cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Век медный бронзовый железный химия 9 класс конспект – Век каменный, бронзовый, железный. Химия. 9 класс. Разработка урока

Век каменный, бронзовый, железный. Химия. 9 класс. Разработка урока

Цель: обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

 Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют

каменным веком.

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком.

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил

бронзовый век.

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

-Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

— презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2.  Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы. (Медведь – медь)
  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo, которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8.  Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

Д/з: §4 читать. Приготовить презентацию о применении металлов в современном мире.

rosuchebnik.ru

Конспект урока химии в 9 классе. Тема «Век медный, бронзовый, железный»


Конспект урока химии в 9 классе.

Тема «Век медный, бронзовый, железный».

Цель урока: расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации.

Оборудование: коллекции образцов металлов, фотографии произведений искусств из металлов и их сплавов.

ХОД УРОКА


  1. Новый материал.

Вопрос классу.

Как вы думаете, много ли металлов было известно человеку с древних времён?

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро

Дал нам Космос на добро В учебнике химии с.22, табл. 3

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера их отец.

А ещё ты должен знать:

Всем им ртуть родная мать.

Вопрос классу

Какие из указанных металлов встречаются в самородном виде? ( золото, медь, серебро)

Остальные металлы вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Вы знаете, что в истории человеческой цивилизации существуют века в зависимости от материалов, которые использовал человек. Назовите их.

Презентация. Слайды №1,2

Медный век

Слайды №3 – 6.

Бронзовый век

Слайд №7

Большими преимуществами бронзы в сравнении с медью и другими известными металлами является более низкая температура плавления (700 — 900°С) и в особенности её высокие литейные качества и значительно большая прочность. Медные руды встречаются довольно часто, а оловянные – значительно реже, поэтому бронза получила распространение там, где имелись оба эти металла, например, в Хорасане ( Иран), Малой Азии и Северо – Западной Аравии, а в Европе – в Испании. Англии, Чехии. В других местах, где своего олова не было, его старались заменить сурьмой, мышьяком, свинцом, цинком.

Уникальные памятники из бронзы Колосс Родосский Слайд №8.

Доклад «Колосс Родосский»

В России памятниками, изготовленными из бронзы являются «Царь — колокол», «Царь — пушка», «Медный всадник» Слайды № 9,10,11.

Бронзу использовали в производстве пушек многие века и только после Крымской войны (1853 – 1856 гг) благодаря работам П.М. Обухова, открывшего способ изготовления литой стали, бронзу перестали использовать в производстве пушек.

^

Слайды №12,13, 14, 15

Наступило время, когда одного метеоритного железа оказалось не достаточно для удовлетворения человеческих потребностей. Огромное значение имело открытие способа получения железа из железных руд. Эти открытия основывались на наблюдении за процессами горения. В тех случаях, когда вместе с топливом случайно нагревались куски железной руды, железо при соприкосновении с древесным углём восстанавливалось. Постепенно человек перешёл к сознательному воспроизведению процесса выплавки железа.

Слайды №16,17,18,19,20.

Золото и серебро

Человек очень давно познакомился с золотом и серебром и охотно использовал их для изготовления различных изделий, в том числе , и ювелирных.

Слайды № 21,22.


  1. Подведение итогов урока.

  • Что я узнал нового?

  • Что меня удивило?

  • Что показалось трудным?

  • Как я буду преодолевать трудности?

Домашнее задание: §4, с. 21 – 26, №6

fs.nashaucheba.ru

Век медный, бронзовый, железный для химии

Медный век

Эпохой медного века условно называют период развития человечества с 4 по 3 тысячелетие до н.э. Впервые человечество узнало о существовании меди благодаря самородкам. Люди принимали самородки меди за другие камни, однако, по сравнению с обычными камнями, при ударе от самородков не откалывались куски, происходила лишь их деформация. Так люди впервые научились способу холодной ковки – с помощью удара придавали самородку меди форму нужного изделия.

Первые изделия из меди были обнаружены при раскопках в Анатолии – это были украшения, полученные путем плавки меди из руды. Аналогичные изделия были найдены в Египте и на Балканском полуострове, постепенно распространяясь по всей территории Ближнего Востока. Различные орудия и приспособления из меди в этот период вытеснили изготовленные из камня.

Найденные в Южной Америке изделия датируются более поздним отрезком времени, нежели изделия, обнаруженные на материке Евразия – II – I тысячелетие до н.э. Однако, не смотря на поздний расцвет медного века в Южной Америке, некоторые народы, населявшие этот материк, достигли определенного мастерства в металлургии меди. Так, культуры мочика, гиуанако и уари выплавляли мышьяковую и оловяную бронзу, т.е. достаточно быстро перешли к так называемой стадии развития бронзового века.

Бронзовый век

Эпохой бронзового века считают период с 3500 по 1200 года до н.э. Выделяют три этапа развития бронзового века – ранний (3500 – 3300 года до н.э.), средний (2600 – 1900 года до н.э.) и поздний. Нельзя однозначно высказаться о месте и дате открытия и начала использования способа получения бронзы.

В период раннего бронзового века были открыты и введены в эксплуатацию месторождения меди на Южном Кавказе, в Анатолии, на территории Балкано-Карпатского региона и Эгейских островов, в Южных Альпах на Британских островах и т.д.

Первые изделия из бронзы с примесями олова были обнаружены в Ираке и Иране, изделия из бронзы с примесями мышьяка производили в Анатолии и по обе стороны Кавказа.

Начало бронзового века раскололо человечество, населявшее Евразию того времени, на 2 «лагеря», так Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировалось общество со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность и различные государства, а севернее — в Евразийской степи — сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век ознаменован расширением металлургического производства бронзы на другие континенты, а поздний бронзовый век — конкуренцией мощных государств разных регионов и их вассалов.

В эпоху бронзового века первостепенное значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы. Такие сооружения (например, Колосс Родосский) возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

Железный век

Эпохой железного века называют период развития человечества с 1200 года до н.э. по 340 год н.э., причем к железному веку относят только те первобытные культуры, которые существовали вне владений древних государств.

О существовании железа было известно еще в медном веке – в основном это было железо метеоритного происхождения, однако его было очень мало, поэтому в тот период развития человечества оно не находило применения.

Самые ранние находки предметов, сделанных из метеоритного железа, известны в Иране (VI—IV тысячелетие до н. э.), Ираке (V тысячелетие до н. э.) и Египте (IV тысячелетие до н. э.).

По предположениям историков, получение железа из руды не было целенаправленным процессом – это произошло случайно, поскольку изначально, рудное железо использовали только в качестве флюса при получении бронзы.

Первый процесс получения чистого железа из руды – сыродутный (варка железа) был открыт и начал использоваться в северных районах Анатолии.

Первоначально, железо считалось очень дорогим материалом и использовалось только для изготовления ритуальных принадлежностей. Увеличение объемов выплавки железа дало толчок для развития земледельческой техники (железный лемех , совершенствование оросительных сооружений, водоподъёмное колесо ), кузнечного и оружейного дел, создания транспорта (кораблей, колесниц), рудничного дела, обработки камней и дерева. В результате начало интенсивно развиваться мореплавание, строительство зданий и создание дорог, а также улучшалась военная техника. Развивалась и торговля, а в середине I тысячелетия до н. э. в ходу появились металлические монеты.

Примеры

ru.solverbook.com

Конспект урока химии в 9 классе. Тема «Век медный, бронзовый, железный»

Конспект урока химии в 9 классе.

Тема «Век медный, бронзовый, железный».
Цель урока: расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации.

Оборудование: коллекции образцов металлов, фотографии произведений искусств из металлов и их сплавов.

ХОД УРОКА


  1. Новый материал.

Вопрос классу.

Как вы думаете, много ли металлов было известно человеку с древних времён?
Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро

Дал нам Космос на добро В учебнике химии с.22, табл. 3

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера их отец.

А ещё ты должен знать:

Всем им ртуть родная мать.
Вопрос классу

Какие из указанных металлов встречаются в самородном виде? ( золото, медь, серебро)
Остальные металлы вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.
Вы знаете, что в истории человеческой цивилизации существуют века в зависимости от материалов, которые использовал человек. Назовите их.

Презентация. Слайды №1,2
Медный век

Слайды №3 – 6.
Бронзовый век

Слайд №7
Большими преимуществами бронзы в сравнении с медью и другими известными металлами является более низкая температура плавления (700 — 900°С) и в особенности её высокие литейные качества и значительно большая прочность. Медные руды встречаются довольно часто, а оловянные – значительно реже, поэтому бронза получила распространение там, где имелись оба эти металла, например, в Хорасане ( Иран), Малой Азии и Северо – Западной Аравии, а в Европе – в Испании. Англии, Чехии. В других местах, где своего олова не было, его старались заменить сурьмой, мышьяком, свинцом, цинком.

Уникальные памятники из бронзы Колосс Родосский Слайд №8.
Доклад «Колосс Родосский»
В России памятниками, изготовленными из бронзы являются «Царь — колокол», «Царь — пушка», «Медный всадник» Слайды № 9,10,11.

Бронзу использовали в производстве пушек многие века и только после Крымской войны (1853 – 1856 гг) благодаря работам П.М. Обухова, открывшего способ изготовления литой стали, бронзу перестали использовать в производстве пушек.
Железный век
Слайды №12,13, 14, 15
Наступило время, когда одного метеоритного железа оказалось не достаточно для удовлетворения человеческих потребностей. Огромное значение имело открытие способа получения железа из железных руд. Эти открытия основывались на наблюдении за процессами горения. В тех случаях, когда вместе с топливом случайно нагревались куски железной руды, железо при соприкосновении с древесным углём восстанавливалось. Постепенно человек перешёл к сознательному воспроизведению процесса выплавки железа.
Слайды №16,17,18,19,20.
Золото и серебро
Человек очень давно познакомился с золотом и серебром и охотно использовал их для изготовления различных изделий, в том числе , и ювелирных.
Слайды № 21,22.


  1. Подведение итогов урока.

  • Что я узнал нового?

  • Что меня удивило?

  • Что показалось трудным?

  • Как я буду преодолевать трудности?

Домашнее задание: §4, с. 21 – 26, №6

5-bal.ru

Презентация к уроку химии «Век медный, бронзовый, железный», 9 класс

МЕТАЛЛЫ

Век медный,

бронзовый,

железный

Химические элементы Н. А. Морозов

Семь металлов создал свет

По числу семи планет

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой! Сера их отец!

И спеши, мой сын, узнать:

Всем им ртуть родная мать.

В древности были известны только 7 металлов, как и 7 планет. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы .

Олово –

Юпитер

Серебро –

Луна

Золото — Солнце

Ртуть –

Меркурий

Медь — Венера

Свинец — Сатурн

Железо — Марс

Доисторические металлы (применялись человеком ещё до изобретения письменности)

  • олово
  • свинец
  • золото
  • медь
  • ртуть
  • серебро
  • железо

ЧАСЫ ИСТОРИИ

Каменный век

медный век

( 3 -4 тысячелетия до н.э.)

бронзовый век

( конец 4- начало 1 тысячелетия до н.э.)

железный век

( 1 тысячелетие до н.э. )

КАМЕННЫЙ ВЕК

  • Первым шагом человека в освоении окружающего мира стало использование камня.
  • Найденные археологами в Восточной Африке орудия труда – каменные.
  • Это рубило, скребки, ножи, наконечники копий.

Самые известные памятники Древнего мира — египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 лет до н.э. для фараона Хеопса.

  • Ее высота – около 150 метров (высота 50-этажного дома).
  • На ее сооружение пошло 2 300 000 каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны.
  • Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.
  • Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из золота, серебра, олова, меди.

В египетских гробницах, сооруженных за1500 лед до н. э., найдена ртуть, а самые древние предметы из железа имеют возраст, исчисляемый 3500 лет.

МЕДНЫЙ ВЕК

«Прежде служили оружием могучие руки, когти, зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя.

После того была найдена медь, вместе с нею железо. Все-таки в употребленье вошла раньше медь, чем железо.

Так –как была она мягче, притом изобильней гораздо. А золото было в презренье.»

Лукреций Кар

Самородная медь

  • Самый крупный из когда – то найденных самородок меди с берегов (США).
  • Этот гигант весит 420 кг и хранится в музее Санкт – Петербург. горного института.

Медь «старше» железа на 1,5 – 2 тысячи лет.

В начале медного века из меди делали лишь мелкие орудия, украшения , предметы домашней утвари, поскольку этот металл слишком мягок в чистом виде. Именно с открытием меди и других металлов и стала зарождаться профессия кузнеца.

  • Из золота серебра и меди чеканили монеты – человечество издавна отвело этим металлам роль мерила стоимости товара, мировых денег.

Римские монеты

Китайская монета

Золотая монета

Монеты Золотой Орды

Древнерусские монеты

Изделия из меди

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

  • При выплавке меди человек однажды использовал не чистую медную руду, а содержащую одновременно и медь, и олово.
  • В результате была получена бронза – сплав меди с оловом, который гораздо твёрже своих компонентов. Наступил бронзовый век.
  • Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря, который славился своими бронзовыми изделиями

Изделия из бронзы

  • В Египте уже в IV тысячелетии до н. э. умели примитивным способом получать бронзу. Из неё изготовлялись оружие и различные декоративные изделия. У египтян, ассирийцев, финикийцев, этрусков литьё из бронзы достигло значительного развития.
  • В VII в. до н.э., когда были разработаны способы отливки статуй из бронзы, наступает расцвет художественного применения бронзы.

Изделия из бронзы

Колосс Родосский чудо света

Гигантская бронзовая статуя

(32м) возвышалась над входом

во внутреннюю гавань

древнего порта Родоса.

Даже самые крупные суда

Свободно проходили под ней.

Конная статуя

Марка Аврелия

Спящий Сатир

Царь — пушка

  • Царь – пушка отлита из бронзы русским литейщиком Андреем Чоховым в 1586г.
  • Её масса – 40т, длина 5,34м, калибр -890мм.

Она предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Ядра позже были отлиты из стали в декоративных целях.

Царь — колокол

  • Был отлит из бронзы Иваном Фёдоровичем и Михаилом Ивановичем Моториными в 1733 – 1735гг, он весит свыше 200т.
  • Высота с ушками 6.14м, диаметр – 6.6м.
  • В 1737г во время пожара от колокола отвалился кусок массой 11,5т.

Медный всадник

Скульптор – Этьен- Фальконе

«Гром-камень»

Первоначальный вес монолита – около 2000 тонн. Окончательно камень весил 1600 тонн, высота его – 11 м.

Вес «Медного всадника» – 8 тонн, высота – более 5 метров.

Памятник изображает победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван символизировать природу, варварство.

Метеоритное железо

История железа насчитывает 4 – 4.5 тыс. лет. Первое железо, попавшее в руки человека, очевидно, было небесного происхождения, т.е. метеоритное. Об этом говорит наличие изделий из железа у жителей Гренландии, не имевших никакого понятия о железной руде.

  • Самый крупный железный метеорит нашли в Африке, он весил около 60 тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом 33 тонны. Современные химические анализы показали. Что на долю железа в метеоритах приходится 91%.

Метеоритное железо

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540 °С, т.е. до температуры плавления железа. Было освоено производство железных изделий. Древние металлурги открыли способ изготовления из железных руд сплавов – чугуна и стали, более прочных, чем само железо. Они — основа развития техники и важнейший материал искусства.

Железо

Первое железо было очень дорогим. Даже победителям Олимпийских игр на ряду с золотыми медалями давали кусок железа. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона.

Позднее люди научились выплавлять железо из руд, и оно стало массовым.

Интересно, что чистое железо

не ржавеет. Классический пример

– Кутубская колонна в Индии,

которая стоит уже 1,5 тыс. лет и

не разрушается, несмотря на

влажный и жаркий климат.

Век железный длится и сейчас

9/10 всех используемых человеком сплавов -это сплавы на основе железа.

Выплавка чугуна

Чугун

Чугунные кружева

Чугунное литье

Изделия

из чугуна

Сталь

Из стали сделаны барельефы,

светильники и опоры метро,

а также скульптуры, например,

«Рабочий и колхозница»

(скульптор В.Н. Мухина)

  • Использование железа позволило резко увеличить посевные площади, завоевать морские просторы, ускорить покорение континентов, воздуха и высоты. Если до конца XIXв высочайшим сооружением в мире была пирамида Хеопса (146м), то в 1889г благодаря использованию стали высочайшим сооружение в мире стала Эйфелева башня высотой 300м и массой 9 тыс т.

Ещё многие годы человечество будет использовать металлы

intolimp.org

Разработка урока » Век медный, бронзовый, железный..»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока » Век медный, бронзовый, железный..»»

Век медный, бронзовый, железный

Презентация к уроку химии 9 класс

Составитель: учитель химии

Слизкая В.Ф. МБОУ СОШ№8

г. Каменск- шахтинский

Доисторические металлы

  • Медь
  • Железо
  • Серебро
  • Злато
  • Олово
  • Свинец
  • Ртуть

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Золото – самый пластичный металл

  • 1г золота можно вытянуть в проволоку длиной 800 метров, прокатать в фольгу в 200 раз тоньше волоса.

Сусальное золото

Золотые самородки

Древняя золотая монета

Медь

«Прежде служили оружием могучие руки, когти, зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя.

После того была найдена медь, вместе с нею железо. Все-таки в употребленье вошла раньше медь, чем железо.

Так –как была она мягче, притом изобильней гораздо. А золото было в презренье.» Лукреций Кар

Бронза – сплав меди и олова

  • Бронза тверже своих компонентов

Царь-пушка и царь-колокол сделаны из бронзы

Железо

  • Железо стали получать, когда смогли поднять температуру в плавильных печах до 1540 градусов
  • Чугун
  • Сталь

Железный метеорит

и железная руда

В древности железо ценилось дороже золота

Тогда победителей олимпийских игр

Награждали куском золота и куском железа

Булат-это особый вид стали

Хороший булатный меч

покупали за равное

по весу количество золота

Булатный шлем

царя Михаила Федоровича

Век железный

  • Наступил век железный, который длится и сейчас
  • 9/10 всех используемых человеком сплавов -это сплавы на основе железа

Ртуть – жидкий металл

  • Температура плавления ртути -39 градусов

Серебро

  • Серебро и зеркало – вещи неразделимые
  • Серебряная посуда
  • Монеты
  • Ювелирные украшения

Олово и свинец

Решить кроссворд, используя текст § 4 и составить к нему вопросы.

М

Е

Т

А

Л

Л

multiurok.ru

Урок «Век медный, бронзовый, железный»

Разделы: Химия, История и обществознание


Форма урока: комбинированный.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами:
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии.

Воспитательные:

  • формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: галька, пирамиды из минералов, пластинки металлов (хром, медь, цинк, железо, никель, алюминий), ложки (алюминиевые, серебряные), колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, хлопчатобумажные нитки, магниты, проволока металлическая и подвергшаяся коррозии (или гвозди), прибор для определения электропроводности, химические стаканы, горячая вода, коллекция монет, изделия из бронзы, рельефно-точечная картина “Медный всадник”, “Каменные орудия тpуда”.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Вступительное слово учителя химии.

“Человек не может обойтись без металлов…
Если бы не было металлов, люди
Влачили бы самую омерзительную и
Жалкую жизнь среди диких зверей…”
Георг Агрикола, 1556 г.

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

III. Основная часть.

Учитель истории: История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

Главное отличие человека от животных – умение изготавливать орудия труда.

1-й ученик 5-го класса. Первым шагом человека в освоении окружающего мира стало использование камня. Найденные археологами в Восточной Африке орудия труда – каменные. Это рубило, скребки, ножи, наконечники копий. (Рассмотреть изображения по maблицам.)

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком.

(Рассмотреть камни. Давайте попробуем откачать кусочек Легко ли это?)

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого — две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку. (Фотографии Пирамидки.)

2-й ученик 5-го класса: Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать.

Учитель истории. Да, медные орудия обладали преимуществами перед каменными. (Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть). Медь - мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком.

3-й ученик 5-го класса: В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век.

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник” (показать изображение). Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

Учитель истории: По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

4-й ученик 5-го класса: Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. (Показать ржавые гвозди).

Однако люди научились изготовлять из железа твердую закаленную сталь. Для этого бруски железа укладывали вместе с древесным углем в глиняные сосуды и длительно нагревали.

Учитель истории: Итак, с первой половины 1 тысячелетия до н.э. бронзу начало вытеснять железо. Люди высоко оценили возможности вновь открытого металла. Наступил железный век, который продолжается и сегодня.

Учитель химии: А теперь давайте выясним, какими еще свойствами обладают металлы.

Физические свойства металлов:

Учитель химии проводит инструктаж по технике безопасности.

Опыт 1: Агрегатное состояние металлов.

  • Продемонстрировать учащимся коллекцию металлов и изделий из них. Все металлы, за исключением ртути, при обычных условиях – твердые вещества.

Опыт 2: Установление относительной твердости металлов

  • Взять несколько пластинок (хром, медь, цинк) металлов и сопоставить твердость каждого из них с другим, нанося царапины краем одной пластинки по поверхности другой.
  • Составить последовательный ряд взятых металлов по убывающей твердости.

Опыт 3: Пластичность металлов Демонстрация готовой фольги из алюминия.

Опыт 4: Сопоставление теплопроводности.

Цель: усыновить относительную скорость проведения теплоты алюминиевой и серебряной ложками.

Для этого опустить в горячую воду одновременно каждую из ложек и отсчитывать количество секунд (устным отсчетом) до тех пор, пока не почувствуете теплоту на концах ложек. Сделать вывод.

Опыт 5: Электропроводность металлов (проводит ученик 9 класса).

Цель: испытать на электропроводность металлы из коллекции, используя прибор для определения электропроводности.

Опыт 6: Звон металлов (проводит ученик 9 класса).

Цель: определить, какие металлы самые звонкие.

Для этого взять изделия из золота и серебра, медный звонок, железный звонок.

Опыт 7: Магнитные свойства металлов.

Цель: определить, какие из металлов способны притягиваться магнитом Взять пластинки из алюминия, железа, меди, никеля и исследовать их магнитные свойства.

III. Закрепление.

А) Из перечисленных свойств выбрать те, которые характерны для меди: (учащиеся поднимают правую руку, если свойство подходит).

Газообразное, жидкое, твердое, бесцветное, красного цвета, имеет запах, без запаха, растворяется в воде, не растворяется в воде, не проводит электрический ток, проводит электрический ток, пластичное и ковкое.

Б) Учитель называет область применения металла, а уч-ся должны определить свойство вещества на котором основано его применение и само вещество.

Например, изготовление электрических проводов —> электропроводность —> медь, алюминий;

Изготовление фольги —> пластичность —> алюминий;

Нить накаливания в лампочке —> электропроводность —> вольфрам.

Изготовление ювелирных украшений —> пластичность —> серебро, золото.

В) “Найди меня” (для уч-ся 5 класса).

1. Этот металл скрывается в названии косолапого обитателя леса (медь).

2. В названии части тела уберите букву “Г”, замените “А” на “О” (олово).

3. В названии этого металла скрывается материал, из которого Бог сотворил Иву (серебро).

4. Добавьте одну букву к любимому напитку всех пиратов и вы получите самый твердый металл (хром).

5. В названии этого металла скрывается любимая игра и взрослых и детей (золото).

6. Название этого металла состоит из того, что осталось от некой игры, а также из вкусного десерта (железо).

IV. Подведение итогов.

Д.З. Найти поговорки и пословицы о металлах;

9-й класс, § 4, упр. 1–4.

Литература

  1. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. 5-й класс. Учебник / Под ред. А.О.Чубарьяна. – М., “Просвещение”. 2004.
  2. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. 5-й класс. Учебник. – М., “Русское слово”. 2004.
  3. Вигасин А. А.. Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5-й класс. Учебник. – М., “Просвещение”. 2004.
  4. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. – Л., 1968.
  5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5-й класс. – М., “Просвещение”. 2003.
  6. Габриелян О.С. Химия. 9-й класс. Ученик. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8-й класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.

22.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *