cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация к уроку карамзин бедная лиза 9 класс: Презентация по литературе на тему: «Н.М.Карамзин»Бедная Лиза». (9 класс)

Презентация к урокам по повести Карамзина «Бедная Лиза» «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» | Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме:

Слайд 1

Н,М, Карамзин «Бедная Лиза» О.Кипренский. Бедная Лиза. ( 2 часа ) « Твердый разум» и «нежнейшие чувства»

Слайд 2

И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала… «Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал. А. С. Пушкин «Рассудок и любовь»

Слайд 3

Теоретический аспект Род литературы Жанр Композиция *Кольцевая, «рассказ в рассказе» — В каких произведениях встречали? * Наличие рассказчика. Для чего?

Слайд 4

СЮЖЕТ Любовь Лизы и Эраста . Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений. Какой герой является главным. Почему ? Докажите, что это произведение сентиментализма.

Слайд 5

Сентиментализм Основная идея Стремление представить человеческую личность вдвижениях души Основная тематика Любовная Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Слайд 6

Проблематика повести Проблема любви Проблема рока и обстоятельств Проблема природы и человека

Слайд 7

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда, а судьба героини Карамзина — массу подражаний. Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ). «….тут образ Богоматери обращает наприятелей в бегство…..но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах!…» Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза»

Слайд 8

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 9

Кто же главный герой повести? Какую характеристику дают ему другие герои? ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 10

Какую характеристику герою дает автор? ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 11

Каков Эраст? Как его характеризует автор? Эраст Эгоизм, легкомыслие Жизнь из удовольствий Доброе сердце Богатый дворянин Доброе лицо Слабый и ветреный Ищет счастье в забавах

Слайд 12

Первая встреча …. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», — отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 13

Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств Смущение Грусть Безумная радость Печальное раздумье Восторг Страх Величайшее беспокойство Отчаяние Потрясение САМОУБИЙСТВО

Слайд 14

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст

Слайд 15

Любовь – нравственная проверка героев Лиза Эраст Сила характера, способность к глубокому чувству, Нежность, самоотверженность, НО БЕЗРАССУДНОСТЬ Двойственность натуры, пагубность среды, легкомыслие, эгоизм. Ему кажется, что он воскрес для новых чувств, но их глубины нет. Победу одерживают не высокие, а низкие, привычные чувства. Душа не очистилась от зла, обманывает Лизу.

Слайд 16

Выводы: Карамзин показывает, что любовь играет большую роль в человеческой жизни. Но он предупреждает, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение в любви, так как это ведет если не к гибели, то к самым роковым изменениям. По его мнению, необходим рассудок

Слайд 17

Тема разума, рассудка ЭРАСТ . Ни о чем не думает, плывет по течению, строит идиллические планы о жизни с Лизой как с сестрой ЛИЗА З адумывается о своей судьбе, но ее разуму не дано восторжествовать. РАССКАЗЧИК Постоянно в напряжении, он рядом с героями, но ничем не может им помочь. «Безрассудочный человек, всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»

Слайд 18

Тема разума, рассудка. Что преобладает в отношениях Лизы и Эраста? Чувства, а не рассудок, в этом причина их бед. Если людьми управляют страсти, то за счастьем, удовольствием последует расплата – наказание. «Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой?» Вывод: Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ.

Слайд 19

Проблема рока и обстоятельств Обстоятельства – Сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока. Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение. РОК — ? НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

Слайд 20

Итог бездумности ЛИЗА обрекла себя за то, что бездумно, безоглядно любила, на гибель ФИЗИЧЕСКУЮ. ЭРАСТ за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель МОРАЛЬНУЮ: «он был до конца своей жизни несчастен». АВТОР не обвиняет героев, а объясняет причины их бед, предупреждает читателя о возможных бедах, если они забудут о разуме .

Слайд 21

Проблема человек и природа Высшие силы представлены в образе природы: ОНА 1. Воплощение красоты. 2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает , становится врагом ). ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Слайд 22

Образ природы Первая встреча с Эрастом – Лиза держит в руках ландыши. Ландыши потом она бросит в речку. Природа предупреждает: Лиза не спала всю ночь в самом начале возникновения любви. Утром туман – символ неясности. (вещий туман – Л. не видит своего будущего, оно закрыто для нее). Во время Лизиного заблуждения природа бушует: «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков…натура сетовала о потерянной Лизиной невинности» Найти в тексте описание природы.

Слайд 23

Образ природы 5.Природа жалеет Лизу, когда Эраст уезжает в армию. Лиза уединяется в лесу. «Горлица соединила свой жалобный голос с ее стенаниями». 6. В произведении природа сочувствует Лизе, жалеет ее, но не проклинает, не осуждает. 7. Лизу сопровождает свет, солнце. 8. Эраст всегда появляется вечером., даже свет луны освещает волос Лизы, но не касается Эраста. Все, к чему прикасается этот герой, гибнет и морально, и духовно.

Слайд 24

Выводы Миг любви, когда весь отдаешься чувству, прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам дает РАЗУМ. С уществуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор . 3 . Ч еловек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил. 4. Природа наделена разумом, и не считаться с ее оценками неразумно. Какие выводы сделали для себя?

Слайд 25

ДОМА 1.Устно – а)Тема любви; б) Тема разума, рассудка; в) Проблема рока и обстоятельств; г) Человек и природа. 2.Карточки: *Сентиментализм. *Теория литературы по повести. *Выдержала ли Лиза проверку любовью?

Презентация к уроку литературы по теме «Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» | Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему:

Слайд 1

»

Слайд 2

Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 Повесть «Бедная Лиза» Сентиментализм как литературное направление

Слайд 3

«…Ибо и крестьянки любить умеют» «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…. » (Н.М.Карамзин)

Слайд 4

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental — чувствительный, фр. sentiment — ч увство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентиментализм в России

Слайд 5

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на ф оне природы. Резко противопоставляется деревня (тихая и мирная жизнь) городу (шумная и бурная жизнь). Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание , слезы умиления .

Слайд 6

Основная тематика – любовная Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. Основные жанры — повесть, дневник, письма, песня, романс

Слайд 7

Слайд 8

Место рождения — Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести 1766 год В имении отца около города Симбирска Где получил образование — как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем в 14 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянский, французский, английский и немецкий путешествует по Европе «Письма русского путешественника» «Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище» «Бедная Лиза» 1792 г. Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина

Слайд 9

В 1803 г. Н.М.Карамзин получил звание историографа и начал работу над «Историей государства Российского». Этот труд стал делом всей его жизни. Он первым создал систематическую многотомную историю России. 8 томов вышли в 1818 г. «История государства Российского

Слайд 10

Почетный член Императорской Академии наук (1818) Действительный член Императорской Российской академии (1818) Создатель первой «Истории государства Российского» Редактор известных русских журналов. Заслуги Н.М.Карамзина

Слайд 11

Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске (1766-1826)

Слайд 12

Повесть написана в 1792 году . В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой. «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 13

Симонов монастырь Данилов монастырь Село Коломенское Воробьёвы горы Имена собственные и географические названия в повести.

Слайд 14

Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Росшие вокруг пруда дубы были исписаны трогательными надписями ( «В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!» ). Симонов монастырь в повести «Бедная Лиза»

Слайд 15

… . Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», — отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 16

Латинское название « ЛАНДЫШ » в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ , которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами . В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность .

Слайд 17

Развитие действий Эраст сообщает об уходе в армию. Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей:

Слайд 18

«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….» … .он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора». «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» — вот ее мысли, ее чувства!…» Развязка : самоубийство Лизы.

Слайд 19

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 20

ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 21

ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая Радостная душа прелестная

Слайд 22

Эраст легкомысленный добрый богатый Думает о себе любезный образованный молодой красивый

Слайд 23

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 24

Словарная работа сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. Бедный – нищий, небогатый, неимущий; переносное значение : несчастный, несчастливый Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, денежный.

Слайд 25

Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. — Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

Слайд 27

Если жизнь тебя обманет Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Сердце в будущем живет, Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило.

Бедная Лиза (Бедная Лиза) Николая Карамзина, 1794

«Бедная Лиза» («Бедная Лиза»), пожалуй, самое знаменитое произведение русской прозы допушкинского периода. Вместе с « Письма русского путешественника » («Письма русского путешественника»), которые Николай Карамзин начал издавать частями в 1791 году, она является выдающимся образцом сентиментальной литературы в России. Впервые опубликовано в собственном Московском журнале (Московский журнал), а затем в виде книги в 1794, имеет избитый сюжет, хотя и имеет мимолетное сходство с реальным происшествием, описанным в «Письмах русского путешественника», но во многом восходит к литературным источникам. Среди наиболее заметных иностранных влияний — « Il le fallait» Мармонтеля , , переведенный Карамзиным, « Werther» Гете , « La Nouvelle Héloise» Руссо , « Clarissa» Ричардсона , идиллии мадам де Жанлис. Русских влияний меньше, наиболее заметными среди них являются эклоги Сумарокова и романса Княжнина 1783 г.

Наказанна никогданость (Наказание за неверность).

Одноименная героиня повести Карамзина — крестьянская девушка, которая вынуждена шить, продавать цветы и собирать вишни, чтобы прокормить себя и свою овдовевшую мать. Продавая цветы, она знакомится с молодым дворянином Эрастом, и они влюбляются друг в друга. Однако социальная пропасть между ними делает брак невозможным, и в любом случае мать Лизы желает выдать ее замуж за богатого крестьянина. Эраст утверждает, что социальная пропасть не имеет значения, и они доводят свою страсть до конца. Вскоре Эраст устает от нее и уходит в армию. Через два месяца они снова встречаются, и Эраст объясняет, что, хотя он все еще любит Лизу, он помолвлен. (Позже мы узнаем, что он проиграл свои деньги в карты и решил жениться на богатой вдове.) Эраст дает Лизе деньги, но запрещает ей видеться с ним снова. Убитая горем, Лиза совершает самоубийство, и вскоре после этого умирает ее мать. Эти события произошли за 30 лет до этого, и рассказчик узнал о них от самого Эраста, умершего годом ранее.

Движение истории соответствует временам года. Любовь расцветает весной, завершается летом и увядает осенью. И Лиза, и Эраст — идеализированные, стереотипные фигуры. Карамзин через своего рассказчика сочувственно относится к их бедственному положению и явно желает апеллировать к «чувствительности» ( чувствительность ) своих читателей. Все прилагательные, примененные к Лизе, передают один и тот же тон: «добрая», «нежная», «невинная», «застенчивая». Однако, несмотря на это, Карамзину удается придать изображению влюбленных психологическую глубину, а горе и отчаяние Лизы после утраты невинности и отторжения Эрастом носят неожиданно реалистический характер. Не является Эраст и обычным злодеем-обольстителем. По словам Карамзина, он «достаточно богатый господин, с разумным умом». и доброе сердце, добрый от природы, но слабый и непостоянный». В этом отношении он является прототипом лишнего человека девятнадцатого века, и Карамзин отказывается его осуждать. Действительно, в своем заключении он предполагает, что влюбленные помирились.

на небесах

Реалистичность рассказа была важна для Карамзина, который неоднократно противопоставлял искусство и жизнь. В момент, когда Лиза и Эраст расстаются в последний раз, рассказчик восклицает Карамзина, пытаясь установить достоверность его рассказа: «Ах! Почему я не пишу роман [ роман ], вместо того, печальный факт [ печальную быль ] . «Эта настойчивость в реальности рассказа, по-видимому, лежит в основе того, что Карамзин назвал рассказ российская повесть (русская сказка), слово повесть является для Карамзина термином нейтральным, без примеси вымысла или выдумки.

«Бедная Лиза» примечательна еще и своим языком, достигающим простоты и ясности, которых доселе не хватало русской прозе. Первые строки рассказа представляют собой прекрасный пример тщательного баланса между предложениями и первостепенной заботы Карамзина о ритме, мелодии и интонации своей прозы. Самая известная строка в рассказе относится к горе, которое испытала мать Лизы, когда умер ее муж: «…ибо даже крестьянки умеют любить» ( ибо и крестьянки любят умеют ). Хотя Карамзин опускает что-либо грубое или жестокое в своем описании крестьянской жизни, эта строка часто цитировалась в контексте крестьянских портретов русских писателей девятнадцатого века, таких как Тургенев, и даже во все более «реалистичных» портретах женщин из «Софии Грибоедова». через пушкинскую Татьяну к толстовской Анне Карениной.

Карамзинские описания природы были новшеством для русской литературы. Природа не является фоном для рассказа; скорее, он отражает эмоции главных героев. Эраст мечтает уйти от мира, чтобы жить с Лизой в идиллической сельской местности. По выражению Г. М. Небеля, Карамзин предпочитает природу «ни неприлично дикой, ни неестественно украшенной», что хорошо иллюстрируется сценой, в которой Лиза наблюдает за восходом солнца. Однако в целом Карамзин, похоже, критикует нереальность таких аркадских пастырских рисунков.

Были многочисленные подражания «Бедной Лизе», в частности «Ростовское озеро» В. В. Измайлова («Озеро в Ростове»), «Бедная Маша» А. И. Измайлова («Бедная Маша»), «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского («Соблазненная Генриетта»). и «Лиза, или Торжество благодарности» И. И. Ильина. «Бедная Лиза» была первым произведением русской литературы, нашедшим читательскую аудиторию за границей. Она была переведена на немецкий язык И. Г. Рихтером и на английский через немецкий язык Рихтера в 1801 году. Однако повесть завоевала успех далеко за пределами литературных кругов. Это был первый российский бестселлер, убедивший многих читателей в реальности описываемых событий. Место самоубийства Лизы,

Лизин пруд (Лизин пруд), расположенный у Симонова монастыря на месте нынешней станции метро «Автозаводская», стал местом паломничества москвичей, которые вырезали свои инициалы на соседнем дубе. Ряд писателей, совершивших это паломничество, свидетельствовали о точности описания Карамзина. Однако к 1830-м годам эта история, хотя и была еще хорошо известна, была скорее объектом насмешек, чем восхищения. Пушкин, например, пародировал имя Лизы для героинь своих «Пиковая дама » и «Барышнякрестьянка» («Барышня-крестьянка»), а критик Виссарион Белинский писал: «Теперь скажите мне откровенно… кто виноват, что над «Бедной Лизой» сейчас столько же смеются, сколько раньше однажды заплакал».
Тем не менее, использование бури как символа страстей было подхвачено тремя произведениями, опубликованными еще в 1860 г., тургеневскими «Первая любовь» и « Накануне » и знаменитой пьесой Александра Островского « Гроза » (« Буря»). ).

—Michael Pursglove

Развитие литературы в презентации 18 века. Русская литература 18 века. Обзор. Мбоу алгасовская сош

1 слайд

На этом уроке вы познакомитесь с парадоксами политической и духовной жизни 18 века, реформами Петра I, их влиянием на развитие литературы, а также поймете особая роль слова в русской средневековой культуре и литературе 18 века. Вы поймете, как сочетались в литературе принципы классицизма и Просвещения, как возникло русское Просвещение.

2 сла противостояние власти.

4 слайд

Классицизм и Просвещение в России соединили европейскую эстетику со своими традициями, придав процессу национально-эстетическое своеобразие.

5 слайд

Деятельность Прокоповича Литература петровской эпохи несла просветительскую функцию, прославляя успехи России и разъясняя гражданские задачи, ее основные черты — актуальность и общедоступность. Петр искал верных людей, которые могли бы словом убедить других в необходимости преображения. Таким человеком был Феофан Прокопович (1681-1736), церковный деятель и писатель.

6 слайд

Литература петровского времени В то же время стали популярными авантюрные романы, читателями которых были молодые дворяне, купцы и мещане. Одни из самых известных — «История русского матроса Василия Кариоцкого» и «История храброго русского кавалера Александра», где выступают новые герои — энергичные, удачливые, находчивые и отважные.

7 слайд

Становление классицизма в России связано с именем Антиоха Кантемира (1708-1744) — сына молдавского правителя, образованного, разностороннего, влиятельного политика и русского дипломата. Последние 12 лет жизни он был русским посланником в Лондоне и Париже, общался с просветителями, изучал искусство классицизма.

8 слайд

Одна из самых парадоксальных фигур 18 века. была личность В.К. Тредиаковский (1703-179 гг. )6). Он родился в Астрахани, в семье священника, учился в школе католических монахов, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем отправился в Голландию, а оттуда пешком в Париж.

10 слайд

В петровскую эпоху возникла литература русского классицизма (Державин, Ломоносов, Тредиаковский, Прокопович, Сумароков), несколько отличная от европейской. Ей отводилась роль просвещения общества в духе петровских нововведений. Начав в студенческие годы (первые писатели долгое время жили в Европе), русская литература к середине века набирает силу и становится самостоятельной. Авторы все больше подчиняются собственным представлениям о правилах и вкусах, выходящих из-под власти европейских властей.

Слайд 1

Обзор тематических и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.
Русская литература XVIII века

Слайд 2

В русской литературе XVIII века исследователи выделяют 4 периода:
Литература петровского времени. 1730-1750-е годы 1760-е — первая половина 70-х гг. Последняя четверть века.

Слайд 3

Литература петровского времени
Пока еще носит переходный характер. Главная особенность — интенсивный процесс «секуляризации» (т. е. замены литературы религиозной светской литературой). В этот период вырабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, рассказ, политические трактаты, учебники, поэзия.

Слайд 4

Феофан Прокопович
Наиболее яркой фигурой, одним из образованнейших людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), четко сформировавший его художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзии должны учить не только простые граждане, но и сами правители.

Слайд 5

Второй период (1730-1750)
Этот период характеризуется становлением классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленным развитием литературного языка. В основе классицизма лежала ориентация на высокие образцы античного искусства как на эталон художественного творчества. Жанровые признаки: трагедия, опера, эпос (высокие жанры), комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Слайд 6

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744)
Автор сатиры, воспевающей национальный колорит, связь с устным народным творчеством, с опорой на современную российскую действительность («О богохульном учении», «О зависти и гордыне злонравных дворян» и др.). По словам В. Г. Белинского, он «первый оживил поэзию».

Слайд 7

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769)
Выступил настоящим новатором в искусстве слова. В своем трактате «Новый и краткий метод сложения русских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввел новые литературные жанры: ода, элегия, басня, эпиграмма.

Слайд 8


Один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской битве, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о Правила русской поэзии», «Краткое руководство к красноречию», «Грамматика», теория трех успокоений.

Слайд 9

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Просветительские взгляды и демократизм Ломоносова отразились в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была главной в основном жанре его поэзии — оды.

Слайд 10

Александр Петрович Сумароков (1717-1777)
Он также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песен, эклогов, идиллий, элегий), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (написал 400 басен).

Слайд 11

Третий период (1760-е — первая половина 70-х гг.)
В этот период возрастает роль торговых отношений в обществе, усиливается господство дворянского сословия. В литературе активно развиваются пародийные жанры, юмористические стихотворения В.И. И то, и то»), В. В. Тузов («Микс»), Н. И. Новиков («Трутень», «Пустомеля», «Маляр»). В то же время М. М. Херасков, создатель русского национального эпоса «Россиада», а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.), работал.

Слайд 12

Четвертый период
Литература последней четверти XVIII в. развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветают комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745-1792) — автора многих басен («Нравственные басни с пояснениями г. Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии Незначительный».

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Н. М. Карамзин возглавил сентиментально-романтическое направление в литературе. Он заложил основы журналистики, критики, рассказа, романа, исторического рассказа, публицистики. Ему принадлежат переводы Шекспира, таких значительных произведений, как «Бедная Лиза», «Наталья — боярыня».

В начале XVIII века, в эпоху Петра Великого, Россия стала быстро развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Его военная мощь возросла. Произошло культурное сближение со странами Европы.

Русское общество в XVIII веке добилось огромных результатов в области культуры и литературы — «Ведомости» 1708 — замена церковнославянского типа светским (гражданским) Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, образование как практическое значение 1725 г. — создание Академии наук 1719 г. — Кунсткамера 1 января 1700 г. — новая хронология Изменения в быту (бритье брадобреев, европейский костюм, курение табака, проведение собраний (1718)) 1717 г. — «Честное зеркало юности»

Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, ее патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнического строя — все это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным направлением 18 в. стал классицизм. С 60-х гг. В 18 веке в русской литературе зарождается новое литературное течение — сентиментализм.

Классицизм От латинского слова «classicus» — образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX веков, ориентированные на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организация логичных, четких и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.

Расцвет классицизма во Франции приходится на вторую половину XVII века. В произведениях писателей-классиков отразилась идея сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Главный конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений человек, подчинивший личное общественному. Для него прежде всего долг гражданина, служащего интересам Родины, государства. Прежде всего, такой гражданин должен быть монархом. Классики считали высшим критерием истинного и прекрасного разума.

В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, просвещение и просвещение нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех классов.

Особенности русского классицизма: Прочная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных смириться с социальной несправедливостью. Конфликт (например, долг и страсть) разрешим и может закончиться благополучно для героев. Лирический жанр выходит на первый план.








Сентиментализм Сентиментализм (франц. Чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 1920-е гг. 18 века, в России 70-х гг. 18 в., а в первой трети 19 в. заняла лидирующие позиции. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Способность чувствовать!!! — достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей — любви, дружбы, природы. Жанры — путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезливая комедия». Сцена — маленькие города и деревни. Существует множество описаний природы. Утешение людей в страдании и печали, обращая их к добродетели, гармонии и красоте.

Подобно классикам, сентиментальные писатели опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от его принадлежности к высшим классам, а от его личных заслуг. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты — чувствам, эмоциям и всевозможным оттенкам настроения. Образцы произведений сентиментализма на Западе: «Кларисса» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гете. Главой русского сентиментализма считается Н. М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» Карамзин впервые открыл для себя мир человеческих чувств, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к его силам, способностям, переживаниям независимо от его положения в обществе.

RUSSIAN LITERATURE Xviii CENTURY

Prepared by Alena Khasanovna Borisova,

teacher of Russian language and literature

MBOU Algasov Secondary School


Russian literature of the 15th-3rd век развивался под влиянием тех больших перемен, которые реформы Петра I внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны.

С начала XV I II века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Петр I ввел то новое, что считал нужным для государства.



Вторая треть XVIII века — важный период в развитии русской литературы

Появились выдающиеся деятели русской словесности (теоретики и писатели); возникает и оформляется целое литературное направление, т. е. в творчестве ряда писателей обнаруживаются общие для всех идейно-художественные черты.


Литературные направления XVIII век


Основным направлением был классицизм

(от лат. classicus — образцовый).

Представители этого направления провозгласили высшим образом художественное творчество Древней Греции и Рима.

Эти произведения были признаны классическими, т. е. образцовыми, и

писателей приглашали подражать им, чтобы самим создавать настоящие произведения искусства.


Художник по мысли

основоположники классицизма,

постигает реальность до

то отображайте в своем творчестве

не конкретного человека с его

страстями, а тип человека это миф.

Если это герой, то недостатков нет,

если персонаж сатирический, то совсем смешной.



  • Русский классицизм зародился и развивался на особой почве. Его отличала сатирическая направленность и выбор национальной и исторической тематики.
  • Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме, трагедии, торжественной оде.


С 70-х годов XVIII в. в литературе появляется новое направление — сентиментализм

  • В центре изображения помещалась повседневная жизнь обычного человека. Его личные эмоциональные переживания. Его чувства и настроения.
  • С ним появляются новые жанры: путешествия и чувственная история. Особая заслуга в развитии этого жанра принадлежит Н. М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). В литературу вторгся новый взгляд на жизнь, возникла новая структура повествования: писатель внимательнее присматривался к действительности, более правдиво изображал ее.


Антиох Камтемир (1708-1744)



1 января 1732 г. А. Кантемир был назначен послом России в Лондон. Именно в это время расцвел его литературный талант. Он много пишет и переводит.

А. Кантемир также написал религиозно-философский труд

«Письма о природе и человеке».

Греческий монастырь.


Тредиаковский В. К. (1703-1768)


Поэт и филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 году он бежал за границу, в Голландию, а позже переехал во Францию. В Сорбонне он изучал теологию, математику и философию. В 1730 году он вернулся в Россию, став одним из образованнейших людей своего времени и первым русским академиком. В том же году выходит его первое печатное произведение — «Катание на остров любви», перевод старинной книги французского автора. Были и стихи самого Тредиаковского. Публикация сразу же сделала его известным, модным поэтом.

В. К. Тредиаковский, искренне преданный русской литературе, был автором десятков томов переводов и блестящим знатоком теории европейской поэзии.


Сумароков А.П. (1718-1777)


В 13 лет А.П. Сумароков был направлен в «рыцарскую академию» — Сухопутный дворянский корпус. Любителей русской словесности было так много, что было даже организовано «общество»: в свободное время курсанты читали друг другу свои произведения. Раскрылся и талант Сумарокова, он увлекся французскими песнями, и по их образцу стали сочинять русские.

В кадетском корпусе впервые были поставлены трагедии А. П. Сумарокова «Хореев», «Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и комедия. Один из лучших — «Хранитель», поставленный в 1768 году.

Сумароков дослужился до действительного статского советника и стал популярнейшим поэтом своей эпохи. Он также писал философские и математические работы.


М.В. Ломоносов (1711-1765)


Ломоносов был гениальным сыном русского народа, страстно любившим свою страну. В нем воплотились лучшие черты, присущие русскому народу.

Поражали широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он был поистине отцом новой русской науки и культуры. Самым замечательным в нем было сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.

Писал оды, трагедии, лирические и сатирические поэмы, басни, эпиграммы. Сделал реформу стихосложения, изложил теорию трех «штилей»


Г. Р.Державин (1743-1816)


Гаврила Романович Державин родился в

Казань в семье армейского офицера. В детстве

был хилый, слабенький, но другой

«Чрезвычайная склонность к наукам».

В 1759 году Державин все же поступил в Казанскую

гимназию. В 1762 г. Г.Р.Державин поступил в

на военную службу.

После десяти лет солдатской службы Г.Р.

Державин произведен в офицеры.

В 1784 году Г.Р.Державин был назначен Олонецким

губернатором. Не поладив с губернатором области, ему было

передан губернатором в Тамбов.

Написал оды «Фелица», «Памятник» и множество стихов.


Фонвизин Д.И. (1745-1792)


Д.И. Фонвизин родился в Москве 3 апреля 1745 года. В 1762 году Фонвизин окончил дворянскую гимназию при Московском университете и поступил на службу в Коллегию иностранных дел.

С 1769 года он один из секретарей графа Н. И. Панина.

В середине 60-х годов 18 в. Фонвизин становится известным писателем. Комедия «Бригадир» принесла ему известность. Одно из самых значительных произведений Д. И. Фонвизина — комедия «Недоросль».

В 1782 году вышел в отставку и решил полностью посвятить себя литературе.

В последние годы жизни Д. И. Фонвизин напряженно думал о высоких обязанностях русского дворянства.


А.Н. Радищев (1749-1802)


Александр Николаевич Радищев родился в Москве, детство провел в Саратовской усадьбе. Самые богатые помещики Радищевы владели тысячами крепостных душ.

Во время пугачевского восстания крестьяне их не отдавали, прятали во дворах, перемазывали сажей и грязью — помнили, что хозяева добрые.

В молодости А.Н. Радищев был пажом Екатерины II. Вместе с другими образованными юношами он был отправлен на учебу в Лейпциг, а в 1771 году 22-летний Радищев вернулся в Россию и стал сенатским регистратором. По долгу службы ему приходилось иметь дело с разнообразными судебными документами.

На основании полученных сведений пишет свое знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»

Итоги развития литературы XVIII век

На протяжении XVII века русская

художественная литература добилась значительных успехов.

Возникают литературные направления, развиваются драма, эпос, лирика

конспекты других представлений

«Литература эпохи классицизма» — Трагедия, героическая поэма, ода, эпос. Формирование новой литературы. Последняя четверть века. Истоки мирового классицизма – Франция XVII века. В И. Майков. Русская литература XVIII века. Герои классических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Особенности классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок — лекция.

«Литература XVIII века» — Притча о десяти девах. Поэтика слова. Текст песни. Изменение типа письма. Дано в годы Господни 1710. Старое и новое. Практические функции. Литература 18 века Лампы. Символы и эмблема. Апологет королевской власти. Шутить. Структура и навигация carable. Самый благородный класс. Письма Симса. Слово для погребения. Творческое наследие Феофана. Синодальное правительство. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.

«Литература России XVIII века» — Классицизм. Успокоиться. Французский классицизм. Ода на день вознесения. Благородство. Жанрово-стилевая реформа. Ф. Шубин. Задание к рассказу «Бедная Лиза». Обращение к образам и формам древнего искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н. М. Карамзин. Особенности классицизма. Русская литература 18 века. Смутное время. Сентиментализм. Жанр оды.

«Литература 18-19 веков» — Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *