cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Астафьев план фотография на которой меня нет – Как написать план рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»?

План рассказа Фотография на которой меня нет Астафьева

  1. В деревню приехал фотограф.
  2. Кого поставят в первый ряд на фото?
  3. Отчаянное катание мальчишек с гор
  4. Болезнь ног.
  5. Бабушка лечит внука
  6. Санька решает тоже не идти в школу.
  7. Наступление весны
  8. Учитель приносит фотографию
  9. Деревенские учителя и отношение к ним жителей
  10. Уже повзрослевший рассказчик рассматривает фотографию

Пересказ

Деревенские женщины далекой сибирской деревни пребывают в радостном волнении и ожидании. В деревню приехал фотограф и завтра будет фотографировать учеников сельской школы на одну большую фотокарточку. Мамы и бабушки стараются получше приодеть детей, т.к. живут многие очень бедно. Фотографу отводят хорошую избу, всячески стараются угодить и уважить, чтобы он хорощо снимал ребят.

Сами школьники рассуждают о том, кто где будет стоять, когда их будут выстраивать для фотографирования. Дети думают, что в первые ряды поставят отличников, тех, кто хорошо учится. Повествователь и его друг понимают, что им не на что надеяться. Они будут на самом заднем плане, где и лиц-то не разглядишь. В отчаянии, желая доказать всем, что они люди совсем уж распропащие, они идут кататься с крутых снежных склонов, все изваливаются в снегу.

На следующее утро и даже еще ночью у мальчика-повествователя начинают сильно болеть ноги, он постанывает, встать с постели не может. Он сирота, его воспитывают бабушка и дед. Бабушка понимает, что происходит с ребенком, потому что приступ этой болезни случается с ним не впервые. Она будит ночью деда и требует растопить баню, чтобы отогревать ноги, растирает их лечебными снадобьями, ругая мальчика за неосмотрительное поведение. Мальчик молчит и подчиняется. Когда все бабушкино лечение окончено и ему становится чуть легче, в темноте избы он видит, как бабушка у иконы просит у Пресвятой Богородицы выздоровления для ребенка.

Мальчик, конечно, расстроен, что не сможет утром пойти в школу и фотографироваться вместе со всеми. За ним заходит друг Санька, повествователь порывается встать с постели, но ноги не слушаются, и он бессильно падает. Бабушка, утешая его, говорит, что, когда он поправится, она отвезет его в город в фотоателье, и там его сфотографируют. Санька решает тоже не идти в школу за компанию с рассказчиком.

Повествователь болеет. Ему скучно в доме. Он смотрит через окно на улицу и наблюдает, как оформлено пространство между рамами на окнах в соседских домах. Бабушка, на его взгляд, делает это лучше всех. Солнце светит ярче, дело идет к весне. Мальчик вспоминает, как весной бабушка выставляет из темного погреба горшки с комнатными цветами. Потом он каждый день с нетерпением ждет, когда же распустится яркий красивый цветок. Бабушка тоже радуется его появлению, словно это свидетельствует уже об окончательном наступлении весны.

Однажды во время болезни мальчика к ним в дом приходит учитель и приносит фотографию класса, на которую ребенок так и не попал. Бабушка принимает учителя очень почтительно и всё удивляется, какой он культурный и интеллигентный человек, как  умеет хорошо вести разговор, никогда не возьмет лишнего куска за столом. Мальчик вспоминает о своих учителях в сельской школе. Они муж и жена, приехали к ним из города. Позже у них появляется ребенок. Деревенские жители часто тайком помогают им: то нарубят дров, то принесут молока или творога. Учителей очень уважают. Повествователь вспоминает, как учитель уже весной, в конце учебного года, отправился с ними в поход, сколько интересного он рассказал им о лесе, как пытался защитить детей, увидев гадюку.

Теперь уже не мальчик, а взрослый человек смотрит на ту самую старую фотографию. Он думает о том, как сложились судьбы его одноклассников, кто из них погиб на войне. Он вспоминает себя прежнего, того ребенка, каким он был тогда.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Фотография на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Куинджи После дождя

    Архип Иванович Куинджи — великий русский живописец, мастер пейзажа, ищущий всегда что-то новое, не признающий никаких традиций. Куинджи всем сердцем любил природу и всегда отождествлял ее с живым существом

  • Сочинение Идея, суть и смысл романа Лермонтова Герой нашего времени

    Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.

  • План рассказа Как я ловил человечков Житкова 4 класс

    Будучи в гостях у своей бабушки, автор увидел на полке интересную вещь: модель пароходика. На просьбу поиграть вещицей бабушка дала резко отрицательный ответ, взяв с мальчика честное слово

  • Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова

    Основные темы творчества Ф.П.Абрамова – проблема деревни и человек-труженик. Поднимаются они и в рассказе «О чем плачут лошади». Это лирическое повествование, основная мысль которого заключена в простой формуле

  • План рассказа Тёма и жучка (Гарин-Михайловский)

    Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел,

sochinimka.ru

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

                             Тема памяти

                 в рассказе Виктора Петровича Астафьева

                   «Фотография, на которой меня нет»

       

                Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Имя урока: «Прошлое – родина души человека»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-мастерская

 

Цели урока:

1. Учащиеся должны  знать, как  анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить  представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать  устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.  

3. Учащиеся развивают  навыки самоорганизации,  взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

 

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

                                            Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии –  добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

                                             Как много желтых снимков на Руси

                                             В такой простой и бережной оправе!

                                             И вдруг открылся мне и поразил

                                             Сиротский смысл семейных фотографий:

                                             Огнем, враждой

                                             Земля полным-полна,

                                             И близких всех душа не позабудет…

                                                                               (Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

               Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

 Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

 Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

 Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли  любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды  запечатлены на этих фотографиях?
  •  Почему они так вам дороги?

 

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

  Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?
  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?
  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?
  • Прошлое – родина души человека.                      (Г. Гейне)
  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.                             (М. Лермонтов)

                                                                     

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.                                  

                                                                                     (Цицерон)

 

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение « родина души»?
  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

          (о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

 Расскажите о главном герое, используя  цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

     Материал для наблюдения:

     1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

        падение

очищение через страдание

        восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни?  О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя?   (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Слово учителя. 

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

 Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

 Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
  2. Как ее характеризует:

                а) речь;

                б) любовь к цветам;

                в) украшение зимних окон;

                г) приход учителя в дом.

 3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

         

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

  • Какие предложения вы записали?

Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

Задание 3 группе.

Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя,  цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Какими  вспоминаются первые учителя?

2.  Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

        а) забота о школе;

        б) отношение к детям и деревенским жителям;

        в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Слово учителя.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

  • А легко ли было учителям в то время?

Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

  • Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

Слово учителя.

Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

Задание 4 группе.

Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

Почему и его не оказалось на фотографии?

  1. Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Запишите и продолжите предложение:  «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

 7.  Чтение  заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

Где они сейчас? Кто они?

Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

8. Итоговая беседа: 5 мин.

 

  • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

Слово учителя.

Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».

Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?  Может ли жизнь без нее быть полноценной?

  • А что эта память дает нам?

Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

9. Разрыв: 2 мин.

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»                   

10. Рефлексия: 1 мин.

И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

Сегодня на уроке я открыл…

                                  почувствовал…

                                  узнал…

                                  понял…

                                  задумался…

                                  испытал…

  Закончите предложение.

11. Оценочная деятельность: 1 мин.

12. Домашнее задание: 1 мин.

  1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
  2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

Приложения.

                                 Карточка                                              

                       Мастерская письма.

Имя урока:

Ключевые слова (эпиграф):

Продолжите предложение:

Герой:

  1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

Бабушка:

  1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

Учитель:

  1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

Школа:

  1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

                              Карточка №2

Закончите предложение:

«Сегодня на уроке я открыл…

                                   почувствовал…

                                   узнал…

                                   понял…

                                   задумался…

                                   испытал…

                       Карточка-задание №1.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

  1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

                      Карточка-задание №2.

      Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и  

      выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7
  2. Как ее характеризует:

                     а) речь;

                     б) любовь к цветам;

                     в)  украшение зимних окон;

                     г) приход учителя в дом?  

     3. Почему писатель говорит о своей вине?

                             Карточка-задание №3.

      Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

       цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Какими вспоминаются первые учителя?
  2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

                  а) забота о школе;

                  б) отношение к детям и деревенским жителям;

                  в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

                        Карточка-задание №4.

 

     Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?
  3. Перечитайте описание школьной фотографии.

     Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

     Какие чувства она вызывает?

nsportal.ru

Подготовка к классному сочинению по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Тема урока: «Подготовка к классному сочинению по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока:  Разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательны

  1. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

  2. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие: 

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;

  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;

  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;

  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии»,  карточки для групповой работы, раздаточный материал: кластеры, синквейны.

Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

Что должно отражать сочинение:

1.Знание текста. (Вводить в сочинение эпизоды, цитаты).

2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).

3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).

4. ……умение наблюдать и анализировать стиль произведения, доказывать и делать вывод, логически мыслить, отражать внимательное чтение, запоминание.  
5. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте главные смысловые вехи, интерпретировать отдельные факты, детали.
 

План сочинения

I. Вступление

  1. Астафьев – выдающийся советский и русский писатель.

(очень коротко: детство, война, литературная деятельность: детство/2-3 предложения/, война /одно предложение/, о чём писал/2-3 предложения/.

  1. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

(автобиографичный, рисует картины жизни, уклад довоенной сибирской деревни 30 годов XX века, рассказывает о людях этой деревни).

II. Главная часть сочинения

  1. Как этот рассказ соединяет вас с жизнью ваших недалёких предков?

(………………………………………………………. Ваше начало)

  • Условия жизни учителей (использовать цитаты, один – два эпизода)

  • Особенности жизнь школы (стр. 201- 202) . В школе нет ни парт, ни скамеек, ни тетрадей, ни учебников, ни карандашей

  • Доброе расположение людей друг к другу.

  • Рассказ наводит на глубокие размышления о нашем времени

  1. Внутренняя красота людей села Овсянка (на фоне какой жизни)

  • Бабушка – самый дорогой человек (какой её запомнил мальчик/болезнь (ворчливая, но добрая, заботливая – включить сжатый пересказ из текста, как ведёт себя бабушка во время болезни внука), окна (любит чистоту, порядок,)/ цветы/; зачем автор вводит огромное количество диалектных и просторечных слов /ему дорого всё, что касается его бабушки/. (привести из текста примеры бабушкиных слов, фраз)

  • Учитель. Что особенного было в лице учителя (стр.198), что учитель делал для ребят (стр. 201-202), что особенно тронуло бабушку в учителе (стр. 203).

  • Друг Санька. Не пошёл сниматься на фотографию, потому что чувствовал себя виноватым, что его товарищ болен)

  • Люди села (их забота о фотографе, учителе, в чём она выражалась).

3 Становление личности самого героя рассказа.

III. Чтобы мне хотелось перенести из того времени в наше?

Нам сегодня не хватает душевной красоты.

( «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»).

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают о семье»

Домашнее задание: написать мини-сочинение по рассказу В.П.Астафьева

infourok.ru

В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

На этом уроке пойдёт речь о Викторе Петровиче Астафьеве (рис. 1) и его рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Рис. 1. Виктор Петрович Астафьев (Источник)

Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали его рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». На этом уроке вы познакомитесь с его рассказом «Фотография, на которой меня нет».

Это глава большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон».

«Последний поклон» – воспоминая писателя о близких ему людях, о детстве, о родной Сибири (рис. 2). Вот как он пишет об этом:

«У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, не помнящие родства. Более того, мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Рис. 2. Природа Сибири (Источник)

Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев (рис. 3) пишет:

«В основном добил страницы детства, которые начал ещё в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

Рис. 3. В. П. Астафьев (Источник)

Начинал Виктор Петрович Астафьев как детский писатель. И об этом периоде литературной деятельности писал так:

«Для детей я всегда пишу со светлой радостью  и постараюсь всю свою жизнь не лишать себя этой радости».

А писатель Евгений Носов (рис. 4), близкий друг Астафьева, сказал о нём:

«Есть в нём что-то такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв и не старец-кудесник, но есть у него к людям особое слово – и в книгах его, и изустно».

Рис. 4. Е.И. Носов (Источник)

Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» – это простой мальчик из таёжной деревни Виктор Потылицын и его бабушка. Казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих конкретных людей скрывается судьба целого поколения.

Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон», писали Астафьеву: «Вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

Главная тема «Последнего поклона» – это взросление молодого человека, становление личности мальчика. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», казалось бы, повествует о простом случае, произошедшем с деревенским мальчишкой, но выходит на главную тему – тему памяти, человеческой и исторической.

Повествование в рассказе ведётся от лица героя. Начинается рассказ с сообщения о том, что из города приехал фотограф:

«Не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать».

Нужно сказать, что приезд в деревенскую школу фотографа в описываемое время – большое событие. Фотограф – важная персона, ему стараются угодить, расположить его удобно: так, чтобы он и снимал правильно, и чтобы снимок всем понравился.

«И фотографировать он будет не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы».

 

Всем селом принимается решение, куда поселить фотографа:

«Такую персону, как фотограф, не подходяще учителям оставлять у себя».

У учителей нет условий, которые могли бы удовлетворить фотографа, и поэтому все стараются и находят для этого человека грамотного, делового, всеми уважаемого – Илью Ивановича Чехова:

«Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то дед, не то его отец. Он сам давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве».

Фотографу, конечно, в доме Чехова будет удобней всего. Деревенский люд решил, что это самое подходящее место. Туда и определяют фотографа. Настолько все были удовлетворены своей находкой, что появляется троекратный повтор:

«Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».

Все переживали, чтобы было удобно жить фотографу, чтобы получилась, состоялась эта фотография:

«Всем хотелось угодить, чтобы оценил он заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал».

Жизнь ребят в деревне во многом может рассказать о взаимоотношениях людей того времени. Это довоенные годы – годы перед Великой Отечественной войной 1941–1945 гг. Главный герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Вот как об этом пишет автор:

«Решение вопроса о распорядках выходило не в нашу с Санькой пользу: прилежные ученики сядут впереди, средние – в середине, плохие – назад – так было решено. Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Санькой не удивляли ни прилежанием, ни поведением. Нам и на середину было рассчитывать трудно. Быть нам сзади, где и не разберёшь, кто заснят? Ты или не ты? Полезли мы в драку, чтобы боем доказать, что мы – люди не пропащие… Но ребята прогнали нас из своей компании, даже драться с нами не связались. Тогда пошли мы с Санькой на увал и стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался. Ухарски гикая, ругаясь, мчались мы не просто так, в погибель мчались, поразбивали о каменья головки санок, коленки посносили, вывалялись, начерпали полные катанки снегу».

Это стало причиной той самой болезни, из-за которой на фотографии не оказалось главного героя рассказа:

«Ночью наступила расплата за отчаянный разгул: у меня заболели ноги. Они всегда ныли от «рематизни», как называла бабушка болезнь, якобы доставшуюся мне по наследству от покойной мамы. Но стоило мне застудить ноги, начерпать в катанки снегу – тотчас нудь в ногах переходила в невыносимую боль».

 

Дальше читатель встречает людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. В первую очередь это его бабушка, которая сопровождает всё его детство, которая взяла внука на воспитание после смерти матери.

 

– Так я и знала! Так я и знала! – проснулась и заворчала бабушка. – Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не студися!» – повысила она голос. – Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! Загибат, худа немочь! Мольчи лучше! Мольчи!».

В этом отрывке автор очень ярко высвечивает речь бабушки, которая полна диалектов, говоров, свойственных для этой сибирской деревни. Это и разговорная речь, и народные выражения, характерные для жителей деревни. Через поведение героев читатель представляет не просто конкретную жизненную ситуацию, но и определённые социальный срез, определённый уровень жизни и определённую эпоху.

 

«Бабушка зазвенела посудою, флакончиками, баночками, скляночками – ищет подходящее лекарство. Припугнутый ее голосом и отвлеченный ожиданиями, я впал в усталую дрему.

– Где ты тутока?

– Зде-е-е-ся. – по возможности жалобно откликнулся я и перестал шевелиться.

– Зде-е-еся! – передразнила бабушка и, нашарив меня в темноте, перво-наперво дала затрещину. Потом долго натирала мои ноги нашатырным спиртом. Спирт она втирала основательно, досуха, и все шумела: – Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала? И одной рукой натирала, а другой мне поддавала да поддавала: – Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на леде, а не на пече сидел…

Я уж ни гугу, не огрызался, не перечил бабушке – лечит она меня».

Хотя бабушка и ругает мальчика, читатель видит, что и она его очень любит, и герой по-доброму относится к бабушке (рис. 5).

Рис. 5. Бабушка и внук, рассказ «Фотография, на которой меня нет» (Источник)

Следующая фраза говорит об ироничном отношении:

«Выдохлась, умолкла докторша, заткнула граненый длинный флакон, прислонила его к печной трубе, укутала мои ноги старой пуховой шалью, будто теплой опарой облепила, да еще сверху полушубок накинула и вытерла слезы с моего лица шипучей от спирта ладонью».

Несмотря на то что бабушка злится, что ребёнок заболел, она готова ему помочь и готова его вылечить. Она будит старика (деда), посылает его растопить баню. К утру баня готова, ребёнка парят берёзовыми вениками, укутывают, натирают.

 

Но стоит вспомнить, что не один Витька катался с горы, а с ним был ещё его друг Санька. И вот такова ребячья дружба, что Санька готов поддержать друга и тоже не идти фотографироваться:

«Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.

– Ладно! – решительно сказал Санька. – Ладно! – еще решительней повторил он. – Раз так, я тоже не пойду! Все! – И под одобрительным взглядом бабушки Катерины Петровны проследовал в середнюю».

Помимо бабушки, её тепла, внимания к ребёнку, мы можем говорить о других людях в деревне. Очень интересным является повествование автора о том, каковы деревенские дома, деревенские окна. В частности, он рассказывает о всех хозяйках, которые по-своему украшали и утепляли деревенское окно. И вновь, уже с другой стороны, высвечивается грань личности бабушки:

«Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе.

Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками – и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько березовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.

Бабушка объяснила причуду эту так:

– Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

Бабушка иной раз подсмеивалась надо мною, выдумывала разные штуковины, но много лет спустя, у писателя Александра Яшина, прочел о том же: рябина от угара – первое средство».

Мы видим, как автор внимательно и тонко описывает народные приметы, мудрость, накопленную годами. Но вместе с тем, нужно отметить две точки зрения: с одной стороны, это понимание ситуации маленьким ребёнком – Витей, а с другой стороны, появляется взгляд уже взрослого человека – писателя, прожившего жизнь. Не зря автор вводит фигуру писателя Александра Яшина.

Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Вот как герой рассказывает о сельском учителе в момент, когда учитель приносит фотографию ещё болеющему мальчику:

«– Какой это там лешак ломится?.. Милости просим! Милости просим! – совсем другим, церковным голоском запела бабушка. Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить».

Мы видим, какое уважительное отношение появляется у бабушки к учителю. Даже одежде неприлично висеть в кути, нужно её унести её в более подобающее место.

Уважительно к учителю относится не только бабу

interneturok.ru

Методическая разработка по литературе (8 класс) на тему: Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»  

Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цели урока: Вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества  В.П. Астафьева;
  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие: 

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии»,  карточки для групповой работы, раздаточный материал: кластеры, синквейны.

Дальних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора,     отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

  1.  Стадия вызова:

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель,  когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся?  Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

1. Ответы по группам.

 — Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)

2. Узнай произведение и героев Астафьева   (Коллективная работа)

-Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении  идет речь, назвать героя и главное событие:

 1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет».       («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

       2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».       («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод   набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

—  Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?   (Действие происходит  в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить  урок жизни).

Именно воспоминаниям  детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…» 

    Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.

3.  Кластеры

— Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память». (Работа в группах).

— Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад.  А фотография – это память, личная память.

  1. Стадия осмысления содержания.

1. Работа в группах, выполнение групповых заданий

Задание 1 группе.

Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

      2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

      3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

      4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”

Задание 2 группе.

Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

      2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

      3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.

Задание 3 группе.

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

      2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

      3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…”

Задание 4 группе.

Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.

      1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

      2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…”

2. Выступление групп.

3. Анализ последней части рассказа.

Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)

Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии,  связаны с трагедией жизни.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.  

— Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.

IV. Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат листочки.

 Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова.  Прилагательные, описывающие признаки  выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или  действия.
  4. Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение  к предмету.
  5. Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

                  (учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)

2.  Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…. и т. д.

V. Домашнее задание:

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают о семье»

nsportal.ru

«И близких всех душа не позабудет…» В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тема урока:

“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”).

Цели:

  • углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
  • формирование навыков анализа текста;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • воспитание гражданской позиции через литературное произведение.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • элементы анализа текста.

Слайды 1-2.

Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация, музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
И близких всех душа не позабудет…

Николай Рубцов

Слайд 3.

2. Актуализация знаний.

О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.

С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).

О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.

Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

“Последний поклон” — это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий”.

Слайды 4-5.

Учитель.

Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.

Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

Чем живет русская деревня в эти годы?

Слайд 6.

Учитель.

Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).

Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.

Слайд 7.

Учитель.

В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

Слайд 8.

Учитель. (Запишем в тетради).

Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;

— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;

Слайды 9-10.

— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;

Слайд11.

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

Учитель.

Хорошая бабушка у Витьки?

Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

Кто был инициатором этого события? (Учителя).

Слайд12.

Учитель.

Расскажите об учителях Виктора.

Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.

Слайд 13.

Учитель.

Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).

С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.

Учитель.

Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

Слайд14.

Учитель.

Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).

Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Слайд15.

Учитель.

Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).

Слайд 16.

Учитель.

Почему не смеётся?

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.

Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

Подведение итогов.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”

Портрет В. Астафьева.

Слайды 17-18.

3. Подведение итогов урока.

4. Дом задание:

а) принести фотографию из семейного альбома;

б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.

Литература

Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.

11.04.2011

urok.1sept.ru

Урок литературы В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)

Тема урока:«И близких всех душа не позабудет…» (По рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 8 класс («Прошлое- родина души человека»)

Цели урока

  • Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

  • Образовательная цель: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.

  • Развивающая цель: создать условия для самостоятельной , творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.

  • Воспитательная цель: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Методические приемы:

  • рассказ учителя;

  • выразительное чтение;

  • беседа по вопросам;

  • элементы анализа текста.

Оборудование:

  • портрет В. П. Астафьева;

  • компьютер;

  • мультимедиа презентация;

  • музыка;

  • толковый словарь.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слайды 1-3

Эпиграф:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…»

Николай Рубцов

2.Актуализация знаний.

Учитель: Древние римляне говорили: «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними». Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам художественная литература. В романе Гарсиа Маркео «Стот лет одиночества» нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том,что мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», что слово «память» должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

-Я хочу, чтобы на уроке мы вернулись с вами в прошлое.

-Итак, разговор на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишите тему урока, слова Г. Гейне «Прошлое-родина души человека».

-Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? Запишите их.

-Прочитайте определение слова «память» в толковом словаре.

-Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.

Высказывания писателей, философов, мыслителей о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).

  • Память — единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль).

  • Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)

  • Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяно)

  • Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)

  • Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)

  • Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)

  • Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)

  • Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Ю. Лермонтов)

  • Память – странное сито: на нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)

  • Слабая память прибавляет нам сил. Бертольд Брехт)

  • Время – движущееся подобие вечности. (Платон)

-Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию своей семьи. Время нельзя остановить. Но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. Оформить фотогазету.(5 мин)

3.Слово учителя.

-Итак. Мы попытались с вами остановиться: пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение. Помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.

-Не потому ли так дорога старая фотография автору повести «Последний поклон» Виктору Петровичу Астафьеву?

-О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. П. Астафьева и его книге «Последний поклон», которая достойна занять свое место на «золотой полке» отечественной литературы.)

-С какими рассказами и главами из книги писателя вы уже знакомы? («Конь с розовой гривой», «Васюткино озеро»)

-О чем же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).

4.Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа.

-В повести В. П. Астафьева «Последний поклон» рассказывается о том. Как мальчик познает мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.

«Последний поклон» — это разговор о детстве и о тех людях. Которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий.

Слайды 4-5

-Одной из глав «Последнего поклона» является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицина.

-Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).

-Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).

-Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы. История складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография — часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).

-В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

-Чем живет русская деревня в эти годы?

Слайд 6.

-Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили.)

-Почему деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (1) всем хотелось угодить; 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей)

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна была объединить всех)

-Почему полезли в драку? Почему «пропащие»?

-Чтение отрывка от слов «Весь длинный зимний вечер…» до «Тогда пошли мы…»

-Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька — друг) Ответ на стр. 225

Слайд 7

-В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «бабушка»? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.

-А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Такой ли Астафьев изобразил героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей)

-Чтение отрывков 1) от «Я так и знала…» до «Посинели, будто на лёде…»; 2) от «Бабушка уже не колотила…»

-Что особенного в речи бабушки? (Диалекты , народные обороты, приметы, присловья)

Слайд 8

-Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? Все очень дорого, это воспоминания детства. Дает возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины)

-Какие еще воспоминания Виктора связаны с бабушкой? (Лечение, натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане; окна в доме от «Деревенское окно…» до «Бабушкины окна…»)

Слайд 9-10

(цветы в доме от «После того, как загорались…»до конца абзаца)

Слайд 11

-Отношение бабушки к людям, к учителю. (Приняла шапку, пальто, поставила самовар, все. Что было в доме – на стол)

-Хорошая бабушка у Витьки?

-Вспомним, а с какой целью приезжает фотограф в деревню? (Сфотографировать учеников школы)

-Кто был инициатором этого события? (Учителя)

Слайд 12

-Расскажите об учителях Виктора.

-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение)

-Чтение от «Уважение к нашему учителю…» до «…в гулянке народ…»

-«Я принес тебе фотографию»,-сказал учитель.

Слайд 13

-Одна из важных черт в характере учителя — уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.

-Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза»)

-С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (раскрыть лучшие качества учителя).

-Жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молодцы, ребенок, нет условий, но они не сдаются)

-Чтение от «Прошли годы…» до конца абзаца.

-Бабушка Катерина Петровна, учителя: Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицина. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?

-Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.

Слайд 14

-Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примерами из текста. (Отзывчивый, любознательный)

-Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? (Цель автора: показать формирование характера героя. Все лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.)

Слайд 15

-Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее )

-Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого, события, людей, родные места)

Слайд 16

-Почему не смеется?

-Чтение «Смотрю, иногда улыбаюсь…»

-Зачитаем последний абзац «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

-Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения)

-А наш герой научился быть внимательным и уважительным?

5.Подведение итогов.

-О чем рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? (О том, как быть добрым; О человеческой памяти; о способности хранить благодарность нашему прошлому, простым русским людям; о Великой Отечественной войне , о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо; о любви к родной земле)

-Каков герой Астафьева? (Благородный, помнит добро, ценит любовь и заботу. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии.

Слайд 17-18

6.Домашнее задание.

Написать сочинение «По страницам семейного альбома».

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *