Доклад по искусству 9 класс храмовый синтез искусств – Храмовый синтез искусств
Храмовый синтез искусств
Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (18 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
«Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер
На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.
Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.
Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.
Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.
Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.
Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.
Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.
В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.
В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.
«Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный храм…»
Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.
В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.
Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.
Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича — Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.
На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.
Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.
В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.
Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.
В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.
В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.
Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.
Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.
Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.
Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.
Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.
Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.
3.02.2014
urok.1sept.ru
План-конспект урока по МХК (9 класс) на тему: Разработка урока по теме «Храмовый синтез искусств», 9 класс, «Искусство»
Искусство, 9 класс, 1 четверть.
Храмовый синтез искусств, часть 2.
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Формула архитектуры по Витрувию – прочность, польза, красота. Прочность – арка, свод, купол.
Слайд 1 Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
Слайд 2 Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.
Храм — есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.
Слайд 3 Устройство православного храма.
Православный храм родом из Византии.
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.
Храм всегда ставили алтарем на восток — навстречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.
Слайд 4 Всякий храм венчает купол с крестом.
Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.
Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.
Купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.
Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.
Художественно оформленный вход в храм называется портал, а открытое крыльцо перед ним – паперть.
Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями, которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.
Слайд 5 Интерьер храма. Заглянем внутрь храма. С западной стороны к нему пристроен притвор, отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.
Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.
В восточной части храма располагается святилище – алтарь. Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом. В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник. В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.
В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.
Слайд 6
Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.
Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы.
Слайд 7 Белокаменная резьба
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).
Слайд 8 Католический храм. Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.
Храм всегда ориентировался по сторонам света.
На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.
Слайд 9 Рассмотрим католический собор эпохи готики.
Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Слайд 10 Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).
Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.
Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).
Слайд 11-12 Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
В разработке сюжетов витражей, как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Это место называлось а`трием (или на`ртексом).
От нартекса к порталу вела паперть — возвышенное место. В на`ртексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые не`фы храма.
В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути — изображение страданий Христа.
Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север.. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор — место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.
Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в присветерии, — алтарь и дарохранительница — таберна`кула (от лат. Taberna`culum — шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.
Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор — церковь, в которой находится кафедра епископа — главы церкви на определенной территории — «епархии»).
В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессиона`лом.
Под хорами, ниже уровня пола находится кри`пта («тайное место»), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.
Католицизм и православие — Основные расхождения в догматике
+ обрядовые различия,
Слайд 13 Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».
Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Слайд 14 Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Слайд 15 Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).
Мече́ть (араб. مسجد [ˈmæsdʒɪd] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.
Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между:
Слайд 16 Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.
Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.
В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный.
Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Слайд 17
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода — предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке
Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.
Слайд 18 Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.
Слайд 19 Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.
Слайд 20 Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.
Слайд 21 В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого»[1]; кит. 佛教 fójiào) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни[2].
Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.
Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале», кондо:. Это может быть и Будда Шакьямуни, и другие будды: вселенский Махавайрочана, сострадательный Амитабха и др. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.
Тест
- Б – 1 балл
- Б – 1 балл
- 2 балла если свод и купол, 2 если что-то одно.
- А. – 1 балл
- А – 1 балл
- А — 1 балл
- Б – 1 балл
- Б – 1 балл
9 баллов – максимум.
nsportal.ru
План-конспект урока по музыке (9 класс) на тему: Храмовый синтез искусства
Тема: Храмовый синтез искусств.
Цель: знакомство с разными видами религий и их воплощение в
произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проэктор
Ход урока
СЛАЙД
Эпиграф:
«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…»
(Павел Флоренский).
Учитель.
«Ученье — свет, а неученье — тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в ОТЛИЧИЕ от Запада, развивалась особым, ей предназначенным путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.
Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.
СЛАЙД(Звучит колокольный звон.
Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.
В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.
Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
СЛАЙД
Учитель:
Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Прочитание икон — это зримое выражение самой сути Православия.
1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?
2. Чем икона отличается от картины?
слушаются два музыкальных фрагмента: «Григорианский хоралл» и «Знаменный распев».
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.
СЛАЙД
С древних времен известен синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы (ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ) созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.
«Знаменный распев».
В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции (ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ), символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.
«Григорианский хоралл»
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.
СЛАЙД
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
• Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров
Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?
• Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?
• Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
ДВА СЛАЙДА
«Собор Парижской Богоматери», «Храм Покрова на Нерли».
Ведущая читает отрывок Р.Киплинга:
«Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Не встретиться им никогда —
Лишь у подножия Престола Божья
В день Страшного суда!»
Учитель:
«Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.
(Учащиеся пытаются дать сравнительную характеристику готического и православного храмов — особенности архитектурных стилей.
Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается: Готический собор
1.Горение человеческой души как свечи.
«2.Образ мироздания — мир «горний» и мир «дольний»
Архитектурные детали — шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно- роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность.
«Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И.Снегова:
«Свечой на ладони — на голом лугу
— Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? —
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна».
(храм Покрова на Нерли)
Кульминация:
На экране показывается слайд с изображением Собора Василия Блаженного. Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина: «Зодчие».
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была —
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Какие виды искусства воплощает в себе храм? (Задание на дом.) Подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.
nsportal.ru
Конспект урока искусство 9 класс по теме » Храмовый синтез искусства»
Храмовый синтез искусств.
(урок « Искусства» в 9 классе. Учебник Г.П. Сергеева, ИЭ. Кашекова, Е.Д Критская)
Цель урока: знакомство с разными видами религий и их воплощение в
произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник.
Ход урока
СЛАЙД
Эпиграф:
«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…»
(Павел Флоренский).
Учитель.
«Ученье — свет, а не ученье — тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в ОТЛИЧИЕ от Запада, развивалась особым, ей предназначенным путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.
Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.
СЛАЙД(Звучит колокольный звон.
Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.
В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.
Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
СЛАЙД
Учитель:
Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Прочитание икон — это зримое выражение самой сути Православия.
1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?
2. Чем икона отличается от картины?
слушаются два музыкальных фрагмента: «Григорианский хоралл» и «Знаменный распев».
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.
СЛАЙД
С древних времен известен синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающееподкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы (ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ) созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.
«Знаменный распев».
В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции (ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ), символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.
«Григорианский хоралл»
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.
СЛАЙД
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
• Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров
Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?
• Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?
• Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
ДВА СЛАЙДА
«Собор Парижской Богоматери», «Храм Покрова на Нерли».
Ведущая читает отрывок Р.Киплинга:
«Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Не встретиться им никогда —
Лишь у подножия Престола Божья
В день Страшного суда!»
Учитель:
«Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.
(Учащиеся пытаются дать сравнительную характеристику готического и православного храмов — особенности архитектурных стилей.
Предлагается изложить эти особенности в таблице и записать на доске. В результате получается: Готический собор
1.Горение человеческой души как свечи.
«2.Образ мироздания — мир «горний» и мир «дольний»
Архитектурные детали — шпили, арки, стрельчатые окна, трансепты, контрфорсы, аркбутаны, витражи, окно- роза, башни, своды. Купол, барабан, аркатурный пояс, закомары, четверик, антропоморфность.
«Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И.Снегова:
«Свечой на ладони — на голом лугу
— Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? —
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна».
(храм Покрова на Нерли)
Кульминация:
На экране показывается слайд с изображением Собора Василия Блаженного. Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина: «Зодчие».
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель,-
Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы
Да выстроят каменный храм
И к нему привели
Флорентийцев,
И немцев,
И прочих
Иноземных мужей,
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Статных,
Босых,
Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка.
Божница.
Угар я жара.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие
Фартуки наспех надели,
На широких плечах
Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху.
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди,
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
В алтаре,
И при входах,
И в царском притворе самом.
Живописной артелью
Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело
Византийским суровым письмом…
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
«Покажи, чем живешь!»
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
Та церковь была —
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
И кидали их,
Темных,
На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
«Государево слово и дело!»-
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.
Какие виды искусства воплощает в себе храм? (Задание на дом.) Подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.
infourok.ru
№ слайда | Содержа-ние | Действия |
1-9 | Песня со словами | Слушание, определение темы урока. |
10 -11 | Фрагменты из кинофильма | Просмотр, поиск ответа на вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму»? |
12-13 | Фото | Что такое синтез? Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое |
или представляющее набор. Термин происходит от греч. σύνθεσις — совмещение, помещение вместе (σύν — с, вместе и θεσις — положение, помещение). | ||
Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. | ||
14 | схема | Какие виды искусства соединяются в храме? |
15-21 | Храмы древнего мира | Египет(15), Греция(16), храмы майя(17), иерусалимские храмы(18-21). Что их объединяет? |
22-30 | Римско-католический храм непорочного зачатия Девы Марии | Для католического храма характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, |
скульптура | богато украшенный фасад с резными деталями. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль. | |
схема | C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. | |
Интерьер Сент-Шапель | Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучат особенно возвышенно во взлетающем пространстве интерьера. | |
Окно-роза | Огромные ажурные окна с цветными стеклами – витражи – делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. | |
витражи | Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет создает в храме необычную цветовую среду, отличную от внешней, символизируя свет христианского познания. | |
31-39 | Мечеть Джами Маджида | Великий купол мусульманского храма – мечети – символизирует единого Бога (Аллаха), |
Минарет | а минарет (башня около мечети) – его пророка (Магомета). | |
Молитвенный зал | Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. | |
Архитек-турные сталакти-ты | Огромный купол, парящий над мечетью, архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом – создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет – божественное величие. | |
Каллиграфический орнамент, мусульманская молитва | На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. Изображение живого существа в культуре ислама считается святотатством, поэтому художественный стиль ислама – декоративный, орнаментальный. Бесконечный орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. | |
40-45 | Буддийский храм | Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, |
скульптура | был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. | |
Колокольчики | В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики, раскачивающиеся при каждом порыве ветра и наполняющие окружающее пространство мелодичным звоном. Одновременно колокольчики служили защитой святилища от проникновения злых духов и использовались в религиозных обрядах. | |
Мантра | Мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует божество. То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества. Ом мани падме хум “Мани” означает драгоценность, “падме” – в лотосе, таким образом, “мани падме” означает “драгоценность в лотосе”, так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог “ом” и заключительный “хум” не переводятся. | |
46-47 | Православный храм | Храм Христа Спасителя. Пространство и убранство православного храма. Виртуальная экскурсия по храму. Особенным символом является купол храма, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес. Четыре стены храма обозначают четыре стороны света, говорят о том, что духовная власть распространяется во все стороны, везде. Особенным направлением является восток. Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети. Алтарь – сердце храма, самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным. Такие уроки дает нам древняя архитектура. |
multiurok.ru
Презентация к уроку искусства в 9 классе на тему «Храмовый синтез искусств»
ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ
Iraida Mokshanova
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусств в художественное целое
С древних времён известен синтез архитектуры, декоративно — прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.
Iraida Mokshanova
Храмовый синтез искусств
Божественное Слово
Декоративно-прикладные искусства
Церковная музыка
Монументальные искусства
Скульптура
Архитектура
Живопись
Iraida Mokshanova
Храмы — культовые постройки, воплощающие образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности.
Храм — как бы земное жилище неземного Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души…
Iraida Mokshanova
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Iraida Mokshanova
Православный храм
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых.
Iraida Mokshanova
Iraida Mokshanova
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.
Iraida Mokshanova
Iraida Mokshanova
Певучесть Слова, строгие лики икон, звучащая церковная музыка, предметы декоративно-прикладного искусства вызывают высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождают стремление к истине и идеалу.
Iraida Mokshanova
Алтарная часть — для божественной сверхреальности.
Iraida Mokshanova
Церковное пение
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения ( а капелла).
Iraida Mokshanova
Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса
Iraida Mokshanova
Католический собор
Iraida Mokshanova
римско-католический храм непорочного зачатия пресвятой девы марии
Москва
Iraida Mokshanova
Архитектурный образ католического собора
Грандиозность и величественность образа подчёркивается светлым, взлетающим пространством интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.
Iraida Mokshanova
Огромные ажурные окна с цветными стёклами — непременный интерьер собора
Льющийся через стёкла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, символизирует свет христианского познания.
Iraida Mokshanova
Музыка в католическом храме
Музыку католического храма объединяет не только хоровое пение, но и звучание органа.
Iraida Mokshanova
Мусульманский храм (мечеть)
Мусульманский храм своим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом — его пророка (Магомета).
Iraida Mokshanova
Мусульманский храм
Мечеть Джами Маджида
Iraida Mokshanova
мусульманские понятия о красоте
Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» — ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие.
Iraida Mokshanova
Искусства в религиозной культуре ислама: архитектура и поэзия под аккомпанемент струнных инструментов
Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный.
Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. В мусульманстве же повторение — способ постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Iraida Mokshanova
Художественный стиль ислама
Каллиграфический орнамент. Марокко
Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания
Iraida Mokshanova
Художественный стиль ислама
Резьба по камню. Ангкор
Iraida Mokshanova
Буддийский храм
Древний буддийский храм из мощных обтёсанных камней и плит — основа для пышного скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Как следствие, в храме отсутствуют арка и свод.
Iraida Mokshanova
Буддийский храм
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. При порыве ветра они наполняют окружающее пространство мелодичным звоном.
Одновременно колокольчики — защита святилища от проникновения злых духов.
Iraida Mokshanova
Интерьер буддийского храма
Iraida Mokshanova
Буддийский храм
1 – в США
2 – в Японии
3 – в Китае
Iraida Mokshanova
Вопросы и задания
- Рассмотри фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их интерьеров. Опиши специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чём специфичность каждого?
- Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?
- Послушай музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определи, в каких храмах она должна звучать. Соотнеси характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
Iraida Mokshanova
Для сведения
Как возникла церковная музыка
Iraida Mokshanova
multiurok.ru
Храмовый синтез искусств 9 класс
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru