cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Задачи по биологии генетика 9 класс – Сборник задач «Генетика» ( 9 класс)

Сборник задач «Генетика» ( 9 класс)

(пособие для учеников 9 — 11 класса)

2016

Автор:

– Лагутина Галина Борисовна

учитель биологии первой категории

МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

СОДЕРЖАНИЕ

стр. 3

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

стр. 5

Задачи по теме «Неполное доминирование»

стр. 6

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

стр. 8

Задачи по теме «Наследование групп крови»

стр. 13

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

стр. 15

Комбинированные задачи

стр. 18

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

стр. 21

Задачи по теме «Сцепленное наследование (кроссинговер)»

стр. 22

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

разных лет

стр. 26

Список использованной литературы

стр. 29

Краткий словарь генетических терминов

  1. Альтернативные признакиконтрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,

среди них встречаются и противоположные признаки :

высокий рост – низкий рост).

  1. Аллели (аллельные гены)гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

  2. Аутосомыхромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

  3. Взаимодействие геноввзаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

  4. Генетиканаука о наследственности и изменчивости.

  5. Генотипсумма генов, полученная организмом от родителей.

  6. Гетерозигота («гетеро»=»разный»)организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

  1. Гибридное поколениепоколение, полученное от родителей с разными признаками.

  2. Гибрид один организм из гибридного поколения.

  3. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

  4. Доминантный признакпреобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

  5. Доминированиепростейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.

  6. Изменчивостьобщее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

  7. Кодоминирование форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

  8. Комплементарностьформа взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

  9. Локусместо положения гена в хромосоме.

  10. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.

  11. Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.

  12. Наследственность общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

  13. Неполное доминированиеслучай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.

  14. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

  15. Рецессивный признакподавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…

  1. Фенотипсумма внешних и внутренних признаков организма.

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

Задача 4.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

* Задача 6.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ — желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Задача 8. .

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

Задачи по теме «Неполное доминирование»

Задача 9.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Задача 10

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания

этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Задача 11.

У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а уз­кие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скре­щиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему реше­ния задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

Задача 12

Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка(В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды

и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

Задача13

Скрещивали растения земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В), все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридовF1 в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании(F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?

Задача14

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните, причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

Задача 15.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники — кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость — доминантные признаки?

Задача 16.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Задача 17.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост — над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

* Задача 20.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Задача 21.

Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость – рецессивный признак. Признаки не сцеплены.

Задача 22.

У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?

Задача 23

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 24

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Задача 25

У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 26

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке ро­дился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Задача27

У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

Задача 28

При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте

Задача 29.

Гетерозиготную курицу с гребнем и голыми ногами скрестилис дигомозиготным петухом, имеющим гребень (А) и оперённые ноги (В) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты

гибриды F1 с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

Задача 30

Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тёмная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков расположены в разных парах хромосом.

Задача31

Фенилкетонурия(ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ(b), и альбинизм(а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец– альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ.

Задачи по теме «Наследование групп крови»

Наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JAJB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа

Генотип

I (0)

j0j0

II (A)

JAJA, JAJ0

III (B)

JBJB, JBJ0

IV (AB)

JAJB

 

Задача 32

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

 Решение

  1. Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

  2. Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

  3. Ответ

У родителей II и III группы крови.

 Задача 33

У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

 Задача 34

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

 Задача 35

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

 Задача 36.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Задача 37

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Задача 38.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?

* Задача 39

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Задача 40

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(A), III(В), IV(AB). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, при¬чем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IА и IВ. Роди¬тели имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определит

infourok.ru

Решение генетических задач — Биология

Урок 93

14.05.

9 класс Биология

Тема:Решение задач .

1. Цели:

Образовательные: закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.

Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности.

Воспитательные: способствовать в ходе урока нравственному воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: дидактические карточки с генетическими задачами.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Решение задач.

3.3. Самостоятельная работа.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Решить задачи.

4.3. Выполнить проверочную работы.

5. Анализ преподавателем выполнения работы.

Отработка терминов и понятий

Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства

Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки

Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства

Чистые линии – генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов

Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку

Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака

Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий)

Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена

Гетерозигота — организм, содержащий два разных аллельных гена

Доминантный признак – преобладающий, подавляющий

Рецессивный признак — подавляемый

Первый закон Менделя (правило единообразия первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготных организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным

Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3ч доминантных и 1ч рецессивных)

Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары.

Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки.

Генотип – совокупность генов организма

Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (аа)

Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга

Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено

Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме

Символы:

P – родительское поколение

F1 — первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ — женская особь

♂ — мужская особь

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа — гетерозигота

Самостоятельное решение задач

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1

Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?

Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?

Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?

Проверочная работа

Вариант 1

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей ?
д) Сколько разных фенотипов может быть у детей?

Вариант 2.

У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей.

а) Сколько разных генотипов у детей?
б) Сколько детей имеют карие глаза?
в) Сколько детей гомозиготны?
г) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка?

Вариант 1: 1/ 2/ 50/ 2/ 2.

Вариант 2: 2/ 4/ 4/ 2/ 1.

Задачи для самостоятельного решения

Символы:

P – родительское поколение

F1 — первое поколение потомков

F2 – второе поколение потомков

A – ген, отвечающий за доминантный признак

а – ген, отвечающий за рецессивный признак

♀ — женская особь

♂ — мужская особь

АА – гомозигота по доминантному гену

аа – гомозигота по рецессивному гену

Аа — гетерозигота

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача №2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1

Решение: Гетерозиготные кареглазые родители Аа

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1

Задача № 3. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

Задача №5. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №6. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №7. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задача №8. Мать и отец имеют II группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье?

Задача № 9. Может ли быть у детей I группа крови, если у обоих родителей IV?

Задача № 10. У женщины с I группой крови родился ребёнок с I группой крови. Будет ли удовлетворён иск к Л. М., у которого IV группа крови?

multiurok.ru

Материал по биологии (9 класс) на тему: Задачи по генетике 9 класс

Задача. У томатов красная окраска плодов R доминирует над жёлтой г, а высо-корослость Н — над карликовостью h. Какого потомства следует ожидать в результате самоопыления дигетерозиготного красноплодного высокорослого растения?

Задача.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов — доминантный признак; жёлтый — рецессивный; нормальный рост — доминантный; карликовость — рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.

Задача 2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой — над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: 1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2. Когда он по ним  гетерозиготен.

Задача. У гороха посевного красная окраска венчика доминирует над белой, а высокий рост – над карликовым. Каков генотип и фенотип потомства, полученного от самоопыления дигетерозигот?

Задача.

У гороха жёлтая окраска семян А доминирует над зелёной а, а гладкая форма В над морщинистой Ь.

Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВЬ; б) АаВЬ; в) АаВВ; г) ааВВ; д) ААВЬ; е) Aabb.

Задача. У томатов красная окраска плодов R доминирует над жёлтой г, а высо-корослость Н — над карликовостью h. Какого потомства следует ожидать в результате самоопыления дигетерозиготного красноплодного высокорослого растения?

Задача.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов — доминантный признак; жёлтый — рецессивный; нормальный рост — доминантный; карликовость — рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны; гены обоих признаков находятся в разных хромосомах.

Задача 2

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой — над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: 1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам. 2. Когда он по ним  гетерозиготен.

Задача. У гороха посевного красная окраска венчика доминирует над белой, а высокий рост – над карликовым. Каков генотип и фенотип потомства, полученного от самоопыления дигетерозигот?

Задача. При скрещивании серой и чёрной мыши получено 30 потомков, из них 14 были чёрными. Известно, что серая окраска доминирует над чёрной. Каков генотип мышей родительского поколения?

Задача. Голубоглазый мужчина, оба родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец  у которой имел карие глаза, а мать – голубые. От этого брака родился голубоглазый сын. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

Каковы цитологические основы дигибридного скрещивания?

Какое расщепление по генотипу и фенотипу возникает, если гибриды второго поколения дигибридного скрещивания (см. рис. 35) будут размножаться самоопылением?

Какие возникнут расщепления по генотипу и фенотипу, если каждый из девяти генотипов второго поколения дигибридного скрещивания будет скрещен с aаbb?

 

Вспомните, сколько генотипов возникнет в F2 при моногибридном, дигибридном скрещиваниях. Сколько генотипов будет в F2 при тригибридном скрещивании? Попробуйте вывести общую формулу числа генотипов в F2 для полигибридного скрещивания.

Задача.  У томатов округлая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) — над желтой (Ь). Растение с округлыми красными плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве 25% растений дают округлые красные плоды, 25% — грушевидные красные плоды, 25% —

округлые желтые плоды, 25% — грушевидные желтые плоды (отношение 1:1:1:1). Каковы генотипы родителей и потомков?

Задача. В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать — кареглазая темноволосая; бабушка по материнской линии — голубоглазая темноволосая; дедушка — кареглазый светловолосый; бабушка и дедушка по отцовской линии — кареглазые темноволосые. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка. Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос — над светлым.

Задача 2

Наличие веснушек на лице и карие глаза — доминантные признаки, отсутствие веснушек и голубые глаза — рецессивные. Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка с веснушками от брака гетерозиготной кареглазой женщины, не имеющей веснушек, и голубоглазого мужчины с веснушками, один из родителей которого веснушки имел, а другой нет?

Контроль знаний

Письменная проверочная работа. Вариант 1

1. Сформулировать второй закон Менделя.

2. Составить схему «Формы изменчивости».

3. Решить задачу. С

У крупного рогатого скота черная окраска шерсти доминирует над белой, а комолость (безрогость) над рогатостью. Какова вероятность рождения черного рогатого телёнка от скрещивания гетерозиготной черной рогатой коровы с белым гетерозиготным комолым быком?

Вариант 2

1. Сформулировать закон Моргана.

2. На каких положениях базируются цитологические основы законов Менделя?

3. Решить задачу.

Можно ли получить от скрещивания томатов с шаровидными плодами и растений с грушевидными плодами потомков с грушевидными плодами (А — шаровидная форма плодов; а — грушевидная форма плодов)?

Вариант 3

1. Сформулировать первый закон Менделя.

2. Составить схему «Классификация мутаций».

3. Решить задачу.

У морских свинок длинная шерсть доминирует над короткой, а чёрная окраска над белой. Гетерозиготная длинношёрстная белая самка скрещена с дигетерозиготным длинношерстным чёрным «самцом. Определить фенотип потомства.

Вариант 4

1. Сформулировать третий закон Менделя.

2. Каковы основные положения хромосомной теории наследственности?

3. Решите задачу.

Светловолосая женщина, родители которой имели светлые волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого светлые волосы, а у отца чёрные. Единственный ребёнок в этой семье светловолосый. Какова была вероятность появления в семье ребёнка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?

nsportal.ru

Задачи по генетике (9 класс)

1. Задачи по «Моногибридному скрещиванию»

А). У собак висячее ухо доминирует над стоячим. От скрещивания гетерозиготных собак с висячим ухом с гомозиготными собаками, имеющими висячее ухо, получено 245 щенков. 1) сколько типов гамет может образоваться у гомозиготной собаки. 2) сколько различных генотипов и сколько фенотипов может быть в первом поколении?

Решение:

Ответ: у гомозиготной собаки может образоваться ________ тип(ов) гамет. В первом поколении будет ________ различных генотипа(ов) и _________ фенотипа(ов).

Б). У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. 1). Сколько типов гамет образуется у женщины? 2). Сколько типов гамет образуется у мужчины? 3). Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (%)? 4). Сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары (назовите их)?

Решение:

Ответ: у женщины образуется ________ тип(ов) гамет; у мужчины образуется ________ тип(ов) гамет; вероятность рождения детей с длинными ресницами ________ %; среди детей данной супружеской пары может быть ________ различных генотипа(ов) (_________) и ________ фенотипа(ов) (_________).

В). Ген, вызывающий сахарный диабет, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребёнок с сахарным диабетом. 1) Сколько типов гамет может образоваться у отца? 2) Сколько типов гамет может образоваться у матери? 3) Какова вероятность (в %) рождения здорового ребёнка в данной семье? 4) Сколько разных генотипов может быть среди детей этой супружеской пары? 5) Какова вероятность (в %), что второй ребёнок в этой семье тоже будет страдать сахарным диабетом?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

2. Задачи по «Неполному доминированию и анализирующему скрещиванию»

А). У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люд, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии? 4) Какова вероятность (в %) рождения ребёнка, устойчивого к малярии? 5) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

Б). От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 — с розовыми и 1000 — с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________,

4) ____________________________________________________________________,

5) ____________________________________________________________________.

3. Задачи по «Дигибридному скрещиванию»

А). У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз — над голубым. В брак вступают кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (в %) того, что у этой пары родиться ребёнок-левша?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

Б). Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой.1) Какая часть щенковF2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

В). Чёрная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть — над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (чёрные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). 1) Какова вероятность (в %) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (в %) получения в F2 котенка, фенотипический похожего на персидского? 3) Какова вероятность (в %) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________,

3) ____________________________________________________________________.

4. Задачи по «Сцепленному с полом наследованию»

А). У человека ген, вызывающий гемофилией, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность (в %) того, что у их следующего сына проявятся оба аномальных признака? 2) Какова вероятность (в %) рождения в этой семье здоровых дочерей?

Решение:

Ответ: 1) _____________________________________________________________,

2) ____________________________________________________________________.

infourok.ru

Задачи по генетике 9 класс

Задачи по генетике для лабораторной работы «Решение задач по генетике» в 9 классе

Задача №1. Чёрная окраска шерсти крупного рогатого скота доминирует над красной. Быка чёрного цвета скрестили с коровой красного цвета. Определить все возможные варианты получения потомства.

Задача №2. В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребенок

Задача №3 Красная окраска венчика у цветков гороха доминирует над белой. Гетерозиготное растение гороха с цветками красного цвета скрестили с гомозиготным с цветками такого же цвета. Определите, каким будет потомство по генотипу и фенотипу.

Задача №4 Составьте родословную мальчика, мама которого вышла вновь замуж, причем у него 2 брата, один из которых родился вместе с ним в прежнем браке, а другой в новом браке. У отчима 2 брата и 1 сестра. У мамы есть 1 сестра. Бабушка мальчика (мама его мамы) воспитывала детей одна, мужа у неё не было. Папа мальчика вновь женился и в новой семье у него 1 родная дочь и 1 приемный сын.

_____________________________________________________________________________

Задача №5. У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым, а способность лучше владеть левой рукой рецессивная по отношению к праворукости (В). У мужчины-правши с голубыми глазами и кареглазой женщины-левши родился голубоглазый ребенок-левша. Найти генотипы родителей и потомства.

Задача №6 Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак; желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный; карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны.

  1. У человека карие глаза и веснушки на лице – доминантные признаки, а голубые глаза и отсутствие веснушек – рецессивные. Женщина, имеющая синие глаза и веснушки на лице вышла замуж за мужчину с карими глазами, без веснушек. У них родился голубоглазый сын без веснушек на носу. С какой вероятностью может родиться кареглазый ребенок без веснушек?

2) У попугаев сцепленный с полом ген А определяет зеленую окраску оперения, а рецессивный ген – коричневую. Зеленого гомозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Полученное потомство скрестили между собой. Определите:

  1. Какова вероятность появления в потомстве птенцов с зеленым оперением?

  2. Какова вероятность появления самцов с зеленым оперением?

  3. Какова вероятность появления самок с зеленым оперением?

3) У матери II группа крови и положительный резус-фактор (дигетерозигота), у отца – IV группа крови и отрицательный резус-фактор. Определите вероятность рождения детей с различными группами крови и резус-фактором, а также укажите генотипы детей, для которых родители могут быть донорами.

4) Перепончатопалость передается через Y-хромосому. Опре­делить возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

5) 3.У Володи и его родного брата Коли глаза серые, а у их сестры Наташи – голубые. Мама у этих детей голубоглазая, ее же родители имели серые глаза. Как наследуется голубая и серая окраска глаз? Какой цвет глаз у папы Володи, Коли и Наташи? Каковы генотипы всех членов семьи?

1)Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак. Мужчина, больной гемофилией женился на женщине, не имеющей этого заболевания. У них рождаются нормальные дочери и сыновья, которые все вступают в брак с лицами, не страдающими гемофилией. Обнаружится ли у внуков вновь гемофилия и какова вероятность появления больных в семье дочери и в семье сына?

2)У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской(длинношерстной). Короткошерстная кошка, скрещенная с ангорским котом, принесла 6 короткошерстных и 2 ангорских котят. Какое предположение можно сделать о генотипах скрещенных кошек?

3)Кровь большинства людей содержит антиген Rh, который наследуется как доминантный признак (резус – положительные люди). В крови других людей нет антигена Rh (резус – отрицательный фенотип). Резус – отрицательность наследуется как рецессивный признак. Какие дети могут появиться от брака двух резус – отрицательных родителей? Какая группа крови по резус-фактору может быть у ребенка, если его мать резус – положительная женщина, а отец – резус – отрицательный?

4) Иногда встречаются люди с курчавыми и пушистыми волосами, которые называются «шерстистыми». Такие волосы растут быстро, но секутся и никогда не бывают длинными. Признак этот доминантен. До сих пор не зарегистрировано ни одного случая брака двух людей с таким признаком, поэтому фенотип доминантной гомозиготы не известен. Какие волосы унаследуют дети, у которых отец имеет «шерстистые», а мать нормальные волосы?

5)У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой женщины четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей в этой семье?

infourok.ru

Методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс) на тему: Задачи по генетике. Биология 9 класс.

Слайд 1

Моногибридное скрещивание: Упражнения и задачи Упражнение №1. Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) АА; б) Аа; в) аа. Упражнение №2. У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений , полученных в результате следующих скрещиваний: а) Аа х Аа; б) АА хАа ; в) аа и АА; г) Аа и аа.

Слайд 2

Решение и ответы: Упражнение №1. а) Один тип гамет с геном А; б) Два типа гамет: с геном А и с геном а; в) Один тип гамет с геном а. Упражнение №2. а) черносемянные и белосемянные растения в соотношении 3:1, б) все растения с черными семенами, в) все растения с черными семенами, г) черносемянные и белосемянные растения в соотношении 1:1.

Слайд 3

Задачи на моногибридное скрещивание: 3 . У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. При скрещивании черносемянного растения с белосемянным получены только растения с черными семенами. Какую окраску семян будет иметь потомство от скрещивания двух таких черносемянных особей F1 между собой? 4 . При скрещивании двух черносемянных растений получены растения с черными семенами. Можно ли определить генотипы родителей?

Слайд 4

Решение и ответы: 3 . такой результат возможен только в скрещивании Аа х аа Аа. При скрещивании двух гетерозиготных гибридных растений Аа между собой получатся растения с черными и белыми семенами в соотношении 3:1. 4 . Генотип определить нельзя. Безразлично, будут ли оба растения гомозиготными (АА х АА), или одно из них будет гетерозиготно (Аа х АА), в потомстве таких скрещиваний получатся черносемянные растения.

Слайд 5

Задачи на моногибридное скрещивание: У дрозофилы (плодовой мушки) серый цвет тела В доминирует над чёрным в. 5. При скрещивании двух серых мух всё потомство имело серую окраску тела. Можно ли определить генотипы родителей? 6. При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску тела. Определить генотип серой мухи.

Слайд 6

Решение и ответы: 5. Генотип определить нельзя. Безразлично, будут ли обе мухи гомозиготными (ВВ х ВВ) или одна из них будет гетерозиготной ( Вв х ВВ) – в потомстве все равно получатся серые мухи. 6. Результаты скрещивания показывают, что серая муха имела генотип ВВ. Если бы у нее был генотип Вв , то половина мух имела бы серую, а половина – черную окраску тела.

Слайд 7

Задачи на дигибридное скрещивание: 1. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) ААВВ; б) АаВВ ; в) ааВВ ; г) ААВв ; д ) ААвв ; е) АаВв , ж) Аавв ; з ) аавв . 2. У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, а гладкая форма семян В над морщинистой в. Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а) ааВв , б) АаВв , в) АаВВ , г) ааВВ , д ) ААВв , е) ААвв .

Слайд 8

Ответы: 1. А) Один тип гамет: АВ; Б) два типа гамет: АВ и аВ ; В) один тип гамет: аВ ; Г) два типа гамет: АВ иАв ; Д) один тип гамет: Ав ; Е) четыре типа гамет: АВ, Ав , аВ , ав , Ж)два типа гамет: Ав и ав , З) один тип гамет: ав . 2. а) зеленые гладкие, б) желтые гладкие, в) желтые гладкие, г) зеленые гладкие, д ) желтые гладкие, е) желтые морщинистые.

Слайд 9

Контрольные задачи: 1. У гороха желтая окраска семян А доминирует над зеленой а, а гладкая форма семян В над морщинистой в. Определить окраску и форму семян следующих генотипов: а), АаВв б) ааВв , в) ААвв , г) ААВв , д ) ааВВ , е) АаВВ . 2. Какие типы гамет образуют растения следующих генотипов: а) аавв , б) ААВв , в) ААВВ, г) АаВв . 3. У морских свинок всклокоченная шерсть В доминирует над гладкой в, а черная окраска С над белой с. Определить фенотипы животных, имеющих следующие генотипы: а) Ввсс , б) ВВсс , в) ВвСС , г) ввСс , д ) ВвСс , е) ввсс .

Слайд 10

Контрольные задачи: 4)У ячменя раннеспелость Р доминирует над позднеспелостью р.При скрещивании двух сортов получены гибриды , у которых раннеспелых форм в 3 раза больше, чем позднеспелых. Определить генотип и фенотип родительских сортов. 5)При скрещивании красноглазых самок дрозофилы с красноглазым самцом (ген красного цвета доминантен) получено 3 части красноглазых и 1 часть белоглазых особей. Определить генотипы родителей и потомства.

Слайд 11

Контрольные задачи: 6 . У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи. 7. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет. 8. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью . Комолый бык Борька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?

Слайд 12

Решения и ответы: 1.а) желтая гладкая, б) зеленая гладкая, в)желтая морщинистая, г) желтая гладкая, д )зеленая гладкая, е)желтая гладкая. 2. а) один тип гамет: ав , б) два типа гамет: АВ и Ав , в)один тип гамет АВ, г) четыре типа гамет: АВ, Ав , аВ , ав . 3. а) всклокоченная белая, б) всклокоченн . белая, в) всклокоченн . черная, г) гладк . черн ., д )всклокоченная черная, е)гладкая белая. 4. РрхРр —1РР: 2 Рр :1 рр . 5. Родители: АахАа .Генотипы потомства: АА,Аа,Аа,аа .

Слайд 13

Ответы: 6. Генотип женщины – аа , мужчины – Аа , ребенка – аа . 7. Генотип матери – Аа , отца – аа , ребенка с седой прядью – Аа , ребенка без седой пряди – аа . 8. Генотип быка – Аа , рогатых коров – аа , комолой коровы – Аа , генотип первого теленка – аа , второго – Аа , третьего – аа .

nsportal.ru

Сборник задач по генетике 9-11 классы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кореневского района Курской области.

(пособие для учеников 9 — 11 класса)

2016

Автор:

– Лагутина Галина Борисовна

учитель биологии первой категории

МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»

СОДЕРЖАНИЕ

стр. 3

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

стр. 5

Задачи по теме «Неполное доминирование»

стр. 6

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

стр. 8

Задачи по теме «Наследование групп крови»

стр. 13

Задачи по теме «Наследование, сцепленное с полом»

стр. 15

Комбинированные задачи

стр. 18

Задачи по теме «Анализирующее скрещивание»

стр. 21

Задачи по теме «Сцепленное наследование (кроссинговер)»

стр. 22

Задачи из демонстрационных материалов ЕГЭ

разных лет

стр. 26

Список использованной литературы

стр. 29

Краткий словарь генетических терминов

  1. Альтернативные признакиконтрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза,

среди них встречаются и противоположные признаки :

высокий рост – низкий рост).

  1. Аллели (аллельные гены)гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

  2. Аутосомыхромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

  3. Взаимодействие геноввзаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

  4. Генетиканаука о наследственности и изменчивости.

  5. Генотипсумма генов, полученная организмом от родителей.

  6. Гетерозигота («гетеро»=»разный»)организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

  1. Гибридное поколениепоколение, полученное от родителей с разными признаками.

  2. Гибрид один организм из гибридного поколения.

  3. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

  4. Доминантный признакпреобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

  5. Доминированиепростейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.

  6. Изменчивостьобщее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

  7. Кодоминирование форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллеля (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

  8. Комплементарностьформа взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

  9. Локусместо положения гена в хромосоме.

  10. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.

  11. Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.

  12. Наследственность общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

  13. Неполное доминированиеслучай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.

  14. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

  15. Рецессивный признакподавляемый признак (признак, который подавляется доминантным): а, в, с,…

  1. Фенотипсумма внешних и внутренних признаков организма.

Задачи по теме «Моногибридное скрещивание»

Задача 1.

У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?

Задача 3.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

* Задача 6.

У томатов нормальная высота растения доминирует над карликовым ростом. Каковы генотипы родителей, если 50% потомства оказалось нормального роста и 50% низкого?

* Задача 7.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ — желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Задача 8. .

Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова

вероятность рождения детей с этой аномалией

Задачи по теме «Неполное доминирование»

Задача 9.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Задача 10

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания

этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Задача 11.

У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а уз­кие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скре­щиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему реше­ния задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

Задача 12

Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка(В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды

и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

Задача13

Скрещивали растения земляники усатые белоплодные с растениями безусыми красноплодными (В), все гибриды получились усатые розовоплодные. При анализирующем скрещивании гибридовF1 в потомстве произошло фенотипическое расщепление. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, гибридов первого поколения, а также генотипы и фенотипы потомства при анализирующем скрещивании(F2). Определите характер наследования признака окраски плода. Какие законы наследственности проявляются в данных случаях?

Задача14

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните, причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

Задачи по теме «Ди- и поли- гибридное скрещивание»

Задача 15.

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники — кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость — доминантные признаки?

Задача 16.

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

Задача 17.

У томатов красный цвет плодов доминирует над жёлтым,

нормальный рост — над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

* Задача 20.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Задача 21.

Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой женщине правше. У них родились два мальчика: кареглазый левша и голубоглазый левша. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства и вероятность рождения в этой семье голубоглазого правши, если голубоглазость – рецессивный признак. Признаки не сцеплены.

Задача 22.

У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?

Задача 23

В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 24

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Задача 25

У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над чёрной, а рогатость (В) – над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Задача 26

У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке ро­дился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Задача27

У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

Задача 28

При скрещивании дигетерозиготного растения томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве наблюдалось расщепление: растения с желтыми плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, опушенным стеблем. Во втором скрещивании растений томата с красными плодами, опушенным стеблем и растения с жёлтыми плодами, опушенным стеблем в потомстве получились растения с красными плодами, опушенным стеблем и растения с красными плодами, гладким стеблем. Гены, отвечающие за формирование указанных признаков, не сцеплены. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях, соотношение потомства по фенотипу во втором скрещивании. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях? Ответ обоснуйте

Задача 29.

Гетерозиготную курицу с гребнем и голыми ногами скрестилис дигомозиготным петухом, имеющим гребень (А) и оперённые ноги (В) (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если для второго скрещивания были взяты

гибриды F1 с разными генотипами. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется?

Задача 30

Используя рисунок, определите, какие признаки плодов томата (тёмная или светлая окраска, грушевидная или шаровидная форма) доминируют; каковы генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов F1 и F2. Составьте схему решения задачи. Гены обоих признаков расположены в разных парах хромосом.

Задача31

Фенилкетонурия(ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ(b), и альбинизм(а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец– альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов, больных ФКУ.

Задачи по теме «Наследование групп крови»

Наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JAJB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови приведены в таблице 1.

Таблица 1. Наследование групп крови системы АB0

Группа

Генотип

I (0)

j0j0

II (A)

JAJA, JAJ0

III (B)

JBJB, JBJ0

IV (AB)

JAJB

 

Задача 32

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

 Решение

  1. Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

  2. Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *