cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Контрольная работа по литературе с ответами 7 класс – Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса (Коровина) с ответами.

Контрольные работы по литературе. 7 класс

Контрольно –измерительные материалы по литературе. 7 класс

Тема урока.

Вид контроля

1

Вводная контрольная работа

Вводная

2

Литература 19 века

Текущая

3

Итоговая работа

Итоговая

Методические рекомендации.

Данные контрольные работы позволяют диагностировать уровень развития учебно — познавательной компетенции , владения основными УУД. Предложенные работы разнообразны по форме. Одна из форм проверки – тестирование, актуальная форма контроля качества знаний. Использование тестов не только адаптирует обучающихся к тестовой форме контроля, но и позволяет осуществить преемственность в обучении — вводить элементы ОГЭ и ЕГЭ. Разнообразие тестовых заданий положительно сказывается на выработке у учащихся аналитических умений.

Содержание контрольно – измерительных материалов определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта ООП. К контрольным работам даются ответы, критерии оценивания.

Время выполнения – 45 минут.

Контрольная работа №1 Вводная контрольная работа.

1.Соедини имена и фамилии писателей. Запиши правильный ответ полностью.

Михаил Юрьевич Астафьев

Антон Павлович Гоголь
Николай Алексеевич Лермонтов

Виктор Петрович Чехов
Владимир Галактионович Бунин
Иван Алексеевич Короленко

Михаил Михайлович Некрасов

Иван Сергеевич Пришвин

Николай Васильевич Тургенев

2. Напишите авторов к произведениям:

1) Баллада «Светлана» —

2) Роман «Дубровский» —

3) Повесть «Тарас Бульба» —

4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» —

5) Повесть «Детство»-

6) Рассказ «В дурном обществе»-

7) Рассказ «Толстый и тонкий» —

8) Рассказ «Конь с розовой гривой» —

3.Нарисуйте схемы, позволяющие определить каждый из пяти стихотворных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль.

4.Определите стихотворный размер, которым написаны следующие стихотворения:

А) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

Б) Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

5.Какой художественный приём использует автор:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор……(Н.А. Некрасов)

6.Какой художественный приём использует автор:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась…..(А.С. Пушкин)

7.Какой художественный приём использует автор:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни….(Н.А. Некрасов)

8. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «……была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы……отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки….»

2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…»

Критерии оценивания.

За верное выполнение задания ученик получает:

1 задание – 9 баллов;

2 задание – 8 баллов;

3 задание – 5 баллов;

4 задание – 4 балла;

5 задание — 1 балл;

6 задание – 1 балл;

7 задание – 1 балл;

8 задание – 2 балла.

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 30 баллов.

Шкала перевода в пятибалльную оценку.

Количество балов

Менее 15

15-20

21-26

27-30

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Ответы.

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов, Антон Павлович Чехов, Николай Алексеевич Некрасов, Виктор Петрович Астафьев, Владимир Галактионович Короленко, Иван Алексеевич Бунин, Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь.

2. 1) Баллада «Светлана» — В.А. Жуковский

2) Роман «Дубровский» — А.С. Пушкин

3) Повесть «Тарас Бульба» — Н.В.Гоголь

4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» — И.С. Тургенев

5) Повесть «Детство»- Л.Н. Толстой

6) Рассказ «В дурном обществе»- В.Г.Короленко

7) Рассказ «Толстый и тонкий» — А.П. Чехов

8) Рассказ «Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев

3.Ямб- _ ! ; Хорей — ! _

Дактиль- ! _ _; Амфибрахий- _ ! _; Анапест — _ _ !

4.А) Хорей; Б) Амфибрахий.

5. Сравнение.

6. Олицетворение.

7. Эпитет.

8. 1) Настя, М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

2) Троекуров, А.С. Пушкин «Дубровский»

Контрольная работа № 2 по теме «Литература 19 века»

1.Установить соответствие между авторами и их произведениями:

Автор

Название произведения

1

А.С.Пушкин

А.

«Хамелеон»

2

Н.В.Гоголь

Б.

«Песнь о вещем Олеге»

3.

М.Ю.Лермонтов

В.

«Бирюк»

4

Н.А.Некрасов

Г.

«Полтава»

5

И.С.Тургенев

Д.

«Русские женщины»

6

Л.Н.Толстой

Е.

«Злоумышленник»

7

А.П.Чехов

Ж.

«Медный всадник»

8

М.Е.Салтыков-Щедрин

З.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

И.

«Детство»

К

«Размышления у парадного подъезда»

Л

«Борис Годунов»

М.

«Тарас Бульба»

Н

«Станционный смотритель»

О

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

2.Определить, откуда взят этот отрывок и кто автор произведения:

1.Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид, /

Невы державное теченье, / Береговой его гранит…

2. «Хочется мне вам сказать, панове, что же такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, так любить никто не может!…»

3. «В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами»

4. Волхвы не боятся могучих владык, / И княжеский дар им не нужен; /

Правдив и свободен их вещий язык / И с волей небесною дружен…

5. «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание…»

3.В каких двух произведениях А.С.Пушкина, изученных в 7 классе, рассматривается образ Петра I ?

4. Допишите, укажите автора и название:

«…Но нельзя верить, чтобы такой язык не …. …. …. …!»

5.В каком произведении и какого автора рассматривается борьба запорожцев против поляков? Назовите имя главного героя и имена его сыновей. Распределите качества на три группы

1.отец ( имя), 2.старший сын (имя), 3.младший сын (имя):

А. предательство

Б. страдание при казни сына

В. смерть на костре

Г. один из лучших товарищей в бурсе

Д. учеба с охотой и легко

Е. молод, но уже крепок в теле

Ж. неумение обдумывать и измерять силы заранее

З. исполинское терпение при пытках

И. смерть принял от близкого человека

6. В каком произведении и какого автора рассматривается жизнь генералов на необитаемом острове? Какую газету читали генералы? Где они служили?

7.Допишите четверостишие, укажите автора и название:

Как красавица, глядя в зеркальцо, / В небо чистое смотрит, улыбается…/

……………………………………? / ……………………………………..? /

8.Как звали дочь станционного смотрителя? Назовите название и автора произведения, где они являются героями.

9. Назовите фамилию княгини, отправившейся за сосланным мужем-декабристом в Сибирь. Из какого произведения вы это узнали? Кто его автор?

10. Допишите четверостишие, укажите автора и название:

Швед, русский — колет, рубит, режет./ Бой барабанный, клики, скрежет,/

…………………………………………, / ……………………………………/

11.Распределите на три группы:

1.Эпитет 2. Сравнение 3. Гипербола

А. девичьи лица ярче роз

Б. строгий, стройный вид

В. корабли Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся

Г. как перед новою царицей

Д. державное теченье

Е. неколебимо как Россия

Ж. прозрачный сумрак

З. блеск безлунный

И. пустынных улиц

Ответы

1. — 1. – Б, Г, Ж, Л, Н

2. – М

3. – О

4. – Д, К

5. – В

6. – И

7. – А, Е

8. — З

2. — 1. – А.С.Пушкин «Медный всадник»

2. – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

3. – Л.Н.Толстой «Детство»

4. – А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

5. – М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил…»

3. — «Медный всадник» и «Полтава»

4. – …был дан великому народу! ( И.С,Тургенев «Русский язык»)

5. — Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Тарас, Остап и Андрий.

1.- Тарас – Б, В

2.- Остап — Г, Е, З

3.- Андрий – А, Д, Ж, И

6. — М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил…». Газету «Московские ведомости»,

служили в регистратуре.

7. -Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? / На какой ты радости

разыгралася? / М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

8.- Дуня. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

9. — Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.Н.А.Некрасов «Русские женщины»

10. – …гром пушек, топот, ржанье, стон / и смерть и ад со всех сторон / А.С.Пушкин «Полтава»

11. – 1. – Б, Д, Ж, З, И

2. – А, Г, Е

3. – В

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом

Шкала перевода набранных баллов в оценки

Процент выполнения

Оценки

80-100%

5

60-79%

4

41-59%

3

0-40%

2

Контрольная работа № 3. Итоговая контрольная работа

Общая характеристика структуры контрольной работы.

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий.

Задание А7-А9 на установление соответствия.

Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.

Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса.

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

А3. Сюжет это:

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

2.Шинель прохудилась.

3.Покупка ткани.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков д) «Детство»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) антитеза

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

2) былина

б) расположение, построение художественного произведения

3) гипербола

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

5) кульминация

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

2) А. Т.Твардовский

«Василий Тёркин»

3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

а

б

в

Часть В.

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________ _________________ ___________________

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

____________ ______________ ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

________________________________ ____________________

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

_________________________________

Часть С

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

Ключ правильных ответов:

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

4

2

1

3

4

2,4,3,1,5

1-б, 2-г, 3-а, 4-д,5 -в

1-д,2 –г,3-а.4-б,5-в

1-г,2-а,3 –б,4-г

В1.- Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В2. –Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»

В3. –Дактиль, Н.А.Некрасов

В4. –метафора

С1. И.А. Бунин «Кукушка»:сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.

Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.

Критерии оценки:

От 0до 16 б. –«2»

От 17 до 30 – «3»

От 31 до 40 –«4»

От 41 до 48 – «5»

multiurok.ru

Тест по литературе (7 класс) на тему: Итоговая контрольная работа по литературе за 7 класс (УМК В.Я. Коровиной и др.)

Промежуточная аттестация по литературе, 7 класс

I вариант

1. Соотнесите автора и произведение.

1. А.С. Пушкин

А) «Кусака»

2. Н.В. Гоголь

Б) «Детство»

3. М. Горький

В) «Лапти»

4. Л.Н. Андреев

Г) «Тарас Бульба»

5. И.А. Бунин

Д) «Станционный смотритель»

2. Соотнесите термин и определение.

1) былина

А) изображение неживых предметов в виде живых существ

2) сюжет

Б) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях

3) портрет

В) последовательность событий в художественном произведении

4) олицетворение

Г) описание внешности персонажа в художественном произведении

3. К какому типу былин относится «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

А) воинские; Б) социально-бытовые; В) сказочные; Г) сатирические.

4. Определите стихотворный размер отрывка из оды М.В. Ломоносова.

…Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне.

В градском шуму и наедине,

В покое сладком и труде…

А) хорей Б) ямб В) дактиль Г) анапест

5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

А) «Песнь о вещем Олеге»  Б) «Полтава»  В) «Медный всадник»  Г) «Борис Годунов»

6. Что (кого) защищал в кулачном бою купец Калашников?

А) честь семьи  Б) младших братьев  В) Родину  Г) репутацию непобедимого воина

7. Кто из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» произносит данные слова:

«Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»

1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кукубенко.

8. Почему Бирюк, герой одноименного рассказа, всё же отпустил крестьянина?

А) постеснялся своей жестокости перед барином  Б) испугался мести крестьянина

В) узнал в нем родственника  Г) понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

9. Кто из перечисленных писателей работал в жанре «стихотворений в прозе»?

А) Н.А. Некрасов  Б) И.С. Тургенев  В) М.Е. Салтыков-Щедрин  Г) А.П. Чехов

10. Какова идея первой части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)?

А) судьба русской женщины всегда трагична Б) светское общество заставляет забыть о нравственных ценностях В) русские женщины очень красивы Г) любящее женское сердце может преодолеть любые препятствия.

11. Какое художественное средство характерно для сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

А) гротеск  Б) аллитерация  В) ассонанс  Г) анафора

12. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

А) о маме  Б) о сестре Любочке  В) о Марье Ивановне  Г) о Наталье Саввишне

13. О ком повествует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?

А) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи; Б) о двуличном полицейском;

В) о собаке, которая была виновницей конфликта; Г) о чудесной бабочке.

14. Какому персонажу повести М. Горького «Детство» принадлежит данная характеристика: «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым»?

А) бабушке  Б) матери  В) тетке Наталье  Г) Петровне.

15. В каком произведении XX века тема самопожертвования ради людей является центральной?

А) «Легенда о Данко» М. Горького  Б) «Кусака» Л.Н. Андреева  В) «Детство» М. Горького  

Г) «Тихое утро» Ю.П. Казакова.

16. Кто является автором строк:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить – и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

А) С.А. Есенин  Б) В.В. Маяковский  В) В.Я. Брюсов  Г) Н.М. Рубцов

17. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

а) Л.Н. Андреев «Кусака»  Б) А.П. Платонов «Юшка»  В) Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади»  Г) Е.И. Носов «Кукла».

18. Почему в произведении Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет прежних искренности и доверия?

А) он не ответил на важный для лошади вопрос  Б) он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей В) он не накормил Рыжуху  Г) он заговорил с другой лошадью

19. Что больше всего возмущает Акимыча из рассказа Е.И. Носова «Кукла»?

А) человеческое равнодушие  Б) неуважение к чужому труду  В) хулиганское поведение подростков  Г) конфликты между людьми.

20. Кто из героев изученных в 7 классе произведений представляет наиболее близкие Вам нравственные идеалы? Объясните свой выбор в 2-3 предложениях.

Промежуточная аттестация по литературе, 7 класс

II вариант

1. Соотнесите автора и произведение.

1. А. С. Пушкин

А) «Юшка»

2. М.Ю. Лермонтов

Б) «Легенда о Данко»

3. М. Горький

В) «Цифры»

4. А.П. Платонов

Г) «Песня про… купца Калашникова»

5. И.А. Бунин

Д) «Медный всадник»

2. Соотнесите термин и определение.

1) сатира

А) иносказание

2) композиция

Б) комическое обличение пороков общества и человека

3) интерьер

В) построение художественного произведения

4) аллегория

Г) изображение предметной обстановки в художественном произведении

3. К какому типу былин относится «Садко»?

А) воинские; Б) социально-бытовые; В) сказочные; Г) сатирические.

4. Определите стихотворный размер отрывка из оды М.В. Ломоносова.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

А) хорей Б) ямб В) дактиль Г) анапест

5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил…

А) «Песнь о вещем Олеге»  Б) «Полтава»  В) «Медный всадник»  Г) «Борис Годунов»

6. Почему народная память сохранила образ Калашникова?

А) он был непобедимым воином  Б) он не побоялся вступиться за честь семьи  

В) он защитил младших братьев  Г) он спас Родину от врагов

7. Кто из героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» произносит данные слова:

«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества!»

1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кукубенко.

8. Почему Бирюк, герой одноименного рассказа, задержал крестьянина несмотря на его просьбы?

А) хотел выслужиться перед барином  Б) хотел отомстить крестьянину

В) считал необходимым выполнить свой долг  Г) рассчитывал на вознаграждение.

9. Кто является автором стихотворения в прозе «Русский язык»?

А) Н.А. Некрасов  Б) И.С. Тургенев  В) М.Е. Салтыков-Щедрин  Г) А.П. Чехов

10. Какова тема первой части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)?

А) духовное величие русской женщины Б) нравственная пустота светского общества

В) красота русской женщины  Г) трагическая судьба русской женщины.

11. Какое художественное средство характерно для сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

А) гипербола  Б) синекдоха  В) ассонанс  Г) олицетворение

12. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«…Мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь,… нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал».

А) о маме  Б) о сестре Любочке  В) о Марье Ивановне  Г) о Наталье Саввишне

13. Какого героя своего одноименного рассказа А.П. Чехов называет «хамелеоном»?

А) Очумелова; Б) Пичугина; В) Хрюкина; Г) собаку.

14. Какому персонажу повести М. Горького «Детство» принадлежит данная характеристика: «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен…»?

А) деду Каширину  Б) Цыганку  В) Хорошему Делу  Г) дяде Якову

15. В каком произведении XX века тема милосердия и любви является центральной?

А) «Легенда о Данко» М. Горького  Б) «Кусака» Л.Н. Андреева  В) «Детство» М. Горького  Г) «Тихое утро» Ю.П. Казакова.

16. Кто является автором строк:

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

А) Н.М. Рубцов  Б) В.Я. Брюсов В) В.В. Маяковский  Г) С.А. Есенин

17. Из какого произведения взят данный отрывок?

«Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим».

а) Л.Н. Андреев «Кусака»  Б) А.П. Платонов «Юшка»  В) Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади»  

Г) Е.И. Носов «Кукла»

18. Почему в произведении Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» Рыжуха задает свой вопрос именно рассказчику?

А) лошадь доверяет ему  Б) она не знает других людей В) лошади считают его самым знающим человеком  Г) другие люди не смогли ей ответить.

19. Почему Акимыч из рассказа Е.И. Носова «хоронит» куклу?

А) жалеет об испорченной вещи  Б) убирает мусор  В) видит в ней знак жестокости и равнодушия людей  Г) кукла очень похожа на человека.

20. Кто из героев изученных в 7 классе произведений представляет наиболее близкие Вам нравственные идеалы? Объясните свой выбор в 2-3 предложениях.

nsportal.ru

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Кодификатор

планируемых результатов освоения (ПРО) основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Литература»

для проведения процедуры оценки учебных достижений учащихся за курс 7 класса

в форме контрольной работы

Кодификатор элементов содержания для проведения контрольной работы по литературе в муниципальном бюджетном образовательном учреждении города Костромы «Гимназия №28» (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки учащихся 6-х классов и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.

Кодификатор элементов содержания по литературе разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 апреля 2000 года № 1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов», рабочей программы по предмету «Литература» ООО (базовый уровень).

Кодификатор состоит из двух разделов:

Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации в форме контрольной работы по предмету «Литература»».

Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки учащихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования по предмету «Литература» за курс 7 класса» (проверяемых на промежуточной аттестации в форме контрольной работы).

Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации в форме контрольной работы по предмету «Литература»».

В раздел 1 кодификатора включен материал из подразделов «Основные теоретико-литературные понятия» и «Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения в 7 классе».

Код

контроли-

руемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.2

Фольклор. Жанры фольклора.

1.3

Литературные жанры.

1.4

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея,

сюжет, композиция; стадии развития действия:

экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;

образ автора, литературный герой, лирический герой.

1.5

Язык художественного произведения. Изобразительно-

выразительные средства в художественном произведении: эпитет, постоянный эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, риторическое восклицание, риторическое обращение.

1.6

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер.

3

Из русского фольклора

3.1

Былины

4

Из русской литературы XVIII в.

4.1

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

4.2

М.В.Ломоносов «На день восшествия на престол…»

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

5.2

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.1

Н.А.Некрасов «Железная дорога»

6.2

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

6.3

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

6.4

Н.С.Лесков «Левша»

6.5

А.П.Чехов «Хамелеон», «Смерть чиновника»

7

Из русской литературы ХХ в.

7.1

М.Горький «Детство» (главы), «Легенда о Данко»

Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки учащихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования по предмету «Литература» за курс 7 класса» (проверяемых на промежуточной аттестации в форме контрольной работы)

Учащиеся должны:

1.1

содержание изученных литературных произведений

1.2

изученные теоретико-литературные понятия

2

уметь:

2.1

воспринимать и анализировать художественный текст

2.2

определять жанр литературного произведения

2.3

выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев

2.4

характеризовать особенности композиции

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения процедуры оценки учебных достижений учащихся за курс 7 класса по предмету «Литература»

в форме контрольной работы

  1. Назначение работы.

Работа предназначена для диагностики результатов обучения в 7-ом классе по предмету «Литература» в конце учебного года (промежуточной аттестации). С помощью данной работы оцениваются индивидуальная общеобразовательная подготовка по литературе учащихся, оканчивающих 7 класс, и качество освоения требований к результатам обучения по литературе для всей совокупности участников институциональной контрольной работы по литературе в 7-х классах.

2. Документы, определяющие содержание итоговой контрольной работы.

Содержание и структура итоговой контрольной работы по литературе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897), Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15), рабочей программы по предмету «Литература» ООО (базовый уровень).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой контрольной работы.

Работа включает вопросы типа А (базовый уровень), В (повышенный уровень), С (повышенный уровень), которые требуют от учащихся знания фактологии, воспитывают стремление к точности формулировок, определяют тот «коридор», в рамках которого понимание произведения не противоречит его месту и роли в мировом литературном процессе.

Учитывая, что курс литературы в 7-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, структура итоговой работы в 7-ом классе состоит из нескольких разных по объему (количеству включающих вопросов) фрагментов, призванных сохранить и отразить обозначенное сочетание принципов. Первый вопрос – общекультурный, ориентированный на анализ цитатного материала. Далее следуют вопросы, связанные с анализом эпических произведений, затем вопросы, связанные со специфическими жанрами, изучаемыми в седьмом классе (былины), а также с теорией литературы и историей создания произведений. Затем предлагается анализ изученного произведения (лирики или прозы) на выбор учащегося. Последний вопрос имеет, как и первый, общекультурную направленность.

При общем числе заданий 16 число вопросов типа А составляет 9, типа В – 6, уровень С — 1.

Тип и формулировка вопроса в каждом конкретном случае специфична, хотя и отвечает требованию учета элемента содержания, заявленного для контроля под этим пунктом (номером вопроса). В работу также включен вопрос типа С, предполагающий анализ элементов художественного произведения. Порядок следования вопросов разных типов строго не определен. Работа имеет сквозную нумерацию без заявления типа вопроса.

4. Время выполнения итоговой контрольной работы.

На выполнение итоговой контрольной работы отводится 40 минут.

5. Условия проведения итоговой контрольной работы.

Дополнительные материалы и инструменты не требуются.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение заданий оценивается от 1 до 5 баллов, в зависимости от сложности задания:

Задания А – по 1 баллу

Задания В – по 2 балла

Задание С – 5 баллов

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 26 баллов.

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

7. Распределение заданий контрольной работы для промежуточной аттестации по содержанию и проверяемым умениям.

Контрольная работа для промежуточной аттестации позволяет определить уровень овладения литературоведческими компетентностями учащимися 7-х классов при использовании УМК под ред. Меркина Г.С.

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.

Таблица 1

Распределение заданий по разделам курса литературы для 7 класса

(дополнительно – биографические сведения)

п/п

Название раздела курса

Число заданий

I

II

1.

Из устного народного творчества

1

1

3.

Из русской литературы XVIII в.

1

1

5.

Из литературы XIX века

8

8

Из литературы XX века

1

1

Теория литературы

5

5

В таблице 2 приведено распределение заданий по проверяемым умениям.

Таблица 2

Распределение заданий по планируемым результатам обучения

п/п

Код

ПРО

Планируемые результаты обучения (ПРО)

Число заданий/№ задания

I

II

1.

1.1

знать/понимать содержание изученных литературных произведений

А 2,3,4,6,7

А 1, 2,3,4,5

2.

1.3

знать/понимать изученные теоретико-литературные понятия

А 1,5,8,9

В 1

А 6, 7, 8, 9

В 1

3.

2.1

уметь воспринимать и анализировать художественный текст

В 2,4,5

В 2,4,5

4.

2.2

знать биографию писателя (поэта)

В 3

В 3

5.

2.3

уметь выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев

В 6

С 1(а,б)

В 6

С 1(а,б)

Таблица 3

План вариантов заданий промежуточной аттестации (контрольная работа) по литературе для учащихся 7-х классов

Расшифровка кодов 2-го и 3-го столбцов представлена в Кодификаторах планируемых результатов обучения (ПРО) и Кодификаторе элементов содержания (КЭС).

Используемые обозначения:

ВО – задание с выбором одного правильного ответа

КО – задания с кратким ответом

ЗРО – задания с развёрнутым ответом

Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.

I и 2 вариант

Тип

задания

Уровень

сложности

Макс.

балл

А1

1.1

1.2, 3.1

ВО

Б

1

А2

1.1

5.1

ВО

Б

1

А3

1.1,2.3

5.2

ВО

Б

1

А4

1.1

6.1

ВО

Б

1

А5

1.1

6.2

ВО

Б

1

А6

1.1

6.4

ВО

Б

1

А7

1.1,2.3

7.1

ВО

Б

1

А8

1.3

1.3

ВО

Б

1

А9

1.3

1.6

ВО

Б

1

В1

1.3

1.5

КО

П

2

В2

2.1, 1.3

1.2

КО

П

2

В3

2.2

5.1/6.3

КО

П

2

В4

2.1,1.3

4.1

КО

П

2

В5

1.3, 2.1

6.2,6.4/6.5,7.1

КО

П

2

В6

2.3

6.2/6.4

КО

П

2

С

2.3

1.4

ЗРО

П

5

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по родной литературе (7 класс)

Итоговый тест по родной литературе — 7 класс

Общая характеристика структуры итогового теста

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А4) задания на установление соответствия. Проверяют знание теории литературы и включают в себя задания, выявляющих знание средств художественной выразительности и умение правильно определять их на практике.

Часть 2. (В) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Распределение заданий контрольной работы по частям.

24

Задания с выбором ответов, установление соответствия

2.

Часть 2

2

10

Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом.

Ключ правильных ответов:

Ключ А1 1-е 2-г 3-в 4-а 5-б 6-д

Ключ А2 1-д 2- ж 3- е 4- б 5- в 6- г 7- а

Ключ А3: 1 – метафора, 2 – олицетворение, 3 – риторический вопрос, 4 – анафора, 5 – инверсия, сравнение, 6 – литота, 7 – гипербола

Ключ А4 1-б 2- в 3- г 4- а

В1. К.М.Станюкович «Рождественская ночь» Просторечия.

Основная мысль – человеческая доброта, призыв к милосердию.

Критерии оценки:

От 0до 22 б. –«2»

От 23 до 26 – «3»

От 27 до 29 –«4»

От 30 до 34 – «5»

Итоговая контрольная работа по родной литературе в 7 классе

Часть А

А1. Соотнесите автора и произведения :

1) И.И.Дмитриев а) «Гигнал»

2) Ф.Н.Глинка б) «Маленькие рассказы о большой судьбе»

3) К.М.Станюкович в) «Рождественская ночь»

4) В.М.Гаршин г) «К Пушкину»

5) Ю.Н.Нагибин д) «Женя Касаткин»

6) В.Н.Крупин е) «Три льва»

Ответ: ________________________________________________________________

А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

5) кульминация

д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

6) притча

е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

7) юмор

ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

Ответ: _____________________________________________________________________

А3 Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин).__________________

«Ночевала тучка золотая…». (М. Лермонтов)_________________________________

  1. Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

(«Бесы» А.С.Пушкин)___________________________________________________

4. Моих ушей коснулся он.

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)_____________________________

5. В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)____________________________

6. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н. Некрасов) _____________________

7. На Галла стал ногой Суворов,
И горы треснули под ним.
                 (Г.Р. Державин.) ____________________________________________

А4 Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

«Рождественская ночь»

3) В.М.Гаршин

«Сигнал»

4) Ю.М.Нагибин глава«Юрина война»

а

б

в

г

Ответ: ______________________________________________

Часть В

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Русские матросы с «Забияки», катерные гребцы, в ожидании господ, находились все на катере. Лунный свет падал на их белые рубахи и захватывал некоторые лица….

Матросы вспоминали о России… Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах… Опротивело… Скорей бы вернуться!

– Гляди… Звезда упала… Еще… И куда она падает, братцы? – тихо спросил чернявый матрос.

– В окиян, известно. Опричь окияна ей некуда упасть! – отвечал пожилой здоровый матрос уверенным тоном.

– А ежели на землю? – спросил кто-то.

– Нельзя, потому все как есть расшибет. По самой этой причине бог и валит звезду в море… Туда, мол, тебе место…

Чернявый матросик, видимо неудовлетворенный этим объяснением, снова стал глядеть на небо.

И необыкновенно приятный грудной голос загребного Ефремова заговорил:

– Это бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много, братцы, падает их в эту ночь…

– По какой такой причине, братец? – задорно спросил пожилой, плотный матрос.

– А по такой причине, милый человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…

…оба матроса, выскочив из катера, бегом побежали по пустынному берегу на плач ребенка…

И очень скоро, почти у самого моря, они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке.

Около не было ни души.

Матросы удивленно переглянулись.

– Эка идолы!.. Эка бесчувственные!.. Бросили ребенка… Это, брат Живков, неспроста… Погубить хотели младенца… Тут бы его крокодил и сожрал!.. Гляди… Ишь плывет… Почуял, видно…

И Ефремов взял на руки ребенка.

В1Укажите фамилию автора и название произведения.

____________________________________________________________________________

С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном произведении.

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по литературе (7 класс)

Контрольная работа по литературе в 7 классе

1. Фольклор – это: 1б.

А) народное искусство;

Б) народное словесное искусство;

В) это сказки.

2.Для былин характерна:

А). гипербола Б). иносказание В). нравоучение

3. В каких строках стихотворения М.Ломоносова выразилась уверенность поэта в будущем процветании русской науки: 1б.

А) «Науки юношей питают…»

Б) «О вы,которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает…»

В) «Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать…»

4.Какой смысл приобрело слово «недоросль» благодаря образу Митрофанушки в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»? 1б.

А) ленивый, ограниченный, невежественный человек

Б) главный герой комедии

В) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

Г) подросток 15—17 лет

5. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения. 2б.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

6.Определите жанр «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина: 1 б.
А) былина;
Б) поэма;

В) баллада.
7. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея: 1 б.

А) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»;

Б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»;

В) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

Г) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

8.События, о которых идёт речь в произведении М.Лермонтова «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и купце Калашникове», относятся ко времени правления: 1 б.
А) Владимира Мономаха;
Б) Ивана Грозного;
В) Петра I.
9.Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы: 1 б.
А) показать свою силу;
Б) отстоять честь жены;
В) его не считали трусом.

10.Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке: .

1.Портной сшил новую шинель.

2.Шинель прохудилась.

3.Покупка ткани.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

11.Определите жанр  произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины» 1 б.
А) повесть Б)поэма                                                                                                                                             В) рассказ
12.В произведении Н.А.Некрасова « Русские женщины» автор : 1 б.

А) восхищается мужеством героини

Б) осуждает ее за отношение к отцу

В) не высказывает оценки ее действий

13. Каково авторское отношение к героям сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? 1 б.

А. Автор добродушно смеется над героями-генералами

Б. Автор зло высмеивает генералов

В. Автор искренне сочувствует мужику

14.Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения. 2 б.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

15.В чем смысл заглавия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»? 1 б.

А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;

Б) в нем описывается животное хамелеон;

В) так называют чиновников

16.В чём смысл названия рассказа А.Куприна «Куст сирени»? 1б.

А) любовь помогла найти выход из трудной ситуации, а сирень будет напоминать об этом

Б) композиция рассказа построена вокруг куста сирени

В) сирень символизирует приход весны

17. Выберите определение, соответствующее понятию « Метафора»: 1 б.

А). чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

Б) противопоставление образов, картин, слов

В) переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления другому

18. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении И.Бунина? 1б.

Догорел апрельский тёплый вечер, Но свежее пахнет зеленями

По лугам холодный сумрак лёг. Молодой озябший чернозём,

Спят грачи; далёкий шум потока И струится чаще над полями

В темноте таинственно заглох. Звёздный свет в молчании ночном.

А) метафоры Г) инверсия

Б) олицетворения Д) эпитеты

В) сравнения

19.Прочитайте строки из главы «От автора» известной поэмы Твардовского:

Какова их основная цель? 1 б.

То серьезный, то потешный,

Нипочем что дождь, что снег,

В бой, вперед, в огонь кромешный,

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

А) передать авторское отношение к Василию Теркину

Б) подчеркнуть исключительность главного героя

В) показать Василия Теркина как обобщенный, собирательный образ русского солдата

Г) утвердить непобедимость русского национального характера

20.Найдите соответствия между автором и названием произведения: 1 б.

1. А. С. Пушкин а) «Куст сирени»

2. И. С. Тургенев б) «Хамелеон»

3. А. П. Чехов в) « Два богача»»

4. А. Куприн г) «Песнь о вещем Олеге»

21.Кто из названных ниже авторов писал сонеты. 1 б.

А) А. Конан Дойл В) Уильям Шекспир

Б) Р. Льюис Стивенсон Г) Роберт Бёрнс

Часть С.

Почитайте приведенный ниже отрывок:

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, — непутёвый малый!

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок. 5 б.

С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке. 5 б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Контрольная работа по литературе проводится в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 7-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на ФГОС ООО.

Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в 7-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.

Задания контрольной работы охватили практически все произведения курса литературы 7 класса.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения контрольная работа была сориентирована на проверку умения определять жанр, основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, их авторов, знание важнейших эпизодов и их взаимосвязь, основные теоретико-литературные понятия, изученные в 7 классе, а также умения представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения Система зданий адаптирована для данной возрастной категории.

В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

Число заданий

определять тему и основную мысль произведения

5

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу

1

характеризовать героев-персонажей, оценивать систему персонажей

3

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя

1

определять родо-жанровую специфику художественного произведения

3

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений

1

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними

2

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения

3

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста

2

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы

1

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

1

Итого:

23

К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать языковые явления, а также умение действовать согласно инструкции.

Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения.

В работу для 7 класса включено 16 заданий с выбором ответа (ВО), 5 заданий с кратким ответом (КО) и 2 задания с развернутым ответом (РО).

Время для выполнения работы – 2 часа.

Распределение заданий контрольной работы.

19

19

Тестовые задания с выбором ответов, установление соответствия

2

Часть 1

2

4

Выполнение заданий с кратким ответом.

3.

Часть 2

2

10

Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом.

Ключ правильных ответов:

1 — Б

2 — А

3 — В

4 — А

5 – Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»

6 – В

7 –Б

8 – Б

9 – Б

10 – 2, 4, 3, 1, 5

11 — Б

12 — А

13 — Б

14 – Хрюкин, А. П. Чехов «Хамелеон»

15 – А

16 — А

17 – В

18 – А, Б, Г, Д

19 – В

20 – 1Г, 2В, 3Б, 4А

21 — В

С1. И.А. Бунин «Кукушка»: сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.

Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.

Критерии оценки:

От 0 до 16 б. –«2»

От 17 до 23 – «3»

От 24 до 29 –«4»

От 30 до 33 – «5»

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс

Итоговая контрольная работа 7 класс

(тест)

по литературе

Блок 1. (А) Задания с выбором ответа:

1. Что такое былина:

а) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б) это поэтическая биография народа

в) это краткое изречение

г) это рассказ об исторических деятелях.

2. Лирика – это

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в)  стихотворение из двух строк.

3. В каком произведении А.С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

а) поэма «Полтава»

б) «Песнь о вещем Олеге»

в) повесть «Станционный смотритель»

 

4. В поэме Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого    

Купца Калашникова» раскрыта тема:

а) любви

б) исторического прошлого России

в) «маленького человека»

5. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

а) совершил героический поступок

б) не побоялся вступиться за честь семьи

в) пас себя от позора

6. Кто не является персонажем повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

а) Тарас Бульба

б) князь Олег

в) Остап

г) Андрий

7. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):

а) регулярные войска

б) охрана царя

в) выполняли функции пограничных войск

г) свободные от военной службы люди.

8. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

а) повесть

б) стихотворение

в) сказки

 

9. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) честность, ответственность.

б) жестокость.

в) доброта.

г) любовь к детям.

10. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»?

а) Очумелова.

б) Хрюкина.

в) Елдырина.

г) Повара

11. В рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» два главных героя. Кто из них лучше знаком с деревенской жизнью?

а) Яшка

б) Володя

12. Какие чувства вызывает у автора Юшка из рассказа А. Платонова «Юшка»?

а) любопытство

б) уважение

в) сострадание.

13. Темой рассказа Е. Носова «Кукла» является:

а)  описание жизни простого деревенского человека.

б)  изображение нравственных истоков жизни, отношение к земле и природе.

в)  история брошенной куклы.

14. Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа Носова «Кукла»:

а) человеческое безразличие

б) неуважение к чужому труду

в) хулиганское поведение подростков

г) хамское отношение между людьми.

15.  Автор рассказа «О чём плачут лошади»:

а) Ф. Абрамов

б) М.Горький

в) Ю.Казаков

16. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

а) война с Наполеоном 1812г.

б) восстание декабристов

в) отмена крепостного права

 

Блок 2. (Б) Задания с кратким ответа:

Б1. Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Б2. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а  тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

Б3. Из какого произведения взят этот отрывок?
«Деревня, будто большим пуховым одеялом, была покрыта

туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно…»

Б4. Какой герой в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»

Б5. «Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его, толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмёт хворостину и не погонится за ними, как делают это большие люди. Дети не знали другого такого человека».

Блок 3. (С) Задание с развернутым ответом.

При выполнении задания С дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. (на выбор учащегося)

С1. Какие произведения литературы заставили вас задуматься о взаимоотношениях детей и взрослых? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.

С2. Согласны ли вы с высказыванием польского литературоведа Яна Парандовского «У всякого <…> искусства сфера тем ограничена, одна только литература не знает границ»? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художестве

Ответы

Б1 – Л. Андреев «Кусака»

Б2 – М. Горький «Данко»

Б3 – Ю. Казаков «Тихое утро»

Б4 – Тарас Бульба

Б5 – А. Платонов «Юшка»

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по литературе. 7 класс

Контрольная работа за год по литературе (7 класс)

Вариант 1

А1. Выберите определение былины.

  1. эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и ис­торических событиях средневековой Руси

  2. жанр фольклора, близкий к народной бал­ладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности

  3. жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и ре­альных событий и мифологических пред­ставлений

  4. произведение, созданное народной фанта­зией, сочетающее в себе реальное и фанта­стическое

А 2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?

  1. оды, эпиграммы, драмы

  2. драмы, сатиры, элегии

  3. героические поэмы, трагедии, оды

  4. комедии, песни, басни

АЗ. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

  1. «Песнь о вещем Олеге»

  2. «Полтава»

  3. «Медный всадник»

  4. «Борис Годунов»

А 4. Какова основная тема первой части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Тру­бецкая»?

  1. духовное величие русской женщины

  2. обличение светского общества

  3. восхищение красотой русской женщины

  4. трагическая судьба русской женщины

А 5. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?

«Она не только никогда не говорила, но и не ду­мала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и са­мопожертвование».

  1. о mаmаn

  2. о сестре Любочке

  3. о Марье Ивановне

  4. о Наталье Саввишне

А 6. В каком произведении XX века автор подни­мает проблему сострадания к людям?

  1. «Данко» М. Горького

  2. «Юшка» А.П. Платонова

  3. «Живое пламя» Е.И. Носова

  4. «Кусака» Л.Н. Андреева

А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворе­нии утверждал следующее?

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

  1. Дж.Г. Байрон

  2. Р. Берне

  3. И.Ф. Шиллер

  4. У. Шекспир

В 1. Какой художественный прием использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?

Запишите.

В 2. Какому поэту принадлежат эти строки?

Запи­шите фамилию, имя, отчество автора.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Вззвенивает лес

В 3. Какое понятие соответствует следующему определению?

Запишите.

Художественное определение предмета или явления, чаще всего, прилагательное или причастие, но обязательно несущее эмоциональную оценку.

С 1. Дайте определение жанру «стихи в прозе».

Кто из известных русских писателей работал в этом жанре, назовите 2 произведения.

С 2. Кто из героев курса литературы 7 класса воплощает высокие нравственные идеалы. Обоснуйте свой ответ в небольшом сочинении (не менее 50 слов)

Контрольная работа за год по литературе (7 класс)

Вариант 2

А1. Выберите определение гиперболы.

  1. вид тропа, основанный на чрезмерном пре­увеличении свойств изображаемого пред­мета

  2. вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сход­ству, присущим им признакам

  3. вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

  4. предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального

А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «низкому» стилю?

  1. драмы, сатиры, элегии

  2. комедии, эпиграммы, басни

  1. оды, героические поэмы, трагедии

  2. комедии, драмы, эпиграммы

АЗ. С каким фольклорным персонажем перекли­кается образ купца Калашникова?

  1. сказочного добра молодца

  2. былинного богатыря

  3. Садко

  4. Соловья-Разбойника

А4. О каком герое в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» идет речь:  

Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти!

  1. Тарас Бульба

  2. Андрий

  3. Остап

  4. Товкач

А5. Какой прием наиболее характерен для рас­сказов А.П. Чехова?

  1. художественная деталь

  2. символы

  3. внутренний монолог

  4. лирические отступления

А6. Герой какого произведения XX века произ­носит эти слова?

«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».

  1. «В прекрасном и яростном мире» А.П. Пла­тонова

  2. «Тихое утро» Ю.П. Казакова

  3. «Беда» М.М. Зощенко

  4. «Кукла» Е.И. Носова

А7. Какой зарубежный писатель в своем произведении утверждал следующее?

«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яс­лях, были, как известно, мудрые люди. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».

  1. М. Твен

  2. Р. Бёрнс

  3. О. Генри

  4. А. де Сент-Экзюпери

В1. Кто является автором этих строк?

Запи­шите фамилию, имя, отчество автора.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык»

В2. Какой русский писатель XIX века стал авто­ром сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей?

Запи­шите фамилию, имя, отчество автора.

В3. Какое понятие соответствует следующему определению?

Запишите.

Скрытое сравнение, некий оборот, иносказательно характеризующий какой-либо предмет или явление.

С1. Дайте определение понятию «антитеза».

Приведите 2 примера из произведений, где используется данный прием.

С2. Какое произведение из курса литературы 7 класса является актуальным и по сей день. Обоснуйте свой ответ в небольшом сочинении (не менее 50 слов)

Спецификация контрольных измерительных материалов

по литературе в 7 классе

Тесты рассчитаны на классы и выявляют знания, полученные за год учебного процесса.

Тесты состоят из трех частей А, В и С. На их выполнение отводится 40 минут.

Часть А включает в себя вопросы (А1-А7) с выбором ответа, выявляющие знания библиографические, знания прочитанного текста, знания исторического материала.

Часть В включает в себя вопросы (В1-В3) с кратким ответом, требует написания слова или сочетания слов, выявляющие библиографические знания и знания теории литературы.

Часть С1 требует написание точного ответа на поставленный вопрос с указанием конкретных примеров

Часть С2 требует написание развернутого ответа на поставленный вопрос (не менее 50 слов).

Критерии оценивания ответа на задания

Каждый правильный ответ частей А оценивается в 1 балл, частей В – в 2 балла, максимальное количество 13 баллов. Часть С1: точный ответ на поставленный вопрос (2 балла), указание конкретных примеров (2 балла)

Критерии оценивания ответа на задание С2

баллы

К1

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

— работа ученика характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-логические ошибки отсутствуют, одна орфографическая ошибка, 1-2 пунктуационные ошибки;

— допущены 1-2 логические ошибки, 2 – 3 орфографические ошибки, 3-4 пунктуационные ошибки

-больше 3 логических ошибок, больше 4 орфографических и пунктуационных ошибок

3

2

1

0

К2

Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

Учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, выдвигает необходимые тезисы, приводит аргумент — фактические ошибки отсутствуют;
— ограничивается общими тезисами без подкрепления доводами (аргументами), допущены 1-2 фактические ошибки;

— учащийся обнаруживает понимание проблемы, но объясняет ее смысл поверхностно, упрощенно и допущено 3-4 фактических ошибок;

— учащийся не понимает поставленного вопроса или дает ответ, не соответствующий вопросу

3

2

1

0

К3

Следование нормам речи

— допущена 1 речевая ошибка;

— допущено 2-3 речевых ошибок;

— допущено 4 речевых ошибок;

— допущено 5 и более речевых ошибок.

3

2

1

0

Максимальный балл

9

Максимальный балл за всю работу составляет 26 баллов.

Оценки: «5» — 22 — 26 б.;«4» — 17 — 21 б.;«3» — 16 – 10 б.

Ответы:

Вариант 1. Вариант 2

А1 — 1 1

А2 — 3 2

А3 — 3 2

А4 — 1 3

А5 — 4 1

А6 — 2 4

А7 — 2 3

В1 — антитезу Иван Сергеевич Тургенев

В2 — Сергей Александрович Есенин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В3 — эпитет метафора

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *