История дагестана рабочая программа 9 класс – Рабочая программа по истории Дагестана. 9 класс
Тематические планы по истории 9 класс
Рабочая программа
по «истории Дагестана» 8-9 и 10-11 классов.
Автор: Казиев К.З.-учитель истории МКОУ «Дружбинская СОШ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с переходом на новую структуру (1993-1994 учебный год.) составлена новая программа по Истории Дагестана в 8-9 и 10-11 классах.
8 класс- с древнейших времен до конца XVIII века, 34ч.
9 класс — конец XVIII-начало XIX века, 34ч.
10 класс-начало XIX-до послевоенного периода(1946-1960), 34ч.
11 класс-История и культура Дагестана с середины 40-х-90-х годов (34ч.).
В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимое представление обо всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект – воспитательный.
Программа позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники, конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
8 класс:
Автор Магомедов Р. М. – Махачкала: издательство НИИ педагогики, 2002 г.-288 страниц.
Глава I. Первобытное общество на территории Дагестана.
Глава II . Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на Кавказе.
Глава III. Складывание феодальных отношений в Дагестане.
Глава IV.Завоевательные походы халифата в Дагестане.
Глава V. Дагестан в IX-XII веках.
Глава VI. Дагестан в XIII-XIV вв.
Глава VII.Дагестан в XV в.
Глава VIII. Дагестан в XVIв.
Глава IX. Дагестан вXVIIв.
Глава X. Внешнеполитическое положение Дагестана в XVII в.Культура и быт.
Глава XI. Дагестан в первой половине XVIII в.
Глава XII. Дагестан во второй половине XVIII в.
9 КЛАСС:
Авторы: В.Г. Гаджиев, М.Ш. Шигабудинов. Махачкала, Дагучпедгиз- 1993г.157 страниц.
Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII- начале XIV в.
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
Глава III. Дагестан в первой трети XIX в.
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни.
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война
1877-1878гг.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX-начале XX вв.
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.).
10 класс.
Авторы: В.П. Егоров, М.-Г.А. Разаков, А.-М.Б. Бабаев, М.А. Магомедов. «История Дагестана». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений(1917-1960гг). ООО «Издательство НИИ Педагогики» 2009 г. стр.268.
ГЛАВА I. Дагестан в 1917-1921гг. Революция и гражданская война.
Глава II.Дагестан в 20-30 гг.20 века.
Глава III.Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
Глава IV.Восстановление и развитие народного хозяйства Дагестана в послевоенный период.(1946-1960гг.).
11 класс.
История и культура Дагестана с середины 40-х годов 20 века – начало 21 века.
Автор: А.Р. Исмаилов. Материалы к урокам истории Дагестана в 11-х классах. Махачкала 1999г. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Коллектив авторов 2012 год. Махачкала 2012.
Глава I. Экономика Дагестана в 1946-1980-е гг.3 часа
Глава II. Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х-начале 80-х гг.2 часа стр.18.
Глава III. Развитие образования, науки и культуры в Дагестане в 1945-65гг. 5 часов
Глава III. Культура Дагестана. 3 часа
Глава IV. Дагестан в 1999-98 гг.9 часов.
Глава V. Народное хозяйство Дагестана в 90-е годы.3 часа.
Глава VI. Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях рынка. 5 часов.
Задачи:
Привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Моя задача, знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые – историки, археологи, этнографы.
Дополнительный материал, используемый на уроках:1. Учебники по Истории Дагестана
2.Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.История Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов.
4. методическое пособие В.В. Мамцева к учебнику М.С. Гаджиева.
5. Краеведческий материал школы.
6. Экспонаты школьного музея.
Тематическое планирование уроков по Истории Дагестана.
8 класс. 34 часа
.
Глава I.Первобытное общество на территории.2 часа1
Каменный век на территории Дагестана
Земледельческо-скотоводческие племена Дагестана в эпоху энеолита и бронзы
Палеолит, неолит, архантроп
Мезолит, первобытная родовая община, неолитическая революция.
иллюстрации
1,2
1
Происхождение и этническая общность дагестанского народа. Дагестан – общая Родина
3
Глава II.Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на Кавказе 1час
1
Начало разложения первобытного общества и зарождения социальных отношений.
Албания – первое государство Восточного Кавказ
Народности: гелы, леги, албаны
Урарты, скифы.
Карта”Археологические памятники каменного века на территории Дагестана.
4-5
Глава III. Складывания феодальных отношений в Дагестане. 2 часа
1
Дагестанские земли в составе раннефеодального Албанского государства Зарождение феодальных отношений у народов Дагестана в II-VII вв
Царство гуннов, Варачан, марзбаны, ишхан, сельджуки,
Карта Дагестана в
V -Xвв.
6-7
Кочевники равнинного Дагестана. Хазарское государство Культура. Создание письменности
Великое переселение народов
Марапаны,
Карта Дагестана в V-Xвв.
8-9
САМ. РАБ.
ГлаваIV. Завоевательные войны Халифата в Дагестане. 2 часа
1
Вторжение арабов в Дагестан Дагестанские земли в составе Албанского великого княжества
Харадж, джизья, аджам, чине,
Карта «Завоевательные войны в Дагестане».
10-11
1
Возобновление завоеваний Халифата в Дагестане Политика Халифата в завоеванной части Дагестана (2-я половина VIIIв
альбом
12-13
Глава V. Дагестан в 9-12 вв. 2 часа
1
Феодальные княжества и политическое объединение в IX-XII вв. Социальные движения в Дагестане в IX-XII вв.
Тухумы, жинц, вакф, мулк
14-15
1
Дагестан и его отношения со своим окружением в IX-XII вв. Развитие культуры Дагестана в X-XII вв.
Иллюстративный материал
16-17
Глава VI. Дагестан в 13-14 вв.4 часа
1
Дагестан под игом монголов.
18
1
Походы Тимура и их последствия для Дагестана.
Ширван,
Иллюстрации, легенды и предания народов Дагестана.
19
1
Дагестанские земли и их политический строй в 13-14 веках.
Друрданшах, табасараншах,
туманшах
20
1
Культурное развитие Дагестана 13-14 вв.
21
Прак.р.
Глава VII. Дагестан в 15 веке2 часа
1
Хозяйство и общественно политический строй сельских общин и их союзов. Общественно- политический строй и развитие феодальных владений.
Союз сельских общин, джамаат.
Картины с учебника
22-23
1
Внешнеполитическое положение Дагестана Борьба против угнетения Культурное развитие Дагестана в XV веке.
Карта Дагестана в 11-14вв.
24-25-26
Глава VIII. Дагестан в XVI веке. 5 часов
1
Народности Дагестана в XVI веке
27
1
Внутриполитическая история Дагестана в XVIв
Карта Дагестана
28
1
Выступление горцев Дагестана в XVI веке
29
1
Освободительная борьба народов Дагестана в XVI в.
30
1
Отношения Дагестана с Россией, Грузией, Кабардой. Развитие культуры Дагестана в XVI. веке
31-32
Тестирование.
Глава IX. Дагестан в XVII веке. 1 час
1
Экономическое развитие Дагестана в XVII в. Социально-политическое развитие Дагестана в XVI в. Народное движение в Дагестане в XVII в.
33
Глава X. Внешнеполитическое положения и политические связи.3 часа
1
Русско-дагестанские отношения и политические связи.
34-35
1
Освободительная борьба народов Дагестана в 17 в.
37
1
Культура и быт народов Дагестана.
38
Глава XI. Дагестан в первой половине 18 в.2 часа
1
Антииранское движение в Дагестане в начале XVIII веке и укрепление связей с Россией. Каспийский поход Петра 1 и первое присоединение Дагестана к России.
39-40
1
Освободительная борьба народов Дагестана против Надир -шаха.
Рассказы из фольклора.
41
Сам.р.
Глава XII.Дагестан во второй половине 18 в. 4 часа
1
Экономическое развитие дагестанских земель. Развитие феодальных отношений в Дагестане во 2-й половинеXVIII века.
42-43
1
Политическая жизнь Дагестана во второй половине XVIIIв. вв.
43-44
1
Русско-дагестанские отношения во второй половине XVIII -начале XX вв..
иллюстрации
45
1
Культура Дагестана в XVIII в.
46
9 КЛАСС. 34 ЧАСА.
Глава I. Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII –начале XIX вв.2 часа.1
Территория и население. Занятия населения
1-2
1
Социальные отношения. Политическое устройство.
Мюридизм
3-4
Глава II Присоединение Дагестана к России.1 час.
1
Завершение присоединения Дагестана к России.
5
реферат
Глава III.Дагестан в первой трети XIX в.2 часа.
1
Внутреннее положение Дагестана
6
1
Внешнеполитическая обстановка.
7
Глава IV.Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни в 1829-1859гг.2 часа.
1
Причины народно-освободительного движения. Начальный этап освободительной борьбы.
8-9
1
Всеобщее восстание в Чечне и Дагестана
10
Глава V.Аграрная и административно-судебная реформы в 60-70-х гг.XIX 1 час.
1
Административное устройство. Крестьянская реформа
11-12
Прак.раб.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война 1877-1878гг.и Дагестан 2 часа.
1
Внутриполитическая обстановка. Русско-турецкая война и Дагестан
13
1
Восстание 1877г.
14-15.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.2 часа
1
Материальная культура. Общественный и семейный быт.
16-17
1
Устное народное творчество. Просвещение. Литература и наука.
18,19,20
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX –начале XX веков.
1
Население, его национальный и социальный состав. Сельское хозяйство. Проникновение капиталистических отношений.2 часа.
21-22
1
Промышленность. Крестьянское движение.
23-24
Глава IX.Дагестан в период революции 1905-1907 гг.2 часа.
1
Начало революции. Революционное движение в Дагестане в период ее нарастания и наивысшего подъема.
25
1
Революционное движение в Дагестане в период отступления революции.
26
Самос.раб.
Глава X.Дагестан в 1907-1914гг.4 часа
1
Наступление реакции. Усиление национально-административного гнета.
27
1
аграрно-национальная политика царизма. Изменения в аграрном строе Дагестана
28
1
Развитие фабрично-заводской промышленности
29
1
Освободительное движение в Дагестане в 1907-1914гг.
30
Глава XI Дагестан в период первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.3 часа.
1
Начало войны. Отношение к ней народов Дагестана. Влияние войны на хозяйство и политическое положение в Дагестане.
31-32
1
Политический кризис в стране во второй половине 1916г. Рабочее и национально-освободительное движение в Дагестане
33
1
Победа в Февральской революции и ее влияние на политическую обстановку в Дагестане.
34
Глава XII.Культура и быт народов Дагестана (70-е годыXXв.-началоXXвека) 3 часа.
1
Поселения. Роль городов в развитии культуры. Одежда, пища, семейный уклад.
35-36
1
Просвещение. Культурно-просветительское учреждения. Печать. Наука и общественно-политическая мысль.
37-38
1
Литература. Устное народное творчество
39
Повтор.- обобщ. Урок.
10 КЛАСС. 34 ЧАСА.
Рефераты о революционерахДагестана.
1
Борьба горцев против бичераховшины, турецких и английских интервентов. Антиденикинское восстание.
4-5
1
Первые мероприятия советской власти в Дагестане. Антисоветское восстание в горах 1920 г.
6
Глава II.Дагестан в 20-30-е годы XXв.
1
Национально- государственное строительство в Дагестане
7
1
Восстановление промышленности Дагестана в 1920-1927 годах.
«ДЦСНХ», «Кооперативные артели».
8
1
Сельское хозяйство Дагестана в 1920-27-х годах
«НЭП», «ТОЗ», «Кресткомы».
9
Самост. Раб.
1
Индустриальное развитие Дагестана в 1928-1937 годах
«Фонд 1000»,»БРИЗ»,
«Стахановское движение».
10-11
1
Начало коллективизации сельского хозяйства в Дагестане
«МТС», «МТФ», «ММС».
12
1
Организационно-хозяйственное укрепление колхозов в годы второй пятилетки.
Политотделы, агрозооветпоход.
13
1
Социально-экономическое развитие Дагестана в предвоенные годы.
Сейнер,дрифтер, многостановчество.
14
1
Общественно-политическая жизнь народов Дагестана в 30-х годах
15
1
Развитие народного образования в Дагестане в 20-30-хгг.
«Культсанпоход», «ФЗУ», «Культармейцы».
16
1
Литература и искусство народов Дагестана
17
1
Социальная политика в 20-30-х гг.
18
тестирование
Глава III. Дагестан в годы Великой Отечественной Войны.6 часов.
1
Нападение Германии на СССР. Мобилизация сил и средств Дагестана для разгрома врага.
19
Сообщение «ветераны ВОВ вашего села».
1
Промышленность и транспорт Дагестана в годы ВОВ.
20
1
Самоотверженный труд крестьянства Дагестана в годы ВОВ
21 рефераты
«Труженики тыла»-реферат.
1
Наука и культура в 1941-45 годах
22
1
Участие народов Дагестана в создании и в оказании всесторонней помощи фронту.
23реферат
1
Ратный подвиг Дагестана в годы ВОВ.
24-25.Собрать информацию о жителях нашего села в годы войны.
Глава IV.Восстановление и развитие народного хозяйства Дагестана в послевоенный период. (1946-1960)6 часов.
1
Общественно-политическая обстановка в Дагестане в первое послевоенное пятилетие
26
1
Промышленность и транспорт Дагестана в 1946-50 гг.
27
1
Развитие сельского хозяйства Дагестана в годы четвертой пятилетки
28
1
Промышленность и транспорт Дагестана в 50-е годы
29-30
1
Развитие сельскохозяйственного производства в Дагестане в 50-е годы
31-32
Повторительно-обобщ.урок.
1
Культура народов Дагестана
33
Самост.раб.
11 класс. 34 часа.
История и культура Дагестана с середины 40-х-90-х гг.
Автор А. Р. Исмаилов. Махачкала 1999г. стр.77.
ГлаваIII.Развитие образования, науки и культуры в Дагестане в 1945-65гг.5 часов
1
Школьное образование
Стр.23
1
Завершение ликвидации неграмотности
26
1
Рост национальных кадров специалистов
27
1
Достижения в облости науки
Стр.29
1
Развитие литературы и искусства в Дагестане.
Стр.32
Глава III. Культура Дагестана. 3 часа
1
Народное образование
Стр.34.
1
Достижения и развития науки, литературы и искусства в Дагестане.
Стр.36
1
Здравоохранение, физическая культура и туризм.
Стр.43
Тестир.
ГлаваIV. Дагестан в 1999-98 гг.9 часов.
1
Изменение политической обстановки в РД.
СТР.45
1
Роспуск Советов, сасоотстранение большинства депутатов от выполнения своего общественного долга.
Стр.48
1
Выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации
Стр.50
1
Выборы в представительные органы местного самоуправления.
Стр.51
1
Новая конституция РД.
Стр.52
1
Новое геополитическое положение Дагестана.
Стр.53
1
Осложнение обстановки в Дагестане в связи с войной в Чеченской Республике.
Стр.55
1
Трагедия в г. Кизляре
Стр.56
1
Боевые действия в селе Первомайское
Стр.57
1
Вооруженное нападение на воинскую часть в Буйнакске
Стр58
Сам.раб.
ГлаваV. Народное хозяйство Дагестана в 90-е и в начале 20 века.3 часа.
1
Экономический кризис
59
2
Изменение в структуре народного хозяйства
59-63
1
Глава VI. Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях рынка. 5 часов
1
Регионализация содержания образования
64
1
Структура образовательных учреждений
65
1
Возрождая традиции
66
2
Развитие Дагестанской науки
67
1
Литература и искусство
70
Повт.обоб.урок
Возрождение сокровищ дагестанского зарубежья.
72
Сам.раб.
infourok.ru
№ п\п урока | Тема урока | Новые слова | оборудование | д\з | Вид контроля | |
Глава I.Первобытное общество на территории.2 часа | ||||||
1 | Каменный век на территории Дагестана Земледельческо-скотоводческие племена Дагестана в эпоху энеолита и бронзы | Палеолит, неолит, архантроп Мезолит, первобытная родовая община, неолитическая революция. | иллюстрации | 1,2 | ||
1 | Происхождение и этническая общность дагестанского народа. Дагестан – общая Родина | 3 | ||||
Глава II.Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на Кавказе 1час | ||||||
1 | Начало разложения первобытного общества и зарождения социальных отношений. Албания – первое государство Восточного Кавказ | Народности: гелы, леги, албаны Урарты, скифы. | Карта”Археологические памятники каменного века на территории Дагестана. | 4-5 | ||
Глава III. Складывания феодальных отношений в Дагестане. 2 часа | ||||||
1 | Дагестанские земли в составе раннефеодального Албанского государства Зарождение феодальных отношений у народов Дагестана в II-VII вв | Царство гуннов, Варачан, марзбаны, ишхан, сельджуки, | Карта Дагестана в V-Xвв. | 6-7 | ||
Кочевники равнинного Дагестана. Хазарское государство Культура. Создание письменности | Великое переселение народов Марапаны, | Карта Дагестана вV-Xвв. | 8-9 | САМ. РАБ. | ||
ГлаваIV. Завоевательные войны Халифата в Дагестане. 2 часа | ||||||
1 | Вторжение арабов в Дагестан Дагестанские земли в составе Албанского великого княжества | Харадж,джизья,аджам, чине, | Карта «завоевательные войны в Дагестане.» | 10-11 | ||
1 | Возобновление завоеваний Халифата в Дагестане Политика Халифата в завоеванной части Дагестана (2-я половина VIIIв | альбом | 12-13 | |||
Глава V. Дагестан в 9-12 вв. 2 часа | ||||||
1 | Феодальные княжества и политическое объединение в IX-XII вв Социальные движения в Дагестане в IX-XIIвв | Тухумы, жинц, вакф, мулк | 14-15 | |||
1 | Дагестан и его отношения со своим окружением в IX-XII вв Развитие культуры Дагестана в X-XIIвв | Иллюстративный материал | 16-17 | |||
Глава VI. Дагестан в 13-14 вв.4 часа | ||||||
1 | Дагестан под игом монголов | 18 | ||||
1 | Походы Тимура и их последствия для Дагестана | Ширван,
| Иллюстрации, легенды и предания народов Дагестана. | 19 | ||
1 | Дагестанские земли и их политический строй в 13-14 в………………………… | Друрданшах, табасараншах, туманшах | 20 | |||
1 | Культурное развитие Дагестана 13-14 вв. | 21 | Прак.р. | |||
Глава VII. Дагестан в 15 веке2 часа | ||||||
1 | Хозяйство и общественно политический строй сельских общин и их союзов Общественно политический строй и развитие феодальных владений | Союз сельских общин, джамаат. | Картины с учебника | 22-23 | ||
1 | Внешнеполитическое положение Дагестана Борьба против угнетения Культурное развитие Дагестана в XV веке. | Карта Дагестана в 11-14вв. | 24-25-26 | |||
Глава VIII. Дагестан в XVI веке. 5 часов | ||||||
1 | Народности Дагестана в XVI веке | 27 | ||||
1 | Внутриполитическая история Дагестана в XVIв | Карта Дагестана | 28 | |||
1 | Выступление горцев Дагестана в XVI веке | 29 | ||||
1 | Освободительная борьба народов Дагестана в XVI в. | 30 | ||||
1 | Отношения Дагестана с Россией, Грузией, Кабардой .Развитие культуры Дагестана в XVI веке | 31-32 | Тестир. | |||
Глава IX. Дагестан в XVII веке. 1 час | ||||||
1 | Экономическое развитие Дагестана в XVIIв.Социально-политическое развитие Дагестана в XVIв.Народное движение в Дагестане в XVIIв. | 33 | ||||
Глава X. Внешнеполитическое положения и политические связи.3 часа | ||||||
1 | Русско-дагестанские отношения и политические связи. | 34-35 | ||||
1 | Освободительная борьба народов Дагестана в 17 в. | 37 | ||||
1 | Культура и быт народов Дагестана. | 38 | ||||
Глава XI. Дагестан в первой половине 18 в.2 часа | ||||||
1 | Антииранское движение в Дагестане в начале XVIII в. И укрепление связей с Россией. Каспийский поход Петра 1 и первое присоединение Дагестана к России. | 39-40 | ||||
1 | Освободительная борьба народов Дагестана против Надир-шаха. | Рассказы из фольклора. | 41 | Сам.р. | ||
Глава XII.Дагестан во второй половине 18 в. 4 часа | ||||||
1 | Экономическое развитие дагестанских земель. Развитие феодальных отношений в Дагестане во 2-й половинеXVIII в. | 42-43 | ||||
1 | Политическая жизнь Дагестана во второй половине XVIIIв. вв. | 43-44 | ||||
1 | Русско-дагестанские отношения во второй половинеXVIIIв.-началеXXвв.. | иллюстрации | 45 | |||
1 | Культура Дагестана в XVIIIв. | 46 |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая программа по истории Дагестана
МКОУ «Инчхинская СОШ»
«Согласовано» «Рекомендовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Руководитель МО Директор МКОУ ИСОШ
________/З.Э.Ибрагимов/ _______________ _________/З.С.Аминова/
«___»_______2018 г. Протокол №___ «___»_______2018 г.
«___»_______2018 г.
Рабочая программа по истории Дагестана
9 класс
Учитель: Джабраилова Х.С.
2018-2019 уч.г.
Рабочая программа по «истории Дагестана»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с переходом на новую структуру (1993-1994 уч.г.) составлена новая программа по Истории Дагестана в 9-ых классов.
В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект – воспитательный.
Программа позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники, конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
9КЛАСС.
Автор В.Г.Гаджиев, М.Ш.Шигабудинов.-Махачкала Дагучпедгиз 1993г.157 страниц.
Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII- начале XIV в.
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
Глава III. Дагестан а первой трети XIX в.
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни.
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война
1877-1878гг.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX-начале XX вв.
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.)
Задачи:
Одной из задач прохождения курса, это- привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Моя задача, знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые – историки, археологи, этнографы.
Дополнительный материал, используемый на уроках:
1. Учебники по Истории Дагестана
2.Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.История Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов.
4. методическое пособие В.В.Мамцева к учебнику М.С.Гаджиева.
5. Краеведческий материал школы.
6. Экспонаты школьного музея.
Учебно-тематический план по предмету:
История Дагестана (9 класс)
№ п\п урока | Тема урока | час | Понятия | Д/З | Дата |
1 | Введение. | 1 | Дагестан, история. | ||
2 | Территория и население. Занятия населения | 1 | Отходничество | П.1,2 стр.4-10 | |
3 | Социальные отношения. Политическое устройство. | 1 | Лаги, кулы, раяты, чагары, уздени,беки. | П.3-4 стр. 10-16 | |
4 | Завершение присоединения Дагестана к России. | 1 | П.5 стр.17-25 | ||
5 | Внутреннее положение Дагестана | П.6 стр.26-31 | |||
6 | Внешнеполитическая обстановка. | П.7 стр.32-36 | |||
7. | Причины народно-освободительного движения. | 1 | Мюридизм, газават. | П.8 стр.37-41 | |
8 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | |||
9 | Начальный этап освободительной борьбы. Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане. | 1 | Имам, Имамат, наиб, харадж. | П.9-10 стр.41-51 | |
10 | Аграрная и административно-судебная реформы в 60-70-х гг.XIX Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война 1877-1878гг.и Дагестан. | 1 | Реформа | П.11-15 стр.51-68 | |
11 | Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода. | 1 | Чепкен, чуху,фольклор, мактабы, медресе. | П.16-20 стр.68-79 | |
12 | Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX –начале XXвв. | 1 | Промышленность, прялка. | П.21-24 стр. 80-91 | |
13 | Дагестан в период революции 1905-1914гг. | 1 | Революция, РСДРП, отходничество. | П.25-30 стр.92-127 | |
14 | Контрольная работа | 1 | |||
15 | Дагестан в период первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции. | 1 | П.31-34 стр.128-139 | ||
16 | Культура и быт народов Дагестана (70-е годы XX в.-начало XX века) | 1 | Къабалай | П.35-39 стр.140-154 | |
17 | Итоговое повторение. | 1 |
multiurok.ru
Рабочая программа по истории Дагестана. 9 класс
Пояснительная записка.
В неделю 1 час, за год-34 часа.
Программа составлена по образовательному стандарту составленному Министерством образования РД и утвержденным Министерством здравоохранения РФ.
Программа по «Истории Дагестана» составлена сектором педагогики Научно-исследовательского института имени А.А.Тахо-ГодиВ 9 классе ученики продолжают изучение курса истории Дагестана. Курс «Истории Дагестана» очень важен для изучения в школах. Учащиеся не только знакомятся с историей своего народа и прошлое республики, но также узнают , что на территории Дагестана раньше чем на всей территории России образовалось государство «Кавказская Албания». Это учит детей уважать свою историю и вызывает интерес к прошлому своего народа.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими страницами истории Дагестана.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном развитии Дагестана, о тесной связи истории Дагестана с историей России и мировой историей
Цели и задачи учебного предмета.
—осветить взаимодействие Дагестана с мировыми государствами, различные формы социального и политического строя;
—показать наиболее яркие личности Дагестана и их роль в истории и в культуре;
—раскрыть на конкретном материале положение о том, что народы Дагестана оставили яркий след в истории человечества.
— Воспитать у учеников чувство гордости за прошлое своей родины и за своих предков.
—- показать как народы Дагестана объединялись перед лицом общей опасности, жили во взаимодействии друг с другом, связывала народы не только территория, но и культура, общая история
Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм;
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.
— умение использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).
— адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
— владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
— самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
— владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших т
univerfiles.com
Рабочая программа по истории Дагестана
МКОУ «Инчхинская СОШ»
«Согласовано» «Рекомендовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Руководитель МО Директор МКОУ ИСОШ
________/З.Э.Ибрагимов/ _______________ _________/З.С.Аминова/
«___»_______2018 г. Протокол №___ «___»_______2018 г.
«___»_______2018 г.
Рабочая программа по истории Дагестана
9 класс
Учитель: Джабраилова Х.С.
2018-2019 уч.г.
Рабочая программа по «истории Дагестана»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с переходом на новую структуру (1993-1994 уч.г.) составлена новая программа по Истории Дагестана в 9-ых классов.
В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимые представления о всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект – воспитательный.
Программа позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники, конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
9КЛАСС.
Автор В.Г.Гаджиев, М.Ш.Шигабудинов.-Махачкала Дагучпедгиз 1993г.157 страниц.
Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII- начале XIV в.
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
Глава III. Дагестан а первой трети XIX в.
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни.
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война
1877-1878гг.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX-начале XX вв.
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.)
Задачи:
Одной из задач прохождения курса, это- привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями их героической борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями. Познакомить с выдающимися деятелями прошлого и настоящего Страны гор, еще раз убедиться в том, что в любых испытаниях наши народы были заодно, хотя языки их были разные, что прошлое дагестанцев тесно переплетается с историей народов-соседей Закавказья и Северного Кавказа, русского и других народов нашей страны.
История – это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.
«Интерес к прошлому – это забота о будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Моя задача, знакомя учащихся с историей Дагестана, показать его богатое, уходящее вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые – историки, археологи, этнографы.
Дополнительный материал, используемый на уроках:
1. Учебники по Истории Дагестана
2.Самостоятельная работа школьников при изучении истории Дагестана 8-11 классы.
Учебно-методическое пособие. Автор Г. Р. Багомедов.
3.История Дагестана с древнейших времен до 16 века. Авторы М. С. Гаджиев, О.М.Давудов, А.Р.Шихсаидов.
4. методическое пособие В.В.Мамцева к учебнику М.С.Гаджиева.
5. Краеведческий материал школы.
6. Экспонаты школьного музея.
Учебно-тематический план по предмету:
История Дагестана (9 класс)
№ п\п урока | Тема урока | час | Понятия | Д/З | Дата |
1 | Введение. | 1 | Дагестан, история. | ||
2 | Территория и население. Занятия населения | 1 | Отходничество | П.1,2 стр.4-10 | |
3 | Социальные отношения. Политическое устройство. | 1 | Лаги, кулы, раяты, чагары, уздени,беки. | П.3-4 стр. 10-16 | |
4 | Завершение присоединения Дагестана к России. | 1 | П.5 стр.17-25 | ||
5 | Внутреннее положение Дагестана | П.6 стр.26-31 | |||
6 | Внешнеполитическая обстановка. | П.7 стр.32-36 | |||
7. | Причины народно-освободительного движения. | 1 | Мюридизм, газават. | П.8 стр.37-41 | |
8 | Контрольно-обобщающий урок. | 1 | |||
9 | Начальный этап освободительной борьбы. Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане. | 1 | Имам, Имамат, наиб, харадж. | П.9-10 стр.41-51 | |
10 | Аграрная и административно-судебная реформы в 60-70-х гг.XIX Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война 1877-1878гг.и Дагестан. | 1 | Реформа | П.11-15 стр.51-68 | |
11 | Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода. | 1 | Чепкен, чуху,фольклор, мактабы, медресе. | П.16-20 стр.68-79 | |
12 | Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX –начале XXвв. | 1 | Промышленность, прялка. | П.21-24 стр. 80-91 | |
13 | Дагестан в период революции 1905-1914гг. | 1 | Революция, РСДРП, отходничество. | П.25-30 стр.92-127 | |
14 | Контрольная работа | 1 | |||
15 | Дагестан в период первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции. | 1 | П.31-34 стр.128-139 | ||
16 | Культура и быт народов Дагестана (70-е годы XX в.-начало XX века) | 1 | Къабалай | П.35-39 стр.140-154 | |
17 | Итоговое повторение. | 1 |
multiurok.ru
Тематические по дагестанской литературе 9 класс
9 класс Пояснительная записка
Систематический курс литературы народов Дагестана 9 классов построен на историко- литературной основе, изучение литературы предполагает более углубленное, более обобщенное и целостное осмысление жизни и исторических судеб народов Дагестана, роли и значения творчества поэтов и писателей, искусства Дагестана, их вклада в историю страны и всего человечества. Старшеклассникам доступно решение сложных моральных вопросов, самостоятельная оценка произведений литературы, понимание литературы как источника, обеспечивающего спецефическое освоение художественных ценностей. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. В 9 классе в курсе изучения дагестанской литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами , писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература. На уроках используются презентации, созданные учителем, видеофрагменты, аудиозаписи. Дагестанская литература изучается в неразрывной связи с другими видами искусства. Кроме того, на уроках дается сопутствующий исторический комментарий. В домашних работах часто используется метод проекта. Применяются
нестандартные формы проведения уроков: диспут , защита проекта, семинар, конференция, что развивает устную речь учащихся и их коммуникативные умения и навыки. Ученики , закончившие 9 класс , должны знать: — содержание текстов программных произведений; — определения основных понятий, проводимых в учебной хрестоматии; — основные этапы стадиального развития литератур в 19 и 20 столетиях. Должны уметь: — определять конститутивные признаки творческого метода произведения; — дать характеристику литературному произведению, содержащему элементы различных творческих методов; — дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определенной литературной эпохи; — самостоятельно подготовить доклад на заданную тему; — самостоятельно написать сочинение на заданную тему; — составить конспект критической или литературоведческой статьи. Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
10 класс Пояснительная записка На уроках дагестанской литературы школьники, как правило, повторяют, закрепляют общие понятия, относящиеся к структуре художественного произведения, родам и жанрам литературы. Общие понятия: литература как образное отражение жизни; человек как главный предмет изображения в литературе; литература и устное народное творчество; чтение как труд и творчество. Произведения, входящие в число основных для творчества дагестанских классиков; — произведения современных дагестанских поэтов и писателей, поднимающие актуальные проблемы 20 века. Учащимся предстоит прочитать и под руководством учителя текстуально изучить; — в контексте творческого пути даргинского поэта Омарла Батырая наиболее известные его песни о герое, о любви и о жизни; — некоторые произведения кумыкского поэта Ирчи Казака; — некоторые стихи лезгинского поэта Етима Эмина; — поэму аварского поэта Махмуда «Мариам» и некоторые его стихи; — некоторые произведения поэтов и писателей 20 века, С. Стальского, Г. Цадасы, А.-П. Салаватова, Э. Капиева, Аткая, Х. Авшалумова, М. Митарова, Р. Гамзатова, Ю. Хаппалаева, Р. Рашидова, А. Абу- Бакара, Ф. Алиевой,Кадрии и др. Читая эти произведения, старшеклассники познают мир человека, мир горцев, их духовную жизнь, художественно постигают действительность, получают пищу для размышлений о природе человека и о смысле жизни, о долге гражданина перед своим Отечеством, перед народом. Ученики , закончившие 10 класс должны уметь: — самостоятельно анализировать литературное произведение; — определять принадлежность писателя к той или иной литературной группировке; — сформулировать основные эстетические принципы писателя; — охарактеризовать программу литературного журнала или кружка (школы) писателя; — подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя, деятельности литературного кружка; — составить конспекты критической или литературоведческой работы; — самостоятельно написать сочинение, обзор , эссе, критическую заметку и т. п.; — вести аргументированную полемику. Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Рабочая программа по дагестанской литературе в 9 классе
Авторы учебника: Солтан – Мурад Акбиев, Магомед – Расул Усахов
Количество часов: 68, в неделю – 2
Календарно – тематическое планирование по дагестанской литературе в 9 классе
Календарно – тематическое планирование по дагестанской литературе в 9 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов в год )
« Дикость».
1
Комбинированный
Стр.6 -8
3
Анализ стихотворения « Не ссылаясь на судьбу». Размышления поэта о смысле жизни.
1
Комбинированный
Стр.8
4
Стихотворение « Ласточки». Понимание необходимости терпения, нежности по отношению к природе.
1
Комбинированный
Стр.8 -10
5
Вн. чтение. Ш. – Э.Мурадов. « Мои пожелания»
1
Беседа
Стр.10
6
Хизгил Авшалумов. Биография писателя. Комментированное чтение рассказа « Жених бабушки Фатьмы».
1
Комбинированный
Стр.11 -13
7
Образ бабушки Фатьмы. Юмористическое и сатирическое в рассказе.
1
Беседа
Стр.13 -18
8
Хизгил Авшалумов. Рассказ « Сосед мой – враг мой». Мастерское осмеяние спекулянтов, тунеядцев и кляузников в образе Гамбара. Образ Сары – Самада.
1
Комбинированный
Стр.18 -23
9
Магомед – Султан Яхьяев. Краткий очерк жизни и творчества.
1
Урок — лекция
Стр.24 -26
10 -13
Комментированное чтение глав романа «Три солнца». Беседа по содержанию.
3
Комбинированный
Стр.27 -40
14
Образ Уллубия Буйнакского.
1
Беседа
Стр. 40 -51
15
Правдивое изображение своеобразия и сложности революционной борьбы в Дагестане. Специфика романа « Три солнца».
1
Беседа
Стр.52 -71
16 -17
Письменная работа на тему «Быт и нравы горцев»
2
Урок контроля
18
Расул Гамзатов. Биография поэта.
1
Урок лекция
Стр.72 -76
19
Стихотворение « Старые горцы». Тема сыновьего долга перед отцами. Образ старых горцев.
1
Комбинированный
Стр.76 -78
20
Тема труда в стихотворении « Слово доярки». Уважение к труду доярки. Лирический образ горянки.
1
Беседа
Стр.79 -82
21
Поэтизация детства в стихотворении « Сказки бабушки». Добрые и справедливые законы мира сказок.
1
Комбинированный
Стр.82 -84
22
Идейное содержание поэмы « Колокол Хиросимы». Комментированное чтение поэмы.
1
Сообщение новых знаний
Стр.84 -92
23
Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь на земле, о безответственности, ведущей к трагедии.
1
Беседа
Стр.91
24
Внутренний драматизм поэмы « Колокол Хиросимы». Роль изобразительно – выразительных средств в произведении.
1
Беседа
Стр.92
25
Обобщающий урок по творчеству Расула Гамзатова с использованием ИКТ « Наш Расул»
1
Комбинированный
26
Вн. чтение. О. – Г. Шахтаманов. « Спят чабаны»
1
Беседа
Стр.92 -95
27
Рашид Рашидов. Биография писателя.
1
Урок — лекция
Стр.96 -97
28
Тема добра в стихотворении « Подари человеку улыбку»
1
Беседа
Стр.98
29
Образное изображение времени года в стихотворении « Осень». Выразительность и образность языка стихотворения.
1
Комбинированный
Стр.97
30
Дополнительное чтение. Р.Рашидов. « Разведчики пещер».
1
Беседа
Стр.99 -100
31
Дополнительное чтение. Амир Гази. « Первые снежинки».
1
Беседа
Стр.101
32
Ахмедхан Абу – Бакар. Жизнь и творчество писателя.
1
Урок — лекция
Стр.102 -104
33 -35
Рассказ « Чегери». Комментированное чтение глав.
Сказочность сюжета повести « Чегери»
3
Комбинированный
Стр.104 -112
36
Проблема отцов и детей в повести. Образ Чегери.
1
Беседа
Стр.112 -120
37
Образ Самура, главная черта характера которого – не желание устраиваться в жизни, а стремление устроить жизнь. Роль народной легенды в повести.
1
Беседа
Стр.121 -136
38 – 39
Письменная работа. « Образы Чегери и Самура» в повести А. А. – Бакара.
2
Урок контроля
Стр.136 -138
40
Нуратдин Юсупов. Биография поэта.
1
Объяснение нового материала
Стр.139 -140
41
Основная тема, идея стихотворения « Не хочу быть не рождённым». Язык произведения, его особенности.
1
Комбинированный
Стр.140 145
42
Алирза Саидов. Философская глубина его творчества.
1
Беседа
Стр.147 — 148
43
Патриотический пафос стихотворения « Дружба»
1
Комбинированный
Стр.148 -149
44
Стихотворение « Белые лебеди и чёрные стрелы». Нравственная взыскательность поэта, поиски социальной справедливости в стихотворении.
1
Комбинированный
Стр.149 -151
45
Тема гостеприимства, внимания к людям в стихотворении « К дочери пришла её подруга». Воспитательное значение произведений Алирзы Саидова.
1
Беседа
Стр.151 -152
46
Фазу Алиева. Биография поэтессы.
1
Объяснение нового материала
Стр.153 —
47
Поэма « Восемнадцатая весна».Историческая основа поэмы. Комментированное чтение.
1
Комбинированный
Стр. -174
48
Героизм, мужества главного героя Ахмеда Абдулмеджидова. Тема воспитания подрастающего поколения.
1
Беседа
Стр.174 -175
49
Труд как нравственное содержание жизни горцев и человечества вообще. Переплетение судеб в романе « Комок земли ветер не унесёт». Чтение глав.
1
Комбинированный
Стр. 176 -183
50
Реалистический образ труженика Омар – дады – олицетворение земного могущества и горской мудрости.
1
Беседа
Стр.183 -190
51-52
Письменная работа по творчеству Фазу Алиевой на тему « Утверждение доброты, силы духа человека в романе « Комок земли ветер не унесёт»
2
Урок контроля
53
Сулейман Рабаданов. Стихотворение « Вдовы». Анализ
1
Беседа
Стр.191 -192
54
Ибрагим Гусейнов. « Взгляд на дороге». Образы вдов , мужья которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
1
Беседа
Стр.192
55
Магомед – Расул. Биография писателя.
1
Объяснение нового материала
Стр.197-198
56
Тема детства в повести Магомед – Расула « Дикие груши». Главное в жизни взрослых и детей аула – делать людям добро.
1
Комбинированный
Стр.198 -204
57
Образ Омара. Воспитательное значение повести
« Дикие груши». Смысл названия произведения.
1
Беседа
Стр.204 -222
58
Магомед – Загид Аминов. Жизнь и творчество поэта.
1
Объяснение нового материала
Стр.228 -229
59
Стихотворение « Согнулась старушка…».Трудности, скрываемые за приметами старости, радости и печали, накопленные за долгие годы знания. Нравственная проблематика стихотворения.
1
Беседа
Стр.229-230
60
Основная тема баллады « Меджнун». Идея произведения . Художественные особенности баллады.
1
Комбинированный
Стр.230 -232
61
Магомед Атабаев. Тема сыновьего долга , тема матери в стихотворении « Матери»
1
Объяснение нового материала
Стр.233 -236
62
Вн. чтение. А. Джачаев. « Материнское сердце»
1
Комбинированный
Стр.236
63
Юсуф Базутаев. Биография поэта. Философская насыщенность стихотворения « Каникулы – как быстро протекли».
1
Комбинированный
Стр.237-238
64
Символика стихотворения « Тополь и человек». Нравственное и философское звучание.
1
Беседа
Стр.239-240
65
Ю.Базутаев . Стихи разных лет. Чтение и анализ.
1
Беседа
Стр.241
66 — 67
Письменная работа на тему « Моё любимое произведение дагестанской литературы»
2
Урок контроля
68
Повторение и обобщение изученного
1
беседа
infourok.ru
Тематические планы по истории 9 класс
Рабочая программапо «истории Дагестана» 8-9 и 10-11 классов.
Автор: Казиев К.З.-учитель истории МКОУ «Дружбинская СОШ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с переходом на новую структуру (1993-1994 учебный год.) составлена новая программа по Истории Дагестана в 8-9 и 10-11 классах.
8 класс- с древнейших времен до конца XVIII века, 34ч.
9 класс — конец XVIII-начало XIX века, 34ч.
10 класс-начало XIX-до послевоенного периода(1946-1960), 34ч.
11 класс-История и культура Дагестана с середины 40-х-90-х годов (34ч.).
В программе в доступной форме отражены основные, заслуживающие внимания события довольно сложных культурно-исторических и этногенетических процессов, протекавших в этом регионе Кавказа.
Она дает учащимся необходимое представление обо всех компонентах Истории Дагестана, включая экономику, политику, культуру, взаимоотношения с соседями и согражданами по Российскому государству. Учтен в ней и не менее важный аспект – воспитательный.
Программа позволяет определить проблематику курса Истории Дагестана. Учебники, конкретизируя программу, определят содержание курса, глубину раскрытия включенных в них проблем и группировку материала отдельных тем.
8 класс:
Автор Магомедов Р. М. – Махачкала: издательство НИИ педагогики, 2002 г.-288 страниц.
Глава I. Первобытное общество на территории Дагестана.
Глава II . Дагестан в период возникновения новых социальных отношений на Кавказе.
Глава III. Складывание феодальных отношений в Дагестане.
Глава IV.Завоевательные походы халифата в Дагестане.
Глава V. Дагестан в IX-XII веках.
Глава VI. Дагестан в XIII-XIV вв.
Глава VII.Дагестан в XV в.
Глава VIII. Дагестан в XVIв.
Глава IX. Дагестан вXVIIв.
Глава X. Внешнеполитическое положение Дагестана в XVII в.Культура и быт.
Глава XI. Дагестан в первой половине XVIII в.
Глава XII. Дагестан во второй половине XVIII в.
9 КЛАСС:
Авторы: В.Г. Гаджиев, М.Ш. Шигабудинов. Махачкала, Дагучпедгиз- 1993г.157 страниц.
Глава I.Общественный строй и политическое устройство Дагестана в конце XVIII- начале XIV в.
Глава II.Присоединение Дагестана к России.
Глава III. Дагестан в первой трети XIX в.
Глава IV. Антифеодальная и антиколониальная борьба народов Дагестана и Чечни.
Глава V. Аграрная и административно-судебная реформа в 60-70-х гг.XIX в.
Глава VI. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период. Русско-турецкая война
1877-1878гг.
Глава VII. Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода.
Глава VIII. Социально-экономическое развитие Дагестана во второй половине XIX-начале XX вв.
Глава IX. Дагестан в период революции.1905-1907гг.
Глава X. Дагестан в 1907-1914гг.
ГлаваXI. Дагестан в период второй мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Глава XII. Культура и быт народов Дагестана (70-годы 19 в.- начало 20в.).
10 класс.
Авторы: В.П. Егоров, М.-Г.А. Разаков, А.-М.Б. Бабаев, М.А. Магомедов. «История Дагестана». Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений(1917-1960гг). ООО «Издательство НИИ Педагогики» 2009 г. стр.268.
ГЛАВА I. Дагестан в 1917-1921гг. Революция и гражданская война.
Глава II.Дагестан в 20-30 гг.20 века.
Глава III.Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).
Глава IV.Восстановление и развитие народного хозяйства Дагестана в послевоенный период.(1946-1960гг.).
11 класс.
История и культура Дагестана с середины 40-х годов 20 века – начало 21 века.
Автор: А.Р. Исмаилов. Материалы к урокам истории Дагестана в 11-х классах. Махачкала 1999г. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Коллектив авторов 2012 год. Махачкала 2012.
Глава I. Экономика Дагестана в 1946-1980-е гг.3 часа
Глава II. Нарастание кризисных явлений в жизни общества в 70-х-начале 80-х гг.2 часа стр.18.
Глава III. Развитие образования, науки и культуры в Дагестане в 1945-65гг. 5 часов
Глава III. Культура Дагестана. 3 часа
Глава IV. Дагестан в 1999-98 гг.9 часов.
Глава V. Народное хозяйство Дагестана в 90-е годы.3 часа.
Глава VI. Изменения в сфере образования, науки и культуры Республики в условиях рынка. 5 часов.
Задачи:
Привить любовь к родному краю, знать его историю, ценить то достояние, которое досталось новому поколению, знать свою культуру, свои обычаи.
Моя задача, показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиям
schoolfiles.net