cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок россия в современной мировой экономике 9 класс – Конспект урока «Место РФ в Мировой экономике» 9 класс скачать

Содержание

План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Разработка модульного урока по теме «ЭГП России. Место России в мировой экономике» 9 класс

Учебный модуль к уроку по теме

«Экономико-географическое положение России.

Россия в современной мировой экономике»

  1. Маршрутный лист

— Примерное время выполнения задания – 35 минут

— Место работы – класс, дом

— Рабочая тетрадь для выполнения заданий

Цели и задачи освоения материала

Приемы и методы овладения учебным материалом

Технология освоения информации

Количество баллов

1

Дать определение ЭГП. Сформировать представление об особенностях ЭГП России.

Прочитайте 1 и 2 УЭ.

 Запишите определение ЭГП. Изобразите схематично взаимосвязь между экономико-географическим положением России и структурой внешней торговли страны

Используйте технологию Incert, конспектирование, анализ данных

1-3

2

Познакомиться с основными циклами развития экономики

Прочитайте 3 и 4 УЭ. Сравните  2 цикла развития экономики. В чем их отличие. Какие связи между странами, относящимися к разным циклам развития экономики. Обсудите ответ с соседом по парте, запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию Incert, сравнение, анализ

1-3

3

 Определить место России в мировой экономике.

Проанализируйте 5 УЭ и карту на стр.55 учебника. К какому циклу развития экономики вы бы отнесли Россию? Почему? Запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию анализа и систематизации информации,

1-3

4

Понимать основные направления развития экономики Росси.

Прочитайте 6 УЭ. Составьте схему путей развития экономики России. Используя диаграммы в приложении, выделите путь развития, по которому Россия двигается сейчас. Дополните схему примерами.

Используйте технологию Incert, систематизацию данных и составление схемы.

1-3

5

Ориентироваться в структуре внешней торговли России по странам и по видам продукции.

Запишите  в схему основные направления экспорта и импорта России. Какой цикл развития экономики проходят страны, сотрудничающие с Россией?

Используйте технологию анализа, сравнения.

1-3

  1. Учебные элементы:

УЭ-1. Экономико-географическое положение (ЭГП) России позволяет оценить данные о хозяйстве других стран, взаимные связи с которыми важны для нашей страны сейчас или в перспективе.

УЭ-2.Россия занимает срединное положение в Северном полушарии. Через Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны она может осуществлять связи со странами всех материков.  На суше Россия граничит с 16 государствами. Для внешней торговли России этот соседский пояс имеет огромное значение. На него приходится 35% российского экспорта и более 40% импорта.

УЭ-3. В настоящее время экономически развитые страны переходят к новому циклу развития экономики, который обычно называют «постиндустриальной стадией». На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью – не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Центрами постиндустриальной экономики являются наиболее экономически развитые государства – США, страны Евросоюза, Япония.

УЭ-4.Вокруг экономически развитых стран находится периферия — беднейшие страны, очаги демографического роста, в которых развитие осуществляется за счет эксплуатации и ухудшения природной среды. Эти страны, как правило, являются должниками, использующими внешние кредиты. В них обостряются экономические, социальные, экологические проблемы, возникают этнические вооруженные конфликты.

УЭ-5. Россия в целом прошла стадию индустриализации. Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно-промышленного комплекса. Россия обладает крупнейшим ресурсным потенциалом. В нашей стране сформировались отдельные ядра, экономика которых осуществляет переход к информационной стадии (Москва, Санкт-Петербург и т.д.)

УЭ-6. Российская экономика может развиваться разными путями. Первый – резкое усиление экспортной направленности развития России. Т.е. быстрый рост экспорта сырья и топливных ресурсов, вооружения и военной техники.

Второй путь связан с инновационной перестройкой экономики. При этом первоначально особое внимание должно быть уделено наиболее современным отраслям, производящим наукоемкую продукцию.

Приложение

Лист самоконтроля:

За каждое выполненное задание учащийся получает от 1 до 3 баллов.

1 балл — дан неполный ответ на вопрос, 2 балла — задание выполнено с недочетами, 3 балла — задание полностью правильно выполнено.

13-15 балоов = 5

9-12 баллов  = 4

6-8 баллов = 3

Менее 6 баллов = 2

Оцените свою работу по теме самостоятельно и запишите результаты в таблицу:

Задание

1

2

3

4

5

Итог

Оценка учащегося

Оценка учителя

nsportal.ru

Современный мир и Россия (9 класс)

п.1.1 Современный мир и Россия.

Цель урока. Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире, показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства, включающей обеспечение стабильности и национальных интересов.

Предметные результаты:

  • Понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности;

  • Понимать необходимость подготовки граждан к военной службе.

Метапредметные результаты:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

  • Выдвигать предположения и доказывать их, используя примеры;

  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом курса, корректировать свои действия с меняющейся ситуацией;

  • Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные результаты:

  • Усвоить гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

  • Воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной;

  • Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному состоянию международных отношений, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Изучаемые вопросы

  1. Потенциальные возможности России.

  2. Роль России в мировых процессах.

  3. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Новая тема.

— В какой стране мы живем?

— Что вы знаете о географическом, физико-географическом и экономическом положении России?

  • Занимает первое место в мире по занимаемой территории 17,1 млн. м2 (Канада – 9,9 млн. м2 , Китай – 9,6 млн. м2, США – 9,3 млн.м2) протяженность с востока на запад 9 тыс. км, с севра на юг 4 тыс. км.

  • Все ландшафты умеренного пояса Земли – от полярных пустынь до субтропиков.

  • Омывается 12-ю морями и 1 замкнутое – Каспийское море (ОЗЕРО)

Физико-географическое положение:

  • 2,5 млн. рек, речушек и ручейков, озер свыше 2 млн.

  • Большие запасы леса

  • Крупнейшие залежи полезных ископаемых (40% мировых запасов)

  • Россия занимает 1 место в мире по площади неосвоенных земель. – это важнейшие экологические, «туристические» и экономические ресурсы нашей страны .

  • Большие запасы пресной воды. Развито судоходство.

Население страны

  • Страна с многовековой историей и культурными традициями.

  • Многонациональное государство.

  • Многочисленное и образованное население.

Как велика моя страна,

Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас.

Луна глядит в оконце,

Дальневосточник в тот же час

Встает, встречает солнце. (Наталья Забила)

— Россия имеет большие возможности в географическом положении и экономическом развитии. Подтвердите эти слова.

Экономическое состояние:

  • Развитые ядерные технологии.

  • Ракетно-технические технологии.

  • Авиационные технологии.

  • Металлургическая, химическая промышленности.

  • Россия граничит с 18-ю странами. Что позволяет ей вести экспорт товаров.

В России, безусловно, есть все необходимое для того, чтобы стать одной из самых развитых стран на Земле. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций.

Знаете ли вы, с какими международными организациями сотрудничает наше государство? (ответы учащихся)

Сотрудничество с различными международными организациями

  1. СНГ

  2. ООН (Совет Безопасности ООН)

  3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

  4. Организация черноморского экономического сотрудничества

  5. Совет Европы

  6. Большая двадцатка

  7. БРИКС

  8. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

  9. Всемирная торговая организация (ВТО)

Россия на евразийском континенте продолжает играть важную роль в мировых процессах. Идет интеграция России в мировую экономику. Россия выстраивает международные отношения на принципах международного права, равноправия и взаимовыгодных условиях.  В настоящее время важнейшим аспектом, определяющим внешнеполитические подходы России к сотрудничеству и установлению связей с другими странами мира, являются равноправные взаимовыгодные отношения.

Россия — евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейским странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. Наиболее значимой среди европейских политических и экономических организаций считается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Цели и задачи ОБСЕ — поддержать мир и безопасность в Европе.

Другая важная организация — Европейский союз (ЕС). Наша страна пока в силу ряда обстоятельств не является членом Европейского союза, но ее сотрудничество с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно расширяется. Эта организация является главным экономическим партнером России.

В качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность России, рассматриваются Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН. Россия понимает, что снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений означает, что в перспективе это будет способствовать созданию угрозы интересам России. 

Для России является очень важно участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Главные цели и задачи СНГ – развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Россия стремится сохранить свое влияние в этих государствах и рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран СНГ в качестве приоритета своего военного планирования. Тесное сотрудничество с этими странами важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.

В заключение отметим, что Россия — одна из богатейших стран мира и имеет все возможности стать одной из ведущих мировых держав, но это будет во многом зависеть от поведения и отношения молодого подрастающего поколения России к настоящему и будущему своей страны. Молодому поколению необходимо научиться с уважением и ответственно относиться ко всему богатству России, к ее истории, традициям и культуре, сохранять и приумножить его.

Запомните!

Для того чтобы наша Родина — Россия стала могучей международной державой, с хорошо развитой экономикой, высоким уровнем жизни всего многонационального народа России, нужны усилия всех членов нашего общества, всех граждан страны.

Каждый человек — гражданин России должен беречь и приумножать ее национальное достояние, должен глубоко понимать, в чем заключаются национальные интересы государства, и делать все от него зависящее для их сохранения.

Россиянам необходим динамичный коллективный разум и высокий уровень ответственности за благополучие и безопасность своей страны — Российской Федерации. Это особенно актуально для молодого поколения. 

Вопросы:

1. Что представляет собой наша Родина — Россия в мировом сообществе?

2. На каких основах формируется у человека любовь к Родине?

3. С какими странами и организациями в мире Россия успешно сотрудничает?

4. Какое значение для нашей страны имеет сотрудничество со странами СНГ? 

Д/з. § 1.1

infourok.ru

Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Россия в мировой экономике

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Роль России в мировой истории. Русский национальный характер и особенности менталитета.»

Вводный урок по истории России для учащихся 10-х классов с использованием презентации….

Презентация «Роль и место России в мировом хозяйстве»

Презентация к уроку, повторение предыдущего материала»…

Разработка модульного урока по теме «ЭГП России. Место России в мировой экономике» 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки….

Разработка модульного урока по теме «ЭГП России. Место России в мировой экономике» 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки….

Презентация к уроку по теме «Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России».

Презентация к уроку по теме «Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России» используется в 9 классе при проведении данного занятия. Она содержит не только основной материал, но и вопросы и…

США империализм и вступление в мировую экономику

презентация к уроку…

Место России в мировой экономике

Дополнительный материал для уроков экономики в старших классах. Содержит перечень основных экспортных компаний России….

nsportal.ru

План-конспект урока по географии (9 класс): Технологическая карта урока «Место России в мировой экономике»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые  способы деятельности

1. Этап мотивации

1. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Ставит вопрос:

— Каковы перспективы развития России в 21 веке?

Обсуждают, предлагают варианты ответов.

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Самостоятельное создание способов решения проблемы. Определение темы урока.

Обсуждение в группе

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Постановка цели урока

Умение ставить цель урока

2. Этап актуализации знаний

Организует работу по выяснению имеющихся знаний и умений, определению задач урока.

1. В каком году возникла Российская Федерация?

2. С какими государствами граничит Россия?

Воспроизведение, знаний, умений. Устанавливать причинно-следственные связи

Выслушивание предложений, высказывание своего мнения.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Понимать возможность различных позиций, отличных от собственного.

Составление задач урока

Различать способ и результат действия

3. Этап усвоения новых знаний и умений

1. Организует самостоятельную работу по изучению отрасли.

2. Организует работу в паре.

3. Консультирует.  

Задания:

1. Понятия экспорт, импорт.

2. По тексту на с.312-314 заполнить таблицу. Приложение 1

Сделать вывод.

3. Обсуждение вопроса:  С чем связаны перспективы внешнеэкономических связей?

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, карт. Систематизация знаний.

Выполнение работы в группе

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Выполняют задания по памятке.

Принимать и сохранять учебную задачу

4. Этап проверки усвоения и закрепления

Предлагает задания для проверки усвоения знаний и умений, организует оценивание.

Практическая работа: составление картосхемы, отражающей экономические связи России с другими государствами. Материал: диаграммы (слайды на экране)

Усвоение учащимися нового способа действия

Производят взаимооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия

5. Этап информации о домашнем задании

Предлагает домашнее задание:

Подготовиться к итоговой контрольной работе

Записывают один из вариантов домашнего задания

Умение делать выбор в соответствии со своими возможностями

6. Этап рефлексии

Организует самооценку

Умение осуществлять самооценку действий.

nsportal.ru

Отраслевая структура хозяйства России. Видеоурок. География 9 Класс

География хозяйства, как и любая другая географическая наука, занимается изучением размещения хозяйственных объектов на земной поверхности. Основные вопросы, которые она пытается решить: где размещаются хозяйственные объекты, почему они так размещаются, что нужно сделать для того, чтобы их размещение было более удобным и благоприятным для хозяйственной деятельности человека.

Хозяйство (или экономика) – это совокупность всех богатств, которые созданы природой и деятельностью человека и направлены на удовлетворение потребностей человеческого общества.

Главная задача экономики – максимальное удовлетворение потребностей человеческого общества в продуктах питания, товарах и услугах. Любая экономика отвечает на три основных вопроса:

1. Что производить? Т.е. какие товары и услуги необходимы.

2. Как производить? Какие технологии использовать для производства этих товаров и услуг.

3. Для кого производить? Как распределяются произведённые товары и услуги?

География отвечает на вопрос: где размещаются основные хозяйственные объекты, которые будут производить товары и услуги? При этом география должна учитывать особенности производства, причины-факторы, которые влияют на размещение этого производства, но и, конечно, особенности перемещения этих товаров и услуг по территории страны.

Хозяйство – это структура, состоящая из огромного количества разнообразных элементов.

Самым маленьким «кирпичиком» любой структуры хозяйства является предприятие или учреждение.

Предприятие — самостоятельная единица хозяйства, которая выполняет определённые функции

В России насчитывается более трех миллионов предприятий. Но многие из этих предприятий выпускают похожую продукцию, поэтому предприятия, выпускающие однородную продукцию, выполняющие определённые задачи в хозяйстве страны, объединяются в более крупные группы, которые называются отраслями хозяйства.

Отрасль хозяйства – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или услуги.

Пищевая промышленность – это отрасль хозяйства, которая занимается производством продуктов для удовлетворения потребностей человека.

Все эти предприятия выпускают очень разную продукцию. Все эти производства используют разную сырьевую базу и свои собственные технологии. Конечный продукт их очень отличается друг от друга. Но все вместе они производят продукты питания, которые удовлетворяют потребности людей. Поэтому все эти производства очень разные. Они объединяются в одну отрасль хозяйства – пищевую промышленность.

Крупные отрасли хозяйства – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальные услуги, образуют отраслевую структуру хозяйства.

Рис. 1. Отраслевая структура хозяйства России

Отраслевая структура хозяйства – это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Самая крупная отрасль хозяйства нашей страны– это промышленность. Она производит 31,5% валового внутреннего продукта нашей страны. В свою очередь промышленность подразделяется на более мелкие отрасли, которые можно объединить в две большие группы: тяжёлая промышленность, лёгкая и пищевая промышленность.

В свою очередь тяжёлая, лёгкая и пищевая промышленность подразделяется на более мелкие отрасли. Например, топливная промышленность относится к тяжёлой промышленности. Она же делится на газовую, нефтяную, угольную и др. Тяжёлая промышленность – это группа отраслей, которая занимается производством товаров, которые необходимы для других отраслей. Занимается добычей полезных ископаемых, производством электроэнергии, металла и различных машин и оборудования. Лёгкая и пищевая промышленность – это товары, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей.

Отраслевая структура хозяйства формируется по мере того, как происходит формирование человеческого общества. В мировой статистике обычно принято все отрасли хозяйства объединять в группы, которые называются секторами. По мере того как развивалось хозяйство любой страны, в её экономике появляются сектора.

Первичный сектор экономики – это группа отраслей, которая занимается изъятием природных ресурсов и затем использованием их. К первичному сектору относится добывающая промышленность, сельское хозяйство, охота и рыболовство. Это одни из старейших видов человеческой деятельности.

К вторичному сектору экономики относятся все отрасли, которые связаны с переработкой природных ресурсов. Мы уже говорили о том, что в экономике производится металл и есть такая отрасль, как металлургия; производятся различные химические продукты, и этим занимается химическая промышленность; электроэнергетика производит электроэнергию. Все эти отрасли являются отраслями вторичного сектора.

Третичный сектор – это не производство материальных благ, а оказание услуг. К третичному сектору относится транспорт, сфера обслуживания, парикмахерские, театры, образовательные учреждения.

Наконец в конце XX – в начале XXI века начал формироваться четвертичный сектор, включающий в себя науку, финансы, управление. Сектор, который прежде всего направлен на работу с информацией, на её получение и обработку.

На каждом этапе развития человеческого общества один из секторов является основным, главным, ведущим. По количеству людей, занятых в этом секторе, и по объёму продукции, который он производит.

К настоящему моменту историки и экономисты выделяют три этапа, которые прошли в своём развитии человеческое общество: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

Первый этап – доиндустриальный (аграрный). Ведущей сферой хозяйственной деятельности является первичная сфера. Основной отраслью на данном этапе является сельское хозяйство. Такой тип хозяйственной структуры сохранился в некоторых странах мира до настоящего момента. Это наиболее слаборазвитые страны Африки.

Второй этап – индустриальный. Ведущей отраслью хозяйства на данном этапе является промышленность. Основная сфера – вторичная сфера. Данный тип экономики характерен для большинства современных стран. Такие страны можно найти и в Европе, и в Азии, и в Латинской Америке. Яркими примерами в данном случае являются Украина и Китай.

Третий этап – постиндустриальный. К этому этапу перешли некоторые страны. Такие как некоторые страны Западной Европы (например, Германия, США, Япония). На этом этапе ведущей отраслью хозяйства является непроизводственная сфера или сфера услуг. Основными секторами экономики является третичный или четвертичный. А основным товаром является информация.

Россия находится на переходном этапе от индустриального к постиндустриальному этапу своего развития. При этом можно говорить о том, что большие размеры нашей территории и большое количество различных субъектов федерации, которые находятся на её территории, имеют разный уровень экономического развития. На территории России есть территории, например, такие как Калмыкия, Тыва или некоторые района Крайнего Севера, где ведущим сектором экономики остаётся первичный сектор –  добывающая промышленность и сельское хозяйство России. Урал, Поволжье, да и, в общем-то, и Центральная Россия являются примерами территорий, где основным типом является индустриальная структура хозяйства. И ведущими отраслями является промышленность. Ну а такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, можно уже считать, что они уже вступили в постиндустриальную эпоху. Поэтому мы и  говорим, что Россия находится как раз на переходе от индустриального к постиндустриальному этапам своего развития.

Как и почему происходят изменения в отраслевой структуре хозяйства? В течение довольно долгого времени этот вопрос был не понятен для учёных и экономистов.В 20-30 годы XX века русский учёный Николай Дмитриевич Кондратьев создал теорию, которая получила название теория больших циклов. В этой теории Н.Д. Кондратьев обосновал причины, которые приводят к смене одного типа хозяйствования другим. 

Рис. 2. Н.Д. Кондратьев

 

Рис. 3. Теория больших циклов (циклы Кондратьева)

Рис. 4. График развития экономики

Он выделил большие циклы Кондратьева. У каждого такого цикла есть повышательный и понижательный этапы. Во время повышения происходит появление новых отраслей, развитие новых технологий. Экономика развивается очень быстрыми темпами, и появляются новые продукты и результаты деятельности хозяйства. Постепенно рост экономики замедляется. Отрасли-лидеры начинают постепенно сворачивать производство. Предприятия переносятся в другие части страны. В экономике начинаются кризисные явления. Но это является толчком для того, чтобы все те открытия и изобретения, которые были сделаны на этапе развития экономики, начали использоваться и применяться. Это стало толчком к новому экономическому развитию. При этом на экономическую арену выходят новые отрасли хозяйства, которые и способствуют его дальнейшему развитию. Н.Д.Кондратьев считал, что эти экономические циклы продолжаются примерно 50 лет. Он установил, Рис. 4. График развития экономики, что смена технологических укладов (или экономических циклов) и является причиной изменений, которые происходят в отраслевой экономике любой страны, в том числе и России. 

Отрасли хозяйства взаимодействуют друг с другом. И в результате в экономике образуются межотраслевые комплексы.

Межотраслевой комплекс – это совокупность отраслей хозяйства, которые тесно взаимодействуют друг с другом и выпускают однотипную продукцию.

Например, топливно-энергетический комплекс. В состав его входят две отрасли: топливная и энергетическая. При этом сырьём для производства является топливо, а конечным результатом является энергия. При этом топливо, уголь, нефть, газ являются ещё и энергетическими ресурсами. В состав межотраслевых комплексов входят иногда очень разные отрасли, которые относятся к разным секторам экономики. Например, агропромышленный комплекс. Основа этого комплекса – сельское хозяйство, которое относится к первичному сектору. Транспортировкой сельскохозяйственной продукции и всего того, что нужно для удовлетворения потребности сельского хозяйства, занимается транспорт, а это уже третичный сектор экономики. Для развития сельского хозяйства необходимы минеральные удобрения, средства защиты растений и ядохимикаты. Эту продукцию производит химическая промышленность, отрасль вторичного сектора. И наконец, для того чтобы сельское хозяйство развивалось, необходима наука, которая будет готовить кадры, проводить научные исследования, и это уже отрасли, которые относятся к четвертичному сектору. 

В хозяйстве России выделяются несколько межотраслевых комплексов. Это топливно-энергетический, комплекс конструкционных материалов, машиностроительный, агропромышленный и инфраструктурный комплекс.

 

Список рекомендованной литературы

  1. В.П. Дронов, В.Я. Ром География России Население и хозяйство 9 класс.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Википедия (Источник). Кондратьев Николай Дмитриевич
  2. Avmol51.narod.ru (Источник). Циклы Кондратьева
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).  Фазы экономического цикла
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник). Функциональная и отраслевая структура хозяйства России 

interneturok.ru

План-конспект урока по географии (9 класс) по теме: Разработка модульного урока по теме «ЭГП России. Место России в мировой экономике» 9 класс

Учебный модуль к уроку по теме

«Экономико-географическое положение России.

Россия в современной мировой экономике»

  1. Маршрутный лист

— Примерное время выполнения задания – 35 минут

— Место работы – класс, дом

— Рабочая тетрадь для выполнения заданий

Цели и задачи освоения материала

Приемы и методы овладения учебным материалом

Технология освоения информации

Количество баллов

1

Дать определение ЭГП. Сформировать представление об особенностях ЭГП России.

Прочитайте 1 и 2 УЭ.

 Запишите определение ЭГП. Изобразите схематично взаимосвязь между экономико-географическим положением России и структурой внешней торговли страны

Используйте технологию Incert, конспектирование, анализ данных

1-3

2

Познакомиться с основными циклами развития экономики

Прочитайте 3 и 4 УЭ. Сравните  2 цикла развития экономики. В чем их отличие. Какие связи между странами, относящимися к разным циклам развития экономики. Обсудите ответ с соседом по парте, запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию Incert, сравнение, анализ

1-3

3

 Определить место России в мировой экономике.

Проанализируйте 5 УЭ и карту на стр.55 учебника. К какому циклу развития экономики вы бы отнесли Россию? Почему? Запишите ответ в тетрадь.

Используйте технологию анализа и систематизации информации,

1-3

4

Понимать основные направления развития экономики Росси.

Прочитайте 6 УЭ. Составьте схему путей развития экономики России. Используя диаграммы в приложении, выделите путь развития, по которому Россия двигается сейчас. Дополните схему примерами.

Используйте технологию Incert, систематизацию данных и составление схемы.

1-3

5

Ориентироваться в структуре внешней торговли России по странам и по видам продукции.

Запишите  в схему основные направления экспорта и импорта России. Какой цикл развития экономики проходят страны, сотрудничающие с Россией?

Используйте технологию анализа, сравнения.

1-3

  1. Учебные элементы:

УЭ-1. Экономико-географическое положение (ЭГП) России позволяет оценить данные о хозяйстве других стран, взаимные связи с которыми важны для нашей страны сейчас или в перспективе.

УЭ-2.Россия занимает срединное положение в Северном полушарии. Через Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны она может осуществлять связи со странами всех материков.  На суше Россия граничит с 16 государствами. Для внешней торговли России этот соседский пояс имеет огромное значение. На него приходится 35% российского экспорта и более 40% импорта.

УЭ-3. В настоящее время экономически развитые страны переходят к новому циклу развития экономики, который обычно называют «постиндустриальной стадией». На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью – не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Центрами постиндустриальной экономики являются наиболее экономически развитые государства – США, страны Евросоюза, Япония.

УЭ-4.Вокруг экономически развитых стран находится периферия — беднейшие страны, очаги демографического роста, в которых развитие осуществляется за счет эксплуатации и ухудшения природной среды. Эти страны, как правило, являются должниками, использующими внешние кредиты. В них обостряются экономические, социальные, экологические проблемы, возникают этнические вооруженные конфликты.

УЭ-5. Россия в целом прошла стадию индустриализации. Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно-промышленного комплекса. Россия обладает крупнейшим ресурсным потенциалом. В нашей стране сформировались отдельные ядра, экономика которых осуществляет переход к информационной стадии (Москва, Санкт-Петербург и т.д.)

УЭ-6. Российская экономика может развиваться разными путями. Первый – резкое усиление экспортной направленности развития России. Т.е. быстрый рост экспорта сырья и топливных ресурсов, вооружения и военной техники.

Второй путь связан с инновационной перестройкой экономики. При этом первоначально особое внимание должно быть уделено наиболее современным отраслям, производящим наукоемкую продукцию.

Приложение

Лист самоконтроля:

За каждое выполненное задание учащийся получает от 1 до 3 баллов.

1 балл — дан неполный ответ на вопрос, 2 балла — задание выполнено с недочетами, 3 балла — задание полностью правильно выполнено.

13-15 балоов = 5

9-12 баллов  = 4

6-8 баллов = 3

Менее 6 баллов = 2

Оцените свою работу по теме самостоятельно и запишите результаты в таблицу:

Задание

1

2

3

4

5

Итог

Оценка учащегося

Оценка учителя

nsportal.ru

Россия в современном мире. Видеоурок. География 8 Класс

Тема «Россия в современном мире» является заключительной в данном курсе. Вы вспомните про основные особенности нашей страны: разнообразие рельефа, климатических условий, природных зон, народов и пр., взаимодействие их между собой. Поговорим об основных географических проблемах нашей страны: проблемы разнообразия природы, большого пространства и многонародности. Поговорим о национальном богатстве и доле природных ресурсов в нем, а также о проблемах, связанных с их освоением. Узнаем о векторах развития нашей страны, рассмотрим геополитическое и этнокультурное положение России.

Цель урока – познакомиться с основными особенностями России, узнать о ее географическом, политическом, экономическом, геополитическом положении в современных условиях.

Россия отличается разнообразием природы, климатических условий, ресурсов, ландшафтов. В нашей стране огромное разнообразие природных условий, о которых было написано в трудах многих писателей, философов, политиков не только России, но и других стран. Многообразна наша страна и с точки зрения людей, ее населяющих. В России проживает более 180 народов, каждый имею свои традиции, культуру, историю, что создает особый облик нации. По численности населения Россия находится на 9 месте (143 млн. чел.).

Рис. 1. Карта природных зон России (Источник)

Рис. 2. Климатические пояса России (Источник)

На территории России находится самое глубокое озеро в мире – Байкал, а берега страны омывает самое большое озеро мира – Каспийское море. По территории нашей Родины протекает крупнейшая река Европы – Волга; у нас находятся крупнейшее озеро Европы – Ладожское, крупнейшая пустыня Европы; на Камчатке расположен самый высокий действующий вулкан Евразии – Ключевская Сопка, в Якутии находится полюс холода Северного полушария Оймякон (рис. 3).

Рис. 3. Оймякон (Источник)

Особый облик России предают ее леса. Леса выполняют много различных функций. По запасам древесины и площади лесов наша страна занимает первое место в мире (рис. 4).

Рис. 4. Лес зимой (Источник)

Россия – самое большое государство в мире, площадь ее территории – 17,1 млн кв. км. Берега России омывают воды трех океанов; она граничит с 16 государствами по суши и 2 только по морю (рис. 5).

Рис. 5. Россия на политической карте Евразии (Источник)

Россия – северная страна, такое географическое положение влияет на стоимость строительства, специфику ведения работ, освоение ресурсов, хозяйственную деятельность, сказывается на стоимости отопления, электричества, перевозок. В России северные пространства составляют примерно 70% ее территории.

Россия обладает уникальными запасами многих ресурсов и по их количеству находится среди стран-лидеров или занимает первое место. Наша страна обладает самыми большими лесными ресурсами, запасами газа, железных руд, торфа, сланцев. Кроме того по таким ресурсам, как чистая вода, почвенные, рыбные ресурсы, нефть, уголь, золото, никель, алюминий и многим другим Россия входит в первую десятку. Доля природных ресурсов в национальном богатстве страны составляет примерно 85%. В России расположено 15% всех нетронутых земель мира.

Россия находится в двух частях света – в Европе и Азии. На западе Россия граничит со странами НАТО, на востоке – с крупнейшими экономиками мира – США, Китаем и Японией. Россия располагается между тремя центрами экономики: Евросоюзом, Китаем и Японией.

Россия состоит в ряде международных организаций: ООН, СНГ, ЕврАзЭс, ЦАС, ОДКБ, ШОС, АТЭС, БРИКС, Большая 20-ка, Большая 8-ка, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладает ядерным оружием, крупной и сильной армией, играет важную роль на геополитическом пространстве Евразии и всего мира.

Рис. 6. Карта цивилизаций (Источник)

Основные проблемы России:

  1. Отставание технологического развития
  2. Относительно невысокий уровень жизни населения
  3. Невысокие доходы на душу населения
  4. Проблемы со здоровьем у населения страны
  5. Низкая продолжительность жизни мужского населения
  6. Низкие показатели рождаемости и естественного прироста
  7. Коррупция (бюрократия)
  8. Большое количество брошенных детей и беспризорных
  9. Большое количество разводов
  10. Высокие показатели потребления алкогольной продукции, сигарет
  11. Дорожно-транспортные происшествия
  12. Слабая освоенность многих территорий

В будущем перед Россией стоит множество вопросов, которые надо решать: освоение северных территорий, развитие новых технологий, решение демографических, этнических, культурных проблем, повышение качества жизни населения, установление и защита границ государства, дальнейшее экономическое развитие и сотрудничество с партнерами и соседями и многое другое (рис. 7).

Рис. 7. Рост ВВП и показатели инфляции в России (Источник)

Планетарная зона Севера

Зона Севера занимает примерно 70% территории России. Зона Севера также есть в Канаде, США, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции. Зона Севера нашей страны хранит в себе огромные запасы ресурсов.

Главные проблемы освоения природных ресурсов

Главные проблемы освоения природных ресурсов России: размещение сырьевых баз, качество и геологические условия месторождений, в стране нет некоторых видов ресурсов или их раньше не добывали, ресурсы слабо разведаны.

Эколого-географическое положение России

Эколого-географическое положение России достаточно сложное: с одной стороны многие территории страны практически не тронуты хозяйственной деятельностью человека и огромные площади являются очень чистыми с экологической точки зрения; с другой стороны, на территорию России поступают загрязняющие вещества по океану и из стран Европы и Китая, да и внутри государства много районов со сложной экологической ситуацией.

 

Список литературы

Основная

  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
  2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
  3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
  4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.
  2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.
  3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.
  4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
  2. Русское географическое общество (Источник).
  3. Geografia.ru (Источник).
  4. Википедия (Источник).
  5. Организация Объединенных Наций (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Какое место Россия занимает по численности населения и по площади территории среди стран мира?

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.