Быть человеком это значит чувствовать что ты за все в ответе: Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за …➤ MyBook
Статья «Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе» А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
«Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
А.де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
«Я хотел сказать людям: вы – обитатели одной планеты – Земля, пассажиры одного корабля… Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать со стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи». Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери. Мы познакомимся сегодня с одним из самым известных его произведений – сказкой для взрослых и детей «Маленький принц». После моего рассказа о жизни писателя попытайтесь ответить на вопрос: что вас особенно поразило в его жизни и какой вы представляете себе его личность?
«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Страна детства Экзюпери была прекрасной и безмятежной. Он унаследовал от своего отца титул графа, однако никогда не чувствовал своей «именитости», никогда не стремился вести светскую жизнь. Страна его детства – это мирная, защищенная от всех житейских ветров обстановка в окружении любящих сестер, брата, матери, теток. Страна его детства – это сказки и техника, которые были для Антуана одинаковы важны. Детские игры в рыцарей и королей сменялись внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза. Экзюпери рано почувствовал вкус ко всякой механике и изобретательству. Он пытался соорудить телефон из старых коробок, переделать матерчатое крыло к велосипеду и хоть на минуту взлететь.
Вероятно, поэтому Экзюпери после обучения в колледже подает прошение о зачислении его в армию, в военно-воздушные войска. Его привлекала романтика этой профессии, мало еще к тому времени обжитая воздушная стихия.
Еще учась в колледже, Экзюпери понимает, что такое дружба. Он удивлен и обрадован тем, как много может дать человеку настоящий друг. Экзюпери всегда умел ценить дружбу. Его удивительная, открытая улыбка, известная сейчас всему миру, сразу же располагала к нему людей. Какими же были его друзья? Однажды потерпел аварию в Андах друг Экзюпери Гийоме. «Зимой Анды человека живым не выпустят», — говорили те, кто знал нрав этих гор. Пять дней искал Экзюпери друга, не зная, что пролетает мимо, не видя Гийоме на снегу. На шестой день Гийоме вышел к людям наперекор всем предсказаниям. Эти же горы испытали мужество и Мермоза, еще одного друга Экзюпери. Однажды Мермозу пришлось сесть на каменную площадку, края которой обрывались отвесно. И он, почти не надеясь уцелеть, решился взлететь над бездной: самолет разбежался и с края площадки сорвался вниз. Падая, он набрал-таки необходимую скорость и вновь стал повиноваться рулям. Вот такие были товарищи у Экзюпери. Но таким был и он сам.
Опасности всегда подстерегают летчика: такова особенность профессии. Однажды, испытывая гидроплан, Экзюпери чуть не погиб, сорвавшись в воду. «Я ничего не почувствовал, только легкие все заполнились водой. Я на ощупь, в каком-то сне, начал искать и… вскоре нашел дверь». Авария в ливийской пустыне: «На скорости двести семьдесят километров в час мы врезались в землю. Потом сотую долю секунды я ждал: вот огромной багровой звездой пыхнет взрыв, и мы исчезнем. И вдруг нас завертело, новый удар разбил правое крыло – и все смолкло. Жизнь нам спасли круглые черные камни, что свободно катятся по песку, — мы съехали, как на катках». И вот двое летчиков в молчаливой пустыне, где не травинки, ни деревца вокруг. Преодолев первый приступ отчаяния, они решились действовать. Они шли, выбиваясь из сил, без глотка воды и вышли-таки на караванную дорогу.
А Европа и весь мир были уже на пороге войны. Германия 1939 года. Все вокруг гремит от лязга гусениц танков, шума тяжелых военных машин, топота ног и выкриков команд. Даже подростки носят военную форму и маршируют, чеканят шаг. Люди боятся громко говорить, опасаются доносов. Такой увидел Экзюпери Германию, ненадолго приехав в нее. «В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места», — уверен Экзюпери. В этом же 39 году Англия и Франция объявили войну Германии, и капитан запаса Антуан де Сент-Экзюпери получил мобилизационный листок, обязывающий его явиться на военный аэродром в Тулузе. «Все, что мне дорого, под угрозой. Я хочу участвовать в войне во имя любви к людям».
Однако Франция была сдана фашистам. Надежда на ее спасение пришла гораздо позже, в 1942 году, когда фашисты были разгромлены под Москвой. Экзюпери летает на самолете воздушной разведки. Вооруженный только фотокамерой, без пулемета и без брони, он фотографирует позиции немцев.
В то утро ничего не предвещало несчастья. Прекрасная погода, чистое небо, и вблизи никаких следов немецких истребителей. Как всегда, Экзюпери приветливо помахал своим товарищам рукой и взлетел. Возвращение к часу дня, так как запас горючего был рассчитан только на шесть часов полета. Когда стрелка перевалила за два часа, все поняли: ждать дольше не имело смысла.
Экзюпери долго считался пропавшим без вести, и только через несколько лет после войны стало известно, что его самолет был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем. Экзюпери не дожил трех недель до освобождения Франции. За месяц до гибели ему исполнилось 44 года.
«Мамочка! Я бы так хотел, чтобы вы не беспокоились обо мне. Мне очень хорошо. Совсем хорошо. Мне только очень грустно от того, что я так давно вас не видел. И я тревожусь за вас, моя любимая мамочка». Это строки последнего письма Экзюпери.
Литературный монтаж
Автор: Вот уже шесть лет, как мой друг покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально – когда забывают друзей.
Маленький принц: Знаешь, когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…
Автор: Маленький принц! Понемногу я понял, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом.
Маленький принц: Однажды на моей планете пророс цветок…
Роза: …Я люблю тебя. Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Постарайся быть счастливым…
Маленький принц: Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Лис: Люди, забыли эту истину, но не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Маленький принц: А как это – приручить?
Лис: … Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
Маленький принц: Моя роза… я за нее в ответе! А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть, что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира.
Змея: Мне жаль тебя. Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь.
Маленький принц: На вашей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
Автор: … Если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы… тогда – очень прошу вас! – не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…
Маленький принц: Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
— Мы сейчас познакомились с жизнью Антуана де Сент-Экзюпери и вспомнили его сказку «Маленький принц». А сейчас давайте подумаем, почему же маленький принц был так одинок, почему ни на одной планете, которые он встретил на своем пути, не нашел он друга?
БЕСЕДА
Почему все взрослые, встреченные принцем на маленьких планетах, были одиноки, кроме фонарщика – у него был фонарь?
Чем эти люди, встреченные принцем, похожи друг на друга и чем прежде всего отличаются от него?
Почему на всех, кого принц встречает на планетах, ему нравится только фонарщик?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
— Во взрослом мире маленький принц встретился с разнообразными формами бессмыслицы: властолюбия и честолюбия, собственности и бездушной науки. Мир нелеп, однако между живыми существами возможны не только отношения равнодушия и отчужденности. Теперь мы обратимся к тому, что же постигает маленький принц на планете людей?
БЕСЕДА
Маленький принц сказал: «Я был слишком молод. Я еще не умел любить.» Что помогло ему научиться любить?
Но некоторые люди так и не могут постичь искусства любить. Почему маленький принц смог этому научиться?
Почему маленький принц нуждался в розе не меньше, чем она в нем?
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», — сказал Лис на прощание. Что же это – главное, которое нельзя увидеть глазами, и почему его так важно увидеть?
Почему эта сказка имеет печальный конец?
Почему автор все же оставляет нам надежду, что маленький принц жив, что он еще вернется на нашу планету?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Что значит быть в ответе за того, кого приручил? Быть может, начать с того чтобы быть в ответе за его настроение? Нужно бояться обидеть его недобрым словом, поступком. Нужно быть терпимым, уметь прощать друзьям их мелкие недостатки. Согласитесь, ведь и у вас они есть.
А еще эта сказка о том, что только любовь может сделать мир прекраснее. «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться». Человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться. Это даже важнее, чем самому быть любимым, так уж мы устроены.
И последнее. Когда вы пойдете сегодня домой, остановитесь перед своим домом ненадолго и посмотрите на ваши окна. Не правда ли, для других они ничем не отличаются от сотен и тысяч таких же окон, но для вас они – единственные, потому что именно за этими окнами вас любят и ждут. И об этом сказка «Маленький принц».
Автор: Носкова Галина Ивановна (SC-3619)
Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе (штрихи к портрету Антуана де Сент-Экзюпери)
Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе
Он принадлежал к аристократическому роду, который вел начало от одного из рыцарей Грааля. Этот человек был из тех, кто не полагался на силу слов, пока не подтвердит их своей жизнью. Он не любил войну, но воевал, — разве можно оставаться в стороне, когда над миром нависла угроза!
Он был легендой французской авиации, такой же легендой осталась и его смерть, окруженная тайной: подобно Маленькому принцу, встретившему 44 рассвета, граф Сент – Экзюпери пропал без вести в 44 года, не вернувшись с боевого вылета.
За свою короткую жизнь он сказал нам, людям, очень много, и к этим словам стоит прислушаться сейчас особенно внимательно. «Уважение к человеку в опасности», — предупреждал писатель – летчик, призывая людей не превращаться в толпу. Действительно, мы перестали замечать, как холодеют наши сердца, как уходит человечность. Может быть, пора остановиться, ведь «мы – команда одного корабля»?!
Величие человека, говорит он вслед за Достоевским, в «сознании ответственности… Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей вине. Городиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир»
Все мы родом из детства…
Детство – огромный край, откуда приходит каждый. Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой – то страны. Антуан де Сент-Экзюпери. |
Сестра писателя Симона говорила, что Экзюпери всю свою жизнь тосковал по стране детства, как тоскуют по родине. Из дальних странствий и полетов он привозил разное зверье: из Южной Америки – тюленя и пуму, из Африки – львенка…. в пустыне приручал газелей и песчаных лисиц.
Особенно трогательным было его отношение к тем, кто еще не покинул эту страну, он был счастлив, если ему удавалось хоть в чем – то помочь ребенку. Однажды, увидев плачущую девочку, которая требовала у матери детский зонтик, он не мог найти покоя, пока не разыскал такой и не принес его на следующий день этой малышке. «Маленькая девочка в слезах. Эту девочку надо утешить. Только тогда в мире порядок». Эти слова созвучны одним из самых пронзительных в «Маленьком принце»: «На планете, на моей планете по имени Земля плакал Маленький принц, и надо было его утешить».
За свою жизнь писатель – летчик придумал немало полезных вещей, но больше всего он городился прыгающими мыльными пузырями: однажды Сент – Экс учил трехлетнего малыша пускать мыльные пузыри. Но они были такими недолговечными… ударяясь о стену, они лопались, а малыш, огорчаясь, громко плакал. Несколько дней Экзюпери ходил мрачный, и вскоре его осенило: а что если добавить в пузыри каплю глицерина? Теперь пузыри отпрыгивали от стены, как мячики, кроме того, они стали еще больше и красивее!
С детьми писатель всегда находил общий язык. Об этом человеке они сохранили самые живые воспоминания. Он постоянно удивлял и восхищал их – проводя эксперименты со странным зеленым жидким мылом, запуская бумажные самолетики, бросая водяные бомбы в парке Грэмерси. В Нью – Йорке Экзюпери любил радовать ребятишек, но не меньше радовался сам, пуская бумажные вертолетики с балкона. Писатель проводил эксперимент, пытаясь создать бесшумные вертолеты. Однажды, набрав целую корзину, он принес их на Эмпайр Стейт Билдинг и выпустил. То – то было восторга у детворы, которой они достались!
Сент – Экс – изобретатель
Как известно, талантливый человек не может быть талантлив в чем – то одном: еще в детстве у Тонио проявились способности к механике и изобретательству. Однажды он приделал к велосипеду матерчатое крыло (старую простынь, распяленную на ивовых прутьях) и покатил с горки, надеясь хоть на минуту взлететь. Из старых жестянок смастерил телефон, чертил планы мотора, и, не имея рядом специалистов, осаждал местного священника, в прошлом учителя математики, допытываясь, как вся эта техника должна действовать. Священник выслушивал его, давал советы, исправлял рисунки. «У Антуана удивительная склонность к науке», — говори он.
Став взрослым, Экзюпери меньше чем за 2 года получил 8 патентов на различные изобретения. И все они относились к авиации: он разработал системы посадки самолетов (даже при отсутствии видимости, когда приборы отказали), равновесия, тяги, навигации – которые пригодны и для кораблей. Самостоятельно, без лабораторий, он справлялся со сложнейшими задачами. Опередив время, он предвидел появление реактивного двигателя. В феврале 1940 года писатель сделал заявку на патент для очередного открытия: ориентировки при помощи электромагнитных волн.
Генерал Шассен вспоминал, как в 1944 году Сент – Экс придумал способ опреснять морскую воду, и в эскадрилье смастерили по его чертежам небольшой и удобный перегонные аппарат для опреснения.
Несмотря на такое количество изобретений, Экзюпери был противником технического прогресса. И все запатентованные новшества в основном появились из – за непрестанной работы мысли этого необыкновенного человека и его желания помочь людям.
Вечный поиск и ветер навстречу
Над его колыбелью склонились воздухоплавание и поэзия. Друг писателя Леон Верт |
Экзюпери был профессиональным летчиком. Он выбрал авиацию из многих увлечений, перешагнув через другие соблазны – архитектуру, инженерное дело, математику, к которым имел склонность. Авиация и литература вошли в его жизнь почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает – летать или писать – он ответил: «Для меня летать и писать – одно и то же».
Обычно говорят, что Сент – Экзюпери первый ввел в литературу тему летчика. Действительно, впервые в литературном произведении было рассказано о жизни летчика, об особенности мышления пилота, его героизме и самоотверженности.
Подростком Экзюпери бредил самолетами. Саллес, его сосед по парте в швейцарской школе, вспоминал, что Антуан не мог говорить ни о чем, кроме самолетов. Остальное казалось ему скучным и неинтересным. Как говорится, он встретил свою судьбу. В 12 лет Сент – Экзюпери во время каникул ежедневно наблюдал за работой механиков в ангарах братьев Врублевских и вскоре получил «воздушное крещение» — дважды облетел вокруг аэродрома Амберье.
Его служба в качестве пилота самолета – разведчика была постоянным вызовом здравому смыслу. Сент – Экзюпери с трудом втискивал в тесную кабину своего грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело, на земле он страдал от 40-градусной алжирской жары, в небе – от боли в плохо сросшихся костях. К концу своей карьеры он был чересчур стар для военной авиации, внимание и реакции подводили его.
На уговоры друзей, умолявших его поберечь себя, он отвечал: «Великая духовная гнусность утверждать, что тех, «кто представляет собой какую -то ценность», надо держать в безопасности!» Он признавался, что идет на смерть, «чтобы спасти свой нравственный кодекс».
Словно астероид, Экзюпери пронесся среди людей, изменяя все вокруг себя, и исчез, оставив человечество в глубоких раздумьях, следовательно, — он добился того, чего хотел!
Как приручить мавра
Едучи в пустыню, захватите сито. Просейте песок. Все львы останутся в сите. | ||
Рецепт охоты на львов от Экзюпери. |
Экзюпери, работавшему в почтовой авиации, приходилось открывать новые трассы, налаживать почтовую связь и руководить аэродромами в самых глухих, отдаленных уголках французских колоний.
На перевалочном аэродроме Кап – Джуби в Сахаре сложилось угрожающее положение: после серии ужасных происшествий авиакомпании поняли, что им нужен посол, способный сделать присутствие французов в пустыне более безопасным. Начальство, имея в виду аристократическое происхождение Сент – Экзюпери и его умение легко находить общий язык с людьми, рассчитывало улучшить отношения с испанцами и аборигенами – маврами. Писателю было 27 лет, когда он прибыл на место назначения. Несмотря на относительную молодость, он прекрасно справлялся со своей миссией: общался с испанцами, маврами и пустыней. Он нашел свое призвание: приручать других.
По духу и происхождению он был настоящим сеньором. Французские механики запомнили его доброту, сдержанность. Усилиями Экзюпери Кап – Джуби был самым популярным аэродромом на африканской линии. В письме он шутливо замечает: «Я частично посол, частично исследователь». Как отмечает биограф писателя Стейси Шифф, ему удалось даже в ХХ веке вести жизнь трубадура, крестоносца, странствующего рыцаря.
И он завоевал доверие аборигенов, в первую очередь, честностью, благородством и, конечно, своим неотразимым обаянием. По словам сослуживца, «доброта Сент-Экзюпери, уважение к местным нравам и обычаям сделали его в глазах мавров настоящим мудрецом, заслуживающим всяческого уважения». Мавры приходили поклониться «великому белому дервишу», которого называли «капитаном птиц».
Когда он вернулся во Францию, он был уже Сент – Эксом, человеком легендой. По скромным подсчетам, за 13 месяцев работы в Африке он спас 14 летчиков. Он трижды разбивался в пустыне, но никогда не терял присутствие духа. Внутренний мир писателя, полный неизъяснимого волшебства и очарования, родился в пустыни. Он помог Сент – Экзюпери выжить, постичь тайну королевства мавров, ценность человека – любого человека, даже раба.
«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее человека»
Животное и в старости сохраняет изящество. Почему же так изуродована благородная глина, из которой вылеплен человек? Мучительно не уродство этой бесформенной, измятой человеческой глины. Но в каждом из этих людей, быть, может, убит Моцарт. Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее человека. | ||
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. |
Внешняя канва «Планеты людей» посвящена рассказу о профессии летчика. Во Франции в 20-е годы она была не столь популярна, как например,, у нас в советское время. Очерки о каждодневной победе над собой, над постоянно подводившей техникой, природными стихиями возводят профессию летчика на уровень какого -то священнодействия: «Грозовое небо вызывает пилота на суд стихий – и одинокий, он отстаивает свой груз в споре с …. горами, морем и бурей». И в то же время работу пилота писатель считает похожей на работу крестьянина: «Пилот не просто зритель. Он не восхищается красками земли и неба, следами ветра на море, позолотой закатных облаков, — он их обдумывает. Точно крестьянин, который, обходя свое поле, по тысяче примет узнает, ждать ли ранней весны, не грянут ли заморозки, и пилот тоже предвидит по приметам близкий снегопад, туман или ясную, погожую ночь.» Погибшего друга он сравнивает с заснувшим в поле жнецом, честно связавшим последний сноп.
Безусловно, мало кто из писателей возвысил и опоэтизировал профессию воздухоплавателя так, как это сделал Экзюпери – не только в «Планете людей» — тема полета принизывает все его произведения, это было для него так же естественно, необходимо, как дыхание… Но все же основная мысль, которая сквозить через внешнюю канву – это тревога за людей, боль за искореженную, потерявшую Дух «человеческую глину», за убитого обыденность и вещизмом Моцарта в каждом человеке.
Гениальные мыслители, писатели – всегда прозорливы. Экзюпери с тревогой предвидел разобщенность, одиночество человека в будущем. Он не обличает, он мягко уговаривает: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля».
«Самого главного глазами не увидишь… Зорко одно лишь сердце»
Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету | ||
Из «Маленького принца». |
Философская сказка «Маленький принц» обессмертила имя писателя. Экзюпери – человек, мучившийся над поиском истинного смысла вещей. Во всех событиях, мыслях его не устраивала внешняя оболочка, его волновала СУТЬ. Свою горечь по поводу того, что происходит не земле, он облек в слова и заставил нас по – иному взглянуть на окружающий мир.
Взрослые, считает он, — заигрались в свои бессмысленные игры, прячась от жизни за умными, ничего не значащими словами. Все «Я человек серьезный» рассыпаются, как кукольные домики, как только ребенок задает вопрос: какой смысл в этих занятиях?! Оказывается, истина по – детски проста и слишком серьезна.
Вне человеческих отношений, условностей, вдали от цивилизации, один на одни с мертвой пустыней, песками, рассказчик по – иному оценивает жизнь. Стоя лицом к лицу со смертью, человек яснее осознает, что в его жизни имеет вечный, настоящий смысл. Маленький принц помогает автору увидеть, что истинно в жизни, а что ложно. Поэтому значение этого образа в произведении особое – он подобен рентгеновскому лучу, высвечивающими то, что скрыто от поверхностного взора.
Неслучайно все эти открытия происходят в пустыне. Великие мысли рождаются в одиночестве. Это одиночество испытал писатель, работая в Кап – Джуби. Пустыня для него – сакральное место, словно и не на земле находящиеся, вне времени, все пространства. Это то место, где человек, томимый духовной жаждой, находит истину – живую воду для сердца.
Много афоризмов оставил нам писатель, но самые любимые – из «Маленького принца». Эти фразы помогают не только воспитатель Человека в ребенке, но и пробудить совесть во взрослом. Вспомним хотя бы про баобабы, которые он призывает выпалывать каждый день. Не стоит объяснять, что герои сказки символичны. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще, зла в человеческой душе: «если дашь волю баобабам, беды не миновать». Сент – Экзюпери хотел. Чтобы люди выкорчевывали в себе «баобабы», несущие зло, грозившие разорвать планету на части.
«Цитадель»
Хорошо, когда вещи создаются для того, чтобы служить людям… чудовищно, когда люди становятся свалками для вещей. А. де Сент – Экзюпери. Цитадель. |
«Истину выкапывают как колодец» — это дело человека. В «Цитадели» изложены те истины, которые открылись писателю в течение всей жизни. Люди окружавшие его в последние годы, вспоминали, как он лихорадочно писал везде, где только можно было примоститься. Как ни торопился Экзюпери, закончить эту книгу он не успел, и его фраза о «Цитадели»: «Это мое посмертное произведение» оказалась пророческой. Друзья собрали отрывки рукописи, в которых заключена мудрость, жизненный опыт зрелого писателя.
В это книге он высказал свою нелюбовь к техногенной цивилизации, к вещизму и животному эгоизму потребительского общества, в котором главное не то, что человек представляет из себя, а сколько он стоит. Человек, — восклицает писатель, — измеряется не тем, что приобретает, а тем, что отдает! Здесь он воспевает радость преодоления трудностей, ибо именно в это время рождается человеческая личность.
Размышления писателя охватывают те основы, на которых зиждется человеческое общество. Старый владыка пустыни, от имени которого написана книга, был в прошлом кочевником. Затем он понял, что человек может обрести мир, только если воздвигнет свою цитадель. Цитадель, которая возникнет прежде всего в сердце человека.
Мудры слова вождя о том, как важно сохранить верность своим родным, своему дому: «Становясь перебежчиком, ты опустошаешь себя… Снимая с себя ответственность за поражения, ты снимаешь с себя ответственность и за победы». Не отвернуться от согрешившего не означает, что ты эту вину покрываешь. Оно означает, что ты разделяешь вину, чтобы очиститься…
В последние годы Экзюпери метался в поисках смысла жизни. Мысли о Боге, постоянные беседы с Ним в последней книге писателя, говорят о том, что эта связь не потеряна.
Лен Верт, которому посвящен «Маленький принц», писал: «Сент – Экс был самый светлый и в то же время самый беспокойный из людей. Он на полпути расставался с радостью, которая казалась прочной и неизменной. Он был всегда верен всему, кроме счастья, хотя так часто радовался и радовал других». И это естественно, что порядочный человек в любое время, в любой стране не может быть абсолютно счастлив, спрятавшись в своем уютном мирке равнодушия от чужого горя, от боли и страданий других людей.
В «Цитадели» есть фраза о том, что для умирающего страха смерти не существует. Сбросив ненужную старую плоть, океан человеческой души «возвращается в лоно Бога».
Скорее всего так, без страха, с сердцем, переполненным тревогой за людей и любовью к ним, вошел в вечность живший в XX веке, но мысливший вне времени, Антуан де Сент – Экзюпери. Он умел видеть великое в привычных вещах. Из обычной жизни он выбирал самые возвышенные моменты, а лучшие из них, словно драгоценности в сундук, помещал в свои книги.
Он не был пророком, он даже не был философом. Просто он любил людей и мучился человеческой болью. Он не умел дорожить собой, жизнь его закончилась рано, но ее насыщенности хватило бы на несколько человек. Истины, заключенные в его книгах, подтверждены его жизнью, поэтому они так убедительны.
Анна Боедова. \\ Смоленск Православный. Сентябрь 2009
Мы несем ответственность за наши собственные чувства
По сути, ответственность за свои чувства (и только свои) означает смену модели убеждений.
Если вы или кто-то другой пытаетесь обвинить или вызвать чувство вины на кого-то другого за то, что вы сейчас чувствуете, это называется «эмоциональной проекцией».
Вы проецируете что-то, что вам не нравится в себе (например, импульс гнева) или неприятное чувство (например, стыд) на кого-то другого, чтобы не чувствовать себя плохо по отношению к себе и своему поведению.
Другими словами, вместо того, чтобы сказать: «Я несу ответственность за то, что я сейчас чувствую», вы отклоняетесь и говорите: «Вы несете ответственность за то, что я чувствую». Это может привести к чувству вины, газлайтингу и довольно жарким спорам.
Но если вы проецируете свои эмоции на кого-то другого, вы можете причинить реальный вред себе и другим — это вы, вероятно, уже знаете, если вам приходилось слышать, как кто-то говорит «ты делаешь меня несчастным» в драке.
Это может привести к довольно нездоровым моделям отношений, в том числе к ненадежным моделям привязанности, позволяющим развиваться в отношениях обиде, горечи или издевательствам. Это также может сказаться на вашем психическом здоровье, потому что подсознательно вы можете начать рассматривать свой мир как наполненный людьми, которых вы обвиняете в своих чувствах.
Вполне естественно не хотеть чувствовать себя плохо или думать, что ты во всем виноват. Вот почему эмоциональная проекция считается «защитным механизмом» — вы можете даже не до конца осознавать, что делаете это, но подсознательно ваш разум ищет виноватых кого-то еще, кроме себя.
И это защитный механизм, который вы, вероятно, выработали в подростковом возрасте.
Но если вы хотите изменить свои обстоятельства и построить более здоровые отношения, вам нужно стать более эмоционально ответственным. Вот несколько советов, как стать лучше:
Признайте, что на самом деле вы не можете изменить других людейВспомните, когда вы в последний раз пытались изменить чье-то мнение о чем-то, например, его политические убеждения. Это сработало?
В конце концов, у нас очень ограниченный контроль над поведением, чувствами и убеждениями других людей. И когда вы пытаетесь изменить кого-то другого, вы, скорее всего, разочаруетесь или начнете спорить. Так что, если вы хотите стать более эмоционально ответственным, постарайтесь меньше времени уделять другим или изменению их чувств.
Это может помочь вам перестать винить себя или чувствовать себя виноватым, когда ваш партнер в плохом настроении, а также помочь вам выйти из спора.
Заявите о себеГоворить партнеру о том, что вам нужно, или о том, что некоторые его поступки вас расстраивают, — это нормально. Но если вы эмоционально ответственны, вы будете выражать свои чувства без обвинений.
А как проще всего не винить? Попробуйте использовать «я»-утверждения, например: «Мне грустно, когда ты опаздываешь».
Сформулируйте свои потребностиНикто не умеет читать мысли, поэтому ожидать, что другие люди в нашей жизни «знают», что нам нужно, — это верный путь к разочарованию. Это распространенный способ недопонимания в отношениях.
Вместо этого скажите своему партнеру или другу, что вам нужно от них. Например, если ваш партнер собирается в командировку и обычно не звонит вам часто, пока его нет, вы можете сказать: «Я беспокоюсь о тебе, когда ты в дороге. Не могли бы вы отправить мне сообщение или позвонить мне, когда ваш самолет приземлится, и время от времени отмечаться?»
Сосредоточьтесь на собственных действияхКонечно, то, что мы делаем и говорим , может повлиять на других или навредить им. Поэтому вместо того, чтобы пытаться изменить кого-то другого, сосредоточьтесь на своем собственном поведении.
Другими словами, если вы расстроены из-за того, что ваш партнер забыл помыть посуду, можно сказать ему, что вы чувствуете, но постарайтесь не использовать это как предлог, чтобы напасть на него за все или скажите, что грязная посуда — единственная причина, по которой вы несчастны.
И хотя вы не можете заставить своего партнера мыть посуду, если вы, например, помогаете ему другими способами, когда он занят, может быть, вы подаете пример, и он Мы хотим быть для вас более внимательным партнером.
Бросьте вызов своим мыслямЛюди могут расстроить нас своими действиями. Например, если ваш друг опаздывает на встречу с вами за обедом, вы не ошибаетесь, если расстраиваетесь.
Но если вы ловите себя на мысли: «Вот почему у меня всегда плохой день: ни на кого нельзя положиться», или обвиняете все свои чувства в этом одном событии, спросите себя: «Это правда? » и «Я прав?»
Другими словами, подумайте, соответствует ли ваша реакция на ситуацию действительности и действительно ли кто-то заслуживает такой же порицания за ваши негативные эмоции, как и вы сами. Старайтесь быть максимально объективными в оценке ситуации и своих чувств, чтобы не дать своим эмоциям еще больше накалиться.
Возьмите на себя ответственность, если причините кому-то вредЕсли вы напортачили, возьмите на себя ответственность. Например, если вы забываете о дне рождения друга или огрызаетесь на любимого человека, когда испытываете стресс, не отвлекайтесь на кучу оправданий.
Вместо этого постарайтесь на минутку остановиться и извиниться. Если вам нужно сделать несколько глубоких вдохов или пройтись по кварталу, чтобы успокоиться, это тоже нормально.
Но когда вы берете на себя ответственность за свое поведение, становится легче брать на себя ответственность и за свои чувства. В результате вы сможете лучше научиться справляться со своими эмоциями посредством эмоционального регулирования.
Сосредоточьтесь на заботе о себе
Эмоциональная проекция часто является механизмом выживания, который мы используем, когда чувствуем стресс, одиночество или подавленность. Так что, если вы хотите стать более эмоционально ответственным, хороший шаг в правильном направлении — это позаботиться о себе.
Это означает, что вы должны регулярно питаться, немного заниматься спортом, например, прогуляться по парку, и удовлетворять свои основные потребности. Но это также означает, что нужно уделять время тому, что приносит вам радость, например, уделять время любимому хобби или планировать что-то веселое.
Дистанцируйтесь от вредных людей
Как мы уже отмечали, трудно изменить других людей, особенно если они не хотят или не думают, что делают что-то не так. Это означает, что если кто-то всегда винит вас в своих чувствах, по всей вероятности, вы не сможете помешать им это сделать, даже если сами станете более эмоционально ответственными.
Исследования также показали, что эмоциональные проекции распространены у людей с определенными расстройствами личности, в том числе с пограничными, истерическими, психопатическими или нарциссическими расстройствами личности.
Этот тип поведения также может быть формой эмоционального насилия.
Если вам трудно не чувствовать себя виноватым или ответственным за чьи-то чувства, подумайте о том, чтобы сделать перерыв от этого человека или отдалиться от него. Это может помочь вам защитить себя и сосредоточиться на собственном благополучии.
Помните, что просить о помощи — это нормально.
Если вы изо всех сил пытаетесь разорвать циклы и стать более эмоционально ответственным, помните, что вам не нужно проходить через это в одиночку. Терапевт может помочь вам определить, когда вы защищаетесь, отводите вину или не несете эмоциональной ответственности. Затем они могут помочь вам работать над изменением этих представлений.
Терапевт также может работать с вами, чтобы помочь вам привыкнуть к своим чувствам, что, в свою очередь, может помочь вам не обвинять других.
Если вам нужна помощь в поиске психотерапевта, ознакомьтесь с нашим руководством по поиску психиатрической помощи.
Вы не отвечаете за чувства других людей, только за свои. Конечно, естественно сопереживать другим, которые грустны или расстроены. На самом деле, это хорошо. Однако постарайтесь помнить, что чужие чувства не всегда зависят от вас, точно так же как и не только от кого-то другого зависит управление вашими сильными эмоциями.
Вы можете сделать что-то, чтобы стать более эмоционально восприимчивым, поэтому, если вы заметите, что отводите вину от себя, вы можете рассмотреть возможность изменения своего мышления на практике. Но помните, если вы боретесь или не знаете, с чего начать, терапевт тоже может помочь.
За что мы несем ответственность?
Как далеко простирается наша ответственность? За что мы можем по праву считать себя ответственными?
Это имеет значение, потому что при отрицательном рассмотрении это совпадает с тем, за что нас могут упрекнуть или привлечь к ответственности, а при положительном рассмотрении это совпадает с тем, за что нас могут хвалить или хвалить. Это, в свою очередь, соответственно, приводит к тому, что мы, как ожидается, чувствуем себя виноватыми, чувствуем потребность загладить свою вину, извлекать уроки, думать, что наказание не является чем-то из ряда вон выходящим, а затем, наоборот, приводит к вещам, в которых мы могли бы справедливо чувствовать себя виноватыми. хорошее о себе, удовлетворение, и что похвала или награда не могут быть неуместными.
Отрицательный аспект ответственности, возможно, более значителен в нашей жизни, чем положительный.
С положительной стороны, люди могут чувствовать себя обиженными и недооцененными, если их не благодарят за добро, которое они делают, но многие люди в большинстве случаев придерживаются мнения, что доброе дело, за которое он несет ответственность, само по себе является достаточной наградой, и дальнейшее признание не обязательно, действительно может быть смущение. В худшем случае человек может почувствовать себя обиженным и недооцененным и отказаться от своих успешных дел.
Человек должен нести ответственность за свое отношение к ответственности, просто человек должен нести ответственность за то, за что он отвечает.С отрицательной стороны, неспособность правильно возложить ответственность может быть прямо вредным, более того, это может привести к накоплению вреда, потому что человек, причиняющий вред, никогда не рассматривает определенные результаты своих действий как свою ответственность и поэтому не видит причин учиться от этих действий или изменить свои пути. Неправильное отношение к ответственности, непонимание того, за что ты отвечаешь, само по себе, на другом уровне, является неспособностью нести ответственность. Человек должен нести ответственность за свое представление об ответственности, просто человек должен нести ответственность за то, за что он отвечает.
Минимальное и максимальное представление
Минимальное представление о том, за что человек несет ответственность, состоит в том, что он отвечает только за то, что намеревается сделать. Под намерением подразумевается, что человек держал в уме цель, а затем стремился ее осуществить. Хирург извлекает сердце у человека с единственным намерением получить сердце для изучения, и, конечно же, человек умирает; но с минималистской точки зрения хирург не несет ответственности за смерть, поскольку он не хотел этого. Максимальный взгляд на ответственность заключается в том, что человек несет ответственность за все, что можно причинно проследить до самого себя. Человеку делают операцию на сердце, и через несколько дней он осматривает швы на груди, но при этом отрывает взгляд от дороги, которую переходит, и попадает под автобус; в аварии виноват хирург, так как швы там наложил хирург, и без них человек, переходящий дорогу, не осматривал бы их. Ни одно из этих мнений не может быть правильным. Первая минимальная точка зрения заставляет человека не замечать и освобождать от ответственности все, что следует из его действий или бездействия, которые являются плохими, при условии, что он не имел намерения, а скорее может чувствовать себя оптимистично и иметь чистую совесть. Вторая максимальная точка зрения сделала бы человека параноиком и боязнью всего, что он сделал или даже не сделал, из опасения, что за каким-то вредом последует какая-то цепь событий, о которых мы не можем знать. Второй каузальный взгляд встречается редко, но первый интенциональный взгляд на ответственность на удивление распространен. Это также часто вредно и потенциально опасно.
Недостаток подхода, основанного только на намерении, заключается в том, что он отдает предпочтение как ключ к ответственности определенному ментальному аспекту того, что вызывает действие и его результат. Человек несет ответственность за свои действия только постольку, поскольку он намерен их совершить. Это, однако, порождает странное, если не сказать патологическое, отношение к результатам того, что человек делает или не делает, в результате чего любое из них, сделанное непреднамеренно, встречает отсутствием чувства ответственности, пожимая плечами. Эта крайность не может быть правильной. Нужно также в какой-то мере нести ответственность за некоторые результаты, которые не были запланированы, но последовали из-за того, что было задумано.
Степени ответственности
Другой крайностью было бы мнение, что человек несет ответственность за все, что можно причинно проследить до того, что он может или не может сделать. Но это, конечно, было бы абсурдно и возлагало бы на человека ответственность за события, настолько удаленные в цепи событий от его действий, что никто не мог бы нести за них серьезной ответственности. Если некоторые метафизически утверждают, что все причинно взаимосвязано, то человек несет ответственность за все, что происходит во вселенной. Тем не менее стоит отметить полезный урок, который можно извлечь из рассмотрения этой крайней точки зрения, а именно: хорошо осознавать возможные дополнительные последствия, разветвления своих действий при оценке того, является ли действие правильным. делать.
Таким образом, на одном полюсе мы придерживаемся мнения, что человек несет ответственность только за то, что он намеревается сделать, а на другом полюсе мы придерживаемся мнения, что человек несет ответственность за все, что может быть причинно связано с человеком, независимо от того, намерены ли они это или нет, точка зрения, которая игнорирует подлинную возможность простой случайности. Ни одно из представлений не может быть правильным.
Человек может нести ответственность не только за свои действия, одно за другим, но в значительной степени за то, кем он является.К счастью, здесь нам может помочь закон. Ибо он вводит степени ответственности, связанные с четырьмя основными категориями, которые в порядке убывания ответственности (и вины) даны в наречиях: умышленно, сознательно, по неосторожности, по небрежности.
Это отличное начало, и оно может привести нас к хорошему общему пониманию того, за что мы несем ответственность, что лежит между крайностями чистого намерения и чистой причинности.
Лицо может быть привлечено к ответственности, если оно действует каким-либо из перечисленных выше способов, но с точки зрения закона степень его ответственности за них снижается, равно как и вина (если таковая уместна), связанная с его действиями или бездействием в каждом случае и, следовательно, далее суровость любого наказания.
- В случае намеренно, я решаю выстрелить кому-нибудь в голову, чтобы убить его;
- В случае сознательно, я стреляю кому-то в голову, зная, что это почти наверняка убьет их, независимо от того, намереваюсь ли я их убить;
- В случае с безрассудно, я бегаю по переполненному торговому центру стреляя без разбора и случается стрелять в человека;
- В случае по небрежности, я оставляю заряженное ружье лежать там, где кто-то вполне может его подобрать, делает это и стреляет в кого-то.
Намерение включает демонстрацию определенного состояния ума, mens rea ; знание предполагает демонстрацию того, что кто-то знал о последствиях своих действий и делал это независимо от своего намерения; безрассудство предполагает демонстрацию того, что человек сам знал, что его действия были очень рискованными, если не был уверен в их последствиях; небрежно подразумевает демонстрацию того, что разумный человек, а не сам агент, думал о последствиях своих действий, можно было бы ожидать, что они будут думать о них, независимо от того, действительно ли это лицо сделало это.
Ответственность и характер
Чтобы лучше понять ответственность, необходимо ввести еще один фактор — характер человека. Можно не нести ответственность за личность , , но это следует отличать от характера , за который можно нести ответственность.
Человек может нести ответственность не только за свои действия, одно за другим, но в значительной степени за то, кем он является: за ту часть себя, которая является сформированным характером. Частично принятие ответственности за свои действия и за свою жизнь можно проследить в формировании личности, которая судит мудро. Если это так, то человек может нести косвенную ответственность за свои действия, потому что он ничего не сделал для изменения того, кем он является, а именно того, кто действует неразумно или не действует так разумно, как мог бы.
Кроме того, ключевой чертой мудрого суждения и действия является знание и осознание ограниченности как своих знаний, так и ограниченности своего характера.
Частью морального долга человека, его моральной ответственности является осмысление собственных знаний и способностей и либо принятие мер по их совершенствованию, либо знание своих ограничений и не выход за их пределы только потому, что вы стремитесь к определенному результату.
Можно добиться этого, учась на своих ошибках, размышляя о своем характере и прислушиваясь к советам других, некоторые из которых могут быть лучше подготовлены.Имея это в виду, степень ответственности человека находится — с серым оттенком в ту или иную сторону — между крайностями чистого намерения (недостаточная ответственность) и чистой причинности (слишком большая ответственность).
Похоже, что сочетание намерения и причинно-следственной связи дает лучшее понимание ответственности, согласно которой человек несет ответственность за все, что задумал; распространяя это на то, что можно было бы разумно предвидеть, если бы кто-то предпринял правильные шаги, чтобы обратить внимание на свои знания и свой характер.
Человек может оттачивать свой характер, чтобы быть в состоянии лучше судить, и это то, за что он также несет ответственность вместе со своими действиями. Мы все несем ответственность за то, что мы планировали, и за то, что мы должны были предвидеть, если мы изо всех сил стараемся быть ответственными людьми.
◊ ◊ ◊
Доктор Джон Шанд является приглашенным научным сотрудником по философии в Открытом университете. Изучал философию в Манчестерском университете и Королевском колледже Кембриджского университета. Он преподавал в Кембридже, Манчестере и Открытом университете. Автор многочисленных статей, обзоров и отредактированных книг, включая его собственные книги, Arguing Well (Лондон: Routledge, 2000) и Философия и философы : Введение в западную философию , 2-е издание (Лондон: Routledge, 2014).
Контактная информация:
- Доктор Джон Шанд, Открытый университет, Уолтон-холл, Милтон-Кинс, Бакингемшир, MK7 6AA, Великобритания.
- https://open.academia.edu/JohnShand
- http://fass.open.ac.uk/philosophy/people
Джон Шанд о Daily Philosophy:
- Эффект знания. Всегда ли больше знаний лучше?
- За что мы несем ответственность? Намерения, последствия и характер
- Очень краткий философский словарь.