cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиада по биологии 9 класс школьный этап 2018 – 500 Internal Server Error

Биология 9 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год

Содержание

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Часть 3
  4. Часть 4
  5. Ответы
  6. Система оценивания

Часть 1

Содержание ↑

На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный ответ и внести его в матрицу.

  1. Корневой волосок является:
  • а) клеткой эпидермы;
  • б) выростом клетки эпидермы;
  • в) многоклеточным образованием эпидермы;
  • г) выростом клетки перицикла.
  1. Стержневая корневая система характерна для:
а) подсолнечника
б) лука

в) пшеницы
г) подорожника

  1. Какой набор хромосом находится в клетках первичного эндосперма в семени сосны?
  • а) гаплоидный;
  • б) диплоидный;
  • в) триплоидный;
  • г) полиплоидный.
  1. Формула цветка Ч5Л1+2+(2) Т(9)+1П1 характерна для:
  • а) гороха и рапса;
  • б) люцерны и чины;
  • в) яблони и томата;
  • г) картофеля и белены.
  1. Семенная кожура у цветковых растений образуется из:
  • а) зиготы;
  • б) центральной клетки;
  • в) стенок завязи;
  • г) покровов семяпочки.
  1. Конидиальное спороношение характерно для:
  • а) сморчков;
  • б) аспергилла;
  • в) сфагнума;
  • г) орляка.
  1. Бактерии являются возбудителями:
  • а) клещевого энцефалита;
  • б) чумы;
  • в) коревой краснухи;
  • г) гепатита А.
  1. Из перечисленных водорослей на наибольшей глубине могут обитать:
  • а) харовые;
  • б) золотистые;
  • в) бурые;
  • г) красные.
  1. Плодовые тела грибов образованы:
  • а) мицелием;
  • б) микоризой;
  • в) ризоидами;
  • г) конидиями.
  1. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata) отсутствую(е)т:
  • а) сократительные клетки;
  • б) эктодерма;
  • в) мезодерма;
  • г) энтодерма.
  1. Полость тела у кольчатых червей:
  • а) первичная;
  • б) вторичная;
  • в) смешанная;
  • г) отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхиматозными клетками.
  1. Выделительная система плоских червей представлена:
  • а) фагоцитарными клетками;
  • б) коксальными железами;
  • в) метанефридиями;
  • г) протонефридиями.
  1. Наличие двух пар усиков характерно для:
  • а) насекомых;
  • б) многоножек;
  • в) ракообразных;
  • г) паукообразных.
  1. Мухи и комары относятся к:
  • а) разным семействам одного отряда;
  • б) разным отрядам одного класса;
  • в) разным классам одного типа;
  • г) разным родам одного семейства.
  1. У человека кости крыши черепа относятся к костям:
  • а) воздухоносным;
  • б) губчатым;
  • в) плоским;
  • г) трубчатым.
  1. В отличие от взрослого человека у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:
  • а) резцы;
  • б) клыки;
  • в) малые коренные зубы;
  • г) большие коренные зубы.
  1. У человека центры слюноотделения находятся в отделе мозга, обозначенном на рисунке цифрой:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

  1. Клетки слизистой оболочки тонкого кишечника секретируют:

  • а) трипсин;
  • б) пептидазы;
  • в) соляную кислоту;
  • г) пепсин.
  1. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
  • а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
  • б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
  • в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
  • г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
  1. Органоид(ы), имеющиеся в клетках и прокариот, и эукариот:
  • а) эндоплазматическая сеть;
  • б) митохондрии;
  • в) лизосомы;
  • г) рибосомы.
  1. Оптимальная среда для высокой активности желудочных ферментов:
  • а) щелочная;
  • б) нейтральная;
  • в) кислая;
  • г) любая.
  1. Лимфа по лимфатическим сосудам попадает непосредственно в:
  • а) артерии большого круга кровообращения;
  • б) вены большого круга кровообращения;
  • в) артерии малого круга кровообращения;
  • г) вены малого круга кровообращения.
  1. Мозговой слой надпочечников вырабатывает гормон:
  • а) соматотропин;
  • б) тироксин;
  • в) кортизон;
  • г) адреналин.
  1. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:
  • а) ядрышки;
  • б) пластиды;
  • в) митохондрии;
  • г) рибосомы.
  1. В природных сообществах роль консументов второго порядка, как правило, могут играть:
  • а) карась, пеночка, жужелица;
  • б) прыткая ящерица, морская звезда, заяц;
  • в) бабочка-крапивница, паук, скворец;
  • г) хомяк, лягушка, канюк.

Часть 2

Содержание ↑

Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 1 до 5). Индексы верных ответов/Да и неверных ответов/Нет укажите в матрице знаком «Х».

  1. Поверхностью тела дышат:
  • а) эвглена зелёная;
  • б) молочная планария;
  • в) взрослая аскарида;
  • г) ланцетник;
  • д) личинки малярийного комара.
  1. Хромосомы выстраиваются на экваторе в процессе:
  • а) профазы митоза;
  • б) метафазы митоза;
  • в) профазы второго деления мейоза;
  • г) анафазы первого деления мейоза;
  • д) метафазе второго деления мейоза.
  1. Ядра симпатической нервной системы лежат в:
  • а) среднем мозге;
  • б) поясничных сегментах спинного мозга;
  • в) продолговатом мозге;
  • г) грудных сегментах спинного мозга;
  • д) крестцовых сегментах спинного мозга.
  1. Масло получают из семян или плодов:
  • а) пшеницы;
  • б) подсолнечника;
  • в) розы;
  • г) сои;
  • д) кукурузы.
  1. Цветок с верхней завязью имеется у:
  • а) кабачка;
  • б) лилии саранки;
  • в) гороха;
  • г) груши;
  • д) сои.
  1. Один круг кровообращения имеется у:
  • а) удава;
  • б) ланцетника;
  • в) сельдевой акулы;
  • г) тритона;
  • д) утконоса.
  1. У кого из перечисленных животных отсутствует личиночная стадия развития?
  • а) дафния большая;
  • б) тритон гребенчатый;
  • в) черепаха трионикс;
  • г) угорь;
  • д) паук-крестовик.
  1. Из названных хордовых не имеют челюстей для захвата пищи:
  • а) гигантская манта;
  • б) миксина;
  • в) химера;
  • г) головастик травяной лягушки;
  • д) ланцетник.
  1. Подвижно соединены между собой:
  • а) ключица и грудина;
  • б) скуловая кость и верхняя челюсть;
  • в) плечевая кость и лопатка;
  • г) кости таза;
  • д) рёбра и позвонки.
  1. Соцветие сложный зонтик имеется у:
  • а) укропа;
  • б) примулы;
  • в) моркови;
  • г) ромашки;
  • д) ириса.

Часть 3

Содержание ↑

Задание на определение правильности суждений. Номера суждений внесите в лист ответов: правильные – в верхнюю строку, а неправильные – в нижнюю.

  1. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
  2. В пресных водоёмах можно встретить представителей мохообразных и папоротникообразных.
  3. Эфемероиды – травянистые многолетние растения с коротким периодом вегетации.
  4. Функции газообмена осуществляются у листьев растений благодаря устьицам.
  5. Микронуклеус инфузорий является полиплоидным ядром.
  6. Для всех двустворчатых моллюсков характерно наличие ноги.
  7. Миноги, обитающие в морях, нерестятся в реках и ручьях.
  8. В состав головного мозга рептилий и амфибий входят одинаковые отделы, но они развиты в разной степени.
  9. Наибольшее давление крови у человека наблюдается в аорте во время систолы желудочков.
  10. Парасимпатическая нервная система сужает зрачки, а симпатическая – расширяет.
  11. Гормоны поджелудочной железы регулируют обмен кальция.
  12. Гликолиз происходит только в анаэробных условиях.
  13. Все клетки организма человека содержат ДНК.
  14. Все растения содержат хлоропласты.
  15. Кислород, образующийся при фотосинтезе, выделяется из углекислого газа.

Часть 4

Содержание ↑

  1. Установите соответствие между структурами растений (1–6) и функциями (А–Г), которые они преимущественно выполняют.
Структура растения: Функция:
1) ситовидные трубки;

2) пробка;

3) устьице;

4) сердцевина стебля;

5) сосуды стебля;

6) перисперм.

 

А) защитная;

Б) транспортная;

В) запасающая;

Г) газообмен.

  1. Установите соответствие между таксонами (А–Д) и типами личинок, свойственных представителям этих таксонов (1–5).

Типы личинок:

Таксоны:

А) Ракообразные; Б) Двустворчатые моллюски; В) Плоские черви; Г) Кишечнополостные; Д) Многощетинковые черви.

Ответы

Часть 1

Содержание ↑

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
б а а б г б б г а в
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
б г в а в в в б б г
21 22 23 24 25
в б г б а

 

Часть 2

Содержание ↑

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да/нет д н д н д н д н д н д н д н д н д н д н
а Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
б Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
в Х Х Х Х Х Х Х X Х Х
г Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
д Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Часть 3

Содержание ↑

Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10.

Неправильные суждения: 5, 6, 11, 12, 13, 14, 15.

Часть 4

Содержание ↑

Задание 1

Структуры растений 1 2 3 4 5 6
Функции Б А Г В Б В

 

Задание 2

Тип личинки 1 2 3 4 5
Таксон В Г А Д Б

 

Система оценивания

Содержание ↑

За каждый правильный ответ части 1 – 1 балл, всего за часть 1 – 25 баллов.

За каждый правильный ответ (да/нет) части 2 – 0,4 балла, за каждое задание – максимум 2 балла, всего за часть 2 – 20 баллов.

За каждый правильный ответ (верно/неверно) части 3 –1 балл, всего за часть 3 – 15 баллов.

За каждый правильный ответ части 4 –2 балла, всего за часть 4 – 22 балла.

Максимальная оценка – 82 балла.

olimpiadnye-zadanija.ru

Олимпиадные задания по биологии 9 класс

Школьный этап олимпиады по биологии 9 класс 2018-2019 уч.г.

Составитель: ЛисоваяЛ.Н., учитель биологи МБОУ «СШ№16»

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли;

б) митохондрии;

в) пластиды;

г) рибосомы.

2. Соцветие корзинка характерно для:
а) ландыша;

б) сирени;

в) ромашки;

г) лилии.

3. Основную массу корневой системы злаков составляют корни:

а) придаточные

б) боковые

в) главные

г) воздушные

4. Значения камбия в жизни растений заключается в том, что он:

а) обеспечивает рост стебля в длину;

б) обеспечивает рост стебля в толщину;

в) участвует в поглощении веществ из окружающей среды;

г) способствует передвижению органических веществ в растении;

5. Животное полость тела которого заполнена паренхимой –

а) Медуза;

б) Планария;

в) Речной рак;

г) Ланцетник

6. Испарение НЕ способствует:

а) защите растения от перегрева,

б) передвижению воды в растении,

в) передвижению минеральных веществ в растении,

г) передвижению органических веществ в растении.

7. Что представляет собой луковица?

а) корневище

б) корнеплод

в) сочный плод

г) видоизмененный побег

8. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;

б) выделительная система;
в) кровеносная система;

г) нервная система.

9. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка;

б) груди;

в) головогруди и брюшка;

г) головогруди.

10. Четырехкамерное сердце появляется в классе рептилий у:

а) змей

б) крокодилов

в) черепах

г) ящериц

11. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба;

б) дождевой червь;

в) гидра;

г) вольвокс.

12. Решающую роль в распространении членистоногих на Земле сыграло:

а) появление хитиновых покровов

б) плодовитость

в) сегментация тела

г) разнообразие ротовых аппаратов.

13. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;

б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;

г) крокодил – акула – жаба – собака.

14. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая;

б) инфузория-туфелька;

в) амеба;

г) стафилококк.

15. . На рисунке изображен представитель Простейших:

а) амеба;

б) эвглена;

в) вольвокс;

г) инфузория.

16. на рисунке знаком Х обозначена:

а) зона роста;

б) корневой чехлик;

в)зона всасывания;

г) боковые корни.

17.Функция митохондрий заключается в:

а) окислении органических веществ,

б) синтезе органических веществ,

в) накоплении питательных веществ,

г) синтезе крахмала.

18.Птенцы выводковых птиц:

а)вылупляются опушенными с открытыми глазами

б)вылупляются голые, с закрытыми глазами

в) долго находятся в гнезде

19. Подвижное соединение костей в организме человека характерно для:

а) скуловых костей

б) позвонков в позвоночнике

в) теменных костей

г) костей запястья.

20.С полным превращением развиваются:

а) саранча и медведка;

б) майский жук и бабочка белянка

в) пчела и кузнечик

г) таракан и клоп

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Из списка выберите немембранные органоиды:
I. ядро II. рибосома III. митохондрия IV. Клеточный центр V. Комплекс Гольджи
а) I, II, III;
б) III, IV;
в) II, IV, V;
г) II, IV.

2. Выберите объекты, относящиеся к клеточному уровню организации жизни:
I. Лес
II. Амеба
III. Голубь
IV. Вирус
V. Бактерия

а) II, V ;
б) II, III,IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

3. Каких органоидов нет в животной клетке:
I. Митохондрии
II. Клеточная целлюлозная стенка
III. Комплекс Гольджи
IV. Пластиды
V. Рибосомы

VI. Вакуоли с клеточным соком

а) II, V, VI.;
б) II, III,IV, VI. ;
в) II,, IV, VI. ;
г) I, IV, VI.

4.Проанализируруйте утверждения относительно животного, изображенного на рисунке и выберите правильные:I— это животное имеет легкие, II – это представитель земноводных, III— у этого животного двухкамерное сердце.

а)I и II б) II и III в)I и III г) I,II,III

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 10 (1 балл за каждый правильный ответ).

1.Мох кукушкин лен всасывает воду из почвы с помощью корней.

2.Семезачатки у покрытосеменных растений образуются внутри завязи пестика.

3.Зародыш семени однодольных растений имеет две семядоли.

4.Формула цветка шиповника – Ч5Л5Т5П1

5.Круглые паразитические черви всасывают питательные вещества всей поверхностью тела.

6.Моллюски – животные с мягким телом, не разделенные на членики, имеющие раковину или ее остатки.

7.Зрение членистоногих только мозаичное.

8.Для грибов характерен гетеротрофный тип питания.

9.Кровь и лимфа – это особый вид эпителиальной ткани.

10.Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно, независимо друг от друга.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11 (по 1 баллу за правильный ответ. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1.Установите соответствие между представителями простейших и их признаками:

2.Соотнесите отделы ЦНС с центрами, находящими в них: А. Продолговатый мозг

Б.Кора больших полушарий

1.Зрительный центр, 2.Центр речи, 3.Центр слюноотделения, 4. Центр слуха,

5.Дыхательный центр, 6. Сосудодвигательный центр.

МАТРИЦА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

на задания школьного этапа

олимпиады по биологии 2018-2019 уч. год

9 класс [мах. 49 баллов]

Часть 1 (20 баллов)

Часть 2 (8 баллов)

Часть 3 (10 баллов)

«ДА»

прав

х

х

х

х

«НЕТ»

неправ

х

х

х

х

х

х

Часть 4 (11 баллов)

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания школьного этапа

олимпиады по биологии 2018-2019 уч. год

9 класс [мах. 49 баллов]

ФИ учен.__________________ Класс_______________

Часть 1 (20 баллов)

Часть 2 (8 баллов)

Часть 3 (10 баллов)

«ДА»

прав

«НЕТ»

неправ

Часть 4 (11 баллов)

infourok.ru

олимпиада по биологии школьный этап 9 класс

Школьный этап олимпиады по биологии

9 класс 2016-17 учебный год

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В клетках грибов нельзя обнаружить:
    а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы.

  2. Основную массу корневой системы злаков составляют корни:

а) придаточные б) боковые в) главные г) воздушные

  1. Значения камбия в жизни растений заключается в том, что он:

а) обеспечивает рост стебля в длину;

б) обеспечивает рост стебля в толщину;

в) участвует в поглощении веществ из окружающей среды;

г) способствует передвижению органических веществ в растении;

  1. Корнеплод это:

а) утолщенный придаточный корень;

б) утолщенный главный корень;

в) утолщенный стебель в основании главного побега;

г) утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня.

  1. Испарение НЕ способствует:

а) защите растения от перегрева, б) передвижению воды в растении,

в) передвижению минеральных веществ в растении,

г) передвижению органических веществ в растении.

  1. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
    а) пищеварительная система; б) выделительная система;
    в) кровеносная система; г) нервная система.

  2. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    а) груди и брюшка; б) груди; в) головогруди и брюшка; г) головогруди.

  3. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
    а) амеба; б) дождевой червь; в) гидра; г) вольвокс.

  4. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
    а) жаба – кролик – крокодил – акула;
    б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
    в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
    г) крокодил – акула – жаба – собака.

  5. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
    а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стафилококк.

  6. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
    а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.

  7. Кольцевая ДНК характерна для:
    а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений.

  8. Функция митохондрий заключается в:

а) окислении органических веществ, б) синтезе органических веществ,

в) накоплении питательных веществ, г) синтезе крахмала.

  1. Ионы магния входят в состав:
    а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.

  2. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
    а) АТФ; б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.

  3. В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
    а) глицерола; б) жирных кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот.

  4. Образование и созревание эритроцитов происходит:

а) в селезёнке, б) в лимфатических узлах,

в) в красном костном мозге, г) в надкостнице.

  1. Какая деятельность человека не может быть отнесена к условно-рефлекторной?

а) соблюдение привычного режима дня б) поворот головы на шорох

в) публичное чтение стихов г) решение математической задачи

  1. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?

а) участвуют в образовании собственных витаминов

б) усиливают движение кишечника во время переваривания

в) увеличивают поверхность соприкосновения с веществами

г) нейтрализуют поступающие с пищей яды

  1. При малокровии у человека уменьшается количество

а) антител б) лейкоцитов в) фибриногена г) гемоглобина

  1. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

а) двигательных нейронах б) нервных центрах

в) рецепторах г) коре больших полушарий

  1. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:

а) ионы железа б) ионы кальция в) аскорбиновая кислота г) ионы хлора.

  1. К спинно-мозговым вегетативным рефлексам млекопитающих животных относят:

А) мочеипускание б) охрана потомства в) строительство нор г) дыхательный

24. Центр сердцебиения находится в:

а) конечном мозге; б) промежуточном мозге; в) среднем мозге;

г) продолговатом мозге.

25. Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

а) двигательный нейрон; б) рецептор; в) вставочный нейрон; г) рабочий орган.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Из списка выберите немембранные органоиды:
    I. ядро II. рибосома III. митохондрия IV. Клеточный центр V. Комплекс Гольджи
    а) I, II, III;
    б) III, IV;
    в) II, IV, V;
    г) II, IV.

  2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны:

  1. Вирусы – внутриклеточные паразиты.

  2. Они размножаются путем деления.

  3. Вирусы относятся к прокариотам.

  4. Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина.

  5. Они содержат аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.

  6. Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др.

а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, VI;
г) IV, V.

  1. Выберите сосуды малого круга кровообращения:
    I. Аорта.
    II. Сонная артерия.
    III. Плечевая артерия.
    IV. Легочная артерия.
    V. Легочная вена.
    VI. Нижняя полая вена.

а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

  1. Выберите объекты, относящиеся к клеточному уровню организации жизни:
    I. Лес
    II. Амеба
    III. Голубь
    IV. Вирус
    V. Бактерия

а) II, V ;
б) II, III,IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

  1. Каких органоидов нет в животной клетке:
    I. Митохондрии
    II. Клеточная целлюлозная стенка
    III. Комплекс Гольджи
    IV. Пластиды
    V. Рибосомы

VI. Вакуоли с клеточным соком

а) II, V, VI.;
б) II, III,IV, VI. ;
в) II,, IV, VI. ;
г) I, IV, VI.

6. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

I. радиальную симметрию;

II. трёхслойность;

III. наличие гастральной полости;

IV. ганглинозный тип нервной системы;

V, хищнический образ жизни.

а) I, II,IV,V

б) I, III,V

в) II,I,V

г) IV, I,III, II

7. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

I. зрения;

II. обоняния;

III. осязания;

IV. вкуса;

V. слуха.

а) V,III, IV

б) I,II,V,IV

в) III,IV

г) II,V,I,III.

8. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

I. грызунов;

II. хоботных;

III. парнокопытных;

IV. зайцеобразных;

V. непарнокопытных.

а) I, II,IV

б) II,V,IV, II

в) II, V, III

г) I, V, II, IV

9. Четырехкамерное сердце имеют:

I. ящерицы;

II. черепахи;

III. крокодилы;

IV. птицы;

V. млекопитающие.

а) I, II ,VI,V

б) III, IV, V

в) I, III, IV, V

г) IV, V

10. Какие функции выполняет правое предсердие человека:

I. выталкивает венозную кровь в правый желудочек;

II. обеспечивает возникновение потенциала действия в сердце;

III. выделяет гормоны;

IV. выталкивает артериальную кровь в правый желудочек;

V. выделяет жидкость.

А) I, II, III.

6) I, II, IV

в) I, II, V

г) II, III, IV

д) II, IV,V

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать — 15(1 балл за каждый правильный ответ).

  1. Для грибов характерен гетеротрофный способ питания

  2. Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является семенное размножение.

  3. Сердце рыб трёхкамерное.

  4. У жаб развитие прямое, без метаморфоза.

  5. Желчь эмульгирует жиры и способствуют их всасыванию.

  6. Молекулы ДНК хранят наследственную информации клетки.

  7. Плазма крови содержит белок гемоглобин.

  8. Все млекопитающие – живородящие животные.

  9. Оплодотворение папоротников зависит от наличия воды.

  1. Для корней характерен вставочный рост.

  2. Когда в замыкающихся клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта.

12.Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращения сердца.

  1. Движение крови в венах по мере приближения к сердцу становится более быстрым

  2. Учащение сердцебиения связано с деятельностью парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы.

  3. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6б Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них (2 балла) ( мах. 0,5 балла).

Вид крови

Кровеносные сосуды

  1. Артериальная

  2. Венозная

А) Вены малого круга кровообращения

Б) Вены больного круга кровообращения

В) Артерии малого круга кровообращения

Г) Артерии большого круга кровообращения

2.Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией(4 балла) ( мах. 0,5 балла).

Тип железы

Название железы

  1. Железы внешней секреции

  2. Железы внутренней секреции

  3. Железы смешанной секреции

А) надпочечники

Б) яичники

В) поджелудочная

Г) щитовидная

Д) железы желудка

Е) потовые

Ж) гипофиз

З) слюнные

Фамилия ________________________ Имя ___________________

Класс ________________________ Школа ____________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания теоретического тура ___ школьного_этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год

___9___ класс [максимально 66 баллов).

Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«ДА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«нет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть IV. [мах. 6 баллов, ] ___________ баллов

1 задание

2 задание

Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

ответы
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
___9___ класс [максимально балл]

Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

б

г

в

б

б

б

г

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

б

а

в

в

г

в

б

в

г

21

22

23

24

25

в

б

а

г

в

Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

б

г

а

в

б

в

а

в

а

Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

«ДА»

 Х

Х 

 

 

Х

Х 

 

Х 

Х 

 

Х

Х

«нет»

 

 

Х 

Х 

 

Х 

 

 

Х 

Х

Х

Х

Часть IV. [мах. 8,5 баллов, ] ___________ баллов

1 задание

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

3

3

2

1

1

2

1

multiurok.ru

Школьная олимпиада по биологии для 9 класса

Максимальный балл – 64

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. К споровым растениям, имеющим развитые кони, стебли и листья, относят:

а) ламинарию и другие морские водоросли

б) папоротники и другие папоротниковидные

в) мох кукушкин лен и другие моховидные

г) улотрикс и другие пресноводные водоросли

2. Какие грибы размножаются почкованием:

а) мукор

б) пеницилл

в) дрожжи

г) шампиньоны

3. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них:

а) одинаковые потребности в воде и освещении

б) сходное строение побегов

в) цветки имеют сходное строение

г) стержневая корневая система

4. Сердце головастика по строению соответствует сердцу:

а) рыбы

б) моллюска

в) пресмыкающегося

г) взрослого земноводного

5. Какие позвоночные стали первыми настоящими наземными животными:

а) земноводные

б) пресмыкающиеся

в) птицы

г) млекопитающие

6. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют:

а) кольчатые черви

б) членистоногие

в) моллюски

г) кишечнополостные

7. Слюна человека содержит фермент, который расщепляет:

а) крахмал

б) липиды

в) нуклеиновые кислоты

г) белки

8. Проводниковая часть зрительного анализатора:

а) сетчатка

б) зрачок

в) зрительный нерв

г) зрительная зона коры головного мозга

9. Какой признак является основным для живой клетки:

а) обмен веществ

б) движение

в) раздражимость

г) рост и развитие

10. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют:

а) митохондрии и ядро

б) вакуоли и комплекс Гольджи

в) ядерную мембрану и хлоропласты

г) плазматическую мембрану и рибосомы

11. Цианеи относится к организмам:
а) многоклеточным; б) прокариотическим;
в) колониальным; г) симбиотическим.

12.У цветковых растений в клетке нет:

а) центриолей; б) микротрубочек; в) микрофиламентов;

г) ядрышка.

13. Рисунок иллюстрирует пример проявления

жизненного свойства:

а) обмен веществ; б) размножение;

в) движение; г) рост.

14. Из перечисленных признаков, общим для клеток грибов и животных является:
а) наличие хлоропластов; б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав; г) наличие пластид.

15. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:

а) пасынкование; б) мульчирование; в) пикировка; г) окучивание.

16. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых; б) злаковых; в) лилейных; г) мотыльковых (бобовых).

17. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из:

а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.

18.Проводящие пучки в листьях:

а) проводят воду и минеральные соли;

б) проводят растворы сахаров из листьев в другие части растения;

в) выполняют опорно-механическую функцию;

г) выполняют все названные функции.

19. Основу древесины березы составляют

а) лубяные волокна, б) ситовидные трубки, в) трахеиды, г) сосуды

20. Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

21. Для чего служат цисты одноклеточных животных:

а) для размножения и расселения; б) для выживания и расселения:

в) для размножения и выживания; г) для размножения, расселения и выживания.

22. Функции носителей наследственной информации выполняют:
а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.

23. Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) нуклеиновые кислоты.

24. Из указанных процессов, к процессам биосинтеза НЕ относится образование:
а) белков; б) углеводов; в) воды и углекислого газа при дыхании;
г) нуклеиновых кислот.

25. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:

а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Эндосперм имеется в семенах:
I-гороха; II- пшеницы; III- лука; IV- фасоли; V- ячменя.

а)II,III,IV ; б) I,IV; в) V,I; г) II,III,V; д) I,III

2. Семена не образуются у: I- спирогиры; II- сфагнума; III- щитовника; IV- плаунов;V- кипариса

а) I,III,II,IV; б) IV,V; в) III,II; г) V; д) II,V.

3. Признаки, характерные для кораллов: I- двуслойное строение тела; II- чувствительны к температуре воды; III- известковый скелет; IV- обитают в соленой и пресной воде; V- нет стрекательных клеток.

а) I, III, IV ; б) II, I, III ; в) III, IV ; г) I,II,III,IV,V. д) III,V

4. Трубчатых цветков не бывает у: I- одуванчика; II- василька синего; III-подсолнечника; IV- ромашки; V- пижмы.

а) II,V ; б) I, V, II; в) только I; г) I, II. д) IV, V.

5. Для рыжего муравья характерны следующие признаки:I- хелицеры; II- четыре пары конечностей; III- две пары антенн; IV- голова, грудь, брюшко; V- колюще-сосущий ротовой аппарат.

а) I, IV ; б) II, V ; в) IV ; г) I,II,III,IV; д) III,II.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

4. Плод стручок образуется у растений семейства бобовых

5. Листья хвощей мелкие, чешуевидные, не имеющие зеленой окраски, фотосинтез происходит в стеблях.

6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у круглых червей.

7. Адолескария печеночного сосальщика обитает в воде.

8. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

9. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

10. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

11. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

12. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

лазания по деревьям.

13. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

14. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

система.

15. Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них (2 балла) ( мах. 0,5 балла).

Артериальная

Венозная

А) Вены малого круга кровообращения

Б) Вены большого круга кровообращения

В) Артерии малого круга кровообращения

Г) Артерии большого круга кровообращения

____________________________________________________________________________

2.Установите соответствие между типами и названиями желез (2 балла) ( мах. 0,25 балла).

Железы внешней секреции

Железы внутренней секреции

Железы смешанной секреции

А) надпочечники

Б) яичники

В) поджелудочная

Г) щитовидная

Д) железы желудка

Е) потовые

Ж) гипофиз

З) слюнные

3. Установите соответствие между признаком растения и группой растений.При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами. (2 балла) ( мах. 0,5 балла). А) не имеют тканей

Б) не имеют органов

В) имеют коробочки со спорами

Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

Д) спорофит развивается на гаметофите

Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

1. моховидные

2. зеленые водоросли

____________________________________________________________________________

Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. С какой целью человек создает заповедники и заказники?

2. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями?
Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?

3. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?

4. В чем основные особенности строения вирусов?
Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2018-19 уч. год
___9___ класс [максимально 64 баллов]

Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов Часть IV. [мах. 6 баллов] ___________ баллов

1 задание

2 задание

3 задание

Часть V. [мах. 8 баллов] ___________________баллов

1. Для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных. А также с целью сохранить уникальные ландшафты и сообщества для будущих поколений. Создание заповедников и заказников необходимо в связи с развитием урбанизации, промышленности и возрастающей угрозой вымирания для существующих видов.

2. Человек использует экологические способы борьбы с вредителями, среди них есть те, которые основываются на хищничестве (например, хищные птицы, истребляющие грызунов; божья коровка, поедающая тлю; жук-«пожарник», истребляющий гусениц и тлю с древесных растений) и паразитизме (наездники в качестве паразитов насекомых и других беспозвоночных). Таким образом, возможно вести борьбу с вредителями естественными способами, ненаносящими вред человеку и окружающей среде.

3 Передняя конечность млекопитающего приспособлена под хождение и бег. В связи с этим строение ее упрощено, многие кости срослись (для прочности) и обусловлено способом хождения. У человека передняя конечность в процессе эволюции усложнилась в связи с прямохождением, она освободилась и приобрела другое значение (труд, добывание пищи, изготовление орудий). Этим обусловлены изменения в строении: большой палец стал противопоставлен остальным, большая подвижность и т.д..

4. Вирус – неклеточная форма жизни. Вирус может существовать только в клетках других организмов – это опасные внутриклеточные паразиты. Они состоят из молекулы нуклеиновой кислоты, заключенной в белковую оболочку. Некоторые имеют приспособления для прикрепления и проникновенияв клетку-хозяина. Вне клетки-хозяина вирусы не проявляют признаков жизни. С этим связана двойственность природы вируса.

Фамилия ________________________ Имя ___________________

Класс ________________________ Школа ____________________

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания теоретического тура ___ школьного_этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2018-19 уч. год

___9___ класс [максимально 64 баллов).

Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов Часть IV. [мах. 6 баллов] ___________ баллов

1 задание

2 задание

3 задание

Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

infourok.ru

Олимпиада по биологии. Школьный этап. 9 класс.

Управление образования Администрации ЯМР

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года

Биология 9 класс, школьный этап

Время выполнения-120 минут.

Автор-составитель:

Комарова Н. А. учитель биологии МОУ Карачихская СШ ЯМР

Часть 1

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует: а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод.

2. Наука, изучающая клетку:
а) гистология;
б) морфология;
в) цитология; 
г) эмбриология.

3. Основой любой биологической мембраны являются:
а) белки;
б) липиды; 
в) углеводы;
г) неорганические соли и вода.

4. Аминокислоты – это вещества, образующие:
а) белки; 
б) углеводы;
в) жиры;
г) нуклеиновые кислоты.

5. Из указанных процессов, к процессам биосинтеза НЕ относится образование:
а) белков;
б) углеводов;
в) воды и углекислого газа при дыхании; 
г) нуклеиновых кислот.

6. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует: а) магний; б) азот; в) фосфор; г) углерод

7.  Применяемое в кондитерской промышленности студенистое вещество агар-агар изготавливают из: а) красных водорослей; б) бурых водорослей; в) одноклеточных зеленых водорослей; г) многоклеточных зеленых водорослей.

8. Бесполое поколение мха (спорофит) развивается из: а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.

9.  В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры: а) папоротников; б) мхов; в) хвощей; г) плаунов.

10. Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через: а) несколько недель после оплодотворения; б) полгода после оплодотворения; в) через год после оплодотворения; г) через полтора года после оплодотворения.

11. На рисунке изображен плод растения, относящегося к семейству:

а) бобовые; б) крестоцветные; в) злаковые; г) пасленовые.

12. Назовите тип плода у грецкого ореха:

а) костянка;

б) ягода;

в) коробочка;

г) орешек.

13. Формула цветка *Ч4Л4Т4+2П1 характерна для семейства:

а) пасленовых;

б) крестоцветных;

в) лилейных;

г) мотыльковых (бобовых).

14. Грибы питаются:

а) образуя на свету органические вещества;

б) готовыми органическими веществами;

в) только органическими веществами живых организмов;

г) поселяясь на продуктах питания.

15. Раздел ботаники, изучающий мхи:

а) бриология;

б) лихенология;

в) птеридология;

г) альгология.

16. Только для животных характерен процесс: а) образования на свету органических веществ из неорганических; б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы; в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности; г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

17.  Для чего служат цисты одноклеточных животных: а) для размножения и расселения; б) для выживания и расселения; в) для размножения и выживания; г) для размножения, расселения и выживания.

18. Только для кишечнополостных характерно:

а) бесполое размножение;

б) наличие стрекательных клеток;

в) способность к регенерации;

г) двуслойность.

19. Из перечисленных систем органов, деятельность всего организма регулируют:
а) опорно-двигательная и пищеварительная;
б) кровеносная и дыхательная;
в) нервная и эндокринная; 
г) выделительная и покровная.

20. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы: а) не имеют клеточного строения;                       б) это одна клетка без ядра; в) это одна клетка с ядром;                                   г) это спора.

Часть 2

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Элементарное соцветие колосок в метелке:

1) риса

2) овса

3) пшеницы

4) ячменя

5) камыша

а) 1, 2, 3

б) 1, 2, 5

в) 2, 3, 4

г) 2, 3, 5

д) 2, 4, 5

2. К двустворчатым моллюскам относятся:

1) перловицы;

2) прудовики;

3) гребешки;

4) беззубки.

а) 1, 2

б) 2, 3

в) 3, 4

г) 1, 4

3. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

1) парнокопытных

2) непарнокопытных

3) грызунов

4) хоботных

5) зайцеобразных

а) 1, 2

б) 1, 2, 3

в) 2, 3

г) 2, 3, 4

д) 3, 4, 5

4. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества:

1) калий

2) кальций

3) протромбин

4) фибриноген

5) гепарин

а) 1, 2, 3

б) 2, 3, 4

в) 2, 3, 5

г) 1, 3, 4

д) 2, 4, 5

5. Свойства мышечной ткани:

1. возбудимость и проведение возбуждения

2. только проведение возбуждения

3. возбудимость

4. сократимость

а) 3

б) 2

в) 1

г) 1,2,4

д) 3,4

Часть 3.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да»

или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать

15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Основные запасы воды в клетках растений находится в пластидах.

2.Фотосинтез происходит во всех клетках растений.

3.Если цветки растения имеют только тычинки, то его называют мужским.

4. Наиболее интенсивное движение растворов органических веществ по древесине происходит весной.

5. У простейших каждая клетка — самостоятельный организм.

6. Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

7.У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для лазания по деревьям.

8. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

9. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

10. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

11.Артериями называют сосуды, по которым течет артериальная кровь.

12.Самая маленькая скорость движения крови в венах.

13. В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

14. Гормон инсулин вырабатывается надпочечниками.

15. Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки — реципиент.

Часть 4.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5.

Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. (2,5 балла) Сопоставьте болезнь (А–Д) и переносчика возбудителя (1–5).

Болезни

Переносчик возбудителя

А) чума;

Б) энцефалит;

В) малярия;

Г) эпидемический сыпной тиф;

Д) бешенство.

1) собаки, шакалы, летучие мыши;

2) комары;

3) клещи;

4) вши;

5) блохи.

2. (2,5 балла) Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает.

А) произвольные движения

Б) непроизвольные движения кишечника

В) интенсивность обмена веществ

Г) работа внутренних органов

Д) сокращение скелетной мускулатуры

1) соматический

2) вегетативный

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года

Биология 9 класс, школьный этап

Матрица ответов.

Часть 1.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Часть 2.

Часть 3

11

12

13

14

15

Часть 4

1.

2.

Итого баллов:

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 учебного года

Биология 9 класс, школьный этап

Ответы

Часть 1. 20 баллов.

г

б

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

а

б

б

а

б

г

б

в

а

Часть 2. 10 баллов.

Часть 3 15 баллов

да

11

12

13

14

15

нет

нет

да

нет

да

Часть 4

5 баллов

1.

2.

Итого баллов: 50 баллов

infourok.ru

Школьный этап всероссийской олимпиады по биологии 9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП, 2015-2016 уч.год

Биология

Для участника

9 класс

Общее время выполнения работы – не более 3,0 астрономических часов (180 минут).

Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.

Ваши ответы на задания теоретической части внесите в прилагаемую к данному заданию матрицу для ответов.

Теоретическая часть

Задание I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Возможность самозарождения живых организмов в современных условиях можно считать:

а) опровергнутой теорией;

б) доказанным фактом;

в) гипотезой;

г) общепризнанной теорией.

2. В ядре не происходит:

а) синтез ДНК;

б) синтез белка;

в) синтез РНК;

г) сборка субъединиц рибосом.

3. Все реакции метаболизма клетки осуществляются при участии:

а) нуклеиновых кислот;

б) витаминов;

в) ферментов;

г) гормонов;

4. Методика выработки условных рефлексов была разработана:

а) В.И. Вернадским;

б) И.М. Сеченовым;

в) И.И. Мечниковым;

г) И.П. Павловым.

5. К эукариотам не относится:

а) инфузория туфелька;

б) палочка Коха;

в) эвглена зеленая;

г) человек.

6. Вирусы состоят из:

а) белковой оболочки, молекул ДНК или РНК;

б) липидной оболочки, молекул ДНК или РНК;

в) хитиновой оболочки, белков и молекул АТФ;

г) полисахаридной оболочки и молекул РНК.

7. Партеногенез характерен для:

а) гидры;

б) речного рака;

в) лягушки;

г) дафнии.

8. Бластула — это:

а) клетка;

б) личинка;

в) половая клетка;

г) зародыш.

9. Метод, который не применяется в исследовании генетики человека, называется:

а) гибридологический;

б) генеалогический;

в) близнецовый;

г) биохимический.

10. Нормой реакции является:

а) пределы мутационной изменчивости признака;

б) комбинативная изменчивость;

в) пределы модификационной изменчивости признака;

г) модификационная изменчивость.

11. Пластинчатым грибом является:

а) белый гриб;

б) ложный опенок;

в) сатанинский гриб;

г) подберезовик.

12. Вид отбора, действующий в популяциях, обитающих в почти постоянных условиях среды, называется:

а) движущий;

б) стабилизирующий;

в) разрывающий; 

г) половой.

13. Венчик у цветка яблони состоит из:

а) пестика;

б) лепестков;

в) чашелистиков;

г) пестика и тычинок.

14. Жилкование листьев у однодольных растений:

а) параллельное и перистое;

б) дуговое и параллельное;

в) перистое и пальчатое;

г) дуговое и сетчатое.

15. В отличие от водорослей мхи:

а) являются многоклеточными организмами;

б) не нуждаются в воде при размножении;

в) имеют ткани и органы;

г) размножаются семенами.

16. Кровеносная система имеется у:

а) аскариды;

б) печеночного сосальщика;

в) инфузории;

г) пиявки.

17. Взаимодействие азотфиксирующих клубеньковых бактерий с корнями бобовых растений является:

а) паразитизмом;

б) симбиозом;

в) конкуренцией;

г) хищничеством.

18. Органами дыхания двустворчатых моллюсков служат:

а) парные легкие;

б) пластинчатые парные жабры;

в) трахеи и легочные мешки;

г) жабры в виде веточек.

19. В процессе нейруляции образуется:

а) мезодерма;

б) эктодерма;

в) нервная трубка;

г) гаструла.

20. Процесс захвата лейкоцитами бактериальных частиц, их поглощение и переваривание называют:

а) лейкоцитозом;

б) плазмолизом;

в) фагоцитозом;

г) денатурацией.

21. Диафрагма:

а) участвует в акте дыхания;

б) участвует в пищеварении;

в) объединяет грудную и брюшную полости;

г) разъединяет грудную и брюшную полости.

22. Отросток нейрона, передающий нервные импульсы от тела нервной клетки к другому нейрону:

а) аксон;

б) рецептор;

в) дендрит;

г) нерв.

23. Надкостница обеспечивает:

а) срастание кости при переломе;

б) запас питательных веществ;

в) кроветворение;

г) рост кости в толщину.

24. Скелетные мышцы образованы тканями:

а) поперечнополосатой мышечной;

б) гладкой мышечной;

в) соединительной;

г) эпителиальной.

25. Примером статической работы является:

а) бег;

б) игра в теннис;

в) стойка «смирно»;

г) игра в волейбол.

26. Гиподинамия:

а) избыток двигательной активности;

б) нарушение гибкости позвоночника;

в) неправильная осанка;

г) недостаточная двигательная активность.

27. Двояко вогнутая форма эритроцитов способствует:

а) увеличению объема клетки;

б) уменьшению объема клетки;

в) увеличению площади поверхности;

г) уменьшению площади поверхности.

28. Если человеку с резус – отрицательной кровью перелить резус – положительную, то:

а) разовьется иммунная реакция;

б) начнется выработка антител;

в) не произойдет заметных изменений;

г) возникнет явление тканевой несовместимости.

29. Первую и вторую цифры в артериальном давлении называют соответственно:

а) верхним и нижним;

б) верхним и диастолическим;

в) верхним и систолическим;

г) систолическим и диастолическим.

30. Сердце иннервируется:

а) симпатическим — ускоряющим и блуждающим — замедляющим

сердечную деятельность;

б) симпатическим — замедляющим и блуждающим — ускоряющим

сердечную деятельность;

в) симпатическим нервом;

г) блуждающим нервом.

Задание II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

1. К абиотическим факторам относятся:

1) количество самок в популяции; 2) температура воздуха; 3) соленость воды; 4) количество видов в биоценозе; 5) численность людей, проживающих на данной территории; 6) насыщенность воды кислородом.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3, 6;

г) 3, 4, 5.

2. К кишечнополостным животным относятся:

1) аскарида; 2) медуза; 3) бычий цепень; 4) актиния; 5) гидра; 6) дизентерийная амеба.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 3, 4;

в) 2, 4, 5;

г) 2, 4, 6.

3. Функция грибов в биоценозах состоит в том, что они:

1) являются продуцентами; 2) из неорганических веществ синтезируют органические вещества; 3) являются редуцентами; 4) поглощают углекислый газ и выделяют кислород; 5) поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 6) разлагают органические вещества.

а) 1, 2, 4;

б) 3, 5, 6;

в) 2, 4, 5;

г) 3, 4, 6.

4. Функциями коры головного мозга являются:

1) отвечает за выработку условных рефлексов; 2) регулирует деятельность сердечно-сосудистой системы; 3) анализирует зрительные и слуховые раздражения; 4) содержит дыхательный центр; 5) запускает реакцию кашля и чихания; 6) контролирует тонкие движения пальцев.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 3, 6;

в) 2, 3, 5;

г) 4, 5, 6.

5. Отметьте признаки правого желудочка сердца:

1) содержит венозную кровь; 2) создает более низкое давление; 3) имеет более толстую стенку; 4) выбрасывает кровь в малый круг; 5) отделен от предсердия двустворчатым клапаном; 6) выбрасывает кровь в аорту.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 5;

в) 2, 4, 6;

г) 3, 5, 6.

6. С помощью матричных реакций в клетке эукариот синтезируются:

1) нуклеотиды; 2) жиры; 3) белки; 4) ДНК; 5) аминокислоты; 6) РНК.

а) 1, 3, 4;

б) 2, 3, 5;

в) 2, 5, 6;

г) 3, 4, 6.

7. Выберите признаки, характерные для хламидомонады:

1) относится к автотрофам; 2) размножается спорами; 3) имеет гаметы со жгутиками; 4) образует плесень 5) многоклеточный организм; 6) может выделять кислород.

а) 1, 2, 4;

б) 1, 3, 6;

в) 2, 4, 6;

г) 3, 5, 6.

8. Выберите признаки, характерные для кольчатых червей:

1) есть сердце, разделенное на отделы; 2) кровеносная система замкнутая; 3) нервная система — брюшная нервная цепочка с узлами в сегментах тела; 4) имеется мантия; 5) тело сегментировано; 6) есть радула (тёрка).

а) 1, 2, 3;

б) 2, 4, 6;

в) 2, 3, 5;

г) 3, 4, 6.

9. Часть почки, капсула нефрона, характеризуется следующими признаками:

1) участвует в образовании вторичной мочи; 2) находится в корковом слое почки; 3) находится в мозговом слое почки; 4) участвует в образовании первичной мочи; 5) осуществляет фильтрацию крови; 6) осуществляет реабсорбцию.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 6;

в) 2, 4, 5;

г) 3, 4, 6.

10. Гидра способна осуществлять:

1) захват добычи; 2) перемещение в пространстве; 3) кровообращение; 4) фотосинтез; 5) размножение почкованием.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 5;

в) 2, 3, 4;

г) 2, 4, 5.

Задание III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за существование и естественный отбор.

2. Первые бактерии появились 7 млрд. лет назад.

3. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

4. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.

5. Клетка водоросли содержит одну крупную или несколько мелких вакуолей с клеточным соком, одно или несколько ядер, хроматофоры, содержащие пигменты.

6. На боковой стенке полости носа имеется две носовых раковины.

7. Стенки правого желудочка сердца развиты лучше, чем левого.

8. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал.

9. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения.

10. На 1 см2 кожи приходится до 400 чувствительных нервных окончаний, представляющих собой рецепторы.

Практическая часть

Задание IV. Какие ткани изображены на микрофотографиях, сделать подписи названия ткани на рисунке. Название ткани на микрофотография слева А, на микрофотографии справа Б. Ниже в таблице дать описание признаков строения, функций, свойств каждого типа ткани.

Ключевые компоненты = 14, максимальное количество баллов за практическое задание = 14.

Рис. А

Рис. Б

тип ткани на рис. А

Строение, функции, свойства

тип ткани на рис. Б

Строение, функции, свойства

2

Скорость сокращений, расслабления, утомления

3

Энергозатраты

4

Какой частью нервной системы регулируется?

5

Особенности строения и расположения клеток

6

Сознательный контроль

7

В состав каких органов входит и какие органы формирует?

Биология_9 класс

Матрица ответов для проверки

Теоретическая часть

Задание 1. [30 баллов]

Задание 2. [20 баллов]

Часть 3. [10 баллов]

Практическая часть

Задание IV.[14 баллов]

Слева рис. А – поперечно – полосатая мышечная ткань (1 балл). Справа рис. Б – гладкая мышечная ткань (1 балл).

Рис. А

Рис. Б

Гладкая мышечная ткань

баллы

Поперечно – полосатая мышечная ткань

баллы

1

Медленно сокращается, расслабляется, утомляется

1

Быстро сокращается, расслабляется, утомляется

1

2

Тратит мало энергии

1

Тратит много энергии

1

3

Регулируется вегетативной частью периферической нервной системы

1

Регулируется соматической частью периферической нервной системы

1

4

Не подчиняется сознанию

1

Подчиняется сознанию

1

5

Клетки веретеновидные, одноядерные, сократительные волокна располагаются по периферии цитоплазмы

1

Клетки удлинённые с закруглёнными концами, сократительные волокна располагаются упорядоченно, формируя поперечно – полосатую исчерченность мышечного волокна

1

6

Формирует стенки органов пищеварения, выделения, дерму кожи, стенки кровеносных сосудов

1

Формирует скелетную мускулатуру, верхние и нижние отделы пищеварительной системы

1

Общая максимальная сумма баллов = 74

infourok.ru

Задания олимпиады по биологии 9 класс 2017-2018 уч.год.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ (ШКОЛЬНЫЙ )ЭТАП

Биология

9 класс

1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

а – Орган; б – Клетка; в – Ткань.

2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?

а — Жан Батист Ламарк; б — Чарлз Дарвин;

в — Эрнст Геккель; г — Климент Аркадьевич Тимирязев.

3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:

а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;

в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.

4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:

а – АТФ; б – ДНК; в – Белков.

5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?

а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;

б – Служат пищей для растений;

в – Создают органические вещества из неорганических;

г – Обогащают атмосферу кислородом.

6. Взаимоотношения «тля – муравей» — это:

а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.

7. Главный признак царства грибов:

а – Наличие в клетках ядра; б — Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;

в – Питание готовыми органическими веществами;

г – Клеточное строение организмов.

8. Транспортную функцию в организме выполняет:

а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.

9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

а – Покрытосеменные; б – Голосеменные;

в – Папаротниковидные; г – Моховидные.

10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:

а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.

11. Микориза:

а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;

в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.

12. К теплокровным животным относятся:

а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся.

13. Растения класса однодольных имеют:

а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;

б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;

в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;

г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.

14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:

а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы.

15. О единстве органического мира свидетельствует:

а – Связь организмов со средой;

б – Приспособленность организмов к среде обитания;

в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств

живой природы;

г – Взаимосвязь клеток в организме.

Вставьте пропущенное слово:

1. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период…………………. клетки.

2. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.

3. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……….

4. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам:

Биотоп + биоценоз = ………………………..

5. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……

Задание 2.

1. Какова структура и функции ядра клетки?

2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *