Презентация ядро биология 9 класс – Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Ядро | скачать бесплатно
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: презентация к уроку по теме «Ядро» биология 9 класс
Тема урока: «Ядро»
(слайд 1)
Цели урока:
— образовательные: Создать условия для формирования знаний учащихся о строении ядра;
— развивающие: Продолжить развитие умений работы с учебником, с дополнительной информацией на выявление особенностей органоидов связанных с выполняемой функцией.
— воспитательные: Формирование положительного отношения к занятиям.
(слайд 2).
План урока:
1.Проверка и актуализация знаний.
2.Расширение знаний
-Строение ядра эукариотической клетки.
-Функции важнейших структур ядра.
-Хромосомы ядра.
3. Закрепление материала.
4. Выводы.
5. Рефлексия.
(слайд 3)
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка подготовленности класса к работе.
1. Проверка знаний:
ТЕСТ ( 6 минут)
(слайд 4)
2. Изучение нового материала
– Какую задачу мы должны решить на сегодняшнем уроке?
Задача урока: Познакомиться с особенностями строения и функционирования ядра клетки
- Актуализация знаний (слайд 5).
Демонстрация видеофильма про ядро и его строение.
2. Ядро – важнейшая структура клетки (слайд 6,7,8,9).
*Объяснение учителя с использованием слада:
Итак, все клетки эукариот имеют хорошо сформированное ядро.
(слайд 10,11))
Особенности кариолемы
Объяснение учителя:
Содержимое ядра отделено от цитоплазмы ядерной оболочкой – кариолемой, состоящей из двух близко расположенных друг к другу мембран. Каждая мембрана толщиной 8 нм, расстояние между ними около 30 нм. Через определенные интервалы обе мембраны сливаются друг с другом, образуя отверстия, диаметром 70 нм – ядерные поры. Число пор непостоянно, оно зависит от размеров ядер и их функциональной активности.
Особенности кариоплазмы
Внутренняя полость ядра заполнена кариоплазмой, состоящей из органических и неорганических веществ, а также хроматина и ядрышек.
Хромосомы
*Объяснение учителя с элементами беседы:
Хромосомы – органоиды ядра, образующиеся в период деления клетки. Каждая хромосома состоит из одной нити ДНК и белков. Функция – носитель генетической информации.
Хроматида — часть хромосомы от момента ее дупликации до разделения на две дочерние в анафазе, представляет собой нить молекулы ДНК соединенную с белками.
Хромосомный набор клетки – кариотип.
Кариотип – уникален. И если количество хромосом у разных организмов может совпадать (например: картофель и шимпанзе имеют по 48 хромосом), то форма и размеры, а также структура хромосом будет отличаться.
Ядрышко- представляет собой плотное, округлое тельце, участвует в синтезе РНК, участвует в образовании рибосом.
Запись основных понятий урока:
- Хромосома- структура ядра эукариотической клетки, в которой сосредоточена большая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.
- Хроматида — часть хромосомы от момента ее дупликации до разделения на две дочерние в анафазе, представляет собой нить молекулы ДНК соединенную с белками.
- Кариотип — это совокупность количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного набора соматических клеток.
- Ядрышко- представляет собой плотное, округлое тельце, участвует в синтезе РНК, участвует в образовании рибосом.
- Динамичаская пауза
*Организация самостоятельной работы с текстом учебника (слайд 12).
Используя текст п.2.3, выполнить задание №54, 55 в рабочей тетради.
(слайд 12)
Ответ на вопросы заданий в РТ учащихся.
Задание №54:
Прокариоты- это организмы не имеющие оформленного ядра.
Эукариоты –это ядерные организмы.
Задание №55:
1-наружная ядерная мембрана
2- внутренняя ядерная мембрана
3-ядерная пора
4-ядрышко
5-ядерный сок
6-хроматин
* Организация самостоятельной работы с учебником
На страницах 48-49 найдите ответ на вопросы:
-Какие функции выполняет ядро?
(слайд 14)
Функции ядра:
-Транспорт веществ.
-Регуляция процессов обмена веществ.
-Хранение наследственной информации, синтез РНК.
3. Закрепление материала
Выводы урока:
1.Ядро клетки – наиболее сложно устроенная ее структура.
2.Ядро представляет собой структурный и функциональный центр клетки, координирующий обмен веществ, руководящий процессом самовоспроизведения и хранения наследственной информации.
4. Домашнее задание
Изучить §2.3.
Выполнить задание № 54-61 в РТ
(слайд 15)
5. Рефлексия
Составление синквейна на слово «ядро»
Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке.
nsportal.ru
Презентация к уроку по биологии в 9 классе «Прокариотическая клетка»
Направление 1. Современный урок (занятие). Номинация 1.3. Современный урок в основной школе.
Урок биологии в 9 классе
«Прокариотическая клетка»
Тема урока: «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА». Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи: образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания.
Прокариоты
Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу
В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности — строматолиты
История открытия
Первым увидел в микроскоп
бактерии голландский натуралист
Антони ван Левенгук в 1676 г. и
назвал их анималькули.
А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия».
Антони ван Левенгук
Микроскоп1676 года
Ученым известно около 2500 видов бактерий
- Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы, основатели клеточной формы на Земле. Они появились 3,5 млрд. лет назад и их возраст соответствует возрасту жизни на Земле. Через 0,2 млрд. лет после появления бактерий от них отделились фотосинтетики – цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эукариоты, т.е. настоящие ядерные организмы, появились через 2 млрд. лет после появления бактерий, т.е. 1,5 млрд. лет назад.
- Диаметр бактериологических клеток равен 1 мкм. В длину некоторые бактерии достигают 10-30 мкм.
- Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов.
Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки
Эукариотическая клетка
Прокариотическая клетка
В чем вы видите отличия в строении этих клеток?
Особенности строения прокариотической клетки
Снаружи — плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.
Формы клеток у бактерий бывают самые разнообразные. Различают шарообразные – кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые в виде запятой – вибрионы , спиралевидные – спириллы . Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп, пленок. Некоторые имеют один или несколько жгутиков . Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Большинство бактерий бесцветны, немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
Что такое спора прокариот?
При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.
Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.
Размножение
Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением.
При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.
По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.
АВТОТРОФЫ
Хемосинтетики
железобактерии,
серобактерии,
нитрофицирующие
Фотосинтетики зеленые,
пурпурные,
серобактерии
ГЕТЕРОТРОФЫ
Паразиты
холерный вибрион
С апрофиты
бактерии гниения, бактерии брожения
Цианобактерия
Бактериальные колонии
в чашке Петри
Среда обитания
Вода
Воздух
Почва
Живые организмы
Бактериальные клетки
под микроскопом
Описание эксперимента
1. Приготовить стерильные чашки Петри.
2. Приготовить питательную среду.
Вымыть клубень картофеля и очистить.
Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа
в 1% растворе пищевой соды.
Затем картофель сварить,
разрезать на ломтики и положить
на фильтровальную бумагу
в стерильные чашки Петри.
3. К одному ломтику дотронуться пальцем
немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой
без мыла. К третьему пальцем руки
вымытой с мылом. Поставить в теплое
место на 2-3 дня.
Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1.
Вывод:
необходимо чаще мыть руки с мылом.
Особенности дыхания
По способу дыхания бактерии делятся на две группы:
1. Аэробы – для дыхания используют кислород.
2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют .
Значение бактерий
Тысячелетиями человек использовал бактерии
в повседневной жизни. Молочно — кислые бактерии
для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны,
уксуса для квашения.
Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников
в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин
преждевременного старения является постоянное отравление
организма продуктами распада пищи.
Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.
Роль бактерий в природе
Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших
растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения
превращают их в перегной.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.
Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный
азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения
Патогенные бактерии
Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.
В 14 в. от эпидемии бубонной чумы
скончалось 75 млн. человек.
Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.
Изображение чумы
в средневековье
Выносим вердикт – бактерии жить,
т.к. без нее многие процессы остановятся,
нарушается экологическое равновесие.
Ах, эта среда обитания!
Все связанны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой…
В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесие!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения;
В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.
2. В клетках бактерий ДНК:
А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.
3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.
4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.
5. Установите соответствие:
А. Прокариоты 1. Бактерии
Б. Эукариоты 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)
3. Грибы 4. Растения 5. Животные
6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.
7. Найдите соответствие:
Возбудители заболеваний: Заболевания:
1. Бактерии А. Сальмонеллёзы
2. Вирусы Б. СПИД
В. Чума
Г. Грипп
Д. Холера
Литература:
Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.
Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.
Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.
Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Агафонов И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2011.
kopilkaurokov.ru
План урока по биологии на тему «Ядро клетки» ( 9 класс)
9 класс
Тема урока «Ядро клетки»
Цель: создать условия для изучения строения ядра в связи с выполняемыми функциями.
Задачи:
1. Повторить материал по теме «Строение эукариотической клетки».
2. Углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки, охарактеризовать его важнейшие структуры.
3. Сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.
4. Продолжить формирование умений сравнивать и анализировать и сопоставлять, применять полученную информацию при выполнении учебного задания.
5. Продолжить развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при выполнении заданий разного уровня сложности, развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при взаимопроверке, самоконтроле.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные структуры ядра. Уметь охарактеризовать функции ядра.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Формы организации ученого процесса: индивидуальная, фронтальная, парная. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2011; компьютер, проектор, экран; мультимедийное учебное издание Биология. Общие закономерности. ООО «Дрофа», 2008; рабочие тетради, карты самоконтроля, карточка учета знаний и умений. Методы обучения: репродуктивный, информационный, частично-поисковый. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Этапы урока:
I. Организация начала урока. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. Учитель предлагает карты самоконтроля; карточку учета знаний и умений (см. приложение 1,2).
— Из предложенного списка терминов выберите те, которые вам хорошо известны и вы можете рассказать об их функциях (проговаривают по цепочки).
Список терминов: митохондрии; хлоропласты; ядро; хроматин; комплекс Гольджи; рибосомы; ЭПС; мембрана; ядрышко; кариоплазма.
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, озвучивает тему и цель урока.
Учащиеся формулируют задачи своей учебной деятельности на данном уроке (запись на доске и в тетради).
Задачи: 1.Проверить знания по теме «Строение эукариотической клетки».
2.Охарактеризовать важнейшие структуры ядра.
3.Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
II. Проверка домашнего задания.
Тестирование (выяснить степень усвоения всеми учащимися предыдущего материала, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях). Взаимопроверка.
Тест «Строение клетки»
обязательная часть
1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.
а) ЭПС; б) комплекс Гольджи; в) клеточный центр; г) митохондрии;
2. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией?
а) митохондрии б) хлоропласты в) комплекс Гольджи г) рибосомы
3. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) центриоли.
4. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?
а) комплекс Гольджи; б) клеточный центр; в) ЭПС; г) миофибриллы.
5. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
6. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза?
а) лизосомы; б) рибосомы; в) ЭПС; г) комплекс Гольджи.
7. Какие органоиды способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
8. Функции гладкой ЭПС:
а) синтез белков; б) синтез углеводов и липидов; в) синтез АТФ; г) синтез РНК.
Дополнительная часть
1. Укажите одномембранные органоиды клетки:
а) рибосомы; б) комплекс Гольджи; в) митохондрии ; г) хлоропласты ; д) лизосомы; е) ЭПС.
2. Что такое фагоцитоз?
а) работа калий – натриевого насоса
б) уничтожение микроорганизмов
в) захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь
г) захват мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки
3.Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?
а) клетки мякоти листа; б) клетки волос млекопитающих; в) клетки мозга человека; г) клетки коры дерева.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового.
— Назовите важнейший органоид эукариотической клетки, который отвечает за хранение наследственной информации.
IV. Изучение нового материала.
Строение и функции ядра клетки. Эвристическая беседа учителя с использованием экранного пособия. Учащиеся составляют схему «Состав и строение ядра» в тетрадях, выявляют взаимосвязь строения и функций.
VI. Первичная проверка понимания.
Работа индивидуальная с текстом учебника.
(один учащийся выполняет задание на доске). Самооценка. Задание. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1.Клетки, содержащие одно или несколько ядер, прокариотическими.
2. Ядерная оболочка ограничивает ядерное содержимое в клетках всех организмов.
3. Хромосомы состоят из молекул ДНК, РНК.
4.На хромосомах синтезируются молекулы белка.
5. Хромосомы неделящейся клетки имеют вид глобулы.
6. Основное значение ядрышка – формирование ДНК.
7.В гаметах человека диплоидный набор хромосом, в соматических гаплоидный.
VII. Закрепление знаний. Работа в парах. (Взаимопроверка)
Задание. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
Таблица «Структурная система ядра»
Структуры
Строение
Функции
Ядерная оболочка
Двухслойная пористая. Наружная мембрана переходит в мембраны_______. Свойственна всем клеткам животных и растений, кроме бактерий и синезеленых, которые не имеют __________.
Отделяет ядро от__________. Регулирует транспорт веществ из ядра в ____________(РНК, субъединицы рибосом) и из _______________(белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)
Хромосомы (хроматин)
В интерфазной клетке хроматин имеет вид мелкозернистых нитевидных структур, состоящих из молекул ДНК и белковой (нуклеопротеидной) обкладки. В делящихся клетках хроматиновые структуры спирализуются и образуют хромосомы. Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.
Хроматиновые структуры — носители ДНК-ДНК состоит из участков — генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. Совокупность хромосом, а следовательно, и генов половых клеток родителей передается детям, что обеспечивает устойчивость признаков, характерных для данной популяции, вида. В хромосомах синтезируются______, _________, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка
Ядрышко
Шаровидное тело, напоминающее клубок нитей. Состоит из белка и_________. При делении клеток ______________.
Формирование половинок рибосом из рРНК и белка. Половинки (субъединицы) рибосом через поры в ядерной оболочке выходят в цитоплазму и объединяются в рибосомы.
Ядерный сок (кариолимфа)
Полужидкое вещество, представляющее коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, _____________, минеральных солей.
Участвует в транспорте веществ и ядерных структур, заполняет пространство между ядерными структурами; во время деления клеток _____________с цитоплазмой
VIII.Подведение итогов занятия. Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целью и задачами. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поставьте соответствующую оценку в карточке учета знаний и умений, сдайте учителю для выставления в журнал (карты самоконтроля сдаются с карточкой учета знаний и умений).
КАРТОЧКА УЧЁТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
задание
сложности
успех
взаимопроверка
самооценка
конечный результат работы на уроке
тестирование
_________
Найдите и исправьте ошибки в предложениях
————————-
Вставьте пропущенные слова в предложениях
_________
Примечание. Если вы легко справляетесь с заданиями, то поставьте знак «+» в графе «Успех», а если возникли сомнения, то поставьте знак «*», а в графе «сложности» — «?» .
IX. Рефлексия. Называют основные позиции нового материала и оценивают, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
X. Домашние задание: стр.46-49(2.3). Прокомментируйте тот факт, что клетки ситовидных трубок и эритроцитов в зрелом состоянии не имеют ядер.
Индивидуальное задание: сделать модель – аппликацию «строение ядра».
Приложение 1.
«Карта самоконтроля»
Задание 1.
Из предложенного списка терминов выберите те, которые вам хорошо известны и вы можете рассказать об их функциях.
Список терминов: митохондрии; хлоропласты; ядро; хроматин; комплекс Гольджи; рибосомы; ЭПС; мембрана; ядрышко; кариоплазма.
Задание 2.
Тест «Строение клетки»
обязательная часть
1. Какой органоид получил название «экспортная система клетки»? Здесь происходит накопление, модификация и осуществляется вывод веществ из клетки. Здесь же образуются лизосомы.
а) ЭПС; б) комплекс Гольджи; в) клеточный центр; г) митохондрии;
2. Какие органоиды отвечают за обеспечение клетки энергией?
а) митохондрии б) хлоропласты в) комплекс Гольджи г) рибосомы
3. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) центриоли.
4. Какой органоид отвечает за образование цитоскелета?
а) комплекс Гольджи; б) клеточный центр; в) ЭПС; г) миофибриллы.
5. Какие органоиды обеспечивают биосинтез белков в клетке?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
6. Какие органоиды отвечают за расщепление сложных органических молекул до мономеров, даже пищевых частиц, попавших в клетку путем фагоцитоза?
а) лизосомы; б) рибосомы; в) ЭПС; г) комплекс Гольджи.
7. Какие органоиды способны преобразовывать энергию солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества?
а) митохондрии; б) хлоропласты; в) комплекс Гольджи; г) рибосомы.
8. Функции гладкой ЭПС:
а) синтез белков; б) синтез углеводов и липидов; в) синтез АТФ; г) синтез РНК.
Дополнительная часть
1. Укажите одномембранные органоиды клетки:
а) рибосомы; б) комплекс Гольджи; в) митохондрии ; г) хлоропласты ; д) лизосомы; е) ЭПС.
2. Что такое фагоцитоз?
а) работа калий – натриевого насоса
б) уничтожение микроорганизмов
в) захват плазматической мембраной капель жидкости и втягивание их внутрь
г) захват мембраной твердых частиц и втягивание их внутрь клетки
3.Какие из перечисленных клеток содержат больше митохондрий?
а) клетки мякоти листа; б) клетки волос млекопитающих; в) клетки мозга человека; г) клетки коры дерева.
Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1.Клетки, содержащие одно или несколько ядер, называются прокариотическими.
2. Ядерная оболочка ограничивает ядерное содержимое в клетках всех организмов.
3. Хромосомы состоят из молекул ДНК, РНК.
4.На хромосомах синтезируются молекулы белка.
5. Хромосомы неделящейся клетки имеют вид глобулы.
6. Основное значение ядрышка – формирование ДНК.
7.В гаметах человека диплоидный набор хромосом, в соматических гаплоидный.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в предложениях.
Таблица «Структурная система ядра»
Структуры
Строение
Функции
Ядерная оболочка
Двухслойная пористая. Наружная мембрана переходит в мембраны_______. Свойственна всем клеткам животных и растений, кроме бактерий и синезеленых, которые не имеют __________.
Отделяет ядро от__________. Регулирует транспорт веществ из ядра в ____________(РНК, субъединицы рибосом) и из _______________(белки, жиры, углеводы, АТФ, вода, ионы)
Хромосомы (хроматин)
В интерфазной клетке хроматин имеет вид мелкозернистых нитевидных структур, состоящих из молекул ДНК и белковой (нуклеопротеидной) обкладки. В делящихся клетках хроматиновые структуры спирализуются и образуют хромосомы. Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.
Хроматиновые структуры — носители ДНК-ДНК состоит из участков — генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. Совокупность хромосом, а следовательно, и генов половых клеток родителей передается детям, что обеспечивает устойчивость признаков, характерных для данной популяции, вида. В хромосомах синтезируются______, _________, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка
Ядрышко
Шаровидное тело, напоминающее клубок нитей. Состоит из белка и_________. При делении клеток ______________.
Формирование половинок рибосом из рРНК и белка. Половинки (субъединицы) рибосом через поры в ядерной оболочке выходят в цитоплазму и объединяются в рибосомы.
Ядерный сок (кариолимфа)
Полужидкое вещество, представляющее коллоидный раствор белков, нуклеиновых кислот, _____________, минеральных солей.
Участвует в транспорте веществ и ядерных структур, заполняет пространство между ядерными структурами; во время деления клеток _____________с цитоплазмой
Приложение 2.
КАРТОЧКА УЧЁТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Фамилия, имя учащегося______________________________________
задание
сложности
успех
взаимопроверка
самооценка
конечный результат работы на уроке
тестирование
_________
Найдите и исправьте ошибки в предложениях
_____________
Вставьте пропущенные слова в предложениях
__________
Примечание. Если вы легко справляетесь с заданиями, то поставьте знак «+» в графе «Успех», а если возникли сомнения, то поставьте знак «*», а в графе «сложности» — «?» .Карты самоконтроля сдаются с карточкой учета знаний и умений.
infourok.ru
Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме «Ядро»
Разделы: Биология
Тема: Ядро.
Цели:
- знакомство со строением ядра и функциями, которые оно выполняет;
- развитие умений работать в группе, с учебником и дополнительной литературой;
- воспитание коллективизма, чувства ответственности друг за друга;
Знать:
- строение ядра, его функции;
- значение ядрышка
- строение и значение хромосом
- уметь находить главное в учебнике, делать выводы, составлять схемы.
Термины: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный набор, хромосомы, гаплоидный набор хромосом, гаметы.
Оборудование: карточки с терминами, микроскопы, микропрепараты хромосом, дополнительная литература, интерактивная доска, мультимедиа «Кирилл и Мефодий» (тренажер по изучении клетки), презентация по теме «Органоиды», распечатка рисунков органоидов.
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация
– На сегодняшнем уроке мы заканчиваем
изучение органоидов клетки, но это не значит, что
мы больше не будем возвращаться к этой теме, и
последующие темы 9 класса и 10, 11 клеточный уровень
организации жизни красной чертой проходит через
весь курс изучения биологии.
Поэтому, эпиграфом нашего урока будут слова:
«Самое ценное для человека – его собственный
опыт». (Приложение,
слайд 1)
Работать на сегодняшнем уроке будете в группах,
сейчас мы увидим, как вы изучили органоиды
клетки. Каждая группа получит по одному рисунку,
вы должны угадать органоид, рассказать о
строении и назвать функции которые он выполняет.
(На цветных листах каждая группа получает задание и через 5 минут отвечают).
(Приложение, слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – все вместе узнают органоид, его строение и функцию)
Если дан правильный ответ – «5», допущены
незначительные ошибки «4», грубые ошибки «3».
– Какие органоиды мы с вами изучали на
прошлом уроке?
– Какую функцию они выполняют?
– Все ли органоиды мы изучили? Какой
органоид остался без нашего внимания?
– Так какая тема нашего урока?
– Какие задачи должны решить на
сегодняшнем уроке?
(Записывают тему урока в тетрадь)
III. Новый материал
– Какую роль в клетке выполняет ядро? (Приложение, слайд 9)
(Беседа с учащимися (Приложение, слайд 10) – записывают)
– Продолжается работа в группах и отправляемся в путь к изучению ядра: (Приложение, слайд 11). Будьте внимательны при выступлении друг друга от этого зависит ваша оценка на уроке, особенно при рассмотрении терминологии.
- 1-я группа. Изучает строение ядра, с использованием схемы. (§ 2.3) (Приложение, слайд 12)
- 2-я группа. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом? (Приложение, слайды 13, 14) при рассказе использовать термины, которые даны на доске), (Приложение, слайд 15)
- 3-я группа. Строение и значение хромосом. (Приложение, слайд 16)
- 4-я группа. Роль ядрышка в ядре. (Приложение, слайд 17)
- 5-я группа. Должна выдвинуть свою гипотезу по поводу того, почему мышечные ткани многоядерные, а у клеток крови переносящих кислород – эритроцитов – нет ядра?
(На работу 12 минут)
Каждая группа отвечает, а слайды подкрепляют ответы. (Приложение, слайды 12, 13, 14 , 15, 16 , 17, 18)
– Почему ядерная оболочка содержит поры?
– Проанализируйте таблицу и выясните, зависит ли
количество хромосом от уровня организации жизни
организма?
– От чего зависит?
– Какие организмы называются прокариотами,
эукариотами?
– На следующем уроке мы с вами сравним прокариотические
и эукариотические организмы. Узнаем их
сходство и различие в строении.
– Что такое ДНК? Как устроен? (Можно взять модель
ДНК)
IV. Закрепление
- Подпишите части ядра (учитель на интерактивной доске показывает).
- Установите соответствие между определениями и значением; (ответы на доске).
- Заполните таблицу. (Проверка в парах).
- Тренажер «Строение клетки».
– Ребята, вы молодцы, хорошо работали на уроке, а теперь оцените работу команд, назовите тех, кто на уроке работал активно и заслуживает высоких отметок.
V. Домашнее задание: § 2.3, ребятам подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, желающие могут подготовить сообщения о бактериях, сине-зеленых водорослях.
VI. Итог урока
19.06.2009
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация к уроку по биологии для 9 класса по теме: «Нуклеиновые кислоты»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Учитель биологии ГБОУ СОШ №8
пгт Алексеевка г.о. Кинель
О.Ю. Ветренко
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ
Учащиеся получившие за различные виды работ на уроке:
- 17 и более баллов ставят себе «5»
- 15 – 17 баллов ставят себе «4»
- 9-14 баллов ставят себе «3»
Виды работ на уроке :
- Выполнение теста по теме «Белки»
- Самостоятельное заполнение таблицы
- Устные ответы
ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»
- Задания уровня А — выбери 1 ответ.
- Каких органических соединений в живой клетке больше всего ?
а) липидов б) нуклеиновых кислот в) белков г) углеводов
- Белки по строению — это вещества:
а) полимеры б) мономеры в) неорганические вещества г) радикалы
- Мономером белка является:
а) нуклеотид б) аминокислота в) глюкоза
- Первичная структура белка представлена :
а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой
- Вторичная структура белка представлена:
а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой
- Какой белок имеет четвертичную структуру
а) инсулин б) гемоглобин в) лецитин
- Какая структура белка определяет химический состав и его биологические свойства?
а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная
ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»
Задания уровня В — напишите краткий ответ.
- Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют протекание химических реакций внутри клетки?
- Какие химические связи формируют вторичную и третичную структуры молекулы белка?
- Как называется процесс утраты молекулой белка своей конфигурации. Обратим ли этот процесс?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ ( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)
- 1. в
- 2. а
- 3. б
- 4. а
- 5. б
- 6. б
- 7. а
- 8. ферменты
- 9. водородные и гидрофобные
- 10 денатурация; восстановление происходит если не разрушена первичная структура белка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Цель урока : ознакомиться с нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности
Задачи урока:
- сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
- дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
- раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
- Открыты во второй половине 19 века швейцарским биохимиком Ф. Мишером
- Впервые обнаружены в ядре («нуклеус» — ядро)
- Модель ДНК создана в 1953 г.
СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ: азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты .
ПОЛИНУКЛЕОТИДНАЯ ЦЕПЬ
СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ:
ДНК
Азотистое
основание
(А, Г, Ц, У)
Углевод –
рибоза
Остаток
ФК
Азотистое
Основание
(А, Г, Ц, Т)
Углевод –
дезоксирибоза
Остаток
ФК
РНК
ВИДЫ РНК
В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют в синтезе белка:
- Транспортные РНК (т-РНК) — это самые маленькие по размерам РНК. Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
- Информационные РНК (и-РНК) — они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
- Рибосомные РНК (р-РНК) — имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ
(А+Т)+(Г+Ц)=100%
- Комплимент арность – пространственное соответствие молекул или их частей, приводящая к образованию водородных связей.
- Комплиментарные структуры подходят друг к другу как «ключ с замком
ЗАДАЧА
Известно, что 1 цепь ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:
-А-Т-Г-Г-Ц-Г-А-А-Т-Т-А-Г-А-Т-А-А-Ц-Т-Т-Ц-
в каком порядке расположены нуклеотиды во 2 цепи ДНК?
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
- Наследственная информация записана в молекулах нуклеиновых кислот в виде последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами .
- 1 ген = 1 молекула белка
- Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической .
- Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами
АЦТ
ГАТ
АГЦ
Триплет( ДНК), кодон (РНК)
- Пример: аминокислота триптофан закодирована в РНК УГГ, в ДНК — АЦЦ.
ген
АК1
АК3
АК2
белок
СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА:
- Универсальность ( у все живых организмов генетический код одинаков )
- Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
- Специфичность (кодон кодирует только определённую аминокислоту)
- Избыточность кода (несколько триплетов кодируют одну аминокислоту )
Таблица: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»
(За каждый правильно заполненный признак ученик получает 1 балл)
Признаки
ДНК
Химический состав
Азотистые основания –
Углевод
Фосфорная кислота
РНК
Имеет в составе азотистые основания: АТГЦ
Углевод дезоксирибоза
Структура молекулы
Имеет в составе азотистые основания: АУГЦ
Углевод рибоза
Две полинуклеотидные цепи, соединённые по принципу комплиментарности, скрученные в спираль
Место нахождения в клетке
Одна полинуклеотидная цепь
Ядро, пластиды. Митохондрии
Функции
В составе рибосом, в цитоплазме клетки
Хранение и реализация наследственной информации
и-РНК является посредником между ДНК И синтезируемыми белками
т- РНК — переносят аминокислоты к месту синтеза белка
р-РНК — входят в состав рибосом
ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Какие виды нуклеиновых кислот вам известны, кто их открыл?
- Как соединены нуклеотиды в полинуклеотидной цепи?
- Как возникают новые молекулы ДНК?
ВЫВОДЫ
- Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
- ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
- Молекулы ДНК обладают видовой специфичностью.
- Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными связями.
- Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
- Содержание ДНК в клетке постоянно.
- Функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ )
- Прочитать § 6 стр. 21-23 ответить на вопросы 3 в рабочей тетради
- Разгадать кроссворд по теме « Нуклеиновые кислоты»
- Составить тест или вопросы для одноклассников по теме « Нуклеиновые кислоты»
kopilkaurokov.ru
Презентация по биологии 9 класс.Урок-игра «Биологические термины».
Биологические термины
Урок-игра.
Биология 9 класс.
Цель урока.
Повторить основные термины за курс биологии.
Обобщить знания по курсу «Общая биология».
Класс делится на три-четыре команды, выбирают название и капитана – «самого умного».
Команды борятся за звание «Знатоки терминологии».
Термины
Этимология
Определение
Автотрофы
От греч. аутос — сам, трофе- пища
Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических с использованием солнечной энергии, энергии химических превращений. Это зеленые растения и некоторые бактерий.
Артериальная кровь
Кровь, насыщенная кислородом.
От греч. ан- отрицательная частица, аэр — воздух, биос- жизнь; бактерион- палочка
Анаэробные бактерии
Организмы, способные жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода.
Биосфера
От греч. биос — жизнь, сфера- шар
Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Антенны
Длинные усики у ракообразных.
От лат. бациллос- палочка
Вытянутые в длину бактерии.
Бациллы
От греч. аэр — воздух, биос — жизнь
Организмы живущие только при наличии в среде свободного кислорода(все растения, большинство простейших и многоклеточных животных, почти все грибы).
Аэробные организмы
Ботаника
От греч. ботанэ — трава
Наука о растениях.
От греч. архиос- древнейший, бактерион- палочка
Архебактерии
Древнейшие из ныне живущих прокариоты, появились 3 млрд. лет тому назад.
Антеннулы
Короткие усики у ракообразных
Совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема.
Биоценоз
От греч. биос — жизнь, койнос — общий
От лат. бинариус – двойной, состоящий из двух частей; номенклатура-роспись имен
Обозначение видов двумя словами: первое- название рода, второе -видовой эпитет.
Бинарная номенклатура
Лист папоротника
Боковая линия
От греч байон- пальмовая ветвь
Характерный для рыб орган, воспринимающий движение воды, образован чувствительными клетками, сгруппированными на боковых поверхностях тела.
Боковая линия
Неклеточная форма жизни.
Вирус
От лат. вирус-яд
Вид
От лат. специес — эталон, единица измерения
Основная единица классификации. Совокупность особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с появлением плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.
Венозная кровь
Кровь, отдавшая кислород клеткам тела.
От лат вирус- яд; греч. логос- учение
Вирусология
Научная дисциплина, исследующая вирусы .
Выводковые
Птицы, у которых птенцы вскоре после выхода из яйца способны следовать за матерью и самостоятельно клевать корм.
Растение, производящее гаметы.
Гаметофит
От греч. гамете- жена, гаметес- муж; фито-растение
От греч.гема — кровь, лат. лимфа — чистая вода
Бесцветная или зеленоватая жидкость, циркулирующая в сосудах или межклеточных полостях многих беспозвоночных (у членистоногих, моллюсков и др.), имеющих незамкнутую систему кровообращения .
Гемолимфа
От греч. генос- происхождение
Геном
Совокупность генов в гаплоидном наборе хромосом данного организма (геном гамет человека представлен 23 хромосомами).
От имен греч. богов Гермеса и Афродиты; в переводе означает — мифическое обоеполое существо.
Гермафродитизм
Наличие органов мужского и женского пола у одной и той- же особи
От греч. гетерос- другой, трофе- пища
Организмы, использующие для питания только готовые органические вещества.
Гетеротрофы
От греч. хидор- вода, влага;
Свободноплавающие половые особи класса гидроидных.
Гидромедуза
Грибница
Вегетативное тело гриба (таллом), состоит из тонких нитей- гиф. Служит для поглощения из субстрата питательных веществ.
Гифы
От греч. хифе- ткань, паутина
Микроскопические ветвящиеся нити, образующие вегетативное тело гриба — таллом.
Червеобразная личинка бабочек, имеющая членистое тело и не более пяти пар ножек.
Гусеница
Тип полового процесса, свойственный только цветковым растениям. Заключается в том, что при формировании семени оплодотворяется не только яйцеклетка, но и центральное ядро зародышевого мешка.
Двойное оплодотворение
Двусторонняя симметрия
Симметрия, при которой органы располагаются по обе стороны от предполагаемой плоскости, делящей организм вдоль на две половины.
От греч. диафрагма- перегородка
Мышечная перегородка, разделяющая полость тела на грудной и брюшной отделы.
Диафрагма
Основной движущий фактор эволюции организмов. Результат борьбы за существование, выражается в преимущественном выживании и оставлении потомства наиболее приспособленными особями каждого вида организмов и гибели менее приспособленных .
Естественный отбор
Заросток
Половое поколение (гаметофит) у высших споровых растений (плаунов, хвощей, папоротниковидных). Развивается из споры и образует мужские и женские половые органы.
От греч. зоон- животное , логос- учение
Наука о животных, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития.
Зоология
От лат. инстинктус -побуждение
Сложное, наследственно обусловленное поведение, характерное для особей данного вида при определенных условиях.
Инстинкт
Искусственный отбор
Выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном отношении особей животных, растений, микроорганизмов данного вида, породы, сорта, штамма для получения от них потомства с желательными свойствами .
От греч. камбиум — обмен
Камбий
Образовательная ткань, расположенная между древесиной и лубом и производящая нарастание их в толщину.
Распределение всего множества живых организмов по определенной системе соподчиненных групп- таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.)
Классификация
От лат. классис — разряд, класс, фауере -делать
Киль
Высокий гребень на грудине у большинства птиц.
Клоака
Лат. клоака
Расширенная часть задней кишки, в которую открываются пищеварительная, выделительная и половая системы.
Фран. кокон
Защитное образование, предохраняющее яйца, зародыши или куколки.
Кокон
Колония
От лат. колония- поселение
Группа совместно живущих особей одного или нескольких видов, способных жить самостоятельно.
Взаимоотношения между организмами одного и того же вида или разных видов, соревнующихся за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних.
Конкуренция
От лат. конкуррере –сталкиваться, бежать вместе
Периодическая смена наружных покровов и различных их образований (чешуй, шерсти, перьев и др.).
Линька
Временные цитоплазматические выросты у одноклеточных организмов и некоторых клеток многоклеточных животных (нр, кищечнополостных).
Ложноножки
Симметрия, при которой одинаковые органы располагаются по лучам, расходящимся от центра (губки, кишечнополостные).
Лучевая симметрия
От греч. мантион — плащ
Мантия
Две складки, свисающие у моллюсков по бокам тела.
Матка
Полый мышечный орган, внутри которого развивается детеныш.
от греч. мезос- средний, дерма-кожа
Мезодерма
Срединный зародышевый мешок у многоклеточных животных, включая человека.
От греч. микос- гриб, логос- учение, наука
Микология
Наука о грибах.
Микориза
Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения .
От греч. микос — гриб, риза- корень
От греч. микрос — малый, биос- жизнь, логос- наука
Биологическая дисциплина, изучающая микроорганизмы
Микробио
логия
Выметывание рыбами половых продуктов — зрелой икры и молок с последующим оплодотворением.
Нерест
Микроспора
От греч. микро- малый, спора- семя, посев
Мелкие мужские споры у папоротников
Обществен
ные насекомые
Ряд групп насекомых, образующих постоянные (сезонные или многолетние) объединения- семьи, состоящие из размножающихся и рабочих особей .
Часть пера, образовано сетью тонких роговых пластинок ( бородок) первого и второго порядка.
Опахало
Любое живое существо, целостная система, носитель жизни, обладающий совокупностью свойств: обменом веществ, ростом, развитием, размножением и др.
Организм
От лат. организмо — придаю стройный вид
Боковые подвижные выросты тела с пучком щетинок у многощетинковых червей.
Параподий
Это бактерии, которые вызывают тяжелые заболевания человека и животных.
Патогенные бактерии
От греч. патос — болезнь, генезис- происхождение
Паутина
Это затвердевающий на воздухе секрет желез, состоящий в основном из белка, близкого к шелку, но значительно более прочного.
Ногощупальца — ротовые органы паукообразных, служат для захвата и удержания добычи . Они длиннее хелицер .
Педипальпы
От лат. pēs — нога + palpo — гладить, щупать; «ногощупальца»
Пиноцитоз
От греч. пино — пить; цитоз — клетка
Захват и поглощение клеткой жидкости и растворенных в ней веществ .
Наружная часть — то, что мы обычно называем «грибом», состоит из гиф, очень плотно переплетенных .
Плодовое тело
Орган связи зародыша с телом матери в период внутриутробного развития у плацентарных млекопитающих; через плаценту к зародышу поступают из крови материнского организма кислород, питательные вещества и выделяются продукты распада и углекислый газ .
Плацента
От лат. плацента- лепешка
Наличие в составе одного вида несколько четко морфологически отличающихся форм (пчел, муравьев, термитов): «царица», «рабочие», «солдаты» и т. п.
От греч. полис- многочисленный,
Полимор
морфе — форма
физм
Порода
Совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком.
Популяция
От лат. популус — народ, население
Совокупность всех представителей данного вида, занимающих определенное пространство в одно и то же время.
Птенцовые
Птицы, у которых птенцы выходят из яйца беспомощными, долгое время находятся в гнезде и выкармливаются родителями.
Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.
Рефлекс
От лат. рефлексус-отраженный
Регенерация
От лат. регенерацио -восстановление, возобновление
Восстановление организмом утраченных или поврежденных частей тела.
От лат. сегментум-отрезок
Сегменты
Один из многих однородных члеников тела некоторых животных,а также один из однородных участков какого- нибудь органа.
От греч. систематикос-упорядоченный
Раздел биологии, задачей которого является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация.
Систематика
От греч. таллос — росток
Слоевище (таллом)
Вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников, некоторых моховидных, неразделенное на органы (лист, стебель, корень) и не имеющее настоящих тканей
Сердцевина
Основная ткань, расположенная в центре стебля; выполняет запасающую функцию.
От лат сим- вместе, биос- жизнь
Симбиоз
Формы совместного существования различных организмов.
Сорт
Совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком.
Животные, сохраняющие относительно постоянную температуру тела при изменении температуры окружающей среды (птицы, млекопитающие ).
Теплокровные животные
От греч. трахейлос -горло
Воздухоносные дыхательные трубки у некоторых беспозвоночных .
Трахеи
От греч. трахейлос- горло, эйдос — вид
Мертвые веретенообразные клетки с толстыми оболочками, выполняющие проводящую и опорную функции
Трахеиды
Фагоцитоз
От греч. фагео- пожирать, цитоз- клетка
Поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток.
Фасеточные глаза
Сложные глаза, состоящие из большого количества отдельных мелких глазков, объединенных вместе
Финна
Одна из личиночных стадий развития у ленточных червей. Имеет вид пузыря, в полость которого ввернута одна или несколько сформированных головок червей, развивающихся в окончательном хозяине во взрослые черви.
От греч. фитон- растение, бентос-глубина
Фитобентос
Придонная растительность .
Растительные гормоны, которые регулируют процессы жизнедеятельности растительного организма .
Фитогормоны
От греч. фитон – растение, гормао- возбуждаю
От греч. фитон- растение, планктос — блуждающий
Фитопланктон
Одноклеточные водоросли в толще воды.
от лат. хемия и греч. синтетис — соединение
Хемосинтез
Процесс образования некоторыми микроорганизмами органических веществ из двуокиси углерода благодаря энергии, получаемой при окислении неорганических соединений.
От греч. хлорос- зеленый
Одноклеточная водоросль.
Хлорелла
Хитин
Твердое и плотное органическое вещество, входящее в состав наружного скелета членистоногих
Животные, температура тела которых меняется в зависимости от температуры окружающей среды (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
Холоднокровные животные
От греч. слова хеле- клешня, коготь и церас- рог
Хелицеры
Это ногочелюсти — ротовые органы паукообразных, служат для захвата и умерщвления добычи.
От греч. хлорос- зеленый, филлон- лист
Зеленый пигмент, находящийся в хлоропластах зеленых растений.
Хлорофилл
Эластичная скелетная ось у хордовых животных, расположена под нервной трубкой; выполняет опорную функцию.
Хорда
От греч. хорде — струна
От греч. хрома- цвет, форос- несущий
Органоиды водорослей, которые содержат пигменты, обеспечивающие фотосинтез
Хроматофоры
От греч. цистос — пузырь
Временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризующаяся наличием защитной оболочки.
Циста
Искусственная популяция микроорганизмов, характеризующаяся наследственно закрепленной продуктивностью.
нем. штамм-племя, род
Штамм
от греч. эмбрион- зародыш и логос- учение
Эмбриология
Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития организмов.
Необратимый исторический процесс развития живых организмов.
От лат. эволютио- развертывание
Эволюция
Наружный зародышевый мешок эмбриона многоклеточных животных
От греч. эктос — вне, дерма- кожа
Эктодерма
от греч. эмбрион- зародыш и логос- учение
Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития организмов.
Эмбриология
Энтодерма
От греч. энтос — внутри, дерма- кожа
Внутренний листок эмбриона многоклеточных животных .
Спиок источников.
https://yandex.ru/images/search?text
http ://beauty-around.com/drugie-reitingi/item/380
https://www.yandex.ru/yandsearch?text
http ://animalsfoto.com/jivotnyie
http ://ankartin.narod.ru/aniraz.htm анимированные картинки
proznanie.ru › slovnik /? sl =biology
http:// licey.net/free/6-biologiya/25-slovar_biologicheskih_terminov
https:// distant-lessons.ru/biologicheskie-terminy.html
https://examer.ru/ege_po_biologii/teoriya/terms
multiurok.ru
Урок + презентация по биологии «Строение ядра клетки. Хромосомный набор» для 9 класса — Разработки уроков — Биология и экология
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Орешковская основная общеобразовательная школа
П. Орешково Луховицкого Район Московской Области
Конспект урока по биологии
в 9
классе
«Строение ядра. Хромосомный набор клетки.»
подготовила
учитель биологии
Афанасьева Татьяна Викторовна
п. Орешково
2011 г.
Тема урока: ЯДРО КЛЕТКИ. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР КЛЕТКИ.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. сформировать понятие
и строении и функциях клеточного ядра.
2.
представление о ядрышке и роли его в
клетке.
3. Познакомить с хромосомным
набором клетки.
Оборудование: мультимедийная презентация «Строение ядра»; карточки: «Сравнение процессов пиноцитоза и фагоцитоза», «Работа с определениями»; учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Введение в общую биологию. 9 класс», рабочая тетрадь на печатной основе, таблица «Хромосомный набор организмов».
Ход урока.
Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования на столах учащихся.
1. Объявление темы и задачей урока Слайд 1.
Проверка домашнего задания.
Слайд 2. Фронтальный опрос.
Вопрос 1. Кто изображен на рисунке. Чем знамениты эти ученые?
Вопрос 2. Назовите соавтора Шванна по формулированию клеточной теории.
Вопрос 3. Сформулируйте основные положения клеточной теории.
Вопрос 4. Назовите ученого, дополнившего клеточную теорию.
Слайд 3. Вопрос 5. Какое строение имеет клеточная мембрана?
Слайд 4. Вопрос 6. Выберите правильный ответ.
Слайд 5. В чем суть фагоцитоза и пиноцитоза? Сравните эти процессы.
(Самостоятельная работа по карточкам).
Слайд 6. Вопрос 7. В животную клетку поступление твердых частиц пищи происходит вследствие:
Слайд 7. Вопрос 8. На рисунке изображена нуклеиновая кислота
Слайд 8. Вопрос 9. Назовите структурные компоненты, входящие в состав ДНК
Слайд 9, 10. Физ минутка для улучшения мозгового кровообращения и Упражнение для мобилизации внимания
Слайд 11. Конкретизация темы урока. Название органоида, изучаемого на уроке.
Слайд 12. Типы клеток (прокариоты и эукариоты, определения)
(Pro – передKaryon – ядро), (Eu – хорошо, полностью)
Слайд 13. Примеры клеток прокариот (эритроциты, бактерии)
Слайд 14. Примеры клеток эукариот (растительная и животная клетка)
Слайд 15. Функции ядра: 1. Хранение наследствен-ной информации и передача ее при делении клетки
2. Регуляция белкового синтеза, обмена веществ и энергии в клетки.
-1-
Слайд 16. 1. Форма ядра: круглая и шаровидная
2. количество ядер в клетке ( 1 – клетка эукариот, 2 – инфузория туфелька, множество –
клетки поперечно — полосатой мышцы)
Слайд 17. Строение ядра: от цитоплазмы ядро отделено оболочкой, состоящей из двух мембран. Внутренняя мембрана гладкая. Наружная имеет много выступов.
Слайд 18. Строение ядерной мембраны: в ядерной оболочке имеются многочисленные поры для того, чтобы различные вещества могли попадать из цитоплазмы в ядро и обратно.
Рабочая тетрадь. № 55.
Слайд 19. Состав кариоплазмы: внутреннее содержимое ядра получило название кариоплазмы или ядерный сок.. в кариоплазме расположены хроматин и ядрышки.
Слайд 20. Хроматин – нити ДНК между делениями клетки хромосомы в виде деспирализованных нитей. Т. к. гены-участки ДНК- в которых зашифрована структура белка могут функционировать только в раскрученном виде.
Слайд 21. Хромосома . Когда клетка начинает делиться нити хроматина плотно накручиваются на особые белки и образуется хромосома. Они хорошо видны в микроскоп.
Слайд 22. Набор хромосом –
кариотип
(это совокупность
количественных (число и размеры) и
качественных (форма) признаков хромосомного
набора соматических клеток). Перед
делением клетки хромосомы спирализуются
и становятся хорошо видны в световой
микроскоп.
Слайд 23. Кариотип кошки.
Слайд 24. Виды клеток: соматическая и половая.
Соматическая клетка – двойной набор хромосом. Половина достается от материнской яйцеклетки, и точно такие же хромосомы достаются от сперматозоида отца.
ДИНАМИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Слайд 25. Примеры:
Наименьшее число хромосом: У
самки подвида муравьев Myrmecia они имеют
1 пару хромосом на клетку. Самцы имеют
только 1 хромосому в каждой клетке.
Наибольшее
число хромосом: У вида папоротника Ophioglossum — 1260 хромосом
Рабочая тетрадь. № 61.
Слайд 26. Ядрышко. Плотное округлое тело, взвешенное в ядерном соке. Связаны с определенными участками ДНК ядра.
Функции – синтез РНК и белков из которых формируется рибосомы. В ядре может быть от 1 до 7 ядрышек. Хорошо видны между делениями, разрушаются во время деления.
-2-
Слайд 27. Обобщение пройденного материала
Строение:
1. Ядерная оболочка (2 мембранная):
Наружная мембрана
Внутренняя мембрана.
2. Ядерный сок (кариоплазма)
3. Ядрышко
4. Хромосомы (хроматин):
ДНК
Белок.
Слайд 28. Работа с определениями по карточкам.
Работа с определениями (подберите соответствие) | |
Хромосома Хроматин Кариотип Соматическая клетка Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Гомологичные хромосомы | а) нити ДНК накрученные на особые белки б) клетки органов и тканей многоклеточных организмов в) нити ДНК г) парные, одинаковые хромосомы д) набор хромосом в клетке е) одинарный набор хромосом в клетке ж) двойной набор хромосом, по 2 хромосомы каждого вида |
Слайд 29. ТЕСТ К прокариотам относят
1. Грибы 2. Растения 3. Бактерии 4. Животные
Слайд 30. ТЕСТ В ядре клетки наследственная информация сосредоточена в
1. Грибы 2. Растения 3. Бактерии 4. Животные
Слайд 32. ТЕСТ В отличие от половых клеток, соматические клетки имеют:
1. Двойной набор хромосом 2. Одинарный набор хромосом
3. Цитоплазму 4. Плазматическую мембрану
-3-
Слайд 33 .Рабочая тетрадь.
Слайд 34. Домашнее задание.
-4-
Список
использованной литературы
1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.-Москва «Дрофа», 2008.
2. Рабочая тетрадь к учебнику Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию.-Москва «Дрофа», 2008.
pedsovet.su