cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация 9 класс история россии россия в первой мировой войне – Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Россия в Первой мировой войне | скачать бесплатно

Россия в Первой мировой войне

Участие в первой мировой войне обошлось России дешевле других ведущих государств мира, если брать расходы на душу населения .
Почему же русский народ не выдержал пресса войны и сверг правительство? 
Проанализируйте таблицу «Национальный доход ведущих государств за годы первой мировой войны» и сделайте выводы.
Национальный доход ведущих государств за годы Первой мировой войны, в долларах США
Страна
Национальный доход (млн.)
Национальный доход в абсолютных числах на душу населения
Россия
58 458
335,8
Великобритания
69 979
1 521,7
Франция
577 733
1 443,2
США
199 275
2 034,4
Германия
80 542
1 186,2
Австро-Венгрия
30 044
602,2
1914 – 1918 гг.
Первая Мировая война.
ЭТО ВОЙНА: 
Н
ового 
оружия – самолётов, танков, газов,…
О
громных
потерь и разрушений
В
место
манёвренной стала позиционной
А
гитации 

и государственного регулирования
Я
сно
показала важность мощи экономики
ЛИГА НАЦИЙ
Международная организация для поддержания мира, существовавшая в 1919-1946 гг.
Россия в Первой мировой войне
Презентационное сопровождение урока
История России
Автор: 
Нечаева М.Л.
учитель истории 
МБОУ 
Берендеевская
СОШ 
ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
К
олоссальные
потери (10 млн. убитых, 20 млн. раненых…)
Р
еволюции
и развал в России, Германии, Турции, Австро-Венгрии
О
богащение
США , потеря главными участниками 1/3 богатства
В
ерсальско
-Вашингтонская система посеяла семена новой войны:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единственная по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования….
Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелеваем привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров…
Ныне предстоит уже не заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь , достоинство, целостность России и положение её среди Великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные наши подданные.
Из высочайшего Манифеста императора Никола 
II
20 июля 1914 г.
Каков был главный мотив поддержки Сербии со стороны России?
Вооружение
страна
Снаряды млн. штук
Патроны млрд. штук
Винтовки млн. штук
Самолёты штук
Автомобили тыс. штук
Военный флот млн. тонн
Австро-Венгрия
3,0
0,3
1,5
65
1,8
0,3
Британская империя
7,0
0,8
0,8
272
1,2
1,9
Германская империя
10,0
1,0
5,0
300
5,0
1,5
Италия и колонии
3,3
0,5
2,5
143
2,0
О,4
Российская империя
6,0
2,8
5,0
150

0,4
Франция и колонии
6,0
1,3
3,4
560
8,0
0,5
По материалам журнала «Родина» № 8-9 1993 г.
28 июня 1914 года наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд был убит членом националистической сербской организации «Млада 
Босна
» Гавриилом Принципом.
Австро-Венгрия объявила Сербии ультиматум, который предполагал вмешательство Австро-Венгрии в дела Сербского королевства

Сербия приняла почти все требования австрийского правительства (кроме одного). Однако и это стало поводом для начала военных действий. 28 июля 1914 года австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии. 29 июля Россия объявила о частичной мобилизации. 1 августа Германия войну России, а 3 августа — Франции. 4 августа Великобритания вступила в войну. К Антанте присоединилась Япония. Болгария и Турция выступили на стороне Германии.
1 августа 1914 года — начало Первой мировой войны
.
С первых же дней война приобрела общеевропейский х

infourok.ru

«Россия в первой мировой войне»

Россия в первой мировой войне

План

  • 1.Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв. 2.Повод, причины, характер войны. Цели участников. 3.Основные военные операции 1914,1915,1916гг.
  • 4.Итоги войны. Уроки войны .

28 июля 1914 — 11 ноября 1918 Первый военный конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; из них убиты и умерли от ран 9,5 млн., более 20 млн. ранены, 3,5 млн. остались калеками.

Расстановка сил в Европе

«На какие военно – политические блоки разделились страны мира в начале ХХ века?

Союз Антанта Россия Франция Англия.

Тройственный союз Германия, Австро-Венгрия, Османская империя.

Цели сторон

Австро–Венгрия 

Установить господство на Балканах

и захватить земли в Польше. .

Германия 

Переделить колонии Франции

и Великобритании, захватить

европейские части Российской империи .

Франция 

Вернуть территории утраченные в результате

франко-прусской войны

1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию.

Аннексировать у Германии

левый берег Рейна и Саар.

Великобритания 

Сокрушить Германию

как

главного соперника.

Россия    

Установить контроль над

черноморскими проливами.

Причины Первой мировой войны

Обострение противоречий между двумя военно-политическими блоками; 

Захват новых территорий

Борьба за новые рынки сбыта

Повод ?

15 июля 1914 г. Убийство в Сараево наследника австрийского престола

15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии

18 июля Россия объявила всеобщую мобилизацию

19 июля Германия объявила войну России

21 июля Германия объявила войну Франции

22 июля в войну вступила Англия

26 июля Австро-Венгрия объявила войну России

Характер войны 

Несправедливый, захватнический для всех её участников, за исключением Сербии.

Для Сербии – война справедливая, национально-освободительная . 

Планы сторон

Германия – План Шлиффена предотвращение войны на два фронта. Победа в молниеносной войне

Антанта – победа при взаимодействии Западного и Восточного (русского) фронтов

1914 -основной фронт – Западный.

Цель Германии- разгром Франции, не допустить войны на два фронта

Западный

Восточный

Боевые действия

Год

Планы сторон в начале каждого этапа; 

Основные сражения на фронтах; 

1914

западный

1915

Страна участнки

восточный

1916

Итог

1914

Западный

Восточный

Восточно-Прусская операция

Наступление германских войск чрез Бельгию. 

Победа русских войск в Галиции 

Сражение на Марне. 

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне.  Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1914 -основной фронт – Западный.

Цель Германии- разгром Франции, не допустить войны на два фронта

Западный

Восточный

Срыв плана молниеносной войны. Германия вынуждена вести войну на два фронта. На Западном фронте Германия переходит к стратегической обороне

1915 -основной фронт – Восточный.

Цель Германии- вывести Россию из войны

Западный

Восточный

1915

Западный

Восточный

Первая  газовая атака . Германия применила хлор под  Ипром  (Бельгия )

Горлицкий прорыв

Отступление русских к границе 1914 г

Вступление в войну Италии (на стороне Антанты)

Начало подводной войны Германии против флота Англии

1915 -основной фронт – Восточный.

Цель Германии- вывести Россию из войны

Западный

Восточный

Россия из войны не вышла. Война принимает затяжной характер

1916 -основной фронт – Западный.

Цель Германии- крупные победы на Западном фронте

Западный

Восточный

Переход стратегической инициативы к странам Антанты

1916

Западный

Восточный

Верденская мясорубка .

Брусиловский прорыв  

( Поражение австро-венгерских войск . )

  Ютландский морской бой

( Победа английского флота )

Контрудар на реке Сомме ,

Позиционная война – без активных военных действий на обоих фронтах. Морская блокада побережья Германии

Перестройка экономики

Государственно-монополистический сектор экономики ОСО (особых совещаний),по топливу вооружению,продовольствию и др

Военно-промышленные комитеты (объединение русских ученых и изобретателей).

Экономический рост увеличился, Россия начала экспортировать оружие .

Какое отношение к войне сложилось в русском обществе ?

Для этого ознакомьтесь с документами стр.64 учебника и п.7. Сделайте самостоятельно вывод по поставленному вопросу.

1-й год войны — стабилизация внутриполитического положения. В стране преобладало патриотическое воодушевление, звучали призывы к гражданскому миру, согласию, значительно сократилось число волнений и забастовок.

2-год — настроения в обществе меняются в связи с военными неудачами, осложняется внутриполитическое положение, оживляется рабочее движение

3-год . Всё более заметным фактором российской жизни становится хозяйственная разруха . Отношение к войне становится негативным. Становятся популярными лозунги большевиков о «революционном пораженчестве».

Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она была не готова. Поражения русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом .

kopilkaurokov.ru

презентация для обучающихся 9 класса «РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»

Россия в Первой мировой войне

«Разминка для ума»

Хронологическая разминка :

  • Хронологическая разминка :
  • 1894-1917гг,
  • 1904-1905гг.,
  • 9 января 1905г.,
  • 17 октября 1905г.,
  • 1914-1918гг.

Терминологическая разминка:

  • экспансия,
  • позиционная война,
  • революционная ситуация
  • театр военных действий.

ЭКСПАНСИЯ

Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на расширение сфер влияния, на захват чужих территорий.

Расширение, распространение чего-нибудь за первоначальные пределы.

ПОЗИЦИО́ННАЯ ВОЙНА́

  • война с преобладанием военных действий на сплошных стабильных фронтах большой протяженности.

Во время ведения  позиционной войны  военно-политическая и стратегическая обстановка остаются стабильными в течение длительного времени.  Военные действия  с обеих сторон методичны и малорезультативны, наступательные операции неэффективны, и даже при благоприятном завершении приводят к ограниченным результатам. Периоды пассивной обороны обеих сторон значительно длительнее попыток наступления.  Стратегической целью   позиционной войны  становится демографическое и экономическое истощение противника..

Театр военных действий  ( ТВД )

  •  — часть мирового пространства, включая  космическое , в пределах которого развёртываются  группировки  ( формирования )  Вооружённых Сил  (ВС) государства , коалиции государств и могут вестись  военные действия . Имеет  направления  и  районы ( зоны ).
  • Ранее в  России , перед  Первой мировой войной ,  территория  для развёртывания и размещения Действующей армии , называлась  «театром военных действий» .
  • Дисциплина в военном деле России изучающая  театры военных действий  называется Военная география .

Военно-политические союзы накануне войны.

Тройственный союз 1882 г.

Германия, Австро-Венгрия

Италия.

Антанта 1907 г.

Англия, Франция, Россия

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:

  • Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путём войны политических и экономических противоречий сложившихся военных союзов
  • Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, господству, наживе
  • Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

Куляшова И.П.

ПОВОД К ВОЙНЕ

28 июня 1914 г в 11 часов утра

в столице Боснии – Сараево прозвучали выстрелы.

Сербский террорист Гаврила Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену.

Три версии покушения:

  • виновник покушения является германская секретная служба
  • заговор сербской офицерской организации «Чёрная рука», которую поддерживало германское правительство и и российский Генштаб
  • сербский террорист был членом национальной революционной организации «Молодая Босния»

«СЕРБСКИЙ ТЕРРОРИСТ СТРЕЛЯЛ НЕ ТОЛЬКО В ГРУДЬ АВСТРИЙСКОГО ПРИНЦА, ОН МЕТИЛ В САМОЕ СЕРДЦЕ ЕВРОПЫ»

Вскоре Австрия под давлением Германии предъявила Сербии ультиматум.

Состояние вооружённых сил Центральных держав

Страна

Германия

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

3822

Австро-Венгрия

Легких орудий

4840

2300

Тяжелых орудий полевой артиллерии

Итого: Центр. державы

Самолетов

1688

3104

6122

7944

232

168

65

1856

297

Состояние вооружённых сил Антанты

Страна

Россия

Численность армии после мобилизации (тыс. чел.)

Великобритания

Легких орудий

5338

Франция

Тяжелых орудий полевой артиллерии

6848

1000

Итого: Антанта

240

1226

Самолётов

3781

263

126

3360

10119

90

84

11430

156

450

449

ПЛАНЫ СТОРОН

План «Шлиффена» — разработан германским командованием задолго до начала войны:

  • сначала выступить против Франции, через Бельгию,
  • За 6-8 недель

7/8 вооружённых сил

Германии сокрушат

её.

«КОГДА ВЫ НАПРАВЛЯЕТЕСЬ ВО ФРАНЦИЮ, ПУСТЬ КРАЙНИЙ ПРАВЫЙ В СТРОЮ КАСАЕТСЯ ПЛЕЧЁМ ПРОЛИВА ЛА-МАНШ»

ПЛАНЫ СТОРОН

  • 1/8 часть германской армии будет противостоять России
  • после разгрома Франции, вся мощь Германии будет брошена на Россию.
  • Т.О. Германия сможет избежать войны на два фронта..

Куляшова И.П.

ХОД ВОЙНЫ

дата

Западный фронт

1914 г

Август

сентябрь

Восточный фронт

Начало осуществление плана Шлиффена

Вступление в войну Османской империи (на стороне Германии)

Битва на р. Марне. Отход германских войск до реки Эна.

Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Голиции

Переброска войск с Западного фронта 20.08. армия генерала Ренненкампфа нанесла поражение немцам под Гумбиненном.

2-я армия ген. Самсонова двигалась навстречу Ренненкампфу.

Поражение Самсонова в Восточной Пруссии. Армия Ренненкампфа вытеснена из Восточной Пруссии.

В Галиции русские войска заняли г. Львов, блокировали крепость Перемышль.

ИТОГИ 1914 года

Основной фронт – Западный.

Цели Германии – молниеносно разбить разбить Францию,

не допустить войны на два фронта (план Шлиффена)

Провал плана Шлиффена. Германия вынуждена вести войну на два фронта. На Западном фронте германские войска вынуждены перейти к позиционной войне

Куляшова И.П.

1915 г

Планы Германии:

  • основной удар – на Восточный фронт
  • Надежда на то, что можно принудить Россию выйти из войны

1916 г

дата

Западный фронт

Февраль

Май

Июнь

июль

Наступление Германии под Верденом.

Ютландский морской бой

(31.05.1916)

Победа английского флота

Начало наступления англо-французских войск на реке Сомме

(1.07-18.11.1916)

Восточный фронт

Брусиловский прорыв (4 июля -13 августа 1916 г).

Поражение австро-венгерских войск. Переброска войск с Западного фронта

«ВЕРДЕНСКАЯ МЯСОРУБКА»

(21.02 -18.12. 1916 г)

После беспрецедентного по мощности артиллерийского обстрела 12 немецких дивизий 21 февраля 1916 перешли в наступление. Немцы медленно продвигались вплоть до начала июля, но намеченных целей так и не добились.

После упорных боев с огромными потерями с обеих сторон немцам удалось продвинуться на 6-8 километров вперёд и взять некоторые из фортов крепости, но их наступление было остановлено.

«ВЕРДЕНСКАЯ МЯСОРУБКА»

(21.02 -18.12. 1916 г)

Французы потеряли 350 тыс., немцы — 600 тыс. человек.

Здесь под Верденом впервые применялось новое оружие со стороны Германии — огнемёт .

немецкий огнемёт

«ВЕРДЕНСКАЯ МЯСОРУБКА»

(21.02 -18.12. 1916 г)

В небе впервые были отработаны принципы ведения боевых действий самолётов — на стороне войск Антанты сражалась американская эскадрилия Лафае.

Немцы впервые

начали применять

самолёт-истребитель,

в котором стреляли

сквозь вращающийся

пропеллер, не

повреждая его.

БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ

Чтобы помочь французской и итальянской армиям, которые оказались к началу июня в критическом положении, Юго-Западный фронт перешел в наступление 4 июня 1916 года.

Путем массирования сил и средств русское командование достигло превосходства над противником на участках прорыва по пехоте в два раза и по артиллерии в полтора-два раза . Русские артиллеристы, имея ограниченное количество орудий и снарядов, вели огонь не по площадям, а по целям.

Идея Брусилова:

Атаковать всем фронтом (протяжённость 340 км), выделив 4 ударных участка (15-20 км).

Противник не смог определить направление главных ударов.

А.А. Брусилов

БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ

Результат: 8-я армия за 11 дней прошла 75 км

Это было первое успешное наступление

Целого фронта в условиях позиционной войны.

Другие фронты поддержки Брусилову не оказали.

Противник перебросил войска из под Вердена, Италии, Турции.

К осени 1916 г, когда русских удалось остановить, ими уже было занято 25 тыс.км

Потери:

Противник: 1,5 млн чел

Русские: 500 тыс чел

Куляшова И.П.

СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ СОММЕ

(1.07.-18.11. 1916 г)

Чтобы ослабить давление на Верден, 1 июля 1916 союзники нанесли контрудар на реке Сомма , близ Бапома.

В течение четырех месяцев – вплоть до ноября – велись непрекращавшиеся атаки.

Куляшова И.П.

СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ СОММЕ

(1.07.-18.11. 1916 г)

В битве впервые в истории англичане использовали танки.

СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ СОММЕ

(1.07.-18.11. 1916 г)

Англо-французские войска, потеряв ок. 800 тыс. человек, так и не смогли прорвать германский фронт. В декабре германское командование решило прекратить наступление, которое стоило жизни 300 000 немецких солдат.

Куляшова И.П.

ИТОГИ 1916 ГОДА

Кампания 1916 унесла более 1 млн. жизней, но не принесла ощутимых результатов ни одной из сторон.

В конце 1916 г Германия перешла к стратегической обороне.

На стопроне Антанты в войну вступила Румыния

Куляшова И.П.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Российские командующие:

М.В. Алексеев

Великий князь Николай Николаевич

РЕННЕНКАМПФ Павел-Георг Карлович фон

Николай II

РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Российские командующие:

Самсонов

Александр

Васильевич

Лавр Гео́ргиевич

Корни́лов

Никола́й Никола́евич

Духо́нин

А.А. Брусилов

Побеседуем?

  • Каковы причины первой Мировой войны?
  • Что стало поводом к войне?
  • Какие военно-политическое блоки соперничали в Первой мировой войне?
  • Попытайтесь определить характер войны.

ПРОВЕРИМ?

Даты войны

Для всего мира: 28 июля 1914 — 11 ноября 1918

Для России: 28 июля 1914 — 3 марта 1918 года

Причины войны

Противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира (источники сырья, рынки сбыта, сферы влияния)

Стремление правительств отвлечь народ от социальных проблем и конфликтов внутри своих стран.

Повод к войне

поводом к войне послужило Сараевское убийство 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским гимназистом Гаврилой Принципом, который являлся одним из членов террористической организации «Млада Босна», боровшейся за объединение всех южнославянских народов в одно государство.

Участники войны

Военно-политические блоки Антанта (Россия, Англия, Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия)

Масштабы войны

Характер войны

Войной было охвачено 38 государств с населением 1,5 млрд. человек

Несправедливый, захватнический для всех её участников, за исключением Сербии. Для Сербии – война справедливая, национально-освободительная.

Театр военных действий

Европа, Африка и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана)

Потери вооружённых сил всех стран-участниц

Итог

Около 10 миллионов человек. До сих пор нет обобщенных данных по потерям мирного населения от воздействия боевых средств. человек.

Поражение Германии и её союзников. Распад Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

 

Животные давно использовались человеком на войне. Первая Мировая не стала исключением. Весьма полезными птицами были голуби, которые использовались для передачи писем и приказов. Самый известный «пернатый вояка» — голубь №888, перенесший за годы войны сотни важнейших донесений. Это единственная птица, удостоенная воинского звания полковника и похороненная со всеми воинскими почестями.

В окопах можно было часто встретить кошек. Солдаты брали в окопы кошек, которые были как бы детекторами из-за своего острого нюха и предупреждали об очередной газовой атаке. Для тех же целей — контроля за чистотой воздуха — во время Второй мировой «котов-матросов» брали на борт субмарин.

В Первой мировой войне собак использовали в качестве посыльных, они переносили приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу. Также собак использовали, чтобы прокладывать телеграфные провода.

 

После окончания войны четыре империи прекратили свое существование: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Впрочем, у этой бойни было и другое, более важное последствие. Первая мировая стала своего рода катализатором для превращения России в СССР — первого в мире «коммунистического» государства

Отношение народа и партий к войне.

На Невском

после объявления

войны.

Начало войны вызвало в России взрыв патриотизма. В крупных городах прошли антигерманские манифестации и погромы. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Уже в первые дни на мобилизационные пункты явились почти все военнообязанные. Женщины добровольно работали санитарками

Отношение народа и партий к войне.

Большевики

Депутаты

IV Думы.

Дума (монархисты, кадеты, октябристы) приняла решение о поддержке правительства в войне, но среди эсеров, меньшевиков и большевиков единства не было. Часть относилась к патриотам, 2-я группа объявила себя пацифистами, а большевики, считая войну империалистической, заняли пораженческую позицию, призывая повернуть штыки против правительств начавших мировую бойню. Дума осудила их позицию. Большевистская фракция была лишена депутатской неприкосновенности и отдана под суд.

multiurok.ru

«Россия в Первой мировой войне»

Открытый урок

по истории в 9-А классе МОУ «Школа № 2»г. Алушты,

проведённый учителем истории высшей квалификационной категории Старух Богданом Карловичем

Дата проведения: 13.10. 2016 года.

Тема: «Россия в Первой мировой войне».

Цели урока:

— расширяя знания учащихся о Первой мировой войне (ПМВ) продолжать их систематизацию и обобщение;

— выяснить цели, задачи и место России в войне;

— показать внутреннее экономическое и социально-политическое положение страны и вытекающие последствия;

— развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение сравнивать и анализировать факты и документы;

— при помощи исторических артефактов помочь в понимании экономических и исторических понятий;

— воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гуманизма даже на при мере трагических страниц отечественной истории.

Тип урока: комбинированный (усвоение нового материала).

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, карта «Россия в ПМВ 1914-1918 гг. », исторические артефакты — денежные знаки Российской империи начала ХХ века, денежные знаки, выпущенные в ходе войны, государственные облигации внутреннего займа 1915 года, флешки с необходимыми презентационными и киноматериалами.

Методы: репродуктивный, наглядный, частично- поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, рассказ учителя.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и цели урока.

ПМВ – один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. На уроках по всеобщей истории мы подробно говорили о причинах войны, подвиге солдат и офицеров. Но сегодня мы вспомним о роли России в этой войне и забытых подвигах наших прадедов.

III. Повторение раннее изученного материала.

Фронтальный опрос:

1). Дайте краткую характеристику международного положения накануне войны.

2). Почему 01.08.1914 года считается датой начала войны?

3) Что такое План Шлиффена?

4). Каковы были планы и цели основных участников войны?

5). Почему война получила мировой масштаб? Каким был её характер?

6). Назовите основные фронты, этапы сражения и известные вам битвы. Покажите их на карте.

7). Какой была реакция в обществе в воюющих странах: в начале, в ходе, в конце войны?

IV. Изучение нового материала:

а). Начало и цели войны для России.

б). Кампания 1914-1915 годов.

в). События 1916 года. Экономическая ситуация и назревание революции в стране.

Говоря о ПМВ, ради справедливости следует отметить, что в силу разных обстоятельств, участие России в этой войне, к сожалению, до сих пор сухой факт (правда в последнее время есть некоторые подвижки в сторону пересмотра этой позиции), забытый подвиг более похожий на агонию . Однако, не следует забывать, что накануне войны Россия входила в пятёрку самых развитых стран мира. Обладала одной из самых мощных армий мира, на вооружении которой находились многие из самых современных видов оружия – винтовка Мосина, пулемёты Мадсена и Максима, самолёты бомбардировщики Илья Муромец, кстати, единственные в мире бомбардировщики. Таких машин был целый флот – 80 штук, которые в ходе войны довольно успешно выполняли боевые задачи. (Потери за войну – один самолёт).

Когда – же для России началась война и какие цели она преследовала?

Надо отметить, что как и другие страны Россия готовилась к войне и была активным участником гонки вооружений – в армии шла реализация «Большой программы» усиления русской армии. Война не была для неё неожиданностью. Военная разведка задолго до начала войны предупреждала о надвигающемся событии. Мир был на грани. Оставался – повод. Ним стали известные Сараевские события 15(28 июня)1914 года в Сербии. Для немецких милитаристов, которые хотели начать войну до того, как будет реализована уже упоминаемая «Большая программа» в России – это стало поводом к развязанию войны. Россия, имевшая союзные отношения с Сербией, была поставлена перед фактом. И, тем не мнение, царь не спешил. В это время в Россию прибыл французский Президнт Пуанкаре с целью подтолкнуть её к войне. 11 июня на заседании Совмина С.Д.Сазонов заявил, что Россия не может оставаться безучастной зрительницей уничтожения Сербии, ибо тогда она абсолютно утратит значение великой державы. Совмин Сазонова поддержал, но вместе с тем постановил приложить все усилия для мирного улаживания конфликта между Сербией и Австрией. Даже открытие 15 июля Австрией военных действий против Сербии, Совмин не признал за «казус белли» (формальный повод для объявления войны ) решил продолжить дип.попытки локализовать очаг войны. Не смотря на огромное давление, царь продолжал медлить с принятием решения. Сазонов заявил, что царь готовит себе смертельный приговор, ибо Россия ему не простит тех унижений, которые неизбежны в случае уклонения от войны. В итоге царь назначает Главнокомандующего и 31 июля в России была объявлена общая мобилизация. В этой ситуации Германия потребовала её отмены, а после отказа России 01августа объявила последней войну. Так для России началась Великая война –(Первая мировая война).

Учитель:

— Давайте вспомним, какие цели преследовала Россия в войне?

— (Ответы учащихся)

— воспрепятствовать проникновению германо-австрийского капитала на Балканы, грозившего подорвать там её влияние;

— оказать помощь пансловянскому движению на Балканах;

— приращивание территории за счёт Восточной Пруссии, Галиции, Великой Армении;

— установление контроля над Черноморскими проливами и Константинополем.

Мы знаем также, что практически все Генеральные штабы имели свои планы на случай войны.

– Что такое план Шлиффена? (План, разработанный начальником Генштаба Германии. Применение внезапного сокрушительного удара и стремление избежать войны на два фронта). Ввиду быстрой мобилизации французской армии и медленного сосредоточения русских войск предполагалось 9/10 германских сил первоначально бросить против Франции, а затем в случае разгрома её повернуть фронт против России. Немецкое командование начало войну по плану, однако он был сорван успешным наступлением двух русских фронтов: Западного ( 1-ая армия генерала П.К. Ранненкампфа и 2-ая армия генерала А. В.Самсонова) в Восточную Пруссию и Юго-Западного в Галицию. Опасаясь захвата русскими Берлина и Вены, немецкие корпуса были переброшены на Восток и остановили наступление русских армий (в этом им помогло преступное бездействие Ранненкампфа, спасшее от полного разгрома 8-ую немецкую армию генерала Притвица и поставившего в очень сложное положение 2 корпуса армии Самсонова). (Рассказать подробно в случае запаса времени).

В итоге Восточный фронт для Германии из Восточного стал — главным. К концу 1914года на Востоке установился позиционный фронт.

Характеризуя кампанию 1914 года следует отметить , что в октябре Турция закрыла черноморские проливы для судов Антанты, а в ноябре вступила в войну. Попытки её войск перейти в наступление были пресечены русской армией . Закавказский фронт к концу 1914г. стабилизировался.

Главным итогом кампании 1914г. стал срыв молниеносной войны, где русская армия сыграла важную роль.

1915 год внёс коррективу в планы противоборствующих сторон. Так Германия и Австро-Венгрия поставили главную стратегическую задачу: нанести поражение России и вывести её из войны. В ходе военных действий русские войска были вытеснены из Польши, Восточной Пруссии, Западной Украины, Белоруссии части Прибалтики.

Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней! Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов. Сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых «Больших Берты», 800-килограммовые снаряды которых, проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. (которые русские ухитрились при этом подбить). Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было. Все живое на территории крепости было отравлено. Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов! Русские шли в полный рост. Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.
Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов». В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника.

Разгром России не удался. Не смотря на сложное положение России, в 1915 году союзники не помогли ни вооружением, ни усилением военных действий. Резко стала меняться внутриполитическая и внутриэкономическая ситуация в России. Если начало ПМВ вызвало взрыв патриотических чувств, что привело к явке 96% подлежащих призыву на мобилизационные участки, сплочению вокруг трона ряда политических партий, то в 1915году, в результате поражения на фронте в обществе стало расти разочарование в возможностях правительства. Стало ясно, что страна не готова к затяжной кампании. В сложившейся ситуации правительство ввело гос. займ. (Показать облигации 1915г.)

Вопрос:- О чём это говорит? (Не хватало средств на ведение войны).

(Демонстрация денежных знаков Российской империи, выпущенных до войны и денежных знаков, появившихся в годы ПМВ(1,2,3,50 копеек-бумажных, имеющих надпись: «имеет хождение на ряду с медной, серебряной монетой»).

Вопрос: О чём свидетельствует появление последних? (Резкая инфляция, нехватка средств).

1916 год принёс свои планы и союзникам по Антанте, получившим передышку в 1915г. из-за действий на восточном фронте и мечтавшим об истощении противника, и Германии, перенёсшей главный удар на Запад и мечтавшей о крупных победах.

В феврале 1916 г. германское командование начало наступление под Верденом .С целью отвлечения части германских войск ,союзники попросили Россию начать наступление на Восточном фронте.22 мая 1916г. русские войска двинулись в наступление, основная тяжесть которого легла на Юго-Западный фронт. Фронт противника был прорван на протяжении 340км,глубиной до 120 км. (Брусиловский прорыв). Германия была вынуждена перебросить с запада большие силы, остановив наступление под Верденом. Однако успех на Юго-Западном фронте не дал русским войскам решающих стратегических результатов, так как он не был подержан другими фронтами. И после подхода резервов противника война приобрела позиционный характер.

Вместе с тем силы Германии и Австро-Венгрии были уже истощены, наступил коренной перелом в войне в пользу Антанты. В России в это время складывается революционная ситуация. Перенапряжение сил во время войны подорвало мощь Российской империи и вызвало крайнее недовольство в обществе.

Кампания 1917 года существенно отличалась от предыдущих, так как проходила в совершенно новой военно-политической обстановке, характеризовавшейся вступлением в войну США и революцией в России, которая лишила в марте 1917 года престола императора Николая II, установлением республиканского строя и временного правительства. А оно придерживалось политики «война до победного конца», но это тема уже другого урока.

V. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

1). Когда и как для России началась война?

2). Цели России в войне?

3). Назовите примеры мужества русских солдат в ПМВ?

4). Каковы итоги кампании1914 г.?

5). Каковы итоги кампании 1915-1916гг.?

6). Что такое инфляция? Наведите примеры из темы.

7). Что было предпосылками революции в России и почему?

VI. Домашнее задание. Данилов, с.32-35;повторить Сороко-Цюпа с.34-50.

infourok.ru

«Первая мировая война. Военные действия 1914-1918гг.»

Бюджетное образовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа»

Урок истории

9 класс

Тема: «Первая мировая война. Военные действия 1914-1918гг.»

Урок изучения нового материала с фрагментами исследовательской работы

( второй урок)

Учитель: Васильева Наталья Ивановна

УМК:

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начало XXI века

2. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история.

Конспект урока в 9 классе

Тема: «Первая мировая война. Военные действия 1914-1918гг.»

Цель: познакомить обучающихся с ходом военных действий и итогами войны, выяснить, как жилось человеку на войне, что ощущали фронтовики, как в сознании русских солдат и офицеров сосуществовали патриотические устремления.

Задачи:

Обучающие: знать цели и планы участников войны; как была развязана Первая мировая война, представлять общую картину боевых действий, знать основные сражения Первой мировой войны.

Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять обобщать фактический учебный материал, делать выводы; развивать навыки работы с дополнительными источниками; продолжить формирование навыков применения ИКТ при выполнении проверочных заданий.

Воспитательные: способствовать формированию негативного отношения к войне как способу разрешения конфликтов, подвести учащихся к осознанию губительного, дестабилизирующего влияния Первой мировой войны на жизнь народа.

Тип урока: урок изучения нового материала с фрагментами исследовательской работы( второй урок).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, в начале урока я предлагаю вам просмотреть небольшой фрагмент кинохроники, определить, к какому периоду истории относится этот фрагмент, поставить цель и задачи нашего урока.

* просмотр кинохроники «Первая мировая война» (1мин).

Формулировка целей и задач урока учащимися

II. Актуализация опорных знаний. Входной контроль.

— Прежде чем приступить к изучению нового материла …

— Назовите причины войны

— Вспомните, что послужило поводом к началу Первой мировой войны.

— Назовите цели главных участников войны.

— Когда и почему Россия вступила в Первую мировую войну?

— Вывод: накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, особенно в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство на мировом рынке, за захват чужих территорий.

III. Изучение нового материала

— Первая мировая война, о причинах и предыстории которой шла речь на предшествующем занятии, стала трагическим прологом глобальных потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. коренятся истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

Поэтому столь важно внимательно вглядеться в происходившее на фронтах Первой мировой войны, составить представление о масштабах военных действий, о том, как разворачивались крупнейшие операции. Не менее важно понять, что ощущали рядовые участники этих событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на картах.

— Тема нашего урока «Первая мировая война. Военные действия 1914-1918 гг.» Слайд 1

— План урока Слайд 2

1. Военные действия в 1914г. Срыв германского плана молниеносной войны.

2. Военные действия в 1915-1916 гг. Роль русской армии в срыве планов германского командования.

3. Военные действия 1917 – 1918 гг. Выход России из войны.

4. Человек на войне.

— На прошлом уроке вам дано было опережающее задание: познакомиться с событиями Первой мировой войны на фронтах, выделить из них наиболее значимые.

1. Военные действия в 1914 г.

— Расскажите о событиях, разворачивающихся на фронтах в 1914 году.

Вывод:

— Итак, главные военные операции и итоги 1914 г. Слайд 3

2. Военные действия в 1915-1916 гг. Роль русской армии в срыве планов германского командования. Слайд 4

Какие основные военные операции 1915-1916 гг. вы можете назвать?

Слайд 5. Даты кампании 1915-1916гг.

3. Военные действия 1917 – 1918 гг. Выход России из войны.

Слайд 6

Расскажите об основных событиях 1917-1918 гг.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

— Вывод. Итоги войны. Слайд 10

Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире.

4. Человек на войне. Слайд 11

— Войны остаются в памяти грядущих поколений своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была повседневностью, и каждый её день казался длиннее жизни …

— Мы познакомились с вами с самыми важнейшими военными операциями Первой мировой войны, в событиях которых главную роль сыграл человеческий фактор, поэтому нам сейчас предстоит понять (вообразить), как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат к войне.

— Я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу, изучив документы и материалы учебника, вспомнив просмотренную в начале урока кинохронику . Вам нужно составить портрет человека на войне.

IV. Самостоятельная исследовательская работа. Работа в парах.

Задание для группы №1. Приложение 1.

На основе известных фактов и приведенных отрывков из документов составьте портрет человека на войне (это может быть и солдат, и военачальник)

Из писем прапорщика-артиллериста Ф. Степуна, 1015-1916гг.: «У нас в бригаде недавно получен приказ- стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстрелы. Всё свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти невозможным …

В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой большой любовью и благодарной памятью люди заново переживают то, что всем им причинило боль и страдание, многих лишило ноги или руки…

Бесконечно ценными кажутся мне сейчас месяцы, проведенные на фронте; как первая любовь, вспоминаются первые осенние бои. Уютными кажутся отсюда стоянки и окопы».

Из материалов военных архивов: « Подпрапорщик Мизенов в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость»; «Прапорщик К.И., недодаев, командуя взводом, отбил атаки превосходящих сил противника».

Задание для группы № 2. Приложение 2.

На основе известных фактов и материала учебника. Составьте портрет человека на войне, ответьте на вопрос: каково было отношение русского солдата к участию России в Первой мировой войне.

Ответы учащихся

Слайд 12.

V. Закрепление изученного материала.

Итак, ребята мы подошли с вами к завершению изучения темы «Первая мировая война», на протяжении двух уроков вы познакомились с событиями Первой мировой войны, с целями и планами участников военных действий. Теперь нам предстоит проверить, как вы усвоили пройденный материал.

Я предлагаю вам выполнить проверочный тест за компьютерами.

* Выполнение интерактивного теста в программе «My Test»

* Оценки за тест.

VI. Итог урока.

  • Ребята, я предлагаю вам сегодня самостоятельно подвести итог урока. Как работали ваши одноклассники? Чьи ответы вам наиболее понравились? Какие чувства вызвала у вас изучаемая тема?

  • Сегодня на уроке вы поработали …….

  • Оценка за устную работу на уроке ……

  • Таким образом, оценки за урок следующие

VII. Домашнее задание: повторить § 4 учебник «Всеобщая история» и § 9 «История России», подготовиться к контрольному тесту.

Список использованной литературы для подготовки урока.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010. CD — ROM

2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начало XXI века — М.: «Просвещение», 2012

3. Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс. Первое полугодие / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.

4. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. Новейшая история: 9 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2012. – 112с.

5. Кориллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Поурочные методические разработки и сценарии уроков/Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Дону, Феникс, 2002. – 512с.

6. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2012. – 303с.

Приложение №1.

ФРОНТОВАЯ ЖИЗНЬ СОЛДАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Приложение 2.

ФРОНТОВАЯ ЖИЗНЬ СОЛДАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку истории «Россия в Первой мировой войне»

Россия в Первой мировой войне

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России

Западный фр.

сент. Битва на р. Марне

Восточный фронт

Другие фр.

1. Восточно – Прусская операция (поражение Р.)

2. Галицийская операция(РА заняла Львов, Перемышль, Буковина) (успех)

3. Варашвско – Ивангородское сражение

Лодзинское (успех)

— в войну на стороне Антанты вступает Япония

— Англия объявила морскую блокаду Г

— На стороне ТС Турци я

— новые фронты в Месопотамии , Дарданеллах , Сирии

1914 г. – для России упущенные возможности (проблемы в снабжении армии,

отсутствие помощи со стороны союзников)

Переход к позиционной войне

Западный фр.

Восточный фронт

Январь —

Первая авиационная бомбардировка Англии

22 апреля -газовая атака

у р. Ипр

Май — гибель

« Лузитании »

подводная война

Другие фр.

50% вооруженных сил

Против России

Май

Горлицкая операция

(отступление)

Россия оставила Галицию, Польшу, Литву, часть Латвии

  • Дарданельская операция
  • вступление Италии

Венгрия объявила войну Сербии

— Болгария

Против Антанты

Николай II занял пост главнокомандующего

Западный фр.

Восточный фронт

февраль – декабрь Верденская операция

июль

Битва на р. Сомма

«Верденская мясорубка»

Другие фр.

Брусиловский прорыв

Эрзерумская операция

Вступление Румынии против Автро — Венгрии

Стратегическая инициатива на стороне Антанты

Западный фр.

Восточный фронт

Германия —

стратегическая оборона

Наступление Антанты во Фландрии

Другие фр.

Январь

Митавская операция (Рига) поражение германских войск

Приказ № 1

Июль

Распад Восточного фр.

Моонзундская операция

(Петроград)

15 декабря перемирие в Брест — Литовске

Кавказ

Ближний Восток

Греция на стороне

Антанты

Германия изгнана с Африки

Итоги кампании 1917 г.

  • Несмотря на крайне тяжёлое положение стран Четверного союза, Антанте не удалось в 1917г. полностью разгромить австро-германский блок. Революции в России и отсутствие должной согласованности в военных операциях союзников сорвали реализацию стратегических пла­нов Антанты на 1917 г.
  • В воюющих странах «гражданский мир» сменился революционным брожением на фронтах и в тылу: «братания» солдат, стачки, митинги главный лозунг«Долой войну!»
  • После прихода большевиков к власти в Петрограде 8 ноября 1917г. был принят «Декрет о мире». Воюющие страны призывались к миру без аннексий (присоединение чужих территорий) и контрибуций (платежи в пользу державы-победителя). Антанта отвергла эти предложения, выдвинув свои: «Мирная декларация» Ллойд Джорджа и «14 пунктов» Вудро Вильсона

1918 – год окончания войны.

  • ( 29 сентября 1918 г. перемирия с государствами Антанты подписала Болгария, 30 октября 1918 г. – Турция, 3 ноября 1918 г. – Австро-Венгрия.
  • Угроза вторжения союзников на территорию Германии и начало революции принудили немцев пойти на подписание перемирия с государствами Антанты. В Компьенскому лесу 11 ноября 1918 г. в 5 ч. утра по французскому времени под диктовку маршала Фоша в его штабном вагоне условия перемирия были подписаны. В 11.00 салют из 101 залпа известил об окончание войны.
  • продолжалась более четырех лет;
  • участвовало 33 страны из 59;
  • мобилизовано 73,5 млн. чел.
  • более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено.
  • убытки сторон составили108.5 млрд.$.
  • состоялся крах правительства политических режимов и падения и распад Османской, Австро-Венгерской, Немецкой и Русской империй.

Участвовало

33 страны

Военные действия

шли на территории

14 государств

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Население стран,

вовлеченных

в войну –

1, 1 млрд. чел

Число

мобилизованных

в годы войны

До 70 млн. чел.

Население стран, вовлеченных в войну

61, 8 % населения планеты

3. Экономика в годы войны.

2 съезд

военно-

промышленных

комитетов

Затягивание войны с особой остротой поставило воп-рос о перестройке экономики на военный лад. Эко-номический рост даже увеличился и Россия начала экспортировать оружие. В 1915 г. Для обеспечения поставок на фронт всего необходимого государство и буржуазия объединили усилия в стране возник го -сударственно-монополистический сектор экономики в виде ОСО(особых совещаний),по топливу воо-ружению,продовольствию и др.

3.Экономика в годы войны.

Структура

ОСО по

обороне.

В них входили государственные чиновники, представители Думы и предприниматели. В стране начали возникать общественные ор-ганизации- Военно-промышленные комитеты и др.В результате их деятельности были разработаны новейшие образцы вооружения-самолеты,броневики,пистолет-пулемет, самозарядная винтовка и др.

Война и общество

1 этап (1914) – всероссийский накал патриотизма и антигерманских настроений (братание царя и народа, Петербург переименован в Петроград, сухой закон. Создание Земгора (союза земств и городов).

Война и общество

2 этап 1915 г– привыкание к войне, отношение к войне как гражданскому долгу

3 этап (1916 – 1917 гг.) – апатия и равнодушие большей части населения, нежелание воевать, дезертирство, братание,

Распространение революционных идей, создание в Думе «Прогрессивного блока»

Участники

Прогрессивного

блока.

Поражения в кампании 1915 г. Изменили от-ношение к войне в обществе.Кадеты не веря в правительство выдвинули идею создания правительства «народного доверия».Вокруг этой идеи сплотились все политические си-лы,кроме крайне правых и левых и был соз-дан «Прогрессивный блок».В 1916 г. Милю-ков фактически обвинил правительство в измене.

«Война — это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат, война — это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землёй и даже не похожие больше на трупы. Да, война — это бесконечное однообразие бед, прерываемые потрясающими драками, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце».

А.Барбюс «Огонь» (1916)

Вопросы и задания

1. Своими словами и кратко передайте отношение французского писателя к войне.

2. Обратите внимание на дату создания романа «Огонь». Какие события в это время происходили на Западном и Восточном фронтах Первой мировой войны?

Митинг

на фронте

В 1915 г. Царь взял командование армией в свои руки и проводил много времени в Ставке в Могилеве. Управление страной легло на императрицу, которую в обществе подозревали в измене. Кроме того она попала под влияние авантюриста Г.Распутина. Он получил возможность влиять на принятие ре-шений. Чтобы спасти авторитет монархии в выс-ших русского общества кругах возник заговор.

Тело

Г.Распутина

В декабре 1916 г.Распутин был убит В.Пуришкевичем и Ф.Юсуповым.

В годы войны жизнь населения ухудшилась. Возникли перебои со снабжением городов продовольствием, началась инфляция.Борясь с этим правительство объявило о введении продовольственной разверст-ки,но ситуация на изменилась.В городах начались стачки,которые проходили не только под экономи-ческими,но и под политическими лозунгами.

videouroki.net

Конспект урока истории и презентация «Россия в первой Мировой войне» для 9 класса. (pptx) — Презентации — История и обществознание


Урок № 11 по истории 9 класс.
Тема: Россия в первой Мировой войне.
Цель: Изучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние Первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти.
Оборудование: презентация, карта, учебник «История России» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, 9 кл.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. План изучения нового материала:

1. Начало Первой мировой войны.
Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола эксгерцога Франца- Фердинанда. Австрийский принц Гавриил захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австрия под давлением Германии начала войну против Сербии.
Причины войны:
1. Противоречия между европейскими державами;
2. Борьба за сферы влияния.
Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства.

Полный текст материала Конспект урока истории и презентация «Россия в первой Мировой войне» для 9 класса. (pptx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оставить комментарий

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *