cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок щелочноземельные металлы урок 9 класс – Щелочноземельные металлы (9-й класс)

Щелочноземельные металлы (9-й класс)

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Задачи урока:

Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы — щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний.

Беседа.

— Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?

Ученик:

— В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность.

Учитель:

— Физические свойства щелочных металлов?

Ученик:

— Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

Учитель:

— Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:

  • I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
  • I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
  • I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.

Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”

Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.

Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях этих металлов.

Определить области применения этих соединений.

— Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, просмотрим презентацию.

  1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
  2. Строение атома щелочных металлов.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Применение щелочноземельных металлов.

Беседа.

Учитель:

Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева .

1. Перечислите щелочноземельные металлы

Ученик:

— Это магний, кальций, стронций, барий, радий.

Учитель:

2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными?

Ученик:

Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название «земли»

Учитель:

3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Ученик:

— II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?

Ученик:

— Металлы II группы главной подгруппы — это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.

Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе?

Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?

Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)

Физкультминутка – отдых глазам.

Учитель:

— Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

Ученик:

— Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами ( с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

Учитель:

— А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочноземельных металлов.

4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.

Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.

  • работать в вытяжном шкафу
  • на подносе
  • сухими руками
  • брать в малых количествах

Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.

Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.

Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария

Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке, что понравилось.

6. Домашнее задание.

§ 12 упр.1(б) упр.4

Литература.

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
  2. Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
  4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2005.
  5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание

29.03.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация + конспект урока для 9 класса по теме «Щелочноземельные металлы»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24» г. Сыктывкара

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Щелочноземельные металлы

Выполнила: Малахаева Анна Львовна

СЫКТЫВКАР, 2015

Цель урока:

  1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;

  2. Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

Тип урока — урок освоения нового материала.

Технология критического мышления

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

Приемы обучения:

Задачи

I Обучающие:

  • Описывать физические свойства ЩЗ металлов;

  • Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.

II Развивающие:

III Воспитательные:

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор

  • для демонстрационных опытов: магний, соляная кислота, ложечки для сжигания веществ, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки;

  • инструктивная карточка «Применение ЩЗ металлов и их соединений»

Литература для учителя:

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.

  4. Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург.

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? (Слайд 1). Металлы.

II Актуализация знаний

Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов (Слайд 2). А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия. Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы (Слайд 3). Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение (Слайд 4). Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов (Слайд 5).

Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия (Слайд 6).

Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.

Химические свойства ЩЗ металлов.

Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с галогеном на примере магния. 2Me + O2 = 2MeO (оксид), 2Mg + O2 = 2MgO. Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)). Me + Hal2 = MeHal2 (галогениды), Mg + Cl2 = MgCl2.

II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS (сульфид), Sr + S = SrS; Me + N2 = Me2N3 (нитрид), Sr + N2 = Sr2N3. III колонка – с водородом и с водою на примере кальция. Mе + H2 = MеH2 (гидрид), Ca + H2 = CaH2; Ме + 2Н2О = Mе(OH)2 + H2, Ca + 2Н2О = Ca(OH)2 + H2.

Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me + кислоты = соль + H2 (Слайд 7). Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется водород. Mg + 2HCl = MgCl2 + H2.

Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов. Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах (Слайды 8-9).

III Закрепление

Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение (Слайд 10). А теперь «Заполним пропуски!» (Слайд 11). Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be, II вариант – Mg, III вариант – Ca, IV вариант – Sr, V вариант – Ba, VI вариант – Ra (Слайд 12).

Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и нахождение ЩЗ металлов и их соединений»

Бериллий — твердый металл светло-серого цвета. Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

Магний мягкий, серебристо-белый металл. Был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MgCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

Кальций — мягкий серебристо-белого цвета. Занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.

Стронций — мягкий, ковкий и пластичный серебристо-золотого цвета. Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» — сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3. Основные области применения стронция и его химических соединений — это радиоэлектронная промышленность, пиротехника, металлургия

Барий — мягкий металл серебристо-белого цвета. Встречается в виде барита BaSO4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

Радий — блестящий металл серебристо-золотого цвета.

Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других приборов).

Заполни пропуски!

  1. Ca + … = 2CaO

  2. … + … = Be3N2

  3. Mg + … = MgSO4 + …

www.metod-kopilka.ru

Разработка урока по химии в 9 классе: «Щелочные и щелочноземельные металлы»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение —

основная общеобразовательная школа ст.Луковская им. С.Г.Астанина Моздокского района РСО-Алания»

Конспект урока по химии
в 9 классе

«Щелочные и щелочно-земельные металлы»

УМК О.С.Габриелян «Химия 9 класс»

подготовила

учитель химии, биологии

Талицких Марина Владимировна

г. Моздок
2018

9 класс

Урок №_________

Тема урока: Щелочные и щелочно-земельные металлы, их соединения.

Цели и задачи урока:

  • Обучающая: Дать общую характеристику щелочных и щелочноземельных металлов;

  • Разобрать физические и химические свойства их соединений: оксидов, гидроксидов, солей;

  • Развивающая:

  • Повторить свойства основных оксидов и щелочей.

  • Воспитательная: формировать понимание роли химии в историческом развитии мира;

Оборудование: Периодическая система, видеосюжеты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з:

1. Электролиз.

2. Классификация коррозии.

3. Способы защиты от коррозии.

4. Радец. Стр 82 задачи 7,8

  1. Основная часть.

    1. Строение атомов щелочных металлов.

3 Li — литий

3Li К L

Литий +3 ) ) 1s22s10 2s 2р

2 1 1s

11 Nа — натрий

3d

11Nа К L М 3s 3р

Натрий +11 ) ) ) 1s22s263s103d0 2s 2р

2 8 1 1s

в группе сверху вниз восстановительные свойства усиливаются

У элементов II группы главной подгруппы на внешней орбитали по 2 ē.

4 Be — бериллий

4Be К L 2р

Бериллий +4 ) ) 1s22s20 2s

2 2 1s

    1. Физические свойства.

Щелочные металлы – серебристо-белые мягкие вещества, с металлическим блеском, легкие, легкоплавкие, плотность возрастают от Li к Cr, t пл уменьшается.

Be, Mg, Ca, Sr, Ba – серебристо-белые металлы, тверже, чем щелочные металлы, покрываются оксидной пленкой.

    1. Химические свойства:

  1. с водородом

2Na0 + Н20= 2Na+1H-1

2ē гидрид натрия

  1. с хлором

2Na0 + Cl20= 2Na+1Cl-1

2ē хлорид натрия

  1. с серой

2Na0 + S0= Na2+1S2

2ē сульфид натрия

  1. с кислородом

2Na0 + O20= Na2+1O2-1

2ē пероксид натрия

2K0 + O20= K2+1O2-1

2ē пероксид калия

4Li0 + O20= 2Li2+1O-2

4ē оксид лития

  1. с водой — опыт

2Na0 + 2Н+1OH= 2Na+1OH + H20

2ē гидроксид натрия

    1. Соединения щелочных металлов: Ме2О; МеОН; соли

а) Оксиды основные, взаимодействуют с

1) водой Na2O + H2O = 2NaOH

2) кислотными оксидами Na2O + SO3 = Na2SO4

3) с кислотами Na2O + 2HCl = 2NaCl +H2O

б) Гидроксиды – щелочи, взаимодействуют с

1) с кислотными оксидами

2NaOH + SO3 = Na2SO4 +H2O

2) с кислотами – реакция нейтрализации

NaOH + HCl = NaCl +H2O

OH + H+ = H2O

3) с солями (если ↓ или ↑)

3NaOH + Fe Cl3 = 3NaCl +Fe(OH)3

3OH + Fe+3 = Fe(OH)3

NH3

NaOH + NH4Cl = NaCl + NH4OH

H2O

OH + NH4+ = NH3 ↑ + H2O

4) с амфотерными оксидами, гидроксидами

ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 +H2O

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 +2H2O

в) Соли

Na2CO3 – карбонат натрия (сода)

Na2CO3 ∙ 10 H2O – кристаллическая сода

NaHCO3 — пищевая сода

Na2SO4 ∙ 10H2O — глауберова соль

K2CO3 — поташ

NaCl — поваренная соль

    1. Химические свойства щ-з металлов: такие же как у щелочных металлов

  1. с кислородом Сa, Mg имеют способность восстанавливать редкие

  2. с хлором металлы из их оксидов:

  3. с серой 3Mg0 + Mo+6O3 = 3Mg+2O + Mo0

  4. с азотом

  5. с водородом

  6. с водой

    1. Соединения щелочно-земельных металлов: соли

  1. а) Оксиды – Ме+2О – твердые, тугоплавкие, проявляют основные свойства.

  2. t

  3. Получают обжигом карбонатов: CaCO3 = CaO + CO2

  4. б) ГидроксидыМе+2(ОН)2от Ca(ОН)2 до Вa(ОН)2 растворимость повышается, их относят к щелочам.

  5. Получают взаимодействием оксидов с водой: CaO + H2O = Ca(ОН)2

  6. в) Соли

  1. CaCO3 – мел, мрамор, известняк

  2. CaSO4 ∙ 2H2O – гипс

  3. MgSO4 – английская соль

  4. 2CaSO4 ∙ H2O — алебастр

  1. Дополнение:

  1. CaO – негашеная известь

  2. MgO – жженая магнезия

  3. Ca(ОН)2 – гашенная известь (известковая вода, известковое молоко)

  4. Закрепление: ЦОРы

  5. Д/з: §14,15 упр 1,2,5 стр 94-96, упр 3,5 стр 106-107

  6. Список использованной литературы

  7. 1. О.С.Габриелян «Химия 9 класс – изд. «Дрофа». 2014 г.

  8. 2. А.М.Радецкий «Дидактический материал по химии 8-9 класс» – М.: «Просвещение», 2011 г.


  9. Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. «Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов» — Видеосюжеты

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75749/?interface=catalog&class=51&subject=31

multiurok.ru

План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: Конспект урока «Соединения щелочноземельных металлов»

Конспект урока по химии для 9 класса по теме

Соединения щелочноземельных металлов

Тип урока: комбинированный

Общая дидактическая цель: создать условия для изучения новой темы «Соединения щелочноземельных металлов».

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята, все готовы к уроку? Садитесь.

2. Проверка домашнего задания

А сейчас давайте проверим, как вы дома поработали дома с прошлой темой.

Фронтальный опрос:

  1. Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы? (2 группа главная подгруппа)
  2. Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам? (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra)
  3. Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы (на внешнем энергетическом уровне по 2 электрона)
  4. Как строение атомов IIА определяет их химические свойства? (они будут проявляться восстановительные свойства, т.е. отдавать электроны)

                Хорошо, молодцы.

3. Актуализация и коррекция опорных знаний и умений

Сейчас я предлагаю каждому самостоятельно выполнить задания на карточке, которая лежит у вас на столах. Напишите ваше имя и фамилию и свои ответы записывайте прям в нее.

Карточка с заданиями:

1. Запишите химические символы щелочноземельных металлов в порядке увеличения их относительной атомной массы – …

Ве, МgСа, Sr,Ba

2. Запишите уравнение реакции образования нитрида кальция

3Са+N2=Са3N2

3. Какой металл II группы главной подгруппы периодической системы, не реагирующий с водой – …

Ве

4. Запишите пару щелочноземельных металлов, используемых в пирометаллургии

Мg и Са

5. Какой из щелочноземельных металлов наиболее энергично реагирует с водой?

Ba

Закончили? Хорошо, давайте проведем самоконтроль выполнения заданий. На доске представлены правильные ответы и критерии оценки вашей работы. Пожалуйста, проверьте себя. На столах у вас лежат оценочные листы, поставьте в него вашу первую отметку.

4. Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности

Молодцы, давайте перейдем к теме нашего урока. Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть короткие видеофрагменты. По окончании, вы попробуете сами сформулировать тему нашего занятия. Внимание на экран. (показываю видеоролики о соединениях кальция и магния).

Итак, давайте попробуем. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем разговаривать?

Примерные ответы:

  1. О кальции и магнии
  2. Об их распространенности в природе
  3. О щелочноземельных металлах, а конкретнее об их соединениях.

Верно, давайте запишем тему нашего урока «Соединения щелочноземельных металлов».

Ребята, а какова цель нашего занятия? Как вы думаете?

Примерные ответы:

  1. Узнать, где встречаются соединения этих металлов в природе
  2. Поговорить об их применении
  3. Изучить их физические свойства
  4. Выделить их химические свойства

5. Восприятие и первичное осознание нового материала

Вы сегодня не просто так сидите по группам, изучение соединений щелочноземельных металлов мы будем осуществлять по определенному плану. У вас на столах лежат карточки с заданием, которые вы должны выполнить в группе. Каждая группа рассматривает свой вопрос. Все необходимое оборудование у вас есть. На эту работу у вас 10 минут. По окончании, по одному представителю от группы, его вы выберите самостоятельно, выйдет сюда и расскажет, над чем вы работали всем остальным ребятам.

Я буду подходить к вам, можете задавать мне вопросы. Задание понятно? Тогда приступаем к выполнению.

1 группа: Распространение соединений щелочноземельных металлов в природе, образцы соединений, их химические формулы.

2 группа: Физические свойства соединений щелочноземельных металлов. Жесткость воды.

3 группа: Химические свойства соединений щелочноземельных металлов.

4 группа: Получение и применение соединений щелочноземельных металлов.

6. Первичное обобщение и систематизация знаний

Хорошо, заканчивайте. Я попрошу по одному представителю от каждой группы по очереди выйти сюда и поделиться с нами, над каким вы вопросом работали, что вам удалось выяснить. В процессе выступления остальные ребята могут задать вопросы и записывают к себе в тетрадь основные моменты, касающиеся вопроса.

7. Рефлексивно-оценочный этап        

        Хорошо, спасибо. Молодцы. Сейчас попробуйте оценить коллективно работу каждого члена группы. Критерии оценки лежат у вас на столах. Полученный результат каждый запишите себе в оценочный лист. Обсуждайте. Готовы?

Ребята, давайте вместе сейчас обобщим все, что было сказано на уроке.

Вопросы:

  1. В виде каких полезных ископаемых встречаются соединения щелочноземельных металлов? (известняк, гипс, кварц, кальцит, песчаник, мрамор)
  2. Что такое жесткость воды?
  3. Как получают оксиды щелочноземельных металлов? (обжигом карбонатов)
  4. Какими физическими свойствами обладает карбонат кальция?
  5. С какими неорганическими веществами реагируют оксиды щелочноземельных металлов? ( с водой, кислотами, солями).
  6. Каков характер оксидов щелочноземельных металлов? (основный)

На мой взгляд, все поработали хорошо.

8. Домашнее задание

А сейчас откройте ваши дневники, давайте запишем, что вы будете делать дома. Прочитать §12, выполнить упражнения 4 и 5 письменно. Задание понятно? Убираем дневники.

9. Организованное окончание урока

Задайте мне вопросы. Положите на край стола ваши карточки с заданиями и оценочные листы. Я их соберу и поставлю оценку за работу на уроке. Если вопросов нет, то можете быть свободны. Спасибо за урок, до свидания!

Задача: При разложении известняка, массой 380 грамм образовался газ. Какой объем газа выделился, если выход от теоретически возможного составил 85%? (      )

nsportal.ru

Технологическая карта урока химии 9 класс по теме «Щелочноземельные металлы»

Предмет: химия Класс: 9 УМК: Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман. Тип урока: комбинированный.

Технологическая карта урока при изучении темы «Щелочноземельные металлы»

Цели

Образовательные: формирование представления о существовании щелочноземельных металлов.

Воспитательные: воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: формирование УУД:

— Личностные УУД: Выработка положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Регулятивные УУД:

  • планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

  • выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи;

  • осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей работы в процессе достижения результата в соответствии с образцами.

Коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

  • устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

  • строить понятные для собеседника высказывания, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь.

Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы;

  • анализировать разные щелочноземельные металлы по физическим и химическим свойствам;

  • понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Основное содержание темы

Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Получение щелочноземельных металлов.

Планируемый результат

Предметные:

Знать

  • Положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • Общие физические и химические свойства щелочноземельных металлов и основные способы их получения;

  • Области применения щелочноземельных металлов.

Уметь

  • Характеризовать свойства групп химических элементов щелочноземельных металлов, в свете изученных теорий;

  • Распознавать важнейшие катионы.

Личностные:

  • понимать полученную информацию, представленную в схемах, таблицах, рисунках.

Основные понятия

Оксид, щелочь, химическая реакция,

Межпредметные связи

Физика: разделы: «Атомно-молекулярное учение», «Строение атома». Биология- значение для организма человека.

Математика: разделы «Нахождение наименьшего общего кратного», «Математические расчеты»

Ресурсы:

— основные Рудзитис Г.Е. химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман.- 13-е изд. — М.: Просвещение, 2009.- 191с.: ил.

— дополнительные КИМ. ОГЭ химия под редакцией Д.Ю Добротина. ФИПИ , М 2018

Демонстрации

коллекция природных минераллов.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Актуализация знаний и умений; формулирование темы урока, постановка цели

1.Слушают вопросы учителя, во фронтальном режиме отвечают на вопросы, контролируют правильность ответов учащихся.

1.Организует деятельность по проверке домашнего задания, проводит фронтальный опрос; подводит итог опроса.

§ 39 (вопросы 2-7 с.118)

Знать: строение щелочных металлов и их свойства.

(Познавательные УУД).

давать определения понятиям; осуществлять сравнение и обобщение.

(Коммуникативные УУД). Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания

(Регулятивные УУД).

Слушать в соответствии с установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников; формулировать тему и цель урока.

2.Отгадывают загадки, пытаясь сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы:

  1. Металлы расположены во II группе, главной подгруппе.

  2. К металлам II группы главной подгруппы относят

2.Задает загадки, подводя к теме урока «Щелочноземельные металлы».

1. Где расположены данные металлы в Периодической системе химических элементов?

2. Какие металлы расположены в данной подгруппе II группы?

Уточняет тематические рамки.

Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока.

«Меня в составе мрамора найди,

Я твердость придаю кости,

В составе извести еще меня найдешь,

Теперь ты верно назовешь». (Кальций)

«Я блестящий светло-серый,

образую хлорофилл.

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил».

(Магний).

Знать:

положение щелочноземельных металлов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

II. Изучение нового материала

1.Работают в парах: составляют электронные и графические формулы в тетради, а затем на доске.

Учащиеся отвечают:

  1. внешний уровень завершается s -электронами

  2. внешний уровень имеет формулу nS2

Делают выводы о строении атомов щелочноземельных металлов

Вывод: щелочноземельные металлы в соединениях проявляют степень окисления +2.

Учитель проверяет, просит других учащихся исправить ошибки.

Учитель задает вопросы

1.Объясните, что общего в электронных формулах данных элементов?

Задание составить электронные формулы элементов (бериллия, кальция, магния). Работа 1 ученика у доски

Знать:

строение атомов щелочноземельных металлов

Уметь:

объяснять свойства простых веществ металлов на основании их строения.

(Коммуникативные УУД). Умение договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

(Познавательные УУД) Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

(Регулятивные УУД). Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Осуществлять самоконтроль процесса и результата выполнения задания. (Личностные УУД). Самостоятельно работать с текстом я. выполнять конспект

2.Индивидуальная работа с текстом учебника с.120-121

Предлагает оформить результаты в виде таблицы.

Используя текст учебника на примере кальция составить характеристику вещества по плану:

  • нахождение в природе

  • получение

  • физические свойства

  • химические свойства

  • применение

Уметь:

Распознавать важнейшие катионы щелочноземельных металлов Ca2+, Ba2+, Mg2.

Демонстрация коллеции природных минералов

Предлагает просмотреть природные соединения щелочноземельных металлов

Виртуальный опыт: изменение окраски пламени солей щелочноземельных металлов.

III.Закрепление нового

1.Составляют уравнения реакций Ba(OH)2+2HCl=BaCl2+2H2O-реакция обмена, нейтрализации

Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:

«Дружили Соляная Кислота и Щелочь — Гидроксид Бария. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости свою подругу Щелочь. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать своей подружке сад. Но, что это, все деревья, кусты, цветы засохли, хотят пить и просят о помощи.

-Давай поможем им, — сказала Кислота и задумалась. А как?

-Я знаю, как им помочь! — воскликнула Щелочь. — объединим мою ОН- группу и твой водород.

— С удовольствием, — согласилась Кислота.

Вода эликсир жизни на земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли и Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Всё ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

Физкультминутка

Знать:

химические свойства щелочноземельных металлов

(Познавательные УУД). Описывать самостоятельно уравнения реакций, используя язык химии.

(Коммуникативные УУД). Адекватно использовать письменную речь

(Личностные УУД).

Понимать значимость химических знаний в практической жизни.

2.Групповая работа. Контролирующее задание по составлению схем превращений соединений щелочноземельных металлов

ОГЭ ким стр 43 №19 №20

.ВЫПОЛНИТЬ В ТЕТРАДИ

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Организует контроль усвоения знаний; предлагает в парах организовать контроль знаний с помощью схем превращений

Cхемы

Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2

Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4

Знать:

химические свойства щелочноземельных металлов

(Регулятивные УУД). Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать отличия от эталона.

(Познавательные УУД) Строить логические рассуждения, создавать обобщения, делать выводы.

(Коммуникативные УУД). Организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

IYРефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным?

V. Домашнее задание

слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания §40-41.

Выполнить упражнения 1-2 с.125

ОГЭ выполнить упр 9стр 125

Творческое задание по желанию. Значение содержания ионов кальция и магния в организме человека.

(Регулятивные УУД). Адекватно воспринимать оценку учителя

(Личностные УУД).

Умение договариваться между собой.

Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2

Ba→BaO→Ba(OH)2→BaSO4

Mg→MgO→Mg(OH)2→MgCl2

Ионы кальция играют роль в работе сердца, процессах свертываемости крови, для работы НС.

Суточная потребность кальция- 1,5 г. Кальций входит в состав сыра, петрушки, творога, салата.

Магний – стимулятор обмена веществ, содержится в печени, крови, костях, нервной ткани, мозге. Входит в состав хлорофилла, т.е. участвует в процессе фотосинте

Маршрутный лист ученика______________________

1.Заполните таблицу «Характеристика элементов главной подгруппы 2 группы ПСХЭ Д.И. Менделеева».

2.Работа с учебником стр 120-122 Заполнить табл.
Химические свойства

Получение

Применение

Важнейшие соединения кальция

3. Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции:

4.Осуществите цепь превращений Ca→CaO→Ca(OH)2→Ca(NO3)2

ОГЭстр 43 вариант 7 № 19,20

5.Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Что было полезным и интересным? 6. Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект урока для 9 класса «Соединения щелочноземельных металлов»

Урок. Соединения щелочноземельных металлов

 Урок на основе технологии критического мышления.

Цель: Рассмотреть важнейшие соединения элементов главной подгруппы II группы и их практическое значение.

На стадии «вызов», каждый учащийся получает карточку:

Выберите верное утверждение:
1. Щелочноземельные металлы хранят под слоем керосина, как и щелочные металлы.
2. Бериллий входит в состав «бериллиевой бронзы» — упругого и долговременного материала для изготовления подшипников, рессор, амортизаторов. В каждом современном самолете около 1000 деталей из такой бронзы.
3. Основные компоненты зубной пасты – мел и гипс.
4. Гипс, мел, мрамор – это СаСО3.
5. В коровьем молоке содержится много кальция и магния.
6. Кальций – самый «живой» металл, т.к. в организме человека его содержится больше 1,5 кг; 
7. Негашёная известь – это гидроксид кальция Са (ОН)2
8. Кальций реагирует с водой, образуя известковое молоко.
9. Недостаток магния вызывает размягчение костей.
10. Горькая соль (глауберова соль) – это хлорид магния, из-за него морская вода горькая.
11. Магнезию используют спортсмены, натирая ладони перед выступлением на брусьях или кольцах.
12. МgСО3 называют содой и используют для изготовления мыла и стекла.
13. ВаSO4 в смеси с водой дают больному, чтобы сделать рентгеновский снимок желудка.

14. Соли Са, Мg, Sr, Ba используют для производства фейерверков и салютов.


Учащийся, основываясь на знаниях, полученных ранее и на своем жизненном опыте, отмечает в тетради правильные утверждения знаком «+» и не правильные знаком «-».
Например, заполняет т.о.:
1. +
2. –
3. + 
4. т.д.
Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают свои ответы.
После этого учитель задает вопрос: «Поднимите руки те, кто не сошелся во мнении по первому вопросу», «По – второму» и т.д. Учащиеся высказывают свое мнение. Правильного ответа учитель не дает, а только выслушивает и может наталкивать учащихся на сомнение.
 
Следующий этап «осмысление». Учащиеся работают по учебнику(§12,стр.52-56).
Находят правильные ответы и выписывают их в тетрадь, а у своего первоначального ответа вновь ставят рядом «+» или «-», например: 1.+ +; 2.- +; 3. + — и.т.д. Если времени на уроке осталось мало (зависит от уровня класса), можно ограничиться только проставлением знаков «+» или «-», не выписывая предложения.

 На этапе «рефлексия» учитель спрашивает правильный ответ по каждому утверждению, при этом тетради учащихся могут быть закрыты или собраны для проверки правильности выполнения.

doc4web.ru

Урок 24. щелочноземельные металлы. важнейшие соединения щелочноземельных металлов их применение. — Химия — 9 класс

Конспект
К щелочноземельным металлам относят кальций, стронций, барий, радий.
Происхождение этого названия связано с тем, что их оксиды по терминологии алхимиков «земли», взаимодействуя с водой образуют щелочи.
Щелочноземельные металлы вместе с бериллием и магнием образуют II группу главную подгруппу в периодической системе химических элементов им. Д.И. Менделеева. На внешнем энергетическом уровне в атомах щелочноземельных металлов, как и у бериллия и магния, два s- электрона. Степень окисления в соединениях у всех металлов второй группы +2.
Щелочноземельные металлы серебристо-белого цвета, твердость значительно выше, чем у щелочных металлов. Радий – радиоактивный металл. Во влажном воздухе щелочноземельные металлы быстро покрываются налетом, состоящим из оксидов, карбонатов, нитридов. Поэтому/, как и щелочные металлы, в лаборатории хранят под слоем керосина или в запаянных ампулах.
Щелочноземельные металлы сильные восстановители и взаимодействуют с простыми и сложными веществами. Щелочноземельные металлы и их соединения окрашивают пламя: кальций – в коричнево-красный, стронций – в ярко-красный, барий – в желто-зеленый цвета.
Оксиды щелочноземельных металлов – твердые белые вещества. По химическим свойствам — типичные основные оксиды. Взаимодействуют с водой; с кислотными оксидами; с кислотами.
Гидроксиды щелочноземельных металлов твердые вещества белого цвета — типичные растворимые основания.
Познакомимся с гидроксидом кальция – широко используемым в народном хозяйстве. Гидроксид кальция называют по-разному в зависимости от способа получения.
Гашеную известь получают взаимодействием негашеной извести — оксида кальция – с водой. Добавив к гашеной извести воду и хорошо перемешав, получим известковое молоко. После отстаивания и фильтрования известкового молока получают прозрачный раствор известковой воды. Известковая вода – сильный электролит.
Сильно щелочная среда известкового молока обладает обеззараживающим действием. Это свойство используют для обработки стен хранилищ, стволов деревьев.
Взаимодействие с кислотным оксидом – углекислым газом лежит в основе приготовления строительных смесей на основе гашеной извести. Являясь типичным основанием гидроксид кальция взаимодействует с кислотами. Это свойство используют для понижения кислотности почв используют гидроксид кальция.
Для растворимых оснований характерно взаимодействие с хлором. Это свойство используется для получения хлорной извести.
Среди солей щелочноземельных металлов абсолютный лидер в применении — карбонат кальция.В природе он встречается в виде известняка, мела и мрамора. Являясь солью слабой угольной кислоты карбоната кальция используют в медицине, например, для снижения повышенной кислотности желудка. Мраморные скульптуры являются достоянием многих музеев и парков. Мрамор как отделочный материал используется в строительстве. Среди солей кальция широкое применение находит гипс. Различают: природный гипс, жженый гипс, безводный, алебастр, который получают нагреванием природного гипса. Используют гипс в строительстве, медицине, при изготовлении художественных изделий. Широкое применение находят соединения стронция и бария. Соединения стронция используют:в радиоэлектронике, металлургии, при изготовлении эмалей,в пиротехнике для получения красных огней.Соединения бария используют в сельском хозяйстве в качестве инсектицида, в пиротехнике, рентгенотехнике .и других областях.

resh.edu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *