cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Траектория путь перемещение 9 класс презентация – Презентация по физике на тему » Перемещение» (9 класс)

Презентация "Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела" 9 класс

Траектория, путь и перемещение. Определение координаты движущегося тела.

Урок 2 в 9 классе

Фоминова Елена Владимировна,

учитель физики МБОУ СОШ № 23

МО Усть-Лабинский район

Перемещение тела – это вектор, проведенный из начального положения тела в его конечное положение.

Перемещение тела

Траектория – непрерывная линия, вдоль которой движется тело. Траектория – непрерывная линия, вдоль которой движется тело. Путь- длина траектории, пройденной за время наблюдения.

L- путь (скалярная величина)

-перемещение

Виды движения Траектория – линия, которая показывает как движется тело.

криволинейное

прямолинейное

Различие между путём и перемещением
  • Путь – скаляр, а перемещение вектор.
  • Путь зависит от траектории, а перемещение нет.
  • Перемещение может быть положительным и отрицательным, а путь всегда строго положителен.
  • При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  • Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
Проекция вектора на ось

0 х0 х1 х

Проекция положительная (Sx>0), если направление вектора совпадает с направлением оси.

В противном случае проекция вектора отрицательна (Sx<0).

Если вектор перпендикулярен оси, то при любом направлении вектора его проекция на ось равна нулю (Sx=0).

0

X

X0

X

 

Задача. Автомобиль переместился из точки с координатой Х0=200м в точку с координатой Х=-200м. Определите проекцию перемещения автомобиля.

Дано:

Х0=200 м

Х=-200 м

Sх-?

Решение:

Sх =-200 м-200 м= -400 м

Ответ: Sх=-400 м

Домашнее задание
  • Выучить материал § 2,3 записи в тетради.
  • Упражнение 3 (учебник, стр. 15)

Слайд 1 http://physik.ucoz.ru/_ph/3/820049735.gif

Слайд 2

https://thumbs.dreamstime.com/z/3d-man-going-upstairs-15519950.jpg

Слайд 3 http://ok-t.ru/img/baza8/Mehanika--lekciya-1383668626.files/image013.jpg

Самолет http://fizikaklass.ru/images/10_klass/illustration-ch-1/11/Picture.png

Слайд 4 мячик http://www.gagolf.is/static/news/screenshot-17.jpg

Самолет https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0b6b/00006d12-25a80892/img13.jpg

Слайд 5 http://www.azbukafasada.ru/sites/default/files/chelovechek_galochka.jpg

Слайд 8 https://vinozemtseva.ru/wp-content/uploads/2016/12/80d18da457cdacc454f7b5b02edadf2f.jpg

Слайд 9 http://avtomobilist-sbor.ru/wp-content/uploads/2014/07/чел21.jpg

Интернет-ресурсы

uchitelya.com

Урок-презентация по теме "Перемещение"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (229,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Перемещение – первая новая физическая величина, изучаемая в 9 классе. Перемещение – векторная величина. К сожалению, на начало 9 класса учащиеся испытывают определенные трудности при работе с векторными величинами. Поэтому введение понятия «перемещение» требует предельной наглядности и доступности. В этом может помочь компьютерная презентация.

Урок-презентация знакомит учащихся с новой физической величиной – перемещением тела. На примерах решения задач показано, что при расчете пути и перемещения на данном этапе изучения физики необходимо:

1) знать определение физических величин;
2) делать пояснительные чертежи;
3) использовать знания из области математики (теорема Пифагора, формула для расчета длины окружности и т.д.). 
Урок-презентация «Перемещение» формирует у учащихся правильный подход к решению физических задач и способствует расширению их научного кругозора.

Цели урока-презентации:

  • Повторить и углубить понятия: «механическое движение», «траектория», «путь», «материальная точка».
  • Ввести понятие «перемещение».
  • Акцентировать внимание учащихся на то, что путь и перемещение – разные физические величины.
  • Показать связь между перемещением тела и его координатами.

Для повторения материала прошлого урока учащимся предлагаются следующие вопросы (слайд № 3).

  1. Что называют механическим движением?
  2. Что такое траектория?
  3. Что называют путем, пройденным телом?
  4. Что называется материальной точкой?
  5. Приведите пример, показывающий, что одно и то же тело в одной ситуации можно считать материальной точкой, а в другой – нет.
  6. Что такое система отсчета ?
  7. Как можно определить положение тела?
  8. В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси? [2]

Эти вопросы позволяют подготовить учеников для восприятия нового материала.

Для введения понятия «перемещение» учащимся  предлагается указать различные траектории  движения тела из точки 1 в точку 2 (слайд № 4). Тело из точки 1 может оказаться в точке 2, двигаясь по разным траекториям (в качестве примера приводятся три траектории) и пройти разные пути (L

1, L2, L3). Но тело может совершить одно перемещение.

Перемещение тела (материальной точки) – вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. [2]

Понятие вектора играет важную роль в физике вообще и в кинематике в частности. По этой причине следует остановиться на определении вектора.
Вектор – это направленный отрезок прямой, конец которого обозначается стрелкой. Любой вектор характеризуется направлением и численным значением (модулем).

Вектор перемещения обозначается . Длина (модуль) перемещения в системе СИ измеряется в метрах.[1]
Для закрепления нового материала учащимся предлагаются 4 задачи (слайды № 5-8).
Первые три задачи подобраны таким образом, что проходя одинаковые пути, тела совершают разные перемещения. В задаче № 4 тело, двигаясь по кругу, возвращается в исходную точку. В этом случае его перемещение, в отличие от пути, равно нулю.

После решения задач 1-4 учащимся предлагается сделать выводы: чем отличаются путь и перемещение и что между ними общего (слайд № 9)?

Выводы.

  • Путь – скалярная величина (характеризуется только численным значением), перемещение – векторная (характеризуется численным значением и направлением).
  • Путь и перемещение измеряются в единицах длины (метрах, км и т.д.).
  • Путь и перемещение совпадают по численным значениям при прямолинейном движении тела в одном направлении. В остальных случаях путь больше перемещения.
  • При движении тела по замкнутой траектории его перемещение равно 0.

Работа с векторными величинами предполагает умение работать с их проекциями на координатные оси (слайд № 10 ).
Проекцией вектора a на какую-либо ось называется длина отрезка А1B1 между проекциями начала и конца вектора на эту ось, взятая со знаком «+» или «–».

Проекция вектора обозначается той же буквой, что и вектор, но,  во-первых, без стрелки над ней и, во-вторых, с индексом внизу, указывающим, на какую ось проектируется вектор.
Проекция вектора на ось представляет собой алгебраическую величину. Она выражается в тех же единицах, что и модуль вектора.
Условимся считать проекцию вектора на ось положительной, если от проекции начала вектора к проекции его конца надо идти в положительном направлении оси проекций. В противном случае она считается отрицательной. [3]
Перемещение является одной из главных характеристик механического движения. Зная перемещение и положение тела в начальный момент, можно решить главную задачу механики: определить положение тела в любой момент времени.
Связь между перемещением тела и его координатами показана на примере задачи 5 (слайд № 11 ).
Тело из точки М1 с координатами x1 = – 5 м, y1 = –3 м переместилось в точку М2 с координатами x2 = 7 м, y
2
= 6 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат.

Решение.

1. На координатной плоскости покажем точки М1 и М2.
2. Проведем вектор перемещения.
3. Найдем проекции вектора перемещения на координатные оси:

sx = x2 – x1;
sx = 7 м – (– 5 м) = 12 м;
sy = y2 – y1;
sy = 6 м – (–3 м) = 9 м.

4. Выделим прямоугольный треугольник, у которого sx и sy – катеты, а s – гипотенуза.
5. По теореме Пифагора найдем модуль перемещения: s = ; s =  =  =  =15 (м).

Решая данную задачу можно прийти к следующим выводам (слайд № 12):

  • зная проекции вектора на координатные оси, можно найти модуль этого вектора, например, вектора перемещения:  s = ;
  • зная начальные координаты тела (точки) и проекции вектора перемещения на координатные оси за время t, можно найти координаты тела в момент времени t:

x = x0 + sx;
y = y0 + sy

где   x0  и y0 – начальные координаты (координаты тела в момент времени  t = 0).

Домашнее задание: параграфы 2, 3 и задачи (слайд № 13).

Задачи.

1. Определить путь и перемещение конца минутной стрелки Кремлевских курантов за 15 минут, 30 минут, 45 минут, 1 час. Длина минутной стрелки 3,3 м. [5, 6]

2. Тело переместилось из точки с координатами x1 = 0, y1 = 2 м в точку с   координатами x2 = 4 м, y2 = – 1 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат. [4]

Литература

1. Гринченко Б. И.  Физика 10-11. Теория решения задач. Для старшеклассников и поступающих в вузы. – Великие Луки: Великолукская городская типография, 2005.

2. Перышкин А. В. Физика. 9 кл./А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2011.
3. Мякишев Г. Я. Физика. 10 кл./ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2011.
4. Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10-11 кл.– М.: Дрофа,2006.

Интернет-ресурсы

5. http://images.yandex.ru/
6. ru.wikipedia.org

6.04.2014

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация на тему Траектория, путь, перемещение

Слайд 1

Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ № 30 г. Белово Белово 2010

Механическое движение. Траектория, путь, перемещение Подготовка к ГИА

Слайд 2

повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и формул кинематики в соответствии с кодификатором ГИА и планом демонстрационного варианта экзаменационной работы

Цель:

Слайд 3

Механическое движение

Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени; Механическое движение тел изучает механика. Раздел механики, описывающий геометрические свойства движения без учета масс тел и действующих сил, называется кинематикой.

Слайд 4

Система отсчета

Тело, относительно которого рассматривается движение, называется началом отсчета. Для определения положения тела в пространстве через начало отсчета проводятся три взаимно перпендикулярные координатные оси с одинаковыми масштабами по осям. Совокупность начала отсчета и координатных осей называется системой координат. Система координат и часы, измеряющие время, составляют систему отсчета.

Слайд 5

Слайд 6

Относительность движения

Покой и движение – понятия относительные

Слайд 7

Материальная точка

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой;

Слайд 8

Траектория

Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую, называют движения тела;

Слайд 9

Движение тела, при котором все его точки в данный момент времени движутся одинаково, называется поступательным движением. Для описания поступательного движения тела достаточно выбрать одну точку и описать ее движение

Движение, при котором траектории всех точек тела являются окружностями с центрами на одной прямой и все плоскости окружностей перпендикулярны этой прямой, называется вращательным движением

Поступательное и вращательное движения — самые простые примеры механического, движения тел

Слайд 10

Путь и перемещение

Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. Перемещение есть векторная величина. Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t. Путь – скалярная величина.

Слайд 11

Сложение перемещений

Слайд 12

Пройденный путь l и вектор перемещения при криволинейном движении тела. a и b – начальная и конечная точки пути

Слайд 13

Подборка заданий по кинематике (из заданий ГИА 2008-2010 гг.)

Рассмотрим задачи:

Слайд 14

ЕГЭ-2002-А1. Эскалатор метро поднимается со скоростью 1 м/с. Может ли человек, находящийся на нем, быть в покое в системе отсчета, связанной с Землей?

может, если движется в ту же сторону со скоростью 1 м/с может, если движется в противоположную сторону со скоростью 1 м/с может, если стоит на эскалаторе не может ни при каких условиях

Слайд 15

ЕГЭ-2002-А26.. Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной. Система отсчета, связанная с автомобилем, тоже будет инерциальной, если автомобиль

движется равномерно по прямолинейному участку шоссе разгоняется по прямолинейному участку шоссе движется равномерно по извилистой дороге по инерции вкатывается на гору

Слайд 16

ГИА-2010-1. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными величинами? 1) Путь. 2) Перемещение. 3) Скорость.

Только 1 Только 2 Только 3. 2 и 3.

Слайд 17

ГИА-2010-1. Какие из перечисленных ниже величин являются скалярными величинами? 1) Путь. 2) Перемещение. 3) Скорость.

Слайд 18

ГИА-2010-1. Решаются две задачи. 1) Рассчитывается маневр стыковки двух космических кораблей. 2) Рассчитывается период обращения космических кораблей вокруг Земли. В каком случае космические корабли можно рассматривать как материальные точки?

Только в первом случае. Только во втором случае. В обоих случаях. Ни в первом, ни во втором случаях.

Слайд 19

ГИА-2010-1. Решаются две задачи. 1) Рассчитывается период обращения Земли вокруг Солнца. 2) Рассчитывается линейная скорость движения точек поверхности Земли в результате ее суточного вращения. В каком случае Землю можно рассматривать как материальную точку?

Слайд 20

ГИА-2010-1. Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета?

Точка Прямая Окружность Винтовая линия

Слайд 21

ГИА-2010-1. Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с поверхностью Земли?

Слайд 22

ГИА-2010-1. Автомобиль дважды проехал вокруг Москвы по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Чему равны пройденный автомобилем путь l и модуль его перемещения S?

l = 109 км, S = 0 км l = 218 км, S = 0 км. l = S = 218 км l = S =0 км.

Слайд 23

ГИА-2010-1. Спортсмен пробежал дистанцию 400 м и возвратился к месту старта. Чему равен путь, пройденный спортсменом, и модуль его перемещения S?

l = S = 0 м l = S = 400 м. l = 800 м, S = 0 м l = 0 м, S = 400 м.

Слайд 24

ГИА-2010-1. Диск радиуса R вращается вокруг оси, проходящей через точку О (см. рисунок). Чему равен путь L и модуль перемещения S точки А при повороте диска на 1800…

L = 2 R; S = π R L = π R; S = 2 R L = 0; S = 2π R L = 2π R; S = 0

Слайд 25

ГИА-2010-1. Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4 м и падает на Землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?

3 м 4 м 5 м 7 м. 4 м 3 м s S2 = 42 + 32

Слайд 26

Слайд 27

ГИА-2010-1. На графике изображена зависимость проекции скорости тела, движущегося вдоль оси ОХ от времени. Чему равен модуль перемещения тела к моменту времени t = 10 с?

1 м. 6 м 7 м. 13 м. 2 м/с ∙3 с = 6 м -1 м/с ∙7 с = -7 м

Слайд 28

Литература

Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с. Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008. – 219 с; МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ФИЗИКА. Образовательный портал Курганской области //[Электронный ресурс]// http://www.hde.kurganobl.ru/dist/disk/Shcool/Book/Sprav_material/Mech/p1.htm Основные понятия кинематики //[Электронный ресурс]// http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3591263-ecae-d464-caf0-9105f5d9cda5/00119626139675510.htm Перышкин, А. В., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 198 с. Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с. Урок 5/17. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Перемещение и путь (§§ 2.6, 2.7). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //[Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ffb3b711-8f44-408c-aea4-a29842431067/110204/ Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ГИА-9 2010 г. / /[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/214/docs/ Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ЕГЭ 2001-2010//[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/92/docs/

prezentacii.org

"Перемещение. Траектория. Путь" (9-й класс)

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательная:
    – ввести понятия “перемещение”, “путь”, “траектория”.
  • Развивающая:
    – развивать логическое мышление, правильную физическую речь, использовать соответствующую терминологию.
  • Воспитательная:
    – достигать высокой активности класса, внимания, сосредоточенности учащихся.

Оборудование:

  • пластмассовая бутылка вместимостью 0,33 л с водой и со шкалой;
  • медицинский флакончик вместимостью 10 мл (или малая пробирка) со шкалой.

Демонстрации: Определение перемещения и пройденного пути.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня мы с вами продолжим изучать тему “Законы взаимодействия и движения тел” и на уроке познакомимся с тремя новыми понятиями (терминами), касающихся этой темы. А пока проверим выполнение вами домашнего задания у данному уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Перед уроком один учащийся выписывает на доске решение следующего домашнего задания:

Двум учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями, которые выполняются во время устной проверки упр. 1 стр. 9 учебника. [1]

Карточка 1: (Приложение 1)

1. Какую систему координат(одномерную, двухмерную, трехмерную) следует выбрать для определения положения тел:

а) трактор в поле;
б) вертолет в небе;
в) поезд
г) шахматная фигура на доске.

2. Дано выражение: S = υ0 · t + (а · t2) / 2, выразите: а, υ0

Карточка 2: (Приложение 2)

1. Какую систему координат (одномерную, двухмерную, трехмерную) следует выбрать для определения положения таких тел:

а) люстра в комнате;
б) лифт;
в) подводная лодка;
г) самолет на взлетной полосе.

2. Дано выражение: S = (υ2 – υ02 ) / 2 · а, выразите: υ2 , υ02.

3. Изучение нового теоретического материала.

С изменениями координат тела связана величина, вводимая для описания движения, – ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.

Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Перемещение принято обозначать буквой . В СИ перемещение измеряется в метрах (м).

[ ] – [ м ] – метр.

Перемещение – величина векторная, т.е. кроме числового значения имеет еще и направление. Векторную величину изображают в виде отрезка, который начинается в некоторой точке и заканчивается острием, указывающим направление. Такой отрезок-стрелка называется вектором.

– вектор, проведенный из точки М в М1

Знать вектор перемещения – значит, знать его направление и модуль. Модуль вектора – это скаляр, т.е. численное значение. Зная начальное положение и вектор перемещения тела, можно определить, где находится тело.

В процессе движения материальная точка занимает различные положения в пространстве относительно выбранной системы отсчета. При этом движущаяся точка “описывает” в пространстве какую-то линию. Иногда эта линия видна, – например, высоко летящий самолет может оставлять за собой след в небе. Более знакомый пример – след куска мела на доске.

Воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело называется ТРАЕКТОРИЕЙ движения тела.

Траектория движения тела – это непрерывная линия, которую описывает движущееся тело (рассматриваемое как материальная точка) по отношению к выбранной системе отсчета.

Движение, при котором все точки тела движутся по одинаковым траекториям, называется поступательным.

Очень часто траектория – невидимая линия. Траектория движущейся точки может быть прямой или кривой линией. Соответственно форме траектории движение бывает прямолинейным и криволинейным.

Длина траектории – это ПУТЬ. Путь является скалярной величиной и обозначается буквой l. Путь увеличивается, если тело движется. И остается неизменным, если тело покоится. Таким образом, путь не может уменьшаться с течением времени.

Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль прямой в одном направлении.

Чем же отличается путь от перемещения? Эти два понятия часто смешивают, хотя на самом деле они очень сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим эти отличия: (Приложение 3) (раздаются в виде карточек каждому ученику)

  1. Путь – скалярная величина и характеризуется только числовым значением.
  2. Перемещение – векторная величина и характеризуется как числовым значением (модулем), так и направлением.
  3. При движении тела путь может только увеличиваться, а модуль перемещения может как увеличиваться, так и уменьшаться.
  4. Если тело вернулось в начальную точку, его перемещение равно нулю, а путь нулю не равен.
  Путь Перемещение
Определение Длина траектории, описываемой телом за определенное время Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением
Обозначение l [ м ] S [м ]
Характер физических величин Скалярная, т.е. определяется только числовым значением Векторная, т.е. определяется числовым значением (модулем) и направлением
Необходимость введения Зная начальное положение тела и путь l, пройденный за промежуток времени t, нельзя определить положение тела в заданный момент времени t Зная начальное положение тела и S за промежуток времени t, однозначно определяется положение тела в заданный момент времени t
  l = S в случае прямолинейного движения без возвратов

4. Демонстрация опыта (учащиеся выполняют самостоятельно на своих местах за партами, учитель вместе с учащимися выполняет демонстрацию этого опыта)

  1. Заполните водой до горловины пластмассовую бутылку со шкалой.
  2. Флакончик со шкалой заполните водой на 1/5 его объема.
  3. Наклоните бутылку так, чтобы вода подошла к горловине, но не вытекала из бутылки.
  4. Быстро опустите флакончик с водой в бутылку (не закрывая его пробкой) так, чтобы горловина флакончика вошла в воду бутылки. Флакончик плавает на поверхности воды в бутылке. Часть воды при этом из бутылки выльется
  5. Завинтите крышку бутылки.
  6. Сжимая боковые стенки бутылки, опустите поплавок на дно бутылки.

  1. Ослабляя давление на стенки бутылки, добейтесь всплытия поплавка. Определите путь и перемещение поплавка:________________________________________________________
  2. Опустите поплавок на дно бутылки. Определите путь и перемещение поплавка:______________________________________________________________________________
  3. Заставьте поплавок всплыть и утонуть. Каков путь и перемещение поплавка в этом случае?_______________________________________________________________________________________

5. Упражнения и вопросы для повторения.

  1. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь)
  2. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. найти путь и перемещение мяча. (Путь – 4 м, перемещение – 2 м.)

6. Итог урока.

Повторение понятий урока:

– перемещение;
– траектория;
– путь.

7. Домашнее задание.

§ 2 учебника [1], вопросы после параграфа, упражнение 2 (стр.12) учебника [1], повторить выполнение опыта урока дома.

Список литературы

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

3.02.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Перемещение. Путь. Траектория 9 класс

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация "Механическое движение. Траектория, путь, перемещение" 9-11 класс

Механическое движение. Траектория, путь, перемещение Подготовка к ГИА Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ № 30 г. Белово Белово 2010 Цель:
  • повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и формул кинематики в соответствии с кодификатором ГИА и планом демонстрационного варианта экзаменационной работы
Механическое движение
  • Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени;
  • Механическое движение тел изучает механика.
  • Раздел механики, описывающий геометрические свойства движения без учета масс тел и действующих сил, называется кинематикой.
Система отсчета
  • Тело, относительно которого рассматривается движение, называется началом отсчета.
  • Для определения положения тела в пространстве через начало отсчета проводятся три взаимно перпендикулярные координатные оси с одинаковыми масштабами по осям. Совокупность начала отсчета и координатных осей называется системой координат.
  • Система координат и часы, измеряющие время, составляют систему отсчета.
Система отсчета Относительность движения
  • Покой и движение – понятия относительные
Материальная точка
  • Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой;
Траектория
  • Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую, называют движения тела;
Поступательное и вращательное движения — самые простые примеры механического, движения тел
  • Движение тела, при котором все его точки в данный момент времени движутся одинаково, называется поступательным движением.
  • Для описания поступательного движения тела достаточно выбрать одну точку и описать ее движение
  • Движение, при котором траектории всех точек тела являются окружностями с центрами на одной прямой и все плоскости окружностей перпендикулярны этой прямой, называется вращательным движением
Путь и перемещение
  • Перемещением тела называют направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
  • Перемещение есть векторная величина. Пройденный путь l равен длине дуги траектории, пройденной телом за некоторое время t.
  • Путь – скалярная величина.
Сложение перемещений Путь и перемещение
  • Пройденный путь l и вектор перемещения при криволинейном движении тела.
  • a и b – начальная и конечная точки пути
Рассмотрим задачи: Подборка заданий по кинематике (из заданий ГИА 2008-2010 гг.) ЕГЭ-2002-А1. Эскалатор метро поднимается со скоростью 1 м/с. Может ли человек, находящийся на нем, быть в покое в системе отсчета, связанной с Землей?
  • может, если движется в ту же сторону со скоростью 1 м/с
  • может, если движется в противоположную сторону со скоростью 1 м/с
  • может, если стоит на эскалаторе
  • не может ни при каких условиях
ЕГЭ-2002-А26.. Систему отсчета, связанную с Землей, будем считать инерциальной. Система отсчета, связанная с автомобилем, тоже будет инерциальной, если автомобиль
  • движется равномерно по прямолинейному участку шоссе
  • разгоняется по прямолинейному участку шоссе
  • движется равномерно по извилистой дороге
  • по инерции вкатывается на гору
ГИА-2010-1. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными величинами? 1) Путь. 2) Перемещение. 3) Скорость.
  • Только 1
  • Только 2
  • Только 3.
  • 2 и 3.
ГИА-2010-1. Какие из перечисленных ниже величин являются скалярными величинами? 1) Путь. 2) Перемещение. 3) Скорость.
  • Только 1
  • Только 2
  • Только 3.
  • 2 и 3.
ГИА-2010-1. Решаются две задачи. 1) Рассчитывается маневр стыковки двух космических кораблей. 2) Рассчитывается период обращения космических кораблей вокруг Земли. В каком случае космические корабли можно рассматривать как материальные точки?
  • Только в первом случае.
  • Только во втором случае.
  • В обоих случаях.
  • Ни в первом, ни во втором случаях.
ГИА-2010-1. Решаются две задачи. 1) Рассчитывается период обращения Земли вокруг Солнца. 2) Рассчитывается линейная скорость движения точек поверхности Земли в результате ее суточного вращения. В каком случае Землю можно рассматривать как материальную точку?
  • Только в первом случае.
  • Только во втором случае.
  • В обоих случаях.
  • Ни в первом, ни во втором случаях.
ГИА-2010-1. Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета?
  • Точка
  • Прямая
  • Окружность
  • Винтовая линия
ГИА-2010-1. Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с поверхностью Земли?
  • Точка
  • Прямая
  • Окружность
  • Винтовая линия
ГИА-2010-1. Автомобиль дважды проехал вокруг Москвы по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Чему равны пройденный автомобилем путь l и модуль его перемещения S?
  • l = 109 км, S = 0 км
  • l = 218 км, S = 0 км.
  • l = S = 218 км
  • l = S =0 км.
ГИА-2010-1. Спортсмен пробежал дистанцию 400 м и возвратился к месту старта. Чему равен путь, пройденный спортсменом, и модуль его перемещения S?
  • l = S = 0 м
  • l = S = 400 м.
  • l = 800 м, S = 0 м
  • l = 0 м, S = 400 м.
ГИА-2010-1. Диск радиуса R вращается вокруг оси, проходящей через точку О (см. рисунок). Чему равен путь L и модуль перемещения S точки А при повороте диска на 1800…
  • L = 2 R; S = π R
  • L = π R; S = 2 R
  • L = 0; S = 2π R
  • L = 2π R; S = 0
ГИА-2010-1. Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4 м и падает на Землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?

4 м

3 м

s

S2 = 42 + 32

ГИА-2010-1. Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4 м и падает на Землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?

4 м

3 м

s

S2 = 42 + 32

ГИА-2010-1. На графике изображена зависимость проекции скорости тела, движущегося вдоль оси ОХ от времени. Чему равен модуль перемещения тела к моменту времени t = 10 с?

2 м/с ∙3 с = 6 м

-1 м/с ∙7 с = -7 м

Литература
  • Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 302 с.
  • Зорин, Н.И. ГИА 2010. Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
  • Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, 2008. – 219 с;
  • МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ФИЗИКА. Образовательный портал Курганской области //[Электронный ресурс]// http://www.hde.kurganobl.ru/dist/disk/Shcool/Book/Sprav_material/Mech/p1.htm
  • Основные понятия кинематики //[Электронный ресурс]// http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3591263-ecae-d464-caf0-9105f5d9cda5/00119626139675510.htm
  • Перышкин, А. В., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 198 с.
  • Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2009. – 196 с.
  • Урок 5/17. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Перемещение и путь (§§ 2.6, 2.7). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //[Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ffb3b711-8f44-408c-aea4-a29842431067/110204/
  • Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ГИА-9 2010 г. / /[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/214/docs/
  • Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ЕГЭ 2001-2010//[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/92/docs/

uchitelya.com

Механическое движение. Путь. Перемещение - физика, презентации

Презентация к первому уроку по теме "Механическое движение" в десятом классе. Презентация включаетс в себя определения механического движения, пути, перемещения, материальной точки, тела отсчета, системы отсчета, а также наглядные иллюстрации. Данная презентация будет полезна учителям физики средних образовательных школ а также учащимся. 

Просмотр содержимого документа
«Механическое движение. Путь. Перемещение»

Механическое движение Системы отсчета Траектория, путь и перемещение

Движение

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

А. С. Пушкин

149 600 000 км

Материальная точка

тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь.

6400 км

 

Тело отсчета

ЖД станция

тело (или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно которого рассматривается движение других тел.

y

O

Поезд в котором мы едем

x

Маяк на берегу моря

х

х 1

О

z

Система отсчета

система координат, связанная с телом отсчета, и выбранный способ измерения времени.

О

y

x

Траектория

Путь

 

 

t

Путь — скалярная физическая величина. Длинна участка траектории пройденного телом за некоторый промежуток времени

10 км

20 км

20 км

20 км

A

t = 1 ч

B

s = 20 км

O

C

D

перемещение

трае

кт

ор

ия

тория

ек

тра

Перемещение

направленный отрезок прямой, соединяющий начальное и конечное положение тела

[S] = [м]

 

Перемещение — величина векторная

Механическое движение

Путь

Траектория

Перемещение

Длина траектории

Линия, которую описывает тело в следствии своего движения

Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела

Материальная точка

Система отсчета

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь

система координат, связанная с телом отсчета, и выбранный способ измерения времени

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *