родного края — это две связующие нити. Исторические места, как и природу, семлёвцы охраняют, изучают и берегут. До наших дней в селе сохранилась часть липового церковного парка, на юго-западе Семлёва есть удивительная березовая роща.
Семлёвская сельская библиотека №5 отводит огромное место в своей работе экологическому воспитанию населения. Независимо от времени года мы проводим экскурсии « Тропинками березовой рощи», «По липовым аллеям», часы экологии «Краса и гордость России», «О липе почти всё», «Белоствольная русская краса» и др. Вместе с детьми мы изучаем лекарственные растения, в экологических походах учим детей бережно относиться ко всему живому.
Самым маленьким нашим читателям очень нравятся экскурсии «Правила поведения в лесу», во время которой ребята вместе с библиотекарем, гуляя в лесу, вспоминают рассказы детских писателей о природе, плетут венки, пекут картошку и, самое главное, учатся оставлять после отдыха чистые, незагрязненные полянки. С экскурсии каждый ребёнок возвращается с букетом лекарственных трав, название которых он узнаёт на прогулке. Популярностью у читателей пользуются викторины о природе «Русская береза – символ русской природы», «Узнаю я их по голосам», «Крылатые герои сказок и рассказов» и др. Они стимулируют чтение и оказывают большое познавательное действие.
С целью сохранения родной природы в библиотеке прошёл конкурс экологического рассказа «Чистый воздух, синяя река – это Родина моя», где дети нашего села в творческих работах представили, какой они видят природу родной земли, рассказали, как охраняют её, как переживают, когда сталкиваются с разрушительным внедрением человека в экологию края. Лучшие работы были опубликованы в местной печати.
Наша библиотека также является главным организатором экологических акций — десантов: «Это удивительное озеро», «Природа и история Семлёвского озера», «Мифы и легенды Семлёвского озера».
2015 год — юбилейный. Все мы, россияне, празднуем значимое событие — 70-летие Великой Победы. Юбилейные даты усиливают интерес к краеведческой тематике, активизируют массовую работу библиотеки.
Тема патриотического воспитания всегда была главной в нашей работе. Война с болью отдаётся в сердцах старшего поколения и очень важно, чтобы о страшных событиях войны знала наша молодежь. В течение всего года идёт подготовка к празднику Великой Победы. Проводятся музыкальные вечера и гостиные «Мы рождены не для войны», «У солдатского привала», вечера воспоминаний «Защитникам Отечества посвящается», оформляются книжные и фотовыставки.
В течение 2014-2015гг. продолжалась исследовательская работа по выявлению имён погибших, ветеранов войны и тружеников тыла – земляков в «Книге Памяти», в книге «Солдаты Победы», в «Книге памяти мирных жителей». Многие жители, таким образом, уже нашли сведения о своих погибших родственниках.
Среди учащихся прошла презентация книги писателя, председателя общества «Поле памяти сожжённых» им. Э. Хлысталова В.Т.Фомичева «Поле заживо сожжённых», где речь идёт о смоленских Хатынях. На Смоленщине около 300 деревень были сожжены, истреблено более полумиллиона мирных жителей. Цель презентации — рассказать юным семлёвцам о том, какое горе принесла война нашим соотечественникам и самое главное, чтобы такие страшные события никогда не повторились. На встрече присутствовал «человек из пламени» — П.А.Бычков, чудом спасшийся 14 марта 1943г. от сожжения заживо из 340 односельчан в д. Новое Угранского (тогда Семлёвского) района Смоленской области. Горький рассказ — воспоминание его произвели неизгладимое впечатление на присутствующих.
Среди учащихся нашей школы был проведён конкурс стихов о Великой Отечественной войне «Величие народного подвига» по нескольким номинациям. Одна из номинаций была посвящена нашим поэтам-землякам и юбилярам этого года: М.В.Исаковскому и А.Т.Твардовскому. Приятно отметить, что в номинации «Проба пера» подростки вынесли на суд аудитории стихи собственного сочинения о своём родном селе. Победителем конкурса стала обучающаяся 8-го класса МБОУ Семлёвская средняя школа №1 Попова Анастасия за стихотворение «Мой посёлок родной». Лучшие стихи были отмечены дипломами и грамотами.
Большой популярностью среди жителей села пользуются уроки краеведения «Партизанское движение на семлёвской земле», «Сыны Семлёва, освободившие Россию», «Смоленщина. По местам великих побед» и др. Одна из таких встреч называлась «Чтобы помнили…». Присутствующие на ней семлёвцы пришли рассказать о своих отцах, дедах, сёстрах, прошедших суровыми дорогами войны. Многие принесли с собой ценные фронтовые реликвии, настоящие раритеты – красноармейские книжки, ордена, медали, бумажники времён войны, фотографии. Встреча была актом Памяти, ушедшим в бессмертие в годы Великой Отечественной войны семлёвцам.
В день освобождения села от фашистских захватчиков — 13 марта 2015года, для старшего поколения состоялось вручение медалей труженикам тыла, их у нас 16 человек. Участников войны в Семлёве, к сожалению, уже никого не осталось в живых. Мероприятие проходило в торжественной обстановке в семлёвском Доме культуры. В зале, среди взрослой аудитории, присутствовало большое количество молодежи. Много добрых и тёплых слов в этот день произнесено в честь тружеников тыла. Закончилась встреча митингом и возложением венков у Братской могилы погибших воинов.
И ещё одно значимое мероприятие, которое проведено библиотекой совместно с Домом культуры. Это вечер «История моей семьи в истории России». На встречу были приглашены труженики тыла, вдовы, дети войны, свидетели военного лихолетья. Вместе с ними мы перелистали страницы прошлой военной жизни и со слезами вспоминали, как всё это было…. Участники встречи делились своими воспоминаниями о близких людях, выстоявших в горькую годину войны, читали стихи, исполняли песни военных лет. Ветераны вспоминали, как жило село до войны и что осталось после войны. Из 150 домов уцелели только 23. Остальные были сожжены немцами при отступлении. С большой теплотой вспоминали тех, кто трудился на восстановлении разорённой фашистами земли, нашего родного села. Нашими земляками являются Герой Советского Союза Истратов Пётр Захарович, кавалер трёх орденов Славы Мясников Василий Васильевич, Герой социалистического труда Шебалдова Екатерина Ивановна. И мы всегда помним об их подвигах и рассказываем молодому поколению.
Литературное просветительство — это ещё одно чрезвычайно важное в краеведческой работе направление. Традиционным для семлёвцев является изучение жизненного и творческого пути наших земляков поэтов и прозаиков. В этом направлении в рамках недели детской и юношеской книги к 130-летию со дня рождения нашего земляка, родившегося в Смоленске, писателя-фантаста А.Р.Беляева, прошёл обзор литературы «В иных мирах», к 105-летию со дня рождения М.В.Исаковского прошёл вечер – поздравление «Так пусть звучит мелодия стиха!», к 220 — летию со дня рождения А.С. Грибоедова — краеведческий урок «Иного века гражданин». В нашей библиотеке тесно ведётся сотрудничество с местными авторами. Нашим земляком Н. П.Матвеевым написана книга «Испытание жизнью». Тираж этой книги всего лишь 33 экз., издана она на собственные средства автора. Эта книга о Семлёве и семлёвцах, о династии Матвеевых, которые на протяжении веков жили на семлёвской земле и защищали её от врагов. Особенно ярко и правдиво отражены в книге события, которые происходили на семлёвской земле в годы Великой Отечественной войны. Мы провели презентацию книги, которая пользуется большим спросом среди читателей.
На протяжении года мы знакомили читателей с творчеством поэтессы из Челябинска Н.М.Ваторопиной, которая 50 лет искала могилу своего погибшего в Великую Отечественную войну отца и нашла её в Братской могиле нашего села. Многие её стихи посвящены Семлёву. Тепло прошёл вечер – встреча с ней «Мне сияют добрым светом лица русских деревень», затем она посетила школьный музей. Необычайно тепло прошли часы поэзии «Я ищу суровое величье» — по творчеству А.М.Бодренкова, участника Великой Отечественной войны и «Певец Семлёвского озера» — о творчестве местного поэта, члена Вяземского литературного объединения В.Д.Васильева.
Работа нашей библиотеки в области краеведения не замыкается на сборе материала. К краеведческому направлению деятельности библиотеки тесно примыкает и работа литературного клуба «Серенада души», созданного совместно с Вяземским комплексным центром социального обслуживания. Направление работы клуба — краеведческая, социально — адаптационная, досуговая. Это новый подход работы библиотеки к краеведческой деятельности, которая строится, прежде всего, с точки зрения интересов читателя нашей семлёвской земли. Здесь проявляется интерес в получении новых знаний о родном крае и окружающем мире, желание открытого человеческого общения. Ведь искреннее слово и благое дело всегда находят отклик в душах людей.
В рамках клуба проведена презентация 45-томного издания «Смоленская земля в памятниках русской словесности», в 15-м и 45-м томах которого есть сообщения об истории села Семлёво и вяземской земли.
Стараниями активистов клуба у нас проводятся встречи со старожилами, открываются выставки прикладного искусства «Убранство русской избы», «Так жили наши прадеды», выставки самодеятельных художников и народных умельцев «Золотая палитра семлёвской глубинки», устраиваются весёлые посиделки и фольклорные праздники «Свет в родном окне пусть не гаснет никогда», «Играй гармонь, звени частушка», дни краеведения «Огненные метели Семлёва», «Екатерина Николаевна Клетнова. Её исторические и археологические исследования в Семлёве» и др.
Библиотека также активно координирует свою работу со школьным музеем и его активистами. Таким образом, в краеведческой деятельности библиотеки происходит своеобразная интеграция библиотечных, архивных и музейных функций. Используем мы в своей работе и такую форму работы как «Музей в чемодане» — демонстрация музейных экспонатов в ходе наших краеведческих мероприятий. Всё это делает библиотеку поистине культурным центром, неравнодушным к жизни и истории своей малой родины.
Сохранить свою историю, сберечь память о далёких событиях прошлого, о знаменитых жителях и наших предках, привить подрастающему поколению гордость за свою страну и свой народ, уважение к историческим событиям и фактам – это важное направление нашей работы по краеведению за многие годы существования нашей библиотеки.
Говоря о краеведческой работе, не могу не упомянуть об издательской деятельности библиотеки. Это такие издания как: «Живительная сила родников», «Поединок длиною в жизнь», «Во славу добрую земли!» и др. Наши печатные издания – это реклама библиотеки и её краеведческой деятельности. Как и все библиотеки МБУК ВЦБС в 2014 г. мы приняли участие в конкурсе на «Лучший краеведческий уголок», в котором заняли 1-е место. Проводя активную исследовательскую, информационную работу в плане краеведения, Семлёвская сельская библиотека №5 Вяземского района Смоленской области приобрела своё лицо, авторитет в местном обществе. Жители Семлёва интересуются историей своего села, многое знают и из поколения в поколение передают эти знания. А это вселяет надежды на то, что село наше будет жить!
Библиография:
1 Вязьма : 1812-2012 . История народной победы в истории города. – Вязьма : Вяземская гор. типография, 2012. – 383 с.
2 Клетнова, Е. Н. Избранные труды : из собрания Вяземского историко – краеведческого музея и коллекций вяземских краеведов / Е. Н. Клетнова. – Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2007. – 212 с.
3 Комаров, Д. Е. Великая Отечественная война на вяземской земле / Д. Е. Комаров. – Смоленск : Универсум, — 2009. – 556 с. : ил.
4 Комаров, Д. Е. Вязьма и уезд в ХIХ веке : науч. – попул. изд-е/Д.Е. Комаров. – Смоленск : СОИУУ, 2000. – 191 с.
5 Тайны и легенды вяземской земли (включая подлинные сведения о людях, памятниках, топонимике и природных явлениях) : [сборник] / авторы — сост. : Л. С. Жукова, И. Д. Музыченко. — Вязьма : Вяземская гор. типография, 2012. — 374 с.
6 Трофимов, А. Я. Новости из прошлого : сборник очерков/А.Я. Трофимов. — Смоленск : Смядынь, 2002. — 344 с.
7 Шкаликов, В. А. Особо охраняемые природные территории Смоленской области / В. А. Шкаликов, М. А. Ерашов, И. А. Борисовская ; под ред. В. А. Шкаликова. — Смоленск : Универсум, 2005. — 464 с.
[1] Клетнова Е.Н. Избранные труды. – Вязьма, 2008. – С. 25.
Автор: Ануфриева Т.Г.
vyazma.library67.ru
Краеведческая деятельность библиотек
Орловский колледж искусств
Краеведческая деятельность библиотек
Студентки III-го курса
Библиотечного факультета
Уваровой О.Н.
По предмету
«Библиотековедение»
Преподаватель
Гришина Г.Н.
Орел – 2003
ПЛАН
I. Введение
II. Значение работы с краеведческой литературой
III. Задачи и организационные формы российского краеведения
IV. Краеведческая литература и край
V. Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке
5.1 Организация фонда СБА
5.2 Состав фонда
VI. Основные тематические направления работы
VII. Массовые формы пропаганды литературы
VIII. Библиографическая работа библиотеки. Задачи, содержания и организация библиографической работы библиотеки.
IX. Общественное назначение, основные функции и организация российской краеведческой библиографии
X. Заключение
XI. Список литературы
Введение
Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания. Признанием общечеловеческих приоритетов библиотечное краеведение способно восполнить в людях тот нравственный процесс, о котором сейчас много говорят, нравственность прививается в месте с любовью к отчему дому.
Краеведение традиционно является одним из направлений библиотечной деятельности.
В предлагаемой курсовой работе рассматриваются вопросы: о значениях краеведческой литературы, формирования фонда, организации фонда, основных тематических направлений массовой работы, задачи, содержание и организации библиографической работы.
В этой данной общей характеристике изложены приемы анализа произведений печати.
Цели и задачи предлагаемой курсовой работы. Определение структуры работы состоит из введения, глав и заключения и списка используемой литературы. Для подготовления курсовой работы использованы методические материалы и периодические издания.
Значение работы с краеведческой литературой
Работа с краеведческой литературой является частью деятельности массовых библиотек. Они уделяют большое внимание пропаганде литературы об экономике, природе, истории и культуре края. Краеведческая работа в большей степени способствует осуществлению связи деятельности библиотек с жизнью, с практикой на местах.
Работа с краеведческой литературой связана со всеми библиотечными процессами комплектования и пропаганды библиотечного фонда руководством чтением, информационно-библиографической и методической работой. Одним из самых значительных результатов их методической деятельности является вовлечение массовых библиотек в краеведческую работу. В настоящее время можно с уверенностью сказать о системе в обслуживании читателей краеведческими изданиями, сложившейся на территории каждой области и края.
В работе с краеведческой литературой массовые библиотеки используют общую для всей библиотечной деятельности методику. Но библиотечное краеведение имеет и свою специфику, требующую обращения к особым методическим приемам.
Настоящее пособия является первой попыткой рассматривать весь комплекс работы с краеведческой литературой в условиях уже сложившихся централизованных библиотечных систем, а также библиотекарям массовых библиотек готовящихся перейти на централизованное обслуживание.
Пособие написано на основе опыта работы библиотек РФ. Обобщенный и представленный в виде определенной системы, этот опыт может быть использован и во всех других республиках.
Задачи и организационные формы российского краеведения
Краеведческой работой занимаются отдельные краеведы-любители и исследовательские коллективы многих местных учреждений, организаций и учебных заведений. Исторически сложились три основные организационные формы российского краеведения6 общественное, школьное и государственное.
Общественное краеведение возникло при различных учреждениях: музеях, домах и дворцах культуры, библиотеках. В ряде областей у краеведов созданы специальные советы по краеведческой работе или общества краеведения.
Краеведы любители составляют основную силу местных обществ по охране природы, памятников культуры и искусства. Ценные материалы краеведческого характера выявляют и собирают участники многочисленных походов по родному краю.
Массовый характер приобрело на современном этапе школьное краеведение. Им охвачены миллионы учащихся, которые изучают свой край во время учебных занятий в кружках и школьных музеях, на экскурсиях в походах. Составной частью общественного краеведения является библиотечное. Местные университеты и специальные научные библиотеки, централизованные библиотечные системы государственных массовых библиотек систематически занимаются комплектованием, доукомплектованием и организацией фондов литературы о крае создают соответствующий справочно-библиографический аппарат. На этой основе библиотеки осуществляют целенаправленную индивидуальную и массовую пропаганду краеведческих знаний среди различных категорий читателей, оказывают помощь по линии краеведения местным организациям и учреждениям. Передовой опыт краеведческой деятельности библиотек широко освещается в местной и центральной печати. В рамках библиотечного краеведения ведется и библиографическая краеведческая работа.
Краеведческая литература и край
Краеведческой литературой является все произведение печати, относящиеся к краю по содержанию, независимо от места издания и языка. Уточнение этого общего для всех библиотек определения краеведческой литературы связано с рассмотрением понятия «край», основное содержание которого составляют административно-территориальные единицы. Именно в пределах этих территорий осуществляется силами республиканских, краевых и областных библиотек. Руководство библиотечным краеведением, создается система краеведческих библиографических пособий, предусмотренная положением о краеведческой литературе областных библиотек. Практика показала необходимость и целесообразность в работе по некоторым краеведческим темам расширения территориальных границ «края» до масштабов крупных географических районов.
Небольшая территория, обслуживаемая массовой библиотекой является основным объектом внимания этой библиотеки, определяет в этом случае содержание понятия «край» соответственно территориальные признаки краеведческой литературы.
Намечаемая граница «края» в работе массовых библиотек с краеведческой литературой, необходимо учитывать связь районов, городов, сел, краев и областей, частью которых они являются. Кроме того, рассмотрение природных условий небольшой территории их исторического прошлого, современного экономического развития требует использования литературы посвященной и более крупным географическим районам, далеко превосходящим границы края и области.
В случае, когда основное содержание книги или статьи не связано с определенной территорией, а район. Город, село упоминаются в связи с проблематикой общего характера, такая книга или статья не может быть названа краеведческой.
Краеведческая литература является многоотраслевой . она представлена необходимым для изучения местного края: физическая и экономическая география, геология, диалектика, искусствоведение, история, этнография. Сведения о районе, городе, селе могут присутствовать в созданиях различного типа в научной, научно-популярной и справочной литературе. Нельзя завывать в этой связи о произведениях художественной литературы, посвященных краю.
По видам печатной продукции краеведческая литература представлена:
— Отдельно изданными произведениями (книгами, периодическими изданиями, брошюрами, листовками, плакатами, нотами, картографическими материалами, печатной графикой.
— Материалы, опубликованные в сборниках, журналах и газетах.
Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке
Фонд краеведческой литературы входит в состав единого фонда централизованной системы и, соответственно вся работа по его копмплектованию и использованию строится на общих для централизованной системы основаниях, достаточно подробно рассмотренных в литературе.
Краеведческий фонд не является самостоятельной единицей, но в составе основного или подсобных фондов книги и другие издания, посвященные краю, выделяются на отдельные полки (или стелажи).
Значение краеведческой частиединого фонда, необходимость пристального внимания ко всем особенностям ее формирования определяются тем, что эта часть фонда центральной системы полнее всего отвечает одному, из основных требо
mirznanii.com
Задачи краеведческой работы библиотек.. Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами
Похожие главы из других работ:
Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами
Использование краеведческой библиографии.
В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционных функций функции экологические, научные, производственные…
Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами
Индивидуальное информирование в работе библиотек.
Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в библиотеках нет и не может быть читателей, интересующихся только краеведческой литературой в отрыве от интереса к определенной отрасли знания или отрасли народного хозяйства…
Библиотека и краеведение. Работа библиотек с краеведческими документами
Формы работы библиотек по краеведению. Историко-краеведческие чтения.
В информировании читателей о краеведческой литературе используются все формы этой работы — индивидуальные, групповые, массовые…
Промышленное хозяйство А.Демидова
4. Акинфий Демидов — геолог, организатор научной работы.
Демидовское промышленное хозяйство развивалось в атмосфере постоянного поиска и эксперимента. Уже в первый приезд на Невьянский завод (в 1702 г.), ознакомившись с положением дел, Акинфий, «в совершенстве» (по оценке Б.Б…
Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Пояснительная записка Школьный музей сегодня все в большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренять в жизни базовые ценности общества…
Экологическое краеведение Туркменистана
Глава 2. Задачи: сохранение и рациональное использование природных ресурсов Туркменистана
…
Экономическое и культурное развитие Давлекановского района Республики Башкортостан
4.2 Строительные работы района
В районе активно ведется строительство жилья, объектов социально-культурного назначения. Так, только за последние 7 лет введено в эксплуатацию 3 многоквартирных дома в городе, две средние школы на 500 ученических мест каждая…
etno.bobrodobro.ru