Мхк 9 класс учебник данилова – читать МХК 7-9 класс Данилова онлайн
Учебник МХК 7-9 класс Данилова
Учебник МХК 7-9 класс Данилова — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
г. и. Данилова МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 7-9 классы л. — у ь > — — —W ‘ ■Г.: -Л*’ г. и. Данилова МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 7-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений 15-е издание, стереотипное Москва орофа 2013 УДК 373.167.1: ББК 85я72 Д18 7.03 Данилова, Г. И. Д18 Мировая художественная культура. 7—9 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. — 15-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 204, [4] с. : ил., 32 с. цв. вкл. 18БК 978-5-358-11873-7 Данный учебник знакомит учащихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества. Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, ее эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям. Учебник может быть рекомендован также для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического профиля. УДК 373.167.1:7.03 ББК 85я72 ISБN 978-5-358-11873-7 © Г. и. Данилова, 2000 ©ООО «Дрофа», 2002 ©Г. И. Данилова, 2006, с изменениями © ООО «Дрофа», 2006, с изменениями Мы живём на огромной и в то же время очень хрупкой планете Земля. «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы — команда одного корабля», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. К началу третьего тысячелетия на ней, кажется, уже не осталось «белых пятен», неведомых уголков и неоткрытых истин. Но это не так. «Планета людей» по-прежнему хранит в себе множество тайн и загадок. А каждый из нескольких тысяч народов, живших в далёком прошлом и живущих в настоящее время, по-своему интересен и до конца не познан. На страницах учебника вы познакомитесь с художественной культурой народов мира, оставивших глубокий след в истории человеческой цивилизации. Вам предстоит совершить путешествие в мир искусства, развернувшийся не только во времени, но и в пространстве. Что же необходимо для того, чтобы отправиться в путь? Ответ на этот вопрос даёт древняя истина: «У соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер». Поэтому мы будем не просто знакомиться с шедеврами искусства народов мира, а попробуем понять душу и характер народов, создавших эти великие творения. Приобщение к культуре народов мира позволит лучше понять не только единство мировой цивилизации, но и её своеобразие, характерные закономерности развития. Во введении и в первой главе учебника вы познакомитесь с ключевыми понятиями — «цивилизация», «культура» и «искусство». Мы пригласим вас к разговору о том, что значит быть сегодня культурным и цивилизованным человеком, рассмотрим вопросы единства и своеобразия художественной культуры древнейших цивилизаций — Египта, Греции, Древнего Востока и доколумбовой Америки. Вторая глава «Мир и Человек в художественных образах» посвящена определению роли и места человека в художественной культуре народов мира. Обращение к этим вопросам не случайно. Оно объясняется тем, что произведениям искусства всегда был свойствен особый, повышенный интерес к человеческой личности, являющейся главным творцом всех материальных и духовных ценностей. Многовековую историю искусства мы воспринимаем как вечные поиски духовной красоты и идеала Человека. Они нашли отражение в его религиозных представлениях, в художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, в идеалах благородного рыцарства. Третья глава познакомит вас с художественными традициями народов мира, которые нашли отражение во многих сферах творчества: в героическом эпосе, в обрядах и праздниках, в различных видах искусства. Известный французский учёный и писатель Ф. Вольтер справедливо отмечал: «Путешественник обыкновенно крайне недостаточно знает страну, в которой находится. Он видит лишь фасад здания. Почти всё, что внутри — ему неизвестно». Поэтому не будем ограничиваться только знакомством с внешними проявлениями культуры отдельных народов, попробуем познать их внутреннюю сущность и характерные особенности. Приобщение к шедеврам художественной культуры народов мира безгранично и многогранно. Разумеется, мы не сможем отразить все аспекты этой интереснейшей темы, поэтому наше внимание привлекут лишь наиболее существенные и значительные явления художественной культуры. За вами, как и прежде, мы оставляем право их дальнейшего самостоятельного и более глубокого изучения. Вот почему в конце каждого подраздела приведены варианты заданий для самостоятельной работы, которые помогут вам определить личные пристрастия и интересы в области художественного творчества. Учебник содержит богатый иллюстративный материал, который позволит наглядно представить многие шедевры художественной культуры. В конце помещены «Словарь понятий» и список литературы для самостоятельного чтения. ——-———————- В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ 1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ и КУЛЬТУРА 1.1. Соотношение понятий «цивилизация» и «культура» « Моё положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый острюв, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни. Обильныеслёзы струились у меня из глаз, когда я думал об этом, и не раз недоумевал я, почему провидение губит свои же творения, бросает их на произвол судьбы, оставляет без всякой поддержки и делает столь безнадёжно несчастными, повергает в такое отчаяние, что едва ли можно быть признательным за такую жизнь*. Вы, вероятно, узнали отрывок из замечательной книги английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», написанной в 1719 году. Судьба действительно оказалась не очень благосклонной к человеку, выброшенному в результате кораблекрушения на необитаемый остров. Прожив там 28 лет в самых безнадёжных условиях, он всё же нашёл силы подчинить себе природу и обстоятельства жизни. Многое пришлось испытать и испробовать Робинзону Крузо, оказавшемуся вне цивилизации и человеческого общества! Из горсти зёрен ячменя и риса с помощью одной деревянной лопаты этот неутомимый труженик сумел вырастить первый урожай; он освоил плотницкое и гончарное дело, проявил большую изобретательность в шитье одежды и плетении корзин, научился приручать диких животных, доить коз и делать из молока масло и сыр. Настоящим гимном «естественному человеку», его знаниям, опыту и созидательному труду прозвучала эта удивительная книга, на которой воспитывалось не одно поколение молодых людей. Роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо явился своеобразным ответом на вопрос: «Может ли выжить человек, отказавшись от достижений цивилизации?» Итак, что же такое цивилизация? На протяжении многих веков это слово воспринималось по-разному и употреблялось в нескольких значениях. Первоначально, по представлениям римлян, оно переводилось с латинского (civilis) как «гражданский, общественный, государственный» и было связано с достойным поведением гражданина, противоположным варварству и дикости. Позднее, в XVII-XVIII веках, понятие «цивилизация» стали соотносить с совершенствованием образа жизни общества, с достигнутым им материальным и духовным благополучием. Отношение
uchebnik-skachatj-besplatno.com
Учебник по мхк 7-9 класс Данилова читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по мхк (культурологии) за 7-9 класс — Данилова. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105; 106;
107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238; 239; 240
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
Учебно-методический материал по МХК (9 класс) на тему: Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
§12.3 Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озер и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. И с тех пор передают их из уст в уста рыбаки и охотники, лесорубы и пахари, рассказывают их матери маленьким детям, а старики- внукам малым. Весомо и величественно, просто и вместе с тем очень торжественно звучат эпические руны (т.е. песни) о далеких временах мира и о первых героях.
Пастух или рыбарь на скалах
Поет таинственные руны,
Уж непонятные для нас!
И часто в полуночный час
Звучат под шум дубравной струны,
И движется в его руках
Созданье бога Вейнамены,
Преданья рун ему бесценных;
Убереглись они в веках…
(Ф.Глинка. Карелия)
Очень часто карельские руны исполнялись на праздниках двумя певцами попеременно. Садились они друг против друга, брались за руки и, мерно покачиваясь, как бы перетягивая один другого, затягивали негромкую неторопливую песню-рассказ о подвигах и приключениях славных героев счастливой и солнечной страны Калевалы.
Старый, верный Вяйнямёйнен
Проводил покойно время
На полянах Калевалы.
Распевал свои он песни,
Песни мудрости великой…
Пел дела времен минувших,
Пел вещей происхожденье,
Далеко проникли вести,
Разнеслась молва далеко
О могучем пенье старца,
О напевах богатырских…
Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен-старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он оценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретенные знания. Вейнямёйнен-первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа .
Но «пришло лихое время», на землях не уродился хлеб, и старый, мудрый Вейнямёйнен приходит на помощь. Люди получают хороший урожай и спасаются от голода.
Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо-маленькую волшебную мельницу-источник изобилия. Сампо попадает в руки злой волшебницы Лоухи-хозяйки мрачной северной страны Похъёлы. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъёлу в надежде добыть Сампо. Но неожиданно у водопада их лодка застреливает на спине огромной щуки, из челюстей которой они позднее сделают кантеле- музыкальный инструмент, напоминающий по форме арфу.
Вейнямёйнен берет в руки кантеле и начинает играть. Все, живущие в воздухе, на земле и на море, собираются послушать его сладкозвучное пение. Он играет прекрасно, что на глазах слушающих выступают слезы. Из глаз самого певца тоже непроизвольно падают на землю крупные слезы. Скатываясь в воду, они превращаются в чудесные голубые жемчужины.
Старый, верный Вяйнямёйнен,
Вековечный песнопевец,
Кантеле берет он в руки,
Держит кантеле руками,
Говорит слова такие:
«Приходи сюда послушать,
Кто еще не слышал раньше
Этих вечных рун усладу
Вместе с кантеле напевом!»
Под рукою старца Вяйнё
Издает искусно звуки
Этот короб многострунный,
Кантеле из рыбьей кости.
Плавно вскидывал он пальцы,
Высоко большой он поднял.
Шло веселье за весельем,
Радость с радостью сливалась;
Вот играет Вяйнямёйнен —
И в лесу не стало зверя
Изо всех четвероногих,
Кто скакать и бегать может,
Чтоб не шли туда послушать
И, ликуя, восторгаться.
Белка весело цеплялась,
С ветки прыгала на ветку;
Подбежали горностаи
И на изгороди сели;
Лось запрыгал на поляне,
Даже радовались рыси,
Волк проснулся на болоте,-
На песчанике поднялся
Сам медведь в сосновых чащах,
Средь густых зеленых елей.
Чтоб услышать эти звуки.
Все воздушные летуньи,
Все с двумя крылами птицы
Запорхали, прилетели,
Прилетели и уселись
Слушать радостные звуки
И, ликуя, восторгаться.
С высоты орел спустился,
Из-за туч спустился ястреб,
Из потоков вышли утки,
Снялись лебеди с болота,
Даже зяблики-малютки,
Что так весело щебечут,
Сотни чижичков слетелись,
С ними жаворонки вместе
Тысячей вверху шумели,
На плечах возились старца.
Так играл отец почтенный,
Восхищал всех Вяйнямёйнен.
Старый, верный Вяйнямёйнен
День играет и другой день.
Не осталось там героя,
Кто б от той игры не плакал,
Чье не тронулось бы сердце.
Плачет старый Вяйнямёйнен,
Слезы катятся обильно,
Из очей сбегают капли,
Вниз жемчужные стекают;
Наконец, герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо и поднимает против непрошеных гостей всех жителей страны. Тогда Вейнямёйнен берет в руки кантеле и начинает играть, погружая в глубокий сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыскивает Сампо, достает его из каменной горы, кладет в лодку и отправляется в обратный путь.
Взяли так большое Сампо в глыбе Похъёлы скалистой, в недрах медного утеса,
Отнесли его на лодку,
В корабле его укрыли.
На третий день пробудилась хозяйка Похъелы и сразу же обнаружила пропажу.
Лоухи, Похъёлы хозяйка, вся от злобы распалилась, видит: власть ее слабеет, пропадает также слава.
Чтобы задержать похитителей, она насылает на них густой туман, сильный ветер… Через некоторое время ей удается настигнуть похитителей Сампо, и между ними завязывается бой, в котором побеждают богатыри Калевалы. И все же хозяйке Похъелы удается выхватить Сампо из лодки, но оно падает в море и разбирается на множество мелких кусков. Некоторые из них волны выбрасывают на берег. Венямёйнен старательно собирает остатки Сампо, сращивает их и желает своей стране вечного процветания и счастья. Злой хозяйке Похъёлы ничего не остается, как возвратится без Сампо.
Но вот беда: во время поединка Вейнямёйнен теряет в волнах бурного моря своё кантеле. Отчаявшись найти его, он делает из березы новое и по-прежнему восхищает своей игрой и пением все живое на земле. Но хозяйка Похъелы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болезни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям. Он исцеляет народ заговорами и мазями.
Старый, верный Вяйнямёйнен
Вековечный прорицатель,
Так несчастье прогоняет,
Изгоняет все болезни.
Отвращает скорбь людскую,
Лечит тяжкие недуги,
От конца людей спасает,
Род весь Калевы от смерти.
Хозяйка Похъелы насылает на жителей Калевалы злого медведя, но Вейнямёйнен побеждает и его. Тогда Лоухи похищает и прячет луну и солнце, заслушавшихся сладкозвучным пением богатыря. Она похищает огонь из очагов Калевалы. Вейнямёйнену и его другу кузнецу Ильмаринену удается найти огонь в брюхе рыбы. Неожиданно огонь выскальзывает из рук и быстро распространяется по лесу, уничтожая все на своем пути. Чудом удается героям усмирить разбушевавшуюся стихию и вернуть огонь в темные жилища Калевалы.
Старый, верный Вяйнямёйнен
Искру огненную взял он,
Положил на трут горючий,
На кусок сухой березы,
Положил в котел из меди
И в котле принес ту искру
Получили пламя избы,
Получили свет жилища.
Видит хозяйка Похъёлы: плохо ее дело, а поэтому выпускает она в страхе на волю луну и солнце.
Лоухи, Похъёлы хозяйка,
Редкозубая старуха,
Видит, к ней беда подходит,
Ей несчастье угрожает.
Из скалы пускает месяц,
Солнце выслала из камня.
Счастливый Вейнямёйнен, увидев на небе луну и солнце, обращается к ним с такими словами:
Здравствуй, месяц серебристый, Вновь ты кажешь лик прекрасный,
Здравствуй, солнце золотое, Снова всходишь ты, сияя!…
По утрам вставай ты, солнце,
С нынешнего дня вовеки!
Каждый день приветствуй счастьем,
Чтоб росло богатство наше, Чтоб к нам в руки шла добыча,
К нашим удочкам шла рыба!
Так заканчивается это замечательное повествование, ставшее художественным символом мировой культуры.
Задание для самостоятельной работы
1. Вы познакомились с выдающимся памятником карело-финского эпоса «Калевалой».
Что именно и почему особенно запомнилось при чтении?
Какие черты героического эпоса присущи этому произведению?
nsportal.ru
Книга «Искусство. Содружество искусств. 9 класс»
Добавить- Читаю
- Хочу прочитать
- Прочитал
Жанр: Учебная литература
ISBN: 978-5-358-11415-9
Год издания: 2013
Серия: Вертикаль (Дрофа)
Издательство: Дрофа
Фрагмент книги
Оцените книгу
Скачать книгу
2938 скачиваний
Читать онлайн
8 планируют, 2 прочитали и 7 читают
О книге «Искусство. Содружество искусств. 9 класс»
Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов.
Учебник завершает авторскую линию Г. И. Даниловой по искусству для основной школы. В нём рассматриваются особенности отдельных видов синтетических искусств, а также процессы их взаимовлияния и взаимообогащения. Содержит обширный иллюстративный материал. Методический аппарат включает следующие рубрики: «Вопросы и задания для самоконтроля», «Творческая мастерская», «Темы проектов, презентаций или сообщений». В заданиях приведены ссылки на интернет-ресурсы. В конце учебника помещён список рекомендуемой литературы. Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и авторской программой курса, одобрен РАО и РАН, включён в Федеральный перечень.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Искусство. Содружество искусств. 9 класс» Г. И. Данилова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.Отзывы читателей
М
отличная книга понравилась
А
Алексей Мельников
Хороший учебник. Информация легко переваривается и запоминается
Подборки книг
Похожие книги
Другие книги автора
Информация обновлена:
avidreaders.ru
№ урока | Тема урока | Содержание урока (цели и задачи урока, основные понятия) | |
I. Синтетические искусства (12ч) | |||
1 | §1 стр.7-20 | Введение. Пространственно-временные виды искусства | Пространственно-временные виды искусства и их характерные особенности. У истоков теории синтеза искусств. |
2 | §2 стр.20-30 | Азбука театра. | Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Рождение сценического образа. Роль зрителя. Синтетический характер театрального искусства |
3 | §3 стр.30-42 | Актер и режиссер в театре. | Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. Станиславский об основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности |
4 | §4 стр.42-57 | Искусство оперы. | Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. История развития оперного искусства. Основные оперные жанры. Выдающиеся реформаторы оперной сцены |
5 | §5 стр.57-68 | В мире танца | Танец как один из древнейших видов искусства, его место в жизни человека. Эволюция танцевального искусства. Место танца в ряду других искусств. Хореография. Основные виды танца |
6 | §6 стр.68-80 | Страна волшебная – балет. | Балет как вид музыкально-театрального искусства. Понятия ≪танец≫ и ≪балет≫, их главные различия. Классический танец —основа балетного искусства. Смена стилей и направлений. Развитие национальных традиций. Выдающиеся деятели балетного искусства |
7 | §7 стр.80-97 | Искусство кинематографа. | День рождения десятой музы —Кино. Кинематограф —искусство, рожденное научно-технической революцией. Фотографическая природа кино. Искусство кадра и монтажа. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств. Выдающиеся актеры и режиссеры кино |
8 | §8 стр.97-112 | Фильмы разные нужны… | Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальное кино как средство массовой информации и его жанры. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Художественное (игровое) кино и его жанры. Шедевры мирового кинематографа. |
9 | §9.1 стр.112-122 | Экранные виды искусства: телевидение, видео. | Экранные искусства —важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Использование средств художественной выразительности других видов искусств |
10 | §9.2 стр.122-126 | Экранные виды искусства: телевидение, видео. | Телевидение, его возникновение и этапы развития. Кинематограф и телевидение. Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач. Основные жанры видео. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека |
11 | §10 стр.126-140 | Мультимедийное искусство. | Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, графика, анимация, искусство мультимедиа, интерактивный перформанс, веб-дизайн |
12 | §11 стр.140-159 | Зрелищные виды искусства: цирк и эстрада. | Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Цирк как одно из древнейших искусств мира. Объеди няющее начало циркового искусства и его новейшие достижения. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, музыкальной эксцентрики и иллюзиона. Выдающиеся ≪звезды≫ манежа. Эстрада как вид искусства |
II. Под сенью дружных муз… (22ч) | |||
13 | §12.1-2 стр.163-175 | Изобразительные искусства в семье муз | Живопись и скульптура, содружество ≪молчаливых искусств≫. Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Графическая основа живописи. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством. Живопись и художественная фотография |
14 | §12.3 стр.175-180 | Изобразительные искусства в семье муз | Изобразительные искусства и танец. ≪Музыкальность≫ живописи |
15 | §13.1 стр.180-189 | Художник в театре и кино | Театральный художник и его роль в создании художественного образа спектакля. Искусство сценографии. Зависимость изобраительного решения спектакля от его вида и жанра. Процесс создания художественного оформления спектакля |
16 | §13.2 стр.189-195 | Художник в театре и кино | Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Достижения и выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Кинодекорации и их отличие от театральных. Выдающиеся мастера — художники кино |
17 | §14.1 стр.195-203 | Архитектура среди других искусств | Архитектура и изобразительное искусство. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент. Сближение архитектуры с монументальной живописью. Роль живописи в архитектуре барокко |
18 | §14.2 стр.203-207 | Архитектура среди других искусств | Архитектура — ≪застывшая музыка≫. Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Архитектура и театральное искусство. Декорационная архитектура |
19 | §15.1-2 стр.208-214 | Содружество искусств и литература | ≪Живописность≫ литературы и ≪повествовательность≫ живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Графика — ≪самая литературная живопись≫. Единство слова и изображения в произведениях книжной графики |
20 | §15.3 стр.215-220 | Содружество искусств и литература | Литература и скульптура. Скульптурные шедевры в поэтических произведениях. Литература и музыка. Общность поэзии и музыки. Музыкальные страницы литературных произведений. Поэты-музыканты. Литература в театре и кино. Любимые экранизации художественной классики |
21 | §16.1 стр.221-229 | Музыка в семье муз | Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку. «Музыкальность» живописи. Воздействие музыки на изобразительное искусство. Искусство ≪видеть≫ музыку и ≪слышать≫ живопись. Музыка, звучащая с полотен художников Музыка – «невидимый танец». Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. |
22 | §16.2 стр.229-236 | Музыка в семье муз | ≪Музыкальность≫ живописи. Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Музыка — ≪невидимый танец≫, а танец — ≪немая музыка≫ |
23 | §17 стр.237-242 | Композитор в театре и кино | Роль композитора в создании сценического образа. Музыка – важнейшее средство создания эмоциональной атмосферы спектакля. Романтическая мелодрама в отечественном и зарубежном театре. Единство драматического действия и музыки. Жанр водевиля. Любимые мелодии театральных спектаклей и кино |
24 | §17 стр.242-248 | Композитор в театре и кино | Зачем нужна музыка в фильме. Иллюстративный характер музыки в раннем кино. Музыка – элемент кинематографической полифонии. Мастера отечественной музыкальной комедии. ≪Музыкальный сценарий≫. Жанр киномюзикла в истории мирового кинематографа. Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам |
25 | §18.1 стр.249-255 | Когда опера превращается в спектакль | Театр оперного спектакля. Синтез в оперном спектакле. Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Опера и ее литературный первоисточник |
26 | §18.2 стр.255-260 | Когда опера превращается в спектакль | Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург и его роль в организации сценического действия. Роль художника в оформлении оперного спектакля. Основные функции дирижера. Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Выдающиеся оперные певцы. |
27 | §19.1 стр.260-265 | Создание балетного спектакля. | Балетный спектакль – содружество театра и пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры. Музыка – душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Актерское мастерство главных исполнителей. |
28 | §19.2 стр.265-273 | Создание балетного спектакля. | Балет и литература. Роль либретто. Балет и изобразительное искусство. Роль декораций и костюмов в создании зримого облика балетного спектакля. |
29 | §20.1 стр.273-276 | На премьере в драматическом театре | Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики. Литературный источник драматического спектакля. Писатель как сорежиссер спектакля. Режиссерский замысел, основные этапы его осуществления. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценического образа |
30 | §20.2 стр.277-279 | На премьере в драматическом театре | Роль репетиций в создании слаженного коллектива актеров и воплощении авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры. Мастерство в создании мизансцен. Роль театрального художника и композитора. Любимые постановки драматического театра |
31 | §21.1 стр.279-284 | Как рождается кинофильм | Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Роль сценариста и режиссера в создании кинофильма |
32 | §21.2-3 стр.284-293 | Как рождается кинофильм | Мастерство кинооператора в создании зримого образа фильма. Живописные основы создания кадра. Художественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Актерская кинопроба. Роль каскадеров. ≪Звезды≫ мирового кинематографа. Продюсер и его роль в создании кинофильма |
33 | Взаимодействие искусств в будущем | Дальнейший процесс взаимопроникновения смежных искусств. Научные достижения современности и их использование в создании произведений искусства. Интернациональный характер и расширение границ современного искусства. Новые сюрпризы и неожиданные парадоксы искусства нового тысячелетия | |
34 | Заключительный урок | Фестиваль творческих проектов по изученному курсу. |
nsportal.ru
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 классы [PDF]
Учебник. — 15-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2013. — 208 с.: ил., 32 с. цв. вкл.Данный учебник знакомит учащихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества. Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, ее эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям. Учебник может быть рекомендован также для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического профиля.Содержание:В мире художественной культуры. Введение.Цивилизация и культура.
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».
Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.
Художественные символы народов мира.
Единство и многообразие культуры.
Единство мировой культуры.
Мировое Древо как отражение единства мира.
Многообразие и национальная самобытность культуры.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.
Особенности художественной культуры Древнего Египта.
Жизнь Человека в искусстве.
Художественный канон в искусстве.
«Дома вечности» богов и фараонов.
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
Символический характер искусства.
Природа и Человек — главная тема восточного искусства.
Религиозные верования и их отражение в искусстве.
Греция — «колыбель европейской цивилизации».
«Страна героев и богов».
Прогулка по афинскому Акрополю.
В поисках Человека.
Художественные достижения доколумбовой Америки.
Своеобразие культуры ольмеков.
Характерные черты искусства ацтеков.
Особенности художественной культуры майя.
Памятники художественной культуры инков.
Мир и человек в художественных образах.
Идеал Человека в культуре народов мира.
Понятие об идеале.
Идеал Человека в религиях мира.
Святые и святость.
Герой и защитник Отечества.
Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества.
Идеал благородного рыцарства.
Александр Невский — патриот Земли Русской.
Образ женщины-матери сквозь века.
«Венеры» первых художников Земли.
Священный лик Богоматери.
Мадонны титанов Возрождения.
Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова.
Женщина-мать в искусстве Xx века.
Человек в мире Природы.
Человек и Природа. Взгляд через века.
«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды.».
Человек. Общество. Время.
Пространство и время в зеркале мифов.
Человек эпохи Римской империи.
Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения).
Человек нового времени.
Художественные традиции народов мира.
Героический эпос народов мира.
Понятие о героическом эпосе.
Герои и темы народного эпоса.
Карело-финский эпос «Калевала».
Праздники и обряды народов мира.
Всякая душа празднику рада.
Религиозные праздники и обряды народов мира.
Ах, карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие архитектурных традиций.
Особенности храмового зодчества.
Дом — жилище человека.
Изобразительное искусство народов мира.
Искусство византийской мозаики.
Древнерусская иконопись.
Искусство книжной миниатюры Востока.
Скульптура Тропической и Южной Африки.
Своеобразие музыкальной культуры.
Музыка в храме.
В песне — душа народа.
У истоков народной американской музыки.
Театр народов мира.
Рождение русской народной драмы.
В музыкальных театрах мира.
Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры.
Страстные ритмы фламенко.
Радуга русского танца.
Искусство индийского танца.
Под звуки тамтамов (танцы народов Африки).
Словарь понятий.
Советуем прочитать.
Использованные источники.
Приложение. Иллюстрации.
www.twirpx.com
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 классы [DJVU]
Учебник. — 15-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2013. — 208 с.: ил., 32 с. цв. вкл.Данный учебник знакомит учащихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества. Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, ее эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям. Учебник может быть рекомендован также для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического профиля.Содержание:В мире художественной культуры. Введение.Цивилизация и культура.
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».
Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.
Понятие о мировой художественной культуре.
Художественные символы народов мира.
Единство и многообразие культуры.
Единство мировой культуры.
Мировое Древо как отражение единства мира.
Многообразие и национальная самобытность культуры.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.
Особенности художественной культуры Древнего Египта.
Жизнь Человека в искусстве.
Художественный канон в искусстве.
«Дома вечности» богов и фараонов.
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
Символический характер искусства.
Природа и Человек — главная тема восточного искусства.
Религиозные верования и их отражение в искусстве.
Греция — «колыбель европейской цивилизации».
«Страна героев и богов».
Прогулка по афинскому Акрополю.
В поисках Человека.
Художественные достижения доколумбовой Америки.
Своеобразие культуры ольмеков.
Характерные черты искусства ацтеков.
Особенности художественной культуры майя.
Памятники художественной культуры инков.
Мир и человек в художественных образах.
Идеал Человека в культуре народов мира.
Понятие об идеале.
Идеал Человека в религиях мира.
Святые и святость.
Герой и защитник Отечества.
Георгий Победоносец — доблестный защитник Отечества.
Идеал благородного рыцарства.
Александр Невский — патриот Земли Русской.
Образ женщины-матери сквозь века.
«Венеры» первых художников Земли.
Священный лик Богоматери.
Мадонны титанов Возрождения.
Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова.
Женщина-мать в искусстве Xx века.
Человек в мире Природы.
Человек и Природа. Взгляд через века.
«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды.».
Человек. Общество. Время.
Пространство и время в зеркале мифов.
Человек эпохи Римской империи.
Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения).
Человек нового времени.
Художественные традиции народов мира.
Героический эпос народов мира.
Понятие о героическом эпосе.
Герои и темы народного эпоса.
Карело-финский эпос «Калевала».
Праздники и обряды народов мира.
Всякая душа празднику рада.
Религиозные праздники и обряды народов мира.
Ах, карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие архитектурных традиций.
Особенности храмового зодчества.
Дом — жилище человека.
Изобразительное искусство народов мира.
Искусство византийской мозаики.
Древнерусская иконопись.
Искусство книжной миниатюры Востока.
Скульптура Тропической и Южной Африки.
Своеобразие музыкальной культуры.
Музыка в храме.
В песне — душа народа.
У истоков народной американской музыки.
Театр народов мира.
Рождение русской народной драмы.
В музыкальных театрах мира.
Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры.
Страстные ритмы фламенко.
Радуга русского танца.
Искусство индийского танца.
Под звуки тамтамов (танцы народов Африки).
Словарь понятий.
Советуем прочитать.
Использованные источники.
Приложение. Иллюстрации.
www.twirpx.com