cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока природные условия россии 9 класс – План-конспект урока по географии (9 класс) на тему: Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме: «Природные условия и человек» | скачать бесплатно

Урок географии в 9 классе на тему «Западная Сибирь: природные условия и ресурсы»

География 9 класс

Урок Западная Сибирь. Природные ресурсы и условия.

Цель урока: сформировать представление о своеобразии природы Западной
Сибири.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с особенностями ЭГП Западно-Сибирского района, выявить особенности природных условий и их взаимосвязи, обеспеченность природными ресурсами, проблемы освоения Западной Сибири.
    Отработать географическую номенклатуру данной территории.

  2. Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными источниками географических знаний, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. развивать логическое мышление.

  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе своей страны, её природно-ресурсному потенциалу.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта

Западной Сибири, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы, контурные карты, учебник под ред. А.И. Алексеева для 9-го класса, изд-во “Просвещение”.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. (Сегодня на уроке нам необходимы учебники, атласы и контурные карты, а также компьютерные презентации, которые вы подготовили.)

2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы изучали как шло
освоение территории Сибири русскими. И одним из вариантов домашнего задания была подготовка презентации на эту тему. Просмотр презентации: “Освоение Сибири”.

3. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучать азиатскую часть России и сегодня мы подробно начинаем знакомиться с Западной Сибирью. Основная цель нашего урока: выявить своеобразие (уникальность) природы этой территории.

1) Видеоряд с изображением природы Западной Сибири.

Вспомните алгоритм изучения экономического района. С чего мы начинаем
изучение района? (С состава района, ЭГП.)

2) Работа с политико-административной картой России.

Рассмотрите карту атласа, определите какие субъекты РФ входят в состав Западно-Сибирского района, покажите на политико-административной карте России.

Состав:

Тюменская область с Ханты-Мансийским АО и Ямало-Ненецким АО,
Новосибирская, Томская, Омская, Кемеровская области, Алтайский край (краевой центр г. Барнаул) и республика Алтай (столица г.Горно-Алтайск).

3) Давайте попробуем оценить экономико-географическое положение района.
Какие особенности вы можете назвать? (ответ одного из учеников по настенной физической карте Западной Сибири: расположение в азиатской части России, большая протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток, в основе района – Западно-Сибирская равнина, на юге граничит с Казахстаном, Монголией, на западе с экономическими районами: Уралом, Европейским Севером, на востоке с Восточной Сибирью, на севере имеет выход в Карское море Северного Ледовитого океана, слабая транспортная освоенность)

В чем преимущество ЭГП Западной Сибири перед другими азиатскими районами?
(Близость к развитым европейским районам.)

4) А сейчас мы начинаем изучение особенностей природы Западной Сибири и каждый из вас станет специалистом в определенной области. Класс делится на небольшие группы. Группы работают по алгоритмам в течение 5 минут, при подготовке вы можете использовать текст учебника § 44, 49, карты атласа для 8–9 класса, после чего один представитель от группы делает сообщение не более 2 минут.

Работа в группах.

Алгоритм для группы геологов:

  1. По картам атласа 8–9 класса определите, какие формы рельефа расположены
    на территории Западной Сибири? Назвать и показать на карте.

  2. Объяснить происхождение форм рельефа.

  3. Как влияет рельеф на речную систему Западной Сибири и распространение болот?

  4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на особенности природы и хозяйственную деятельность.

Алгоритм для группы климатологов:

  1. Какие факторы влияют на формирование климата Западной Сибири?

  2. По картам атласа 8–9 класса или в учебнике 9 класса на стр.202
    определите, в каких климатических поясах расположен район?

  3. Назовите характерные черты климата Западной Сибири.

  4. Сделать вывод о влиянии климата на другие особенности природы и
    хозяйственную деятельность человека?

Алгоритм для группы гидрологов:

  1. Используя учебник § 44, 49, карты атласа, определите, какие виды
    внутренних вод расположены на территории Западно-Сибирского района.
    Составьте схему.

  2. Покажите крупные реки и озера, назовите их особенности.

  3. Объясните распространение болот и многолетней мерзлоты в Западной

    Сибири.

  4. Какое влияние оказывают внутренние воды на хозяйственную деятельность человека?

Алгоритм для группы ландшафтоведов:

  1. Используя карту “Природные зоны азиатской части России” на стр.203
    учебника, определите, в каких природных зонах расположен Западно-Сибирский район?

  2. От чего зависит распространение природных зон?

  3. Как распространение природных зон оказывает влияние на хозяйственное освоение территории?

Алгоритм для специалистов по природным ресурсам:

  1. Какими ресурсами обладает Западно-Сибирский район?

  2. Докажите что Западная Сибирь – главная топливная база нашей страны.
    Проанализируйте диаграммы на стр.221 учебника.

  3. Покажите крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, нефте- и
    газопроводы.

  4. Как влияют природные ресурсы на специализацию Западной Сибири?

5) Выступления представителей от групп по 2 минуты.

Обобщив отчеты всех специалистов можно сделать вывод: Западная Сибирь – это уникальная территория с богатейшими природными ресурсами, особенно топливными, которые имеют большое значение для развития нашей страны и разнообразными, а на большей территории суровыми природными условиями, которые вызывают проблемы и затрудняют освоение этой территории. Разнообразие природных условий и ресурсов оказывает влияние на развитие специализации района. А отрасли специализации мы
будем изучать на следующем уроке.

4. Закрепление. Работа на контурной карте.

Инструктивная карточка. (Внимательно прочитайте, все ли понятно?)

  1. Откройте контурные карты “Западная и Восточная Сибирь” на стр.14–15 и подпишите субъекты РФ, входящие в состав Западно-Сибирского района.

  2. Подпишите географические объекты, характеризующие ЭГП Западной Сибири (страны и районы с которыми граничит район, береговую линию)

  3. Подпишите Западно-Сибирскую равнину (низменность), Сибирские Увалы, горы Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.

  4. Подпишите реки: Обь, Иртыш, Бия, Катунь; озера: Чаны, Телецкое.

  5. Отметьте месторождения нефти, газа, угля и подпишите их. Проведите
    основные направления нефте- и газопроводов.

В заключении нашего урока хочется вспомнить, что у каждого субъекта
федерации или города есть своя символика, в частности – герб. А что бы вы
изобразили на гербе Западной Сибири?

Нарисовать на доске цветными маркерами или по группам на листах А4, с
последующим вывешиванием на магнитной доске.

5. Домашнее задание: Прочитать §49, ответить на вопросы 3и 4
творческого характера, по желанию изобразить герб Западной Сибири или отдельных ее территорий. Подготовить презентацию о выдающихся людях Западной Сибири (желающие подойдите после уроков для обсуждения плана презентации).

6. Оценки за работу на уроке. Подготовка презентаций и выступающие от
групп – оценка “5”.

Работа на контурной карте будет продолжена на следующем уроке, после чего будут выставлены оценки всем.

infourok.ru

Урок по географии на тему «Центральная Россия» (9 класс)

Учебник: География. Население и хозяйство.

Авторы: В. П. Дронов, В. Я. Ром. с. 217-250

Тема: Центральная Россия

Цели: изучить ФГП и ЭГП района, его состав, природные условия и

ресурсы;

сформировать представление о населении;

дать оценку ЭГП, природных условий и ресурсов для развития

экономики Центральной России;

развитие умений работы с картами и статистическими

материалами;

воспитание взаимовыручки, гордости за свою страну.

Оборудование: карта Центральной России, атласы, опорный

план-конспект (на партах), листы с тестами.

Ход урока: I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что такое районирование?

— Для чего применяют районирование?

— Что такое географическое разделение труда?

— Как определить специализацию территории?

— Что является результатом географического разделения труда?

— На сколько экономических районов подразделена территория России?

— Что такое экономический район?

III. Изучение новой темы

Сообщение темы и целей:

— Сегодня мы приступаем к изучению Центральной России.

Это крупный межрайонный комплекс, столичный регион,

индустриальное и научное ядро России.

При изучении экономического района будем использовать план,

изученный на предыдущем уроке. По ходу изучения вы будете вести краткий конспект в тетрадях.

Изучение экономического района:

1. Состав

Учащиеся определяют самост-но, используя табл.48 на с.216

учебника Дронова.

4 экономических района: Центральный

Центрально-Черноземный

Волго-Вятский

Северо-Западный

S =1130000 кв.км.

2. ФГП – западная часть России, Русская равнина

ЭГП – граничащие страны (атлас, с.10), определить и нанести на контурную карту.

Учащиеся делают вывод о ГП: центральное, приграничное,

приморское, выгодное, благоприятное.

3. Природные условия и ресурсы (атлас, с.34)

Учащиеся изучают рельеф, климат, природные зоны, реки, моря и

делают сообщения.

В тетради: Рельеф – равнино-холмистый

Климат – умеренно-континентальный

Природные зоны – тайга на севере,

смешанные леса в центр. части

лесостепи, степи на юге

— Водоразделы каких рек здесь проходят?

Реки: Волга, Ока, Днепр, Западная Двина

— Какое значение имели реки в России в XI-XYIв.в.?

Работа с учебником: с.219-2-ой абзац.

Выполнение задания учебника: «Путь из варяг в греки»?(карта 67 уч.)

Волхов – оз.Ильмень – Ловать – Днепр

— Найдите обозначение – водно-волоковые пути (рис.67, атлас с.34,38)

Волок – участок между двумя судоходными реками, через которые в старину перетаскивали судно для продолжения пути.

— К каким морям имеет выход Центральная Россия?

Учащиеся определяют и отмечают на контурной карте.

Вывод: выгодное водное транспортное положение.

Природные ресурсы

Водные ресурсы размещены неравномерно.

Минеральные ресурсы – по карте

Вывод: ЦР не богата минеральными ресурсами. Экономика развивается на привозном сырье. Необходимо экономное использование имеющихся ресурсов.

Земельные: лесные почвы и черноземы (ЦЧР)

Лесные – на севере.

4.Население

Общая численность – 54,1 млн. человек

— В каком экономическом районе проживает большая часть населения? (Центральном)

— Какой район имеет больший процент городского населения?

(Северо-Западный)

— Давайте сравним плотность населения. (по карте, с.12)

(> плотность в ЦР, < плотность в Волго-Вятском)

— Национальный состав (карта, с.13): русские — > часть

мордва — 14%

марийцы — 15%

чуваши — 24%

Миграции: из города в село – субурбанизация

Северный район – Центральная Россия

СНГ — Центральная Россия

5. Города

— Назвать и показать на карте города-миллионеры, отметить их в конт. карте. (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород)

— Найдите древние города: Новгород, Муром, Ростов, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Курск, Рязань, Москва, Владимир)

— Агломерации: Московская, Санкт-Петербургская

IV. Закрепление

1.Сообщения учащихся о древних городах

2. Тест «Центральная Россия». Взаимопроверка. «Ключ» на доске

V. Домашнее задание: 1. изучить §41, 42.

2. подготовить сообщение о городах- миллионерах

Центральная Россия Тест

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

а) Центральный район б) Волго-Вятский

в) Центрально-Чернозёмный г) Северный.

2. Центральная Россия имеет … положение

а) периферийное б) столичное в) приграничное

3. Соседними странами, имеющие границу с Центральной

Россией, являются:

а) Украина; б) Беларусь в) Молдавия г) Литва

4. Центральная Россия …

а) богата природными ресурсами

б) не богата природными ресурсами

5. В Центральной России есть крупное местонахождение …

а) бурого угля б) торфа в) фосфоритов г) железной руды

6. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют…

а) природные условия б) природные ресурсы в) ЭГП

7. Какое население преобладает в Центральной России?

а)городское б)сельское

8. Какой народ преобладает в Центральной России?

а) чуваши б) мордва в) марийцы г) русские

9. В состав какого района входят республики?

а) Центрального района б) Волго-Вятского

в) Центрально-Чернозёмного

10. На территории Центральной России находятся города

миллионники …

а) Москва б) Воронеж в) Нижний Новгород

г) Санкт-Петербург д) Псков

11. Укажите древние города Центральной России.

а) Новгород б) Дубна в) Санкт-Петербург г) Псков

Центральная Россия

Крупнейшие города

Состав Ц — Москва

1.Центральный район В-В – Нижний Новгород

(12 областей и Москва) Ц – Ч — Воронеж

2.Центрально-Чернозёмный С-З- Санкт-Петербург

3.Волго-Вятский Природные условия.

4.Северо-Западный Климат У-К

Граничащие государства Рельеф — равнинный

Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Природные зоны- с. тайга

Украина, Финляндия, Польша, Норвегия. ц.- смешанные леса

Реки: ю. — лесостепи

Волга, Ока, Днепр, Западная Двина. Природные ресурсы

Путь “из варяг в греки”. Минеральные

Выход в море. Земельные

В Балтийское, Аравийское, Агроклиматические

Чёрное, Каспийское, Белон. Водные: неравномерно,

Положение на севере крупные озёра

Центральное, приграничное Рекреационные

Хозяйство

Сырьё привозное

экономия ресурсов

Население Центральной России.

Численность 54,1 млн. человек Городское Плотность

Центральный район 29,2 83,1 62

Центрально –Чернозёмный 7,8 62,4 46

Волго-Вятский 8,3 70,5 31

Северо-Западный 8,8 87 40

Нации Города- миллионеры

Русские Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,

чуваши, марийцы, Воронеж.

мордва. ЕП- низкий, отрицательный (г. Москва)

Агломерации: Московская, Санкт-Петербургская

Древние города: Новгород, Муром, Ростов, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Курск, Рязань, Москва, Владимир. Миграция: Северный район – Центральная Россия ; СНГ- Центральная Россия .

infourok.ru

Конспект урока «Азиатская Россия» 9 класс

В конце 16 века начинается освоение и заселение Сибири русскими. При этом закрепление за Россией огромной территории к востоку произошло чрезвычайно быстро: от походов легендарного Ермака в Западной Сибири (1582 год) до выхода отряда Ивана Москвитина к Тихому океану (1639 год) прошло 60 лет. Россия из Русского государства превратилась в Российское, так как включает в свой состав территории, населенные разными народами. После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс в 16-17 веках с создания крепостей-острогов: Тюменского (1586 года), Тобольского (1587 года), Томского (1604 года), Енисейского (1618 года), Красноярского (1628 года), Якутского (1632 года), Охотского (1648 года).                                                       
Таким образом, менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. Позднее созданы города в лесостепной и степной зонах, а затем на юге Дальнего Востока. В целом до революции было создано 44 города. В настоящее время здесь сотни городов, из них два города- миллионера. Обладая огромными размерами и природными богатствами, регион еще слабо развит.

А) состав района    (Слайд №9) – стр. 309 в учебнике

Предлагается  работа, где нужно выделить положительные и отрицательные стороны ЭГП Восточного макрорегиона.  

Омывается водами двух океанов; удален от центра; нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах; имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток; большие по площади экономические районы; суровый климат и вечная мерзлота; граничит с Уральским экономическим районом; нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона; имеет громадные запасы минерального сырья; наличие крупных водных ресурсов; имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток.   

 Вопрос классуЗачитать положительные и отрицательные стороны ЭГП макрорегиона. (Слайд №11)

В) Учитель дает задание выделить экономические этапы развития данного региона и записать в тетрадь со слов учителя. По ходу рассказа учителя учащиеся выделяют основные этапы развития

Учитель:

В течение многих столетий население Сибири и Дальнего Востока занималось кочевым скотоводством: оленеводством на севере и разведением овец и лошадей в степной части, рыболовством и охотой в тайге и на побережье морей. Промысловая стихия не была преодолена вплоть до 19 века. После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири хлынули миллионы крестьян из центральных губерний. Их усилиями Западная Сибирь была превращена в крупный зерновой и животноводческий район. Восточная Сибирь и Дальний Восток остались по-прежнему неразвитыми, освоение и использование земель шло экстенсивно. В 30-50 годы начались сталинские репрессии. Большое количество людей было переселено насильственно на территорию Сибири и Дальнего Востока. Благодаря им были построены города, мосты, дороги в труднодоступные районы, велись разработки и добыча полезных ископаемых. В годы войны большая часть военных предприятий была переброшена в города Западной Сибири, расположенные вдоль железной дороги, что послужило в дальнейшем развитию промышленности этого региона. В 60-е годы начинается добыча нефти и газа на севере Западной Сибири, что дало толчок развитию нефтяной и газовой промышленности. В 70-е годы осуществляется большое транспортное строительство (БАМ, дорога на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль – АЯМ). Эти дороги были проведены к местам месторождений полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока, что послужило строительству поселков и городов. За данный период формировались территориально-производственные комплексы.


Ученики выделяют основные этапы:         (Слайд №12) 

1. Строительство железной дороги.  

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Внесение большого труда репрессированных в развитие региона.  

 4. Военные годы и дальнейшее развитие промышленности. 

5. Разработка и добыча полезных ископаемых Западной Сибири.

6. Строительство БАМа.

7. Формирование ТПК.

Г) Практическая работа с картой    (Слайд №13)   

Учитель: Используя атлас и картосхему в учебнике на стр. 300, дать характеристику основным ресурсам данного макрорегиона. 

Ученик по картам дает ответ:     (Слайд №14)

Минеральные

– Западно-Сибирский экономический район богат на севере и в центральной части нефтью и газом, на юго-востоке углем, полиметаллическими и медными рудами.   

Восточная Сибирь богата бурым, каменным углем, апатитами, фосфоритами, золотом, железом, полиметаллическими рудами, никелевыми рудами.  

Дальний Восток – оловянными, медными, бурым и каменным углем, нефтью и газом.

Агроклиматические ресурсы.

Так как территория простирается с севера на юг, она проходит от холодного пояса до умеренного подпояса.                                                                                           

Почвенные ресурсы.

Богата только южная часть Западной Сибири и Восточной Сибири, так как большая часть территории вечная мерзлота.                                                                           

Водные ресурсы.

Это крупные реки Обь, Иртыш, Енисей, озеро Байкал.                                        

Лесные ресурсы.

По территории проходит зона тайги и смешанных лесов, поэтому территория богата лесом.

Вывод: Общие черты районов Восточной зоны:      (Слайд №15)

— значительная площадь, но в целом слабая заселенность;
— значительные природные контрасты: «север-юг», горы – равнины, побережье –   континент, а также общая экстремальность природных условий, создающая трудности    при освоении;
— относительная (по сравнению с Западной зоной) «молодость» хозяйства;
— огромный природно-ресурсный потенциал при сравнительно низком уровне его современного использования;
— концентрация хозяйства к югу, где лучшая обеспеченность транспортом, в первую очередь железнодорожным;
— относительно большое значение водного и воздушного транспорта в осуществлении внутрирайонных связей.

4) Проблемы и перспективы развития Восточного макрорегиона

Учитель: Используя  текст учебника (стр. 307) составить и выписать в таблицу проблемы региона и перспективы развития.

Ученики оформляют таблицу в тетради:     (Слайд № 16)     

IV. Закрепление (Слайд №6)

Вопрос классу: Сделайте вывод об условиях развития Восточного макрорегиона и возможных перспективах данного региона

Вывод:

1. Регион занимает огромную территорию, удален от Центральных районов России. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять связи межрегиональные. Восточному региону необходимо развивать внешние экономические связи со странами Восточной и Центральной Азии. Слабо развита транспортная сеть, поэтому необходимо строить новые дороги, особенно на севере региона, развивать речной и воздушный виды транспорта.   

 2. Природные условия неблагоприятны (они не способствуют, а затрудняют освоение территории).                          

 3. Природные ресурсы богатейшие, но их освоение обходится дороже, чем в европейской части страны. Хозяйство региона базируется на местных ресурсах, но необходимо развивать и наукоемкие отрасли.                                                           

4. Очень слабо развита инфраструктура, тяжелые условия жизни – причины слабой заселенности территории и недостатка трудовых ресурсов. 

5.Острейшая проблема, особенно для Дальнего Востока и азиатского Севера, демографическая ситуация. Это одна из угроз национальной безопасности: если не будет населения, нас поглотят наши великие и могучие соседи.

Работа с картой

— показать экономические районы Восточного макрорегиона;

 — федеральные округа региона;

— изменения в административно-территориальном устройстве макрорегиона;

— значение ЧАО в географическом разделении труда.

V. Подведение итогов занятия:

И все-таки, Сибирь и Дальний Восток перестали быть на периферии государственных интересов. Последнее время выделяется колоссальные финансовые средства на развитие. В частности, принята Федеральная целевая программа и ряд других программ для Дальнего Востока. Более подробное знакомство с экономическими районами Восточного макрорегиона вас ждет впереди.

VI. Домашнее задание: § 59-60 (заполнить таблицу до конца), вопросы на странице 309

Приложение 1  презентация к уроку
Приложение 2  таблица «Сравнительная характеристика макрорегионов»
Приложение 3 опорный конспект к уроку

infourok.ru

Открытый урок географии в 9 классе на тему

Открытый урок географии в 9-м классе по теме «Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы»

Учитель географии: Красноперова С.Г. 09.02.2015

Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

  • состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

  • определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,

  • оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,

  • объяснять изменение ЭГП во времени,

  • понимать географическую специфику региона,

  • использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,

  • специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,

  • геополитической и геоэкономической ситуации в России.

Формирование ключевых компетенций.

Познавательная компетенция:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;

  • умение определять сущностные характеристики Центральной России;

  • умение формулирования полученных результатов.

Информационно-коммуникационная компетенция:

  • умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;

  • умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.

Рефлексивная компетенция:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;

  • учёт мнения других людей при определении собственной позиции;

  • умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;

  • умение организации и участия в коллективной деятельности.

Тип урока: изучения нового материала.

Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: политико-административная и физическая карта России, карта “Центральные районы”, атласы, инструкционные карты, учебник В.П.Дронова “География: население и хозяйство России», слайды, компьютер, мультимедиапроектор.

Организационный момент: Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку (книги, тетради, к/а, ручки)

-Представьте себе, что мысли в вашей голове – это лучи света. Пусть все лучи соберутся и свет всех ваших мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь вы в состоянии сосредоточиться на любой работе.

Этап актуализации знаний.

-А начнем мы наш урок с песни!? (вкл. песню Родина и слайд-шоу природы нашей страны) СЛ1-СЛ 21

-О чем поется в песне?(отв : о родине, о необъятных просторах, о красоте нашей земли русской)

— Какие чувства вы испытывали, слушая песню? (гордости, любви, патриотизма)

-А за что вы любите свою страну? (ответы)

СЛ22 Прочитайте слова…

И каждый из нас должен знать свою страну, родину.

А для этого необходимо ее изучать. И у нас для этого урок географии. (закрыть окно)

-Можно ли такую огромную территорию изучить сразу?

Отв: (нет, необходимо разделить на части, районы)

-А как в географии называется такой метод деления? (районирование)

Я (Метод географии, позволяющий более глубоко изучить географические особенности территорий России и решать проблемы районов и страны в целом.)

-Вспомните, на какие природные районы мы делили нашу страну в 8 классе? (природные регионы) Назовите: ( В-Е равнина…)

В 9 классе, изучая административно-территориальное устройство России (на субъекты РФ)Какие субъекты в России есть? (области, края, округа, республики…)

-А в каком субъекте мы живем? (отв) Центр Р.области?

-По указу президента РФ ( на 8 федеральных округов) для укрепления эффективности федеральной государственной власти, совершенствования контроля за исполнением законов, Конституции России в субъектах федерации. Территория была поделена на…

 — В каком ФО мы живем? Центр ФО…

С хозяйственной оценки территориии какое существует деление страны? (на экономические районы)

-Что такое экономический район? (Это территория, отличающаяся своей специализацией. Состоящая из нескольких компактно расположенных субъектов страны, имеющих схожие природные условия, историю освоения и главное отрасли специализации, которые являются «лицом» района.)

— А как определить «лицо эк района»? (по формуле К=П/Н )если К 1, то… (открыть окно)

(Открыть окно)

СЛ23 Сколько экономических районов выделяется на территории России? (11) к/а стр.26 назовите их.
— в какие две большие эк. зоны данные районы объединены?

Этап изучения нового материала.Перевод практической задачи в учебно-практическую: создание учебной ситуации.

-Как вы думаете, ребята, с какой экономической зоны необходимо начать изучение отдельных территорий России? (западной)

-А с какого экономического района необходимо начать изучение?(Центрального)

-Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион?

СЛ24 (Центральная Россия)

СЛ 25 Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 первых характеристики из данного плана.

-Сформулируйте тему урока. (Формулируют тему урока:)

(запишите в тетрадь) (на доске перевернуть лист)

Центральная Россия: Состав, ЭГП, природные условия и ресурсы”.

Определите задачи, которые вы должны решить на уроке:

(Самостоятельно формулируют задачи урока.)

Знать: состав, ЭГП, природные условия и природные ресурсы региона.

Уметь: определять состав региона, оценивать ЭГП, природные условия,

природные ресурсы.

Приступаем к решению первой задачи: Состав Ц.Р.

СЛ26 Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию.

-Откройте К\А стр. 32. Запишите их и крупнейший город каждого района.

(Центральный — Москва, ЦЧР – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород,)

(Я у доски показываю и рассказываю:)

-Центральная Россия — это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально- Черноземного и Волго-Вятского.

Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

Поработаем в группах: Каждая группа получает шаблон эк. района – определяет какого и подписывает из каких субъектов РФ состоит каждый экономический район (к/а стр 32)

СЛ27-Если не понятно, можно обратиться ко мне и получить облегченный вариант.

Отчитаться о проделанной работе, т.е. показать на карте и назвать из каких субъектов состоит ваш эк район.

(отчет групп)

-Состав Ц.России мы определили, а теперь приступим к решению 2 задачи:

СЛ28 Определим ЭГП Ц.Р.,

для этого мы воспользуемся к/а стр 26 и планом (на каждой парте)

Запишите в тетрадь: ЭГП Ц.Р.

Прочитайте 1 ?

1. Положение на территории гос-ва: окраинное, пограничное, центральное.

?В какой части России находится Ц.Р.?

1. Расположен на западе европейской части России. Москва – столичное положение, центральное. СЛ 29

1.Запись в тетрадь:(Столичное, центральное)

Прочитайте 2 ?

2. Соседние районы, пограничные гос-ва: Назовите соседей Ц.Р. СЛ 30

2.Соседние районы: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг.

2.Пограничные районы: СЛ 31 На западе граничит с Украиной и Белоруссией.

2.Запись тетрадь: (Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;)

Прочитайте 3 ?

3. СЛ32 Положение к топливно-энергетическим и сырьевым базам: анализ к/а стр 10

3.Ц.Р. Удобно расположена к энергетическим и сырьевым базам(Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ).

3.Запись тетрадь Близость топливных и сырьевых баз.

Прочитайте 4 ?

4. СЛ 33 Положение к транспортным магистралям: анализ к/а стр21, 22, 23. Какими видами транспорта представлена Россия?

4. Центральная Россия— это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая представлена всеми видами транспорта.

4.Запись тетрадь: Насыщенность транспортными путями;

5. Сделайте вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики (благопр и неблаг стороны)

Вывод: район имеет выгодное экономико-географическое положение.

Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения развития хозяйства.

-Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России:

СЛ34 (зеленый) Сопоставляют свои выводы со слайдом-образцом.

Называют черты:

— Столичное положение; 
— Центральное положение; 
— Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;

-Близость топливных и сырьевых баз.

— Насыщенность транспортными путями;

СЛ 35 А теперь переходим к третьей составляющей темы урока: оценим природные условия и природные ресурсы для хозяйственной деятельности Ц.Р.

Продолжаем работать в группах.

1гр. Природние условия.

-Прочтите внимательно задание. Время выполнения — 5 минут. Работа с доп. мат:

Используйте плакат в кабинете «Климатические пояса России», «Физическую карту России».

Определите благоприятность природных условий для развития хозяйства ЦР.

Основная часть России лежит в умеренном климатическом поясе.

 Климат на территории Ц.Р. умеренно-……………. с достаточным увлажнением на большей части, осадки- …. зима снежная, но не суровая, t янв-…….

Лето теплое, t июля-…….

Преобладающие ветры- зимой……. летом…..

Рельеф территории Ц.Р. ……

Вывод: Природные условия Центральной России …………….для хозяйственной деятельности населения 

2 группа: Природные ресурсы Ц.России (Работа с учебным материалом-стр. 168.)

Минеральные ресурсы — (не богаты, Подмосковный буроугольный бассейн; строительные материалы: песок, глина; химическое сырье: соль, фосфориты; бокситы- сырье для пр-ва алюминия. Важное значение имеет крупное месторождение ж/р – КМА)

Водные ресурсы невелики, созданы каналы и водопроводы для снабжения водой Московского промышл узла.

Лесные ресурсы-тайга. Используются в промышленности.(природоохр и санитарное зн)

Равнинная пов-ть удобна для с/х.

Земельные ресурсы — плодородные почвы черноземы.

Вывод: Ц. Россия (не богата) природными ресурсами.

— Мы выяснили, что территория Центральной России расположена в умеренно – континентальном климате, имеет равнинный рельеф. Она слабо обеспечена природными ресурсами. Исключение составляет Централь – Чернозёмный район, где есть железные руды и чернозёмные почвы.

-Давайте попробуем предположить: развитию каких отраслей хозяйства способствуют природные условия и природные ресурсы Ц.Р.?(ответы)

Этап первичного закрепления изученного.

Чтобы определить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после выполнения, которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут. 

Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока.

Выполнить тест.

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный;
Б) Центрально-Чернозёмный;
В) Волго-Вятский;
Г) Северный.

2. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное;
Б) столичное;
В) приграничное.

3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина;
Б) Беларусь;
В) Молдавия;
Г) Литва.

4. Транспортная сеть Центральной России представлена:

А) автомобильными дорогами;
Б) железными дорогами;
В) трубопроводами;
Г) всеми видами транспорта.

5. Центральная Россия

А) богата природными ресурсами;
Б) не богата природными ресурсами.

6. В Центральной России есть крупное месторождение

А) бурого угля;
Б) торфа;
В) фосфоритов;
Г) железной руды.

7. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

А) природные условия;
Б) полезные ископаемые;
В) ЭГП.

Правильные ответы:1Г 2БВ 3АБ 4Г 5Б 6Г 7АВ

Алгоритм оценки (самооценки)

“5” – 7 правильных ответа;
“4” – 6-5;
“3” – 4;
“2” – 3-0.

СЛ 36 На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку.

Этап подведения итогов урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог.

-Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? (ответы)

-?Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико-географическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России.

-Какое значение лично для каждого имеют знания, полученные сегодня?

-Какие вопросы у вас вызвали затруднение?

-Довольны ли вы результатами своей работы?

Д\З ?37 в к/а стр 32 выучить состав эк районов ц.р.

Спасибо за работу на уроке!

Рефлексия.

  1. На уроке я работал

  2. Своей работой на уроке я

  3. Урок для меня показался

  4. За урок я

  5. Мое настроение

  6. Материал урока мне был

  1. Домашнее задание мне кажется

Активно/пассивно

Доволен/недоволен

Коротким/длинным

Не устал/ устал

Стало лучше/ стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

Интересно/неинтересно

infourok.ru

Природные условия и ресурсы России. Видеоурок. География 8 Класс

Природа неразрывно связана с человеком, в разных местностях она по-разному влияет на людей, их привычки, вкусовые предпочтения, особенности образа жизни. Рассмотреть природные условия России вы сможете на уроке «Природные условия и ресурсы России». В ходе урока вы узнаете, чем природные условия отличаются от природных ресурсов, что нужно учитывать при характеристике природных условий, а также,, изучите классификацию природных ресурсов.

Тема: Природные условия и ресурсы

Урок: Природные условия и ресурсы России

Природа неразрывно связана с человеком. Особенности природы в разных частях планеты влияют на привычки людей, на обычаи, особенности, вкусовые предпочтения формируют даже внешний облик людей.

Природные условия — особенности природы конкретной территории, на которой живут или ведут хозяйственную деятельность люди

Рассматривая природные условия,  мы будем иметь ввиду особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата, внутренних вод и морей, почвы, растительный  и животный мир. (см. рис. 1) 

Рис. 1. Природные условия

Непосредственно, в хозяйственной деятельности эти природные  условия не участвуют, но они влияют на все составляющую жизни человека. Иными словами можно сказать, что природные условия — это та среда обитания, в которой живёт человек, и к который он вынужден приспосабливаться.

И так как мы уже сказали, природные условия влияют на многие сферы деятельности хозяйства человека. От природных условий зависят такие отрасли деятельности человека как: сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство. Посмотрим как влияют на хозяйственную деятельность разные природные условия двух конкретных территорий нашей страны. Возьмём для примера  Астраханскую и Архангельскую области. (см. рис. 2)

Рис. 2. Астраханская и Архангельская области на карте России

Мы помним, что при характеристике природных условий надо учитывать различные компоненты природных условий.

Архангельская область находится на северо-востоке Восточно-Европейкой равнины и омывается водами Северного Ледовитого океана. В пределах Архангельской области находится крайняя северная точка мыс Флигели. Астраханская область находится тоже в пределах Русской равнины, но на юге, и омывается водами Каспийского моря. Рельеф обеих территорий равнинный, но в Архангельской области он более сложен и разнообразен. Астраханская область лежит на Прикаспийской низменности – самой низкой территории нашей страны. Климат Архангельской области суров  — об этом мы можем сказать исходя из географического положения. Область находится в пределах арктического, субарктического и в северной части умеренного пояса, Астраханская область лежит в южной части умеренного пояса.

Рис. 3. Положение Астраханской и Архангельской областей на климатической карте

Северную часть Архангельской области занимают арктические пустыни, северо-восточную — тундры, южнее, более половины территории занимает тайга. Астраханская область на 70% лежит в пределах сухих степей, полупустынь и пустынь. Как мы видим, природные условия этих двух территорий значительно отличается друг от друга и, как следствием этого является значительная разница в деятельности человека. Можете ли вы ответить на такой вопрос: в какой из этих областей будет развито оленеводство и лесное хозяйство? Конечно в Архангельской области, потому что в пределах этой территории находится тундра и тайга.

Элементы природы, которые человек использует  для своей хозяйственной деятельности,  называются  природными ресурсами

Природные ресурсы – это совокупность объектов и систем живой и неживой природы, окружающие человека и использующиеся в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества

Деление на природные ресурсы и природные условия достаточно условно. Например, вода и солнечный свет могут быть одновременно и природными ресурсами и природными  условиями. По мере совершенствования техники и технологий некоторые природные условия переходят в разряд природных ресурсов, например, геотермальные источники стали использоваться людьми относительно недавно.

По особенностям происхождения природные ресурсы на несколько видов. (см. рис.4) 

Рис. 4. Виды природных ресурсов по особенностям происхождения

Природные ресурсы различают по признакам исчерпаемости и возобновимости.(см. рис. 5)

Рис. 5. Типы природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости

Природные ресурсы делятся на несколько групп по возможностям их хозяйственного использования. С этой точки зрения выделяются ресурсы, которые можно использовать при достигнутом уровне развития техники. Часть ресурсов, которые установлены, но в настоящее время  не могут быть использованы, называют потенциальными, или прогнозными. Выделяются также заменимые и незаменимые ресурсы. Незаменимые — это воздух, земля, пресная вода. Заменимые — это те ресурсы, которые можно заменить другими — нефть, уголь.

 

Домашнее задание

  1. Чем отличаются природные условия и ресурсы?
  2. Приведите примеры перехода отдельных элементов природы из разряда «природных условий» в категорию «природные ресурсы».
  3. Дополните примерами таблицу «Типы природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости» . (см. рис. 5)

 

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  4. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева.  Атлас.

 

Другие уроки на эту тему

  1. Природные ресурсы (Источник).
  2. Природные ресурсы (Источник).
  3. Природно-ресурсный потенциал России (Источник).

 

Узнай больше по теме

  • База данных по природным ресурсам России (Источник).

interneturok.ru

Урок по географии для 9 класса «Центральный экономический район: ЭГП, природные ресурсы, население»

Тема: Центральный экономический район: ЭГП, природные ресурсы, население.

Цель: познакомить учащихся с составом, природными ресурсами, населением ЦЭР и его местом в России.

Задачи:

  • Дать представление о составе территории, особенностях природных ресурсах, населении, культуре и особенностях формирования русского народа, его современном и интеллектуальном потенциале.

  • Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации

  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, чувство гордости и любви к своей Родине.

  • Способствовать развитию духовных качеств личности учащихся на основе знакомства с традиционными ремёслами населения региона.

Учебно-методический комплекс:

Тип урока: изучение нового материала.

Использование технологий: технология формирования учебной деятельности школьников, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, элементы технологии критического мышления, ИКТ-технологии

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания (устный опрос, индивидуальные задания)

(Экономический район — это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается своей специализацией)

( Специализация – это производство в районе продукции определенного вида, значительная часть которой предназначена для торговли или обмена)

(12 или 11 + Калининградская область)

  • На прошлом уроке мы познакомились с географическим регионом -Центральная Россия. Сколько экономических районов входит в Центральную Россию? (3)

  • Назовите их (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский)

  • Центральная Россия ассоциируется со столицей нашей родины – Москвой. А в каком районе она находится? ( в Центральном)

  • Именно поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет: Центральный экономический район (слайд 2).

Изучение нового материала:

В соответствии с темой нашего урока давайте попробуем выдвинуть цели нашего урока:

— рассмотреть состав района

— географическое положение

— историю развития района

-природные условия и ресурсы

-особенности населения

С ЦЭР мы с вами уже немного знакомы. Любой район мы будем рассматривать по определенному плану (Слайд 3) .

Из 7 представленных пунктов мы рассмотрим сегодня на уроке 5 (1,2,3,4,6), а 5 и 7 на следующем уроке.

Итак, мы начнем рассматривать первый наш район. Работа с картами географического атласа 9 класс с.26, с.4-5.

  • Состав (давайте вспомним)

  • Сколько субъектов РФ входит в состав ЦЭР? (13 – записывают в тетрадь)

  • Рассмотрим границы района (называют 5 районов и 2 страны)

  • Обратим внимание на справочные данные о районе и его месте в экономике страны (экономический центр)

  • А теперь давайте вместе определим положение района на территории государства (ЦЭР на карте России) ( слайд 4)

— в какой части страны расположен район? (на западе страны)

— граничит с другими странами? С какими? (да, с Украиной и Беларусью)

–какие отношения на сегодняшний день с Украиной? (натянутые)

— а с Беларусью? (дружеские, сотруднические)

Значит какое положение у района? (пограничное – записываем)

— с какими районами имеет границу ЦЭР? ( называют: ЦЧР, Волго-Вятский, Европейский Север, Поволжье, Северо-Западный)

— давайте оценим данное соседство, положительно оно или отрицательно?

(да, с соседними районами происходит обмен сырьем и продукцией)

— какое положение района относительно экономики и управления страной? (центральное, т.к. здесь находится столица нашей России — Москва) записывают в тетрадь

Есть еще одна важная особенность положения района. Определите ее сами. Откройте учебники на стр. 103 прочитайте и ответьте на вопрос: почему ЦЭР считается ядром формирования русского народа?

(Именно отсюда русские расселялись по территории России на север, восток и юг.)

Запишем в тетрадь: историческое ядро России

А теперь на основе уже известных фактов определим соседское положение района. ( сами делают выводы и записывают)

— соседство со странами (Украина, Беларусь)

— соседство с развитыми и сырьевыми районами

Какие виды транспорта вы знаете? (автомобильный, ж/д, авиационный, морской , водный, трубопроводный)

— Как вы думаете, какие виды транспорта развиты в данном районе?

(ответ: думаю, что все)

Учитель :Транспортное положение ЦЭР выгодное, развиты все виды транспорта, густая транспортная сеть. Здесь издавна проходил путь «из варяг в греки». По Беломоро-Балтийскому каналу есть выход к Белому, по Волго-Балтийскому – к Балтийскому морям, а через Волго-Донский канал к Черному и Азовскому морям. Поэтому Москву называют портом 5 морей. Крупные аэропорты Москвы: Внуково, Домодедово, Шереметьево, Быково.

Запишем в тетрадь : Развиты все виды транспорта

Густая транспортная сеть

Москва – порт 5 морей

Какой вывод можно сделать о ЭГП района.

Какое оно? (ученики говорят: выгодное, удобное) (слайд 5 ЭГП)

Познакомимся с природными условиями и ресурсами ЦЭР. Работа с картами географического атласа 8 класс с.38. Работа с картой. Природные условия и ресурсы

  • Глядя на карту, определите где расположен ЦЭР? (на Восточно-Европейской равнине)

  • Какой рельеф имеет? (холмисто-равнинный)

  • Назовите формы рельефа? (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности)

Запишем : рельеф равнинный

Определим по карте климат района. Работа с картами географического атласа 8 класс с.14-15

— Ближайшая изотерма января какая? (-8)

— ближайшая изотерма июля (+16)

— среднегодовое количество осадков? ( более 600 мм/год)

— какой тип климата имеет такие характеристики

(ответ: умеренно-континентальный)

Записываем в тетрадь: климат — умеренно-континентальный, пригоден для с/х

Определим в каких природных зонах находится ЦЭР? Работа с картами географического атласа 8 класс с.16-22

  • ( в 3-х: тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи)

  • Назовите все виды почв, встречающиеся на территории ЦЭР

(называют: подзолистые, дерново-подзолистые, черноземы, серые лесные)

( Волга, Ока, Клязьма, Москва)

( среднеобеспечен водными ресурсами, а юг испытывает дефицит воды)

Запишем: юг испытывает дефицит воды

Работа с картами географического атласа 9 класс с.32

Глядя на карту, назовите минеральные ресурсы ЦЭР (бурый уголь, торф, фосфориты, стройматериалы)

-Какой вывод можно сделать?

(Минеральными ресурсами не богат – запишем в тетрадь)

Сделаем вывод о природных условиях и ресурсах ЦЭР

(ответ: ученик зачитывает вывод из 5 пункта)

Мы уже немного знакомы с населением Центральной России (слайд 6). Работа с картами географического атласа 9 класс с.6. с 8-9

( ответ: Преобладает городское население, т.е. высокая урбанизация, высокая плотность населения)

Работа с картами географического атласа 9 класс с 8-9

— Представители каких народов проживают в районе?

(называют: русские, чуваши, мордва, татары, марийцы)

— А преобладают в основном? (ответ: русские)

— Почему? ( ответ: Центральный район – ядро формирования русского народа)

Запишем в таблицу: преобладают русские

Работа с картами географического атласа 9 класс с.7. Охарактеризуйте качество жизни населения в ЦЭР.

Учитель:В конце 20 века в мире произошло осознание важности человеческого капитала в развитии страны. Уровень образования и культуры, восприимчивость людей к новым технологическим знаниям оказались важнее природных ресурсов. ЦЭР резко отличается от других регионов страны высококвалифицированными трудовыми ресурсами.

Учитель: одна из особенностей ЦЭР – контрастность в жизни населения (слайд 7)

Здесь можно встретить и городские кварталы с развитой инфроструктурой и деревянные дома с печным отоплением без удобств, и ученых высочайшей квалификации и работников, занятых тяжелым физическим трудом, не требующим квалификации. Жители крупных городов района имеют возможность пользоваться всеми благами сферы обслуживания и приобрести любую специальность, а жители деревень района только смотреть телевизор и работать только в сельском хозяйстве.

ЗАПИШЕМ: наибольшая контрастность в жизни населения

Учитель:В конце 20 века в мире произошло осознание важности человеческого капитала в развитии страны. Уровень образования и культуры, восприимчивость людей к новым технологическим знаниям оказались важнее природных ресурсов. ЦЭР резко отличается от других регионов страны высококвалифицированными трудовыми ресурсами.)

Определим основные черты ЦЭР ( слайд 8).

Закрепление изученного материала (слад 9)

Тест по теме «Центральный экономический район (ЦЭР.)ЭГП. Ресурсы. Население»

А1. Количество субъектов Федерации в ЦЭР:

1)10 2)13 3)11

А2. Какая область ЦЭР выходит к государственной границе РФ с Белоруссией

1) Калужская 2) Орловская 3) Смоленская

А3. Численность населения ЦЭР составляет … млн.человек:

1)30 2)40 3)50

А4. На территории ЦЭР находится следующая форма рельефа:

1) Валдайская возвышенность 2) Ставропольская возвышенность 3) возвышенность Общий Сырт

А5. На территории ЦЭР следующий тип климата:

1) муссонный 2) умеренно континентальный 3) континентальный

А6. Какое химическое сырье добывают на территории ЦЭР

1) апатиты 2) поваренные соли 3) фосфориты

А7. Какое топливное полезное ископаемое добывают на территории ЦЭР

1) каменный уголь 2) бурый уголь 3) природный газ

А8. Для какой области характерна наибольшая плотность населения?

1) Московская 2) Рязанская 3) Ярославская

А9. Какая область не входит в состав ЦЭР?

1) Владимирская 2) Ивановская 3) Пензенская 4)Брянская

А10. Средняя плотность населения ЦЭР приблизительно составляет:

1) 63 чел./км2 2) 43 чел./км2 3) 23 чел./км2 4) 13 чел./км2

Выставление оценок

Домашнее задание: § 20,задание на контурной карте (слайд 10)

infourok.ru

Природные условия и ресурсы Д.Востока

Минеральные ресурсы Дальнего Востока

Дальневосточный регион относится к числу самых богатых сырьевыми ресурсами территорий Российской Федерации и всего мира. Этот край занимает очень важное место в экономике государства. Согласно показателям именно на Дальнем Востоке производится 98% алмазов, 80% олова, 90% борного сырья, 50% золота от общего объема добычной промышленности.

На территории Дальнего Востока расположены крупнейшие резервы минеральных ресурсов. Запасы плавикового шпата, ртути, бора и олова становят более чем 95% от всех запасов государства. Крупнейшие алмазные и рудные родники располагаются в Якутии и Еврейской автономной области. Дальний Восток богат также запасами угля, которые размещены в Южно – Якутском бассейне, в Амурской области и в Хабаровском крае.

В республике Саха, Магаданской, Амурской областях, на Камчатке и в Хабаровском крае расположены золотые месторождения. Добыча вольфрановых руд происходит в республике Саха.

Лесные ресурсы

Территория дальневосточного региона богата древесным сырьем. В южной части располагаются массивы очень дорогостоящих хвойных пород. Северная часть богата лиственницей. В районе «уссурийской тайги» растут уникальные породы дерева – маньчжурский орех и амурский бархат, которые представляют собой самую ценную в мире древесину.

Общий объем древесных запасов Якутии и Дальнего Востока составляют 20 млрд. м. накануне начала перестройки, на Дальнем Востоке располагалось более 80 леспромхозов и 33 деревообрабатывающих предприятия. В наше время, количество объектов лесной промышленности не значительно сократилось. Главной проблемой региона остается несанкционированная вырубка лесных массивов и их нелегальная продажа за рубеж.

Водные ресурсы

В крае хорошо развита гидрогеографическая сеть. Дальний Восток омывают шесть морей (Охотское, Японское, Чукотское и Сибирское, море Лаптевых и Берингово), Тихий океан и две крупнейшие реки – Лена и Амур. Общая акватория морей составляет более 3 млн. км2. На территории Дальнего Востока находится множество мелких озер, самое большое из которых – Ханка, общей площадью боле 4 км 2.

Обеспеченность водными ресурсами благоприятно влияет на развитие рыбного промысла. На потенциале Амура и Лена базируется сеть гидроэлектростанций с выработкой энергии более чем 270 млрд. кВт-ч. Общий водный баланс в регионе регулируется за счет наличия болотистых территорий. Некоторые подземные воды имеют выход на наружу, образовывая минеральные и термальные источники.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *