Первый урок по литературе в 9 классе по меркину – Вводный урок литературы для 9 класса
Вводный урок литературы для 9 класса
УРОК№1. Вводный урок. Великие сеятели доброго, вечного.
Цели
Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 9 класса.
Выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны, специфика творческого процесса.
Выявление круга читательского интереса, подготовка к восприятию курса литературы 9 класса.
Тип урока. Лекция с элементами беседы.
Виды учебной деятельности на уроке. Конспектирование лекции учителя. Ответы на вопросы учителя по изученному ранее материалу.
Планируемые результаты освоения
Ход урока.
Анкетирование
Какие книги вы прочитали летом, кто их автор?
Что вы знаете об авторах прочитанных вами произведений?
Какие произведения, прочитанные самостоятельно, вы рекомендовали бы включить в школьную программу?
В каких произведениях, прочитанных самостоятельно, вы нашли отражение события русской истории? Какие это события?
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника—хрестоматии для 9 класса. Кто автор учебника?
(Учащиеся
должны владеть информацией. Меркин Геннадий Самуилович(р.23 марта 1940 года г.Витебск) русский и белорусский литературовед, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, автор свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы для средней школы).Работа со статьёй учебника. (Просмотровое чтение)
Беседа по статье.
– Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
– Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?
– Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?
– Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
3.Лекция
Обзор курса литературы 9 класса.
Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.
«Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируются в тетради).
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказатьПро деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
«Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).
.
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народным».
.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.
Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».
«Литература XIX века. Романтизм. Реализм» (запись в тетради).
А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Открываем последнюю страницу – «Литература ХХ века». ХХ век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
«Перекличка» тем и имен. ( на столе у детей лежат конверты вскрываем их и делаем перекличку)
1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
5-й ассистент. В литературе 50–70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
IV. Заключительное слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.
Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.
Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя – это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного – неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий, своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания не сгинули во тьме веков.
Домашнее задание: Работа со статьёй учебника и материалом лекции.
Особенности русской литературы XIX века.(устный монологический ответ.
Составить план статьи учебника.
.
kopilkaurokov.ru
Урок 1 ВВОДНЫЙ | Поурочные планы по русской литературе 9 класс
Урок 1 ВВОДНЫЙ
25.03.2013 38227 3967Урок 1 вводный
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
2. Какие из них было трудно читать? Почему?
3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?
4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).
Беседа по статье.
– Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
– Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?
– Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?
– Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III. Обзор курса литературы 9 класса.
Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.
На доске открывается первая страница перекидного календаря с красочной надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируются в тетради).
1-й ученик-ассистент (разворачивая «грамотку»).
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Учитель. Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.
Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).
2-й ученик-ассистент.
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Учитель. Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народным».
3-й ученик-ассистент.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Учитель. Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки?
Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля».
Учитель. Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.
Учитель. Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».
Открывается новая страница на доске: «Литература XIX века. Романтизм. Реализм» (запись в тетради).
Учитель. А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
4-й ученик-ассистент.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Учитель (открывает последнюю страницу – «Литература ХХ века»). ХХ век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
«Перекличка» тем и имен.
1-й ассистент. До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
2-й ассистент. После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
3-й ассистент. В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.
4-й ассистент. С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.
5-й ассистент. В литературе 50–70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
6-й ассистент. Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
IV. Заключительное слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.
Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.
Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя – это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного – неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий, своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания не сгинули во тьме веков.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4–6.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД | Примечание | 1.Организационный этап | Приветствие. Проверка готовности класса к уроку | Приветствуют учителя, друг друга | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) | 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Фронтальная беседа. (определение темы и цели урока). Работа с эпиграфом. — Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете его? -Определите тему урока. — Запишите ее в тетрадь. — Определите цели урока. | Читают эпиграф: Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства. И. А. Гончаров Записывают тему в тетрадь. Определяют цели. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Самоопределение (Л) | Слайд 1 Слайд 2 | 3. Актуализация знаний | Определение термина «литература» — Здесь ИА Гончаров говорит об искусстве слова – литературе. Вспомним, что такое литература? (Обратимся к словарю литературоведческих терминов. — Почему литературу называют искусством слова? | — Отвечают на вопрос (слово пришло в русский язык в 18 в., заимствовано из латинского языка, «litera», т.е. «буква». Литература – искусство письменного слова. — Ищут определение «художественной литературы» в словаре (Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии). — записывают определение в тетрадь — отвечают на вопрос (Литература – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово) | Познавательные: – извлекать информацию, представленную в разных формах | Слайд 3 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Работа в группах. Координирует работу уч-ся — Какой можно сделать вывод? Активной работы воображения читателя требует словесное описание. Наше воображение дорисовывает картину, хотя писатель рисует только отдельные черты. И конечно же, картины у всех людей разные. Слово – неиссякаемый источник познания и уникальное средство для создания художественных образов. В языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Отчизны, мудрость веков. Слово богато и щедро, т.к. имеет различные оттенки. Оно может быть грубым и добрым, наводить страх и дарить веру. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, | 1 группа Работа по картине Левитана. Какими средствами автор передал свое настроение, чувства? 2 группа. Прослушайте пьесу ПИ Чайковского из цикла «Времена года». Как вы думаете, какое время года изобразил автор? Почему? «Октябрь. Осенняя песнь». Какое настроение создает музыка? Какие чувства вызывает? 3 группа. Работа со стихотворением И. Бунина «Листопад» Березы желтою резьбой — Какова основная мысль стихотворения? — Какие средства помогают автору создать картину осени? Вывод: все изображают явления жизни. Поэт это делает с помощью слов, а живописец пишет предметы красками, композитор при помощи звуков, нот. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. | Коммуникативные: – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Репродукция картины (слайд 4) Аудиозапись пьесы Чайковского Раздаточный материал | 5. Первичная проверка понимания | Путешествие в прошлое. Мы с вами знаем, что литература возникла давно. Давайте совершим путешествие в прошлое и вспомним произведения, их авторов, героев. — Литература возникла в глубокой древности. В какой форме она существовала вначале? — Назовите жанры фольклора — Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя? -Каков следующий период литературы?) — Назовите представителей этого времени, их произведения -Дальше идет Золотой век русской литературы. Почему он так называется? — Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. — И последний этап – это литература 20 в. и наших дней. Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними? — Все эти произведения можно назвать шедеврами русской литературы. Что обозначает слово «шедевр»? Обратимся к словарю. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. | Устное народное творчество пословицы, загадки, сказки т.д. Литература 18 века Ломоносов, Карамзин и др. Учащиеся называют представителей, произведения Толковый словарь русского языка. Шедевр [дэ], -а, м. (книжа). Исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | 6.Первичное закрепление | Выяснение роли литературы в духовной жизни человека. — Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? — Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? — Что полезного может дать современному человеку чтение литературы? Выявление читательского уровня уч-ся. — Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас? — Какие из них было трудно читать? Почему? — Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам? Обзор курса литературы 9 класса. Литература — это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет человека, который бы, взрослея, не становился читателем. — Знакомство с учебником, его структурой. — Периодизация русской литературы: Устное народное творчество до XI века Древнерусская литература XI – XVIII в Литература XVIII века Литература XIX века Литература ХХ века Новая русская литература | Отвечают на вопросы Вывод: литературы имеет большое значение в формировании личности. Она формирует ценностные ориентиры, и воспитывает, учит общаться, и дает эстетическое наслаждение, прививает вкус, позволяет пережить разные мгновения, испытать то, что не случилось и, наконец, спастись в переживаемом настоящем. Отвечают на вопросы Рассматривают учебник, читают разделы. | 7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. — (1 уровень) Прочитать по учебнику стр. 3, пересказать. — (2 уровень) написать сочинение рассуждение по высказыванию (по выбору): (раздаточный материал) Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго Книга — такое же явление жизни, как человек, она — тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. М. Горький Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев. — Выставляет оценки за урок | Записывают дом. задание Подают дневники | Слайд 9 Раздаточный материал | 8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | Составить синквейн. Например: Литература Русская литература Учит, заставляет думать, вдохновляет (возвышает) Русская литература обогащает человека | Составляют синквейн |
nsportal.ru
Презентация к уроку литературы в 9 классе (программа Меркина Г. С.) «Великие сеятели доброго, вечного»
Вводный урок. Великие сеятели доброго, вечного.
9 класс
Автор презентации Калина Е. Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 2» города Курчатова
Курской области
Древнерусская литература
Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого? А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь мыслью за Бояном .
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
… Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
М.В. Ломоносов
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
… О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
М. В. Ломоносов
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
Правдин (взяв книгу): Вижу. Это грамматика.
Что ж вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагателъна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное
или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще
не навещена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что оно прилагается
к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо…
Д. И. Фонвизин
Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Ф. И. Тютчев 27 февраля 1869
Литература XX века. Реализм .
Литература XX века. Реализм .
Будьте талантливыми и чуткими читателями…
multiurok.ru
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Проектная деятельность на уроках литературы.
Методические рекомендации учителю
по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.
Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?
О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?
Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.
Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное — мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.
Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.
Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.
Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.
Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.
В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.
Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:
- развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
- формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
- воспитание интереса к родной культуре.
Среди методических задач проекта назовем такие, как:
- активизация познавательного интереса учащихся;
- формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
- формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
- формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
- формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
- формировать умение классифицировать литературные явления.
На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.
Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»
Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:
- Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
- «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
- Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
- Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?
В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.
Темы ученических исследований можно предложить следующие:
- Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
- Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
- Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
- Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).
Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:
Сроки | Этапы проведения проекта |
1 урок, 15 мин | Введение учащихся в проблему и формулирование тем исследований учащихся |
1 урок, 15 мин | Формирование рабочих групп для проведения исследования |
1 урок, 15 мин | Выдвижение гипотез для решения проблем и определение формы представления результатов |
2 урок, 15 мин | Обсуждение плана работы учащихся |
2 урок, 20 мин | Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопроса защиты авторских прав |
2 урок, 10 мин | Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе |
3-5 уроки | Самостоятельная работа групп по выполнению задания учебного проекта |
6 урок | Подготовка учащимися материалов для отчета о проделанной работе |
7 урок | Защита полученных результатов и выводов, обсуждение и оценка проекта |
Каждая группа учащихся имеет свою область исследования в рамках всего учебного проекта, очерченную кругом проблемных вопросов. В соответствии с этими проблемными вопросами у каждой группы есть свои задания.
В частности, группа, работающая над характеристикой образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», получила следующие задания:
- Выясните, какими пороками отягчены души гоголевских помещиков, проанализировав соответствующие главы поэмы «Мертвые души»?
- Сопоставьте героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с грешниками из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ответьте на вопрос: «В какой круг ада поместил бы Данте героев Н.В.Гоголя?»
- Выясните, насколько глубоко Н.В.Гоголь спустился в дантовский ад?
- Результаты исследования оформите в виде презентации Power Roint «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Группа, работающая над образом Чичикова, должна выполнить следующие задания:
- Дайте характеристику образу Чичикова по плану:
- Портрет.
- Художественные детали.
- Одежда.
- Манеры, речь.
- Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.
- Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.
- «Говорящая» фамилия.
- Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?
- Ответьте на вопросы:
- «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
- Какими грехами отягчена душа героя?
- Возможно ли очищение Чичикова от грехов?
- Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Группа, работающая над проблемным вопросом: «Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?»:
- Есть ли в поэме Н.В.Гоголя «живые» души?
- В чем заключается жизнь народной души? Что Н.В.Гоголь ценит и примечает в русском народе?
- Как входит в поэму Н.В.Гоголя крестьянская Русь?
- Какова роль лирических отступлений в поэме? О чем беседует автор с читателем? В чем, по мнению писателя, причина распада человеческой души?
- Оформите результаты исследования в виде презентации Power Point «Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Наконец, четвертая группа должна найти ответ на следующие вопросы:
- Как, по мнению Данте, устроено мироздание?
- Какой путь проходит герой «Божественной комедии», чтобы обрести спасение?
- Какой путь должен был пройти Чичиков, чтобы обрести спасение? Каков был замысел поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
- Как соотносится замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?
- Оформите результаты исследования в виде буклета «Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя и «Божественной комедии» Данте Алигьери».
Исследовательская деятельность девятиклассников, работающих над выше обозначенными вопросами, может быть спланирована следующим образом:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся |
1 этап | Ознакомительный | Чтение и восприятие произведений. |
2 этап | Выборочный | Отбор материала для исследования |
3 этап | Исследовательский | Анализ произведений, в ходе которого учащиеся ищут ответы на проблемные вопросы |
4 этап | Обобщающий | Систематизация и обобщение результатов аналитической и исследовательской работы, составление таблиц и схем |
5 этап | Оформительный | Оформление результатов исследовательской работы с помощью программы Power Point или в виде буклета |
Учитель готовит дидактические материалы в поддержку исследовательской деятельности. В частности, для данного проекта можно предложить следующие дидактические материалы (см. Приложение 1):
- Список заданий по группам;
- Правила работы с источниками информации;
- Список литературы, которой могут воспользоваться учащиеся в ходе исследовательской работы;
- Правила оформления презентации с помощью программы Power Point.
- Список литературы может включать как традиционные источники информации, так и ресурсы сети Internet.
Таким образом, результатом работы каждой группы должны стать презентации и буклет, оформленные с помощью компьютера. Следовательно, каждый из членов рабочей группы будет выполнять индивидуальное задание в рамках общей учебной задачи. А завершением работы всех групп должен стать ответ на основополагающий вопрос проекта.
Выводы, к которым должны прийти учащиеся, выполняющие данный проект, можно сформулировать следующим образом:
Каждый помещик живет как бы в своем замкнутом мире, и нет реальности внутри этих кругов-миров. Пейзаж усадьбы Манилова вполне соответствует первому кругу ада – Лимбу, дом Коробочки – второй круг, трактир, к котором встречаются Ноздрев и Чичиков, а так же посещение Чичиковым Собакевича вполне укладывается в описание третьего круга дантовского ада, история, рассказанная Чичикову Ноздревым и посещение Плюшкина – четвертый круг. Прямые и косвенные параллели, образы и символы пронизывают весь текст «Мертвых душ» и напрямую отсылают читателей к произведению Данте. Н.В.Гоголь проводит своего героя по 4 кругам ада Данте, где томятся невоздержанные (чревоугодники, скупцы и расточители). Герои статичны, а значит, мертвы. Но каждый из них может спасти свою душу, если захочет.
Образ Чичикова неразрывно связан с образом дороги, путешествий во времени, это дорога-спасение, следовательно, есть надежда на спасение, недаром Н.В.Гоголь задумывал провести своего героя через все три тома «Мертвых душ».
Н.В.Гоголь на протяжении всей поэмы ведет разговор с читателем о судьбе России, он говорит о безумном, забывшем о душе мире для того, чтобы читатель увидел и понял, что бездуховность и есть единственная причина распада души. Только с понимания этой причины начинается возрождение Руси, возрождение утраченных идеалов, духовность, возрождение души. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.
Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно этой дорогой он задумывал провести своего героя: первый том – ад, второй – чистилище, третий – рай.
Список использованной литературы:
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы – М., 1988
Княжицкий А.И. Самый прагматичный метод // Русская словесность, №7, 2007 – с.2-6
Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы.
circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Редактор-составитель Н.Ю.Пахомова. – М., 2001
Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9-е издание, испр. и дополн. // авт.-разр. Бухаркина М.Ю., Лапшева Е.Е., Моисеева М.В., патаркин Е.Д., Храмова М.В., ястребцева Е.Н. – И.: Интернет-университет информационных технологий, 2007
Приложение 1.
Дидактический материал к проекту по творчеству Н.В.Гоголя
«Может ли быть душа мертвой?»
Дорогие ребята!
Прежде, чем начать свое исследование, познакомьтесь с дидактическими материалами, которые помогут в вашем поиске.
Исследуя тему, обратите внимание на связь поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, итальянского поэта III века.
Насколько глубоко спустился в дантовский ад герой Н.В.Гоголя?
- Выясните какими пороками отягчены души гоголевских помещиков, проанализировав соответствующие главы поэмы «Мертвые души»?
- Сопоставьте героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с грешниками из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ответьте на вопрос: «В какой круг ада поместил бы Данте героев Н.В.Гоголя?»
- Выясните, насколько глубоко Н.В.Гоголь спустился в дантовский ад?
- Результаты исследования оформите в виде презентации Power Roint «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
«Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
- Дайте характеристику образу Чичикова по плану:
- Портрет.
- Художественные детали.
- Одежда.
- Манеры, речь.
- Биография героя: происхождение, детские годы, наставления отца, годы учения, служба.
- Характеристика другими персонажами и авторская характеристика.
- «Говорящая» фамилия.
- Сравните образ Чичикова с образами помещиков и губернских чиновников?
- Ответьте на вопросы:
- «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
- Какими грехами отягчена душа героя?
- Возможно ли очищение Чичикова от грехов?
- Оформите результаты своего исследования в виде презентации Power Point «Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
- Есть ли в поэме Н.В.Гоголя «живые» души?
- В чем заключается жизнь народной души? Что Н.В.Гоголь ценит и примечает в русском народе?
- Как входит в поэму Н.В.Гоголя крестьянская Русь?
- Какова роль лирических отступлений в поэме? О чем беседует автор с читателем? В чем, по мнению писателя, причина распада человеческой души?
- Оформите результаты исследования в виде презентации Power Point «Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Как соотносится замысел и идейное содержание поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с космосом Данте?
- Как, по мнению Данте, устроено мироздание?
- Какой путь проходит герой «Божественной комедии», чтобы обрести спасение?
- Какой путь должен был пройти Чичиков, чтобы обрести спасение? Каков был замысел поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
- Как соотносится замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?
- Оформите результаты исследования в виде буклета «сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя и «Божественной комедии» Данте Алигьери».
Правила работы с информационными источниками.
Не увлекайся конспектированием больших кусков текста, особенно в начале работы, сначала посмотри как можно больше источников, чтобы оценить общий объем материала, сравнить подходы различных авторов. Выделить более ранние и фундаментальные труды, скорректировать план учебного исследования.
Обязательно составляй и по необходимости корректируй подробный план исследования.
Черновые записи делай с одной стороны листа, это поможет в оформлении результатов работы.
Не забывай сразу же делать четкие ссылки на источники – иначе при оформлении чистового текста придется терять время на повторное просматривание книг с целью поиска той или иной фразы.
Соблюдай этику цитирования – не выдавайте чужие фразы и мысли за свои!
Помни: скаченный из Интернета реферат или диплом зачастую не самого блестящего студента – не есть выполненное исследование; такой реферат можно использовать для общего знакомства с темой и списком литературы по теме.
Храни рабочий материал к исследованию в систематизированном виде, пользуйся папками, скрепками, маркерами, закладками и т. д.
При оформлении чистового варианта исследования помечай использованные рабочие материалы.
При работе на компьютере создавай резервные копии документов на дискетах! Практика показывает, что проблемы с компьютером возникают в самый неподходящий момент.
Правила оформления презентации:
Слайд | Содержание слайда |
Слайд 1 | Проблема самостоятельного исследования. Авторы. |
Слайд 2 | Цели и задачи исследования. |
Слайд 3 | Гипотеза исследования. |
Слайд 4 | Ход исследования. |
Слайд 5 (или более) | Результаты исследования. |
Слайд 6 | Выводы. |
Слайд 7 | Список использованных источников. |
Правила оформления буклета:
Буклет должен содержать следующую информацию: 1) название, 2) список основных исполнителей, 3) анализ основных результатов, полученных в ходе работы, 4) ссылки на информационные ресурсы, 5) перечень иллюстраций, графики, схемы, таблицы
Список рекомендованных информационных ресурсов:
Гоголь Н.В. Мертвые души – М., 2003 г.
Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мир культуры – М., 1971
Данте Алигьери. Божественная комедия – М.: АСТ, 2006г.
Державин К. Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. М.Лозинского – М.: Правда, 1982
Лозинский М.Л. Данте Алигьери. Вступительная статья // Данте Алигьери. Божественная комедия – М.: АСТ, 2006
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя – М.: Худож. лит., 1988
Н.В.Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников – М.: Детгиз, 1959
Ревякин А.Н. История русской литературы первой половины XIX века, М.: Просвещение, 1985
Словарь литературных персонажей: Русская литература 18-19 веков – М.: Московский лицей, 1997
Щеблыкин И.П. История русской литературы – М.: высш.шк., 1985
Энциклопедия литературных героев – М.: Аграф, 1997
http://www.gogol.lit-info.ru
http://nikolay.gogol.ru
www.a4format.ru
Желаю удачи и новых открытий!
nsportal.ru
Вводный урок литературы в 9 классе
Автор : Салимова Мадина Ганиятулловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии г. Сафонова Смоленской обл.
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Древнерусская литература
Х век — возникновение древнерусской литературы .
Древнейшее творение, сохранившее и поныне живую прелесть художественности, создано в конце XII столетия.
Литература
XVIII века.
Классицизм.
Сентиментализм
М. В. Ломоносов – реформатор русского литературного языка и стихосложения, великий ученый, поэт и художник.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Державин и Фонвизин — первые гении русской словесности.
Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Литература
XIX века.
Романтизм.
Реализм
Литература ХХ века
До 1917 г. русская литература была единой В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать
- После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.
В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского .
В литературе 50–70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.
http :// img 13. nnm . ru /5/9/5/9/ d /5959 d 12 e 7 df 1705615376 aec 7 f 12 ddea _ full . jpg
http://s56.radikal.ru/i151/0910/8c/3614ed3fb430.png
http://whynotra.moy.su/_nw/34/77282799.jpg
http://s010.radikal.ru/i312/1103/4a/22dcac1762c0.jpg
- Автор шаблона: Ермолаева И.А.
Перекидной календарь http://www.feat.ru/img/news/calendar.jpg
Слово о полку Игореве- http://cs10470.vkontakte.ru/u37678917/-14/x_f4e6abb4.jpg
http://www.giprint.ru/images/sized/images/uploads/2010-08-28/kalendar2-389×500.gif
Ломоносов — http://www.vmireinteresnogo.com/Content/ArticleImages/864/2.jpg?9857750938293741305
http://photoshop-club.ru/uploads/posts/2011-01/1293958569_32t353x500.jpg
- Фонвизин —
- http://www.mhpi.ru/scientific/educational_projects/auditorium/fonvizin.jpg
- Календарь — http://poliprint.od.ua/wp-
- Державин — http://imgfotki.yandex.ru/get/5110/poetree.2/0_5c47d_5ad418a4_XL
- content/uploads/2011/05/kalendari.jpg
- Грибоедов —
- http://www.peoples.ru/art/painter/kramskoy/kramskoy_work_200712100927190jpg
- Пушкин — http://content.foto.mail.ru/mail/jen_shen479/_answers/i-1448.jpg
- Лермонтов — http://www.runivers.ru/docandmat/smi/publicistic/lermontov.jpg
- Гоголь — http://cfrl.ru/prose/gogol/gogol.jpg
- Тютчев –
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/138/55138974_Tyutchev_G.jpg
- Фет —
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/759/77759067_fet.jpg
- Календарь «Книги» —
- http://kak.ru/vimg/thumb/article/81a9af7c970117dd826fd410609a5b98.gif
Достоевский —
http://people.csail.mit.edu/brussell/research/LabelMe/Images/static_web_tinyimagesdataset/f/fyodor_dostoyevsky/fyodor_dostoyevsky_000002.jpg
Некрасов –http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=128312782-62-72
Толстой — http://900igr.net/datai/literatura/ZHizn-Tolstogo/0011-013-L.-N.-Tolstoj-v-poslednie-gody-zhizni.jpg
Чехов — http://www.antonchehov.ru/wcmfiles/chehov_25.jpg
Литература русского зарубежья — http://covers.cnt.itdelo.com/c/cu/cup/cupl139611big.jpg
Горький — http://www.bookriver.ru/img/covers/50485.jpg
Фадеев — http://www.molodguard.ru/images/newphoto3439.jpg
Шолохов — http://www.libex.ru/dimg/24a5c.jpg
Полевой — tp://mybook.in.ua/files/books/middle/image_18657_1.jpg
Василий Тёркин — http://www.childlib.info/images/ub2011_10.jpg
Белый пароход —
http://www.audiobooks.ua/pimages/56/300/6319.jpg
Распутин — http://rnns.ru/uploads/posts/2009-11/1259523251_4.gif
multiurok.ru