cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Факультатив по физике 11 класс повторяя физику проверяю себя – 404 — Ошибка: 404

Содержание

Элективный курс по физике (11 класс) на тему: Факультатив по физике «Избранные вопросы по физике» 11 класс

«Избранные вопросы физики»

Цели факультативного курса:

  1. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  2. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
  3. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике.

Задачи курса:

  1. углубление и систематизация знаний учащихся;
  2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
  3. овладение основными методами решения задач.

2. Общая характеристика курса

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих  физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа факультативного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.

В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «А», «В» и части «С».

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
  • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
  • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
  • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
  • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи)  выдвижение гипотез  разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений   проверка и корректировка гипотез → нахождение решений   проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

  • Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
  • Дидактические материалы.
  • Учебники физики для старших классов средней школы.
  • Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики  из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

владеть методами самоконтроля и самооценки


Тема занятия.

Кол-во

часов

Кинематика. А1.

1

Кинематика, законы Ньютона. А2.

1

Силы в природе. А3.

1

Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса.А4.

1

Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии.А5.

1

Статика, механические колебания и волны.А6.

1

Молекулярно-кинетическая теория. А7

1

Молекулярно-кинетическая теория.А8.

1

Молекулярно-кинетическая теория, термодинамика. А9.

2

Термодинамика. А 10.

1

Электростатика. А 11.

1

Постоянный ток. А 12.

1

Магнитное поле, электромагнитная индукция. А13.

1

Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волн А14

1

Оптика. А 15.

2

Элементы СТО, оптика. А 16.

1

Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома. А 17.

2

Физика атома, физика атомного ядра. А 18.

1

Физика атомного ядра. А19.

1

Механика – квантовая физика (методы научного познания).А20

1

Механика – квантовая физика (методы научного познания). А 21.

2

Механические, электромагнитные явления. А 22.

1

Механические, тепловые или электромагнитные явления. А 23.

1

Механические, тепловые, электромагнитные явления. А 24.

2

Механические, тепловые, электромагнитные явления. А 25.

2

Механика – квантовая физика. В 1.

1

Механика – квантовая физика. В.2

1

Механика – квантовая физика. В 3.

1

Механика – квантовая физика. В 4

1

Итоговое занятие.

1

Всего

36

Литература для учителя:

В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», — «Вентана-Граф», 2010 г.

Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Литература для учеников

  1. ЕГЭ по физике. 11 класс : учебное пособие / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Тематические и тренировочные варианты тестов ЕГЭ под редакцией ФИПИ.

nsportal.ru

Факультативный курс для 11 класса «Решение качественных задач по физике» (17 часов)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы _______/В.М.Фролова/

________ /И.М.Мишина./ Приказ от «___»_____201__г. №___

Рабочая программа по физике

факультатив

11 класс

Составитель:

Лихачёва Елена Викторовна,

учитель физики,

первая категория

2016г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по физике в 11 классе «Физика в задачах и тестах» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы общеобразовательных учреждений . 10 – 11 классы , Г.Я. Мякишева. Учебник 11 класса — автор Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., В.М. Чаругин) М.: «Просвещение» 2011, программа факультативного курса Бочковой М.П. «Решение задач по физике».

Данный факультативный курс для 11 класса «Решение качественных задач по физике» рассчитан на 17 часа в год.

Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач — один из методов обучения физике. С помощью решения задач:

— сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

— создаются и решаются проблемные ситуации;

— формируются практические и интеллектуальные умения;

— сообщаются знания из истории науки и техники;

-формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

Целью факультатива является

—  развитие интереса к физике, к решению физических задач;

— совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

— формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Факультатив предназначен для дальнейшего совершенствования усвоенных знаний и умений, формирования углубленных знаний и умений.

Итогом изучения факультативного курса физики является:

— решение задач по определенному плану;

— владение основными приемами решения задач;

— осознание деятельности по решению задач;

— решение комбинированных задач с использованием различных физических законов.

Учащиеся 11 класса обобщают и систематизируют теоретический материал, приемы решения задач с целью подготовки к итоговой аттестации и вступительным испытаниям.

Ведущими идеями программы являются:

  • Приобретение навыков решения задач разных типов, включающих в себя различные виды деятельности, с использованием новых технологий;

  • Изменение отношения к физической задаче и процедурам, связанным с ее решением;

  • Применение инновационных, активных методов решения задач с целью формирования глубоких, прочных знаний;

  • Приобретение опыта современных видов деятельности.

Программа данного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Программа факультатива соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 11 класса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения физики. К традиционно задаваемым целям обучения добавляются такие, достижения которых без компьютера затруднено или невозможно.

Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Содержание программных тем состоит из трех компонентов:

  1. Определены задачи по содержательному признаку;

  2. Выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы;

  3. Даны указания по организации определенной деятельности с задачами.

Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Задачи подбираются из списка образовательных сайтов интернет, цифровых образовательных ресурсов технического, краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные задачи.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы:

  • Постановка задачи.

  • Решение и обсуждение решения задач.

  • Подготовка к олимпиаде,

  • Подбор и составление задач на тему и т. д.

  • Проведение исследования и эксперимента.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.

В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные критерии сформированности умения решать физические задачи:

  1. Знание основных операций, из которых складывается процесс решения задач, и умение их выполнять. Усвоение структуры совокупности операций.

  2. Перенос усвоенного метода решения задач по одному разделу на решение задач по другим разделам и предметам.

  3. Усвоение структуры совокупности операций.

Уровень сформированности:

Первый уровень: умение анализировать условие и кодировать его:

  1. Краткая запись условия задачи.

  2. Выполнение рисунка,  чертежа по описанию условия задачи.

  3. Оформление процесса решения задачи.

  4. Анализ условия задачи с выделением явлений, процессов или свойств тел, описанных в ней.

  5. Математическая запись соответствующего закона или уравнения.

  6. Решение записанного уравнения относительно неизвестного.

  7. Выполнение действия с наименованными числами.

  8. Осуществление преобразований единиц измерения величин.

Второй уровень:   умение решать, задачи   различных видов. Владение   отдельными операциями,    общими для  большого  класса задач:

  1. Применение вышеназванных  операций  для решения задач различных видов.

  2. Овладение  методами   решения   некоторых классов задач (расчет теплоты на основе закона сохранения и превращения энергии, расчет электрических цепей).

3. Осуществление проверки полученных результатов при решении задач методом сравнения с табличными данными, значениями физических постоянных; оценка достоверности полученного ответа; решение задачи другим способом.

Третий уровень: овладение общим алгоритмом решения физических задач:

  1. Осуществление анализа условия задачи с выделением задачей системы, явлений и процессов, описанных в задаче, с определением условий их протекания.

  2. Осуществление кодирования  условия задачи и процесса решения на различных уровнях:

а) краткая запись условия задачи;

б) выполнение рисунков, электрических схем;

в) выполнение чертежей, графиков, векторных диаграмм;

г) запись уравнения (системы уравнений) или построение логического умозаключения

  1. Выделение соответствующего метода и способов решения конкретной задачи.

4. Применение общего алгоритма для решения задач различных видов.

Четвертый уровень: умение переноса структуры деятельности  по решению  физических задач на решение   задач по другим предметам:

1. Выделение структуры любой учебной задачи и процесса ее решения.

2. Определение метода и способов решения учебной задачи.

3. Выделение особенностей решения задачи конкретного предмета

3. Содержание учебного предмета, курса

1. Введение. Физическая задача. Классификация задач. 2ч

Методы и приемы решения физических задач. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Математический аппарат физики. Возможности применения компьютера для решения задач. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки.

2. Кинематика материальной точки. 0,5ч

Аналитический и графический способы решения задач по теме «Кинематика». Приемы решения задач на равномерное движение материальной точки. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки. Задачи на относительность движения. Движение материальной точки по окружности. Вращательное движение твердого тела. Подбор, составление и решение задач по теме «Кинематика».

3. Динамика и статика. 0,5ч

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Приемы решения задач на равноускоренное движение материальной точки. Применение законов динамики к космическим полетам. Исследование характеристик равновесия физических систем. Подбор, составление и решение по теме «Динамика материальной точки». Подбор, составление и решение задач с техническим и краеведческим содержанием.

4. Законы сохранение в механике. Работа. Мощность. КПД. 1ч

Алгоритм решения задач по теме «Закон сохранения импульса». Решение задач на реактивное движение. Алгоритм решения задач по теме «Закон сохранения энергии». Особенности решения задач на использование закона изменения механической энергии. Особенности решения задач на использование закона изменения механической энергии. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. КПД механизмов.

5. Молекулярная физика. 1 ч

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на использование законов термодинамики. Работа газа при расширении. Работа газа. Тепловые машины.

Применение уравнения теплового баланса при тепловом равновесии. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Закон Гука. Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

6. Электромагнитное поле. 1ч

Методы, примеры и приемы решения задач по теме. Задачи на применение закона сохранения электрического заряда и закона Кулона. Задачи на исследование электростатического поля: силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение задач на описание поведения магнитного поля: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение экспериментальных задач на исследование электрических и магнитных полей. Постоянный электрический ток. Ток в различных средах. Приемы решения задач на расчет сложных электрических цепей. Применение законов Ома, Джоуля – Ленца, законов последовательного и параллельного соединений для расчетов электрических параметров цепи.

Решение экспериментальных задач на определение показаний электрических приборов. Расчет параметров цепи, содержащих ЭДС.

Задачи на описания электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. Конструкторские задачи на проекты: автоматических устройств, модели освещения, измерительных приборов.

7. Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитные колебания и волны.

7 ч

Решение задач на вычисление физических параметров колебаний. Графическое представление колебательного процесса. Исследование явления резонанса. Механические волны. Способы решения задач на вычисление характеристик волнового процесса. Исследование звуковых явлений. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции. Решение задач на переменный электрический ток. Задачи на исследование свойств электромагнитных волн. Задачи по геометрической оптике. Построение изображения в линзах конструкция оптических приборов. Задачи по волновой оптике. Исследование законов фотоэффекта. Классификация задач на СТО и примеры их решения. Решение экспериментальных задач, направленных на изучение свойств электромагнитных волн.

8. Строение атома и атомного ядра. 4 ч

Закон фотоэффекта. Постулаты Бора. Расчет продукта ядерных реакций. Виды ядерного распада. Единицы измерения физических величин в ядерной физике. Вычисление дефекта масс. Решение задач на вычисление энергетического выхода ядерных реакций. Закон радиоактивного распада.

4. Тематическое планирование факультативного курса по физике, 11 класс

3

Решение задач на основные законы кинематики и законы динамики.

4

Решение задач на закон сохранения импульса, закон сохранения энергии

5

Решение задач на основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева — Клапейрона, газовые законы.

6

Решение качественных и количественных задач по теме «Магнитное поле»

7

Решение задач по теме «Механические колебания»

8

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

9

Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны»

10

Решение задач на законы отражения света и преломления света.

11

Решение задач на построение изображений и хода лучей при преломлении света.

12

Решение задач на построение изображений в линзах и формулу тонкой рассеивающей линзы

13

Решение задач на интерференцию света и дифракционную решетку

14

Решение задач по теме «Элементы теории относительности»

15

Решение качественных задач по теме «Световые кванты. Атомная физика»

16

Решение задач по теме «Ядерная физика»

17

Решение задач за курс физики 10 – 11 класс

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) по теме: Факультативный курс по физике для 11 класса «Физика в задачах и тестах»

            

                                             Пояснительная записка

 

         Данный факультативный курс для 11 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач — один из методов обучения физике. С помощью решения задач:

         — сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

         — создаются и решаются проблемные ситуации;

         — формируются практические и интеллектуальные умения;

         — сообщаются знания из истории науки и техники;

         -формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

         Целью факультатива является

         —  развитие интереса к физике, к решению физических задач;

         — совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

         — формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

         Факультатив предназначен для дальнейшего совершенствования усвоенных знаний и умений, формирования углубленных знаний и умений.

         Итогом изучения факультативного курса физики является:

         — решение задач по определенному плану;

         — владение основными приемами решения задач;

         — осознание деятельности по решению задач;

         — решение комбинированных задач с использованием различных физических законов.

         Учащиеся 11 класса обобщают и систематизируют теоретический материал, приемы решения задач с целью подготовки к итоговой аттестации и вступительным испытаниям

 

Факультативный курс по физике, 11 класс

«Физика в задачах и тестах»

(1 час в неделю, 34 часа в год)

 

№ п/п

                                                 Тема

Дата

Примечание

1

Что такое физическая задача. Состав физических задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения.

 

 

2

Общие требования при решении задач. Этапы решения физических задач.

 

 

3

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.

 

 

4

Решение задач на основные законы кинематики.

 

 

5

Решение задач на законы динамики.

 

 

6

Решение задач на закон сохранения импульса.

 

 

7

Решение задач на закон сохранения энергии.

 

 

8

Решение задач на основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы.

 

 

9

Решение качественных и количественных задач по теме «Магнитное поле»

 

 

10

Решение задач по теме «Механические колебания»

 

 

11

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

 

 

12

Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны»

 

 

13

Решение задач на законы отражения света.

 

 

14

Решение задач на законы преломления света.

 

 

15

Решение задач на построение изображений и хода лучей при преломлении света.

 

 

16

Решение задач на построение изображений в линзах.

 

 

17

Решение задач на формулу тонкой собирающей линзы.

 

 

18

Решение задач на формулу тонкой рассеивающей линзы.

 

 

19

Решение задач на интерференцию света.

 

 

20

Решение задач на дифракционную решетку.

 

 

21

Решение задач по теме «Элементы теории относительности»

 

 

22

Решение задач на законы фотоэффекта.

 

 

23

Решение задач на постулаты Бора.

 

 

24

Решение качественных задач по теме «Световые кванты. Атомная физика»

 

 

25

Решение задач по теме «Строение атомного ядра»

 

 

26

Решение задач на составление ядерных реакций.

 

 

27

Решение задач на расчет энергии связи нуклонов в ядре.

 

 

28

Решение задач на закон радиоактивного распада.

 

 

29

Решение задач по теме «Кинематика»

 

 

30

Решение задач по теме «Динамика»

 

 

31

Решение задач по теме «Молекулярная физика»

 

 

32

Решение задач по теме «Термодинамика»

 

 

33

Решение задач по теме «Электродинамика»

 

 

34

Решение задач по теме «Оптика»

 

 

 

                                             Пояснительная записка

 

         Данный факультативный курс для 11 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Одной из целей физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Решение задач — один из методов обучения физике. С помощью решения задач:

         — сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

         — создаются и решаются проблемные ситуации;

         — формируются практические и интеллектуальные умения;

         — сообщаются знания из истории науки и техники;

         -формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

         Целью факультатива является

         —  развитие интереса к физике, к решению физических задач;

         — совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

         — формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

         Факультатив предназначен для дальнейшего совершенствования усвоенных знаний и умений, формирования углубленных знаний и умений.

         Итогом изучения факультативного курса физики является:

         — решение задач по определенному плану;

         — владение основными приемами решения задач;

         — осознание деятельности по решению задач;

         — решение комбинированных задач с использованием различных физических законов.

         Учащиеся 11 класса обобщают и систематизируют теоретический материал, приемы решения задач с целью подготовки к итоговой аттестации и вступительным испытаниям.

 

Факультативный курс по физике, 11 класс

«Физика в задачах и тестах»

(1 час в неделю, 34 часа в год)

 

№ п/п

                                                 Тема

Дата

Примечание

1

Что такое физическая задача. Состав физических задач. Классификация физических задач по содержанию, способу задания, способу решения.

 

 

2

Общие требования при решении задач. Этапы решения физических задач.

 

 

3

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.

 

 

4

Решение задач на основные законы кинематики.

 

 

5

Решение задач на законы динамики.

 

 

6

Решение задач на закон сохранения импульса.

 

 

7

Решение задач на закон сохранения энергии.

 

 

8

Решение задач на основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, газовые законы.

 

 

9

Решение качественных и количественных задач по теме «Магнитное поле»

 

 

10

Решение задач по теме «Механические колебания»

 

 

11

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

 

 

12

Решение задач по теме «Механические и электромагнитные волны»

 

 

13

Решение задач на законы отражения света.

 

 

14

Решение задач на законы преломления света.

 

 

15

Решение задач на построение изображений и хода лучей при преломлении света.

 

 

16

Решение задач на построение изображений в линзах.

 

 

17

Решение задач на формулу тонкой собирающей линзы.

 

 

18

Решение задач на формулу тонкой рассеивающей линзы.

 

 

19

Решение задач на интерференцию света.

 

 

20

Решение задач на дифракционную решетку.

 

 

21

Решение задач по теме «Элементы теории относительности»

 

 

22

Решение задач на законы фотоэффекта.

 

 

23

Решение задач на постулаты Бора.

 

 

24

Решение качественных задач по теме «Световые кванты. Атомная физика»

 

 

25

Решение задач по теме «Строение атомного ядра»

 

 

26

Решение задач на составление ядерных реакций.

 

 

27

Решение задач на расчет энергии связи нуклонов в ядре.

 

 

28

Решение задач на закон радиоактивного распада.

 

 

29

Решение задач по теме «Кинематика»

 

 

30

Решение задач по теме «Динамика»

 

 

31

Решение задач по теме «Молекулярная физика»

 

 

32

Решение задач по теме «Термодинамика»

 

 

33

Решение задач по теме «Электродинамика»

 

 

34

Решение задач по теме «Оптика»

 

 

 

 

nsportal.ru

Рабочая программа факультатива по физике 10-11 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Приволжска

Утверждаю Согласовано

Директор МКОУ СОШ № 1 Заместитель директора по УВР


Горлатенко В.Г. Волгина С.Б.

Рабочая программа

факультативного курса

«Решение задач повышенной сложности

по физике»

10 — 11кл.

составила:

Романова Юлия Евгеньевна

учитель физики МКОУ СОШ №1

г. Приволжска

2016 г.

Пояснительная записка.

Предмет: физика

Класс: 10 – 11

Всего часов на изучение программы: 204

Количество часов в неделю: 3

Курс рассчитан на 2 года обучения

Программа разработана на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, — «Дрофа», 2007 г.; авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, — М.: Дрофа, 2005 г.; Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).

Цели факультативного курса:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физи­ческих задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

  2. Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  3. Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;

  4. Научить применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических за­дач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.

  5. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике.

Задачи курса:

  1. углубление и систематизация знаний учащихся;

  2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

  3. овладение основными методами решения задач.

Общая характеристика курса

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.

Программа факультативного курса ориентирует учителя на дальней­шее совершенствование уже усвоенных обучающимися зна­ний и умений. Для этого вся программа делится на не­сколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается один урок, целью которого является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.

При повторении обобщаются, система­тизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повто­рения при подготовке к единому государственному экза­мену.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

  • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;

  • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

  • наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;

  • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

  • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.

Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Текущая аттестация проводится в виде письменных контрольных (тестовых) работ. Выполнение проверочной работы предполагает решение нескольких предложенных задач по определенному разделу курса. В ходе выполнения курса планируется проводить обучающие и контрольные тесты, которые позволят закрепить и проконтролировать полученные знания. Оценка знаний и умений школьников проводится с учетом результатов выполненных практических и исследовательских работ, участия в защите решения экспериментальных, теоретических и вычислительных задач.

Курс завершается зачетом, на котором проверяются практически умения применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

  • владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;

Тематическое планирование

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

2

10 класс

2. Механика

Кинематика материальной точки

13

Основы динамики

12

Законы сохранения

19

3.Основы МКТ и термодинамики

Молекулярная физика

13

Основы термодинамики

12

4.Основы электродинамики

Электростатика

16

Постоянный ток

15

Магнитное поле.

14

11класс

5. Колебания и

волны.

Механические колебания и волны.

10

Электромагнитные колебания и волны.

8

6.Оптика.

Световые волны.

19

СТО.

4

7..Квантовая физика

Квантовая теория света.

7

Атомная физика.

8

Элементарные частицы.

8

8.Повторение

Решение тестовых вариантов ЕГЭ

24

Всего

204

Содержание курса

Введение (2 ч)

Физическая задача.
Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи • решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Механика (44 часа)

Кинематика (13 ч)

Основные законы и понятия кинематики. Решение расчетных и графических задач на равномерное движение. Математическая запись уравнения движения. График движения. График скорости. Решение задач на равноускоренное движение. Движение по окружности. Решение задач.

Динамика и статика (12ч)

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

Законы сохранения (19ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

Основы МКТ и термодинамики (25 часов)

Молекулярная физика (13ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Основы термодинамики (12ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Основы электродинамики (45 часов)

Электростатика (16 ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Постоянный электрический ток (15ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Магнитное поле (14 ч)

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования. Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Электромагнитные колебания и волны (41ч)

Задачи на механические колебания и волны.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

Квантовая физика (23 часа)

Задачи различных видов на законы квантовой физики.

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчета линейча­тых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами. Волны де-Бройля для клас­сической и релятивистской частиц.

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных пре­вращениях.

Повторение (24часа)

Литература.

  1. Бабаев В.С. Физика. Нестандартные задачи с ответами и решениями. М.: Эксмо, 2007.

  2. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

  3. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б., Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. М.: Наука, 1995.

  4. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Крик Л.А. 1001 задача по физике. М.: Илекса, 2005.-351 с.

  5. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие: Для подготовительных отделений ВУЗов/ Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев, В.В. Керженцев, Г.Я. Мякишев – С-Пб.: издательство «Специальная литература», 1995.

  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

  7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

  8. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика ре­шения задач по физике в средней школе. М.: Просвеще­ние, 1987.

  9. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М.: Просвещение, 1988.-159с.

  10. Козелл С.М. Сборник задач по физике 10-11. М.: Просвещение, 2001.

  11. Материалы ЕГЭ по физике, 2002-2006.

  12. Физика. Задачник, 9-11кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/ О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М.: Дрофа, 1997.-352с.: ил.

  13. Шапиро А.И., Бодик В.А. Оригинальные методы решения физических задач. Пособие для учителя. К.: Магистр-S, 1996

  14. А. П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10-11 классы. М.,Дрофа. 2006г.

  15. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.

  16. ЕГЭ-2015. Физика : Тематические и тренировочные варианты : 22 варианта : 9- 11 классы под ред. М. Ю. Демидовой. М. : Национальное образование, 2015. – 176 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).

  17. ЕГЭ-2015. Физика: типовые экзаменационные варианты: 32 варианта: 9-11 классы/ под редакцией М. Ю. Демидовой.- М. 6 Национальное образование, 2015

infourok.ru

Факультатив по физике 11 класс «Решение задач повышенной трудности» — Факультативы, элективы, кружки — Физика и астрономия

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

средней общеобразовательной

школы № 127

Т.Х.Бусыгина

ПРОГРАММА

факультативного курса по физике

11 класс

«Решение задач повышенной трудности»

Составитель: Г.А. Некраш

Н.Новгород

2007

Факультативный курс по физике – 11 класс

«Решение задач повышенной сложности»

(1 час в неделю, 34 часа)

Пояснительная записка.

Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач:

а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

создаются и решаются проблемные ситуации;

б) формируются практические и интеллектуальные умения;

г) сообщаются знания из истории науки техники;

д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности.

Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.

Цель данной программы:

  1. развитие интереса к физике, к решению физических задач;

  2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  3. формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.

Используемая литература:

  1. гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»

  2. Меледин Г.В. «Физика в задачах»

  3. Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»

  4. Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»

  5. Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»

  6. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»

  7. Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»

  8. Кобушкин В.Н. «Методы решения задач по физике»

  9. Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»

Механика (9ч)

Динамика и статика (5 ч)

  1. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

  2. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

  3. Задачи на определение характеристик равновесия физической системы.

  4. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

  5. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.

Законы сохранения (6 ч)

  1. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

  2. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивного движения, определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения и превращения энергии.

  3. Решение задач несколькими способами. Составление задач несколькими способами. Взаимопроверка решаемых задач.

  4. Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.

Молекулярная физика (8 ч)

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.

  1. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния в газах при изопроцессах.

  2. Решение задач на свойства паров: использование уравнения Менделеева – Клапейрона, характеристика критического состояния вещества.

  3. Решение задач на описание явлений поверхностного слоя жидкости: работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях.

  4. Решение качественных и количественных задач. Особое внимание уделяется проговариванию качественных задач – использование графических и экспериментальных задач.

  5. Решение задач на определение характеристик твердого тела: удлинение, запас прочности, сила упругости.

Основы термодинамики (2 ч)

  1. Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

  2. Решение конструкторских задач и задач на проекты: модель газового термометра, модель тепловой машины, проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

Электродинамика (15 ч)

Электрическое и магнитное поля (6 ч)

  1. Характеристика решения задач раздела: общее и разное; примеры и приемы решения.

    1. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законом сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

  1. Решение задач на описание систем конденсаторов.

  2. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера, сила Лоренца.

Электромагнитные колебания и волны (4 ч)

  1. Решение задач различных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

  2. Решение задач на переменный ток: характеристики переменного ока, электрические машины.

  3. Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн. Решение задач по геометрической оптике.

pedsovet.su

Материал по физике на тему: Факультатив по физике для 10,11,12 классов

Рабочая программа факультативных занятий

по физике для 10, 11 и 12 классов

«Физика в задачах и тестах»

Программа факультативного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержания базового курса физики 7-11 классов, ориентированного на учебники А.В. Перышкина «Физика. 7-9 класс», Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского «Физика. 10-11 класс», рекомендованных Министерством образования и науки РФ, а также учебных программ:

  1. Программа элективного курса «Методы решения физических задач» / В.А. Орлов, Ю.А. Сауров
  2. Элективный курс «Решение физических задач» / И. В. Хламова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики гимназии № 1541), Е. П. Мамонова (методист по физике ОМЦ ЗАО, учитель физики ЦО№ 1438). ОМЦ ЗАО лаборатория физики

и методических пособий:

  1. Физика. 11 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ЕГЭ./ А.В. Лукьянова – Москва: «Интеллект-Центр», 2011
  2. ЕГЭ. Физика. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену / О.И. Громцева. – Москва: издательство «Экзамен», 2007
  3. Физика. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки / Л.А. Прояненкова, Н.И. Одинцова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – Москва: издательство «Экзамен», 2007

Программа факультативного курса «Физика в задачах и тестах» преследует реализацию следующих целей:

  • повторение и углубление знаний по основным темам курса физики 7-11 классов в систематизированном и обобщенном виде;
  • формирование и совершенствование умений применять полученные знания для решения физических задач;
  • формирование обобщенных представлений о классификации, приемах и методах решения физических задач;

Решение задач — один из методов обучения физике. С помощью решения задач:

         — сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

         — создаются и решаются проблемные ситуации;

         — формируются практические и интеллектуальные умения;

         — сообщаются знания из истории науки и техники;

         -формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность.

Данный факультативный курс для 10, 11 и 12 классов «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Методические особенности изучения курса.

Ввиду предельно ограниченного времени эффективность курса определяется грамотным соотношением лекционной и практической части в сочетании с серьезной домашней подготовкой. Лекции должны носить обобщающий характер, теоретический материал лучше предлагать учащимся в систематизированном виде с использованием таблиц, схем, опорных конспектов. Распределение часов для изучения различных разделов программы можно варьировать в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

Формы и виды самостоятельной работы и контроля.

В настоящее время на факультатив по физике приходит небольшое количество мотивированных учащихся. Это дает возможность учителю осуществить индивидуальный подход к обучению и постоянный контроль всех выполненных заданий как в классе, так и дома.

При разработке программы факультатива необходимо учитывать, что подготовленность учащихся к решению физических задач может существенно различаться. Поэтому подбор задач, математический аппарат, глубина изложения материала, методика проведения занятий должны исходить из конкретных возможностей школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся обобщают и систематизируют теоретический материал по физике и решают физические задачи разного уровня сложности.

Основное тематическое содержание факультатива для 10, 11, 12 классов

«Физика в задачах и тестах»

Раздел

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические занятия

10 класс

1.

Введение в факультатив

1

1

0

2.

Решение задач на законы механики:

1) кинематика

23

5

18

6

1

5

2) динамика

8

1

7

3) силы в природе

3

1

2

4)законы сохранения:

а) закон сохранения импульса

2

1

1

б) закон сохранения энергии

3

1

2

5) статика

1

0

1

3.

Решение задач на основные законы молекулярной физики:

1) Основы МКТ

10

3

7

3

1

2

2) Температура. Энергия теплового движения молекул.

3

1

2

3) Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

3

1

2

4) Взаимные превращения жидкостей и газов.

1

0

1

Итого:

34

9

25

11 класс

3

Решение задач на основные законы молекулярной физики:

(продолжение):

Введение в факультатив

1

1

0

Основы термодинамики

6

1

5

4

Решение задач на законы электродинамики:

1) электростатика

23

5

18

7

1

6

2) законы постоянного тока

5

1

4

3) электрический ток в различных средах.

5

1

4

4) магнитное поле

3

1

2

5) электромагнитная индукция.

3

1

2

5

Решение задач по теме

«Колебания и волны»:

1) механические колебания

2) итоговый урок

3

1

1

2

1

Итого:

34

8

26

12 класс

Введение в факультатив

3

1

2

5

Решение задач по теме

«Колебания и волны» (продолжение):

2) электромагнитные колебания

11

3

8

5

1

4

3) производство, передача и использование

электрической энергии.

1

0

1

4) механические волны.

3

1

2

5) электромагнитные волны

2

1

1

6.

Решение задач по теме «Оптика»:

6

1

5

7.

Решение задач по теме

«Квантовая физика»

11

1

10

8.

Заключительное занятие и резерв

3

1

2

ИТОГО

34

7

27

nsportal.ru

Учебная программа факультативных занятий «Повторяя физику, проверяю себя» по учебному предмету «Физика»

Министерства образования Республики Беларусь

Факультативные занятия по физике «Повторяя физику, проверяю себя»

п/п

Тема

Опорный учебный материал

Кол-во часов

Программное содержание

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Ожидаемые результаты

Физика, 7- 11 классы

1

Программа вступительных испытаний и требования к уровню подготовки на ЦТ по физике

1

Программа вступительных испытаний и требования к уровню подготовки на ЦТ по физике. Обзор заданий, предлагавшихся на ЦТ в предыдущие годы.

Лекция-беседа

Учащиеся знакомятся с нормативными документами, определяющими форму и содержание вступительных испытаний

2

Кинематика

4

Система задач по темам «Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение. Криволинейное движение». Основные типы задач. Координатный, векторный и графический способы решения задач кинематики.

Практическое занятие

Учащиеся повторяют содержание учебного материала по темам занятий за все годы изучения физики. Восстанавливают в памяти и систематизируют полученные знания. Знакомятся с типами заданий, предлагавшихся на ЦТ в разные годы, с их особенностями, уровнем сложности и методами решения. Закрепляют навыки применения методов решения физических задач и знакомятся с методами, не изучавшимися в VII-XI классах, основанными на более высоком уровне математической подготовки в XI классе.

3

Законы динамики

3

Система задач по темам «Законы Ньютона. Силы в механике. Движение связанных тел. Динамика движения материальной точки по окружности». Основные типы задач. Алгоритм решения задач динамки.

Практическое занятие

4

Законы сохранения в механике

3

Система задач по темам «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Закон сохранения энергии. Теорема о кинетической энергии». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

5

Элементы статики и гидростатики

2

Система задач по темам «Условия равновесия тел. Механика жидкости и газа».

Практическое занятие

6

Основы МКТ

3

Система задач по темам «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния идеального газа». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

7

Основы термодинамики

2

Система задач по темам «Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

8

Электростатика

3

Система задач по темам «Закон Кулона. Напряженность электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

9

Законы постоянного тока

3

Система задач по темам «Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи. Работа и мощность тока. Электрический ток в металлах, жидкостях и газах». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

10

Магнитные явления

3

Система задач по темам «Сила Ампера. Сила Лоренца. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое заня-тие

11

Колебания и волны

2

Система задач по темам «Механические колебания и волны. Электромагнитные колебания и волны». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

12

Геометрическая оптика

3

Система задач по темам «Прямолинейное распространение света. Закон отражения. Закон преломления света. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

13

Волновая оптика

1

Система задач по темам «Интерференция и дифракция света». Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

14

Ядерная физика

1

Система задач по ядерной физике. Основные типы задач и методы их решения.

Практическое занятие

15

Подведение итогов

1

Тест-мини олимпиада

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *