cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок по повести бедная лиза 9 класс: Урок по повести «Бедная Лиза» (9 класс)

Урок 10. Повесть «Бедная Лиза». Образы героев и идея произведение. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель урока

Анализ и обсуждение повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Задачи урока

  • Анализировать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассмотреть образы героев, определить идею произведения. Выявить особенности, присущие литературному направлению сентиментализм в повести Карамзина.

Виды деятельности

    Выполнение интерактивных заданий, обсуждение текста, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, лекция

Ключевые понятия

    Сентиментализм, герои, характер, параллелизм, пейзаж, портрет, эпитет, метафора
Название этапаМетодический комментарий
11. Вводный этап. Проверка домашнего заданияУчащиеся отвечают на вопросы, заданные на дом.
22. Этап повторения пройденного материалаФронтальная беседа по вопросам рубрики «Решаем читательские задачи» (стр. 98) с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. Вопросы по содержанию: (узнать персонажа по реплике) 1. – Как познакомились Лиза и Эраст? 2. – Почему Лиза так потянулась к Эрасту? 3. – Чем Лиза привлекла Эраста? 4. – Какие планы строили Лиза и Эраст и почему они не сбылись? 5. – Что рассказчик считает «самым опасным искушением любви»? 6. – Кроме покупателей, Лиза общается только с одним человеком — со своей матерью. Видит ли та слабого и ненадёжного человека в Эрасте или же, будучи наивной, ни о чём не подозревает? Полагает ли она, что он — хороший жених для Лизы? 7. – Почему Лиза не вышла замуж за сына богатого крестьянина, сватавшегося к ней? 8. – Из-за чего Эраст просил Лизу не рассказывать об их отношениях матери? 9.
– В русской литературе любимые авторами герои никогда не бывают меркантильными, жадными. Вписывается ли в эту традицию Лиза? Как отнеслась Лиза к предложенным Эрастом деньгам: приняла или отказалась от них? – Каким показан в повести Эраст — слабым, ветреным, вероломным, искренним, увлекающимся? Может быть, одного эпитета мало? Значит ли это, что писатель создал по-своему сложный образ, который невозможно описать одним-двумя словами?
33. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Литературная мастерская» (стр. 98) с опорой на выполнение интерактивных заданий объекта. Учащиеся должны вспомнить, какими характерными чертами отличается стиль сентиментализм и, отвечая на вопросы, выявить черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». – Какую роль играет в повести случайность? Имеет она какое-либо значение или же, напротив, судьбы героев находятся в руках автора? – Что выражают пейзажи в повести — эмоции автора или мысли и предчувствия героев? – Какие художественные приёмы использует авор повести? – Предвестием каких событий стала гроза во время свидания Лизы и Эраста? (Как называется соответствие состояния природы чувствам и переживаниям персонажа?) – Что стало причиной разрыва Эраста с Лизой? – Какие события оказываются роковыми для Лизы? Почему Карамзин называет её «бедной»? – Почему любовь Лизы и Эраста оказалась несчастной? – Могла ли эта история закончиться иначе? От частных наблюдений над образами героев, художественными приемами и стилем автора учащиеся должны прийти к выводу об особенностях сентиментализма в повести Н.
М. Карамзина.
44. Информация о домашнем заданииПослушайте высказывания о Н. М. Карамзине и подумайте над тем, как вы их понимаете, согласны вы или не согласны с мнениями критика и литературоведа.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

в избранное

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Войдите, пожалуйста.

Назад к методической помощи по линии УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Оценка разработки

Для оценки работы вам необходимо авторизоваться на сайте

Войти или зарегистрироваться

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Войти или зарегистрироваться

Нужна помощь?

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Сегодня на уроке мы:

·     обсудим повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза»;

·     проследим в ней основные признаки сентиментализма;

·     узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.

Повесть «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин написал после возвращения из Европы. Ему тогда исполнилось 25 лет.

Повесть Карамзин опубликовал в 1792 году в «Московском журнале», который сам издавал. «Бедная Лиза» произвела фурор.

Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.

Пруд, который описан в повести, стал называться «Лизиным». К нему приезжали влюблённые, чтобы объясниться в любви или объявить о разлуке.

Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.

Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:

«Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже».

Или:

 «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, ‒ Топитесь, девушки, в пруду довольно места».

Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.

Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.

Это «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Прекрасная Татьяна» Владимира Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова и многие другие.

Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве

Пушкина, Достоевского и Толстого.

Читатели сострадали героям и восхищались новаторством автора. Карамзин перенёс европейский сентиментализм на русскую почву и навсегда изменил облик русской литературы.

Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.

В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.

Основная тема – любовь.

Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.

Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.

В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.

Теперь попробуем найти эти признаки в повести «Бедная Лиза».

Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

В первом же предложении перед нами предстаёт образ автора-рассказчика. Он с самого начала выступает посредником между читателем и героями истории. Его отношение к героине повести ясно уже из названия повести «Бедная Лиза». Автор стремится заставить читателя сочувствовать судьбе несчастной девушки.

Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.

Такие слова адресованы влюблённой Лизе: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

А так комментирует клятвы Эраста: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.

А теперь посмотрим на сюжет повести.

В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.

«И крестьянки любить умеют!», ‒ восклицает автор, когда рассказывает историю матери Лизы. Этим он показывает, что ценность человека не зависит от его сословия. Главное в человеке – его душа и нравственные качества.

Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.

 Так он показывает радость и смущение героини: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.

Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.

Каким же мы видим героя повести?

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Он эгоистичен. Любовь Лизы возвышает его в собственных глазах: «видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».

Интересно, что Карамзин при этом подчеркивает ум и природную доброту Эраста. Даже осудить героя он хочет, но не может. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» Эраст – не отрицательный герой. У него нет злых мыслей и стремления развратить Лизу. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думает Эраст. Встреча с Лизой для него – шанс исполнить мечту и жить невинной жизнью со своей пастушкой на лоне природы.

Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.

Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.

Лиза – необыкновенно заботливая дочь. Её мать – безутешная вдова, «чувствительная, добрая старушка». После смерти мужа дочь стала её единственной опорой и радостью в жизни.

Лиза искренна, наивна и самоотверженна. Она готова на всё ради Эраста. Её цель – счастье любимого. «… она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастие».

Когда Эраст уходит на войну, она падает в обморок после прощания. А очнувшись, хочет ехать вслед за ним. «Ах! – думала она. – Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». Только мысль о матери остановила её.

Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.

Потеря невинности происходит тёмной мрачной ночью, и тут же начинается страшная гроза. Когда Лиза плакала в разлуке с Эрастом, «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».

Таким образом Карамзин сделал пейзаж средством психологической характеристики героев. Более того, во вступлении пейзаж создаёт настроение повести. «Ужасная громада алчной Москвы» противопоставлена светлой реке и густо-зелёным пышным лугам. Развалины монастыря и кладбище намекают на трагический конец повести.

Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.

Во вступлении Карамзин пишет: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Бедную Лизу автор не осуждает за самоубийство. Он призывает читателей посочувствовать ей. Вот так он пишет о её смерти: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.

Белинский в статье «Литературные мечтания» написал о Карамзине: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским. Одно уже это достаточно доказывает, что Карамзин, по своему образованию, целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и не твёрдо и не определённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».

Вопросы и задания для работы над рассказом Карамзина Н.М. «Бедная Лиза»

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

Часть 1.

  1. Вы прочитали рассказ Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». О чем это произведение? Опишите его содержание в 2-3 предложениях.
  2. С какой точки зрения рассказывается история?
  3. Какими вы увидели главных героев? Как автор относится к ним?
  4. Дайте краткую характеристику героям произведения.
  5. Как развивались их отношения?
  6. Как вы думаете, что является кульминацией рассказа и почему?
  7. Как в рассказе разрешается конфликт?
  8. Повесть Карамзина похожа на произведения классицизма?
  9. Почему рассказ, написанный в 1792 году, имел небывалый успех? Что увидела в нем публика?
  10. В чем смелость, новизна позиции автора?

Часть 2.

  1. Город, в котором происходят описываемые события?
  2. Главные герои истории.
  3. Какие цветы и по какой цене Лиза продавала весной в Москве?
  4. Какой стакан напитка выпил Эраст из рук матери Лизы?
  5. О чем Эраст договаривается с матерью Лизы, чтобы уберечь девушку от выезда в город?
  6. Прошло несколько недель. Причина покраснения глаз Лизы?
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
  8. Что сказал Эраст Лизе, когда пришел к ней после долгого отсутствия?
  9. Прошло два месяца. Лиза поехала в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
  11. Что Лиза сделала со злополучными 100 рублями, которые Эраст хотел отдать?
  12. Как жилось Эрасту?

Тест

I ступень:

1. По признакам определить идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-воспитательный пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом .
2) Образ одинокой, частной повседневности преимущественно «средней» личности по своей внутренней сути, в своей повседневности, культ чувства, прикосновения, чувствительности, поиск совершенного образа «жизнь вне цивилизации»

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр творчества Карамзина?

А) рассказ б) рассказ в) роман г) быль

3. Рядом с каким монастырем находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифский б) Зилантов в) Симонов

4. Какого цвета глаза карамзинской героини?

А) синий б) зеленый в) серый г) коричневый

5. Где произошла первая встреча Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы-реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От кого ведется рассказ?

А) с первого б) со второго в) с третьего

II разряд:

7. Какие эпитеты употребляет Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему учили отец и мать Лизы?

9. Найдите фразу, в которой содержится главный признак сентиментализма?

III уровень

10. Как это способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзажа? (дать развернутый ответ)

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление слова, заимствованные из других языков.

2. Жанр «Бедная Лиза»

А) очерк

Б) рассказ;

Б) история.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит из:

А) в изображении внутреннего мира и человеческих чувств

Б) в исследовании личностных качеств человека;

Б) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача рассказчика в «Бедной Лизе»:

А) освещать события без выражения их позиции;

Б) давать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

С) исторически достоверно передают особенности жизни жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешний вид героя;

В) внешний вид, образ жизни героя, черты его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев — Лизу и Эраста:

А) описание их внешнего вида;

Б) рассказывают об отношении к работе;

C) говорят о своих родителях.

7. «До сих пор, просыпаясь с птицами, веселился ты с ними по утрам, и чистая, радостная душа сияла в глазах твоих, как солнце сияет в каплях небесной росы…» — пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке с чистой душой;

Б) с иронией;

C) как легкомысленная девушка.

8. слова признания в любви к Лизе звучали из уст Эраста как:

А) гром с неба

Б) потрясающая музыка;

В) шелест листьев.

9. Духовно близкий Лизе человек:

А) мать

Б) Эраст;

Б) рассказчик.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благополучие для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

C) в армии потерял имение и остался без средств.

11. Картины природы в работе:

А) предыстория истории;

Б) показывать смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако, Лиза, лучше питаться своими трудами и ничего не брать даром»;

Б) «А бабы любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедный» в названии произведения означает:

А) нищий;

Б) обездоленный;

Б) несчастный.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в разоблачении социального неравенства героев;

С) в подробном изображении внутреннего мира героини.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

1. К какому литературному направлению относится произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

2. К какому литературному жанру относится «Бедная Лиза»?

1) рассказ
2) роман
3) рассказ
4) стихотворение

3. Укажите основную тему произведения.

1) тема любви
2) тема природы
3) тема предательства
4) тема материнства

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

1) в Санкт-Петербурге и пригородах
2) в Москве и пригородах
3) в Киеве и пригородах
4) в Воронеже и пригородах

5. О ком идет речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

6. О ком идет речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

7. Как познакомились герои произведения?

1) во время бала
2) в березовой роще
3) герой увидел, как Лиза продавала ландыши
4) Эраст пришел в дом Лизы за цветами

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная
2) безграничная
3) случайная
4) героиня не любила Эраста

9. В чем любовь Эраста к Лизе?

1) надежный
2) сильный
3) незначительный
4) не выдержавший испытания

1) Автор любит Лизу, понимает ее и сочувствует ей.
2) Н. М. Карамзин осуждает героиню за безрассудство в любви.
3) Автор осуждает уход из жизни Лизы.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

11. Как Н.М. Карамзин относится к Эрасту?

1) презирает его
2) осуждает измену по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) отношение автора к герою не прослеживается в произведении

12. Как складывается история любви Лизы и Эраст конец?

1) Персонажи поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказалась из-за своего неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
4) Эраст предал возлюбленную, которая не выдержала и покончила жизнь самоубийством.

13. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном рассказа
2) по картинкам природы можно судить о времени года
3) природа передает настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение было бы неполным

14. Эпитет «бедный» в названии произведения означает:

1) несчастный
2) нищий
3) нищий
4) безналичный

15. «Ибо даже крестьянки умеют любить» — эти слова произносятся:

1) Эраст
2) мать Лизы
3) Лиза
4) рассказчик

16. Каких литературных героев можно взять Лизу?

один) «лишний человек»
2) «маленький человек»
3) резонатор
4) «обиженный и обиженный»

КЛЮЧ

10.1

11.3

12,4

13.3

14.1

15,4

16.2

Проба по рассказу Карамзина «Бедная Лиза»

1. Карамзин-писатель:

а) 18 век

б) XIX век;

в) 20 век.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Санкт-Петербурге;

в) в Подмосковье.

3. Вводный пейзаж это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настроение для определенного состояния;

в) пейзажно-контрастные.

4. Отец Лизы —

а) дворянин

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки умеют любить» — эти слова произносятся:

а) мать Лизы;

б) крестьянин, то есть крестьянин;

в) рассказчик.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в 17 лет.

7. Лиза продана:

а) фиалки;

б) ромашка;

в) ландыши.

8. Эраст:

а) положительный персонаж;

б) отрицательный персонаж;

в) имеет определенные противоречия по своему характеру.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в) богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый по натуре;

б) расчетливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его влекло к Лизе:

а) бедность;

б) природная красота;

в) чистота и опрятность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с мамой, что влюблена;

б) постеснялся ей сказать;

в) умышленно скрывала, опасаясь, что мать отругает ее.

13. Эраст:

а) немедленно предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что после смерти матери заберет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не сказал о будущем.

14. Гроза это:

а) признак беды;

б) внутренние противоречия Лиза;

в) плач природы об утраченной невинности Лизы.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушел в поход;

б) Лизе он надоел;

в) отец заставил серьезно заняться хозяйством,

16. Женился на другой, Эраст:

а) и не вспомнил Лизу;

б) очень грустил о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст расплатился с Лизой:

а) 10 руб.;

б) тысяча

в) просто приказала выгнать ее со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском понимании;

б) красивая душой и телом;

в) раскаялся перед смертью и потому прощен Богом.

19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» это:

а) слова Эраста;

б) рассказчик

б) мать.

20. Где находится «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был несчастлив до конца жизни» — это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

в) отрицательный;

в) положительный.

Самостоятельная работа по рассказу Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

ВАРИАНТ №1

1. Проблема семейных отношений. Что лежит в основе семейного благополучия? Почему отец Лизы был «довольно зажиточным крестьянином»? Как бы вы определили «формулу» семейного благополучия? Докажите, что это правда.

2. Как нарисован образ Лизы в произведении? Каков характер героини? Почему она такая? Какова ваша версия смысла названия?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его действий, особенности поведения.

ОПЦИЯ #2

1. Проблема любви в повести. Различна ли любовь, связывающая «отцов»? «дети»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как герои относятся друг к другу? Возможна ли любовь между джентльменом и крестьянкой?

2. Проблема греха в рассказе. Как решается эта проблема в произведении? Какие отклонения от норм морали показывает автор? В чем автор видит истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, быть «чистым»? Какова ваша версия названия рассказа?

3. Изучите композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в рассказе. Раскройте роль рамки: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и последние четыре абзаца рассказа.

ВАРИАНТ №3

1. Каким предстает перед нами образ автора в произведении? Как он оценивает поступки, характеры своих героев? Как он воспринимает происходящее, что произошло? Какие идеи он хочет утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить свою идею в жизнь? Как он это делает? Какова ваша версия названия рассказа?

2. Почему мы можем отнести «Бедную Лизу» к сентиментальному произведению? Докажите это.

3. Что побудило Лизу покончить жизнь самоубийством? Как вы относитесь к ее поведению? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение об окончании рассказа.

Письменный мастер-класс по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Почему рассказ называется «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает автор в эпитет «бедный»?
  2. Какова роль описания природы в начале рассказа? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
  3. Опишите характер Лизы. Что вы нашли особенного в ее поведении, характере?
  4. Опишите характер Эраста. Почему автор выбирает для своего героя иностранное имя?
  5. Почему все свидания Лизы и Эраста проходят на фоне природы?
  6. Почему Лиза, так любящая природу, цветы, солнце, добровольно умирает?
  7. Как сложилась жизнь родственников Лизы: мама, Эраст. Любила ли Лиза Эраст?
  8. Сделайте вывод: почему рассказ Карамзина называют сентиментальным? Как писатель относится к Лизе?
  9. Рассмотрите внимательно картину О. Кипренского «Бедная Лиза». Обратите внимание на мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
  10. Какое настроение создает для вас пейзаж? Какова его роль в рассказе?
  11. Почему описание окрестностей предшествует сюжету рассказа? Что рассказчик противопоставляет этому пейзажу?
  12. Что означает слово «бедный» в названии произведения?
  13. Почему герои не могли быть счастливы, их счастью мешало только социальное неравенство?
  14. Как вы думаете, автор осуждает свою героиню за самоубийство?
  15. Опишите характер рассказчика.
  16. Как вы понимаете смысл слов Карамзина: «Даже крестьянки умеют любить»?
  17. Почему «Бедная Лиза» — сентиментальность?

Практическая работа по рассказу Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

3. Образ Лизы.

Вопрос

Ответить

1. Расскажите о Лизе. В чем мы видим главного героя в семье происхождения? Чему ее научили родители?

3. Какие отношения между матерью и дочерью?

4. В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

5. Что делала Лиза весь день?

6. Почему Лизе пришлось работать?

7. Что вы можете сказать о маме Лизы?

8. Как вы думаете, как она воспитывала дочь?

9. С какой целью в рассказ вводится образ матери Лизы?

3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4. Как понимать слова героя: «Природа зовет меня в свои объятия»?

5. Как Карамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми?

6. Какое чувство вспыхнуло к Лизе и к Эрасту, уже успевшим отведать светских забав?

7. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5. Отношения героев.

Вопрос

Ответить

1. Как вы думаете, почему Эраст не хотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3. Какие мысли были у Эраста? Он хотел причинить ей вред?

5. Когда и почему резко изменилось отношение Эраста к Лизе?

Государственное бюджетное учреждение образования

средняя общеобразовательная школа № 000

Москва

Тест по литературе

рассказ «Бедная Лиза»

Составитель:

Москва 2013

Тест по рассказу «Бедная Лиза».

1. Какой город описан в рассказе «Бедная Лиза» так:

«…великолепная картина, особенно когда на нее светит солнце, когда его вечерние лучи полыхают на бесчисленных золотых куполах, на бесчисленных крестах, восходящих к небу!»?

а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань

2. Какой монастырь упоминается в рассказе «Бедная Лиза»?

а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь

в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанно-Предтеченский монастырь

3. Какие цветы продала Лиза?

а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши

4. Жениха Лизы звали:

а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум

5. Возлюбленным Лизы по происхождению был:

а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик

6. Сколько лет было Лизе, когда она встретила Эраста?

а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет

7. В конце истории Лиза:

а) рожает ребенка и выходит замуж за своего любовника

б) убивает свою любовницу

в) совершает самоубийство

г) умирает от болезни

8. Какие образно-выразительные средства она использует при описании чувств Лизы: «щеки ее горели, как заря в ясный летний вечер»?

а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.

3. Кому в рассказе «Бедная Лиза» принадлежат слова: «Когда мы увидимся там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

Вопросы по работе с текстом

1. Угадайте или найдите в тексте рассказа Карамзина «Бедная Лиза» аналогии к следующим словам и выражениям.

Могила, умерла, спрячь грусть, посмотри, солнце разбудило природу.

2. Восстановить отрывок из рассказа «Бедная Лиза».

«Вон монах молодой — с… лицом, с… глазами — смотрит в поле через решетку окна, видит… птиц, свободно плавающих в воздушном море, видит — и … . Он чахнет, чахнет, засыхает — и… звон колокола возвещает мне… его смерть.

На другой день, вечером, она сидела под окном, вертелась и. .. пела… песни своим голосом, но вдруг… и кричала: «…! «Под окном стоял молодой незнакомец».

Творческое задание

В чем, на ваш взгляд, причина разрыва между персонажами в рассказе? Кратко напишите свой ответ.

Ответы.

Тестовые задания с выбором ответа

1. б) Москва

2. б) Симонов монастырь

3. г) ландыши

4. в) Эраст

5. в) дворянин

6. в) 17 лет

7. в) совершает самоубийство

8. г) сравнение

9. а) 5 б) 3 в) 4 г) 2 д) 1

Тестовые задания с краткими ответами

1. Крестьянство

2. Потеря имущества

Вопросы по работе с текстом

1. могила — «вместилище праха Лизы»

умерла — «ушла из жизни»

скрыть печаль «скрыть печаль своего сердца»

прицел — «взгляд»

солнце пробудило природу — «восходящее светило дня пробудило все творение»

2. «Идет молодой монах — с бледным лицом, с томным взглядом — глядит в поле через оконные решетки, видит смешного он видит птиц свободно плавающих в воздушном море — и льет из глаз горькие слезы . Он чахнет, чахнет, сохнет — и печальный звон колокола возвещает мне безвременный 907:48 его смерть.

На следующий день, вечером, она сидела под окном, крутилась и тихо пела своим голосом жалобно песни, но вдруг вскочила и закричала: О! «Под окном стоял молодой незнакомец.»

Использованные материалы.

1. Демиденко Контрольно-проверочная работа по литературе. 5 — 9 кл.: Метод. разрешение. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.

2. Репин. 9 классКонтрольная работа. — Саратов: Лицей, 2007. — 80 с.

3., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

ГБОУ

СОШ № 733

Москва

Контрольная по литературе

9 класс

Н. М. Карамзин Рассказ «Бедная Лиза»

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2013

Тест по рассказу Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

1. Какой город описан Н. М. Карамзиным в рассказе «Бедная Лиза»: «…великолепная картина, особенно когда на нее светит солнце, когда его вечерние лучи полыхают на бесчисленных золотых куполах, на бесчисленных крестах, восходящих к небу!»? а) Санкт-Петербург б) Москва в) Саратов г) Астрахань 2. Какой монастырь упоминается в рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»? а) Новодевичий монастырь б) Симонов монастырь в) Свято-Данилов монастырь г) Иоанно-Предтеченский монастырь 3. Какие цветы продала Лиза? а) розы б) нарциссы в) лютики г) ландыши 4. Жениха Лизы звали: а) Артур б) Эразм в) Эраст г) Эрзерум 5. Возлюбленным Лизы по происхождению был: а) купец б) крестьянин в) дворянин г) помещик 6. Сколько лет было Лизе, когда она встретила Эраста? а) 15 лет б) 20 лет в) 17 лет г) 19 лет 7. В конце рассказа Лиза: а) рожает ребенка и выходит замуж за любовникаб) убивает любовника) умирает от болезни8. Какие образно-выразительные средства использует Н. М. Карамзин при описании чувств Лизы: «ее щеки горели, как заря в ясный летний вечер»? а) метафора б) эпитет в) олицетворение г) сравнение

9. Соотнесите элементы композиции и элементы развития сюжета.

а) воздействие
1) «… потом она прыгнула в воду
б) галстук 2) «обстоятельства изменились: я помолвлен…»
в) разработка действий 3) «на улице ее встретил молодой, хорошо одетый мужчина»
г) климакс 4) «После этого Эраст и Лиза виделись каждый вечер…»
д) развязка 5) пригород Москвы
1. К какому сословию принадлежала Лиза, героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. В чем причина женитьбы Эраста, героя рассказа, на «пожилой богатой вдове, давно влюбленной в него»?

3. Кому в рассказе Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» принадлежат слова: «Когда мы увидимся там, в новой жизни, Я узнаю тебя, нежная Лиза!»?

4. К какому литературному направлению относится повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Вопросы по работе с текстом

1. Угадайте или найдите в тексте повести Карамзина «Бедная Лиза» аналогии к следующим словам и выражениям. Могила, умерла, спрячь печаль, посмотри, солнце разбудило природу. 2. Восстановить отрывок из рассказа «Бедная Лиза». «Вон молодой монах — с… лицом, с… глазами — смотрит в поле через решетку окна, видит… птиц, свободно плавающих в воздушном море, видит — и … . Он чахнет, чахнет, засыхает — и… звон колокола возвещает мне… его смерть. На другой день, вечером, она сидела под окном, вертелась и. .. пела… песни своим голосом, но вдруг… и кричала: «…! «Под окном стоял молодой незнакомец».

Творческое задание

С чем, по вашему мнению, связан разрыв между персонажами в рассказе? Кратко напишите свой ответ.

Ответы.

Тестовые задания с выбором ответа
    б) Москва б) Симонов монастырь г) ландыши в) Эраст в) дворянин в) 17 лет в) кончает жизнь самоубийством г) сравнение а) 5 б) 3 в) 4 г) 2 д) 1
Тестовые задания с краткими ответами
    Крестьянство Потеря имения Автору Сентиментализм
Вопросы по работе с текстом
    могила — «вместилище праха Лизы»
умерла — «ушла из жизни» скрыть грусть «скрыть печаль своего сердца» прицел — «взгляд» солнце пробудило природу — «восходящее светило дня пробудило все творение» 2. «Есть молодой монах — с бледными лицо, с томным взглядом — смотрит в поле через решетку окна, видит смешного видит птиц свободно плавающих в воздушном море — и льет из глаз горькие слезы . Он чахнет, чахнет, сохнет — и печальный звон колокола возвещает мне безвременную его кончину. На следующий день вечером она сидела под окном, крутилась и тихо пела своим голосом жалобно песен, но вдруг вскочил и закричал: Ой! «Под окном стоял молодой незнакомец.»

Использованные материалы.

    Демиденко Е. Л. Новые контрольно-проверочные работы по литературе. 5 — 9 кл.: Метод. разрешение. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с. Репин А. В. Литература. 9 класс Контрольная работа. — Саратов: Лицей, 2007. — 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ИСПОЛЬЗОВАТЬ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

The Hate U Give Глава 9 Сводка и анализ

Сводка: Глава 9

Маверик остается в магазине во время беспорядков. Когда выстрелы прерывают ужин, Лиза приказывает детям пройти в каморку. Они сидят на полу ниже траектории шальных пуль. По телевидению показывают людей, протестующих против смерти Халила. Полиция применяет против протестующих слезоточивый газ. Помимо мирных протестов, беспорядков и мародерства в Гарден-Хайтс.

В новостях есть фотография Халила и упоминается, что полиция разговаривала со свидетелем. Полиция не будет арестовывать Один-Пятнадцатый. Старр винит себя в их бездействии и последующем насилии. Журналисты подчеркивают, что Халил занимается торговлей наркотиками и связями с бандами, утверждая, что в машине был пистолет. Старр не думает, что там был пистолет, но поскольку Халил никогда не говорил ей о вступлении в банду или торговле, она больше не уверена. Тем не менее, она знает, что Халил не заслуживал смерти. Когда Маверик приходит домой рано утром, Лиза предлагает переехать, но Маверик и слышать об этом не хочет.

Старр просыпается от очередного кошмара, когда Седьмая стучит и приглашает ее поиграть в баскетбол. Старр опасается, что, если люди узнают, что она свидетельница, они обвинят ее в решении полиции, но Седьмая настаивает, чтобы она пришла. Они звонят своим родителям, когда уходят.

Старр и Седьмая идут в парк Роуз, игнорируя группу королей-лордов неподалеку. Два подростка из Garden Disciples пытаются ограбить Старра и Седьмую. Старр знает, что Короли-Лорды не будут вмешиваться, чтобы защитить людей, не входящих в банду. Тем не менее, Король-Лорд-подросток угрожает Ученикам Сада, и Ученики Сада бегут. Король-лорд представляется как ДеВанте, мальчик, из-за которого ссорились Кения и Денасия. Седьмая спрашивает ДеВанте, почему он рано ушел в субботу. ДеВанте признает, что торгует наркотиками. Старр считает, что Кинг, должно быть, навредил романтическому выбору Кении, если ее привлекали дилеры. Семь утешают ДеВанте по поводу смерти его брата Далвина, предположительно в результате группового насилия. ДеВанте признается, что тоже находится в Rose Park из-за скорбной атмосферы дома.

Маверик подъезжает и кричит на Старра и Седьмую за то, что они ушли, не сказав ему. Когда они возвращаются домой, Лиза приходит в ярость. Старр утверждает, что перед отъездом они кричали, но родители их не слышали. Семь попыток взять на себя вину, потому что он хотел помочь Старру чувствовать себя нормально. Лиза заявляет, что все в порядке, и в наказание забирает их мобильные телефоны. Лиза велит Старру приготовиться к отъезду к дяде Карлосу.

Поездка Старра с Лизой и Секани на машине начинается напряженно. Когда они проходят мирную акцию протеста, Старр сожалеет, что не пошел маршем. Словно читая мысли Старра, Лиза настаивает на том, что решение полиции не было ее ошибкой. Лиза рассказывает историю о рождении Старра. Она объясняет, что когда в 18 лет она забеременела, Нана сказала Лизе, что она не будет хорошим родителем. Полная решимости доказать, что Нана ошибалась, Лиза проявляла большую осторожность во время беременности. Она все сделала правильно, но Старр сначала не могла дышать. Медсестра сказала Лизе, что иногда что-то идет не так, даже если люди все делают правильно. Хитрость заключалась в том, чтобы продолжать поступать правильно.

В доме дяди Карлоса Секани бежит к своему велосипеду, который он держит у дяди Карлоса. Нана спрашивает Старр, в порядке ли она, и уверяет ее, что если нет, то будет, потому что они сильные. Старр не верит ей.

Крис подходит, чтобы проверить Старра и извиниться. Старр неохотно говорит ему, что она расстроена не из-за презерватива, но она не готова говорить о настоящей причине. Крис считает несправедливым, что Старр игнорирует его без объяснения причин. Старр объясняет, что это потому, что Крис белая и богатая, а она черная и бедная. Крис уверяет, что ему все равно. Старр возражает, что они являются важной частью ее личности. Крис просит Старр объяснить, что она имеет в виду, потому что он хочет все исправить. Старр скучает по нему и по тому, какой нормальной он заставляет ее себя чувствовать. Она решает не говорить Крису, что была свидетельницей убийства Халила.

Анализ: Глава 9

Немедленное суждение Старра о ДеВанте совпадает с немедленным суждением СМИ о Халиле, что подразумевает, что Старр ошибается в отношении ДеВанте. Когда Старр узнает, что ДеВанте — торговец наркотиками Король Лорд, она связывает его с жестоким и жестоким Королем. Ее мгновенный ментальный скачок от короля-лорда к обидчику аналогичен средствам массовой информации, использующим «наркоторговец» как сокращение от жестокого. Однако ДеВанте не действует агрессивно. Он защищает Седьмую и Старра от Садовых учеников, несмотря на принцип, согласно которому члены банды заботятся только о своих. Горе ДеВанте из-за смерти Далвина усложняет понимание Старром того, почему он находится в парке. Хотя он изначально говорит, что торгует наркотиками, ДеВанте упоминает о своем горе после того, как Севен выражает соболезнования, предполагая, что торговля наркотиками также может быть дымовой завесой жесткости, чтобы скрыть его уязвимость. ДеВанте и Халил обладают большей сложностью, чем предлагают им стереотипы торговца наркотиками или члена банды.

Узнайте больше о важности DeVante.

На протяжении всей девятой главы Старр винит себя как в бездействии полиции, так и в насильственных последствиях, подразумевая, что она взяла на себя ответственность за вещи, которые она не может изменить. Это неуместное чувство вины играет на руку отказу взрослых брать на себя ответственность за свои действия, причиняющие вред детям и подросткам. Будучи девочкой-подростком, Старр не может взять на себя бремя всей боли соседей, и при этом она не может изменить мнение правовой системы, решившей защитить свою собственную. Поэтому, когда Лиза рассказывает Старру анекдот о своем рождении, сравнение между беременностью и несправедливой судебной системой подчеркивает полное отсутствие власти и контроля Старра над ситуацией. Точно так же, как у Лизы была непосредственная власть над очень немногими факторами ее беременности, у Старр есть только власть сказать правду, что она уже сделала. Поощрение Лизы продолжать «поступать правильно» подчеркивает, что Старр может продолжать делать все возможное только с теми вещами, которые она может контролировать.

Прочитайте анекдот, который Лиза рассказывает Старру.

Влияние насилия и банд на чернокожее детство играет важную роль в этой главе. Старру и Севен грозит наказание от родителей не из-за обычной родительской строгости, а из-за беспорядков и насилия по соседству. Черное детство прерывается различными формами насилия, включая жестокость полиции, групповое насилие и последствия того и другого. Старр, Севен и Секани сразу же знают, что нужно уклоняться от пуль, которые прерывают их обед, а это означает, что такого рода прерывания достаточно распространены, чтобы они знали, что делать. Все члены банды в Rose Park — подростки, чьи связи с бандами означают, что они проводят субботнее утро, продавая наркотики или грабя других, вместо того, чтобы участвовать в подростковых мероприятиях. Контраст между ужасом Лизы перед Старром и Седьмой, подростками старшего возраста, убегающими играть в баскетбол в Гарден-Хайтс, и ее полным комфортом с Секани, которому всего девять лет, убегающим кататься на велосипеде по соседству с дядей Карлосом, подчеркивает ту беззаботную юность, которую скрывали. от детей Гарден-Хайтс.

Узнайте больше о районе Гарден-Хайтс как о символе.

Нежелание Старр говорить о Халиле с Крисом демонстрирует, как ее новое понимание превосходства белых угрожает фантазии о нормальности, которую Крис стал представлять для нее. Перед смертью Халила самая большая проблема в их отношениях вращалась вокруг секса, обычного для подростковых отношений. Осознание Старром того, что знакомство с белым мальчиком автоматически приобретает политический оттенок — из-за расы — указывает на более сложную и менее универсальную проблему. Кроме того, если Крис узнает о Халиле, Старр придется рассказать о сложных аспектах того, что она темнокожая, за что, как она опасается, Крис ее осудит. Старр знает, что решение любой из этих проблем безвозвратно изменит их отношения, и если их отношения изменятся, она больше не будет чувствовать себя нормальным подростком в отношениях с Крисом. На символическом уровне Старр приводит Криса в дом дяди Карлоса как напоминание о черноте, которую Старр позволяет увидеть Крису. Дядя Карлос в значительной степени ассимилировался с белым и живет в том же районе, что и Крис, поэтому его дом представляет собой черноту, которую Крису легко понять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *