Буклеты по развитию речи дошкольников для родителей: Буклеты для родителей по развитию речи детей | Консультация (средняя группа):
Буклеты для родителей «Речевое развитие детей»
Речь является одной из важнейших личностных характеристик, в которой, как в зеркале, отражаются уровень культуры, логики и творческий потенциал человека. В дошкольном возрасте у детей идёт активное формирование связной речи, основанное на общем развитии ребёнка, владение родным языком, принятой культуре общения. Качество связной речи характеризуется готовностью ребёнка к обучению в школе – умение чётко формулировать свои мысли и воспроизводить на бумаге во многом определяет успеваемость будущего ученика.
Способность интересно и образно рассказывать о переживаниях, планах, наблюдениях обеспечивает успешное общение со сверстниками, помогает формировать вокруг себя дружескую среду, создаёт базу дальнейшего роста интеллектуального багажа.
Желаем успеха в развитии вашего ребёнка…
ГКОУ СО «ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА»-
филиал «Новоуткинская школа-интернат»
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: — О! Как же ты красива.
Игры и упражнения,
направленные на развитие
связной речи.
Исполнитель:
учитель-логопед
Iкв.категории
Н.А.Кутюхина
2017 год
Игры, направленные на развитие связной речи.
«Вопросы-ответы»
Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Задавайте ребенку наводящие слова: «Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное…», «А как бы ты поступил.
В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т.д. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию
Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: «потому что», «который», «сколько», «чтобы», «если…, то», «оттого», «из-за», «куда», «хотя» «кому», «кого», «почему», «как», «зачем», «в чем», и т.п. Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них.
«Зачем и почему»
Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.
Зачем нужно учиться в школе?
Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух?
Зачем спортсмену нужно быть сильным и выносливым?
Зачем продукты ставят в холодильник?
Для чего корове хвост?
Для чего слону хобот? и другие вопросы.
«Назови причину»
Взрослы и читает предложение по своему выбору, ребенок заканчивает его:
Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …
Все звери в лесу попрятались, потому что …
Мама начала наводить порядок в квартире, потому что …
Верблюд нужен людям, живущим в жарких странах, потому что …
«Интервью»
Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным педагогом или врачом, а ребенку нужно подготовить о вас статью. Вопросы и ответы можно придумывать вместе. Так вы разовьете диалогическую речь ребенка.
Ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется использовать вес свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым — то есть с вами. Также он должен будет запомнить ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игра обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями — тогда ребенок научится грамотно строить развернутые ответы.
«Отгадай загадку»
Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает. Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы.
Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли» строить рассуждения.
Упражнения, направленные на обогащение словарного запаса ребенка.
Бедность словарного запаса это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями. Так, например, если ребенок вместо прилагательных «длинный», «старший», «высокий», «широкий», «толстый», «огромный», «вместительный», «великий» использует вездесущее «большой», следует задуматься над употреблением синонимов.
«Закончи предложение»
Взрослый творит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.
У белки в лесу дупло, а у лошади …
Волк сам добывает себе пищу, а коза…
Жираф — дикое животное, а баран …
Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние …
«Закончи предложение»
Собака дом … (сторожит).
От кошки мышка … (убегает).
Мама в магазине молоко … (купила).
Контролер билеты в троллейбусе … (проверяет).
Почтальон телеграмму … (принес).
Осенью урожай на огороде … (собирают).
«Подбери определения»
Какие бывают облака? (Пушистые, белые, грозовые, перьевые, воздушные…).
Какие бывают березы? (зеленые, кудрявые, белоствольные…).
Какая бывает лиса в сказках? (рыжая, хитрая, ловкая…).
Какой бывает колодец? (глубокий, холодный, темный, узкий…).
Какой бывает дуб? (Большой, огромный, громадный …).
«Подбери действие к предмету»
Ветер что делает? (воет, парус надувает, листья срывает…).
Солнце что делает? (греет, светит, веселит…)
Повар что делает? (Варит, наливает, режет, крошит, моет, мешает, солит…).
«Подбери к действию предмет или объект»
Кто или что плавает? (рыба, лодка, лист, бумага …).
Кто или что летает? (Самолет, бабочка, вертолет, листья, воздушный шар, пух …).
Кто или что прыгает? (Мяч, заяц, кенгуру, ребенок …).
Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.
«Найди лишнего»
Сыр, кефир, лимонад, творог.
Картофель, свекла, лимон, баклажан.
Одуванчик, астра, роза, клен.
Троллейбус, трамвай, автобус, поезд.
Косынка, футболка кепка, шапка.
«Назови по-другому»
Детей, идущих в школу…(школьники, ученики…).
Людей, лечащих больных…(врач, медсестра…).
Взрослых, перевозящих груз…(Шофер, водитель…).
«Слова-родственники»
Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок…).
Дом (домашний, домик, домовой, домище…).
Упражнения для развития дикции и звукопроизношения.
Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок — полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке.
У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.
Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава.
Желаем успеха в развитии вашего ребёнка…
ГКОУ СО «ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА»-
филиал «Новоуткинская школа-интернат»
Советы родителям,
которые заботятся
о речевом развитии
ребёнка
Исполнитель:
учитель-логопед
Iкв. категории
Н.А.Кутюхина
2017 год
Советы родителям.
Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи.
Разговаривайте с ребёнком как можно чаще. Будьте внимательны, уточняйте детали. Каждый вечер обсуждайте, как прошёл день, что нового в садике.
Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном.
Как можно подробнее объясняйте значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснения наглядными примерами.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов».)
Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
Называйте всё, что видит или делает ребенок.
ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема съесть яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
Упражнение с бусинкой на ниточке
1. Двигать бусинку языком по горизонтально натянутой на пальцах петле из ниток вправо-влево, (10 раз)
2. Двигать бусинку вертикально по натянутой петле из ниток вверх, вниз бусинка падает произвольно. (10 раз)
3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, ниточка натянута горизонтально. (10 раз)
4. Язык — «чашечка», цель — поймать бусинку в «чашечку». (10 раз)
5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, «выплевывать» его. (10 раз)
6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть губы и покатать бусинку от щеки к щеке. (10 раз)
7. Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенок старается языком дотянуться до бусинки, которую над его ртом держит взрослый» и толкнуть бусинку, приподняв кончик языка. (10 раз)
8. Упражнение выполняется лежа на спине. Ловить бусинку губами, вытянутыми в «трубочку», пытаясь ее «поцеловать». (10 раз)
9. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками ниточку.
Ребенок приносит из дома бусинку на ниточке и одноразовый стаканчик. Работа производится каждым ребенком только со своей бусинкой индивидуально. Можно на каждом занятии использовать новую, чистую бусинку на ниточке.
Наряду с использованием стеклянной бусинки можно предложить ребенку в качестве «сладкого приза» упражнения со сладкими, съедобными бусами.
Желаем успеха в развитии вашего ребёнка…
ГКОУ СО «ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА»-
филиал «Новоуткинская школа-интернат»
«Вкусная логопедия»
Исполнитель:
учитель-логопед
Iкв. категории
Н.А.Кутюхина
2017 год
Упражнения с зубочисткой
и ватной палочкой
1. Взрослый слегка касается зубочисткой кожи ребенка около губ. Ребенок с закрытыми глазами должен пальцем показать место укола, а затем коснуться языком этого места.
2. Количество касаний-уколов увеличивается. Взрослый производит в быстром темпе серию легких покалывающих движений, а ребенок, не открывая глаз, касается язычком этих мест в той же последовательности.
3. Постепенно увеличивается серия касаний и темп выполнения заданий.
4. Оговариваются условия: если взрослый касается губ ватной палочкой, ребенок показывает место касания пальцем, а если укол зубочисткой — то ребенок касается язычком. Глаза ребенка при этом закрыты. Серия касаний-уколов увеличивается постепенно, темп наращивается.
5. Язык высунут, а ватная палочка ложится на среднюю линию языка и слегка придавливается рукой взрослого. Ребенка просят подуть (выдохнуть) на кончик языка. Затем ребенка просят упереться кончиком языка в нижние зубы, ватная палочка надавливается на среднюю линию языка, а ребенка просят произнести звук «С». Вместо ватной палочки можно использовать палочку от съеденного ребенком чупа-чупса.
Упражнения с чупа-чупсом
1. Ребенку предлагается в начале подержать чупа-чупс во рту, чтобы равномерно увлажнить его. Затем ребенка просят обвести чупа-чупсом по коже вокруг рта. Затем постараться облизнуть язычком места касания чупа-чупсом (верхнюю и нижнюю губу). (10раз)
2. Ребенку предлагается кончиком языка облизнуть чупа-чупс со всех сторон. Затем язычок убирается в рот, а слюна проглатывается. (10 раз)
3. Взрослый чупа-чупсом похлопывает высунутый изо рта язычок ребенка, затем язычок убирается в рот, а слюна проглатывается. (10 раз)
4. Взрослый чупа-чупсом обводит контур языка сначала в одну сторону, затем в другую. (10 раз)
5. Взрослый чупа-чупсом касается кончика носа ребенка, затем просит ребенка коснуться кончиком языка носа и слизнуть сладкий след. (10 раз)
6. Взрослый чупа-чупсом касается подбородка ребенка, а ребенка просит постараться дотянуться языком до места касания. (10 раз)
Упражнение для языка с водой
1. Язык в форме глубокого «ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10-15 секунд. (10-15 раз)
2. Язык — «ковш» с жидкостью, плавно перемещается в углу рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягивая назад в рот. (10 раз)
3. Язык — «ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. (10-15 раз)
Биоэнергоплпстика — это соединение движений артикуляционного аппарата движениями кисти руки. Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворительное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Еще один аргумент и пользу биоэнергопластчности положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшается внимание, память, речь.
Лягушка
Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.
На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Превратили нас в лягушек –
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5, Повторить 4—5 раз.
Желаем успеха в развитии вашего ребёнка…
ГКОУ СО «ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА»-
филиал «Новоуткинская школа-интернат»
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской
руке, тем ребёнок умнее.
В. А.Сухомлинский
Использование элементов
биоэнергопластики
при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики
Исполнитель:
учитель-логопед
Iкв.категории
Н.А.Кутюхина
Хоботок
Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10, Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили,
Со слоненком подружились.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сом кнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Лопатка
Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким и расслабленным.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта и положить на нижнюю тубу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Раз, два — потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык.
Зарядку выполняем.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Заборчик
Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживаем челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5 раз.
Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровня солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.
На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фалангою приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10. затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Парус
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5—6 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать.
Описание движений киста и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.Повторить 5—6 раз.
Бегемотик
Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, головадержится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широко открыли ротик —
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот —
Отдыхает «бегемот».
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Логопедический буклет «Советы логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста»
Логопедический буклет идёт, как приложение к презентации: Презентация к мастер-классу для родителей на тему: «Развитие речи дошкольников. Советы логопеда»
Скриншоты логопедического буклета | Скачать | |
Оригинальные файлы буклетов |
Буклет логопеда — верхняя сторона
Примерный перечень заданий по развитию лексики и грамматики для выполнения дома.
1. Занимаясь с ребенком лепкой, рисованием, конструированием и другими видами деятельности, нужно задавать вопросы уточняющего характера. Например, игра конструктором. Посчитать детали (1 кирпичик, 2 кирпичика…5 кирпичиков), акцентируя внимание на окончаниях слов. Спросить, какие кирпичики на ощупь (гладкие, шершавые, шероховатые и т.д.), из какого материала изготовлены (пластмассовые, железные и т.д.). Таким образом наполняем словарь ребенка прилагательными: качественными, относительными, притяжательными (детский конструктор). Кроме того, в игре можно и нужно развивать умение оречевлять свои мысли.
Например: ребенок предлагает построить город. Чтобы второму игроку (родителю) было понятнее, рассказывает сколько каких деталей нужно взять для возведения домов (высоких и низких). Описывает расположение построек, способы поставки строительного материала (конструирование можно расширить сюжетно-ролевой игрой — грузовые машины осуществляют доставку, подъемный кран разгружает). В игре ребенок чувствует себя непринужденно, свободно, испытывает массу положительных эмоций, поэтому ему легче подбирать нужные слова и модели предложений для передачи своих мыслей.
2. Порой родителям сложно выделить время для занятий с ребенком дома в отведенном для этого месте по ряду причин. Но с ребенком все равно нужно заниматься. Предложенные задания можно выполнять и на улице, и дома в обиходно-бытовой ситуации. Детям очень нравится совместная деятельность с родителями. Поэтому можно устроить какое-нибудь интересное занятие и для взрослых, и для детей. Например, приготовить интересные кормушки для зимующих птиц.
Для этого замачивается: пшеница, овес, греча, горох, ячмень и т.д. Параллельно с ребенком нужно повторить название используемого материала, обратить внимание на словарь глаголов. Выбирается форма, куда помещаются замоченные горох, пшеница, овес и т.д., заливаются водой и в морозилку до состояния льда. До того, как все застынет, в зерновые кормушки нужно поместить нитяные петельки, чтобы повесить полученное на ветки деревьев. Таким образом, в процеесе выполнения кормушек ребенок припоминает не только название зерен, но и птиц, деревьев, на которых будут красоваться кормушки. После завершения работы по изготовлению ребенку легче вспомнить последовательность действий с предметами, что благоприятно отразится на качестве изложения мысли.
Желаю успеха, внимания и терпения!
Буклет логопеда — внутренняя сторона
Зачем ребенку нужен логопед???
Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной).
Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.
СМС рассылка для бизнеса по базе ikirov.ru/news/50322-sms-rassylka-po-svoey-baze.
Когда же стоит обратиться к логопеду?
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.
- Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.
- Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
- Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
- Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
- Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п.
- Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
- При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
- В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.
Итак, самое главное — вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.
Советы логопеда при выполнении рекомендаций дома:
- Выполнять задания, рекомендованные логопедом, нужно регулярно, систематически. Обычно, логопед советует повторить то, чем с ребенком занимались на занятиях по развитию речи в детском саду. Регулярность в выполнении приведет к наилучшим результатам в коррекции и развитии речи.
- Занятиям необходимо уделять 10-20 минут в день, все зависит от возраста и возможностей ребенка.
- Ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому желательно наличие рабочего места. Мебель должна быть подобрана по возрасту. Световой режим также нужно соблюдать.
- Артикуляционная гимнастика выполняется ребенком перед зеркалом в течение 10 минут. Ее необходимость заключается в активизации мышц артикуляционного аппарата, что важно при работе над звукопроизношением.
- На занятиях по развитию речи логопед использует иллюстративный материал, отображающий лексическое наполнение темы. Поэтому, если возможно, можно подобный дидактический материал приобрести в книжном магазине для домашнего пользования. В дальнейшем данные пособия помогут при выполнении заданий по развитию речи, рекомендованные логопедом.
- Кроме того, можно в книжном магазине приобрести тетради, содержание которых направлено на закрепление правильного навыка произношения того или иного звука. В них представлен речевой и иллюстративный материал.
Самые главные помощники для логопеда — заботливые и внимательные родители.
Автор материала: Зайкова Наталья Николаевна
Помимо детского лепета: от звуков к предложениям, полное руководство для родителей по развитию речи
Найти эту книгу
Другие книги по этой теме
Эта книга представляет собой увлекательное и удобное для чтения произведение, которое ведет родителей через годы становления ребенка. Эта хорошо зарекомендовавшая себя книга теперь доступна в мягкой обложке, недавно отредактированной с учетом самых последних исследований. В новом выпуске представлена информация из последних исследований, в том числе о травмирующих событиях в новостях, телевидении и навыках обучения, физической активности и темпераменте.
Уделяя особое внимание мозгу, книга знакомит читателя с определенными этапами развития ребенка, начиная с жизни в утробе матери и заканчивая первыми шестью годами жизни. Каждая глава заканчивается разделом «Для размышления», в котором рассматриваются такие практические вопросы, как ритуалы перед сном, совместное чтение книг и преодоление конфликтов.
Информация о книге
Норберт Хершковитц, Элинор Чепмен Гершкович
Каждый родитель с нетерпением ждет того дня, когда его ребенок впервые заговорит. Однако для миллионов матерей и отцов предвкушение превращается в тревогу, когда эти первоначальные важные слова уже давно не сбываются. Многие обеспокоенные родители успокаивают себя тем, что их ребенок «просто заговорил поздно», но, к сожалению, это не всегда так.
Детали книги
Мэрилин С. Эйгин, Лиза Ф. Генг, Малкольм Николл
Неформальный и занимательный, но авторитетный взгляд на науку о детском разуме. Три психолога-исследователя, все из которых являются родителями, а двое из них, Мельцофф и Куль, женаты друг на друге, пишут о развитии ребенка так, как будто они разговаривают непосредственно со своими знакомыми родителями. Как следует из их названия, авторы находят параллели между младенцами и учеными: и те, и другие формулируют теории, делают и проверяют предсказания, ищут объяснения, проводят эксперименты и пересматривают то, что им известно, на основе новых данных. Они показывают, как младенцы узнают о людях и объектах и как они усваивают язык.
Детали книги
Элисон Гопник, Эндрю Н. Мельцофф, Патрисия К. Куль
У всех детей есть периоды, когда они говорят «тин» вместо «предмет» или «футы» вместо «ноги», и нет двух детей, которые учатся говорить по одному и тому же графику. Это информативное, обнадеживающее руководство помогает родителям и учителям определить нормальное развитие речи и потенциальные проблемы, а также дает советы о том, когда и куда обращаться за помощью, как поддержать предписанную программу развития речи вашего ребенка и как уменьшить риск возникновения речевых или языковых трудностей. Понятный формат вопросов и ответов; рекомендации по оценке развития речи и языка вашего ребенка; практические стратегии борьбы с заиканием, плохим слухом или памятью, голосовой усталостью или охриплостью, инфекциями уха и слуха и многим другим; и способы улучшения речи и языкового развития, которые понравятся и вам, и вашему ребенку.
Детали книги
Кэтрин Л. Мартин
Родители, педагоги и читатели с общими интересами оценят прекрасную книгу, в которой рассказывается о развитии речи у детей. Почему у многих не развивается язык? Это исследует связи между чтением, письмом, аудированием и речью, показывая, как они усваиваются и что происходит в процессе, на разных этапах.
Информация о книге
Присцилла Л. Вейл
В этой книге используется модель строительных блоков. Модель строительных блоков практична, подкреплена исследованиями и проста в реализации. Он определяет десять областей, важных для успеха в школе (строительные блоки), разделенных на три уровня:
- базовый уровень включает блоки контроля внимания и импульсов, эмоций и поведения, самооценки и среды обучения
- уровень символической обработки и памяти содержит блоки зрительных, слуховых и двигательных навыков
- концептуальный уровень включает в себя использование стратегий и мышления с помощью языка и образов
Информация о книге
Нэнси Мазер, Сэм Гольдштейн
НаверхПосетите наши родственные сайты:
Ракеты для чтения запускают юных читателей
Начните с чтения книги.
Исследовать. Учиться!Colorín Colorado помогает ELL добиться успеха
AdLitAll О грамотности подростков
Мероприятия по поощрению развития речи и языка
Автор: American Speech-Language-Hearing Association
Американская Speech-Language-Hearing Association предлагает эти соответствующие возрасту способы, с помощью которых родители могут вовлечь своих маленьких детей в способствовать развитию речи и языковых способностей.
От рождения до 2 лет
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
- Научите ребенка имитировать ваши действия, в том числе хлопать в ладоши, целовать и играть в пальчиковые игры, такие как «лепи пирожное», «ку-ку» и «маленький-паучок».
- Разговаривайте во время купания, кормления и одевания ребенка. Расскажите о том, что вы делаете, куда идете, что будете делать, когда приедете, кого и что увидите.
- Определить цвета.
- Подсчет предметов.
- Используйте жесты, такие как прощание, чтобы помочь передать смысл.
- Введите звуки животных, чтобы связать звук с определенным значением: «Собачка говорит гав-гав».
- Подтвердите попытку связи.
- Расширьте отдельные слова, которые использует ваш ребенок: «Вот мама. Мама любит тебя. Где ребенок? Вот ребенок».
- Прочтите своему ребенку. Иногда «чтение» — это просто описание картинок в книге без следования написанным словам. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками, не слишком детализированными. Спросите ребенка: «Что это?» и поощряйте называть и указывать на знакомые предметы в книге.
От 2 до 4 лет
- Используйте хорошую речь, ясную и простую для вашего ребенка.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, показывая, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное. «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?»
- Используйте детский лепет, только если это необходимо для передачи сообщения и в сопровождении взрослого слова. — Пора дин-дин. Сейчас будем обедать.
- Сделайте альбом любимых или знакомых вещей, вырезав картинки. Сгруппируйте их по категориям, например, вещи для катания, вещи для еды, вещи для десерта, фрукты, вещи для игр. Создавайте глупые картинки, смешивая и сопоставляя картинки. Приклейте изображение собаки за рулем автомобиля. Поговорите о том, что не так с картинкой и как это «исправить». Сосчитайте предметы, изображенные в книге.
- Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Ты мальчик?» — Ты Марти? «Может ли свинья летать?» Поощряйте ребенка придумывать вопросы и пытаться обмануть вас.
- Задавайте вопросы, требующие выбора. «Ты хочешь яблоко или апельсин?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?»
- Расширение словарного запаса. Назовите части тела и определите, что вы с ними делаете. «Это мой нос. Я чувствую запах цветов, пирожных, попкорна и мыла».
- Пойте простые песенки и рассказывайте детские стишки, чтобы показать ритм и манеру речи.
- Поместите знакомые предметы в контейнер. Попросите ребенка убрать этот предмет и рассказать вам, как он называется и как его использовать. «Это мой мяч. Я его подбрасываю. Я им играю».
- Используйте фотографии знакомых людей и мест и перескажите, что произошло, или придумайте новую историю.
От 4 до 6 лет
- Когда ваш ребенок начинает разговор, по возможности уделяйте ему все свое внимание.
- Прежде чем говорить, убедитесь, что ваш ребенок привлек внимание.
- Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Пауза после разговора. Это дает вашему ребенку возможность продолжить разговор. Продолжайте наращивать словарный запас. Введите новое слово и предложите его определение или используйте его в понятном контексте. Это может быть сделано в преувеличенной, юмористической манере. «Думаю, я поеду в магазин на машине. Я слишком устал, чтобы идти пешком».
- Расскажите о пространственных отношениях (первое, среднее и последнее, правое и левое) и противоположностях (верхнее и низшее, включенное и выключенное).
- Предложите описание или подсказки, и пусть ваш ребенок определит, что вы описываете: «Мы используем его, чтобы подмести пол» (метла). «Он холодный, сладкий и хорош на десерт. Я люблю клубнику» (мороженое).
- Работа по формированию и объяснению категорий. Определите предмет, который не принадлежит к группе подобных предметов: «Ботинок не подходит к яблоку и апельсину, потому что его нельзя есть; он не круглый; это не фрукт». двух- и трехшаговые указания: «Иди в свою комнату и принеси мне свою книгу».
- Поощряйте ребенка давать указания. Следуйте его или ее указаниям, пока он или она объясняет, как построить башню из блоков.
- Поиграйте с ребенком в такие игры, как «домик». Поменяйтесь ролями в семье, притворяясь ребенком. Расскажите о разных комнатах и мебели в доме.
- Телевизор также может служить ценным инструментом. Говорите о том, что смотрит ребенок. Пусть он или она угадает, что может произойти дальше. Расскажите о персонажах. Они счастливы или грустны? Попросите ребенка рассказать вам, что произошло в рассказе. Разыграйте сцену вместе и придумайте другую концовку.
- Воспользуйтесь повседневными делами. Например, находясь на кухне, предложите ребенку назвать необходимую посуду. Обсудите продукты в меню, их цвет, текстуру и вкус. Откуда берется еда? Какие продукты вам нравятся? Что вам не нравится? Кто будет убирать? Подчеркните использование предлогов, попросив его или ее положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Определите, кому принадлежит салфетка: «Это моя салфетка». «Это папа». «Это принадлежит Джону».
- Покупая продукты, обсудите, что вы купите, сколько вам нужно и что вы будете делать.