cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок в 9 классе фотосинтез – Открытый урок в 9 классе по теме «Фотосинтез»

Открытый урок в 9 классе по теме «Фотосинтез»

Урок в 9 классе по теме «Фотосинтез»

Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить представление о воздушном питании растений,

  • Раскрыть сущность процесса фотосинтеза,

  • Подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,

  • Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • Развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,

  • Формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,

  • Продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,

  • Осуществлять экологическое воспитание,

  • Продемонстрировать возможность практического применения знаний для сохранения здоровья людей.

Тип урока: комбинированный урок.

Технология обучения: ИКТ -технология,

Ключевые понятия: фотосинтез, автотрофы, хлоропласт, хлорофилл, световая и темновая фаза, фотолиз воды

Оборудование: учебник «Общая биология. 9 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку;

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Проверка Д/З (3 мин)

  1. Проверка домашнего задания. (Задание №1)

Найдите ошибки в тексте.

Все живые организмы, обитающие на Земле можно подразделить на три группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. Первая группа гетеротрофы, что в переводе с греческого означает «самопитающиеся». Они способны самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических. Энергию для этих сложных превращений они получают либо за счет солнечного света и называются хемотрофами, либо за счет энергии химических превращений минеральных соединений и в этом случае называются фототрофами. Но и фототрофные, и хемотрофные организмы не нуждаются в поступлении извне органических веществ. К автотрофам относятся

грибы, животные и многие бактерии.

Принципиально иной способ получения необходимых органических соединений у гетеротрофов. Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать такие вещества из органических соединений . К гетеротрофам относятся грибы, животные и многие бактерии.

III Мотивационно-ориентационный этап (4 мин) (Слайд 2)

Подведение к теме (формулирование эвристического вопроса на основании рассказа учителя об опыте учёного).

Учитель: Ребята, биологию вы изучаете с шестого класса и за это время научились объяснять суть многих процессов и явлений, происходящих в природе. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений.

Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос. Как вы объясните результаты опыта? Чего не учёл бельгийский естествоиспытатель?

(Выслушать варианты ответов учащихся).

Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок, тема которого так и звучит: «Фотосинтез». Как вы думаете, какова цель нашего с вами сегодняшнего урока?

(Слайд 3)

(высказывания учащихся)

IV Изучение нового материала (20 мин)

Учитель: Знакомиться с процессом фотосинтеза вы начали ещё в начальной школе, а более подробно изучать – в курсе биологии шестого класса. Как вы тогда объясняли, что такое фотосинтез?

(варианты ответов учащихся)

(СЛАЙД №4)

Фотосинтез – это процесс образования кислорода зелёными растениями на свету.

Фотосинтез – это образование на свету в листьях из углекислого газа и воды органических соединений (определение, данное в 70-е годы XIX столетия К.А. Тимирязевым).

Учитель: Многие ученые пытались изучить данный процесс, и объяснить, что происходит в растениях на свету, проводили для этого различные эксперименты.

Задание2: Установите соответствие между рисунком или

описанием опыта и тем, что этот опыт доказывает. (Слайд 5)

Задание: прочитайте стихотворение и выпишите условия протекания фотосинтеза. (Слайд 6)

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.

Учитель: При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (Ответ: углекислый газ, вода, хлорофилл, свет). (Слайд 7)

Учитель: А где же конкретно происходит процесс фотосинтеза? Для того, чтобы это определить составьте схему из предложенных изображений, которая будет отражать место протекания процесса фотосинтеза.

(Задание 3) (Один ученик у доски) (Слайд 8)

Растение – лист –– клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды, содержащие пигмент хлорофилл.

Учитель: Именно в этих маленьких структурах и происходит процесс фотосинтеза.

Учитель: Все эти особенности фотосинтеза мы с вами изучали еще в 6 классе, но вы теперь учащиеся 9-го класса, поэтому вам свойственно стремление проникнуть в суть любого процесса и понять его механизм.

Борис Пастернак писал:

«Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины…»

Фазы фотосинтеза. Работа в группах (15 минут)

Учитель: Фотосинтез является сложным многоступенчатым процессом, часть реакций которого происходит на свету, а часть – в его отсутствии. Следовательно, выделяют две фазы фотосинтеза световую и темновую. И сейчас вы самостоятельно попытаетесь определить суть этих процессов. Путем заполнения таблицы. 1 группа – характеризует световую фазу, 2 — темновую.

(Задание 5)

После заполнения таблицы, учитель предлагает 1 учащемуся каждой группы выступить и объяснить суть процесса.

Сравнение этапов фотосинтеза

Энергия

Образуется

В итоге суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза будет выглядеть следующим образом

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Значение фотосинтеза (5 минут)

Учитель: О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А. Тимирязева

(предложить учащимся закрыть глаза и мысленно нарисовать картинку к тексту).

«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».

Как вы думаете, почему К.А. Тимирязев считал, что растениям в нашей жизни принадлежит космическая роль?

Основным источником тепла и света является космическое тело – Солнце. А зелёные растения – единственные организмы на нашей планете, которые способны усваивать солнечную энергию и переводить её в химическую энергию органических веществ.

Какую ещё роль играет фотосинтез?

Работа с информационным текстом Приложение 1 проводится в группах. Результат работы совместно составление кластера.

Учитель:Теперь как квалифицированные специалисты по вопросам фотосинтеза ответьте на вопрос: почему в школах должно уделяться большое внимание вопросам озеленения кабинетов?

(Ответ: так как зелёные растения регулируют содержание кислорода и углекислого газа в воздухе, улучшают микроклимат и просто радуют глаз, напоминая, что вслед за холодной зимой обязательно наступит тёплая весна). Всё это способствует сохранению здоровья работников школы и учащихся.

V Закрепление. (3 минут)

Синквейн

VI Подведение итогов, оценивание учащихся ( 2 мин)

Учитель: Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. ( ответы учащихся)

Как вы думаете достигли ли вы цели нашего урока? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

Учащиеся заполняют оценочные листы, подсчитывают количество баллов и выставляют оценку за урок. Шкала перевода баллов в оценку появляется на экране через мультимедийный проектор. (Слайд 9)

Шкала перевода баллов в оценку:

22 балла и выше – пятерка.
17-21 баллов – четверка.
12-16 баллов – тройка.
11 баллов и ниже – двойка

VII Домашнее задание (30 сек) (Слайд 10)

Параграф 21 (2.11), ответить на вопросы после параграфа, творческое задание, сделать рисунок объясняющий процесс фотосинтеза для учащихся 6 класса.

Рефлексия (30 сек) (Слайд 11)

Оцените урок и свою работу на уроке

  1. Урок не понравился, не узнал ничего нового

  2. Урок прошел как обычно

  3. Урок понравился, узнал много нового

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 12)

infourok.ru

Конспект открытого урока в 9 классе по теме «Фотосинтез»

Урок в 9 классе по теме «Фотосинтез»

Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить представление о воздушном питании растений,

  • Раскрыть сущность процесса фотосинтеза,

  • Подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,

  • Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • Развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,

  • Формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,

  • Продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,

  • Осуществлять экологическое воспитание,

  • Продемонстрировать возможность практического применения знаний для сохранения здоровья людей.

Тип урока: комбинированный урок.

Технология обучения: ИКТ -технология,

Ключевые понятия: фотосинтез, автотрофы, хлоропласт, хлорофилл, световая и темновая фаза, фотолиз воды

Оборудование: учебник «Общая биология. 9 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку;

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Проверка Д/З (3 мин)

  1. Проверка домашнего задания. (Задание №1)

Найдите ошибки в тексте.

Все живые организмы, обитающие на Земле можно подразделить на три группы в зависимости от того, каким образом они получают необходимые им органические вещества. Первая группа гетеротрофы, что в переводе с греческого означает «самопитающиеся». Они способны самостоятельно создавать все необходимые им для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических. Энергию для этих сложных превращений они получают либо за счет солнечного света и называются хемотрофами, либо за счет энергии химических превращений минеральных соединений и в этом случае называются фототрофами. Но и фототрофные, и хемотрофные организмы не нуждаются в поступлении извне органических веществ. К автотрофам относятся грибы, животные и многие бактерии.

Принципиально иной способ получения необходимых органических соединений у гетеротрофов. Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать такие вещества из органических соединений . К гетеротрофам относятся грибы, животные и многие бактерии.

III Мотивационно-ориентационный этап (4 мин) (Слайд 2)

Подведение к теме (формулирование эвристического вопроса на основании рассказа учителя об опыте учёного).

Учитель: Ребята, биологию вы изучаете с шестого класса и за это время научились объяснять суть многих процессов и явлений, происходящих в природе. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений.

Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос. Как вы объясните результаты опыта? Чего не учёл бельгийский естествоиспытатель?

(Выслушать варианты ответов учащихся).

Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок, тема которого так и звучит: «Фотосинтез». Как вы думаете, какова цель нашего с вами сегодняшнего урока? (Слайд 3)

(высказывания учащихся)

IV Изучение нового материала (20 мин)

Учитель: Знакомиться с процессом фотосинтеза вы начали ещё в начальной школе, а более подробно изучать – в курсе биологии шестого класса. Как вы тогда объясняли, что такое фотосинтез?

(варианты ответов учащихся)

(СЛАЙД №4)

Фотосинтез – это процесс образования кислорода зелёными растениями на свету.

Фотосинтез – это образование на свету в листьях из углекислого газа и воды органических соединений (определение, данное в 70-е годы XIX столетия К.А. Тимирязевым).

Учитель: Многие ученые пытались изучить данный процесс, и объяснить, что происходит в растениях на свету, проводили для этого различные эксперименты.

Задание2: Установите соответствие между рисунком или

описанием опыта и тем, что этот опыт доказывает. (Слайд 5)

Задание: прочитайте стихотворение и выпишите условия протекания фотосинтеза. (Слайд 6)

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.

Учитель: При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (Ответ: углекислый газ, вода, хлорофилл, свет). (Слайд 7)

Учитель: А где же конкретно происходит процесс фотосинтеза? Для того, чтобы это определить составьте схему из предложенных изображений, которая будет отражать место протекания процесса фотосинтеза.

(Задание 3) (Один ученик у доски) (Слайд 8)

Растение – лист –– клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды, содержащие пигмент хлорофилл.

Учитель: Именно в этих маленьких структурах и происходит процесс фотосинтеза.

Учитель: Все эти особенности фотосинтеза мы с вами изучали еще в 6 классе, но вы теперь учащиеся 9-го класса, поэтому вам свойственно стремление проникнуть в суть любого процесса и понять его механизм.

Борис Пастернак писал:

«Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины…»

Фазы фотосинтеза. Работа в группах (15 минут)

Учитель: Фотосинтез является сложным многоступенчатым процессом, часть реакций которого происходит на свету, а часть – в его отсутствии. Следовательно, выделяют две фазы фотосинтеза световую и темновую. И сейчас вы самостоятельно попытаетесь определить суть этих процессов. Путем заполнения таблицы. 1 группа – характеризует световую фазу, 2 — темновую. (Задание 5)

После заполнения таблицы, учитель предлагает 1 учащемуся каждой группы выступить и объяснить суть процесса.

Сравнение этапов фотосинтеза

Энергия

Образуется

В итоге суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза будет выглядеть следующим образом

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Значение фотосинтеза (5 минут)

Учитель: О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А. Тимирязева (предложить учащимся закрыть глаза и мысленно нарисовать картинку к тексту).

«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».

Как вы думаете, почему К.А. Тимирязев считал, что растениям в нашей жизни принадлежит космическая роль?

Основным источником тепла и света является космическое тело – Солнце. А зелёные растения – единственные организмы на нашей планете, которые способны усваивать солнечную энергию и переводить её в химическую энергию органических веществ.

Какую ещё роль играет фотосинтез?

Работа с информационным текстом Приложение 1 проводится в группах. Результат работы совместно составление кластера.

Учитель:Теперь как квалифицированные специалисты по вопросам фотосинтеза ответьте на вопрос: почему в школах должно уделяться большое внимание вопросам озеленения кабинетов?

(Ответ: так как зелёные растения регулируют содержание кислорода и углекислого газа в воздухе, улучшают микроклимат и просто радуют глаз, напоминая, что вслед за холодной зимой обязательно наступит тёплая весна). Всё это способствует сохранению здоровья работников школы и учащихся.

V Закрепление. (3 минут)

Синквейн

VI Подведение итогов, оценивание учащихся ( 2 мин)

Учитель: Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. ( ответы учащихся)

Как вы думаете достигли ли вы цели нашего урока? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

Учащиеся заполняют оценочные листы, подсчитывают количество баллов и выставляют оценку за урок. Шкала перевода баллов в оценку появляется на экране через мультимедийный проектор. (Слайд 9)

Шкала перевода баллов в оценку:

22 балла и выше – пятерка.
17-21 баллов – четверка.
12-16 баллов – тройка.
11 баллов и ниже – двойка

VII Домашнее задание (30 сек) (Слайд 10)

Параграф 21 (2.11), ответить на вопросы после параграфа, творческое задание, сделать рисунок объясняющий процесс фотосинтеза для учащихся 6 класса.

Рефлексия (30 сек) (Слайд 11)

Оцените урок и свою работу на уроке

  1. Урок не понравился, не узнал ничего нового

  2. Урок прошел как обычно

  3. Урок понравился, узнал много нового

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 12)

infourok.ru

Урок по биологии на тему «Фотосинтез» (9 класс)

Урок по биологии на тему

ФОТОСИНТЕЗ

 

Тип урока получение новых знаний

 

Цель урока изучить автотрофный способ обмена веществ

 

Задачи урока

 

1. Образовательная изучить особенности процесса фотосинтеза, выявить роль фаз.

2. Развивающая формировать умения самостоятельно работать с Интернет-ресурсами, решать биологические задачи, анализировать, делать выводы.

3. Воспитательная понимать роль растений в жизни живого. Понимать значение научных знаний. Уметь продуктивно взаимодействовать в группах.

 

Форма организации учебной деятельности работа в группах.

 

Методы обучения ИКТ, решение биологических задач.

 

Оборудование компьютеры, проектор мультимедиа.

 

Средства обучения

 интернет-ресурсы. 

Учебники А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология», мультимедийная слайд-презентация «Фотосинтез»,  слайд «Хлоропласты».  Биологические задачи, таблицы, муляжи фруктов и овощей на партах в группах.

                                                       

                                                 ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

Здравствуйте! Мы снова встретились в компьютерном кабинете. Желаю активно трудиться в группах, находить интересное в изучаемом, познавать глубины живой природы.

 

Актуализация

Ученик.   Земля – единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни. Этот элемент является составной частью практически всех органических соединений он составляет 70% живого вещества. Растительный покров – единственный поставщик свободного кислорода на Земле. По приблизительным подсчётам, растения выделяют ежегодно около 400 млрд. т свободного кислорода в атмосферу, поглощают 600 млрд. т углекислого газа и синтезируют около 450 млрд. т органического вещества. Такова, как говорил К. А. Тимирязев, космическая роль зелёного растения. Кислород, являясь сильнейшим окислителем, расходуется в процессе разнообразных окислительных реакций. Зелёные растения (автотрофы, продуценты) – это аккумуляторы солнечной энергии. Гетеротрофы же  живут за счёт использования готовых органических веществ и энергии, заключённой в них.

На ваших столах лежат муляжи фруктов и овощей. Что их связывает с листьями зелёных растений (группы готовят ответ и высказывают мнения)

 

II. Мотивация

Учитель Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю «Что движет проходящий перед нами поезд»

«Конечно, твоё изобретение», — ответил его друг.

«Нет, — сказал Стефенсон,- его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зелёное растение».

Учитель Как научно обосновать ответ Стефенсона своему другу

Ученики  Работа в группах. Выступления детей (коротко).

 Ученик. Около 5-7 млрд. лет назад в круговом вихре газов и космической пыли образовались Солнце, Земля и другие планеты Солнечной системы. Земля постепенно остывала, её затвердевшую кору окружали газы — аммиак, метан, водород, сероводород — водяной пар. Они образовали первичную атмосферу планеты. Охлаждаясь пар выпадал дождями и создавал первичный океан Земли. В его верхнем слое 4 млрд. лет назад появились первые организмы, они получали энергию и материал для построения своего тела только из органической пищи. Со временем их количество росло, началась конкуренция за пищу. В этот период появилась чудо — молекула в некоторых клетках, её появление вызвало на Земле настоящую биохимическую революцию.

При участии этой молекулы из обыкновенной воды и углекислого газа в клетках организмов шло самостоятельное образование органического вещества для построения тела и энергии. А вода на свету разлагалась до водорода и кислорода. В результате атмосфера насытилась кислородом. Прошло много миллионов лет, прежде чем этим процессом заинтересовались ученые.

 

Ученик. В 1630 году голландский врач Ян Баптист Ван Гальмонт обнаружил, что ива, растущая в горшке, за 5 лет увеличила вес на 74 кг, а вес почвы уменьшился на 57 г. Ученый сделал вывод, растение само образует органические вещества.

1752 год — М.В. Ломоносов был первым, кто начал понимать роль зеленого растения на нашей планете, но не успел экспериментально проверить свои мысли.

Английский химик Д. Пристли в 1771 году собрал газ, который выделяют растения и доказал, что этот газ поддерживает жизнь.

Швейцарцы Сенабье (в 1782 году), а Соссюр в 1807 году определили условия, которые необходимы для протекания этого процесса.

Спустя 10 лет 2 француза Пельте и Кованту сделали вытяжку из растений и получили зеленый порошок, который назвали хлорофилл.

С 1835 по 1840 год был изучен химизм этого процесса, французский академик Буссенго составил окончательную реакцию процесса, он же установил, что СО2 в растение попадает через устьица.

И только в 60-х гг. 19 века русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев доказал, что решающую роль в этом процессе играют молекулы хлорофилла, после его блестящих работ крупные успехи в области изучения данного процесса были получены и в России.

Учитель. Итак, о каком же процессе идёт речь

Ответ фотосинтез

Записываем тему в тетрадь

Космический процесс — фотосинтез .

 

III. Знакомство с природной лабораторией протекания процесса фотосинтеза.

 

Хлоропласты

Наиболее целесообразная форма хлоропластов закрепилась в процессе эволюции в растительном мире – в виде овальных зёрен. Такая форма хлоропластов позволяет им сравнительно легко менять своё положение в клетке. Они перемещаются движущейся цитоплазмой, но обладают способностью к активному, хотя и очень медленному, передвижению. При сильном освещении хлоропласты ориентируются к свету таким образом, что он попадает не на отдельный хлоропласт, а освещает их группу в профиль. При этом исключается их перегрев. Хлоропласт – двумембранная структура клетки, внутренняя мембрана образует складки – тилакоиды (в них расположены молекулы хлорофилла и  происходит световая фаза фотосинтеза), их группы образуют граны. Между ними –  строма хлоропласта (содержит ферменты, восстанавливающие углекислый газ до глюкозы), в ней протекает темновая фаза фотосинтеза.

 

Хлорофилл

Впервые точное представление о пигментах зелёного листа было получено благодаря работам крупнейшего русского ботаника М. С. Цвета, он показал, что в хлоропластах высших растений имеется два хлорофилла a и b, они являются сложными хромопротеидами, состоящими из протеинов, связанных с небелковыми окрашенными соединениями, содержащими сложные эфиры. Совсем недавно учёными молекула хлорофилла синтезирована искусственно. Работа над фотосинтезом продолжается. Хлорофилл представляет собой «одно из интереснейших веществ на земной поверхности» (Ч. Дарвин), так как благодаря ему возможен синтез органических веществ из неорганических CО2 и Н2О.

 

Фотосинтез

Световая фаза (основные особенности).

Квант света, падающий на лист, поглощается молекулой хлорофилла. Происходит синтез АТФ. Эти реакции происходят в водных растворах. При разложении воды под действием энергии солнечного света происходит фотолиз. В результате образуется кислород, который выделяется в процессе фотосинтеза в атмосферу.

1. Хлорофилл (воздействие квантов света), выброс ē (цепь переносчиков), наружная поверхность мембраны тилакоида (отрицательно заряженное поле), «дырка» в молекуле хлорофилла заполняется ē (полученным от молекулы воды при фотолизе).

2. Накопление Н+  (протонный резервуар), образование положительно заряженного поля,  (200 мВ, АТФ – синтетаза) – работа протонного канала, высокий уровень энергии (синтез АТФ) – в строму хлоропласта.

3. НАДФ+•Н+ + ē,  (НАДФ•Н) – в строму хлоропласта.

4. При фотолизе воды – выделение в атмосферу О2

 

Темновая фаза (основные особенности)

1.Связывание углекислого газа с пятиуглеродным сахаром рибулёзо-1,5-дифосфатом (участие ферментов), использование АТФ, НАДФ•Н  (Цикл Кальвина.  Нобелевская премия в 1961 году).

2.Образование глюкозы (С6Н12О6)

Выразим этот процесс  в виде химической реакции

СО 2  +   Н2О  =       С6 Н12 О6  +  О2

 

IV. Закрепление новой темы

 

Выполнение тестов для проверки (работа на компьютере)

1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза

а) митохондрии;

б) рибосомы;

в) хлоропласты;

г) хромопласты.

2. Какие лучи спектра поглощают хлорофилл

а) красные;

б) зеленые;

в) фиолетовые.

3. При расщеплении, какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе

а) CO2;

б) h3O;

в) АТФ.

4. Что происходит с АТФ в световую стадию

а) синтез;

б) расщепление.

5. На какой стадии в хлоропласте образуется первичный углевод

а) световая стадия;

б) темновая.

6. Какие растения создают наибольшую биомассу и выделяют большую часть кислорода

а) споровые;

б) семенные;

в) водоросли.

 

V.        Обобщение

Только зелёное растение является той единственной в мире лабораторией, которая усваивает солнечную энергию и сохраняет её в виде потенциальной химической энергии органических соединений, образующихся в процессе фотосинтеза. Упавший на зелёное растение луч света не исчез, а часть его энергии сохранилась в виде химической энергии крахмального зёрнышка в хлоропласте. Зелёное растение образует питательные вещества для животного и растительного мира, лишённого зелёной окраски. Зелёное растение в буквальном смысле слова кормит, одевает  и согревает нас.

 

Светлеет грусть, когда цветут цветы          

Когда брожу я первоцветным лугом

Один или с хорошим давним другом

Который сам не любит суеты.

За нами шум и пыльные хвосты

Все улеглось! Одно осталось ясно

Что мир устроен грозно и прекрасно,

Что легче там, где поле и цветы

 

VI.      Подведение итогов.

 

VII.     Домашнее задание.

П. 2.11

 

 

 

 

infourok.ru

Конспект урока по биологии «Фотосинтез» 9 класс

Тема. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов — фотосинтезе.

Задачи: 1) сформировать у учащихся представление о световой и темновой фазах фотосинтеза;

2) развивать умения выделять главное, сравнивать, применять знания для решения биологических задач;

3) осуществлять патриотическое воспитание учащихся.

Оборудование: электронная презентация «Фотосинтез», ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы с изображениями растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Объясните, какова роль цитоплазмы в биосинтезе белка.

2. Охарактеризуйте роль различных видов РНК в биосинтезе.

3. Почему процесс биосинтеза молекул белков может осуществляться только в живой клетке?

II. Изучение нового материала.

1.История открытия фотосинтеза.

17 век. — Ван Гельмонт (масса вербы за 5 лет увеличилась на74,4 кг, а масса грунта убыла на 57г).

1771г. — Джозеф Пристли (растения исправляют воздух).

1778г. – Я. Ингенхауз (растения это делают только на свету). Почему?

1903г. – К.А. Тимирязев открыл процесс фотосинтеза «…это процесс создания органических веществ из углекислого газа и воды в зеленых частях растений под действием солнечного света».

2. Понятие фотосинтеза.

При биосинтезе белка полимерная молекула строится из готовых мономеров — аминокислот, уже имеющихся в клетке. Этот процесс осуществляется за счет внутренней энергии клетки — АТФ.

Биосинтез углеводов идет иначе, В клетках растений мономеры углеводов — моносахариды — образуются из неорганических веществ (углекислого газа и воды). Осуществляется этот процесс с помощью энергии света, поступающей в клетку из внешней среды. Этот процесс называется фотосинтезом.

Созданные в клетке моносахариды (глюкоза, фруктоза) как первичные продукты фотосинтеза используются затем для биосинтеза различных полисахаридов, сложных белковых соединений, жирных кислот, нуклеиновых кислот и многих других органических соединений.

Фотосинтез — процесс, важный для всего живого населения планеты. Он происходит в клетках зеленых растений с помощью пигментов (хлорофилла и других), находящихся в пластидах.

Хлоропласты — органоиды, которые благодаря пигменту хлорофиллу окрашены в зеленый цвет.

Фотосинтез — сложный многоступенчатый процесс. Начало ему задает свет. Фотосинтез включает в себя две стадии: световую и темновую.

3. Световая фаза фотосинтеза.

Под действием энергии света молекулы хлорофилла возбуждаются и теряют электроны. Часть электронов, захваченных ферментами, способствует образованию АТФ путем присоединения остатка фосфорной кислоты к АДФ. Другая часть электронов принимает участие в расщеплении воды на молекулярный кислород, ионы водорода и электроны.

Образовавшийся при расщеплении воды ион водорода с помощью электронов присоединяется к веществу, способному транспортировать его в пределах хлоропласта. Таким веществом является сложное органическое соединение из группы ферментов НАДФ. Присоединив водород, НАДФ восстанавливается до НАДФ • Н. В такой химической связи запасается энергия, и этим заканчивается первая стадия фотосинтеза.

Участие света здесь является обязательным условием. Поэтому данную стадию и называют световой.

Кислород, образующийся на первой стадии фотосинтеза как побочный продукт расщепления воды, выводится наружу или используется клеткой для дыхания.

Таким образом, световые реакции фотосинтеза помимо молекулярного кислорода дают два богатых энергией соединения — АТФ и НАДФ • Н.

4. Темновая фаза фотосинтеза.

Здесь используются продукты, образовавшиеся в световой фазе. С их помощью происходит преобразование углекислого газа в простые углеводы — моносахариды. Их создание идет путем большого количества реакций восстановления СО2 за счет энергии АТФ и восстановительной возможности НАДФ • Н. В результате этих реакций образуются молекулы глюкозы С6Н12О6, из которых путем полимеризации создаются полисаха-риды — целлюлоза, крахмал. Поскольку эти реакции идут без участия света, их называют темновой фазой.

Световая фаза проходит на внутренней мембране хлоропласта — в тилакоидах, а темновая — в строме хлоропласта.

На скорость фотосинтеза влияют внешние условия среды: интенсивность освещения, концентрация углекислого газа и температура. Если эти параметры достигают оптимальных величин, происходит усиление фотосинтеза. Благодаря фотосинтезу 1-1,5 % энергии Солнца, получаемой зелеными растениями, запасается в органических молекулах.

5. Значение фотосинтеза.

Самостоятельная работа с учебником.

Задание: в чем заключается космическая роль зеленых растений?

III. Закрепление знаний.

Заполнение таблицы «Фотосинтез» в рабочей тетради.

Домашнее задание: § 11.

1.История открытия фотосинтеза.

17 век. — Ван Гельмонт (масса вербы за 5 лет увеличилась на74,4 кг, а масса грунта убыла на 57г).

1771г. — Джозеф Пристли (растения исправляют воздух).

1778г. – Я. Ингенхауз (растения это делают только на свету). Почему?

1903г. – К.А. Тимирязев открыл процесс фотосинтеза «…это процесс создания органических веществ из углекислого газа и воды в зеленых частях растений под действием солнечного света».

infourok.ru

Тема урока «Космический процесс – фотосинтез». 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе.

Задачи урока:

— выявить условия, необходимые для фотосинтеза;

— рассмотреть световую фазу фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновую фазу фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода;

— обосновать космическую роль зелённых растений;

— проконтролировать первичное усвоение знаний с помощью дидактических материалов.

Оборудование: таблицы по общей биологии, схема “Процесс фотосинтеза”, карточки, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Организационный момент: Здравствуйте, кто готов к уроку посмотрите на меня, спасибо, садитесь.

Проверка готовности к уроку.

Презентация.

Слайд 1

Мотивация: Обратите внимание на тему нашего урока, сейчас вы услышите историю и, скорее всего, догадаетесь: о каком процессе идет речь?

Уч-ся слушают

История.

Слайд 2-6

Около 5-7 млрд. лет назад в круговом вихре газов и космической пыли образовались Солнце, Земля и другие планеты Солнечной системы. Земля постепенно остывала, её затвердевшую кору окружали газы — аммиак, метан, водород, сероводород — водяной пар. Они образовали первичную атмосферу планеты. Охлаждаясь пар, выпадал дождями и создавал первичный океан Земли. В его верхнем слое 4 млрд. лет назад появились первые организмы, они получали энергию и материал для построения своего тела только из органической пищи. Со временем их количество росло, началась конкуренция за пищу. В этот период появилась чудо — молекула в некоторых клетках, её появление вызвало на Земле настоящую биохимическую революцию.

При участии этой молекулы из обыкновенной воды и углекислого газа в клетках организмов шло самостоятельное образование органического вещества для построения тела и энергии. А вода на свету разлагалась до водорода и кислорода. В результате атмосфера насытилась кислородом.

Прошло много миллионов лет, прежде чем этим процессом заинтересовались ученые.

Слайд 7

В 1630 году голландский врач Ян Баптист Ван Гальмонт обнаружил, что ива, растущая в горшке, за 5 лет увеличила вес на 74 кг, а вес почвы уменьшился на 57 г. Ученый сделал вывод, растение само образует органические вещества.

1752 год — М.В. Ломоносов был первым, кто начал понимать роль зеленого растения на нашей планете, но не успел экспериментально проверить свои мысли.

Английский химик Д. Пристли в 1771 году собрал газ, который выделяют растения и доказал, что этот газ поддерживает жизнь.

С 1835 по 1840 год был изучен химизм этого процесса, французский академик Буссенго составил окончательную реакцию процесса, он же установил, что СО2 в растение попадает через устьица.

Слайд 7

И только в 60-х гг. 19 века русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев доказал, что решающую роль в этом процессе играют молекулы хлорофилла. Он очень образно описал это явление “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”. Климент Аркадьевич первый обобщил все данные об этом процессе, которые были известны в науке к началу XX века и сформулировал научное понятие этого процесса в книге “Жизнь растений”. Итак, о каком же процессе идёт речь?

Слайд 8

Ответ: фотосинтез.

Ученики: запись темы в тетрадь: «Космический процесс — фотосинтез».

Слайд 9

Перед нами сегодня стоит цель: узнать где происходит фотосинтез (локализация, при каких условиях), как (химизм процесса), для чего (его значение)

Ученики: схема в тетради.

Учитель: Этот процесс нами изучался уже в 6 классе, на уроках ботаники, давайте вспомним определение, что такое фотосинтез?

Ученики: отвечают на вопросы.

Слайд 10

Вспоминаем определение, (греч. фотос — свет, синтез — образование, создание).

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических при участии солнечного света молодцы!

Учитель: Вспомним, для каких организмов по способу питания характерен этот процесс? К какому царству живой природы они принадлежат?

Слайд 11

Ответ: Для растений, т.е. автотрофов — организмы способные сами синтезировать органические вещества из неорганических (греч. аутос — сам, трофо — питание).

Слайд 12

Учитель: Ну, а теперь обратите внимание на стихотворение в инструктивной карте, прочитав его, вы найдёте условия, которые необходимы для фотосинтеза. Приложение 1

Ученики: выполняют задание.

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы —
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормит народы
Хотя уж к вечеру без сил.

Слайд 13

Ученики: записывают в тетрадь.

Условия фотосинтеза:

— свет,

— хлорофилл,

— вода,

— углекислый газ.

Учитель: Мы из стихотворения узнали, что свет и вода необходимы для фотосинтеза, а экспериментальная группа выяснила это опытным путем

Слайд 14-21

Отчет группы по слайдам, с демонстрацией результатов.

Слайд 22

Группа делает выводы по своей работе.

Учитель: Мы выяснили, фотосинтез характерен для растительного организма, а где именно протекает? какой орган растения приспособлен к нему: содержит хлорофилл, поглощает солнечный свет, поглощает воду и углекислый газ

Ответ: лист.

Учитель: Верно, это главный фотосинтезирующий орган высших растений, давайте вспомним его строение, так как оно тесно связано с функциями, сами убедитесь в этом. Таблица. Слайд 23

Уч-ся: сообщение.

Слайд 24

Приспособления листа к фотосинтезу:

— прозрачная кожица (эпидермис),

— столбчатая паренхима с большим количеством хлоропластов,

— устьица для газообмена,

— жилка для проведения воды и минеральных солей,

— плоская форма листа для увеличения площади поглощения солнечного света,

— листовая мозаика,

— поворот листа на черешке к солнцу (фототаксис).

(Показать горшок с комнатным растением, поворот к свету.)

Учитель: Итак, нашли орган воздушного питания, действительно лист приспособлен к фотосинтезу, имеется хлорофиллоносная ткань. В каких органоидах осуществляется весь процесс?

Ответ: в хлоропластах.

Слайд 25

Учитель: Вспомните, какое строение имеют хлоропласты (§ 11, рис. 16), как их строение соответствует выполняемой ими функции? (Диск, две мембраны, загибами внутренней мембраны образованы мешочки-тилакоиды, уложенные в стопки-граны. В мембраны тилакоидов встроены молекулы хлорофилла, он и улавливает энергию света; в тилакоидах происходит превращение световой энергии в химическую энергию АТФ)

Рассказ ученика о строении хлоропластов.

Слайд 26

Главное вещество фотосинтеза – зелёный пигмент – хлорофилл. Это сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зелёный цвет, а благодаря хлоропластам и остальная часть клетки и весь лист становятся зелёными.

Название молекулы хлорофилла (от греч. «хлорос» — зеленый и «филон» — лист).

Слайд 27

С локализацией выяснили. Теперь подробнее разберем условия, ответим на вопрос: как идет фотосинтез? Ознакомимся с химизмом фотосинтеза.

Учитель: Фотосинтез – процесс образования углеводов из неорганических веществ – СО2 и Н2О при использовании энергии солнечного света.

Общее уравнение фотосинтеза.

В ходе этого процесса из веществ, бедных энергией – углекислого газа и воды – образуется углерод глюкоза С6Н12О6 – богатое энергией вещество, кроме того, образуется молекулярный кислород.

Уравнение показывает только количественные соотношения веществ, участвующих в фотосинтезе. Разберём всю цепь реакций этого процесса.

Слайд 28

Ученики: Начертить в тетради таблицу.

Фаза фотосинтеза Место Уравнение реакции Источник энергии Итог. Суть фазы
         
         

Далее обсуждаем схему и параллельно заполняем табл. в тетрадях.

По современным данным фотосинтез включает два типа реакций: световые (светозависимые) и темновые (не зависящие от света). Световые реакции территориально привязаны к пространству, ограниченному тилакоидами. Темновые проходят в строме хлоропласта.

Ознакомимся с химизмом фотосинтеза по схеме “Процесс фотосинтеза”.

Слайд 29

Рисунок 1

Световая фаза

Её смысл – превратить световую энергию солнца в химическую энергию молекул АТФ и других молекул, богатых энергией. Эти реакции протекают непрерывно, но их легче изучать, разделив на три стадии:

Уч-ся: работа с таблицей.

Приложение 1

1. а) Свет, попадая на хлорофилл, сообщает ему достаточно энергии для того, чтобы от молекулы мог оторваться один электрон; б) электроны захватываются белками-переносчиками, встроенными, наряду с хлорофиллом, в мембраны тилакоида и выносятся на сторону мембраны, обращённую в строму; в) в строме всегда есть вещество, являющееся переносчиком водорода, по своей природе оно является динуклеотидом и называется сокращённо НАДФ+ – окисленная форма (никотин–амид–аденин–динуклеотид–фосфат). Это соединение захватывает возбуждённые светом e и протоны, которые всегда есть в строме, и восстанавливается, превращаясь в НАДФ·H2.

2. Молекулы воды разлагаются под действием света (фотолиз воды): образуются электроны, Н+ и O2. Электроны замещают e, утраченные хлорофиллом на стадии 1. Протоны пополняют протонный резервуар, который будет использоваться на стадии 3. Кислород выходит за пределы клетки в атмосферу.

3. Протоны, накапливаясь внутри тилакоида, образуют положительно заряженное электрическое поле. Со стороны, обращённой в строму, мембрана заряжена отрицательно. Постепенно разность потенциалов по обе стороны мембраны возрастает и, когда она достигает критической величины (? 200 милливольт), открывается пора в ферменте, встроенном в мембрану тилакоида (фермент называется АТФ-синтетаза). Протоны устремляются по протонному каналу в ферменте наружу – в строму. На выходе из протонного канала создаётся высокий уровень энергии, который идёт на синтез АТФ (АДФ + Фн > АТФ). Образовавшиеся молекулы АТФ переходят в строму, где участвуют в реакциях образования углеводов.

Итак, результат световой фазы – образование молекул, богатых энергией АТФ и НАДФ·H2, и побочного продукта – O2?.

Темновая фаза

Эта фаза проходит в строме хлоропласта, куда поступает CO2 из воздуха, а также продукты световой фазы АТФ и НАДФ·H2. Здесь эти соединения используются в серии реакций, “фиксирующих” CO2 в форме углеводов. Проследим по схеме: CO2 присоединяется к пятиуглеродному сахару (рибулёзодифосфату), который есть в строме. Образующаяся при этом шестиуглеродная молекула нестабильна и сразу расщепляется на две трёхуглеродные молекулы, каждая из которых присоединяет фосфатную группу от АТФ. Обогащённая энергией молекула становится способной присоединить водород от переносчика НАДФ·H2. На пятом этапе судьба трёхуглеродных молекул может быть различной: одни из них соединяются друг с другом и образуют шестиуглеродные молекулы, например, глюкозы, а те дальше объединяются в сахарозу, крахмал, целлюлозу и другие вещества. Другие трёхуглеродные молекулы используются для синтеза аминокислот, присоединяя азотсодержащие группы. Наконец, третьи вовлекаются в длинный ряд реакций, основной результат которых сводится к превращению пяти трёхуглеродных молекул в три пятиуглеродные молекулы рибулёзодифосфата. Он снова присоединяет углекислый газ, увеличивая общее количество фиксированного углерода в растении. Иными словами, процесс представляет собой цикл Кальвина (Нобелевская премия 1961 г).

Для создания одной молекулы глюкозы цикл должен повториться шесть раз: при этом всякий раз к запасу фиксированного углерода в растении прибавляется по одному атому углерода из CO2.АДФ, Фн и НАДФ+ из цикла Кальвина возвращаются на поверхность мембран и снова превращаются в АТФ и НАДФ·H2.

В дневное время, пока светит солнце, в хлоропластах не прекращается активное движение этих молекул: они снуют туда и сюда, как челноки, соединяя два независимых ряда реакций. Этих молекул в хлоропластах немного, поэтому АТФ и НАДФ·H2, образовавшиеся днём, на свету, после захода солнца быстро расходуются в реакциях фиксации углерода. Затем фотосинтез прекращается до рассвета. С восходом солнца вновь начинается синтез АТФ и НАДФ·H2, а вскоре возобновляется и фиксация углерода.

Итак, в результате фотосинтеза происходит превращение световой энергии в энергию химических связей в молекулах органических веществ. А растения, таким образом, являются посредниками между Космосом и жизнью на Земле”

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок конспект+презентация урока «Фотосинтез»

Урок в 9 классе по теме « Пластический обмен. Фотосинтез»

Цель урока: изучить механизм и значение процесса фотосинтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить представление о воздушном питании растений,

  • Раскрыть сущность процесса фотосинтеза,

  • Подробно изучить химизм и механизм световой и темновой фаз фотосинтеза,

  • Рассмотреть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

Развивающие:

  • Развивать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей,

  • Формировать навык самостоятельной работы с текстом учебника,

  • Продолжить работу по формированию научного мировоззрения на основании интегративного подхода к изучаемой проблеме;

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом,

  • Осуществлять экологическое воспитание,

  • Продемонстрировать возможность практического применения знаний для сохранения здоровья людей.

Тип урока: комбинированный урок.

Технология обучения: ИКТ -технология,

Ключевые понятия: фотосинтез, автотрофы, хлоропласт, хлорофилл, световая и темновая фаза, фотолиз воды

Оборудование: учебник «Общая биология. 10-11 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку;

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (1 мин) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Проверка Д/З (3 мин)

(СЛАЙД №2) Учащимся по очереди предлагается найти определение следующих терминов из предложенного списка

  1. Что такое метаболизм?

  2. Анаболизм – это..

  3. Катаболизм – это..

  4. Питание — это…

  5. Гетеротрофы – это..

  6. Автотрофы – это..

  7. Фототрофы – это..

  1. Метаболизм – совокупность химических реакций в живой клетке, складывающихся из противоположных процессов пластического и энергетического обменов.

  2. Пластический обмен – (ассимиляция, анаболизм) – совокупность реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез, биосинтез белков).

  3. Энергетический обмен – (диссимиляция, катаболизм) – совокупность реакций расщепления органических соединений, сопровождающихся выделением энергии.

  4. Питание – процесс потребления энергии и веществ. Итак, по способу питания, т.е. по способу извлечения энергии и по источникам энергии организмы бывают автотрофами (греч. “аутос” – сам, “трофос” – питание) и гетеротрофами (греч. “гетерос” – различный).

  5. Гетеротрофами называются организмы, не способные синтезировать органические соединения из неорганических, использующие в виде пищи (источника энергии) готовые органические соединения из окружающей среды. Это большинство бактерий, грибы, животные.

  6. Автотрофами называются организмы, создающие из неорганических веществ окружающей среды (почвы, воды, воздуха) органические вещества с помощью энергии света или химической энергии минеральных веществ, используемые для построения их тела. Автотрофы – это некоторые бактерии и почти все растения.

  7. Автотрофные организмы используют различные источники энергии. Для некоторых из них источником энергии служит свет, такие организмы называются фототрофами. Другие используют энергию, освобождающуюся при окислительно – восстановительных реакциях минеральных веществ и называются хемотрофами.

III Мотивационно-ориентационный этап (4 мин)

Подведение к теме (формулирование эвристического вопроса на основании рассказа учителя об опыте учёного).

Учитель: Ребята, биологию вы изучаете с шестого класса и за это время научились объяснять суть многих процессов и явлений, происходящих в природе. Но давайте мысленно перенесёмся лет на четыреста назад, в 1600 год. Именно тогда бельгийский естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Для этого он поставил опыт: посадил побег ивы в кадку с землёй, предварительно взвесив побег и землю. В течение пяти лет он поливал растение чистой дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что её вес увеличился на 65 килограммов, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что всё дело в поглощённой растением воде. Так возникла водная теория питания растений. (СЛАЙД 3)

Результаты проведённого опыта очень заинтересовали других учёных, а вот объяснение, предложенное Ван-Гельмонтом, их совсем не устроило. И начался активный поиск ответа на поставленный вопрос. Возвращаемся в XXI век. Как вы объясните результаты опыта? Чего не учёл бельгийский естествоиспытатель? (Выслушать варианты ответов учащихся).

Исследователь не учёл возможности воздушного питания растений, т.е. существование процесса фотосинтеза. Детальному изучению данного процесса мы посвятим сегодняшний урок, тема которого так и звучит: «Фотосинтез» (запись темы урока). Как вы думаете, какова цель нашего с вами сегодняшнего урока? (высказывания учащихся) (СЛАЙД №4)

IV Изучение нового материала (25 мин)

Условия необходимые для фотосинтеза. Место протекания процесса (5 мин)

Учитель: Знакомиться с процессом фотосинтеза вы начали ещё в начальной школе, а более подробно изучать – в курсе биологии шестого класса. Как вы тогда объясняли, что такое фотосинтез? (варианты ответов учащихся)

(СЛАЙД №5)

Фотосинтез – это процесс образования кислорода зелёными растениями на свету.

Фотосинтез – это образование на свету в листьях из углекислого газа и воды органических соединений (определение, данное в 70-е годы XIX столетия К.А. Тимирязевым).

Очень образно описал это явление русский ученый, физиолог растений – К.А. Тимирязев: “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”. (Климент Аркадьевич – не первый, кто заинтересовался ролью зеленого листа, но он первый обобщил все данные о фотосинтезе, которые были известны в науке к началу XX века и сформулировал научное понятие этого процесса в книге “Жизнь растений”).

( учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Многие ученые пытались изучить данный процесс, и объяснить, что происходит в растениях на свету, проводили для этого различные эксперименты.

Английский химик Джозеф Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением и дыханием людей и животных. Он помещал под колокол вместе с горящей свечой или живой мышью разные вещи. Так под колокол попал пучок мяты, который там рос и делал воздух пригодным для горения и дыхания. Опыты Пристли произвели сильное впечатление. Шведский исследователь Карл Шееле, скромный аптекарь, попытался повторить опыты Пристли в своей домашней лаборатории, где он проводил эксперименты в свое свободное время – в основном по ночам. Но у него получилось, что растения не улучшали воздух, а делали его непригодным для горения и дыхания. На основании своих опытов Шееле обвинил Пристли в обмане. Пристли стал повторять опыты, и тут стало все непонятно. Растения то улучшали воздух, то нет. Причина неудач Пристли была в том, что ни он, ни Шееле не выяснили при каких внешних условиях растения очищают и портят воздух. Точку в этом вопросе поставил Ян Ингенхауз – личный врач австрийской императрицы Марии Терезии. Он проделал 500 опытов с веточкой элодеи. На солнечном свету из растения поднимались пузырьки газа. Ингенхауз собрал газ и проверил, что это чистейший кислород. Но оказалось, что пузырьки выделялись только на свету, причем незеленые части растений пузырьков не выделяли. Таким образом Ингенхауз доказал, что растения действительно улучшают воздух, но только на свету.

Задание: Рассмотрите имеющиеся иллюстрации опытов и их описание. Подумайте и ответьте на вопрос, что доказывает каждый из предложенных опытов? (СЛАЙДЫ №5,6)

1 Опыт Джозефа Пристли (с мышонком). Выделение растениями кислорода, необходимого для дыхания живых организмов.

2 Опыт с лучинкой. Зелёные растения выделяют кислород только на свету.

3 Опыт с окаймлённой геранью. Органические вещества образуются только при наличии хлорофилла.

4 Опыт со щёлочью под колпаком. Необходимость углекислого газа для фотосинтеза.

5 Опыт с надписью на листе герани. Образование крахмала в листьях на свету.

Учитель: Сделайте вывод, какие основные вещества необходимы для процесса фотосинтеза

При каких условиях возможно протекание процесса фотосинтеза? (Ответ: углекислый газ, вода, хлорофилл, свет).

Следовательно, мы можем предположить, что для протекания данного процесса необходимо наличие определенных веществ и условий.

А где же конкретно происходит процесс фотосинтеза? Для того, чтобы это определить составьте схему из предложенных изображений, которая будет отражать место протекания процесса фотосинтеза. (СЛАЙД №8)

Растение – лист –– клетки – пластиды (хлоропласты) – тилакоиды, содержащие пигмент хлорофилл.

Именно в этих маленьких структурах и происходит процесс фотосинтеза. А вспомните пожалуйста в чем особенности строения хлоропласта. (СЛАЙД №9)

Учитель: Все эти особенности фотосинтеза мы с вами изучали еще в 6 классе, но вы теперь учащиеся 10-го класса, поэтому вам свойственно стремление проникнуть в суть любого процесса и понять его механизм.

Борис Пастернак писал:

«Во всём мне хочется дойти

До самой сути,

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины…»

Фазы фотосинтеза. Работа в парах (15 минут)

Учитель: Фотосинтез является сложным многоступенчатым процессом, часть реакций которого происходит на свету, а часть – в его отсутствии. Следовательно, выделяют две фазы фотосинтеза световую и темновую. И сейчас вы самостоятельно попытаетесь определить суть этих процессов. Путем заполнения таблицы Работа в парах. 1 ряд – характеризует световую фазу, 2 – ряд темновую. После заполнения таблицы, учитель предлагает 1 учащемуся каждой группы выступить и объяснить суть процесса, и одновременно на экране демонстрируется суть каждого этапа фотосинтеза.

(СЛАЙД №10-11)

Сравнение этапов фотосинтеза

Условия

Свет

Наличие света не обязательно

Необходимые вещества

Вода, углекислый газ, АДФ, НАДФ

Углекислый газ, АТФ, НАДФ-Н,

Процессы, происходящие на данном этапе

Фотолиз воды,

Нециклическое фосфорилирование (образование АТФ)

Цикл Кальвина

Что образуется?

Кислород (удаляется в атмосферу), АТФ, НАДФ-Н.

Глюкоза, АДФ, НАДФ

В итоге суммарное уравнение двух этапов фотосинтеза будет выглядеть следующим образом

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

Значение фотосинтеза (5 минут) (СЛАЙД №12)

Учитель: О фотосинтезе можно говорить не только на уроках биологии и химии. Если по-настоящему любить природу, можно описать этот процесс красивым литературным языком. Послушайте выдержку из работы К.А. Тимирязева (предложить учащимся закрыть глаза и мысленно нарисовать картинку к тексту).

«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем сознании».

Как вы думаете, почему К.А. Тимирязев считал, что растениям в нашей жизни принадлежит космическая роль?

Основным источником тепла и света является космическое тело – Солнце. А зелёные растения – единственные организмы на нашей планете, которые способны усваивать солнечную энергию и переводить её в химическую энергию органических веществ.

Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: «Что движет проходящий перед нами поезд?» «Конечно, твое изобретение», –ответил его друг. «Нет, – сказал Стефенсон, – его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение».

Какую ещё роль играет фотосинтез?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на с.91 (с последнего абзаца). И приложение №3

Значение фотосинтеза

Ежегодно на планете образуется 150 млн тонн органического вещества.

В атмосферу ежегодно выделяется 200 млн тонн кислорода, который необходим для всех живых организмов.

Из кислорода в верхних слоях атмосферы образуется озон, который защищает всё живое на Земле от губительного действия УФ-лучей.

Фотосинтез регулирует содержание углекислого газа в атмосфере.

Теперь как квалифицированные специалисты по вопросам фотосинтеза ответьте на вопрос: почему в школах должно уделяться большое внимание вопросам озеленения кабинетов?

(Ответ: так как зелёные растения регулируют содержание кислорода и углекислого газа в воздухе, улучшают микроклимат и просто радуют глаз, напоминая, что вслед за холодной зимой обязательно наступит тёплая весна). Всё это способствует сохранению здоровья работников школы и учащихся. (Слайд 10).

V Закрепление. (5 минут) ( СЛАЙД 13 -19)

В качестве закрепления интерактивный тест.

VI Подведение итогов, оценивание учащихся ( 2 мин)

Учитель: Давайте вспомним тему нашего сегодняшнего урока и цель, которую мы с вами ставили в начале урока. ( ответы учащихся)

Как вы думаете достигли ли вы темы нашего сегодняшнего урока? Что узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

VII Домашнее задание (30 сек) (СЛАЙД№20)

Параграф 24, ответить на вопросы после параграфа, творческое задание, сделать рисунок объясняющий процесс фотосинтеза для учащихся 6 класса.

Рефлексия (30 сек) (СЛАЙД №21)

Оцените урок и свою работу на уроке

  1. Урок не понравился, не узнал ничего нового

  2. Урок прошел как обычно

  3. Урок понравился, узнал много нового

infourok.ru

Урок биологии в 9-м классе по теме «Биосинтез углеводов — фотосинтез»

Разделы: Биология


Цель урока:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний особенностей процесса фотосинтеза, роли фотосинтеза в природе, условий, влияющих на его скорость;
  • воспитание экологического сознания на примере космической роли фотосинтеза;
  • развитие умения применять знания на практике
  • развитие познавательных умений путем выделения главного и осуществления частично-поисковой познавательной деятельности
  • развитие умений учебного труда путем развития способности работать в должном темпе

Оборудование: ПК, мульимедиапроектор, презентация «Биосинтез углеводов – фотосинтез».

Ход урока

1. Мотивация

Слайд 1.

Учащимся предлагается составить небольшой рассказ, используя слова: солнце, хлорофилл, атмосфера, жизнь, фотосинтез.

2. Предъявление темы урока, целеполагание.

Слайд 2.

3. Изучение новой темы.

История открытия фотосинтеза

Используя дополнительный материал (Приложение 1) выбрать основные вехи в истории открытия фотосинтеза.

Дата

Ученый

Вклад в науку

Слайд 4.

Механизм фотосинтеза

Используя имеющиеся знания рассказать о процессе фотосинтеза используя рисунок и схему-лабиринт.

Слайд 5.

Слайд 6.

Фазы фотосинтеза

Рассказ учителя по схеме (на слайде и в учебнике «Основы общей биологии. 9 класс»)

Слайд 7.

Запись в тетради этапов процессов световой и темновой фаз фотосинтеза.

Слайд 7.

Условия, влияющие на скорость фотосинтеза

Поисковая беседа.

Слайд 8.

4. Первичное закрепление знаний

Почему лист зеленого растения называют живой фабрикой?

Рассказ учащихся по анимации «Схема процесса фотосинтеза»

Слайд 9.

Роль фотосинтеза в природе

Масштабы фотосинтеза (знакомство с информацией на слайде).

В чем заключатся космическая роль процесса фотосинтеза? Просмотр видеофрагмента «Космическая роль зеленых растений».

Слайд 10.

5. Рефлексия

Составление рассказа, по словам солнце, хлорофилл, атмосфера, жизнь, фотосинтез. Осознание «прироста» знаний

Слайд 11.

6. Применение знаний

Работа по заданиям (Приложение 2).

7. Домашнее задание

§ 11. Составить синквейн на тему «Фотосинтез».

Приложение 3 

Приложение 4

Приложение 5

Технологическая карта урока по теме «Биосинтез углеводов – фотосинтез»

Технология: ИКТ.

Сочетание с другими технологиями: технология развивающего обучения, ТРКМ, проблемное обучение.

Задачи применения, создание условий для использования ИКТ в учебной, творческой, самостоятельной деятельности.

Материал компьютерная презентация «Биосинтез углеводов – фотосинтез», распечатки заданий по теме урока.

Этапы урока

Содержание

Действие ученика

Действие учителя

Результат

Мотивация

Составить рассказ по предложенным словам на основе имеющихся знаний (солнце, хлорофилл, атмосфера, жизнь, фотосинтез)

Используя имеющиеся знания по теме, составляют рассказ

Формирование и поддержание интереса к теме.
Заслушивание нескольких рассказов учащихся без комментария

Разные рассказы учащихся наглядно доказывают недостаточность знаний по теме

Усвоение новых знаний

Презентация, эвристическая беседа

Активное усвоение новых знаний за счет поэтапного предъявления с опорой на имеющиеся знания, интерактивности и наглядности изложения нового материала

Поэтапное представление учебной информации.
Демонстрация процессов в интерактивном режиме

 Активное усвоение новых знаний

Первичное закрепление знаний

Рассказ о процессе фотосинтеза по анимированной схеме

Комментарий процесса фотосинтеза по анимации

Постановка проблемных вопросов

Отработка ключевых понятий

Рефлексия

Оставление рассказа по тем же словам на основе полученных знаний

Повторное составление рассказа по заданным словам

Помощь учащимся в осознании «прироста» знаний

Осознание значимости приобретения новых знаний учащимися

Применение знаний

Задания по теме урока

Применение знаний полученных на уроке

Подборка разноуровневых заданий для проверки степени усвоения знаний

Применение полученных знаний в новых условиях

17.04.2010

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *