cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Государство разработка урока по обществознанию 9 класс – Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Методическая разработка урока «Государство» | скачать бесплатно

План-конспект урока на тему «Государство»(9 класс)

Учитель: Алексеева. А. В

Цель урока: пояснить роль государства в нашей жизни, познакомить с понятием государство, выявить признаки государства и функции государства

-образовательная: дать определение понятиям (государство, суверенитет ), выявить признаки государства, рассмотреть функции государства.

-воспитательная: прививать интерес к истории нашего государства, воспитывать чувство патриотизма.

-развивающая: развивать умение работать с учебным материалом при изучении вопроса «признаки государства», умение анализировать материал, на основе самостоятельной работы по функциям государства

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Учебник Кравченко А. И, Певцова Е. А. Обществознание 9 кл.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, указка.

Презентация.

Меловые записи.

План урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Приветствие. «Здравствуйте ребята, присаживайтесь». Проверка готовности к уроку. Кто сегодня отсутствует в классе?

Построение. Приветствие учителя.

Сегодня отсутствует… .

2. Опрос д/з и переход к новой теме.

На прошлом уроке мы с вами говорили о власти. Напоминаю вам, что властью мы сталкиваемся в повседневной жизни практически каждодневно. Родители, учителя, полицейские заставляют делать то что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть. Власть является одной из форм влияния на человека. А о каких еще формах влияния мы с вами говорили на прошлом занятие?( сила и авторитет). Совершенно верно.

Вашим домашним заданием было устно и письменно ответить на вопросы в конце параграфа.

Начнем с вопроса №4. (стр.11). Итак, пожалуйста, нужно дать определение всем трем формам влияния и сказать в чем их различие.

Замечательно. Следующий вопрос под № 2. (стр. 11)

Ребят, мы с вами говорим о сферах общества, а если быть точнее, то о политической сфере.

Дайте определение, что такое политическая сфера?

В определение прозвучала фраза государственная власть. Если вы помните, то на прошлом уроке мы говорили, что с появлением государства начался новый этап в развитии власти — государственный. Поэтому логично будет поговорить, сегодня о государстве.

Записываем тему сегодняшнего урока «ГОСУДАРСТВО».

Нам с вами предстоит разобраться, что такое государство, рассмотреть признаки и функции государства.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.”Ленин

Прочитайте данное высказывание В.И Ленина и в течение урока подумайте, что имел в виду Ленин, сказав данную фразу.

Отвечают на вопрос.

Сила и авторитет.

Отвечают:

Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть— это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет— в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Различия между данными формами влияния следующие: в отличии от силы у власти и авторитета отсутствует признак физического воздействия. У власти воздействие осуществляется с помощью закона или обычаев, а у авторитета с помощью знаний, нравственных достоинств и опыта.

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные должности. Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти.

Записывают тему урока.

3. Изучение нового материала

Государство – важнейшая часть политической системы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с государством. Государство издает законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдает паспорта, зарплату врачам, учителям, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций. Попробуйте дать определение что такое государство.

Сущность государства определить непросто. Разные политологи дают разные определения. Рабочее определение: «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.

Ребята, давайте обратимся к дополнительному материалу на стр. 13-14. Перед вами факты возникновения древних государств. Разделимся на 3 группы. 1 группа (1,2),2 группа(3), 3 группа(4,5) прочитайте и ответьте, по каким признакам и фактам вы определили, что это государство.

Проанализировав, данный документ мы выявили лишь некоторые из признаков государства. На самом деле их гораздо больше.

Давайте запишем признаки государства.

  • единая территория (очерченная государственными границами, признаваемая другими странами.)

  • аппарат управления (это наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население)

  • Единая система законов (Конституция – нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом.)

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет (верховная власть над определенной территорией)

Ребят, как вы думаете какой из выше перечисленных признаков является основополагающим? Верно. Суверенитет, то есть верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также ее независимость по отношению к иным государствам.

Государство считается таковым с момента признания его суверенитета.

О содержании деятельности государства говорят его функции. На какие функции разделяются?

Верно. Самостоятельно на стр. 15-16 выпишите в 2 столбика внутренние и внешние функции государства.

Итак ребята мы сегодня с вами разобрали что же такое государство, какие признаки государства существуют, и познакомились с его функциями.

Пробуют давать определение государство.

Читают по группам текст и отвечают на поставленный вопрос.

Записывают признаки государства

  • единая территория

  • аппарат управления

  • Единая система законов

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет

Отвечают суверенитет

Отвечают на внутренние и внешние.

Выписывают

4. Закрепление изученного материала

Давайте вернемся к высказыванию В.И.Ленина. И попробуем ответить на вопрос.

Итак, еще раз, пожалуйста, что же такое государство?

Назовите общие признаки государства.

Предположительно ответят что государство контролирует все т.е в его руках сосредоточенна вся структура которая следит за порядком. Ежели не будет государства в стране, начнется хаос, который приведет к неизбежной гибели.

Отвечают. «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.

Называют признаки государства.

  • единая территория

  • аппарат управления

  • Единая система законов

  • Монополия на легальное применение силы

  • Право на взимание налогов

  • государственная символика

  • гражданство

  • суверенитет

5. Объяснение домашнего задания

Записываем д/з. Параграф 2 читать. Выписать причины возникновения государства. Отвечать на вопросы 3,6,9.

Оценки за урок….

Записывают д/з в дневники.

infourok.ru

Методическая разработка урока обществознания по теме «Государство» для 9-го класса (на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова)

Подготовил: преподаватель истории ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» Камышан М.С.

« Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов».

В. И. Ленин. Полное собрание сочинений., т. 23.

Государство

это страна

совокупность государственных органов

государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом

Является ли государством Фракийский племенной союз?

Фракийский племенной союз, созданный в 730 г. до н.э. в Европе, возглавлял верховный вождь, вокруг которого объединялась родоплеменная знать. Вождь обладал высшей политической и религиозной властью, был верховным командующим во время войн. Знать пользовалась привилегиями: у нее были особые нормы поведения, одежда, украшения, пища, отличный от других образ жизни. Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных селах; вожди и их окружение – в укрепленных городищах (городов как таковых фракийцы не создавали).

  • Единство территории
  • Законодательная деятельность
  • Публичная власть
  • Суверенитет
  • Налоговые сборы

Проверка домашнего задания

Кому принадлежат эти слова?

«все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов.»

Фома Аквинский (1225 – 1274 г.) – основоположник теологической теории происхождения государства

Проверка домашнего задания

Кому принадлежат эти слова?

« главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу .»

Л.И. Петражицкий

(1867 – 1931 г.) – основоположник психологической теории происхождения государства

Проверка домашнего задания

Кому принадлежат эти слова?

«Что отличает нас, действительно хороших европейцев, от людей различных отечеств, какое мы имеем перед ними преимущество? — Во- первых, мы — атеисты и имморалисты, но мы поддерживаем религии и морали стадного инстинкта: дело в том, что при помощи их подготовляется порода людей, которая когда-нибудь да попадает в наши руки, которая должна будет восхотеть нашей руки.»

Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.) – основоположник расовой теории происхождения государства

Проверка домашнего задания

Кому принадлежат эти слова?

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.»

Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.)

Карл Маркс

(1818 — 1883) – основоположники классовой теории происхождения государства

Проверка домашнего задания

Кому принадлежат эти слова?

«рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления побежденными.»

Карл Каутский

(1854 – 1938 г.) – основоположник насильственной теории происхождения государства (теория завоевания)

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Монархия – форма государственного правления,

при которой власть принадлежит монарху

и передается по наследству

Абсолютная монархия

Монарх Саудовской Аравии — Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд  

Монархия – форма государственного правления,

при которой власть принадлежит монарху

и передается по наследству

Ограниченная монархия

Королева Великобритании – Елизавета II  

МОНАРХ – ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТЕРЖЕНЬ ГОСУДАРСТВА

Азия

  • Бахрейн
  • Бруней
  • Бутан
  • Иордания
  • Камбоджа
  • Катар
  • Кувейт
  • Малайзия
  • Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ
  • Оман
  • Саудовская Аравия
  • Таиланд
  • Япония
  • Европа   Андорра
  • Бельгия
  • Ватикан
  • Великобритания
  • Дания
  • Испания
  • Лихтенштейн
  • Люксембург
  • Монако
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Швеция

Африка

  • Лесото
  • Марокко
  • Свазиленд Океания   1. Тонга

Основные признаки монархии и республики

Республика – форма государственного правления,

при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная –правительству, а органы власти являются выборными

глава государства – премьер-министр

глава – президент, наделенный большими полномочиями

 

Порядок избрания президента

Президентская

Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь)

Порядок образования правительства

Парламентская

Ответственность правительства

Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле

Избирается на заседании парламента

Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Правительство формируется парламентом из лидеров победивших на выборах партии

Наличие поста главы правительства

Перед парламентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства

Отсутствует

Объем полномочий президента

Полномочия президента большие, он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Современные государства

Существует

США, страны Латинской Америки

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое и несет за них ответственность

Италия, Индия, ФРГ

Основные признаки монархии и республики

Основные признаки унитарного и федеративного государства

Федерация

Территориальная

При их создании учитываются плотность населения, рельеф местности, другие территориально-экономические признаки. Субъекты территориальной федерации имеют значительные ограничения в своих полномочиях (США, Мексика, ФРГ)

-это сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Национальная

В этих федерациях принципом территориального деления является национальный состав населения данного региона. Национальные федерации строятся на принципе добровольного объединения субъектов, что обеспечивает национальный суверенитет и право наций на самоопределение (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан)

В Российской Федерации 83 субъекта

Республика (21)

  • охарактеризована в Конституции России как «государство»;
  • статус определяется Конституцией России и своей конституцией;
  • вправе устанавливать свои государственные языки.

Край (9), область (46), город федерального значения (2)

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом.

Автономная область (1)

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области;
  • может быть принят федеральный закон об автономной области.

Автономный округ (4)

  • статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа;
  • может быть принят федеральный закон об автономном округе;
  • отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью.

Основные признаки унитарного и федеративного государства

Конфедера́ция  — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Конфедерация – государство?

  • Свои государственные языки
  • Любой государственный акт должен утверждаться отдельным государством
  • Отдельное гражданство
  • Отдельная судебная система
  • Отсутствие границ между государствами
  • Единая денежная единица
  • Единая система защиты территорий

Швейцария

Гражданство предполагает наличие у человека определенных прав и обязанностей перед государством

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Аристотель

videouroki.net

Разработка урока по обществознанию 9 класс по теме «Гражданское общество и государство»

Технологическая карта урока 5

Подготовила учитель обществознания МОУ «Вейделевская СОШ» Хохлова Е. Л.

Презентация «Гражданское общество и государство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://pravo48.narod.ru/PREZENTAZII.htm

Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»

План урока

1. Что такое гражданское общество.

2. Местное самоуправление.

3. Общественная палата

Цель урока

Способствовать формированию представлений о гражданском обществе

Формы и методы
обучения

Методы: частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Гражданское общество, общественная палата, местное самоуправление

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Научатся: определять основные признаки гражданского общества; объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение; участвовать
в диалоге, работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями

Личностные: понимают
значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Записи
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Гражданское общество и государство»

вопросы:

– Какие права и обя-
занности имеет граж-
данин?

– Может ли существовать общество без государства?

– Должно ли государство отвечать за все, что делается в обществе?

Высказывают свое мнение, приводят примеры, обосновывают суждения

Фрон-
тальная

Коммуникативные: планируют способы взаимодействия
с одноклассниками; обмениваются мнениями, понимают позицию друг друга, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос

Продолжение табл.

1. Презентация «Гражданское общество и государство».

2. Работа
с текстом
учебника,
с. 38–44.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 2, 3, 4,
с. 21–23.

4. Работа
с документом, с. 46

1. Показывает слайды презентации, обращает внимание учащихся на основные признаки гражданского общества.

2. Формулирует
задание:

– прочитайте текст,
разберите ситуации, выскажите собственное мнение.

3. Организует и конт-
ролирует работу.

4. Формулирует задание, готовит к обсуждению сложных дискуссионных вопросов:

– Для чего необходима общественная палата?

– Какую функцию она выполняет?

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь.

2. Знакомятся
с текстом, выдвигают собственные суждения
и обосновы-
вают их.

3. Выполняют
задания в рабочих тетрадях.

4. Анализируют документ, делают выводы, дают развернутый обоснованный ответ

1. Индивидуальная.

2. Индивидуальная работа; фрон-
тальная
работа.

3. Индивидуальная.

4. Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – умеют находить нужную информацию,
выделять главное;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о гражданском обществе; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия
с партнером.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

1. Записи в тетради.

2. Устные ответы.

3. Задания в рабочей тетради.

4. Устные
ответы

Окончание табл.

IV. Первичное осмыс-

ление
и закрепление

5

Ответы на вопросы рубрики «В классе
и дома»,
с. 47–48

Нацеливает учащихся
на творческое самостоятельное мышление

Публично высказывают свои суждения, приводят доказательства

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – осуществляют
поиск существенной инфор-
мации (из материалов учеб-
ника, по воспроизведению
в памяти)

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

вопросы:

– Каковы основные признаки гражданского общества?

– В чем заключается суть местного само-управления?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон-
тальная

Личностные: сохраняют
мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: осуществляют самостоятельный контроль
своей деятельности

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

VI. Домашнее задание

3

§ 5. Выполнение заданий
в рабочей
тетради: № 5, 6, с. 23–25

Конкретизирует
домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

infourok.ru

Тема: «ГОСУДАРСТВО» — Обществознание — 9 класс

План-конспект урока ( 9 класс)

Тема: «ГОСУДАРСТВО»

Цель урока: пояснить роль государства в нашей жизни, познакомить с понятием государство, выявить признаки государства и функции государства

-образовательная: дать определение понятиям (государство, суверенитет ), выявить признаки государства, рассмотреть функции государства.

-воспитательная: прививать интерес к истории нашего государства, воспитывать чувство патриотизма.

-развивающая: развивать умение работать с учебным материалом при изучении вопроса «признаки государства», умение анализировать материал, на основе самостоятельной работы по функциям государства

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. «Здравствуйте ребята, присаживайтесь». Проверка готовности к уроку.

2. Опрос д/з и переход к новой теме.

На прошлом уроке мы с вами говорили о власти. Напоминаю вам, что властью мы сталкиваемся в повседневной жизни практически каждодневно. Родители, учителя, полицейские заставляют делать то что они считают нужным, не спрашивая, хотим ли мы этого или нет. И мы подчиняемся, поскольку каждый из них имеет власть.

Власть является одной из форм влияния на человека. А о каких еще формах влияния мы с вами говорили на прошлом занятие?( сила и авторитет). Совершенно верно.

Вашим домашним заданием было устно и письменно ответить на вопросы в конце параграфа.

Начнем с вопроса №4. (стр.11). Итак, пожалуйста, нужно дать определение всем трем формам влияния и сказать в чем их различия

Ребят, мы с вами говорим о сферах общества, а если быть точнее, то о политической сфере.

Записываем тему сегодняшнего урока «ГОСУДАРСТВО».

Нам с вами предстоит разобраться, что такое государство, рассмотреть признаки и функции государства.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.”Ленин

Прочитайте данное высказывание В.И Ленина и в течение урока подумайте, что имел в виду Ленин, сказав данную фразу.

Сила и авторитет.

Сила-применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания. Власть— это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая. Авторитет— в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

Различия между данными формами влияния следующие: в отличии от силы у власти и авторитета отсутствует признак физического воздействия. У власти воздействие осуществляется с помощью закона или обычаев, а у авторитета с помощью знаний, нравственных достоинств и опыта.

Власть возможна там, где взаимоотношения людей выстроены в некую систему, разделены на менее и более престижные должности. Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, удержанием и использованием государственной власти.

3. Изучение нового материала

Государство – важнейшая часть политической системы. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с государством. Государство издает законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдает паспорта, зарплату врачам, учителям, начисляет пенсии и пособия, поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций. Попробуйте дать определение что такое государство.

Сущность государства определить непросто. Разные политологи дают разные определения. Рабочее определение: «Государство – это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определенного порядка в нем.

Признаки государства.

  • единая территория (очерченная государственными границами, признаваемая другими странами.)

  • аппарат управления (это наличие учреждений и органов, осуществляющих верховную власть, распространяющуюся на все население)

  • Единая система законов (Конституция – нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом.)

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет (верховная власть над определенной территорией)

Ребят, как вы думаете какой из выше перечисленных признаков является основополагающим? Верно. Суверенитет, то есть верховенство государственной власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также ее независимость по отношению к иным государствам.

Государство считается таковым с момента признания его суверенитета.

О содержании деятельности государства говорят его функции. На какие функции разделяются?

Верно. Самостоятельно на стр. 15-16 выпишите в 2 столбика внутренние и внешние функции государства.

Итак ребята мы сегодня с вами разобрали что же такое государство, какие признаки государства существуют, и познакомились с его функциями.

Читают по группам текст и отвечают на поставленный вопрос.

Записывают признаки государства

  • единая территория

  • аппарат управления

  • Единая система законов

  • Монополия на легальное применение силы.

  • Право на взимание налогов.

  • государственная символика

  • гражданство.

  • суверенитет

Выписывают

4. Закрепление изученного материала

Давайте вернемся к высказыванию В.И.Ленина. И попробуем ответить на вопрос.

Итак, еще раз, пожалуйста, что же такое государство?

Назовите общие признаки государства.

Предположительно ответят что государство контролирует все т.е в его руках сосредоточенна вся структура которая следит за порядком. Ежели не будет государства в стране, начнется хаос, который приведет к неизбежной гибели.

5. Домашнее задание

6.Рефлексия


Формы правления

Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:

  • рабовладельческие;

  • феодальные;

  • капиталистические;

  • социалистические государства.

Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.

В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп

.Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.

В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.

Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти.

Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур

.Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:

1) парламентскую республику;2) президентскую республику.

Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия).Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.Подводя итог рассмотрению государств с монархической или республиканской формой правления, следует отметить, что по мере развития четкая грань между ними начинает стираться: с одной стороны в ряде республик (КНДР, Малави) президент является пожизненным и даже сохраняет за собой право наследования этого поста. Напротив, монархи отдельных государств (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) являются выборными. 

multiurok.ru

Конспект урока по теме «Формы государства» (9 класс)

Тема: «Формы государства»

9 класс

Цель:

  1. Образовательная: систематизировать знания по трем формам государства: формам правления, государственного устройства, политическому режиму.

  2. Развивающая: развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

  3. Воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к демократическим ценностям.

Планируемые предметные результаты: раскрытие сущности форм правления, государственного устройства, политических режимов.

Планируемые метапредметные результаты: развитие умения анализировать различные источники информации. Формировать и формулировать собственную точку зрения, творчески интерпретировать выводы и результаты аналитической деятельности, схематизация информации.

Планируемые личностные результаты: развитие критического мышления, креативности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблица для конспекта.

Тип урока: урок изучения нового материла

Эпиграф к уроку

«Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах.

Всякий режим плох, если в нем правят худшие».

(И.А. Ильин, русский философ).

План урока.

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы. Выступления групп с проектами.

А) формы правления (группа 1)

Б) формы государственного устройства (группа 2)

В) политические режимы (группа 3)

3. Практические задания для закрепления.

4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа.

  3. Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

— Здесь нет жестокой власти, — ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое.

Понятие «формы государства» относится к важнейшим характеристикам государства

Деятельность учителя

Работа учащихся

Понятие «формы государства» относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок их полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. (слайд 2)

Конспектирование

Формы государства – порядок образования и структура органов власти, методы её осуществления.

Заполнение таблицы учащимися в ходе выступления групп.

Вопросы для учащихся:

— Назовите избранных царей в России

(Б. Годунов, В. Шуйский, М.Романов)

— Когда в России установилась абсолютная монархия?

(в 18 веке при Петре I)

— Когда в России была свергнута монархия?

(в феврале 1917 года)

— В Англии Петр I увидел «законников», то есть барристеров, в их мантиях и париках. Он спросил: «Что это за народ и что они тут делают?». Ему ответили: «Это все законники, Ваше Величество». «Законники! — удивился Петр. — К чему они? Во всем моем царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой». Правда, посетив инкогнито английский парламент, где ему перевели выступления депутатов перед королём Вильгельмом III, царь сказал: «Весело слышать то, когда сыны отечества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно».

Какие плюсы и минусы монархии можно выделить?

На какой срок выбирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернатора Ненецкого округа?

«Формы правления» (выступление группы №1)

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству.

В абсолютной монархии вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным.

Ограниченная (конституционая) монархия характеризуется тем, что власть наследственного монарха ограничена представительным органом, парламентом.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Право на участие в формировании органов власти принадлежит всем или большинству дееспособных граждан государства.

В президентской республике очень большой властью наделен президент. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство, избирается прямым голосованием.

В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей тех партий, которые победили на выборах. Правительство отчитывается перед парламентом.

В смешанной (полупрезидентской) республике присутствуют черты и президентской и парламентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом.

Вопросы:

— Как вы думаете, почему большинство государств в мире – унитарные?

— Какие известные законы Ненецкого округа вы знаете?

Выступление группы №2 «Формы государственного устройства».

Формы государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Формы государственного устройства:
1. унитарное государство
2. федерация
3. Конфедерация

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

Основные признаки федеративного государства:

  • две системы высших органов власти

  •  субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера например, конституции, уставы

  • субъект федерации не может быть субъектом международных отношений

Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Признаки унитарного государства:
1. Единая Конституция
2. Единые высшие органы государственной власти
3. Единая система законодательства
4. Единое гражданство
5. Единая денежная единица
6. Единый государственный язык
7. Составные части не обладают признаками суверенитета.

Конфедерация – объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий.

Признаки конфедерации:

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ

  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления

  3. Отсутствие общей Конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы

  4. Общий конфедеративный орган

  5. Право выхода из конфедерации

Вопросы:

— У Черчилль сказал «Демократия – наихудшая из форм правления, если не считать остальных».

Каковы плюсы и минусы демократии?

— Как Вы думаете, в каких случаях авторитарный и тоталитарный режим могут быть эффективными?

Выступление группы №3 «Политические режимы».

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления политической власти.

Демократия- от греч. demos – народ и kratos – власть) –политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа

Признаки демократии:

  • Народ формирует законодательные органы власти, выбирает Президента

  • Свободные выборы

  • Независимые средства массовой информации

  • Многопартийность

  • Гарантированные права и свободы граждан

Авторитаризм-

Признаки авторитарного политического режима:

  • Власть принадлежит правящей партии во главе с лидером

  • Строгий контроль за политической оппозицией

  • Сочетание насилия и ненасильственных методов

  • Возможна экономическая свобода

Тоталитаризм — политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом

Признаки тоталитаризма:

  1. Одна официальная идеология

  2. Тотальный контроль за всем обществом

  3. Контроль за средствами массовой информации, жесткая цензура

Практическая работа

Задания на закрепление

Работа с презентацией

Составить схему «Формы государства»

Домашнее задание

Напишите эссе (сочинение-рассуждение). Выберите одну из представленных тем.

  • «Монархия опасна избытком власти, демократия – избытком свободы» (Платон)

  • Демократия: говоришь что хочешь, делаешь что велят. (Джонн Берри)

  • Лучшая слава и украшение монарха — его правосудие (А.В. Суворов)

infourok.ru

Технологическая карта урока «Государство», 9 класс

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Обществознание.

Класс

9 класс.

Тип урока

Комбинированный.

Технология построения урока

Технология развивающего обучения Н.Волкова.

Тема

Государство.

Цель

Создавать условия для формирования представлений о происхождении государства, признаках и формах государства.

Основные термины, понятия

Государство ,признаки государства, формы государства.

Планируемый результат

Предметные умения:

Знать: основные теории происхождения государства,

признаки государства,

формы государства,

значение понятий.

Уметь: называть признаки государства,

определять сущность государства,

сравнивать формы государства.

Применять: имеющиеся знания.

Личностные УУД:

понимать значение знаний для человека,

осознавать свою идентичность как гражданина РФ,

оценивать собственную учебную деятельность.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу,

удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные УУД:

выделять особенности и признаки политической власти,

приводить примеры в качестве доказательств выдвигаемых положений,

дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государстве и его функциях.

Коммуникативные УУД:

применять правила делового сотрудничества,

работать в парах и группах,

понимать и принимать точку зрения другого человека.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Презентация «Формы государства»(Электронный ресурс),

Конституция РФ,

Домашек Е, Школьный справочник по обществознанию, 2010г

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

необходимость изучаемой информации для личности,

формулирование основных вопросов темы.

коммуникативные:

умение слушать другого человека.

Известна фраза французского короля Людовика 14: «Государство-это я», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: «Государство – это мы?».

Проявляют интерес к изучаемой теме, высказывают собственные мнения.

Постановка учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

умение работать с учебной информацией, применять ранее полученные знания.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

выявляют сущность теорий происхождения государства.

регулятивные:

определять цель, проблему в деятельности.

коммуникативные:

применять правила делового сотрудничества, слушать и уважать мнение собеседника.

Вопросы:

Как возникали государства в древности?

Какие вам известны теории происхождения

государства?

Могло ли государство появиться в результате договора?

Высказывают своё мнение, дают аргументированные ответы. Понимают, о каких вопросах и проблемах пойдет речь на уроке.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

определять проблему в учебной деятельности цель.

Коммуникативные:

Согласовывают свои действия с партнёром, вступают коллективное учебное сотрудничество.

Познавательные:

Приводят примеры, доказательства, устанавливают причинно-следственные связи.

Зачитываю обучающимся отрывки из различных теорий происхождения государства:

1.Государство возникает в результате божественного творения .Главное предназначение государства состоит в том, чтобы исполнять волю Бога..

2.Государство является формой управления разросшейся семьи. Отношения власти и народа в государстве копируют отношения отца и детей в семье :отец заботится о детях, дети повинуются отцу.

3.Государство возникло в результате добровольного соглашения людей.

4.Государство возникло в результате завоевания одного племени другим для поддержания власти над захваченным племенем.

Подумайте, о каких теориях происхождения государства идёт речь?

Почему существуют разные теории происхождения государства?

Обучающиеся вникают в сущность теорий происхождения государства ,делают выводы:

1.Теологическая теория (этот вывод очевиден).

2.Патриархальная теория (патер-отец…).

3.Теория общественного договора ,люди передают часть прав государству.

4.Теория насилия.

Дети делают выводы о том, почему существуют разные теории происхождения государства.

Открытие нового знания

Предметные:

Определять различия в теориях происхождения государства,

понимать признаки государства,

формы государства,

значение понятий.

1.Комментирование с помощью обучающихся презентации.

2.Поясняю задание:

-Прочитайте текст ,выпишите формы и признаки государства.

3.Провожу индивидуальный контроль.

4.Организую беседу по вопросам:

-Какие признаки характеризуют государство?

-Какие функции выполняет государство?

Чем различаются различные формы государства друг от друга?

5.Провожу беседу по вопросам:

-Что говорится в Конституции о гражданстве?

Приведите примеры получения гражданства.

-Что означает п3 статьи 6?

1.Просматривают презентацию ,делают записи

В тетрадь.

2.Самостоятельно работают с текстом учебника,

выписывают понятия ,аргументировано отвечают на вопросы.

3.Знакомятся со статьёй 6 Конституции РФ ,отвечают на вопросы.:

-Государство связано с понятием «власть».

-Государство осуществляет власть на определённой территории.

Имеет аппарат управления.

Обладает суверенитетом.

Только государство имеет право издавать законы, чеканить монеты, собирать налоги..

Форма государства определяется:

1.формой правления;

2.национально-государственным устройством;

3.политическим режимом.

Гражданство означает политико-правовую связь гражданина с государством.

Личностные:

Определяют границы собственного знания и незнания, корректируют их.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Умение организовывать свою деятельность,

Осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности.

познавательные:

умение работать с информацией (материал учебника, презентация, словарь терминов).

коммуникативные:

работать в парах, группах, слушать собеседника

Применение нового знания

Предметные:

разбираться в сущности основных теорий происхождения государства,

понимать признаки государства,

характеризовать основные формы государства,

понятие «гражданство».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

познавательные:

самостоятельно выделять и формулировать цели,

осуществлять поиск существенной информации.

коммуникативные:

совершенствовать навыки работы в группе,владеть различными видами речевой деятельности.

1.Заполните схему «Признаки государства».

(задание в рабочей тетради).

2.Установите соответствие между характерными чертами форм правления и их определениями:

1.Во главе государства стоит лидер, получивший власть по наследству.

2.Бывает абсолютная и конституционная.

3.Бывает парламентская и президентская.

4.Такая форма правления сложилась в РФ.

А) монархия.

Б) республика.

3.Проведите опрос среди своих товарищей, знакомых взрослых и родственников. Пусть они ответят на вопрос: «Что значит быть гражданином?»

1.В рабочей тетради обучающиеся заполняют схему «Признаки государства».

2.Выполняют тест, отмечая, что к монархии относятся 1 и 2 утверждение. К республике -3 и 4.

3.Быть гражданином – значит иметь права и выполнять обязанности перед своим Отечеством.

-Любить свою Родину, защищать её

-Быть достойным сыном (дочерью) своей страны.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

1.Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

определять уровень усвоения изученного материала

коммуникативные:

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Предлагаю заполнить ученикам лист самооценки

ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:

Заполнение листа самооценки обучающимися, подведение итогов урока.

infourok.ru

Коспект урока по обществознанию «Правовое государство» 9 класс

Учебный проект

Разработка урока по обществознанию

составитель: Малютина Ирина, учитель обществознания

Класс, дата, предмет: 9 класс, обществознание

Тема урока: Правовое государство

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление учащихся о том, что право выше власти, охарактеризовать основные признаки правового государства.

Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами.

Воспитательная: показать преимущества правового государства.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация «Правовое государство»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Наличие на столах учебников, тетрадей, дневников.

— Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами изучали темы Государство и Политические режимы. Сегодня проверим как вы усвоили этот материал.

Вы получите листы с тестом из 5 вопросов в форме ГИА. Ваша задача – в течение 5 минут выполнить этот тест письменно в тетради. По истечении времени мы с вами проверим эту работу.

Тест по теме «Государство и политический режим»

Учащиеся письменно в тетрадях выполняют тест по теме «Государство и политический режим».

-Фронтальный опрос

Провожу фронтальный опрос, выставляю оценки в журнал.

Фронтальные ответы учащихся по написанному тесту.

— Актуализация темы, постановка проблемы

— Объяснение нового материала

Объяснение нового материала начинается с вопроса учащимся «Каким, на их взгляд, должно быть правовое государство?»

Записываю на доске признаки правового государства со слов учащихся.

С помощью мультимедийной презентации даю учащимся понятия:

  1. Правовое государство.

  2. Признаки правового государства.

  3. Принципы правового государства

  4. Условия формирования правового государства в современной России

Задаю вопрос классу: Сформировано ли в России правовое государство? Ответ обоснуйте.

Учащиеся отвечают, учитель записывает на доске.

Ученики записывают в тетрадях понятие «Правовое государство», его признаки и принципы условия формирования правового государства в современной России

Устные ответы учеников

— Работа с учебником

— формирование умений и навыков работы с текстом учебника (стр. 29, 30, 32 — 35) иллюстрациями учебника (стр. 33 — 34)

— работа с текстом учебника (стр. 29, 30, 32 — 35) иллюстрациями учебника (стр. 33 — 34)

-Закрепление изученного

— Самостоятельно работая с текстом учебника, выписать, как характеризуют правовое государство известные мыслители

— Самопроверка: на экране мультимедийного проектора.

— Записывают в тетрадях, как характеризуют правовое государство известные мыслители

— Проверяют правильность своих ответов, с помощью мультимедийной доски

Выводы, подведение итогов урока

— Формулирую выводы, подвожу итоги, выставляю оценки учащимся

Фиксируют выводы, подают дневники для выставления оценок

— Домашнее задание

 Записываю на доске: &4, читать, пересказывать, отвечать на вопросы, вопрос 1 или * 3 устно

Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают объяснение учителя.

Список литературы:

  1. Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение,2012

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *