cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Бедная лиза вопросы по тексту: 10 вопросов по рассказу бедная Лиза

Содержание

Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

  • Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.
  • Фраза — «и крестьянки любить уме­ют». Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде­тельствуют о превосходстве одного сосло­вия над другим. Высокими нравственны­ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.

    Немаловажна для понимания автор­ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по­вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба­рышни. В. И. Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли­зить чувства крестьянки к чувствам обра­зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев­ных переживаний».

  • Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?
  • Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня унаследовала от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до­бросердечие. Она чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо­ко переживает ее радости и трагедию, по­стоянно тревожится за ее судьбу. Вос­поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести вы­ражено сочувственно-сентиментальное от­ношение Карамзина к Лизе.

    Характеристика внешнего и внутренне­го облика Лизы складывается из автор­ских описаний и комментариев ее поступ­ков, а также через косвенную передачу от­зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, ко­торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из это­го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.

  • Какими словесными деталями передается движение чувства Лизы к Эрасту — от робкой привя­занности до пылкой страсти?
  • Существенной деталью, с которой нача­лось знакомство Лизы и Эраста, были цве­ты, которыми торговала Лиза. Обронен­ная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе де­вушки. Она оказалась для нее более зна­чимой, чем для Эраста, и потому на сле­дующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний ве­чер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой. Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апо­гея любви, приведшего, по словам писате­ля, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей.

    Появляется новое сло­во бросается (в его объятия). До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь измене­ния происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал же­лания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить за­блуждения». После свершившегося «блес­нула молния и грянул гром. Лиза задро­жала». «Грозно шумела буря, дождь лил­ся из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Ка­рамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в по­вествовании практически исчезают при­родные символы. Лишь дважды упомина­ются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь при­надлежит дубу над могилой бедной Лизы.

  • Обратите внимание на роль жеста в раскры­тии внутреннего состояния героев. Проанализируй­те этот прием автора.
  • Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состоя­ния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встре­чи Лизы и Эраста в городе, когда она уви­дела его в карете, подъезжающим к дому. Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в вы­ражении чувств. Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за ру­ку, привел в кабинет, запер дверь, поло­жил деньги ей в карман, вывел из кабине­та и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Ли­за не смогла опомниться.

  • Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.
  • Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества.

    Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В.
    И. Коровин).

    В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

  • Каким вам представляется образ повествова­теля?
  • Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами. Материал с сайта //iEssay.ru

  • Каково назначение лирических отступлений в повести?
  • Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

  • В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?
  • Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

    На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов <…> — дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

    Бедная Лиза — тест с ответами по повести Карамзина

    • Тест прошли: 14144 раза
    • Последний раз тест прошли: Сегодня в 00:20
    • Среднее количество правильных ответов: 11 из 15

    Краткое содержание «Бедная Лиза»

    1. В каком году написано произведение «Бедная Лиза»?

    Ответить

    2. Атрибуты какого литературного направления ярче всего нашли отражение в произведении?

    классицизм

    сентиментализм

    романтизм

    символизм

    3. Где происходит действие произведения?

    в Москве

    в Петербурге

    в Киеве

    в Нижнем Новгороде

    4. Кем был отец Лизы?

    бедным крестьянином

    обедневшим купцом

    богатым крестьянином

    известным деревенским кузнецом

    5.

    Какие цветы продает Лиза Эрасту?

    ромашки

    ландыши

    сирень

    6. Как относится к Эрасту мать Лизы?

    она симпатизирует ему

    она его боится

    он ей неприятен

    она влюбляется в него

    7. Чем притягивает Лиза Эраста?

    она очень красивая

    у нее большой земельный надел

    он поэт и нашел в Лизе музу

    ему непривычна ее чистота и искренность

    8. Под каким предлогом Эраст покидает Лизу?

    он женится на другой

    он переезжает в удаленное от Москвы имение

    его призывают воевать

    он разлюбил ее

    9.

    Почему Эраст не женится на Лизе?

    он не может принять, что она – крестьянка

    он разорился

    он полюбил другую

    родители подобрали ему блестящую партию

    10. Где происходит последняя встреча Эраста и Лизы?

    во дворе его дома

    у дома Лизы

    на мосту, где Лиза выбросила в реку ландыши

    на рынке

    11. Что дает Эраст Лизе в день их последнего свидания?

    кольцо

    ладонку

    деньги

    12. На ком женится Эраст?

    на молодой, блистающей в свете аристократке

    на гимназистке

    на другой крестьянке

    на пожилой вдове

    13.

    Где гибнет бедная Лиза?

    в Москве-реке

    на улице после свидания с Эрастом

    в старинном пруду

    в березовой роще

    14. Как складывается судьба Эраста после смерти Лизы?

    он забыл ее, ведет светскую жизнь

    он счастливо наслаждается семейной жизнью

    он страдает и винит себя в смерти Лизы

    он уходит в монастырь замаливать грех

    15. От кого узнал историю Лизы и Эраста рассказчик?

    от матери Лизы

    от девушки, которая видела смерть Лизы

    от селян

    от Эраста

    Вопросы и задания для работы над рассказом Карамзина Н.М. «Бедная Лиза»

    Карамзин Н. М. «Бедная Лиза»

    Часть 1.

    1. Вы прочитали рассказ Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». О чем это произведение? Опишите его содержание в 2-3 предложениях.
    2. С какой точки зрения рассказывается история?
    3. Какими вы увидели главных героев? Как автор относится к ним?
    4. Дайте краткую характеристику героям произведения.
    5. Как развивались их отношения?
    6. Как вы думаете, что является кульминацией рассказа и почему?
    7. Как в рассказе разрешается конфликт?
    8. Повесть Карамзина похожа на произведения классицизма?
    9. Почему рассказ, написанный в 1792 году, имел небывалый успех? Что увидела в нем публика?
    10. В чем смелость, новизна позиции автора?

    Часть 2.

    1. Город, в котором происходят описываемые события?
    2. Главные герои истории.
    3. Какие цветы и по какой цене Лиза продавала весной в Москве?
    4. Какой стакан напитка выпил Эраст из рук матери Лизы?
    5. О чем Эраст договаривается с матерью Лизы, чтобы уберечь девушку от выезда в город?
    6. Прошло несколько недель. Причина покраснения глаз Лизы?
    7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
    8. Что сказал Эраст Лизе, когда пришел к ней после долгого отсутствия?
    9. Прошло два месяца. Лиза поехала в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
    10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
    11. Что Лиза сделала со злополучными 100 рублями, которые Эраст хотел отдать?
    12. Как жилось Эрасту?

    Тест

    I ступень:

    1. По признакам определить идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

    1) Гражданско-воспитательный пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом .
    2) Образ одинокой, частной повседневности преимущественно «средней» личности по своей внутренней сути, в своей повседневности, культ чувства, прикосновения, чувствительности, поиск совершенного образа «жизнь вне цивилизации»

    А) сентиментализм б) классицизм

    2. Каков жанр творчества Карамзина?

    А) рассказ б) рассказ в) роман г) быль

    3. Рядом с каким монастырем находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

    А) Раифский б) Зилантов в) Симонов

    4. Какого цвета глаза карамзинской героини?

    А) синий б) зеленый в) серый г) коричневый

    5. Где произошла первая встреча Лизы и Эраста?

    А) на берегу Москвы-реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

    6. От кого ведется рассказ?

    А) с первого б) со второго в) с третьего

    II разряд:

    7. Какие эпитеты употребляет Карамзин, говоря о своей героине?

    8. Чему учили отец и мать Лизы?

    9. Найдите фразу, в которой содержится главный признак сентиментализма?

    III уровень

    10. Как это способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзажа? (дать развернутый ответ)

    Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

    1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

    А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

    Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

    В) писатель ввел в активное употребление слова, заимствованные из других языков.

    2. Жанр «Бедная Лиза»

    А) очерк

    Б) рассказ;

    Б) история.

    3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит из:

    А) в изображении внутреннего мира и человеческих чувств

    Б) в исследовании личностных качеств человека;

    Б) в воспитании внешней красоты человека.

    4. Задача рассказчика в «Бедной Лизе»:

    А) освещать события без выражения их позиции;

    Б) давать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

    С) исторически достоверно передают особенности жизни жителей Москвы конца VIII века.

    5 Портрет Эраста отражает:

    А) только внешний вид героя;

    В) внешний вид, образ жизни героя, черты его характера.

    6. Карамзин противопоставляет главных героев — Лизу и Эраста:

    А) описание их внешнего вида;

    Б) рассказывают об отношении к работе;

    C) говорят о своих родителях.

    7. «До сих пор, просыпаясь с птицами, веселился ты с ними по утрам, и чистая, радостная душа сияла в глазах твоих, как солнце сияет в каплях небесной росы…» — пишет Карамзин о Лизе:

    А) как о человеке с чистой душой;

    Б) с иронией;

    C) как легкомысленная девушка.

    8. слова признания в любви к Лизе звучали из уст Эраста как:

    А) гром с неба

    Б) потрясающая музыка;

    В) шелест листьев.

    9. Духовно близкий Лизе человек:

    А) мать

    Б) Эраст;

    Б) рассказчик.

    10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

    А) благополучие для него было важнее любви;

    Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

    C) в армии потерял имение и остался без средств.

    11. Картины природы в работе:

    А) предыстория истории;

    Б) показывать смену времен года;

    В) передают настроение Лизы.

    12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

    А) «Однако, Лиза, лучше питаться своими трудами и ничего не брать даром»;

    Б) «А бабы любить умеют»;

    В) «Смерть за отечество не страшна…».

    13. Эпитет «бедный» в названии произведения означает:

    А) нищий;

    Б) обездоленный;

    Б) несчастный.

    14. Новаторство Карамзина проявилось:

    А) в разоблачении социального неравенства героев;

    С) в подробном изображении внутреннего мира героини.

    Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

    1. К какому литературному направлению относится произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    2. К какому литературному жанру относится «Бедная Лиза»?

    1) рассказ
    2) роман
    3) рассказ
    4) стихотворение

    3. Укажите основную тему произведения.

    1) тема любви
    2) тема природы
    3) тема предательства
    4) тема материнства

    4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

    1) в Санкт-Петербурге и пригородах
    2) в Москве и пригородах
    3) в Киеве и пригородах
    4) в Воронеже и пригородах

    5. О ком идет речь?

    1) об отце Лизы
    2) об отце матери Лизы
    3) об Эрасте
    4) об отце Эраста

    6. О ком идет речь?

    1) об отце Лизы
    2) об отце матери Лизы
    3) об Эрасте
    4) об отце Эраста

    7. Как познакомились герои произведения?

    1) во время бала
    2) в березовой роще
    3) герой увидел, как Лиза продавала ландыши
    4) Эраст пришел в дом Лизы за цветами

    8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

    1) безрассудная
    2) безграничная
    3) случайная
    4) героиня не любила Эраста

    9. В чем любовь Эраста к Лизе?

    1) надежный
    2) сильный
    3) незначительный
    4) не выдержавший испытания

    1) Автор любит Лизу, понимает ее и сочувствует ей.
    2) Н. М. Карамзин осуждает героиню за безрассудство в любви.
    3) Автор осуждает уход из жизни Лизы.
    4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

    11. Как Н.М. Карамзин относится к Эрасту?

    1) презирает его
    2) осуждает измену по отношению к Лизе
    3) понимает его, сочувствует ему
    4) отношение автора к герою не прослеживается в произведении

    12. Как складывается история любви Лизы и Эраст конец?

    1) Персонажи поженились.
    2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказалась из-за своего неравного социального положения.
    3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
    4) Эраст предал возлюбленную, которая не выдержала и покончила жизнь самоубийством.

    13. Какова роль природы в произведении?

    1) природа является фоном рассказа
    2) по картинкам природы можно судить о времени года
    3) природа передает настроение Лизы
    4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение было бы неполным

    14. Эпитет «бедный» в названии произведения означает:

    1) несчастный
    2) нищий
    3) нищая
    4) безналичный

    15. «Ибо даже крестьянки умеют любить» — эти слова произносятся:

    1) Эраст
    2) мать Лизы
    3) Лиза
    4) рассказчик

    16. Каких литературных героев можно взять Лизу?

    один) «лишний человек»
    2) «маленький человек»
    3) резонатор
    4) «обиженный и обиженный»

    КЛЮЧ

    10.1

    11.3

    12,4

    13.3

    14.1

    15,4

    16.2

    Проба по рассказу Карамзина «Бедная Лиза»

    1. Карамзин-писатель:

    а) 18 век

    б) XIX век;

    в) 20 век.

    2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

    а) в Москве;

    б) в Санкт-Петербурге;

    в) в Подмосковье.

    3. Вводный пейзаж это:

    а) просто экспозиция;

    б) пейзаж-созвучие, настроение для определенного состояния;

    в) пейзажно-контрастные.

    4. Отец Лизы —

    а) дворянин

    в) военный.

    5. «Ибо и крестьянки умеют любить» — эти слова произносятся:

    а) мать Лизы;

    б) крестьянин, то есть крестьянин;

    в) рассказчик.

    6. Лизе было:

    а) 25 лет;

    б) 15 лет;

    в 17 лет.

    7. Лиза продана:

    а) фиалки;

    б) ромашка;

    в) ландыши.

    8. Эраст:

    а) положительный персонаж;

    б) отрицательный персонаж;

    в) имеет определенные противоречия по своему характеру.

    9. Эраст:

    а) богатый дворянин;

    б) разорившийся дворянин;

    в) богатый купец.

    10. Он:

    а) умный и добрый по натуре;

    б) расчетливый и хитрый;

    в) ветреный и слабый.

    11. Его влекло к Лизе:

    а) бедность;

    б) природная красота;

    в) чистота и опрятность.

    12. Лиза:

    а) сразу поделилась с мамой, что влюблена;

    б) постеснялся ей сказать;

    в) умышленно скрывала, опасаясь, что мать отругает ее.

    13. Эраст:

    а) немедленно предложил Лизе выйти за него замуж;

    б) сказал, что после смерти матери заберет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

    в) ничего не сказал о будущем.

    14. Гроза это:

    а) признак беды;

    б) внутренние противоречия Лиза;

    в) плач природы об утраченной невинности Лизы.

    15. Влюбленные расстались, потому что:

    а) Эраст ушел в поход;

    б) Лизе он надоел;

    в) отец заставил серьезно заняться хозяйством,

    16. Женился на другой, Эраст:

    а) и не вспомнил Лизу;

    б) очень грустил о ней;

    в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

    17. Эраст расплатился с Лизой:

    а) 10 руб.;

    б) тысяча

    в) просто приказала выгнать ее со двора.

    18. Лиза:

    а) грешница в христианском понимании;

    б) красивая душой и телом;

    в) раскаялся перед смертью и потому прощен Богом.

    19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» это:

    а) слова Эраста;

    б) рассказчик

    б) мать.

    20. Где находится «там»:

    а) в Москве;

    б) в раю;

    в) в аду.

    21. «Эраст был несчастен до конца жизни» — это характеризует его как:

    а) безусловно положительного героя;

    в) отрицательный;

    в) положительный.

    Самостоятельная работа по рассказу Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    ВАРИАНТ №1

    1. Проблема семейных отношений. Что лежит в основе семейного благополучия? Почему отец Лизы был «довольно зажиточным крестьянином»? Как бы вы определили «формулу» семейного благополучия? Докажите, что это правда.

    2. Как нарисован образ Лизы в произведении? Каков характер героини? Почему она такая? Какова ваша версия смысла названия?

    3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его действий, особенности поведения.

    ОПЦИЯ #2

    1. Проблема любви в повести. Различна ли любовь, связывающая «отцов»? «дети»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как герои относятся друг к другу? Возможна ли любовь между джентльменом и крестьянкой?

    2. Проблема греха в рассказе. Как решается эта проблема в произведении? Какие отклонения от норм морали показывает автор? В чем автор видит истоки греховности?

    Что нужно помнить, чтобы жить, быть «чистым»? Какова ваша версия названия рассказа?

    3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в рассказе. Раскройте роль рамки: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и последние четыре абзаца рассказа.

    ВАРИАНТ №3

    1. Каким предстает перед нами образ автора в произведении? Как он оценивает поступки, характеры своих героев? Как он воспринимает происходящее, что произошло? Какие идеи он хочет утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить свою идею в жизнь? Как он это делает? Какова ваша версия названия рассказа?

    2. Почему мы можем отнести «Бедную Лизу» к сентиментальному произведению? Докажите это.

    3. Что побудило Лизу покончить жизнь самоубийством? Как вы относитесь к ее поведению? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение об окончании рассказа.

    Письменный мастер-класс по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

    1. Почему рассказ называется «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает автор в эпитет «бедный»?
    2. Какова роль описания природы в начале рассказа? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
    3. Опишите характер Лизы. Что вы нашли особенного в ее поведении, характере?
    4. Опишите характер Эраста. Почему автор выбирает для своего героя иностранное имя?
    5. Почему все свидания Лизы и Эраста проходят на фоне природы?
    6. Почему Лиза, так любящая природу, цветы, солнце, добровольно умирает?
    7. Как сложилась жизнь родственников Лизы: мама, Эраст. Любила ли Лиза Эраст?
    8. Сделайте вывод: почему рассказ Карамзина называют сентиментальным? Как писатель относится к Лизе?
    9. Рассмотрите внимательно картину О. Кипренского «Бедная Лиза». Обратите внимание на мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
    10. Какое настроение создает для вас пейзаж? Какова его роль в рассказе?
    11. Почему описание окрестностей предшествует сюжету рассказа? Что рассказчик противопоставляет этому пейзажу?
    12. Что означает слово «бедный» в названии произведения?
    13. Почему герои не могли быть счастливы, их счастью мешало только социальное неравенство?
    14. Как вы думаете, автор осуждает свою героиню за самоубийство?
    15. Опишите характер рассказчика.
    16. Как вы понимаете смысл слов Карамзина: «Даже крестьянки умеют любить»?
    17. Почему «Бедная Лиза» — сентиментальность?

    Практическая работа по рассказу Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    1. Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

    3. Образ Лизы.

    Вопрос

    Ответить

    1. Расскажите о Лизе. В чем мы видим главного героя в семье происхождения? Чему ее научили родители?

    3. Какие отношения между матерью и дочерью?

    4. В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

    5. Что делала Лиза весь день?

    6. Почему Лизе пришлось работать?

    7. Что вы можете сказать о маме Лизы?

    8. Как вы думаете, как она воспитывала дочь?

    9. С какой целью в рассказ вводится образ матери Лизы?

    3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

    4. Как понимать слова героя: «Природа зовет меня в свои объятия»?

    5. Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?

    6. Какое чувство вспыхнуло к Лизе и к Эрасту, уже успевшим отведать светских забав?

    7. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

    5. Отношения героев.

    Вопрос

    Ответить

    1. Как вы думаете, почему Эраст не хотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

    2. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

    3. Какие мысли были у Эраста? Он хотел причинить ей вред?

    5. Когда и почему резко изменилось отношение Эраста к Лизе?

    Государственное бюджетное учреждение образования

    средняя общеобразовательная школа № 000

    Москва

    Тест по литературе

    рассказ «Бедная Лиза»

    Составитель:

    Москва 2013

    Тест по рассказу «Бедная Лиза».

    1. Какой город описан в рассказе «Бедная Лиза» так:

    «…великолепная картина, особенно когда на нее светит солнце, когда его вечерние лучи полыхают на бесчисленных золотых куполах, на бесчисленных крестах, восходящих к небу!»?

    а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань

    2. Какой монастырь упоминается в рассказе «Бедная Лиза»?

    а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь

    в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанно-Предтеченский монастырь

    3. Какие цветы продала Лиза?

    а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши

    4. Жениха Лизы звали:

    а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум

    5. Возлюбленным Лизы по происхождению был:

    а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик

    6. Сколько лет было Лизе, когда она встретила Эраста?

    а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет

    7. В конце истории Лиза:

    а) рожает ребенка и выходит замуж за своего любовника

    б) убивает свою любовницу

    в) совершает самоубийство

    г) умирает от болезни

    8. Какие образно-выразительные средства она использует при описании чувств Лизы: «щеки ее горели, как заря в ясный летний вечер»?

    а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

    9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.

    3. Кому в рассказе «Бедная Лиза» принадлежат слова: «Когда мы увидимся там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

    Вопросы по работе с текстом

    1. Угадайте или найдите в тексте рассказа Карамзина «Бедная Лиза» аналогии к следующим словам и выражениям.

    Могила, умерла, спрячь грусть, посмотри, солнце разбудило природу.

    2. Восстановить отрывок из рассказа «Бедная Лиза».

    «Вон монах молодой — с… лицом, с… глазами — смотрит в поле через решетку окна, видит… птиц, свободно плавающих в воздушном море, видит — а также … . Он чахнет, чахнет, засыхает — и… звон колокола возвещает мне… его смерть.

    На другой день, вечером, она сидела под окном, вертелась и… пела… песни своим голосом, но вдруг… и кричала: «…! «Под окном стоял молодой незнакомец».

    Творческое задание

    В чем, на ваш взгляд, причина разрыва между персонажами в рассказе? Кратко напишите свой ответ.

    Ответы.

    Тестовые задания с выбором ответа

    1. б) Москва

    2. б) Симонов монастырь

    3. г) ландыши

    4. в) Эраст

    5. в) дворянин

    6. в) 17 лет

    7. в) совершает самоубийство

    8. г) сравнение

    9. а) 5 б) 3 в) 4 г) 2 д) 1

    Тестовые задания с краткими ответами

    1. Крестьянство

    2. Потеря имущества

    Вопросы по работе с текстом

    1. могила — «вместилище праха Лизы»

    умерла — «ушла из жизни»

    скрыть печаль «скрыть печаль своего сердца»

    прицел — «взгляд»

    солнце пробудило природу — «восходящее светило дня пробудило все творение»

    2. «Идет молодой монах — с бледным лицом, с томным взором — глядит в поле через оконные решетки, видит смешного он видит птиц свободно плавающих в воздушном море — и льет из глаз горькие слезы . Он чахнет, чахнет, сохнет — и печальный звон колокола возвещает мне безвременный 907:48 его смерть.

    На другой день, вечером, она сидела под окном, крутилась и тихо пела своим голосом жалобно песни, но вдруг вскочила и закричала: О! «Под окном стоял молодой незнакомец. »

    Использованные материалы.

    1. Демиденко Контрольно-проверочная работа по литературе. 5 — 9 кл.: Метод. разрешение. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.

    2. Репин. 9 классКонтрольная работа. — Саратов: Лицей, 2007. — 80 с.

    3., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

    ГБОУ

    СОШ № 733

    Москва

    Контрольная по литературе

    9 класс

    Н. М. Карамзин Рассказ «Бедная Лиза»

    Составитель:

    учитель русского языка и литературы

    Афиногенова Ольга Николаевна

    Москва 2013

    Тест по рассказу Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

    1. Какой город описан Н. М. Карамзиным в рассказе «Бедная Лиза»: «…великолепная картина, особенно когда на ней сияет солнце, когда его вечерние лучи полыхают на бесчисленных золотых куполах, на бесчисленных крестах, восходящих к небу!»? а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань 2. Какой монастырь упоминается в рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанно-Предтеченский монастырь 3. Какие цветы продала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши 4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум 5. Возлюбленным Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик 6. Сколько лет было Лизе, когда она встретила Эраста? а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет 7. В конце рассказа Лиза: а) рожает ребенка и выходит замуж за любовникаб) убивает любовника) умирает от болезни8. Какие образно-выразительные средства использует Н. М. Карамзин при описании чувств Лизы: «ее щеки горели, как заря в ясный летний вечер»? а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

    9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.

    а) воздействие
    1) «… потом она прыгнула в воду
    б) галстук 2) «обстоятельства изменились: я помолвлен. ..»
    в) разработка действий 3) «на улице ее встретил молодой, хорошо одетый мужчина»
    г) климакс 4) «После этого Эраст и Лиза виделись каждый вечер…»
    д) развязка 5) пригород Москвы
    1. К какому сословию принадлежала Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    2. В чем причина женитьбы Эраста, героя рассказа, на «пожилой богатой вдове, давно влюбленной в него»?

    3. Кому в рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат слова: «Когда мы увидимся там, в новой жизни, Я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

    4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

    Вопросы по работе с текстом

    1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии к следующим словам и выражениям. Могила, умерла, спрячь печаль, посмотри, солнце разбудило природу. 2. Восстановить отрывок из рассказа «Бедная Лиза». «Вон молодой монах — с… лицом, с… глазами — смотрит в поле через решетку окна, видит… птиц, свободно плавающих в воздушном море, видит — и … . Он чахнет, чахнет, засыхает — и… звон колокола возвещает мне… его смерть. На другой день, вечером, она сидела под окном, вертелась и… пела… песни своим голосом, но вдруг… и кричала: «…! «Под окном стоял молодой незнакомец».

    Творческое задание

    С чем, по вашему мнению, связан разрыв между персонажами в рассказе? Кратко напишите свой ответ.

    Ответы.

    Тестовые задания с выбором ответа
      б) Москва б) Симонов монастырь г) ландыши в) Эраст в) дворянин в) 17 лет в) кончает жизнь самоубийством г) сравнение а) 5 б) 3 в) 4 г) 2 д) 1
    Тестовые задания с краткими ответами
      Крестьянство Потеря имения Автору Сентиментализм
    Вопросы по работе с текстом
      могила — «вместилище праха Лизы»
    умерла — «ушла из жизни» скрыть грусть «скрыть печаль своего сердца» прицел — «взгляд» солнце пробудило природу — «восходящее светило дня пробудило все творение» 2. «Есть молодой монах — с бледными лицо, с томным взглядом — смотрит в поле через решетку окна, видит смешного видит птиц свободно плавающих в воздушном море — и льет из глаз горькие слезы . Он чахнет, чахнет, сохнет — и печальный звон колокола возвещает мне безвременную его кончину. На следующий день вечером она сидела под окном, крутилась и тихо пела своим голосом жалобно песен, но вдруг вскочил и закричал: Ой! «Под окном стоял молодой незнакомец.»

    Использованные материалы.

      Демиденко Е. Л. Новые контрольно-проверочные работы по литературе. 5 — 9 кл.: Метод. разрешение. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с. Репин А. В. Литература. 9 класс Контрольная работа. — Саратов: Лицей, 2007. — 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

    «Бедная Лиза» и другие рассказы Учебное пособие: анализ

    Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.

    Эти заметки были предоставлены членами сообщества GradeSaver. Мы благодарны за их вклад и призываем вас внести свой собственный вклад.

    Автор Джулия Вольф

    Рассказ «Бедная Лиза» был опубликован в 1792 году в Московский журнал , который издавал Карамзин. Именно «Бедная Лиза» сделала автора популярным.

    Карамзин — писатель-новатор. Его по праву считают основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, ведь общество жаждало чего-то подобного. Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, основанное на рациональности, утомляло читателей учения. Сентиментализм (от слова «смысл») отражал мир чувств, сердечную жизнь. Было много подражаний «Бедной Лизе», своего рода массовой литературе, которая пользовалась спросом у читателей.

    «Бедная Лиза» — первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже придумал новое слово — чуткость. Чувства Лизы ясны и понятны: она живет своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста сложнее, он сам их не понимает. Сначала он хочет влюбиться просто и естественно, как он читал в романах, затем обнаруживает физическое влечение, разрушающее платоническую любовь.

    Социальные проблемы повести заключаются в сословном неравенстве влюбленных, которое ведет не к счастливому концу, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин ставит проблему ценности человека вне зависимости от класса. Нравственная сторона раскрывает ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «непреднамеренное зло», которое может привести к трагедии.

    Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии персонажей, для сюжета важны внешние события, приводящие героиню к гибели. Сюжет повести прост и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблен в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за классового неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты целое состояние. Единственный способ улучшить положение — жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он влюбился в другую. Она не может жить с этой мыслью и топит в том самом пруду, возле которого встретила любимого. Эраст осознает свою вину и страдает до конца жизни.

    Основные события истории происходят около трех месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале рассказа рассказчик сообщает, что описываемые события на озере произошли 30 лет назад. В конце рассказа рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста. В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос рассказчика. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

    Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, близкого к разговорному языку образованного дворянина.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *