cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок обществознания 9 класс политические режимы – Конспект урока обществознание в 9 классе «Политические режимы».

Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему «Политические режимы»

Открытый урок обществознания в 9 классе.

Учитель Магамедалиев Э.О.

Тема урока «Политические режимы»

Цель урока:

Образовательная цель урока: раскрыть сущность и основные черты политических режимов.

Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к политическим системам.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности политических режимов, прав и свободы личности в различных политических режимах, составление сравнительной таблицы «Типы политических режимов» с помощью кейсов, составление графических изображений политических режимов.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, маршрутные листы по количеству учеников, кейсы.

Тип урока: урок изучения нового материла

Процесс получения новых знаний: практическая работа (работа с кейсами).

«Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах.

Всякий режим плох, если в нем правят худшие».

(И.А. Ильин, русский философ).

План урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

а) Понятие «политического режима».

б) Типы политических режимов: демократические и антидемократические. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

3. Практическая работа с кейсами.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу. (Слайд №1)

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из услышанного, как вы думаете, какая тема урока? «Политические режимы» (слайд 2).

Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. У вас на партах находятся маршрутные листы для опроса домашнего задания. Возьмите их, ответы на задания записываем в таблицы на ваших листах.

Задание № 1 (слайд 3).

— Установите соответствие между понятиями и их конкретизацией, ответы запишите в таблице у вас на партах.

А. Конфедерация

1. Сложное союзное государство, составные части которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Б. Унитарное государство.

2. Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.

В. Государство.

3. Целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Табличка с ответами к заданию № 1.

Задание № 2. (слайд 4,5)

— Составьте схему из представленных обществоведческих понятий. Данные запишите в заготовку в вашем маршрутном листе.

Задание № 3. (слайд 6).

— Определите форму государства из приведенных ниже положений.

  1. Во главе государства А. находится единоличный правитель, получивший власть по наследству (монархия).

2. На территории государства В. действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией (унитарное государство).

3. Государство Д. состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности (федеративное государство).

4. В государстве Т власть принадлежит выборным органам (республика).

— Давайте подведем итоги опроса домашнего задания. Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы правильно. Поднимите руки те, кто допустил одну ошибку, две ошибки. Молодцы те учащиеся, которые не допустили ошибок совсем или допустили одну ошибку. Остальным ребятам необходимо еще раз повторить материал прошлых уроков.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

— А теперь вернемся к теме нашего урока. И начнем мы с основного понятия, что такое политический режим. Но данное понятие вы попробуете сформулировать самостоятельно. Обратите внимание на доску: на слайде перечислены отдельные слова, которые необходимо соединить и создать из них единое целое – понятие «политический режим» (слайд № 7).

— Итак, получилось понятие «политический режим» — совокупность средств и методов осуществления политической власти (слайд № 8).

— Давайте запишем это понятие в рабочую тетрадь стр.12 № 1 , кто не взял тетрадь работает с маршрутным листом. Понятие «политический режим». (слайд №8)

— Как и любое обществоведческое понятие, политические режимы классифицируются и имеют типовой состав. Политические режим бывают двух типов: демократические (демократия) и антидемократические (тоталитаризм, авторитаризм) (слайд № 9). Работаем с рабочей тетрадью задание №2

— Теперь давайте остановимся на каждом из них поподробнее.

— (слайд №10) История человечества даёт нам много примеров авторитарных государств. Это восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные режимы в современном мире. Запишите понятия авторитарного режима – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа (слайд № 11).

(слайд №12) Слово «тоталитаризм» было введено в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини. (слайд №13) Тоталитарный режим утвердился в 20-х гг. ХХ в. в фашистской Италии, а в 30-х гг. в нацистской Германии. Не обошёл он и нашу страну.

(слайд №14) Тоталитарный режим — политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.

(слайд №15) С понятием «демократия» вы знакомы с 5 класса, ведь именно тогда на уроках истории вы познакомились с афинской формой народовластия.

(слайд №16) Формы демократии это прямая, это когда основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами, на выборах или референдуме. И представительная, когда управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.

3. Практическая работа с заполнением таблицы по кейсам.

(слайд №17) теперь пришло время выполнить практическую работу, ознакомиться с содержанием кейсов и заполнить таблицы в ваших маршрутных листах.

(слайд №18) Сформулируйте правовые принципы политических режимов используя набор слов.

(слайды 19-21) 19- тоталитаризм, 20- авторитаризм, 21- демократия

фронтальная проверка заполнения таблиц

22- какие фразы у вас получились?

3.Рефлексия.

Давайте с вами подведём итоги урока, что сегодня вы узнали?

Чем на уроке занимались?

В конце вашего маршрутного листа нарисуйте смайлик настроения, с которым вы заканчиваете этот урок.

4. Домашнее задание.

§ 3, стр. 19 – 26,

Рабочая тетрадь стр.13 №4

*нарисовать эмблемы политических режимов

kopilkaurokov.ru

Урок по ФГОС 9 класс Политические режимы

Урок обществознания в 9 классе.

Тема урока «Политические режимы»

Образовательная цель урока: раскрыть сущность и основные черты политических режимов.

Развивающая цель урока: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

Воспитывающая цель урока: формировать у учащихся отношение к политическим системам.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности политических режимов, прав и свободы личности в различных политических режимах, составление сравнительной таблицы «Типы политических режимов» с помощью кейсов, составление графических изображений политических режимов.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, маршрутные листы по количеству учеников, кейсы.

Тип урока: урок изучения нового материла

Процесс получения новых знаний: практическая работа (работа с кейсами).

Эпиграф к уроку

«Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах.

Всякий режим плох, если в нем правят худшие».

(И.А. Ильин, русский философ).

План урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

а) Понятие «политического режима».

б) Типы политических режимов: демократические и антидемократические. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

3. Практическая работа с кейсами.

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу. (Слайд №1)

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из услышанного, как вы думаете, какая тема урока? «Политические режимы» (слайд 2).

Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. У вас на партах находятся маршрутные листы для опроса домашнего задания. Возьмите их, ответы на задания записываем в таблицы на ваших листах.

Задание № 1 (слайд 3).

— Установите соответствие между понятиями и их конкретизацией, ответы запишите в таблице у вас на партах.

А. Конфедерация

1. Сложное союзное государство, составные части которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Б. Унитарное государство.

2. Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.

В. Государство.

3. Целостное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Табличка с ответами к заданию № 1.

Задание № 2. (слайд 4,5)

— Составьте схему из представленных обществоведческих понятий. Данные запишите в заготовку в вашем маршрутном листе.


Задание № 3. (слайд 6).

— Определите форму государства из приведенных ниже положений.

  1. Во главе государства А. находится единоличный правитель, получивший власть по наследству (монархия).

2. На территории государства В. действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией (унитарное государство).

3. Государство Д. состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности (федеративное государство).

4. В государстве Т власть принадлежит выборным органам (республика).

— Давайте подведем итоги опроса домашнего задания. Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы правильно. Поднимите руки те, кто допустил одну ошибку, две ошибки. Молодцы те учащиеся, которые не допустили ошибок совсем или допустили одну ошибку. Остальным ребятам необходимо еще раз повторить материал прошлых уроков.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

— А теперь вернемся к теме нашего урока. И начнем мы с основного понятия, что такое политический режим. Но данное понятие вы попробуете сформулировать самостоятельно. Обратите внимание на доску: на слайде перечислены отдельные слова, которые необходимо соединить и создать из них единое целое – понятие «политический режим» (слайд № 7).

— Итак, получилось понятие «политический режим» — совокупность средств и методов осуществления политической власти (слайд № 8).

— Давайте запишем это понятие в рабочую тетрадь стр.12 № 1 , кто не взял тетрадь работает с маршрутным листом. Понятие «политический режим». (слайд №8)

— Как и любое обществоведческое понятие, политические режимы классифицируются и имеют типовой состав. Политические режим бывают двух типов: демократические (демократия) и антидемократические (тоталитаризм, авторитаризм) (слайд № 9). Работаем с рабочей тетрадью задание №2

— Теперь давайте остановимся на каждом из них поподробнее.

— (слайд №10) История человечества даёт нам много примеров авторитарных государств. Это восточные деспотии, и тирании Древнего мира, и абсолютные режимы в современном мире. Запишите понятия авторитарного режима – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа (слайд № 11).

(слайд №12) Слово «тоталитаризм» было введено в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини. (слайд №13) Тоталитарный режим утвердился в 20-х гг. ХХ в. в фашистской Италии, а в 30-х гг. в нацистской Германии. Не обошёл он и нашу страну.

(слайд №14) Тоталитарный режим — политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом.

(слайд №15) С понятием «демократия» вы знакомы с 5 класса, ведь именно тогда на уроках истории вы познакомились с афинской формой народовластия.

(слайд №16) Формы демократии это прямая, это когда основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами, на выборах или референдуме. И представительная, когда управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.

3. Практическая работа с заполнением таблицы по кейсам.

(слайд №17) теперь пришло время выполнить практическую работу, ознакомиться с содержанием кейсов и заполнить таблицы в ваших маршрутных листах.

(слайд №18) Сформулируйте правовые принципы политических режимов используя набор слов.

(слайды 19-21) 19- тоталитаризм, 20- авторитаризм, 21- демократия

фронтальная проверка заполнения таблиц

22- какие фразы у вас получились?

3.Рефлексия.

Давайте с вами подведём итоги урока, что сегодня вы узнали?

Чем на уроке занимались?

В конце вашего маршрутного листа нарисуйте смайлик настроения, с которым вы заканчиваете этот урок.

4. Домашнее задание.

§ 3, стр. 19 – 26,

Рабочая тетрадь стр.13 №4

*нарисовать эмблемы политических режимов

multiurok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (9 класс) по теме: Презентация к теме: «Политические режимы» 9 класс

Слайд 1

Учитель истории и обществознания, МБОУ «Школа 2» г.Прокопьевск Убогова Елена Владимировна Урок обществознания в 9 классе

Слайд 2

Тема урока: Политические режимы

Слайд 3

Политический режим — это система приёмов, методов, способов и средств, с помощью которых государство воздействует на общество, определяя свою власть.

Слайд 4

Различают: тоталитарный авторитарный демократический режимы.

Слайд 5

Вопросы для сравнения Происхождение слова Главная черта режима Кому принадлежит власть Существование политической оппозиции Права и свободы граждан Метода политического действия со стороны государства Примеры

Слайд 6

Характеристика режимов тоталитарный авторитарный демократический Происхождение слова «тоталитаризм» (от лат totalis — весь, целый, полный). Введено лидером итальянских фашистов Б. Муссолини «авторитаризм» (от лат. autoritas – власть, влияние) «демократия» ( в переводе с греческого означает «народовластие») Главная черта режима Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества Осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности. Существует автономия частной жизни людей Источник власти – народ. Власть подконтрольна обществу, действует принцип разделения властей Кому принадлежит власть Правящей партии во главе с вождем Правящей партии во главе с лидером Представительным органом, которые создаются основании выборов

Слайд 7

Характеристика режимов тоталитарный авторитарный демократический Существование политической оппозиции Всякая оппозиция уничтожается. Создается однопартийная система Подавление политических противников. Как правило- однопартийная система Существует несколько политических партий, активно действует политическая оппозиция Права и свободы граждан Не соблюдаются Нарушаются Политические права и свободы граждан гарантируются, защищаются государством Методы политического действия со стороны государства Особая роль насилия, слежка и доносительство, выдвижение целей для мобилизации общества Сочетание насилия и ненасильственных методов Парламентаризм , деятельность СМИ, активное участие граждан в политической жизни Примеры Режимы Б. Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии и др. Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании и др. Представительная демократия в большинстве современных государств.

Слайд 8

Тоталитаризм — политический режим, при котором власть сконцентрирована в одних руках или группы лиц с абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии

Слайд 9

Авторитаризм — политический режим, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющих автономию личности и общества в некоторых сферах жизни (духовная, социальная, экономическая)

Слайд 10

Демократизм — политический режим, основанный на признании народа в качестве главного источника власти на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод

Слайд 11

Демократия и ее виды Прямая непосредственное принятие политических решений гражданами Представительная осуществление права на управление государством через передачу полномочий избранным представителям

Слайд 12

Ценности демократии Собственная ценность – служить на благо личности, обществу, государству. Инструментальная ценность – служить инструментом в руках человека для решения общественных государственных дел. Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности

Слайд 13

Признаки демократии Имеет государственный характер Имеет политический характер Предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан, а равно их обязанностей в соответствии с международными стандартами Предусматривает законность в качестве режимов в общественно-политической жизни Предполагает взаимную ответственность государства и гражданина

Слайд 14

1. Л. Н. Боголюбов Обществознание учебник для общеобразовательных учреждений. Москва Просвещение 2013. 2. . Л. Н. Боголюбов Обществознание. Поурочные разработки общеобразовательных учреждений. Москва Просвещение 2011 3. Н. Н. Семке . Обществознание супермобильный справочник . Москва Эксмо 2012 Список используемых источников

Слайд 15

Спасибо за внимание!

nsportal.ru

Политические режимы. 9 класс, обществознание

Урок 7-8 , 9 а класс, дата:___________, ______________.

Тема: Политические режимы

Надписи на доске. 

1.«Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». 

(У. Черчилль) 

2. «Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого». (В. Гюго)

3. «Избирательный бюллетень сильнее пули» А. Линкольн

Цели урока:

1. Воспитание толерантности, уважения к правам человека, формирование активной гражданской позиции.

2. Изучение видов политических режимов, их характерных черт, основных форм, ценностей и принципов демократии.

3. Формирование умений представлять и аргументировать свою точку зрения, применять теоретические знания на практике.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

II. Актуализация знаний. (Фронтальный опрос)

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами начали изучать юридические формы современных государств.

Вопросы учащимся:

1. По каким признаками современные государства делятся на различные юридические формы? (По форме правления, по форме административно-территориального деления, по политическому режиму)

2. Назовите основные формы правления? Приведите примеры. (Монархия – Великобритания, Дания, Испания, Япония; республика – США, Германия, Франция, Россия)

3. Назовите основные формы административно-территориального деления (государственного устройства). Приведите примеры. (Унитарное государство — Япония, Китай, Пакистан; федерация – США, Великобритания, Россия и т.д.) (Слайд № 2)

III. Изучение нового материала.

1. Лекция с элементами беседы.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать формы государств, и будем говорить о таком признаке, как политический режим.

Работа с понятием. Политический режим – это характер и методы осуществления государственной власти, т.е. то каким образом строятся взаимоотношения государства и общества.

Можно сформулировать несколько определений данного понятия:

  • Характер взаимоотношений общества и государства;

  • Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;

  • Степень участия народа в управлении делами государства;

  • Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т. е. государства, политических партий и движений, политических институтов и т. д.

Выделяют 3 основных политических режима: (Приложение1)

1. Демократический 2. Авторитарный 3. Тоталитарный

Рассмотрим подробнее тоталитарный режим. Тотал – всесторонний, всеобщий. Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека.

Признаки тоталитарного режима.

  • Наличие единственной массовой партии;

  • Наличие официальной господствующей идеологии;

  • Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

  • Культ национального вождя;

  • Массовые репрессии;

  • Подчинение экономики государству

Авторитарный режим характерен для такой политической системы при которой власть имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц.

Признаки авторитарного режима:

  • Переходный, неустойчивый характер;

  • Опора на армию, бюрократию, церковь;

  • Жесткий контроль государства над определенными секторами общественной жизни;

  • Существенное ограничение прав и свобод граждан;

  • Поддерживается за счет личного авторитета (харизмы) национального вождя

Демократический – (demos – народ, kratia – власть) В буквальном переводе означает: власть народа.

Демократический режим – политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Основные принципы и ценности демократии. Хочу обратить ваше внимание, что все эти принципы и ценности тесно взаимосвязаны.

  1. Право граждан участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей.

  2. Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы.

  3. Принятие важнейших властных решений по принципу большинства.

  4. Равенство всех граждан перед законом.

  5. Соблюдение прав меньшинства.

  6. Гарантия и соблюдение прав человека.

  7. Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

  8. Гарантия и соблюдение прав человека. Соблюдение прав меньшинства.

  9. Создание правового государства, подчиненного закону, политический и идеологический плюрализм.

Вопросы учащимся по ходу изучения видов политических режимов.

    1. Приведите примеры стран, в которых был установлен тоталитарный политический режим. (СССР, Фашистская Германия)

    2. В каких странах господствовал авторитарный режим? (Чили – режим А. Пиночета, Франция после освобождения от немецко-фашистской оккупации – Президент Ш. де Голль, переросший впоследствии в демократический режим)

    3. Что вы знаете об истории возникновения и развития демократии? (Демократия зародилась в Древней Греции, в Афинах, где впервые люди собирались на площади (Агоре) и принимали решения о политике, по главным вопросам хозяйственной деятельности. Такая демократия называется прямой или непосредственной. Т.е. народ (свободные граждане-мужчины) путем всеобщего голосования принимает важные решения для своей страны.)

    4. Что означает понятие непосредственная демократия? (Граждане сами принимают решение по каким-либо важным вопросам, путем всеобщего голосования)

    5. Поясните каждое положение, характеризующее демократические выборы. Какие органы власти в нашей стране формируются выборным путем? (Центральные — Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ; местные — Законодательное Собрание Пензенской области, Пензенская Городская Дума)

    6. Что такое политический плюрализм?

Работа с текстом закона (Конституция РФ):

Таким образом, определим юридическую форму государства нашей страны. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Конституция РФ, ст.1)

Итак, демократия осуществляется в двух основных формах:

Непосредственная – референдум – всенародное голосование по важнейшим вопросам общественной жизни, например, референдум 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции РФ.

Представительная – выборы – процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования граждан, обладающих избирательным правом.

Устное тестирование: Повторим материал изученный нами.

1. Политический режим – это:

  1. Порядок формирования и структура высших органов государственной власти;

  2. Деление территории государства на части;

  3. Совокупность методов и способов осуществления государственной власти;

  4. Разграничение предметов ведения между федеральным центром и регионами.

2. Виды политических режимов:

  1. Унитарное государство и федерация; 2)Тоталитарный и демократический;

3)Монархия и республика; 4)Гражданское общество и правовое государство

3. Выберите признаки тоталитарного режима:

1) Наличие единственной массовой партии;

2) Наличие официальной господствующей идеологии;

3) Право граждан участвовать в управлении делами государства;

4) Всесторонний контроль государства за жизнью общества;

5) Свободные, открытые, альтернативные и всеобщие выборы;

6) Подчинение меньшинства большинству;

4. Выберите признаки демократического режима:

1) Равенство всех граждан перед законом; 2) Культ национального вождя;

3) Соблюдение прав меньшинства; 4) Массовые репрессии;

5) Гарантия и соблюдение прав человека; 6) Подчинение экономики государству

(Приложение2)

Вопросы к учащимся:

1. Почему для нас именно сейчас актуально изучение данной темы? (В декабре 2016 года в нашей стране проходили выборы Депутатов Государственной думы Федерального Собрания РФ, именно так называется нижняя палата высшего органа законодательной власти в нашей стране. А в марте 2018 г. пройдут выборы главы нашего государства – Президента РФ.

2. Что означает законодательная власть? (Ветвь власти, органы которой создают и принимают законы страны.)

3. Какие государственные полномочия получает человек, ставший депутатом (право принимать законы, то есть влиять на нашу жизнь).

4. Хотели бы вы стать депутатом? Почему? (Да, нет, боюсь ответственности).

5. Какими качествами должен обладать депутат? (Порядочность, активная гражданская позиция, неравнодушие к общественным проблемам, юридическая грамотность, умение отстаивать свою позицию и т.д.

2. Деловая игра «Доверенное лицо»

Учитель: С 2007 года в нашей стране каждое третье воскресенье февраля проводится День молодого избирателя. Предлагаю на собственном опыте познакомиться с элементами процедуры выдвижения кандидатов в депутаты законодательного органа власти.

Разделитесь на группы по 5-6 человек. Сядьте так, чтобы сидеть лицом друг к другу.

Ваша задача: Представьте себе, что вы являетесь членами какой-либо политической партии. В течение 3-4 минут составить тезисы (план, конспект) своего выступления, в котором вы будете представлять человека в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. Такого претендента вы выберете из своего класса (не из вашей группы) без всяких консультаций с ним. Ни один человек из других групп даже не должен догадаться, о ком именно вы собираетесь писать. При составлении тезисов подчеркните те качества, которые необходимы депутату. Но не стоит забывать и о человеческих качествах и достоинствах человека. Ваш портрет должен быть полным, а речь убедительной. Для этого нужно привести как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению общих проблем, умения убеждать, умения работать с текстом и т.д. Укажите реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал гражданскую позицию и т.д.

Выберите в группе 1 представителя, который будет выступать от лица всей группы. На выступление дается 1 мин… (представления кандидатур, дебаты)

После выступлений всех представителей в течение 4-х минут проходит обсуждение, участники задают уточняющие вопросы.

Работа в группах (4 мин)

Представления кандидатур. Прения и дебаты. (8 мин.)

Проводим голосование. Напишите фамилию того человека, которого хотели бы выдвинуть в качестве кандидата в депутаты печатными буквами. Передайте ваш листок членам избирательной комиссии.

Пока комиссия подсчитывает голоса, ответьте на ряд вопросов.

Вопросы учащимся:

1. Что вы испытали во время наших дебатов?

2. Как себя чувствуете на месте кандидата в депутаты?

3. С какими трудностями столкнулись в работе группы?

4. Пойдете работать доверенным лицом, когда вырастете?

IV. Рефлексия. Подведение итогов голосования:

Учитель: Слово представляется избирательной комиссии.

Ученик: По итогам голосования победил(а) …, набравший … голосов.

Второе место занял …, набравший … голосов.

Третье место …, … голосов.

Четвертое место …, …. голосов.

Учитель: Поздравляем победителей нашего голосования. Прокомментируйте ситуацию…

Спасибо всем за активную работу. Ваши оценки…

V. Домашнее задание.

1. Параграф 5 в учебнике читать, пересказывать.

2. Письменно в тетрадях выполнить проблемное задание.

  • Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

  • В одном из областных центров России принято решение не разрешать там селиться представителям народов Кавказа. Это было обусловлено тем, что ряд Кавказцев устраивали драки на рынках, недостойно себя вели, совершили ряд преступлений. Было проведено всеобщее голосование, на котором большинство жителей города высказалось «за» принятие данного местного закона.

  • Правомерно ли принятие данного закона? Объясните почему. Дайте не менее трех объяснений.

  • Какие права граждан нарушает данный закон? Используйте при ответе текст Конституции РФ. Назовите не менее трех прав.

Заключительное слово учителя: Еще раз благодарю всех за работу. Мы познакомились сегодня с основными политическими режимами, изучили базовые ценности демократии, почувствовали себя в роли кандидатов в депутаты и их доверенных лиц. Я надеюсь, вы осознали, насколько важна для общества политическая активность каждого гражданина. Ведь только при активной гражданской позиции каждого народ может стать, по-настоящему, «носителем и источником власти».

Приложение1

Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит? правящая партия во главе с вождем власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества? власть полностью бесконтрольной со стороны общества права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти? карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей армия, церковь, поддерживаются традиции выборы, референдумы
Примеры стран. фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея государства Азии, Африки, Латинской Америки Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.

Приложение 2

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. принцип разделения властей

  5. идеологическая свобода

  6. стремление контролировать личность

  7. отсутствие многопартийности

  8. применение репрессий против собственных граждан

  9. сохранение свободы экономической деятельности

  10. создание обстановки страха

  11. контроль над политической и частной жизнью граждан

  12. преобладание обязанностей над правами

  13. обожествление политических лидеров

  14. бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

multiurok.ru

Конспект урока по обществознанию на тему «Политические режимы» (9 класс)

Урок 4.

Раздел 1. Политика.

Тема урока: Политические режимы.

Структура урока:

  1. Организационная часть.

1. Проверка домашнего задания.

  1. Представление темы урока и ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.

  2. Основная часть. Изучение нового материала.

1. Тоталитарный режим.

2. Авторитарный режим.

3. Демократия.

4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока

2. Оценивание результатов.

5. Домашнее задание.

Цель урока: Сопоставлять различные типы политических режимов.

Планируемые результаты :

Термины, понятия, персоналии: тоталитарный режим, авторитарный режим, демократический режим.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы

Оборудование: Учебник, доска, мел, раздаточный дидактический материал, компьютер.

Тип урока: освоения новых знаний и формирования новых навыков.

1. Организационная часть

1. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________

  1. Что такое государство?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки государства :

А)_______________________________________

Б)_______________________________________

В) _______________________________________

Г) _______________________________________

Д)_______________________________________

3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:

Какими бывают монархии?

1)____________________________________

2)____________________________________

Республики бывают:

1)____________________________________

2)____________________________________

4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

2. Представление темы урока.

Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Давайте подумаем, какова роль политики в жизни общества? Почему устройство политической власти в разных странах отличается? Что такое демократия? Во всех ли странах демократическое устройство? Итак, сегодня на уроке мы поговорим о различных политических режимах.

Кто знает, что такое политический режим?

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.

То есть это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляет свою власть. Эти способы и средства могут быть очень разными.

Антидемократические

ДЕМОКРАТИЯ

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

3. Изучение нового материала.

1. Тоталитарный режим.

Комментированное чтение: стр. 20 – 22

Тоталитаризм (от лат. весь, целый, полный) ввел в лексикон лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини.

Девиз: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства»

Основная черта этого режима – тотальный контроль государства над всеми сферами жизни». В таком обществе процветает взаимная слежка и доносительство. Как правила в государстве единственная правящая партия, во главе с вождем. Оппозиция уничтожалась.

Порядок поддерживается с помощью карательной системы, массового террора, устрашение населения.

Такие режимы установились в 1920 – е года в фашистской Италии, в 1930 – е годы в нацистской Германии. В СССР, при Сталине, также был тоталитарный режим.

Как вы думаете, почему вообще, возможным стало появление таких режимов?

  1. Стремление населения к стабильности

  2. Нежеланию населения брать ответственность за свой выбор, стремление к «твердой руке» управления.

Такие настроения , как правило, вызывались экономическим кризисом (Германия, Италия) или ускоренной модернизацией экономики (СССР).

К счастью, по историческим меркам, тоталитарные режимы оказались недолговечны. Сегодня, такие режимы сохранились лишь в нескольких странах (например Северная Корея).

2. Авторитарный режим.

Комментированное чтение: стр. 22 – 23

Авторитаризм (от лат. власть, влияние).

Авторитарные режимы существовали ещё в древнем мире (например Персия, Египет), в средневековье (все абсолютные монархии Европы) есть они и в современном мире (многие развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Имеет общие черты с тоталитарным режимом:

— монополия на власть одной партии

— лидер партии – общенародный вождь

— парламента нет или роль его незначительна

— оппозиция уничтожается

— власть опирается на армию

— права и свободы граждан нарушаются

Отличительные черты:

— отсутствует чрезмерная жестокость власти

— есть небольшая свобода экономической деятельности

— автономия частной жизни человека

— власть опирается не только на армию, но и на церковь

— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.

3. Демократия.

Комментированное чтение: стр. 23

Демократия – (от греческого народовластие)

— власть подконтрольна обществу (народ выбирает власть)

— свобода слова

— наличие политической оппозиции

— работа общественных организаций

— принцип разделения властей

— равенство всех перед законом

Выборы – народ определяет кому доверить власть в государстве.

Референдум – всенародное голосование по наиболее значимым вопросам общественной жизни.

4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Закрепление знаний учеников:

Вопросы на стр. 25

Рефлексия:

Составляем таблицу «Инсерт»

Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

2. Оценивание результатов урока.

5.Домашнее задание.

Читать параграф 3. Выучить новые понятия.

Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________

  1. Что такое государство?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки государства :

А)_______________________________________

Б)_______________________________________

В) _______________________________________

Г) _______________________________________

Д)_______________________________________

3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:

Какими бывают монархии?

1)____________________________________

2)____________________________________

Республики бывают:

1)____________________________________

2)____________________________________

4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа. Фамилия, имя________________________________________________________

  1. Что такое государство?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите признаки государства :

А)_______________________________________

Б)_______________________________________

В) _______________________________________

Г) _______________________________________

Д)_______________________________________

3. По форме правления государства делятся на монархии и республики:

Какими бывают монархии?

1)____________________________________

2)____________________________________

Республики бывают:

1)____________________________________

2)____________________________________

4. Чем отличается унитарное государство от федеративного?______________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

5. Что такое гражданство?_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Общие черты тоталитаризма и авторитаризма

— монополия на власть одной партии

— лидер партии – общенародный вождь

— парламента нет или роль его незначительна

— оппозиция уничтожается

— власть опирается на армию

— права и свободы граждан нарушаются

Отличительные черты:

— отсутствует чрезмерная жестокость власти

— есть небольшая свобода экономической деятельности

— автономия частной жизни человека

— власть опирается не только на армию, но и на церковь

— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.

Общие черты тоталитаризма и авторитаризма

— монополия на власть одной партии

— лидер партии – общенародный вождь

— парламента нет или роль его незначительна

— оппозиция уничтожается

— власть опирается на армию

— права и свободы граждан нарушаются

Отличительные черты:

— отсутствует чрезмерная жестокость власти

— есть небольшая свобода экономической деятельности

— автономия частной жизни человека

— власть опирается не только на армию, но и на церковь

— поддерживаются традиции и патриархальный уклад жизни.

infourok.ru

Урок. «Политические режимы» — Обществознание

Урок. «Политические режимы» Тип урока: урок изучения нового. Цель:
  • раскрыть сущность и основные черты политических режимов,
  • развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук,
  • формировать у учащихся отношение к политическим системам,
  • коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Ход урока: I. Орг. Момент. Речевая разминка. II. Изучение нового.

Подготовка к восприятию темы.

Сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы»

ЦЕЛИ:

  1. узнать, что такое «политический режим».

  2. узнать виды политических режимов, их отличительные черты.

Запись темы и плана в тетрадь.

ПЛАН:

  1. Понятие «политический режим».

  2. Типы политических режимов. Их особенности.

1. Понятие «политический режим».

Работа по Карточке.

Задание 1. Найдите в тексте учебника на стр. 21 определение понятия «политический режим».

Политический режим – это ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Политический режим это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть.

Политический режим – это то, КАК в стране осуществляется государственная власть.

(Запись определения в тетрадь)

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 21-25, заполните схему «Типы политических режимов».


(Запись готовой схемы в тетрадь).

2. Понятие «политическая власть».

Задание 3. Используя текст учебника, проведите анализ всех типов политических режимов.

Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит?
Каковы взаимоотношения власти и общества?
Какие средства используются для осуществления власти?
Примеры стран.
(Запись таблицы в тетрадь)
Вопросы Типы политических режимов
тоталитаризм авторитаризм демократия
Кто правит? правящая партия во главе с вождем власть одной группы, одной партии, её лидер — общенациональный вождь народ, избранные представители
Каковы взаимоотношения власти и общества? власть полностью бесконтрольной со стороны общества права и свободы граждан могут декларироваться, однако на практике постоянно нарушаются; сохраняется свобода экономической деятельности, автономия частной жизни людей власть подконтрольна обществу
Какие средства используются для осуществления власти? карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей армия, церковь, поддерживаются традиции выборы, референдумы
Примеры стран. фашистская Италия, нацистская Германия, СССР, Северная Корея государства Азии, Африки, Латинской Америки Российская Федерация, Греция, Испания, Португалия, некоторые страны Азии и Африки, Латинской Америки.
III. Обобщение. V. Закрепление.

Задание. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос:

  • Что означает слово «Политический режим»?

  • Каковы основные типы политических режимов?

  • Чем характеризуется тоталитарный режим?

  • Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.

  • Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?

Задание 3. Выберите правильный ответ. Что из перечисленного относится к форме политического режима?

  1. республика

  2. уния

  3. авторитаризм

  4. монархия

Задание 4. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан и равенство всех перед законом.

Б. В современном мире сохранились государства с чертами тоталитаризма.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 5. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека

  2. выборность высших должностных лиц

  3. полный контроль над гражданами

  4. принцип разделения властей

  5. идеологическая свобода

  6. стремление контролировать личность

  7. отсутствие многопартийности

  8. применение репрессий против собственных граждан

  9. сохранение свободы экономической деятельности

  10. создание обстановки страха

  11. контроль над политической и частной жизнью граждан

  12. преобладание обязанностей над правами

  13. обожествление политических лидеров

  14. бесконтрольность власти со стороны общества

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

д/з

Работа по карточке

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

5


multiurok.ru

Политические режимы — обществознание, уроки

План-конспект урока по теме: «Политические режимы».

Учебник: Обществознание. 9 класс. Под ред. Н.Л. Боголюбова, А.И. Матвеева. Изд-во «Просвещение», 2011.

« Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим»

Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I-этап «Организационно- мотивационный»

1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство

Ключ: )

2.Постановка целей и задач урока

3.Делит класс на три группы

Выполняют тесты.

Оценивают работу сверстника (соседа по парте)

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

II-этап «Информационно-деятельностный

1.Объясняет понятие политический режим

Работают со словарём учебника (стр.220),записывают определение в тетрадь.

2. организует работу в группах ( выдаёт задание) 1 группа — тоталитарный режим

2 группа – авторитарный режим

3 группа — демократический

Работают с документами и учебным материалом:

1 – приложение 1,учебник стр. 21-23

2 – приложение 2, учебник стр. 23-24

3 – приложение 3, учебник стр 24 – 27

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4)

3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.

1. анализируют проработанный материал

2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.

3. заполняют оставшуюся часть таблицы

4. вносят необходимые коррективы

5. осуществляют оценивание проделанной работы

III – этап «рефлексия»

1.предлагает обучающимся выполнить синквейн: «режим»

2. при необходимости корректирует работу

Выполняют творческое задание

IV – этап домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

§5, понятия. Рабочая тетрадь стр.13 задание 6.

Задают вопросы по существу полученного задания.

Приложение 1.

Тоталитаризм

И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в

жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и

принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,

что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и

нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все

планировать, все предписывать…

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;

тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю

жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй

совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —

всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и

наказуемой…

Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —

Вопросы и задания:

1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.

2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.

3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.

4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».

5. Приведите примеры тоталитарных режимов.

Приложение 2

А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

© Интерпракс, 1995.

Термин «авторитаризм», несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными «аргументами» в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).

ВОПРОСЫ:

1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?

2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?

Приложение 3

Каутский К. “От демократии к государственному рабству”

Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии — правительством — централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, — все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.

ВОПРОСЫ:

Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?

Каковы основные условия демократии?

Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?

Пятигорский А.М. Избранные труды

Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия — не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы… История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми…Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению… Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом…

ВОПРОСЫ:

С чего начинается демократия?

Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?

Приложение 4

Характеристика политических режимов

Вопросы для сравнения

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти

Кому принадлежит власть?

Права и свободы граждан

Методы политического действия со стороны государства

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *