Урок презентация 9 класс древнерусская литература – Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Древнерусская литература | скачать бесплатно
Презентация «Древнерусская литература»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе
Автор: Чванова Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Слайд 2
2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»
Слайд 3
Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна
Слайд 4
В 988 году Русь принимает
христианство
Слайд 5
История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков.
Зарождению литературы способствовало возникновение письменности.
Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.)
После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.
Слайд 6
Древнерусская литература прошла многовековой путь развития .
Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия.
Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков.
Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.
Слайд 7
Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека.
2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека.
3. Вторая треть XIII – конец XIVвека.
4. Конец XIV – XVвек.
5. Конец XV – XVI век.
6. XVII век.
Слайд 8
Древнерусская литература XI — первой трети XII века
«Повесть временных лет»
Создание славянской азбуки.
Смерть Олега.
Смерть Игоря и месть Ольги.
Сказание о Белгородском киселе.
Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха.
«Слово о погибели русской земли».
«Слово о Законе и Благодати»
Слайд 9
Древнерусская литература второй трети XII — первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве»
Киево – Печерский патерик
«Слово» Кирилла Туровского
«Моление» Даниила Заточника
Слайд 10
Древнерусская литература второй трети XIII — конец XIV века
Третий период связан
с монголо – татарским
нашествием и борьбой
с ним.
Господствует героическая
тема и вера в национальное
возрождение.
«Повесть о разорении
Рязани Батыем»
«Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.
Слайд 11
Древнерусская литература конца XIV — XV века
Четвёртый период – время
подъёма национального
самосознания, формирования
нравственного идеала.
Это нашло отражение
в житиях святых, написанных
Епифанием Премудрым.
«Житие Сергия Радонежского»
Слайд 12
Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского
централизованного государства.
Происходит слияние областных литератур
в общерусскую.
«Повесть о Петре и
Февронии Муромских»
«Хождение за три моря»
«Домострой»
Слайд 13
Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых
принципов письма.
«Повесть о Шемякином суде»
«Повесть о Горе – Злочастии»
«Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.
Слайд 14
Отличительные черты:
Книга была рукописная.
Автор в большинстве произведений отсутствовал.
Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную
Слайд 15
Слайд 16
Псалтырь
Так выглядели первые
книги
Берестяная грамота
Слайд 17
Кирилл и Мефодий –
создатели славянской азбуки
Кириллица
Слайд 18
ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ
Слайд 19
Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…
Слайд 20
Слайд 21
Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент
Слайд 22
До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)
Слайд 23
Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью — красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век
Слайд 24
Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия
Слайд 25
Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами — книги.
Крестовая палата — Московский Кремль
Слайд 26
Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный.
1362 г. Новгород. Писец Микула
Слайд 27
Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.
Слайд 28
Оно написано в 1056 — 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б
Слайд 29
Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б
Слайд 30
Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) — Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.
Слайд 31
Это русский список с болгарской рукописи X в.
Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты.
Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма
Слайд 32
Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях
Слайд 33
Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.
Слайд 34
Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.
Слайд 35
Геннадиевская Библия — высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.
Слайд 36
1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы
Слайд 37
Слайд 38
Жанры древнерусской литературы.
Летопись — повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности.
Поучение — проникновенная беседа о духовных ценностях.
Повесть — повествует о важнейших исторических событиях.
Хождение – повествует о далёких путешествиях.
Житие — описание подвигов и добрых дел святых.
Слово — образец торжественного красноречия.
Слайд 39
Богоматерь
Хождение – жанр, в котором
описывались всякого рода
путешествия в иные земли
или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение
Слайд 40
Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония
Муромские
Сергий Радонежский
Житие
Слайд 41
Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.
Слайд 45
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года.
Слайд 46
Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.
Слайд 47
Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный).
Повесть относится к жанру «жития».
«Житие» — жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого.
Композиция жития:
Рождение святого.
Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
Уход из родительского дома.
Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
Прижизненные чудеса.
Смерть святого.
Посмертные чудеса.
Слайд 48
Летописи – погодные (по «летам»
по «годам») записи. В летописях
ученые монахи сообщали о тех
событиях, которые происходили
в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись
Слайд 49
49
Летописание началось на Руси в XI веке.
Слайд 50
Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.
Слайд 51
Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец.
На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
Слайд 52
«Повесть временных лет»
Нестор — первый русский летописец.
«Повесть временных лет» — первая русская летопись начала XIIвека.
Слайд 53
53«Повесть временных лет»
Монах Нестор
Слайд 54
Слайд 55
В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий ,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод ,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям
Слайд 56
«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити ,и откуду Руская земля стала есть…»
Слайд 57
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..
Слайд 58
Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).
Слайд 59
Лаврентьевский летописец
Слайд 60
Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода — начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.
Слайд 61
Слайд 62
Страницы из «повести временных лет»
Слайд 63
Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.
Слайд 64
Слайд 65
Слайд 66
Слайд 67
Ярослав Мудрый
Слайд 68
Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.
Слайд 69
Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.
Слайд 70
Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.
Слайд 71
Поучение –жанр, излагающий
правила жизни,
которые автор хотел
донести до читателя: он
поучал его.
Владимир Мономах
1053-1125
Поучение
Слайд 72
Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Слайд 73
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово
Слайд 74
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть
Слайд 75
Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.
Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.
Хронограф – это тексты, содержащие описание времени.
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.
Патерик – описание жизни святых отцов.
Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»
Слайд 76
Послание обычно использовалось
в публицистических целях,
то есть было посвящено
каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание
Слайд 77
Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких
рассказов о монахах и мирских
людях
Патерик
Слайд 78
Исследователи
древнерусской
литературы
Борис Константинович Зайцев
Федор Иванович Буслаев
Дмитрий Сергеевич Лихачев
«Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь « обитаемый мир», который стал характерен для нее в XIX веке».
Слайд 79
1.Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы?
2.Какие задачи ставил перед собой летописец ,собирая сведения о русской истории?
3.Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»?
4.Что такое «погодные записи»?О каких событиях рассказывает в них летописец?
отвечаем на вопросы
Слайд 80
,,Слово о полку Игореве”
ХII век
Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели
бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и
благоговением на её старинные памятники…
А.С.Пушкин
Слайд 81
План урока .
История замечательной находки.
Историческая основа «Слова о полку Игореве.
Тема и идея произведения.
Словарик.
Слайд 82
История замечательной
находки
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.
Спасо-Преображенский монастырь
В Ярославле
Мусин-Пушкин
1792
Слайд 83
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
Слайд 84
В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II
Слайд 85
Слайд 86
Памятник средневековой русской литературы конца XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.
Слайд 87
Внешняя триада: зачин ,основная часть и концовка.
Внутри основной части:
повествование о походе Игоря,прерываемое тремя авторскими отступлениями
2.Центральный фрагмент, посвященный Святославу(сон Святослава, его трактование боярами, «золотое слово»Святослава)
Заключительная часть: фрагмент ,связанный с возвращением Игоря из плена(плач-заклинание Ярославны ,бегство Игоря ,погоня Гзака и Кончака)
Композиция «Слова о полку Игореве»
Слайд 88
Зачин.Часть первая: поход Игоревой дружины
Слайд 89
Слайд 90
Слайд 91
Слайд 92
Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете ,почему ?
Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?
Слайд 93
Слайд 94
Слайд 95
«Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле приклонилось…»
«И Игорева храброго войска не воскресить!»
Слайд 96
Часть вторая.Сон и «золотое слово» Святослава.Значение обращений автора к русским князьям.
Как вы понимаете слова Святослава: «Но не по чести одолели ,не по чести кровь поганых пролили…»
Слайд 97
Слайд 98
Автор показывает первопричину горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»
Слайд 99
Часть третья.Плач Ярославны.
«Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить ,ни думою сдумать.Ни очами не увидать ,а золота и серебра в руках не подержать!
«Тогда на русской земле редко пахари покрикивали ,но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили ,собираясь на поживу»
Слайд 100
Слайд 101
Слайд 102
К.Васильев «Плач Ярославны»
Слайд 103
К каким силам в своем плаче обращается Ярославна? Почему это плач-заклинание?
Слайд 104
Какие жанры мы встречаем в «Слове..»?
Зачин – образец дружинной поэзии
Первая часть – воинская повесть
Вторая часть жанр «слова» (торжественное красноречие)
Третья часть – плач
Концовка – «слава»
1часть – эпос(повествование)
2часть – публицистика(выступление оратора)
3часть – лирическая(плач)и эпическая
Слайд 105
Как вы думаете ,что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое ?
Слайд 106
«Русская земля ,в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…»
Д.С. Лихачев
Слайд 107
lusana.ru
Урок литературы в 9-ом классе «Древнерусская литература»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Древнерусская литература
Урок литературы в 9-ом классе
Учитель: Панженская А.И.
Слайд 2
Хронологические границы древнерусской литературы
Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы.
Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.
Она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI—XVII вв
Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой.
Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.
Слайд 3
Хронологические границы древнерусской литературы
Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов!
Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси были монахи, не заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. Поэтому большинство дошедших до нас произведений носит церковный характер.
Слайд 4
Произведения древнерусской письменности разделялись на:
за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными»
Всячески поддерживались распространялись, так как содержали непреходящие религиозные ценности
Мирские
Духовные
Слайд 5
Особенности древнерусской литературы
1
Р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения. При этом произведение существовало не в виде отдельной рукописи, а входило в состав различных сборников. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.
Слайд 6
Особенности древнерусской литературы
«Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей…» — поучает летописец под 1037 г.
Слайд 7
Особенности древнерусской литературы
2
А н о н и м н о с т ь произведений. Это следствие религиозно-христианского отношения к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (гораздо реже) в заглавии. При этом писатель снабдит свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный».
Слайд 8
Особенности древнерусской литературы
Биографические сведения о древнерусских писателях, объеме их творчества, характере очень малы. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв. широко привлекается биографический материал, раскрывается характер политических, философских, взглядов того или иного писателя, прослеживается история создания произведений, выявляется творческая индивидуальность, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.
Слайд 9
Особенности древнерусской литературы
Не существовало понятия авторского права. Переписчики выступали в роли редакторов и соавторов. Они изменяли идейную направленность, характер стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии с запросами своего времени. Так создавались новые редакции памятников. Даже когда переписчик копировал текст, его список отличался: он допускал описки, пропуски слов и букв. В связи с этим в науке существует особый термин — «ИЗВОД» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или болгарского, сербского и др.).
Слайд 10
Особенности древнерусской литературы
Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет.
Слайд 11
Особенности древнерусской литературы
Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.
Слайд 12
Особенности древнерусской литературы
В XI—первой половине XIV в. основным писчим материалом был пергамент, изготовлявшийся из кожи телят. Этот дорогостоящий материи был доступен только имущим классам.
Слайд 13
Особенности древнерусской литературы
Торговцы пользовались для своей ледовой переписки берестой. Береста также выполняла функцию ученических тетрадей. Об этом свидетельствуют замечательные археологические открытия новгородских берестяных грамот.
Слайд 14
Особенности древнерусской литературы
Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей — инициалом, заголовком — «красной строкой» в буквальном смысле этою слова. Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком—
т и т л о м. Например, глет (глаголет — говорит), бгъ (бог), бца (богородица).
Слайд 15
Особенности древнерусской литературы
Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Отсюда фразеологический оборот — «прочитать книгу от доски до доски». Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является, например, оклад Мстиславова евангелия (начало XII в.).
Слайд 16
Особенности древнерусской литературы
Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Отсюда фразеологический оборот — «прочитать книгу от доски до доски». Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является, например, оклад Мстиславова евангелия (начало XII в.).
Слайд 17
Особенности древнерусской литературы
В XIV в. на смену пергамену пришла бумага. Этот более дешевый писчий материал ускорил процесс письма. Уставное письмо сменяется наклонным, округлым почерком с большим количеством выносных надстрочных знаков — п о л у у с т а в о м. В памятниках деловой письменности появляется с к о р о п и с ь, которая постепенно вытесняет полуустав и занимает господствующее положение в рукописях XVII в.
Огромную роль в развитии русской культуры сыграло возникновение книгопечатания в середине XVI в.
Слайд 18
Особенности древнерусской литературы
При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма важное обстоятельство: в средневековый период художественная литература еще не выделилась в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.
Слайд 19
Особенности древнерусской литературы
3
Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.
Слайд 20
Особенности древнерусской литературы
4
Характерная особенность древнерусской литературы — и с т о р и з м. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».
Слайд 21
Особенности древнерусской литературы
Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.
Слайд 22
Основные темы древнерусской литературы
1
Тема красоты и величия Руси, родины, «светло светлой и украсно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира,— одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце».
Слайд 23
Основные темы древнерусской литературы
2
В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.
Слайд 24
Основные темы древнерусской литературы
2
Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно». Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Слайд 25
Основные темы древнерусской литературы
2
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Слайд 26
Проблема художественного метода.
Чтобы понять и определить своеобразие художественного метода древнерусской литературы, необходимо остановиться на характере миросозерцания средневекового человека.
Оно вбирало в себя, с одной стороны, религиозные представления о мире и человеке, а с другой — конкретное видение действительности, вытекавшее из трудовой практики человека.
В своей повседневной деятельности человек сталкивался с реальной действительностью: природой, социальными, экономическими и политическими отношениями. Окружающий человека мир христианская религия считала временным, преходящим и резко противопоставляла миру вечному, невидимому, нетленному.
Слайд 27
Символизм
Присущее средневековому мышлению удвоение мира во многом определяло специфику художественного метода древнерусской литературы, его ведущий принцип — с и м в о л и з м. Средневековый человек был убежден, что символы скрыты в природе и самом человеке, символическим смыслом наполнены исторические события. Как многозначны знаки окружающего человека видимого мира, так многозначно и слово: оно может быть истолковано не только в своем прямом, но и в переносных значениях. Этим определяется характер символических метафор, сравнений в древнерусской литературе.
Слайд 28
Традиционализм
Древнерусский писатель постоянно ссылается на тексты «писания», которые он истолковывает не только исторически, но и аллегорически. Иначе говоря, то, о чем повествуют книги Ветхого и Нового заветов,— это не только повествование об «исторических событиях», «фактах», но каждое «событие», «факт» — аналог современности, образец морального поведения.
Древнерусский писатель творит свое произведение в рамках устоявшейся традиции: он взирает на образцы, каноны, не допускает «самомышления», т. е. художественного вымысла.
Слайд 29
Провиденциализм
Все события, происходящие в жизни человека и общества, рассматриваются как проявление божественной воли. Бог посылает людям знаки своего гнева — небесные знамения, предупреждая их о необходимости покаяния, очищения от грехов и предлагая изменить свое поведение — оставить «беззакония» и обратиться на стезю добродетели. «Грех ради наших» Бог, по убеждению средневекового писателя, наводит иноплеменных завоевателей, посылает стране «немилостивого» правителя или дарует победу, мудрого князя в награду за смирение и благочестие.
Слайд 30
Провиденциализм
История являет собой постоянную арену борьбы добра и зла. Источником добра, благих помыслов и поступков является Бог. На зло же толкает людей дьявол и его слуги бесы, «искони ненавидяй роду человеческого». Однако древнерусская литература не снимает ответственности с самого человека. Он волен избрать себе либо тернистый путь добродетели, либо просторную дорогу греха. Добро всегда прекрасно, оно исполнено света и сияния. Зло связано с тьмой, помрачением ума. Злой человек подобен дикому зверю и даже хуже беса, так как бес креста боится, а злой человек «ни креста не боится, ни людей не стыдится».
Слайд 31
Чинность
«Чинность» и «урядство» составляли характерную особенность общественной жизни средневековья, которая была строго регламентирована «порядком», системой правил, ритуалом, церемониями, традицией. Порядок должен был строго соблюдаться с момента появления человека на свет и сопровождать его всю жизнь до смерти. Каждый человек обязан занимать подобающее ему место в общем ряду, т. е. общественном порядке. Соблюдение порядка — «чинность», красота, его нарушение — «бесчиние», безобразие.
Слайд 32
Чинность
Таким образом, символизм, историзм, ритуальность, или этикетность, и дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы, вбирающего в себя две стороны: строгую фактографичность и идеальное преображение действительности. Будучи единым, этот художественный метод по-разному проявляется в конкретных произведениях. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения цельности ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и, христианской символики.
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
lusana.ru
Система уроков по древнерусской литературе
Разделы: Литература
Древнерусская литература представлена в школьной программе одним — двумя произведениями в каждом классе, начиная с 5-го и заканчивая 9-м. Такое изучение, к сожалению, не даёт возможности учащимся составить целостную картину всего процесса развития жанровой системы и становления древнерусской литературы, из которой впоследствии родилась литература классическая. При таком подходе разрушается и воспитательное воздействие памятников литературы на школьников.
Знание истоков отечественной литературы необходимо каждому человеку, живущему в России, любящему свою страну, свой язык, свою литературу.
Курс «Древнерусская литература» рекомендован обучающимся 9-х классов и опирается на содержание материала, изученного в разделе «Древнерусская литература» в 5-9 классах. Данная система уроков построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Предлагаю примерную систему уроков по теме «Древнерусская литература». Количество часов и форма организации занятий носит рекомендательный характер и может быть изменена учителем. Курс может быть адресован как девятиклассникам, так и учащимся 10-11-ых классов в качестве элективного курса.
Система предусматривает организовать курс 9 класса как цикл лекций учителя, который организует и систематизирует материал. В то же время все теоретические знания должны закрепиться на уроках практикумах, где основным материалом будет произведение древнерусской литературы.
На лекциях следует больше внимания обращать на художественные тексты (комментированное чтение), наглядные материалы. Важно активизировать знания учащихся, полученные при изучении истории Отечества, литературы, изобразительного искусства, музыки. Доклады учащихся должны тщательно готовиться не только с точки зрения содержания, но и формы, т.е. устная подача материала, а не чтение с листа. По возможности, иллюстрировать свои выступления, используя слайды, репродукции, музыкальные фрагменты.
В результате такого изучения обучающиеся должны знать основные закономерности развития древнерусской литературы, её жанровые особенности; должны уметь написать сочинение в одном из жанров древнерусской литературы.
Данная система уроков имеет цели:
- развитие познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;
- систематизация и углубление знаний учащихся по древнерусской литературе.
В структуре системы уроков выделяются следующие основные блоки:
- Древнерусская литература XI — первой трети XII века.
- Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века.
- Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века.
- Древнерусская литература конца XIV — XV века.
- Древнерусская литература конца XV — начала XVI века.
- Литература XVII века. Смутное время.
Курс рассчитан на 17 часов, завершается выполнением и защитой творческой работы, которая заключается в создании учащимися сочинения в одном из жанров древнерусской литературы.
В разработанной системе содержатся Приложения с вопросами, заданиями для учащихся и презентация системы работы.
№ урока | Кол-во часов | Содержание |
1-2.
3. 4-7.
8-11.
12-13.
14-15.
16-17. |
2
1 4
4
2
2
2 |
Вступительное занятие. Слово о
древнерусской литературе. Д.С. Лихачев и другие
исследователи древнерусской литературы.
Возникновение и периодика древнерусской
литературы. Тематика, основные идеи и основные жанры древнерусской литературы. Древнерусская литература 11-первой трети 12 веков. Русские летописи. Первые русские летописцы. Нестор. Древнейшая летопись “Повести временных лет”. “Поучение” Владимира Мономаха. Древнерусская литература второй трети 12-первой трети 13 века. “Житие Александра Невского”. Бранные подвиги А.Н. и его духовный подвиг самопожертвования. “Слово о полку Игореве…” — величайший памятник древнерусской литературы. Связь с “Задонщиной”. Древнерусская литература 14-16 веков. “Повесть о Петре и Февронье Муромских”. Внимание к личности, гимн любви и верности. “Домострой”. Литература 17 века. Смутное время. Сатирическая повесть как жанр др.р.литературы. “Повесть о Шемякином суде”. “Житие протопопа Аввакума”. Автобиографический жанр. Заключительные уроки. Конференция, конкурс презентаций, сочинение в одном из жанров древнерусской литературы. |
Материалы к урокам
1-2 уроки.
Вступительное занятие. Слово о древнерусской литературе. Д.С. Лихачев и другие исследователи древнерусской литературы. Возникновение и периодика древнерусской литературы.
Древнерусская литература занимает семь веков (период XI-XVIIвв.), а это очень большой период.
Известно, что древнерусской книжностью интересовался Пётр I, он даже издал указ о собирании по монастырям и церквам различных рукописей на пергаменте и бумаге. По личному указанию царя была изготовлена копия Радзивиловской летописи. Сподвижник Петра I историк В.Н. Татищев продолжил собирание рукописей и летописей., далее — учёные Румянцев, Строев, Буслаев, Пынин, Орлов, Шахматов, Лихачёв и другие. Но они не только занимались изучением, они собирали рукописи, пытались изучать их и доводить до людей, писать и опубликовывать свои труды.
Русская литература X-XVII вв. развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений. До XVII века все произведения распространялись путём переписки; писцы переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи или добавляли своё к написанному.
Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.
Вопрос возникновения древнерусской литературы
поможет узнать
- исторические условия и причины её возникновения;
- её жанровую систему;
- о разнообразии жанров древнерусской литературы;
- о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей;
- о сложных взаимоотношениях литературы с церковью;
- о письменности, о славянской азбуке школах грамотности;
- о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками;
- о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме;
- о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.
Без знания этого нельзя правильно оценить уровень литературы русского средневековья. В древнерусской литературе не было вымыслов: её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои-воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).
Обратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева
– одного из лучших знатоков древнерусской
литературы в нашей стране, благодаря ему мы можем
познакомиться со многими произведениями старины
— его переводы древних произведений на
современный язык точны, научны и понятны:
“Древнерусская литература наполняет нас
гордостью за наших далёких предков
предшественников, учит нас с уважением
относиться к их труду, борьбе, к их заботам о
благе родины”.
Возникновение древнерусской литературы.
В конце X века, возникла литература Древней Руси. Древнерусская литература возникла вместе с принятием христианства и первоначально была призвана обслуживать потребности церкви: обеспечивать церковный обряд, распространять сведения по истории христианства, воспитывать общества в духе христианства. Этими задачами определялась и жанровая система литературы, и особенности её развития.
Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры.
На Русь были привезены богослужебные книги, жития святых, памятники красноречия, хроники, сборники изречений, исторические и историко-бытовые повести.
Хотя потребность в книгах у христианского государства была очень велика, возможности для удовлетворения этой потребности были очень ограничены: на Руси было мало умелых писцов, а сам процесс письма был очень длителен, а материал, на котором писались первые книги, — пергамент – был весьма дорогим. Поэтому книги писались только для богатых людей – князей, бояр и церкви.
До возникновения литературы существовали речевые жанры фольклора: эпические сказания, мифологические легенды, сказки, обрядовая поэзия, плачи, лирика. Большую роль в становлении национальной русской литературы сыграл фольклор. Известны легенды о сказочных героях, о богатырях, об основаниях древних столиц о Кие, Щеке, Хориве. Также существовала ораторская речь: князья выступали перед воинами, произносили речь на пирах.
Но литература началась не с записей фольклора, хотя он продолжал существовать и развиваться с литературой ещё долгое время. Для возникновения литературы нужны были особые причины.
Стимулом для возникновения древнерусской литературы явилось принятия христианства, когда возникла необходимость познакомить Русь со священным писанием, с историей церкви, с всемирной историей, с житием святых. Без богослужебных книг не могли существовать строившиеся церкви. А также возникла необходимость перевести с греческого и болгарского оригиналов и распространить большое количество текстов. Именно это и явилось толчком для создания литературы. Литература должна была оставаться чисто церковной, культовой, тем более что светские жанры существовали в устной форме. Но на самом деле всё было иначе. Во-первых, библейские рассказы о сотворении мира содержали много научных сведений о земле, животном мире, устройстве человеческого тела, истории государства то есть не имели никакого отношения к христианской идеологии. Во-вторых, вне культовой литературы оказались летопись, бытовые повести, такие шедевры как “Слова о полку Игореве”, “Поучение” Владимира Мономаха, “Моление” Даниила Заточника.
То есть функции литературы в момент её возникновения и в течение всей истории - различаются.
Принятие христианства способствовало быстрому развитию литературы только в течение двух столетий, в дальнейшем церковь всеми силами тормозит развитию литературы.
“Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни” — так в своей работе Д. Лихачёв сформулировал черты литературы древнейшего периода русской истории. [4.47]
Нет сомнений в том, что Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси 988год становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
Периоды истории древней литературы.
История древнерусской литературы не может не рассматриваться в отрыве от истории самого русского народа и Русского государства. Семь столетий (XI-XVIIвв.), в течение которых развивалась древнерусская литература, насыщены значительными событиями в исторической жизни русского народа. Литература Древней Руси – свидетельство жизни. Сама история установило несколько периодов истории литературы.
Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода.
Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева, как культурного центра всей Русской земли. Киев является важнейшим экономическим звеном на мировом торговом пути. К этому периоду относится “Повести временных лет”.
Второй период, середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.
Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.
Третий период, конец XIV в. и первая половина XV в., это период патриотического подъема в литературе, период летописания и исторического повествования. Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. В середине XV в. в литературе появляются новые явления: переводная литература, возникают “Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо – Восточной Руси. Так как литература второго периода начинается с захвата Крестоносцами (1204 г.) Константинополя, и когда основная роль Киева уже закончилась и из единой древнерусской народности складывается три братских народа: русский, украинский и белорусский.
Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории.
3 урок.
Тематика, основные идеи и основные жанры древнерусской литературы.
Основные темы древнерусской литературы. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины, «светло светлой и украсно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира,- одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце».
В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.
Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.
Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно». Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.
Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким
потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.
И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.
Но все же тема Родины и тема нравственного совершенствования человека — важнейшие темы древнерусской литературы.
Жанры древнерусской литературы.
Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало – в основном это были князья и монахи. Лишь в нескольких монастырях были школы. Оригинальные, не переводные русские книги появились на Руси только в 11 веке.
Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров: летописи, послания, хождения, жития, поучения, похвала.
ЖИТИЕ | повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым. |
ЛЕТОПИСЬ |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация «Древнерусская литература»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Древнерусская литератураСлайд 2
Схема храма
Внутреннее убранство
Владимирского собора в Киеве
Слайд 3
Святой Георгий
Святые мученики Борис и Глеб
Вознесение Христа
Евангелист Матфей
Слайд 4
Церковь была микромиром
для человека Древней Руси,
и вместе с тем она была
макрочеловеком
Слайд 5
Владимир I Святославович
956 (?) — 1015
Владимирский собор в Киеве
Слайд 6
Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна
Слайд 7
В 988 году Русь принимает
христианство
Слайд 8
Русь во времена Владимира
Слайд 9
Псалтырь
Так выглядели первые
книги
Берестяная грамота
Слайд 10
Кирилл и Мефодий –
создатели славянской азбуки
Кириллица
Слайд 11
1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы
Слайд 12
Жанры древнерусской литературы
1. Послание
2. Патерик
3. Хождение
4. Житие
5. Летопись
6. Поучение
Слайд 13
Послание обычно использовалось
в публицистических целях,
то есть было посвящено
каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
1. Послание
Слайд 14
Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких
рассказов о монахах и мирских людях
2. Патерик
Слайд 15
Богоматерь
Хождение – жанр, в котором
описывались всякого рода
путешествия в иные земли
или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
3. Хождение
Слайд 16
Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония
Муромские
Сергий Радонежский
4. Житие
Слайд 17
Летописи – погодные (по «летам»
по «годам») записи. В летописях
ученые монахи сообщали о тех
событиях, которые происходили
в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Никон
Нестор
5. Летопись
Слайд 18
Поучение –жанр, излагающий
правила жизни,
которые автор хотел
донести до читателя: он
поучал его.
Владимир Мономах
1053-1125
6. Поучение
Слайд 19
«Поучение Владимира Мономаха»
2. Какова основная идея данного текста?
1. К какому стилю и типу речи относится «Поучение Владимира Мономаха»?
3. Какие средства художественной изобразительности
использовал в своем «Поучении» автор?
4. Что, по мнению Владимира Мономаха, надо делать,
если какие-то из его наставлений забудутся?
5. Из абзаца, начинающегося со слов «Что умеете
хорошего…», выпишите слово, которое называет то,
что является матерью «всему дурному».
Слайд 20
6. Какие из поучений Владимира Мономаха актуальны
до сих пор?
Напишите на данную тему мини-сочинение.
lusana.ru
Урок по теме «Древнерусская литература» в 9 классе
Тема: Древнерусская литература.
Цель: Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными темами древнерусской литературы.
Ход урока:
Орг.момент.
Повторение.
— Когда и как началась русская литература?
— Какие жанры древнерусской литературы помните?
— Какие произведения изучили?
3. Обобщение учителя о возникновении литературы на Руси (слайды 1-2).
Возникновение древнерусской литературы относится к к.X века, когда с принятием на Руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.
Русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. Это понимали наиболее дальновидные князья. Первые школы начал вводить Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый, по словам летописца, велел в Новгороде собрать триста детей и учить их книгам.
Сами князья нередко были глубоко образованными людьми. Ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». Ярославов сын Святослав Черниговский имел у себя полные клети книг. Несколько позднее знатоками книг стали Владимир Мономах и Ярослав Осмысл. Иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда очень дорого.
Наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. За крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.
Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (Слайды 3-7 – повторение жанров древнерусской литературы).
Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.
В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
Особенности древнерусской литературы (слайд 8):
гражданский и патриотический пафос;
прикрепленность к конкретному историческому событию или лицу;
близость к фольклору;
недопустимость вымысла, следование канону;
герои произведений — святые или князья-полководцы.
4. Темы древнерусской литературы (слайды 9-12).
XI — н.XIIIвв – вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной. Появление летописей. Летописи XI в не сохранились.
Литература XIV – 50-х гг XV в. призывает к борьбе за объединение вокруг Москвы, формированию Русского государства.
Вторая половина XV – н.XVI вв – появление повестей о князьях («Сказание о князьях Владимирских»). «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Середина XVI в. – усиление официального характера литературы (послания Ивана Грозного). Написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
XVII в – зарождается литература нового времени. События Смуты и крестьянской войны. Появление сатирических произведений («Повесть о Шемякином суде»). В житие преобладают реальные жизнеописания «Житие протопопа Аввакума».
5. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
С.5-6 пересказ, читать «Слово о полку Игореве»
infourok.ru
План-конспект урока по литературе (9 класс) по теме: Урок литературы в 9 классе «Древнерусская литература»
Тема: Древнерусская литература.
Цель: Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными темами древнерусской литературы.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Повторение.
— Когда и как началась русская литература?
— Какие жанры древнерусской литературы помните?
— Какие произведения изучили?
3. Обобщение учителя о возникновении литературы на Руси (слайды 1-2).
Возникновение древнерусской литературы относится к к.X века, когда с принятием на Руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.
Русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. Это понимали наиболее дальновидные князья. Первые школы начал вводить Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый, по словам летописца, велел в Новгороде собрать триста детей и учить их книгам.
Сами князья нередко были глубоко образованными людьми. Ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». Ярославов сын Святослав Черниговский имел у себя полные клети книг. Несколько позднее знатоками книг стали Владимир Мономах и Ярослав Осмысл. Иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда очень дорого.
Наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. За крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.
Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (Слайды 3-7 – повторение жанров древнерусской литературы).
Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.
В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
Особенности древнерусской литературы (слайд 8):
- гражданский и патриотический пафос;
- прикрепленность к конкретному историческому событию или лицу;
- близость к фольклору;
- недопустимость вымысла, следование канону;
- герои произведений — святые или князья-полководцы.
4. Темы древнерусской литературы (слайды 9-12).
XI — н.XIIIвв – вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной. Появление летописей. Летописи XI в не сохранились.
Литература XIV – 50-х гг XV в. призывает к борьбе за объединение вокруг Москвы, формированию Русского государства.
Вторая половина XV – н.XVI вв – появление повестей о князьях («Сказание о князьях Владимирских»). «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Середина XVI в. – усиление официального характера литературы (послания Ивана Грозного). Написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
XVII в – зарождается литература нового времени. События Смуты и крестьянской войны. Появление сатирических произведений («Повесть о Шемякином суде»). В житие преобладают реальные жизнеописания «Житие протопопа Аввакума».
5. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
С.5-6 пересказ, читать «Слово о полку Игореве»
nsportal.ru
Презентация к уроку литературы в 9 классе ««Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы».
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — величайший памятник древнерусской литературы
Урок литературы в 9 классе
Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга
История открытия и публикация
«Слово о полку Игореве» создано не ранее 1185-1187 гг. и не позднее начала XIII века.
Дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря.
В конце 1780-х – начале 1790-х годов этот памятник был обнаружен известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретённом им у монахов сборнике рукописей.
В 1795-1796 гг. была сделана копия рукописи «Слова…» для Екатерины II, а в 1800 г. рукопись была переведена, снабжена вступительной статьёй и примечаниями и опубликована.
После гибели в 1812 г. подлинника «Слова…» именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике.
Тематика
- Тему «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.
- Тему «Слова о полку Игореве» составляют подлинные исторические события: неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против степных кочевников половцев весной 1185 года, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря.
Проблематика
- Но эта содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору осмыслить основные проблемы Руси той эпохи :
- Но эта содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору осмыслить основные проблемы Руси той эпохи :
- осудить распри между русскими князями, повлёкшие за собой раздробление и ослабление Руси; рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря; призвать Русь к единению.
- осудить распри между русскими князями, повлёкшие за собой раздробление и ослабление Руси;
- рассмотреть причины и последствия поражения похода князя Игоря;
- призвать Русь к единению.
Тематика и проблематика
Сюжет и композиция
- «Слово о полку Игореве» — произведение сложно организованное, в котором описание событий чередуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим описанием.
План «Слова о полку Игореве», составленный С. Шамбинаго
ВСТУПЛЕНИЕ
- Воспоминание о Бояне.
- Зачин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Поход Игоря.
Соединение с Всеволодом и его дружиной.
Вступление русских в половецкую степь.
Первая встреча с половцами.
Вторая встреча с половцами:
а) грозные знамения природы;
б) героизм Всеволода;
в) песнь о временах старого Владимира;
г) роковая битва.
«Трудная» песнь об Игоревом походе, то есть песнь о печали и беде на Русской земле.
2. Песнь о великом Святославе.
Похвала великому князю Киевскому Святославу.
Сон Святослава.
«Золотое слово» Святослава:
а) укор Игорю и Всеволоду;
б) воззвание к князьям о помощи.
Скорбь о гибели славы прадедов.
Песнь о Всеславе.
Заключительная песнь.
3. Возвращение Игоря.
Плач Ярославны.
Освобождение Игоря:
а) побег Игоря из плена;
б) встреча с Донцом;
в) неудачная погоня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Величание князей.
2. Концовка.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что композиция «Слова…» чёткая и продуманная, она отступает от последовательного рассказа о походе Игоря, но нацелена на раскрытие основной идеи произведения — единение русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.
Характеристика образной системы
- Какие образы «Слова…» запомнились?
- Какими вы их себе представляете?
- Насколько ваше представление соответствует помещённым в учебнике иллюстрациям Фаворсокого?
- Кто главный герой «Слова…»?
«Слово о полку Игореве».
Назарук В.М. «Битва» (1985 г.)
Установите соответствие между персонажами «Слова…» и событиями, которые происходят с ними в произведении К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца, выбрав три из четырёх позиций
Персонажи
События
А) Князь Игорь
1) произносит «золотое слово» в Киеве
Б) Буй-тур Всеволод
2) в Путивле обращается к Днепру за помощью
В) Князь Стятослав
3) бежит из половецкого плена
4) приводит войска из Курска
Персонажи
События
А) Буй-тур Всеволод
1) призывает русских князей к единству
Б) Ярославна
2) приводит на Каялу войска половцев
В) Князь Стятослав
3) героически сражается с половцами
4) оплакивает русских воинов
Персонажи
События
А) Кончак
1) помогает князю Игорю бежать из плена
Б) Князь Игорь
2) видит «вещий сон» о гибели русского войска
В) Овлур
3) бросается в погоню за князем Игорем
4) торжественно встречен народом в Киеве
Подготовьте характеристику одного из персонажей «Слова…»: князя Игоря, буй-тура Всеволода, князя Святослава, Ярославны. Подберите цитаты из текста и расскажите об этих героях по плану
План
- Место, занимаемое персонажем в произведении.
- Общественное и семейное положение.
- Внешность.
- Речь персонажа.
- Поступки, особенности поведения.
- Взаимоотношения с другими персонажами.
- Значение в раскрытии идеи произведения.
- Роль в развитии сюжета.
- Авторская оценка персонажа и способы её выражения.
РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание
- Подготовьте подробный пересказ «Слова о полку Игореве» с включением цитат из текста по плану, составленному С.Шамбинаго.
- Напишите сочинение на одну из следующих тем:
- Образ русского воина в «Слове о полку Игореве».
- Кого можно назвать главным героем «Слова…»: князя Игоря, Святослава Киевского или собирательный образ Русской земли?
- «Плач Ярославны дышит глубоким чувством» (В.Г. Белинский).
- Какую обложку к книге «Слово о полку Игореве» я бы нарисовал.
- Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю.
- Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве».
Список использованной литературы
- Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Интернет-ресурсы
- Боян: http://www.do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/159/158096/158096_html_4bed8f8.jpg
- Сражение: http://www.matrony.ru/wp-content/uploads/ju.bohachjov.-slovo-o-polku-yhoreve-2011.jpg
- Войско: http://rudocs.exdat.com/data/296/295517/295517_html_m37cd1f03.jpg
- Боян: http://www.vinograd.su/upload/iblock/b75/18.jpg
- Гравюра В.А. Фаворского (Плач Ярославны): http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_407.jpg
- Гравюра В.А. Фаворского: http://lingvostranovedcheskiy.academic.ru/pictures/lingvostranovedcheskiy/418-557_(426-565)_img_406.jpg
- Войско: http://www.artrusse.ca/Images/Palech/Pohod_Igor_Golikov.jpg
- Назарук В.М. «Битва»: http://www.nazarukvm.ru/p0042.htm
- Спасибо всем за урок: http://5klass.net/datas/algebra/Pokazatelnye-uravnenija-i-neravenstva/0015-015-Spasibo-vsem-za-urok.jpg
Источник шаблона
- Ранько Е.А., учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г. Иваново. — http://elenaranko.ucoz.ru
kopilkaurokov.ru