cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Отчет о работе оформите в виде таблицы химия 8 класс – Практические работы по химии 8 класс

Содержание

Практические работы по химии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №2-8 класс»

Практическая работа №2

Анализ почвы и воды

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Заполните таблицу:

№п/п

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №6 - 8 кл»

Практическая работа №6

«Ионные реакции и условия их протекания»

Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, серной и соляной кислот, фенолфталеин.

Выполнение работы

Инструктаж по технике безопасности (подпись)

Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

В одну пробирку налили 1 мл раствора сульфата меди (II) и добавили немного раствора щелочи. Наблюдаем образование ______________

CuSO4 + NaOH = ? + ?

(уравнение написать в молекулярной и ионной формах)

Во вторую пробирку налили раствор хлорида бария и прилили раствор серной кислоты. Наблюдаем образование ______________

BaCl2 + H2SO4 = ? + ?

(уравнение написать в молекулярной и ионной формах)

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

В две пробирки налили по 1 мл раствора карбоната натрия и добавили в одну пробирку несколько капель азотной кислоты, а в другую – несколько капель соляной кислоты. В обеих пробирках наблюдаем выделение ___________________________.

Na2CO3 + HNO3 = ? + ?

Na2CO3 + HCl = ? + ?

(уравнения написать в молекулярной и ионной формах)

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

В две пробирки налили по 1 мл раствора гидроксида натрия и добавили несколько капель фенолфталеина. Раствор приобрел ________________ окраску. В одну пробирку добавили раствор серной кислоты, а в другую – раствор азотной кислоты до исчезновения окраски.

NaOH + H2SO4 = ? + ?

NaOH + HNO3 = ? + ?

(уравнения написать в молекулярной и ионной формах)

Работу оформить в виде таблицы

п/п

Реактивы

Наблюдаемый эффект

Уравнения реакций в молекулярном и ионном виде

1

2

3

Вывод: Реакции между растворами электролитов протекают до конца в случае выпадения __________, выделения ___________, образования _____________.

Просмотр содержимого документа

«Практические работы 8 класс оборудование и реактивы»

multiurok.ru

Методическая разработка по химии (8 класс) по теме: Практические работы по химии для 8 - 11 классов

Практическая работа №1

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

  1. Скорость химических реакций

Цель: изучить влияние температуры и концентрации реагирующих веществ на скорость взаимодействия иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде.

Оборудование и реактивы: раствор KI, разбавленный раствор h3SO4, пероксид водорода 3%,  пипетки, штатив с пробирками, горячая и холодная вода.

Ход работы.

Уравнение реакции по которому происходит взаимодействие иодида калия с пероксидом водорода в кислотной среде выражается схемой:

KI + h3O2 + h3SO4 = I2 + K2SO4 + h3O

О скорости реакции можно судить, сравнивая интенсивность окраски образующегося йода, которая зависит от температуры и от концентрации реагирующих веществ.

Опыт 1. Зависимость скорости реакции от температуры.

В две небольшие пробирки прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому первой пробирки добавьте 8 капель холодной воды, а второй – 8 капель воды, нагретой до 90 - 100°С. В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Запишите результаты опытов в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора h3SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
(υ1 = υ2,
υ1 ˃ υ2,
υ1 < υ2)

1

2

2

8 (хол.)

1

13

2

2

2

8 (гор.)

1

13

Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от температуры.

Опыт 2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

В пробирку №1 прилейте по 2 капли растворов иодида калия и серной кислоты. В пробирку №2 прилейте по 6 капель растворов иодида калия и серной кислоты. К содержимому пробирки №1 добавьте 8 капель воды.

В каждую пробирку прибавьте по одной капле пероксида водорода. Что наблюдаете?

Результаты опытов запишите в таблицу.

№ пробирки

Количество
раствора KI
(в каплях)

Количество
раствора h3SO4 (в каплях)

Количество Н2О (в каплях)

Количество
раствора Н2О2
(в каплях)

Общий объем
раствора
(в каплях)

Окраска
раствора

Вывод
о скорости
реакций
(υ1 = υ2,
υ1 ˃ υ2,
υ1 < υ2)

1

2

2

8

1

13

2

6

6

-

1

13

Сделайте обоснованный вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

  1. Химическое равновесие

Цель: изучить направление смещения химического равновесия обратимой реакции при изменении концентрации веществ.

Оборудование и реактивы: раствор FeCl3, раствор Nh5NCS, кристаллические FeCl3, Nh5NCS, Nh5Cl, 4 пробирки, 2 пипетки.

Ход работы.

Опыт . Смещение химического равновесия при изменении концентрации веществ.

Налейте в пробирку немного раствора хлорида железа (III), добавьте раствор  роданида аммония Nh5NCS. Полученный раствор, окрашенный роданидом железа (III), имеет интенсивно-красный цвет.

Для проведения дальнейших опытов используйте разбавленный раствор роданида железа (III) Fe(NCS)3 бледно-коричневого цвета, для этого разбавьте полученный раствор водой.

Напишите уравнение проведенной обратимой реакции.

Полученный раствор бледно-коричневого цвета разлейте поровну в четыре пробирки, одну из которых оставьте в качестве контрольной. В первую пробирку добавьте немного кристаллического хлорида железа (III). Во вторую – немного кристаллического роданида калия. В третью – немного кристаллического хлорида калия.

Сравните окраску растворов в трех пробирках с окраской раствора в контрольной пробирке. По интенсивности окраски сделайте вывод об изменении концентрации Fe(NCS)3, т.е. о смещении равновесия.

nsportal.ru

Практические работы по химии 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25"

г.Мытищи М.о.

Методические рекомендации

к выполнению практических работ по химии

8 класс

Составитель: Т.Г. Ожерелкова

учитель химии

2015 год

Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии

  1. Выполняйте лишь те опыты, которые описаны в инструкции или предложены учителем. Запрещается проводить посторонние опыты.

  2. Химические вещества для опытов берите в количествах, указанных в инструкции. Твёрдые вещества отбирайте с помощью ложечки или шпателя, а жидкость – пипетками или стеклянными трубочками.

  3. Правильно обращайтесь со спиртовкой. Помните, как зажигать и гасить пламя спиртовки. Экономьте горючее.

  4. Нагревание веществ и смесей начинайте со слабого прогревания всей пробирки (3-4 движения пламени), а затем пламя переместите в то место, где находится вещество. Такой приём уменьшает возможность растрескивания пробирки или выброса жидкости.

  5. При нагревании жидкости направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей, так как жидкость может выплеснуться из пробирки.

  6. Не заглядывайте в нагреваемый сосуд или пробирку, так как возможен выброс горячей массы.

  7. Не берите вещества руками, пользуйтесь только ложечкой или шпателем.

  8. Не меняйте крышки от различных склянок. Не набирайте одной и той же пипеткой растворы различных веществ.

  9. Не выливайте излишек реактива в склянку, из которой он был взят.

  10. Не пробуйте вещества на вкус. Помните: многие вещества ядовиты.

  11. При определении вещества по запаху не наклоняйтесь над горлом сосуда, не вдыхайте пары и газы полной грудью.

  12. Запрещается выливать в раковину отходы соединений серебра, свинца, бария, растворы органических веществ (фенола, анилина и др.). Сливайте их только в специальные банки-сливы.

  13. Осторожно обращайтесь с растворами кислот и щелочей: они могут вызвать ожоги, порчу одежды. В случае попадания капель этих веществ на стол, одежду или руки немедленно смойте их водой и сообщите учителю.

  14. Во время работы соблюдайте осторожность, чистоту рабочего места и тишину. Помните, что невнимательность, поспешность, небрежность могут привести к нарушению правил техники безопасности и несчастным случаям.

  15. В случае порезов, ожогов или других повреждений немедленно сообщите учителю.

Правила обращения со спиртовкой

  1. Сняв колпачок, обратите внимание на то, чтобы диск с трубкой плотно прикрывал отверстие резервуара спиртовки: иначе во время работы может воспламениться спирт.

  2. Зажигайте спиртовку только спичкой.

  3. Нагревание проводите в верхней части пламени, так как оно самое горячее.

  4. Пламя спиртовки гасите колпачком.

  5. Если не пользуетесь спиртовкой, закройте её колпачком во избежание испарения спирта через фитиль.

Практическая работа №1

Тема: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при проведении практических работ по химии

Цель: ознакомиться с основным оборудованием и химической посудой, изучить приёмы правильного обращения с ними, изучить строение пламени.

Оборудование: лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, пробирка, химические стаканы, колбы, воронки, мерная посуда (цилиндр, мензурка, градуированная пробирка), фарфоровые чашки, ступки с пестиками, тигли, тигельные щипцы, шпатели, микроложечки, стеклянные палочки и трубочки, пипетки.

Ход работы:

Задание 1. Изучите устройство штатива и приёмы его использования.

Составные части штатива:

  1. Чугунная подставка

  2. Стержень

  3. Муфты

  4. Лапка

  5. Кольцо

Сделайте рисунок штатива и подпишите на рисунке части штатива.

Поменяйте высоту, на которой укреплены лапка и кольцо. Для этого ослабьте винты муфт, переместите их по стержню до нужного уровня и закрепите.

Поверните лапку и кольцо в креплении муфты. Для этого ослабьте другие винты муфт, поверните лапку или кольцо и закрепите винты вновь.

Задание 2. Изучите устройство спиртовки и правила обращения с ней.

Составные части спиртовки:

  1. Резервуар со спиртом

  2. Фитиль

  3. Трубка с диском

  4. Колпачок

Сделайте рисунок спиртовки, указав её части.

Задание 3. Изучите строение пламени.

Проверьте, плотно ли прилегает диск к отверстию резервуара. Зажгите спиртовку спичкой, рассмотрите строение пламени. Погасите спиртовку колпачком.

Сделайте рисунок пламени, подпишите его части.

Части пламени:

  1. Нижняя часть (тёмная зона)

  2. Средняя часть (яркая зона)

  3. Верхняя часть

Подпишите, какая из частей пламени самая горячая? Какая самая холодная?

После окончания работы приведите в порядок рабочее место. 

Практическая работа №2

Тема: Очистка загрязнённой поваренной соли

Цель: ознакомиться со способами разделения смесей: фильтрованием, выпариванием.

Оборудование и реактивы: штатив с малым кольцом, 2 стакана, микроложечка, воронка, фильтровальная бумага, выпарительная чашка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, загрязнённая поваренная соль.

Ход работы:

  1. Растворение загрязнённой соли. В стакан налейте 5-6 мл воды, добавьте ложечку соли и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения соли.

  1. Фильтрование. Приготовьте фильтр, вставьте его в воронку, смочите фильтр водой, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Вставьте воронку в кольцо штатива, подставьте стакан так, чтобы конец воронки соприкасался с внутренней стенкой стакана. Загрязнённый раствор наливайте небольшими порциями на фильтр по стеклянной палочке, направленной к стенке воронки.

  1. Выпаривание очищенного раствора соли (фильтрата). В выпарительную чашку налейте 1 мл фильтрата и выпарьте его.

Отчёт: оформите в виде таблицы

Что делали?

Что наблюдали?

Рисунок

Выводы.

1.

1.В каком случае смесь разделяют фильтрованием?

2.Какие вещества выделяют из раствора выпариванием?

2.

После окончания работы приведите в порядок рабочее место. J

Практическая работа №3

Тема: Приготовление раствора соли с определённой массовой долей растворённого вещества.

Цель: научиться готовить растворы определённой концентрации, закрепить умение отмеривать объём жидкости, взвешивать твёрдые вещества, растворять.

Оборудование и реактивы: стакан химический, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, шпатель или лопаточка, мерный цилиндр, соли, холодная кипячёная вода.

Задание:

Вариант 1.

Приготовьте 20 г водного раствора поваренной соли (хлорида натрия) с массовой доли соли 5%.

Вариант 2.

Приготовьте 25 г водного раствора сульфата меди с массовой долей соли 4%.

Вариант 3.

Приготовьте 25 г водного раствора соды (карбоната натрия) с массовой долей соли 8%.

Ход работы:

  1. Произведите расчёты: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления раствора, указанного в условии задачи.

  1. Отвесьте соль и поместите её в стакан. Отмерьте мерным цилиндром необходимый объём воды и вылейте в стакан. Содержимое перемешайте палочкой до полного растворения соли.

  1. В отчёте приведите расчёты, последовательность действий и сделайте рисунок сосуда, в котором вы приготовили раствор. На рисунке обозначьте массовую долю соли и её химическую формулу.

КСl

р-р 3%

Приведите в порядок рабочее место J

Практическая работа №4

Тема: Признаки химических реакций

Цель: изучить признаки химических реакций, доказывающие образование новых веществ.

Оборудование и реактивы: кусочки мела, соляная кислота, растворы роданита аммония, хлорида железа(III), сульфата меди, гидроксида натрия, железный гвоздь, четыре пробирки.

Ход работы:

Опыт 1. Взаимодействие раствора сульфата меди с железом

В пробирку налейте 1,5 мл раствора сульфата меди. Отметьте его цвет. Опустите в раствор очищенный железный гвоздь. Окончательный вывод о продуктах реакции сделайте через 5 минут.

Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Опыт 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданитом аммония

В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида железа(III) и добавьте по каплям раствор роданита аммония.

Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Опыт 3. Взаимодействие сульфата меди со щёлочью

В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и добавьте несколько капель раствора гидроксида натрия.

Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Опыт 4. Взаимодействие мела с кислотой

В пробирку положите 1-2 кусочка мела и прилейте соляной кислоты столько, чтобы она покрыла кусочки мела.

Какие признаки химических реакций вы наблюдаете? Запишите её уравнение и укажите тип реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Отчёт:

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций. Выводы.

1.

2.

Приведите в порядок рабочее место 

Практическая работа №5

Тема: Реакция обмена между оксидом меди (II)) и серной кислотой. (Получение медного купороса)

Цель: закрепить знания о свойствах кислот и способах получения солей путём реакций обмена между основным оксидом и кислотой.

Оборудование и реактивы: порошок оксида меди, раствор серной кислоты, спиртовка, пробиркодержатель, 2 пробирки, штатив с кольцом, выпарительная чашка, воронка, фильтровальная бумага, спички.

Ход работы:

  1. Получение раствора сульфата меди (медного купороса). На дне выданной пробирки находится порошок оксида меди. Прилейте к нему 1 мл раствора серной кислоты и нагрейте смесь, не доводя до кипения.

  2. Кристаллизация сульфата меди. Горячую смесь профильтруйте в выпарительную чашку и нагрейте её до появления первых кристаллов. Дальше нагревать не следует. При остывании раствора наблюдается кристаллизация.

Отчёт:

Что делали?

Что наблюдали?

Рисунок

Уравнения реакций. Выводы.

1.

2.

Приведите в порядок рабочее место J

Практическая работа №6

Тема: Ионные реакции. Свойства кислот, оснований, солей

Цель: исследовать вопрос необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять молекулярные, полные и краткие ионные уравнения.

Оборудование и реактивы: растворы сульфата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, серной кислоты, фенолфталеина, 3 пробирки; таблица растворимости.

Задание: провести опыты в соответствии с инструкцией, соблюдая меры предосторожности; составить уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде.

Опыт №1. Взаимодействие соли и щёлочи.

В пробирку налить 1 мл раствора сульфата меди и добавить по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадка.

Опыт №2. Взаимодействие соли и кислоты.

К 1 мл раствора карбоната натрия добавить по каплям раствор серной кислоты. Содержимое пробирки взболтать.

Вывод: образование газа – условие необратимости реакций ионного обмена.

Опыт №3. Взаимодействие щёлочи и кислоты – реакция нейтрализации.

К 1 мл раствора щёлочи добавить 1 каплю раствора фенолфталеина, отметить окраску индикатора. Затем добавить по каплям раствор серной кислоты до обесцвечивания.

Вывод: индикатор показывает щелочную среду, затем при добавлении кислоты среда становится нейтральной, образуется соль и малодиссоциирующее вещество – вода. Образование малодиссоциирующего вещества – условие необратимости РИО.

Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.

Что делали?

Что наблюдали?

Рисунок.

Уравнения реакций. Выводы.

После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа №7

Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель: закрепить знания о свойствах кислот, оснований, солей, об условиях необратимости реакций ионного обмена, закрепить умение составлять уравнения реакций ионного обмена, уравнения ОВР методом электронного баланса.

Оборудования и реактивы: растворы серной кислоты, хлорида бария, нитрата серебра, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия, гранулы цинка; 3 пронумерованные пробирки с испытуемыми растворами, 7 чистых пробирок.

Ход работы:

Опыт 1. Реакция серной кислоты с цинком

Налейте в пробирку1 мл раствора серной кислоты и опустите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Какой газ выделяется? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде и рассмотрите его как окислительно-восстановительное.

Опыт 2. Распознавание карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида натрия.

Распознавание карбоната натрия: из 3-х пронумерованных пробирок взять пробы и испытать их раствором серной кислоты.

Распознавание сульфата натрия: из 2-х оставшихся пробирок взять пробы и испытать их раствором хлорида бария.

Распознавание хлорида натрия: из 1-й оставшейся пробирки взять пробу и испытать её раствором нитрата серебра.

Напишите уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.

Вывод: распознавание проводится при помощи качественных реакций на анионы.. Реактивом для карбонат-аниона является катион водорода; реактивом для сульфат-аниона является катион бария; реактивом для хлорид-аниона является катион серебра.

Отчёт: результаты работы оформить в виде таблицы.

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций. Выводы.

После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

infourok.ru

Практические работы по химии 8-9 классы

Практическая работа №1

Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.

Цель: познакомиться с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

1 часть

  1. Знакомство со штативом.

По учебнику ознакомьтесь с устройством и назначением штатива. Внимательно посмотрите, как пользуется штативом учитель, демонстрируя его вам. Соберите штатив. Сделайте в тетради рисунок штатива, подписав его основные части: стержень, подставка, зажим, кольцо.

  1. Знакомство со спиртовкой.

Рассмотрите нагревательный прибор, которым вы будете пользоваться при выполнении химических опытов. Прочитайте правила работы со спиртовкой по учебнику. Зарисуйте устройство спиртовки, подпишите её части.

  1. Перечертите кроссворд в тетрадь. Впишите в него названия химического оборудования и посуды. Ключевое слово – название химического элемента

4

 

 

5

2

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5

Тест на знание правил техники безопасности

  1. Вещество на вкус

А) можно пробовать

Б) нельзя пробовать

В) надо спросить у учителя

  1. Знакомясь с запахом вещества надо

А) поднести пробирку к носу

Б) направить воздух рукой от пробирки к носу.

В) нет верного ответа

3. Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта

А) 1 Б) 2 В) много Г) нет верного ответа

4. Спиртовка имеет следующие части:

А) резервуар

Б) фитиль

В) подставка

Г) колпачок

5. Выберите правильные суждения

А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки

Б) нельзя дуть на спиртовку

В) тушить пламя спиртовки можно колпачком

Г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.

Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.

  1. Стеклянную пробирку

А) можно класть на стол

Б) ставят только в штатив

В) можно класть на стол

Г) ставят только в штатив.

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А

Б

В

Г

Д

Практическая работа №2

Исследование физических и химических свойств веществ.

Цель: изучить физические и химические свойства предложенных веществ, используя различные методы.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

Для выполнения работы используйте табличные данные

1 часть

  1. Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ. Исследуйте растворимость твердых веществ. Найдите в справочной таблице данные о плотности, температуре кипения, плавления. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

Название вещества

Агрегатное состояние

цвет

запах

растворимость

плотность

Температура кипения и плавления

железо

сахар

масло подсолнечное

  1. Исследуйте химические свойства цинка:

- взаимодействие с водой

- взаимодействие с соляной кислотой HCl

- взаимодействие с хлоридом меди CuCl2

Результаты проведенного исследования внесите в таблицу:

свойство

наблюдения

Вывод о протекании реакции

Уравнения реакций

Вывод: С помощью, каких методов вы изучали вещества во время практической работы?

Тест по правилам техники безопасности

  1. Как определить газ по запаху?

А) наклониться над сосудом и вдохнуть

Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох

В) не знаю

Г) нет верного ответа

  1. Растворы из склянки необходимо наливать так, чтобы:

А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони

Б) этикетка находится снизу

В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов

Г) нет верного ответа

  1. При разливе жидкости на столе необходимо:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

Г) нет верного ответа

  1. Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?

А) можно перепутать реактивы

Б) создается беспорядок

В) можно запачкать лабораторную тетрадь

Г) все выше перечисленное

  1. Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:

А) долго не закипит

Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки

В) плохо нагревается

Г) не знаю

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А

Б

В

Г

Справочная таблица

Физические свойства некоторых веществ

Вещество

Температура плавления, ° С

Температура кипения, ° С

Удельная теплоемкость, кДж/кг с

Удельная теплота плавления, Дж/кг

Плотность, г/см3

Алюминий

650

2450

920

397

2,7

Бронза

1100

2590

380

210

7,8

Вода

0

100

4200

330

1

Вольфрам

3380

 

150

192

19,3

Железо

1539

3200

7,9

Золото

1063

2700

130

65,7

19,3

Иридий

2450

 

 

117

22,4

Кремний

1420

 

 

164

 

Латунь

500

2590

380

210

8,5

Медь

1083

2590

380

210

8,93

Никель

1453

2800

500

303

8,9

Олово

231,9

2430

250

60

 

Платина

1772

3800

128

111

21,4

Поваренная соль

800,8° С

1465°

2,165

Сахар

185   

1,6

Свинец

327,4

1750

250

25

11,3

Серебро

961

 

250

104,5

10,5

Сталь

1539

2735

460

270

7,8

Титан

1668

3227

523

 

4,5

Углерод

3650

4350

840

 

2,3

Цинк

419.5

906

7.1

Чугун

1250

2735

460

270

7,2

Практическая работа №3

«Очистка поваренной соли»

Цель: познакомится со способами разделения смесей, освоить простейшие способы очистки веществ: фильтрование и выпаривание; продолжить формировать умение работать по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

1 часть

  1. Получите загрязненную соль. Поместите её в стакан и растворите в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой).

  1. Разделите получившуюся смесь фильтрованием:

А) приготовьте бумажный фильтр, вложите его в воронку и смочите водой, используя стеклянную палочку

Б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо наливать столько в воронку, чтобы она не доходила до краев 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей

В) отфильтрованный раствор сохраните.

  1. Проведите выпаривание:

А) полученный фильтрат вылейте в фарфоровую чашечку

Б) нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления кристаллов соли в чашке, нагревание прекратите

  1. Сравните полученную соль с выданной в начале работы

  1. Оформите отчет о работе

Что делали

Что наблюдали

Объяснения и выводы

1. Растворение соли

При добавлении воды соль…, а песок …

Одни вещества в воде …, а другие нет. Песок оседает на дно, так как …

2. Приготовление фильтра

3. Фильтрование (рисунок)

На стенках фильтра остается …, а в колбу отфильтровывается …

Происходит разделение …, так как они отличаются…

4. Выпаривание (рисунок)

При нагревании в фарфоровой чашке раствора соли вода …, а соль …

Произошло разделение …, так как у них разные

Вывод:

2 часть

Тест по правилам техники безопасности

  1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить

Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь

Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

  1. Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком

Б) зажигать спичками

В) заполнять этиловым спиртом

Г) зажигать от другой спиртовки

  1. Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками

Б) держателем

В) щипцами

Г) нет верного ответа

  1. Полученную очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус

Б) нельзя пробовать на вкус

В) нет верного ответа

  1. Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

Г) нет верного ответа

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А

Б

В

Г

Практическая работа №4

«Приготовление раствора с указанной массовой долей вещества»

Цель:

1) научиться приготавливать растворы с указанной массовой долей () растворенного вещества;

2) продолжить формировать умение пользоваться химической посудой, весами.

С техникой безопасности знаком (а) ___________________________

1 часть

Задача. Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 2 %. Приготовьте 75 г такого раствора.

1 часть

  1. Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления раствора.

  2. Приготовьте раствор.

  3. Составьте отчет о последовательности ваших действий при приготовлении раствора, проиллюстрируйте их рисунками.

  4. Запишите вывод.

2 часть

Тест по правилам техники безопасности

  1. Твердые вещества берут:

А) рукой

Б) ложечкой

В) как придется

Г) не знаю

  1. Какую посуду надо использовать при работе?

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

Г) какая есть, ту и использовать

  1. Когда можно приступать к работе в лаборатории?

А) когда хочешь

Б) с разрешения учителя

В) когда будешь готов

Г) нет верного ответа

  1. Объем воды измеряют:

А) на весах

Б) в мерном цилиндре

В) в мерном стакане

Г) нет верного ответа

  1. Полученный раствор необходимо:

А) отдать учителю

Б) вылить в канализацию

В) поставить на соседний стол

Г) нет верного ответа

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А

Б

В

Г

Практическая работа №5

«Получение кислорода»

Цель: 1) познакомиться со способом получения кислорода в лаборатории и его химическим свойством - поддерживать горение;

2) научиться собирать газ в сосуд вытеснением воздуха;

3) совершенствовать умение работать с простейшими приборами.

С техникой безопасности знаком (а)________________________________

1 часть

  1. В основание пробирки, в которой находится перманганат калия поместить комочек ваты и закрыть пробирку газоотводной трубкой.

  2. Закрепить пробирку держателем. Опустить конец газоотводной трубки в пустую пробирку.

  3. Нагреть пробирку с перманганатом калия, соблюдая правила нагревания.

  4. Соберите кислород в пробирку способом вытеснения воздуха. Проверьте его наличие с помощью тлеющей лучинки. Прекратите нагревание.

  5. Оформите отчет о работе: а) зарисуйте прибор для сбора кислорода, сделайте соответствующие подписи; б) заполните таблицу, дописав предложения и закончив уравнения реакций.

Что делали

Что наблюдали

Объяснения и выводы

1. сборка прибора для получения кислорода

Рисунок

Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородосодержащих веществ, например: …

KMnO4  K2MnO4 + … + …

2. Нагревание пробирки с перманганатом калия и собирание кислорода методом вытеснения воздуха

В пробирке происходит…

Пробирку для сбора кислорода следует держать … дном, потому что…

3. Доказательство наличия кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки

Тлеющая лучинка…

Кислород поддерживает …

С + О2 =

Вывод:

2 часть

Подумайте и ответьте:

  1. Кислород в лаборатории получают при нагревании перманганата калия. Полученный газ можно собрать путем вытеснения воздуха, используя прибор;

  1. Какую посуду надо использовать при работе?

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

Г) какая есть, ту и использовать

  1. Пробирку нагревают

А) в верхней части пламени

Б) в нижней части пламени

В) не имеет значения

Г) нет верного ответа

  1. Спиртовку тушат

А) задувая огонь

Б) колпачком

В) руками

Г) нет верного ответа

  1. Почему нельзя пользоваться грязной посудой?

А) неприятно брать в руки

Б) можно получить неточный результат

В) нет верного ответа

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

Буква ответа

А

Б

В

Г

Практическая работа №6

«Химические свойства кислот и оснований»

Цель: практически изучить свойства кислот и оснований, продемонстрировать умения фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

С техникой безопасности знаком (а)_____________________

1 часть

Последовательно выполните перечисленные ниже задания и оформите отчет о проведенном химическом эксперименте в виде предложенной таблицы.

  1. Взаимодействие кислоты с металлом.

В пробирку налить 1 мл соляной (хлороводородной кислоты) и добавить гранулу цинка

  1. Изменение окраски индикатора.

В пробирку налить 0,5 мл соляной кислоты, добавить индикатор метилоранжевый

  1. Взаимодействие кислоты с основанием.

В пробирку из предыдущего опыта добавить гидроксид натрия до видимых признаков реакции

  1. Взаимодействие растворимого основания с солью.

В пробирку налить 1 мл гидроксида натрия и добавить несколько капель хлорида железа (III)

  1. Взаимодействие кислоты с основанием

К веществу, полученному в предыдущем опыте добавить соляную кислоту до видимых признаков.

Название опыта

наблюдения

Уравнение реакции

Признак реакции (выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски)

Взаимодействие кислоты с металлом

HCl + Zn =

  1. Изменение окраски индикатора.

-

Взаимодействие кислоты с основанием

HCl + NaOH =

Взаимодействие растворимого основания с солью

NaOH + FeCl3 =

  1. Взаимодействие кислоты с основанием

Fe(OH)3 + HCl

Вывод: какие свойства веществ изучили, какие признаки реакции наблюдали

2 часть

Тест по правилам техники безопасности

  1. Если налил в пробирку избыток растворов реактивов надо:

А) слить обратно

Б) слить в канализацию

В) поставить в известность учителя или лаборанта

Г) нет верного ответа

  1. Твердые вещества

А) берут руками

Б) берут шпателем

В) берут ложечкой

Г) берут всем выше перечисленным

  1. При попадании на кожу раствора кислоты надо:

А) смыть холодной водой

Б) смыть холодной водой, обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

Г) нет верного ответа

  1. Кислоту разбавляют:

А) наливая воду в кислоту

Б) наливая кислоту в воду

В) порядок смешивания не имеет значения

Г) не знаю

  1. Признак реакции:

А) изменение объема жидкости

Б) выпадение осадка

В) изменение формы вещества

Г) нет верного ответа

  1. Нагревая пробирку её необходимо держать так, чтобы отверстие было направлено

А) вверх

Б) в сторону от себя

В) вниз

Г) в сторону от себя и от соседей

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А

Б

В

Г

Практическая работа №7

«Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель: повторить свойства оксидов, кислот, оснований и солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач; научиться распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток.

С техникой безопасности знаком (а) _________________

1 часть

    1. В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – соляная кислота, во второй – гидроксид натрия. Как опытным путем доказать, в какой склянке находится каждое из веществ?

    2. Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом железа (III)

    3. Докажите, что выданное вещество – серная кислота.

    4. Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II)

(решите несколько задач по указанию учителя)

Результаты эксперимента оформите в произвольной форме, отметьте наблюдения, запишите уравнения реакций.

2 часть

Тест по правилам техники безопасности

  1. Пробирка для опыта должна быть чистой так как:

А) это эстетично

Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента

В) цвет осадка может измениться

Г) не имеет значения

  1. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

  1. Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

А) можно перепутать вещества

Б) загрязнить вещество

В) запачкать руки

Г) трудно открыть пробки

  1. Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:

А) не разрешается

Б) можно с согласия учителя

В) можно, если знаешь, что получится

Г) нет верного ответа

  1. При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:

А) смыть холодной водой

Б) обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

Г) нет верного ответа

  1. Как оформляются результаты практической работы:

А) на отдельном листочке

Б) в тетради для практических работ

В) в рабочей тетради

Г) нет верного ответа

  1. Пробирку в пробиркодержателе закрепляют

А) на середине пробирки

Б) у отверстия пробирки

В) в нижней части пробирки

Г) не имеет значения

Бланк ответа

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

Буква ответа

А

Б

В

Г

Практическая работа №8

«Получение водорода»

Цель: научиться собирать газ с относительной плотностью меньше плотности воздуха; убедиться опытным путем, что водород является восстановителем

С техникой безопасности знаком (а) _________________

1 часть

    1. В пробирку с газоотводной трубкой опустите 2-3 гранулы цинка и налейте соляной кислоты (чтобы кислота покрывала цинк)

    2. Соберите водород методом вытеснения воздуха.

    3. Проверка водорода на чистоту. Для опыта исп

kopilkaurokov.ru

Методическая разработка по химии (8 класс) на тему: Практические работы по химии 8 класс

Практическая работа № 1

Правила поведения в кабинете химии, приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени

Цель:

Изучить приемы обращения с простейшим лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой, пробирками, колбами и т. д. Изучить строение пламени. Изучить правила техники безопасности, которые требуется соблюдать при работе в школьном химическом кабинете.


Оборудование: спиртовка, лабораторный штатив, спички, пробирки, стаканчик с водой, баночка для отработанных реактивов, посуда химическая ( разная)
ход работы

  1. Правила по технике безопасности при работе в кабинете химии. ( работа с текстом учебника с. 9-10)
  2. Приемы обращения с лабораторным штативом. Зарисовать лабораторный штатив, подписать основные части, сделать вывод.
  3. Приемы обращения со спиртовкой.  9 сделать рисунок, сформулировать вывод)
  4. Изучение строения пламени. ( сделать рисунок, определить основные части пламени, сделать вывод.
  5. Сделать общий вывод

Практическая работа 2

Очистка загрязненной поваренной соли.

Цель:

Научиться  простейшим способам очистки веществ: фильтрованию и выпариванию. Научить выполнять практическую работу по инструкции и оформлять отчет о химическом эксперименте.

Оборудование и реактивы:  пробирки, чаша для выпаривания растворов, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, стакан с водой, загрязненная поваренная соль

Ход работы

  1. Инструктаж по ТБ при проведении практической работы.
  2. Растворение загрязненной  поваренной соли.
  3. Очистка полученного раствора при помощи фильрования.
  4. Выпаривание раствора.

Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
      1. Какими физическими свойствами (агрегатное состояние при обычных условиях, запах, цвет, растворимость в воде) обладают поваренная соль и речной песок?
      2. Как разделить компоненты смеси, используя различия в их физических свойствах? Составьте план действий.
      3. Какое оборудование вам потребуется для очистки поваренной соли?
      Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы (с. 52 учебника).
      Отчет о работе учащиеся оформляют в тетрадях для практических занятий в виде таблицы.

Что сделали
(названия опытов, рисунки приборов с обозначениями)

Что наблюдали 
(признаки химических реакций)

Выводы 

 

 

 

Сформулировать общий вывод.

Практическая работа № 3

Получение и свойства кислорода

Цель: закрепить полученные знания о свойствах кислорода; продолжить формирование умений  написания химических уравнений; повторить правила ТБ при проведении практических работ

Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, газоотводные трубки, колбы, горелка, спички

Реактивы: перманганат калия, сера, уголь.

Ход работы:

  1. Правила ТБ
  2. Получение и собирание кислорода
  3. Горение угля и серы в кислороде
  4. Отчет о работе

Что делали

Что наблюдали

Выводы

Практическая работа № 5

Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества

Цель: закрепить полученные знания о массовой доле растворенного вещества, отработать навыки приготовления растворов с заданной концентрацией.

Оборудование урока: учебник, химическая посуда, весы лабораторные

Реактивы: вода, хлорид натрия, сульфат меди, карбонат кальция

Ход работы:

  1. Инструктаж по ТБ при проведении практической работы
  2. Произведение расчетов
  3. Взвешивание
  4. Приготовление раствора
  5. Отчет о выполнении работы выполняется в произвольной форме

Задания для практической работы:

      Вариант 1

  1. Приготовьте  100 г  раствора  NaCl массовой долей 5 %
  2. Приготовьте  100 г  раствора  CuSO4  массовой долей 7 %
  3. Приготовьте  100 г  раствора  Ca CO3 массовой долей 10, 5%

Вариант 2.

1.        Приготовьте  100 г  раствора  NaCl массовой долей 9 %

2.        Приготовьте  70 г  раствора  CuSO4  массовой долей 3 %

3.        Приготовьте  20 г  раствора  Ca CO3 массовой долей 12, 3%

Вариант 3

1.        Приготовьте  35 г  раствора  NaCl массовой долей 4 %

2.        Приготовьте  100 г  раствора  CuSO4  массовой долей 2,5 %

3.        Приготовьте  48 г  раствора  Ca CO3 массовой долей 13, 5%

Вариант 4

1.        Приготовьте  115 г  раствора  NaCl массовой долей 3,2 %

2.        Приготовьте  79 г  раствора  CuSO4  массовой долей 8 %

3.        Приготовьте  108 г  раствора  Ca CO3 массовой долей 15%

Вариант 5

1.        Приготовьте  50 г  раствора  NaCl массовой долей 3,2 %

2.        Приготовьте  60 г  раствора  CuSO4  массовой долей 8 %

3.        Приготовьте  30 г  раствора  Ca CO3 массовой долей 15%

Практическая работа № 6.

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Цель:  закрепить полученные знания об основных классах неорганических веществ отработать навыки написания уравнений реакций,  умения делать выводы.

Оборудование: учебник, ПСХЭ, химическая посуда

Реактивы: соляная кислота гидроксид натрия, гидроксид меди, магний, оксид магния, хлорид меди

Ход работы:

  1. Инструктаж по ТБ при проведении практической работы
  2. Выполнение практической части.
  3. Решение задач № 1-5 вариант II

Оформить таблицу

Что делали

Что наблюдали

Выводы

Задача№1

Определение соляной кислоты и гидроксида натрия,

Изменение окраски индикатора

Сформулировать вывод о изменении окраски используемых индикаторов

Задача №2

Взаимодействие кислот и нерастворимых оснований

Растворение осадка

Написать уравнение реакции, сделать вывод

Задача № 3

Определение раствора фенолфталеина

Изменение окраски индикатора

Сделать вывод

Задача № 4

Получение хлорида магния используя имеющиеся реактивы

Написать уравнения реакций, сделать вывод

nsportal.ru

Опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему: Практические работы по химии 8 классе

Практическая работа № 4

Признаки химических реакций

Цель работы: научиться распознавать признаки химических реакций, соблюдать осторожность при  работе с  химическими реактивами, закрепить правила  оказания  первой помощи при попадании кислоты на кожу человека.

Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.

 Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, пробирка,  лучинка.  

Реактивы: кусочки мрамора, медная проволока, разбавленная серная кислота; растворы хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.

                                                       Ход работы

1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами, реактивами и  стеклянной посудой. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.

2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.

3. Оформите таблицу

Что делали

Наблюдения

Выводы и ответы на вопросы, уравнение и тип реакции

Опыт 1.

Прокалили медную спираль, держа её тигельными щипцами, в пламени до почернения. Прокалённую спираль опустили в пробирку с серной кислотой. Пробирку подогрели.

Опыт 2.

В пробирку положили кусочек мрамора. Прилили разбавленную  соляную кислоту.

Зажгли лучинку и внесли её в пробирку.

Опыт 3.

В пробирку налили 2 мл хлорида железа (III), затем несколько капель раствора роданида калия.

Опыт 4.

В пробирку налили 2 мл раствора карбоната натрия, затем несколько капель раствора хлорида кальция.

4. Приведите в порядок своё рабочее место.

nsportal.ru

Практические работы по химии. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


При изучении химии необходимым условием являются практические работы. Тем более что химия – наука экспериментальная. Но поскольку мы порой ограничены временем урока, то учащимся следует предлагать, особенно на первых порах практически готовые шаблоны оформления практических работ.

Предложенные инструкции к практическим работам 8 класса (по программе Кузнецовой Н.Е., но могут использоваться и при работе по другим программам) содержат цели работ для учащихся, ход (план) работы, образец оформления работы (или рекомендации для отчета), а также тесты по правилам техники безопасности. Систематическое использование тестов позволяет понять учащимся, что гарантия успешной работы как на уроке химии, так и в быту – это знание и соблюдение правил безопасности.

Приложение 1. Практическая работа № 1. 1 “Лабораторное оборудование и приемы работы с ним”.

Приложение 2. Практическая работа № 2. . “Исследование физических и химических свойств веществ”.

Приложение 3. Практическая работа № 3. “Очистка поваренной соли”.

Приложение 4. Практическая работа № 4. “Приготовление раствора с указанной массовой долей вещества”.

Приложение 5. Практическая работа № 5. “Получение кислорода”.

Приложение 6. Практическая работа № 6. “Химические свойства кислот и оснований”.

Приложение 7. Практическая работа № 7. “Решение экспериментальных задач по теме “Основные классы неорганических соединений”.

Приложение 8. Практическая работа № 8. “Получение водорода”.

2.02.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *