cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиада 2019 по химии 9 класс – Олимпиада по химии 9 класс. Онлайн этап 2019-2020 год

Олимпиада по химии 9 класс, задания с ответами

Примеры олимпиадных заданий по химии для 9 класса вы найдете на этой странице. Мы составили тренировочный комплект олимпиадных тестов и задач, которые помогут учащимся подготовиться к олимпиаде, повторив и обобщив ранее изученный материал. Учителям предлагается использовать представленный материал для проведения урока химии, посвященного разбору олимпиадных заданий.

Ко всем заданиям указаны ответы и подробные решения. Поэтому школьники могут использовать этот комплект для самоподготовки. Они смогут оценить уровень своих знаний, сверившись после решения заданий с ответами внизу страницы. Мы не рекомендуем подсматривать в ответы до того, как вы попробуете решить задания самостоятельно. Только так вы сможете подготовиться к олимпиаде.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Наибольшую молекулярную массу имеет А) BaCl2

Б) ВаS04
В) Ва3(Р04)2
Г) Ва3Р2

2. Трехэлементное вещество — это … А) серная кислота
Б) негашеная известь (оксид кальция)
В) хлорид железа (III)
Г) медный купорос.

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН)2С03 + НС1 = СuС12 + С02 + …
А) 10
Б) 11
В) 12
Г) 9

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
А) 0,5
Б) 0,3
В) 0,03
Г) 0,15

5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
А) р = 20, n=19
Б) р = 40, n = 19
В) р= 19, n = 21
Г) р = 21, n=19

6. Реакция, в результате которой выпадает осадок
А) КОН + НС1
Б) К2С03 + Н2S04
В) Cu(OH)2 +HNO3
Г) Nа2S + Рb(N03)2

7. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
А) 60
Б) 37,5
В) 75
Г) 62,5

8. Массовая доля кислорода наибольшая в соединении:
А) сульфат калия
Б) сульфит калия

В) фосфат калия
Г) карбонат калия

9. В молекулярном уравнении реакции Ba(OH)2 + Ba(h3PO4)2 —> средняя соль + …
сумма коэффициентов равна:
А) 4
Б) 6
В) 8
Г) 10

10. Масса (в граммах) сернистого ангидрида, занимающего объем при нормальных условиях 7 л, равна:
А) 20
Б) 25
В) 10
Г) 13,75

Открытые вопросы

Вопрос 1
При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Вопрос 2
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Вопрос 3
50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка.
Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.

Вопрос 4
25 г цинкового порошка поместили в 100 г раствора нитрата серебра. Через некоторое время порошок отфильтровали, высушили и взвесили; масса порошка составила 26,51 г. Определите массовую концентрацию нитрата цинка в растворе.

Вопрос 5
Студенистое голубое вещество А нейтрализуется бесцветным веществом Б с образованием голубого раствора вещества В. При выпаривании раствора и прокаливании осадка образуются: газ бурого цвета Г, газ Д (бесцветный, в котором вспыхивает тлеющая лучинка) и твердое вещество Е черного цвета, которое может вступать в реакцию с веществом Б с образованием вещества В. Определите вещества А, Б, В, Г, Д и Е и приведите уравнения соответствующих реакций.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветВАБВВ
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветГВАВА

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
Me2O3 + 3 h3SO4 = Me2(SO4)3 + 3 h3O
(2х + 48) г ? моль (2х + 288) г/ моль n (X) = m (X) ? M (X)
n (Me2O3 ) = n (Me2(SO4)3)
9,6 ? 2х + 48 = 24 ? 2х + 288; х = 56 (Fe –железо)

Ответ на вопрос 2:
4 Р + 5О2 = 2 Р2О5
2 Сa + O 2 = 2 CaO
3 СaO + P2 O5 = Ca3 (PO4)2

Ответ на вопрос 3:
Уравнения протекающих реакций:
BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + CO2 + h3O (1)
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2 + h3O (2)
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + 2NaCl (3)
По массе осадка BaSO4 и уравнениям реакций (3) и (1) определим массу BaCO3.
По уравнению реакции (3) рассчитаем количество вещества BaCl2:
n(BaCl2) = n(BaSO4) = 46,6 / 233 = 0,2 моль
По уравнению реакции (1) рассчитаем количество вещества BaCO3 и затем его массу:

n(BaCO3) = n(BaCl2) = 0,2 моль [из уравнения реакции (3)]
m(BaCO3) = 0,2 ? 197 = 39,4 г
Определим массовые доли карбонатов в смеси:
w( BaCO3) = 39,4 / 50 = 0,788 или 78,8%
w(Na2CO3) = 100 – 78,8 = 21,2%
Ответ: w(BaCO3) = 78,8% w(Na2CO3) = 21,2%

Ответ на вопрос 4:
Уравнение реакции
Zn + 2AgNO3 = Zn(NO3)2 + 2Ag
Формула для расчета
w(Zn(NO3)2) = m(Zn(NO3)2/(mр-ра + m(Zn) – m(Ag))
Пусть растворилось х моль Zn, тогда:
m(Zn) = 65х г
по уравнению реакции
v(Ag) = 2x, m(Ag) = 2 .108x = 216x г
по уравнению материального баланса
m0(Zn) – m(Zn) + m(Ag) = m1(Zn + Ag)
25 – 65x + 216x = 26,51 x = 0,01 моль Zn
По уравнению реакции – образуется 0,01 моль Zn(NO3)2,
m(Zn(NO3)2) = 0,01 . 189 = 1,89 г.
w(Zn(NO3)2) = 1,89/(100 + 0,01 . 65 – 216 . 0,01) = 0,0192, или 1,92 %.

Ответ на вопрос 5:
Студенистое голубое вещество А – Cu(OH)2
бесцветное вещество Б – HNO3
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2h3O
t0 t0ttВВ В Cu(NO3)2 раствор этого вещества имеет голубую окраску. При прокаливании криста кристаллов этой соли образуются 3 вещества:

t0
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
CuO (в CuO (вещество Е черного цвета)
NO2 (г NO2 (газ Г бурого цвета)
O2 (бес O2 (бесцветный газ Д, в котором вспыхивает тлеющая лучинка)
Вещест Вещество Е реагирует с веществом Б с образованием вещества В
CuO + CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + h3O

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по Химии 9 класс

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Химия, 9 класс

Время выполнения работы –


Программированное задание

  1. Наименьший радиус имеет атом

1) Li 2) C 3) Be 4) B

  1. Распределение электронов по энергетическим уровням в ионе Са2+ соответствует ряду чисел

1) 2,8,8,2 2) 2,8,8,1 3) 2,8,8,0 4) 1,8,8,0

  1. Вещество с ковалентной полярной связью имеет формулу
    1) SO2 2) KCl 3)Cl2 4) NaBr

  1. В окислительно – восстановительной реакции, схема которой

KMnO4 + K2SO3 + H2OMnO2 +

K2SO4 + KOH коэффициент перед формулой восстановителя равен

1) 4 2) 3 3) 2 4) 1

  1. Какой из оксидов является амфотерным

1) Li2O 2) MgO 3) NO2 4) Al2O3

  1. Формула, какого из соединений записана неверно

    1) NO2 2) SO3 3) FO2 4) CaO

  1. Сколько молекул содержится в 88 г. углекислого газа

1) 6 · 1023 2) 3 ·1023 3) 9 · 1023 4) 12 · 1023

  1. Какая из реакций не идет
    1) Pb + H2SO4 → 3)

    Na + H2O

    2) Mg + HCl → 4) Fe + CuSO4

  1. Самый легкий металл
    1) Mg 2) Al 3) Li 4) Na

  1. К щелочноземельным металлам относится
    1)Na 2) Ba 3) Al 4) Fe

Задачи

  1. Определите массу технического алюминия (массовая доля алюминия 98,4 %), который потребуется для алюминотермического получения ванадия массой 15,3 кг. из оксида ванадия (V) V2O5

  1. Какая масса цинка может прореагировать с соляной кислотой, объемом 50 мл. и плотностью 1,1 г/мл, массовая доля HCl в котором составляет 0,2? Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

  1. Простое вещество красного цвета нагрели без доступа воздуха, получили белое вещество, которое легко сгорает на воздухе. Продукт горения поместили в избыток воды, а к полученному раствору прилили избыток раствора гидроксида калия. В результате получили раствор массой 84,8 г, содержащий фосфат калия, массовая доля которого равна 5 %. Какое простое вещество взяли для осуществления указанных выше превращений? Определите массу этого вещества.

Ответы к школьной олимпиаде по химии 9 класс
Программированное задание (за каждый правильный ответ 1 балл)

Задачи

1)


Решение:

3 V2O5 + 10 Al = 5 Al2O3 + 6 V

1)


2)

3)

4)

Ответ:

Уравнение реакции – 1 б

Расчеты по 0,5 – 2 б

Всего – 3 б

2)


Решение:

Zn + 2 HCl = 2 ZnCl

2 + H2

1)

2)



3)

4)

5)

6)

7)

Ответ:

За все реакции и все расчеты по 0,5 б

Всего – 4 б

3)

mp(K34)=84,8 г(K34)= 5 %


Решение:

1) 4 Р + 5 О2 = 2 Р2О5

2) Р2О5 + 3 Н2О = 2 Н3РО4

3) Н3РО4 + 3 КОН = К3РО4 + 3 Н2О



4)

5)

6)

7)

8)

9)

Ответ: вещество – красный фосфор

Уравнение реакции – 1 б
Расчеты по 0,5 б
Всего – 6 б

Максимальное число баллов – 23

infourok.ru

Олимпиада по химии 9 класс

Олимпиада по химии 2017

9 класс

9-1. С какими из перечисленных веществ может реагировать гидроксид натрия? Если реакция возможна, напишите ее уравнение, укажите условия протекания.

Вещества: 1) CO2, 2) Fe (сталь), 3) SiO2 (кварц), 4) Al, 5) NO2,6) H2O (7 баллов)

9-2. 2. Три вещества А, Б и В имеют различную окраску. А – простое вещество, обладающее высокой электропроводностью, используемое для изготовления проводников электрического тока и известное человеку уже с глубокой древности; вещества Б и В – сложные, содержащие в своем составе атомы элемента, образующего вещество А. Приведите уравнения возможных химических реакций, соответствующие следующей схеме:

А Б В

Назовите вещества А, Б и В, укажите их окраску. (6 баллов.)

9-3 2,0 г кальция сожгли в избытке кислорода, продукт сгорания поместили в воду и пропускали через полученную взвесь оксид серы (IV) до прекращения поглощения газа. Определите состав и массу образовавшейся соли. Какой объем оксида серы (IV) при (н.у.) может быть получен из данной соли при обработке её серной кислотой? (9 баллов)

9-4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:

графит  углекислый газ  гидрокарбонат кальция  карбонат кальция  углекислый газ 

Укажите условия проведения реакций. (4 балла)

9-5 При температуре 39˚С и давлении 741 мм рт. ст. 1,73 г газа занимают объем, равный 640 мл. Определите молярную массу газа. (4 баллов)

Олимпиада по химии 9 класс Решения

9-1. Решение (7 баллов)

1) NaOH + CO2 = NaHCO3 при избытке углекислого газа (1 балла)

2 NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O при избытке щелочи (1 балла)

2) нет реакции (1 балл)

3) 2 NaOH + SiO2 = Na2SiO3 + H2O при сплавлении твердых веществ (1 балла)

4) 2 NaOH + 2 Al + 6 h3O = 2 Na[Al(OH)4] + 3 H2 (1 балла)

5) 2 NaOH + 2 NO2 = NaNO3 + NaNO2 + H2O (1 балла)

6) нет реакции(1 балл)

9-2. Решение (6 баллов)

Вещество А – медь Cu. Она имеет красно-оранжевый цвет, обладает металлическим блеском. (2 б.)

Вещество Б (один из вариантов) – оксид меди(II) CuO. Он имеет черный цвет. (1 б.)

Вещество В (один из вариантов) – сульфат меди(II) CuSO4. Он имеет в водном растворе голубой цвет. (1 б.)

Уравнения химических реакций:

1) 2Cu + O2 2CuO; (1б.)

2) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O. (1 б.)

9-3. Решение (9 баллов)

2Ca + O2 = 2CaO (1 балл)

CaO + H2O = Ca(OH)2 (1 балл)

Ca(OH)2 + SO2 = CaSO3 + H2O (1 балл)

CaSO3 + SO2 + H2O = Ca(HSO3)2 реакция прекращается после превращения всего гидроксида в кислую соль. (1 балл)

2,0 г кальция соответствуют 2/40 = 0,05 (моль). (1 балл)

По цепочке: Ca Ca(OH)2CaSO3 Ca(HSO3)2 (1 балл)

получается 0,05 моль кислой соли или 202х0,05 = 10,1 (г) (1 балл)

Ca(HSO3)2 + h3SO= CaSO4 + 2 SO2 + 2 H2O (1 балл)

Объем сернистого газа (н.у.): 22,4*0,05*2 = 2,24 л(1 балл)

Ответ: 10,1 г Ca(HSO3)2 ; 2,24 л SO2

9-4.Решение (4 балла)

C + O2 = CO2 (1 балл)

2 CO2 + Ca(OH)2 = Ca(HCO3)2 при избытке CO2 (1 балл)

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O при нагревании раствора (1 балл)

CaCO3 = CO2 + CaO реакция при прокаливании (1 балл)

9-5 Решение (4 балла)

Дано: Т=312 К; Р= 741 мм. рт. ст. или 0,975 атм.

V=640 мл =0,64 л

m=1,73 г

Найти: M газа — ?

Решение

PV = υRT (1 балл)

M=mRT/PV (1 балл)

M= 1,73 * 0,082*312/0,975*0,640=70,93 г/моль (2 балл)

Ответ молярная масса газа 71г/моль

(Всего 30 баллов)

multiurok.ru

Олимпиада по химии 9 класс – ФГОС online

Химия 9 класс

Лимит времени: 0

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  • Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

fgosonline.ru

Задания школьного этапа олимпиады по химии для 9 класса – УчМет

г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область

Решения заданий школьного тура олимпиады по химии 9 класс.

Тест.

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

4

3

1

1

3

Всего за задание: 5 баллов

  1. Самый легкий металл –Li. (1 балл)

Он легко растворим в воде с выделением водорода 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2(1 балл)

При этом образуется гидроксид лития и раствор приобретает щелочную реакцию.Полученный газ водород легко горит

2H2+ O2 = 2H2O (ţ ) (1 балл)

и восстанавливает металлическую ртуть (жидкость) из ее оранжево-красного оксида

HgO + H2 = Hg + H2O (ţ ) (1 балл)

Эта же жидкость (Hg) может быть получена и в результате непосредственного нагревания оксида ртути 2HgO = 2Hg + O2↑ (ţ ) (1 балл) Таким образом: А- литий(Li), В- водород (H2), С- металлическая ртуть (Hg).

Всего за задание: 5 баллов

  1. M(CaCO3) = 100 г/моль. (1 балл)

Массовая доля кальция в карбонате кальция равна

w(Ca) = 40/100 = 0,4. (1 балл)

Масса кальция в каждом курином яйце равна

m(Ca) = w(Ca)*m(CaCO3) = 0,4 * 5 = 2г. (1 балл)

Таким образом, с каждым яйцом курица теряет 2 г. кальция. В год она теряет

2*220 = 440 г. кальция. (1 балл)

Эта масса кальция (440 г.) должна восполняться в рационе несушки в течение года

Всего за задание: 4 балла

  1. Реакция замещения Zn + CuSO4 = Cu↓ + ZnSO4 (1 балл)

Реакция обмена CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4 (1 балл)

ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 ↓+ Na2SO4

Реакция разложения Cu(OH)2 = CuO↓ + H2O(ţ ) (1 балл)

Реакция присоединения Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)]4 (2 балла)

Всего за задание: 5 баллов

  1. По изменению цвета индикаторной бумаги определим, в каких двух пробирках находятся кислоты, в двух других – соли (среда этих растворов нейтральная). (2 балла)

Затем добавим к двум пробиркам, где находятся кислоты, реактив – раствор хлорида бария. Там, где находится HCl, ничего не произойдет. При взаимодействии с серной кислотой появится осадок белого цвета.

H2SO4 + BaCl2  BaSO4 + 2HCl (2 балла)

Добавим к двум другим пробиркам, где находятся соли, тот же реактив – раствор хлорида бария. Там, где находится NaCl, ничего не произойдет, в пробирке с Na2SO4 появится осадок белого цвета.

Na 2SO4 + BaCl2  BaSO4 + 2NaCl (2 балла)

Всего за задание: 6 баллов

  1. Так как металл в оксиде трехвалентный, оксид имеет формулу Ме2О3. (1 балл)

Зная, что оксид содержит 70 % металла, определим атомную массу металла –Ar(Me) из соотношения

2* Ar(Me) = 70/100 (3 балла)

2* Ar(Me) + 48

Откуда Аг(Ме)= 56 г/моль. Искомым металлом является железо. (1 балл)

Уравнения реакций протекающих процессов будут иметь вид:

Fe(NO3)3 + 3NaOH = 3NaNO3 + Fe(OH)3(1 балл)

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O (2 балла)

Всего за задание: 8 баллов

6.N(О3) = n (О3) × Nа = 150 × 6,02×1023 = 9,03× 1025 молекул (2 балла)

М(О3) = 48 г/моль
m(О3) = n ×М = 150×48 = 7200 г = 7,2 кг (3 балла)

Всего за задание: 5 баллов

www.uchmet.ru

Международная ЕГЭ-Олимпиада. Химия

зимой

6 — 7 февраля
2019 года

Химия

Участники 9-11 классы

Статус

Итоги подведены

Подать заявку

 

ЕГЭ по химии – серьезное испытание, подготовка к которому требует упорной работы. Чтобы проверить свои знания по химии, обобщить их и определить степень готовности к реальному экзамену, предлагаем Вам принять участие в ЕГЭ-Олимпиаде по Химии 2018–2019 учебного года!

 

Содержательные блоки, по которым разработаны задания для учащихся 8–9 классов:

1. Вещество.

2. Химическая реакция.

3. Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах.

4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии.

5. Химия и жизнь.

 

Содержательные блоки, по которым разработаны задания для учащихся 10–11 классов:

1. Теоретические основы химии.

1.1. Современные представления о строении атома.

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

1.3. Химическая связь и строение вещества.

1.4. Химическая реакция.

2. Неорганическая химия.

3. Органическая химия.

4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.

4.1. Экспериментальные основы химии.

4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ.

4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.

 

Особенности олимпиады:

* Олимпиада проводится для учащихся 8–9, 10–11 классов.

* Задания в каждой возрастной категории разрабатываются с учетом общеинтеллектуальных способностей детей. При создании олимпиадных заданий учитывается временной промежуток, отведенный на их выполнение, – 2 дня.

* Для каждого олимпиадного задания определено среднее время его выполнения, что позволяет участнику выбрать индивидуальный темп выполнения: можно сразу выполнить все олимпиадные задания или разделить выполнение заданий на несколько дней.

* Задания олимпиады построены по принципу заданий ГИА (для участников 9 класса) и ЕГЭ (для участников 10–11 классов), структура работы соответствует КИМ OГЭ и КИМ ЕГЭ (www.fipi.ru).

* Выполнение заданий не предусматривает использование дополнительной литературы и интернет-источников, только самостоятельную работу участников.

* Олимпиада развивает УУД: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, выбор эффективных способов решения задачи, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, адекватная оценка информации, установление причинно-следственных связей.

Индивидуальное участие

Время проведения
2 дня

Итоги
7.03.2019

Регистрация участников до 7.02.2019
(включительно) Дата проведения
с 6.02.2019
по 7.02.2019 Загрузка ответов
до 7.02.2019
(включительно) Подведение итогов
не позднее
7.03.2019

Рассылка наградного материала не позднее 21.03.2019.

Технические требования
  • Текстовые документы выполняются в любом текстовом редакторе документа Microsoft Word или OpenOffice.org Writer (файлы *.doc, *.docx, *.rtf, *.odt)
  • Графические изображения выполняются в любом графическом редакторе(файлы *.jpg, *.gif)
Бонусы

Вознаграждение начисляется в размере 10% за все регистрационные взносы, за исключением Конкурсов-игр и Конкурсов для всей семьи (Семейных конкурсов). Вознаграждение зачисляется на ваш бонусный баланс на сайте Центра и может использоваться для частичной или полной оплаты регистрационных взносов.

 Физические грамотыЭлектронные грамотыФизические  свидетельстваЭлектронные  свидетельства
Победители и лауреаты++  
Все участники   +
Все участники, при регистрации 5 и более участников от одного координатора  + 
Учитель, подготовивший победителя или лауреата++  
Координатор, зарегистрировавший в одном мероприятии не менее 10 участников++  
Учитель, подготовивший в одном конкурсе не менее 5 участников++  

nic-snail.ru

Химия 9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2017-2018 год

Содержание

  1. Задача 1. Два газа
  2. Задача 2. Соединения с водородом
  3. Задача 3. Свойства неизвестного газа
  4. Задача 4. Хорошо растворимый газ
  5. Задача 5. Ионное соединение без металлов
  6. Задача 6. Расширение и сжатие газа

В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается.

Задача 1. Два газа

Содержание ↑

Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга. Оба они встречаются в природе, оба поддерживают горение тлеющей лучинки. Газ Y в отличие от газа X вызывает потемнение серебряной пластинки. Газ X образуется из газа Y при пропускании его через раствор иодида калия KI:

KI + Y + H2O → I2 + X + KOH

Назовите газы X и Y. Составьте уравнение записанной выше реакции. Какую роль играет газ Y в верхних слоях земной атмосферы? Запишите уравнение реакции газа Y с серебряной пластинкой, если известно, что продуктами её являются газ Х и вещество Z, содержащее 87,1 % серебра по массе.

Решение

Содержание ↑

Газы X и Y – это кислород O2 и озон О3. 4 балла

2KI + О3 + H2O → I2 + O2 + 2KOH 1 балл

Озоновый слой в стратосфере поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца и предохраняет от него поверхность Земли и её обитателей. 1 балл

Найдём формулу вещества Z.

Ag : O = (87,1/108) : (12,9/16) = 1: 1.

Простейшая формула – AgO. 2 балла

Уравнение реакции:

Ag + O3 = AgO + O22 балла

Итого 10 баллов

Задача 2. Соединения с водородом

Содержание ↑

Некоторый элемент X образует несколько соединений с водородом, в каждом из которых он четырёхвалентен. Все эти соединения легко воспламеняются на воздухе, гидролизуются водой до оксида, а при нагревании разлагаются на простые вещества.

В простейшем соединении массовая доля водорода равна 12,5 %. Установите его формулу (не забудьте привести расчёты) и напишите уравнения трёх перечисленных выше реакций с его участием.

Напишите формулу водородного соединения X, которое содержит 8 атомов водорода.

Решение

Содержание ↑

Общая формула гидридов четырёхвалентных элементов: XH4.           1 балл

Массовая доля водорода:

ω(H) = 4 / (4+M(X)) = 0,125, откуда M(X) = 28 г/моль. X – кремний, формула простейшего водородного соединения – SiH4          2 балла

Уравнения реакций:

SiH4 + 2O2 = SiO2 + 2H2O     2 балла

SiH4 + 2H2O = SiO2 + 4H2     2 балла

SiH4 = Si + 2H2   2 балла

за каждое уравнение – 1 балл, если неверные коэффициенты. Если уравнения записаны в общем виде, без указания элемента Si, ставится полный балл

Формула другого водородного соединения – Si3H81 балл

Итого 10 баллов

Задача 3. Свойства неизвестного газа

Содержание ↑

Через склянки, содержащие растворы сульфата меди (II), нитрата серебра (I) и гидроксида калия пропустили неизвестный газ, имеющий неприятный запах и образующийся при разложении белков. В двух склянках выпал осадок, а в одной – нет.

  1. Какой газ пропускали через растворы солей?
  2. Осадки каких веществ выпали из растворов? Напишите уравнения реакций, протекающих во всех склянках.
  3. Приведите два разных способа получения неизвестного газа в химической лаборатории.

Решение

Содержание ↑

1) Газ, образующийся при разложении белков и имеющий неприятный запах, – сероводород H2S. 2 балла

2) При взаимодействии с сероводородом соли образуют соответствующие сульфиды металлов, имеющие тёмную окраску, а в растворе гидроксида калия происходит реакция нейтрализации, осадок не образуется:

CuSO4 + H2S = CuS↓ + H2SO4 2 балла

2AgNO3 + H2S = Ag2S↓ + 2HNO3 2 балла

2KOH + H2S = K2S + 2H2O 2 балла

принимается также KOH + H2S = KHS + H2O

(если реакция не уравнена – 1 балл из 2-х)

3) В химической лаборатории сероводород можно получить действием раствора серной кислоты или соляной кислотой на сульфиды металлов, чаще всего используют сульфид железа (II):

FeS + H2SO4 = FeSO4 + H2S↑ 1 балл

Реже используют прямой синтез – взаимодействие кипящей серы с водородом:

H2 + S = H2S 1 балл

Итого 10 баллов

Задача 4. Хорошо растворимый газ

Содержание ↑

В воде растворили 33 л неизвестного газа и получили 250 г раствора. Если в том же количестве воды растворить в три раза больше газа, образуется раствор массой 300 г.

  1. Определите массовые доли растворённого вещества в каждом из растворов.
  2. Найдите массу воды, взятой для растворения.
  3. Определите неизвестный газ, если известно, что объёмы измерены при нормальных условиях. Все необходимые расчёты запишите.

Решение

Содержание ↑

1) Сравнив первый и второй растворы, находим, что 66 л газа весят 50 г. Следовательно, 33 л газа весят 25 г. В первом растворе содержалось 25 г газообразного вещества, а во втором – в 3 раза больше, 75 г. Массовые доли:

ω1 = 25 / 250 = 0,1 = 10 % 2 балла

ω2 = 75 / 300 = 0,25 = 25 % 2 балла

2) Масса воды в обоих растворах – одна и та же:

m(H2O) = 250 – 25 = 300 – 75 = 225 г 2 балла

3) Составим пропорцию:

33 л газа весят 25 г

22,4 л газа весят M г

M = 25 · 22,4 / 33 = 17          3 балла

Неизвестный газ – аммиак, NH3. 1 балл

Итого 10 баллов

Задача 5. Ионное соединение без металлов

Содержание ↑

Вещество состава CNH5O3 представляет собой бесцветные кристаллы, водный раствор которых хорошо проводит электрический ток. При добавлении соляной кислоты к этому веществу выделяется бесцветный газ, вызывающий помутнение известковой воды. Назовите неизвестное вещество и изобразите структуру его формульной единицы. Назовите виды связей, присутствующие в этом соединении. Запишите уравнения описанных реакций.

Решение

Содержание ↑

Судя по описанию свойств, вещество представляет собой соль угольной кислоты. В роли катиона в ней выступает ион аммония. Формула вещества – NH4HCO3. Это гидрокарбонат аммония. 2 балла

Структура формульной единицы:

 

3 балла

(по 1,5 балла за каждый ион)

В соединении присутствуют ионная и ковалентная связи 1 балл

Уравнения реакций:

NH4HCO3 + HCl = NH4Cl + CO2 + H2O 2 балла

CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O 2 балла

Итого 10 баллов

Задача 6. Расширение и сжатие газа

Содержание ↑

С помощью шланга пустую колбу герметично присоединили к U-образной трубке, в которую налили некоторое количество воды (см. рисунок 1). Уровень воды в обоих коленах трубки (А и В) был одинаковым. Когда колбу плотно обхватили рукой, то уровень воды в колене А понизился, а в колене В повысился (см. рисунок 2).

Рисунок 1
Рисунок 2

  1. Почему изменяется уровень воды в U-образной трубке, когда колбу обхватывают рукой?
  2. Что можно сделать (разбирать прибор не разрешается), чтобы уровень воды в трубке изменился обратным образом: в колене А поднялся, а в колене В – опустился?
  3. Данный прибор является аналогом термоскопа, созданного великим итальянским учёным Галилео Галилеем. Предположите, с какой целью Г. Галилей использовал термоскоп. Прообразом какого современного прибора является термоскоп?
  4. Небольшое количество некоторого вещества внесли в стакан с водой и начали растворять. В этот же стакан опустили расширенную часть колбы (см. рисунок 3). Уровень воды в U-образной трубке изменился так, как показано на рисунке.

    Рисунок 3

    Объясните данный эффект. Приведите примеры двух веществ, при растворении которых будет наблюдаться подобное изменение уровня воды в U-образной трубке, и двух веществ, растворение которых сопровождается обратным эффектом.

  5. Замечено, что при растворении некоторых безводных веществ (например, CuSO4, MgSO4, Na2CO3) и соответствующих кристаллогидратов (CuSO45H2O, MgSO4·7H2O, Na2CO3·10H2O) наблюдаются прямо противоположные тепловые эффекты.

При растворении каких солей – безводных (CuSO4, MgSO4, Na2CO3) или соответствующих кристаллогидратов – будет наблюдаться изменение уровня воды в U-образной трубке, показанное на рисунке 3? Предложите возможное объяснение данной закономерности.

Решение

Содержание ↑

  1. От тепла руки нагреваются стенки колбы и воздух внутри колбы. При нагревании газы расширяются, их объём увеличивается. Воздух сильнее давит на столб воды в колене А, поэтому её уровень понижается, а в колене В – повышается. 1 балл
  2. Можно охладить колбу, используя снег, лёд или холодную воду. В этом случае давление воздуха в колбе уменьшится. Воздух будет слабее давить на столб воды в колене А, поэтому её уровень повысится, а в колене В – понизится. 1 балл
  3. Термоскоп использовался для регистрации изменения температуры. Термоскоп — прообраз современного термометра. 2 балла
  4. Наблюдаемый эффект можно объяснить тем, что при растворении вещества выделяется тепловая энергия, в результате чего раствор разогревается. С выделением тепла растворяются многие вещества, например, серная кислота, гидроксид натрия. 2 балла. Примеры веществ, растворение которых является эндотермическим процессом: нитрат калия, нитрат аммония. 2 балла
  5. Растворение безводных солей: CuSO4, MgSO4, Na2CO3 является экзотермическим, поэтому будет наблюдаться такое изменение уровня воды в U-образной трубке, как это показано на рисунке 3. При растворении вещества в воде происходят следующие процессы: разрушение структуры растворяемого вещества (разрываются связи, энергия затрачивается) и гидратация, т.е. взаимодействие молекул воды с частицами растворенного вещества (образуются новые связи, энергия выделяется). В зависимости от соотношения этих тепловых эффектов процесс растворения вещества может быть эндо- или экзотермическим. При растворении рассмотренных безводных солей энергия гидратации весьма велика (эти соли образуют устойчивые кристаллогидраты), она превышает энергию, необходимую для разрушения кристаллических решеток. 2 балла

Итого 10 баллов

olimpiadnye-zadanija.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *