Рабочая программа по географии в 9 классе дронов ром – Рабочая программа по географии (9 класс) по УМК Дронов, Ром
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополни- тельный материал | Формы контроля | Практические работы | Домаш- нее задание | Дата проведения | ||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации | 1 | Практикум. | Государственная территория России. Географическое положение России и его виды Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы . | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. | Фронтальный устный опрос | Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве | § 1 к/к нанести края и области | ||||||||||||||
2 | Географическое положение и границы России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный контроль | § 2 В-4 письмен-но | |||||||||||||||||
3 | Экономико-и транспортно-географическоегеополитическое и эколого-географическое положение России. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой | § 3 Ответы на вопросы | |||||||||||||||||
4 | Государственная территория России. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | § 4 Ответы на вопросы | |||||||||||||||||
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов) | ||||||||||||||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | 1 | Урок изучения нового материала | Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Фронтальный опрос | § 5 Ответы на вопросы | |||||||||||||||
6 | Численность и естественный прирост населения | 1 | Семинар | Фронтальный устный опрос | Пр.№ 1 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения | § 6 В-3 письмен-но Сообщения о тадициях религий. | ||||||||||||||||
7 | Национальный состав населения | 1 | Практикум | Анализ карт, фронтальный устный опрос | § 7 Ответы на вопросы Сообщения о насил. миграц. | |||||||||||||||||
8 | Миграции населения | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос | § 8 | |||||||||||||||||
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | Семинар | Индивидуальный устный опрос | Пр. № 2 Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны. | § 9 к/к Города миллионе-ры | > | |||||||||||||||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
10 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | Урок изучения нового материала | Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | Фронтальный устный опрос | § 10 Вопросы и задания | |||||||||||||||
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | § 11 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | 1 | Урок изучения нового материала | Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Определять место России в мировой экономике. Знать пути развития российской экономики | индивидуальный, фронтальный опрос | § 12 Вопросы и задания | |||||||||||||||
. | ||||||||||||||||||||||
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа) | ||||||||||||||||||||||
13. | Научный комплекс | 1 | Урок изучения нового материала | Состав и география научного комплекса. Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки. | Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс. Уметь: показывать на карте научные центры. | Фронтальный устный опрос | § 13 Вопросы и задания | |||||||||||||||
Машиностроительный комплекс (4 часа) | ||||||||||||||||||||||
14. | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | 1 | Урок изучения нового материала | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | § 14 Вопросы и задания | ||||||||||||||||
15. | Факторы размещения отраслей машиностроения | 1 | Практикум | Фронтальный устный опрос. Работа с контурной картой. | Пр. № 3 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам | § 15 Вопросы и задания. Сообщени | ||||||||||||||||
16. | География машиностроения | 1 | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 16 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
17. | Военно-промышленный комплекс | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 17 Вопросы и задания | |||||||||||||||||
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа) | ||||||||||||||||||||||
18. | Роль, значение и проблемы ТЭК | 1 | Семинар | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. | Фронтальный опрос | Тест: «ВПК. Машинос-троение» | § 18 Вопросы и задания | ||||||||||||||
19. | Топливная промышленность. | 1 | Практикум | Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки. Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов. Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности. | Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий енфтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. Составлять характеристику Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 4 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | § 19 Вопросы и задания | ||||||||||||||
20. | Электроэнергетика России | 1 | Семинар | Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики. | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственныен связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии. | Работа с атласом, заполнение таблицы. | Тест: «Угольная промышлен-ность» | § 20 Вопросы и задания. к/к крупнейшие электростанции | ||||||||||||||
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов) | ||||||||||||||||||||||
21. | Состав и значение комплексов | 1 | Урок изучения нового материала | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству. | Фронтальный опрос | Тест: «ТЭК» | § 21 Вопросы и задания | ||||||||||||||
22. | Металлургический комплекс | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйства | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | § 22 Вопросы и задания | ||||||||||||||||
23. | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды. | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Пр. № 5 Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | § 23 Вопросы и задания | ||||||||||||||
24. | Цветная металлургия | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Факторы размещения предприятий.География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды. | Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлу |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по географии для 9 класса 2015 – 2016 учебный год (В.П. Дронов. В.Я. Ром)
Пояснительная записка.
Нормативная база преподавания предмета:
— Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
— ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015 — 2016 учебный год.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В. П. Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М. «Дрофа», 2010 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Характеристика предмета:
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Организация образовательного процесса:
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 70 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Учебно-методический комплекс по географии.
9 класс
(по учебнику В.П. Дронов, В.Я. Ром)
Основная литература:
1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2008 г.
2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007 г.
3.Программа: В. П. Дронов «География России. Население и хозяйство» 9 класс – М.: Дрофа, 2010 г.
4.Учебник Е. А. Скупинова, О. А. Золотова «География Вологодской области 8-9 классы» Издательство: «Вологда» 2008 г.
Количество часов – 70
2 часа в неделю
Практических работ – 30
Уроки обобщающего повторения — 4
obrazbase.ru
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. |
multiurok.ru
Рабочая программа по географии 9 класс (В.П. Дронов, В.Я Ром) «География России. Население и хозяйство».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
Основная общеобразовательная школа
с. Колодинка муниципального района Красноярский
Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Географии»
9 класс
Составитель: учитель географии
Акимова Н.О.
201 -201 учебный год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по географии составлена с учетом стандарта основного общего образования. География. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.:Вентана-Граф, 2008., примерной программы основного общего образования. География. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.:Вентана-Граф, 2008., рабочей программы по географии 8-9 классы.( линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф») /Авт. – сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2011. – 214 с. – (Образовательный стандарт)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
1.Стандарт основного общего образования по географии (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089). География. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.:Вентана-Граф, 2008.
2.Примерная программа основного общего образования по географии. География. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –М.:Вентана-Граф, 2008.
3.О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (методическое письмо).
4. 4.Рабочие программы по географии. 8-9 классы.( линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф») /Авт. – сост. Н.В. Болотникова. – М.: Планета, 2011. – 214 с. – (Образовательный стандарт)
5. В. П. Дронов, В. Я. Ром .География России. Население и хозяйство 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,20 .
6.Дополнительные материалы:
Географический атлас. 9 класс. — М.: Дрофа, 2010.
Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 288 с.
Воронин В.В. География Самарской области. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. – 280 с.
Cмирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по географии 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 158 с.
География 9 класс: проверочные тесты, контрольно-тренировочные задания/ авт.-сост. Н.В. Яковлева. Волгоград: Учитель, 2011. – 47 с.
Дронова В.П. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство 9 класс: М.: Дрофа, 2011. – 127 с.:ил., карт.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в соответствии с законом «Об образовании», Уставом и локальными актами образовательного учреждения.
Тематическое планирование.
- Регионы России.
27
4
Россия и мир.
5
5
Резерв времени.
1Всего часов:
68
Календарно-тематическое планирование по предмету «География»
урока
Раздел
№ параграфа
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Практические и контрольные работы
Коррекционно-развивающие упражнения
Дата/ Сроки обучения
1.
Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР (14ч): Геополитическое положение России (3ч)
1
2
Введение.
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.
Уметь: показывать на карте.
2.
Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение.
3.
Политико-административное устройство России. Практическая работа №1
« Определение ЭГП России».
Практическая работа №1
4.
Население России и новых независимых государств(5ч)
4
5
Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте республик, автономных округов, АО».
Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;
Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.
Практическая работа № 2
5.
6
7
Миграции населения. Расселение населения.
6.
8
Городское и сельское население. Расселение населения.
7.
8
Рынок труда, занятость населения России.
8.
Население России.
Практическая работа № 3 « Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране».
Практическая работа № 3
9.
Экономика Российской Федерации (6ч)
9
Хозяйство России.
Знать: границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.
Какова доля России в ресурсах СССР.
Особенности экономических систем.
10
10
Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России.
11
11
Структура экономики России.
12
12
Проблемы ресурсной основы экономики России.
13
13
Научный комплекс — вершина экономики России.
14
14
15
Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.
15
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (21ч)
17
Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
16
18
Факторы размещения отраслей машиностроения.
Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоёмкого, трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения».
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Уметь составлять: краткую географическую характеристик разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Анализ к/р.
Практическая работа № 4
17
19
География машиностроения.
18
20
Военно-промышленный комплекс.
19
16
Научный комплекс.
20
21
Роль и особенности ТЭКа.
21
22
Топливная промышленность.
22
23
Электроэнергетика России.
23
Топливно – энергетический комплекс России. Практическая работа № 5
« Характеристика и сравнение районов добычи угля (нефти, газа)».
Практическая работа № 5
24
24
Состав и значение металлургического комплекса.
25
25
Металлургический комплекс.
26
26
27
География металлургического комплекса.
27
28
30
Химико-лесной комплекс.
28
29
География химико-лесного комплекса.
29
Контрольная работа №1 «Комплексы конструкционных материалов».
Контрольная работа №1
30
31
Работа над ошибками. Состав и значение АПК.
31
32
Земледелие и животноводство.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации с/х.
32
33
Пищевая и лёгкая промышленность.
33
33
Территориальная организация АПК.
34
34
37
Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.
35
35
36
Роль транспорта. Виды транспорта.
Практическая работа № 6. Заполнение таблицы « Виды транспорта».
Практическая работа № 6.
36
Регионы России (27ч): Территорияальная организация и районирование России
(2ч)
39
Районирование территории России.
Знать: различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.
Проблемы экономического районирования.
37
38
Проблемы экономического районирования.
38
Западный макрорегион – Европейская Россия (12ч)
40
41
42
Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь выделять, писывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
39
43
44
45
Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России.
40
Народные промыслы Центральной России. Практическая работа № 7
« Изучение внешних территориально- производственных связей Центральной России».
Практическая работа № 7
41
46
Общая характеристика Северо-Западной России.
42
47
48
Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения.
Уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Уметь составлять: краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
43
49
Хозяйство Европейского Севера.
Практическая работа № 8 « Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско — Печорского района».
Практическая работа № 8
44
50
Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.
45
51
52
Население и хозяйство района.
Практическая работа № 9 « Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства».
Практическая работа № 9
46
53
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы.
47
54
55
Население и хозяйство района.
Практическая работа №10 « Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья».
Практическая работа №10
48
56
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
49
57
58
Население и хозяйство района.
50
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5ч)
59
60
Восточный макрорегион – азиатская Россия.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.
Уметь выделять, писывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Уметь составлять: краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
51
61
Западная Сибирь.
52
62
Восточная Сибирь.
Практическая работа № 11
« Объяснение размещения различных ТПК района».
53
63
Дальний Восток: особенности развития.
54
Контрольная работа №2 «Западный и Восточный макрорегион»
Контрольная работа №2
55
География своего региона – Самарской области (8ч)
С.о.
Работа над ошибками. Особенности ЭГП территории.
Анализ к/р. Уметь называть пограничные субъекты, особенности ГП, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религий; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Уметь определять ГП.
Уметь описывать ГП.
Уметь объяснять влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Уметь оценивать изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона.
56
С.о.
Население и хозяйственное освоение.
57
С.о.
Особенности хозяйства. Промышленность.
58
С.о.
АПК региона.
59
С.о.
Особенности транспорта.
60
С.о.
Города.
61
С.о.
Социально – экономические проблемы региона.
62
С.о.
География своего региона. Практическая работа № 12 « Нанести на контурную карту административные районы, их центры и города области».
Практическая работа № 12
63
Россия и мир (5ч):
Место России среди стран мира.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уметь: составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
64
Место России среди стран мира.
65
Страны ближнего Зарубежья (2ч)
64
65
66
Страны нового зарубежья. СНГ, Белоруссия и страны Балтии.
66
68
69
Закавказье и Азиатский Юго-восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии.
67
67
70
География России.
68
Резерв времени (1ч)
Итоговые уроки по всему курсу «Население и хозяйство России»
Повторение изученного материала за весь курс 9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
1.основные особенности ЭГП и ГП, субъекты РФ и их различие, численность и естественный прирост населения, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие города и агломерации, географию народов и религий. Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населённых пунктов, трудовые ресурсы, активное население. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Долю России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем;
2. особенности отраслей хозяйства;
3. различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования;
4. районы разной специализации, центры производства различных видов продукции;
5. районы разной специализации, центры производства различных видов продукции;
6. находить и анализировать информацию, необходимую для изучения. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
7. пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории и протяженность границ. Численность населения, темпы роста и направление миграций. Основные предприятия промышленности, специализацию сельского хозяйства, города области, главные транспортные магистрали;
8. место России среди стран мира. Экономические, политические, культурные связи страны.
9.объекты мирового природного и культурного наследия России;
Учащиеся должны уметь:
1.Показывать на карте страны СНГ, строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения;
2.находить и анализировать информацию, необходимую для изучения. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, районы разной специализации, центров производства различных видов продукции. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства;
3.называть экономические районы;
4.находить и анализировать информацию, необходимую для изучения. Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. Определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
5.оценивать изменения в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, природно-ресурсный потенциал региона;
6.оставлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
infourok.ru
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику Дронов В.П., Баринова И.И, Ром В.Я., Лобжанидзе А.А.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа дисциплины «География. 9 класс» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников основной школы образования.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
3. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 0326 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 011839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»
6. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов областного базисного учебного плана в 2014-2015 учебном году от 30 июня 2014 г. № 03-02/4959
7. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
8. Учебный план МАОУ СОШ № 4 на 2014-2015 учебный год
9. Положение о рабочей программе в МАОУ СОШ № 4
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от
29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки
Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ
Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
Планирование составлено на основе федерального базисного учебного плана (разработанного на основе федерального компонента государственного стандарта, устанавливающего нормативы учебного времени на усвоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам), примерной программы основного общего образования по географии для 6-9 классов, программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8-9 кл. (авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов). На изучение географии в 2014/2015 учебном году отводено в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю).
На реализацию национально-регионального компонента отведено12 часов.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, в 9-м классе изучается ІІ часть этого курса «Хозяйство и географические районы». В системе школьного географического образования курс «География России», с созданием географического образа своей Родины во всем её многообразии, становится центральным.
Целями изучения географии в основной школе являются:
— формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
— познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
— познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
— понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
— понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
— глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
— выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
— формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Главные задачи курса – формирование целостного представления об особенностях населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре соей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Утверждаю
директор МАОУ СОШ № 4
______________ С.А.Ряхов
Рабочая программа
по географии
на 2014- 2015 учебный год
для 9 класса
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 4
составитель программы — Перлова Екатерина Анатольевна,
учитель географии,
высшая категория
по учебному плану в год – 68 часов, в неделю – 2 часа
программа составлена на основе
авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов
на
www.infouroki.net