Экономика россии 9 класс презентация: Презентация по географии на тему «Экономика России» (9класс)
Национальное хозяйство (экономика) России. 9 класс
Похожие презентации:
Экономика Германии
Бухгалтерский баланс
Экономика Китая
Цифровая экономика
Инфляция и семейная экономика
Экономика Китая
Конкуренция. Виды конкуренции
Казахстанская модель экономического развития
Инфляция (виды, причины и последствия)
Теневая экономика
1. Хозяйство России
2. Хозяйство страны (экономика)
Совокупностьприродных и
созданных руками
человека богатств,
которые
используются
людьми для
обеспечения жизни
и улучшения
условий ее
существования
Взаимодействие
людей (рабочей
силы) и средств
производства:
средств труда (то,
чем работает
человек) и
предметов труда
(то, что он
обрабатывает
3. Главные вопросы экономики
Что производить (какие товары иуслуги, в каких количествах)
Как производить (с помощью
каких технологий и каких ресурсов
производить эти товары и услуги)
Для кого производить (как эти
товары и услуги будут
распределены, кому они
предназначены)
4.
Главная задача экономики5. Уровни развития хозяйства
Валовойвнутренний
продукт (ВВП)
• суммарная стоимость
товаров и услуг,
произведенная на
территории страны за год,
выраженная в долларах
США
Производительность труда
• показатель эффективности
труда, который измеряется
количеством времени,
затраченного на
производство единицы
продукции
6. Устройство хозяйства
Предприятие• самостоятельная
единица
хозяйства,
выполняющая
различные виды
экономической
деятельности
7. Устройство хозяйства
Совокупность всех отраслейсоставляет
хозяйство (экономику) страны.
Состав народного хозяйства России
Отрасли
производственной
сферы
Отрасли
непроизводственной
сферы
Промышленность
добывающая
обрабатывающая
Производственная сфера
(материальная)
сельское хозяйство
Непроизводственная сфера
(нематериальная)
строительство
Наука
Образование
Здравоохранение
И т. д.
промышленность
Тяжёлая –
производство
средств
производства
группа А
Лёгкая –
производство
предметов
потребления
группа Б
Энергетика
Металлургия
Машиностроение
Швейная
Обувная
Пищевая
10. Отраслевая Структура хозяйства России
11. Структура Промышленности
12. Сектора хозяйства
• отрасли, связанные с эксплуатациейприроды:
1 сектор • добыча полезных ископаемых, сельское и
лесное хозяйство, рыболовство.
• отрасли, перерабатывающие сырье,
получаемое из первого сектора:
2 сектор • металлургия, химическая, легкая и другие
отрасли промышленности
• сфера услуг:
3 сектор • транспорт, связь, наука, образование
и т.д.
13. Межотраслевые комплексы
Группывзаимосвязанных отраслей,
частично перекрывающих друг друга
Функциональная структура экономики
Наукоемкие отрасли
Финансовая сфера
ВПК
Наука, информация
Точное машиностроение
Производство предметов
потребления
Ресурсоемкие отрасли
Обрабатывающие
отрасли
Перерабатывающие
отрасли
Первичные
природоэксплуатирующие
отрасли
Приборостроение, электроника
К
О
М
М
У
Н
И
К
А
Ц
И
Я
Легкая, пищевая промышленность
Строительство
Металлургия, деревообработка,
электроэнергетика
промышленность,
рыболовство, сельское хозяйство,
лесоразработки
население
English Русский Правила
Доклад об экономике России
Тенденции экономического развития
В настоящее время отмечается замедление роста мировой экономики после динамичного выхода из рецессии, которую вызвала пандемия. После активного возобновления роста во второй половине 2020 года темпы восстановления мировой экономики снизились в первом полугодии 2021 года на фоне новых вспышек COVID-19. Рост международной торговли утратил динамику на фоне замедления роста мировой экономики и сохранения проблем с поставками.
В первом полугодии 2021 года отмечалось активное восстановление экономики России, и, как ожидается, экономический рост составит 4,3% с потерей динамики во втором полугодии.
После того, как ограничения, введенные в связи с коронавирусной инфекцией, были частично отменены в конце 2020 года и начале 2021 года, потребительский спрос, подогреваемый сбережениями, накопившимися в течение 2020 года, и стремительным ростом кредитования, резко вырос во втором квартале. Кроме того, во втором квартале 2021 года отмечалась высокая инвестиционная активность, а профицит счета текущих операций достиг многолетнего максимума на фоне повышенных цен на сырьевые товары и низкого уровня выездного туризма и составил за период с января до конца сентября 2021 года 82 млрд долларов США.
Однако к началу осени стало очевидным наступление новой разрушительной волны эпидемии COVID-19, что в сочетании с относительно низким уровнем вакцинации создает угрозу и для экономики, и для здоровья населения. В третьем квартале темпы роста экономики замедлились на фоне новых мер по борьбе с коронавирусом и затухания всплеска потребительской активности.
В 2021 году в России произошло ускорение инфляции на фоне предпринимаемых усилий по сдерживанию высокого спроса, роста цен на сырьевые товары и проблем с поставками. Банк России был одним из первых центральных банков, приступивших к ужесточению денежно-кредитной политики в 2021 году после того, как в декабре 2020 года инфляция превысила установленный целевой ориентир. Начиная с марта, ключевая ставка повышалась шесть раз – в общей сложности на 325 базисных пунктов – и в конце октября составила 7,5%. Это позволило поддержать реальные рыночные процентные ставки на уровне, близком к нулю, и перейти от стимулирующей денежно-кредитной политике к нейтральной.
До сих пор российский банковский сектор проявлял устойчивость к воздействиям пандемии COVID-19, и в настоящее время восстановление экономики способствует улучшению балансов банков в то время, как стремительный рост кредитования стал замедляться.
За первые девять месяцев текущего года доходы федерального бюджета заметно увеличились: объем нефтегазовых доходов вырос на 60%, а поступления от НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций выросли примерно на 30% каждый. Общий дефицит бюджета (четырехквартальная скользящая средняя) сократился с 3,8% в конце 2020 года примерно до 1% в третьем квартале 2021 года. С учетом большого объема нефтегазовых поступлений Банк России, действуя от имени правительства, в период с января по ноябрь 2021 года купил иностранную валюту на сумму 35 млрд долларов США для зачисления в Фонд национального благосостояния в 2022 году.
Рынки труда также восстановились. Во втором квартале 2021 года количество объявлений о вакансиях, размещаемых работодателями, подскочило на 24% к аналогичному периоду прошлого года, а отношение числа безработных к количеству объявлений о вакансиях сократилось.
Реальная заработная плата, выросшая чуть больше чем на 2% в 2020 году, продолжала расти с января по конец августа текущего года со средней скоростью 2,5%.
Прогноз развития экономикиНа фоне вступления в третий год пандемии COVID-19 в следующем году ожидается снижение роста мировой экономики до 4,3%. Согласно прогнозам, инфляция в 2022 году постепенно замедлится, однако ее темпы будут оставаться выше целевого ориентира в течение большей части года.
По прогнозам, в 2022 году темпы экономического роста в России составят 2,4% благодаря сохранению высокого уровня активности в нефтяном секторе, а затем замедлятся до 1,8% в 2023 году. Негативное влияние на динамику роста могут оказать периодически вводимые меры по борьбе с пандемией пока уровень вакцинации остается низким.
Неопределенность в отношении инфляции остается высокой. Если инфляция окажется более устойчивой, чем ожидается, или экономика столкнется с препятствиями, вызванными сворачиванием программы количественного смягчения в США, вероятно, придется дольше придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, что также окажет негативное влияние на прогноз роста экономики.
В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет зависеть от целого ряда факторов. В частности, в России по-прежнему отмечается довольно низкий потенциал роста, и, если эта проблема не будет решена, она будет ограничивать возможности страны в части достижения ею целей высокого уровня в области развития, а также увеличения доходов и повышения уровня жизни населения. Успех будет зависеть от укрепления принципов экономической политики и рыночных стимулов к тому, чтобы предприятия конкурировали между собой, внедряли инновации и создавали добавленную стоимость как внутри страны, так и за счет участия в глобальных цепочках создания добавленной стоимости.
Другим фактором, который будет оказывать влияние на экономику России в долгосрочной перспективе, является новая Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов, опубликованная Правительством РФ 29 октября 2021 года. Она открывает возможность ускорения «зеленого» экономического роста, представляя гораздо более амбициозный сценарий противодействия изменению климата, предусматривающий сокращение чистой эмиссии парниковых газов на 70% к 2050 году, а через 10 лет после этого — достижение чистой углеродной нейтральности.
Одновременно с экологизацией экономики эта стратегия предусматривает ускорение экономического роста и ставит целью достижение средних темпов роста не менее 3% в год. Эта амбициозная двойная задача ускорения экономического роста и экологизации экономики потребует принятия мер, направленных на устранение существующих препятствий для роста, и повышения конкурентоспособности экономики, наряду с ограничением издержек, связанных с «зеленым» переходом, и использованием всех возможностей, которые он может создать.
Специальная тема «Зеленая трансформация в России: пути, риски и эффективные меры экономической политики»Неопределенность в отношении «зеленого» перехода мировой экономики по-прежнему высока, однако тот факт, что все больше стран заявляют о планах достижения углеродной нейтральности, повышает вероятность ускорения динамики этого процесса. Сегодня более 60 стран, на которые приходится свыше 80 процентов мирового ВВП, выразили желание достичь углеродной нейтральности в течение ближайших десятилетий. В ряде стран мира есть признаки конкретных изменений экономического курса. В этих условиях Россия заявила о своем стремлении стать углеродно-нейтральной к 2060 году.
В специальном разделе настоящего доклада представлены сценарии и возможные варианты действий, которые Россия может выбрать для разработки надлежащих подходов к управлению рисками в процессе «зеленой» трансформации экономики. В условиях неопределенности и изменения глобальной окружающей среды в стране нужна эффективная и обоснованная стратегия управления рисками, которые, в противном случае, могут привести экономику России к беспорядочной и дорогостоящей экологизации. Глобальный «зеленый» переход открывает для экономики новые возможности трансформации и тем самым создает потенциал для ускорения и диверсификации роста.
В докладе отмечается, что «зеленая» трансформация требует радикального пересмотра принципов государственной политики, чтобы добиться изменений в сложившемся характере принятия инвестиционных решений, а также в поведении компаний и домохозяйств. Главным фактором способствующим экологизации экономики, является углеродное ценообразование. Принимая различные формы – как правило, это налог или система выдачи платных разрешений – оно обеспечивает предоставление всем игрокам рыночных стимулов, чтобы они учитывали социальные издержки выбросов углерода.
Кроме того, для успешной трансформации потребуется более широкая диверсификация активов страны, включая человеческий капитал и возобновляемый природный капитал, а также сдвиг в сторону «зеленого» произведенного капитала. Для достижения этой цели можно использовать средства, полученные в результате введения углеродного ценообразования; однако в рамках общей программы реформ не менее важно инвестировать эти средства в более «мягкие» активы, такие, как институты, государственное управление, инновации и предпринимательство. Это станет частью повестки реформирования, создавая условия для появления более динамичного, конкурентоспособного и инновационного частного сектора, который возьмет на себя ведущую роль в создании российской экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов, способной конкурировать на международном уровне. В докладе Всемирного банка об изменении климата и развитии России, который готовится к публикации, будет проведен более широкий анализ с охватом задач и возможностей различных секторов экономики, факторов, способствующих «зеленой» трансформации на уровне экономики в целом, а также проблем инклюзивности и социальных аспектов «зеленого» перехода.
Вместе с настоящим Докладом об экономике России Всемирный банк выпускает специальный доклад, посвященный энергетическим субсидиям для российских потребителей, анализирующий, каким образом эти значительные ресурсы могут также приводить к увеличению выбросов и снижать экономическую эффективность. Согласно последним оценкам Всемирного банка, в 2019 году субсидии, предоставленные российским потребителям электроэнергии, газа и нефти, составили 1,4% ВВП. В случае перераспределения этих средств правительство смогло бы увеличить объем ВВП и обеспечить, чтобы, с одной стороны, не ухудшилось положение потребителей, а с другой стороны, сокращались бы выбросы парниковых газов, приближая Россию к достижению амбициозной цели – более экологичному развитию экономики.
Скачать полный текст доклада (PDF)
Экономика России – ВВП, инфляция, ИПЦ и процентная ставка
Экономический рост России
Прогнозируется, что в этом году экономика погрузится в рецессию из-за последствий войны с Украиной и связанных с ней международных санкций. Рост инфляции и ухудшение ситуации на рынке труда должны привести к сокращению расходов домохозяйств, в то время как отток иностранного капитала ударит по инвестиционной активности. Усиливающаяся экономическая изоляция будет сказываться на долгосрочном потенциале роста. Эксперты FocusEconomics прогнозируют сокращение ВВП в 9 раз0,8% в 2022 году, что на 0,4 процентных пункта выше прогноза прошлого месяца. В 2023 году ожидается спад экономики еще на 1,4%.Экономические данные России
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|---|---|
Население (млн) | 147 | 147 | 147 | 147 | 147 |
GDP per capita (USD) | 9,289 | 8,699 | 10,718 | 11,371 | 11,583 |
GDP (USD bn) | 1,361 | 1,277 | 1,574 | 1,669 | 1,700 |
Economic Growth (GDP, annual variation in %) | -2. 0 | 0.2 | 1.8 | 2.5 | 1.3 |
Потребление (годовая вариация в %) | -9.5 | -2,6 | 3,7 | 3,3 | 2,5 |
Инвестиции (ежегодный вариация в %) | |||||
(Годово. | 0,1 | 1,5 | |||
Промышленное производство (годовая вариация в %) | 0,2 | 1,7 | 3,8 | 3,5 | 2,3 |
3,5 | 2,3 | ||||
3,5 | 2,3 | ||||
.0028 | -9.8 | -4.8 | 1.2 | 2.8 | 1.6 |
Unemployment Rate | 5.6 | 5.5 | 5.2 | 4.8 | 4.6 |
Fiscal Balance (% of GDP) | -2.4 | -3.5 | -1.4 | 2.6 | 1.8 |
Public Debt (% of GDP) | 13.5 | 13.2 | 14. 6 | 14.9 | 15.3 |
Money (annual variation in %) | 11.3 | 9.2 | 10.5 | 11.0 | 9.7 |
Inflation Rate (CPI, annual variation in %, eop) | 12.9 | 5.4 | 2.5 | 4.3 | 3.0 |
Inflation Rate (CPI, annual variation in %) | 15.5 | 7.1 | 3.7 | 2.9 | 4.5 |
Inflation (PPI, annual variation in %) | — | — | — | — | — |
Policy Interest Rate (%) | 11.00 | 10.00 | 7.75 | 7.75 | 6.25 |
Stock Market (annual variation in %) | 26,1 | 26,8 | -5,5 | 11,8 | 29,1 |
Обменной став0028 | 61.91 | ||||
Exchange Rate (vs USD, aop) | 61. 06 | 67.05 | 58.33 | 62.68 | 64.75 |
Current Account (% of GDP) | 1.9 | 2.1 | 6.8 | 3.8 | |
Current Account Balance (USD bn) | 67.8 | 24.5 | 32.4 | 114 | 64.7 |
Trade Balance (USD billion) | 148 | 90.2 | 115 | 194 | 163 |
Exports (USD billion) | 341 | 282 | 353 | 443 | 418 |
Imports (USD billion) | 193 | 191 | 238 | 249 | 255 |
Exports (annual variation in %) | -31.3 | -17.5 | 25.3 | 25.5 | -5.7 |
Imports (annual variation in %) | -37.3 | -0.8 | 24.5 | 4. 3 | 2.5 |
International Reserves (USD) | 368 | 378 | 433 | 468 | 554 |
External Debt (% of GDP) | 38.1 | 40.1 | 32.9 | 27.3 | 28.9 |
Russia Economy Overview
Экономический обзор России
После распада Советского Союза первое десятилетие перехода от плановой экономики к рыночной было для России катастрофическим: номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) упал с 516 млрд долл. США в 1990 г. до 196 миллиардов долларов США в 1999 году, что представляет собой падение более чем на 60%. Пытаясь справиться с экономическими потрясениями и следовать рекомендациям МВФ, советское правительство начало приватизировать многие российские предприятия в течение 19-го века.90-е. Важными исключениями были, однако, энергетический и оборонный секторы.
Девальвация российского рубля в 1998 году — после финансового кризиса, известного как кризис рубля — вместе с непрерывным повышательным трендом цен на нефть в период с 1999 по 2008 год подтолкнула российскую экономику — сильно зависящую от экспорта энергетического сектора — будет расти в среднем на 7% в год. Россия оказалась в числе наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса 2008–2009 годов экономик: в 2009 году экономика упала на 7,8%.когда цены на нефть резко упали, а иностранные кредиты иссякли. Экономический спад был самым резким с 1994 года, но долгосрочного ущерба не было нанесено благодаря активной и своевременной реакции правительства и Центрального банка на ограждение ключевых секторов экономики, в частности банковского сектора, от последствий кризиса. В результате российская экономика снова начала расти и увеличилась на 4,5%, 4,3% и 3,4% в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно, а затем замедлилась до 1,3% в 2013 году и 0,6% в 2014 году.
В 2014 году российская экономика пережила два крупных потрясения, едва избежав рецессии при умеренном росте на 0,6%. Первым потрясением стало резкое падение цен на нефть в третьем и четвертом кварталах 2014 года, обнажившее крайнюю зависимость России от мировых сырьевых циклов. После колебаний в узком коридоре около 105 долларов США за баррель в период с 2011 по 2013 год цены на сырую нефть закончились в 2014 году на уровне менее 60 долларов США за баррель. Вторым шоком стали экономические санкции, вызванные геополитической напряженностью, что негативно сказалось на аппетитах инвесторов к российским инвестициям. Бегство капитала и высокая инфляция усугубляют экономические проблемы России, поскольку в экономике зафиксирован самый резкий спад с 2009 года.сократился на 3,7% за весь 2015 год. Прогнозы указывают на то, что рецессия скоро закончится в 2017 году.
Инфляция быстро снижается с августа 2015 года, когда она достигла пика в 15,8%. Вместе с падением инфляции снизились кредитные ставки Центрального банка. Российские облигации и акции демонстрируют хорошие результаты по сравнению с облигациями других развивающихся рынков, а умеренное восстановление цен на нефть укрепило экономические настроения.
Учитывая, что средняя цена на нефть марки Urals в 2016 году составит 38 долларов США за баррель, Центральный банк ожидает, что экономика сократится на 0,3–0,7% в этом году, что ниже предыдущей оценки Банка, согласно которой экономика сократится на 1,3 % и 1,5%. Банк ожидает, что темпы роста экономики в 2017 году составят от 1,1% до 1,4%, исходя из среднего уровня цен на нефть марки Urals 40 долларов США за баррель. Ранее Банк ожидал, что цена на нефть марки Urals составит в среднем 35 долларов США за баррель, и прогнозировал экономический рост в диапазоне от минус 0,5% до плюс 0,5% в 2017 году9.0005
После экономического коллапса в 2015 году аналитики, опрошенные FocusEconomics, ожидают, что российская экономика продолжит сокращаться в 2016 году, хотя и более умеренными темпами. Эксперты FocusEconomics Consensus Forecast прогнозируют, что ВВП России упадет на 0,7% в 2016 году, что на 0,1 процентного пункта выше прогноза прошлого месяца. Участники дискуссии ожидают, что экономика вырастет на 1,3% в 2017 году.
Платежный баланс России
Текущий счет России показывает регулярное положительное сальдо торгового баланса, в основном за счет экспорта таких товаров, как сырая нефть и природный газ. С 2010 по 2014 год средний профицит счета текущих операций России составил 66,8 млрд долларов США, достигнув пика в 2011 году на уровне 9 долларов США. 8,8 млрд.
Платежный баланс России испытал значительный шок условий торговли в четвертом квартале 2014 года в результате падения цен на нефть, которое было частично компенсировано сокращением импорта. В то же время геополитическая неопределенность и связанные с ней санкции в 2014 году привели к крупному оттоку капитала, что еще больше ухудшило платежный баланс России. Отток капитала из частного сектора увеличился с 60,7 млрд долларов США в 2013 году до 130,5 млрд долларов США в 2014 году. За тот же период дефицит счета капитала и финансов Российской Федерации сократился с 45,4 млрд долларов США до дефицита в размере 146 млрд долларов США (2,2% и 7,8% ВВП соответственно).
В прошлом году российская экономика продемонстрировала самый резкий спад с 2009 года, поскольку сочетание внешних факторов, таких как падение цен на нефть и международные санкции, в сочетании со структурными недостатками сильно сказалось на росте. Экономика сократилась на 3,7% за весь 2015 год, что контрастирует со скудным ростом, зарегистрированным в предыдущем году. Однако сокращение российской экономики во втором квартале 2016 года7 было самым медленным с начала рецессии в конце 2014 года. Комплексные данные показали, что ВВП сократился на 0,6% в годовом исчислении во втором квартале, что превысило снижение на 1,2%, зафиксированное в первом квартале. Хотя промышленное производство сократилось в сентябре, падая самыми быстрыми темпами за последние 8 месяцев, ожидается, что в 2016 году оно немного вырастет после самого сильного спада за шесть лет в 2015 году9.0005
Структура торговли России
Сырая нефть, нефтепродукты и природный газ составляют примерно 58 % от общего объема экспорта, железо и сталь составляют 4 %, а другой экспорт, связанный с горнодобывающей промышленностью, включая драгоценные камни и драгоценные металлы, составляет около 2,5 %. Продажи в Европу составляют более 60% от общего объема экспорта, в то время как доля Азии составляет примерно 30%. Российский экспорт в США, Африку и Латинскую Америку в совокупности составляет менее 5% от общего объема поставок.
Основными статьями импорта России являются продукты питания и наземный транспорт, которые составляют 13% и 12% от общего объема импорта соответственно. Другие значительные статьи импорта включают фармацевтические препараты, текстиль и обувь, пластмассы и оптические инструменты. Экспорт достиг пика в 2012 году, достигнув 527 миллиардов долларов США; импорт достиг пика в 2013 году, достигнув 341 миллиарда долларов США.
В августе 2015 г. российский экспорт составил 25,0 млрд долларов США, сократившись на 39,7% в годовом выражении. Это стало 10-м подряд сокращением с двузначной скоростью. Импорт составил 16,5 млрд долларов США, что на 34,7% меньше, чем в прошлом году.
Положительное сальдо торгового баланса России быстро сокращается. Положительное сальдо торгового баланса России сократилось до 4,4 млрд долларов США в августе этого года, что значительно ниже 8,8 млрд долларов США, зарегистрированных в том же месяце прошлого года, и 16,2 млрд долларов США в предыдущем году. Результат августа привел к тому, что 12-месячный скользящий профицит сократился до 9 долларов США.9,5 миллиардов, наименьший накопленный профицит за более чем десятилетие. Сокращение положительного сальдо торгового баланса продолжает отражать свободное падение российского экспорта за последние несколько лет.
После периода повышенной волатильности цены на нефть в последнее время стабилизировались, особенно после внеочередной конференции ОПЕК в Алжире в последнюю неделю сентября, завершившейся обязательством заморозить добычу нефти на уровне от 32,5 до 33,0 млн баррелей в день. . Аналитики ожидают, что это обязательство будет выполнено большинством членов на официальном заседании ОПЕК в ноябре, где экспортерам нефти, не входящим в ОПЕК, также предлагается подписать пунктирную линию. Восстановление ценового лидерства ОПЕК спровоцировало скачок мировых цен на нефть, в том числе и на нефть сорта Юралс. 30 сентября цена на нефть сорта Юралс установилась на уровне 46,3 долл./барр., что на 4,6% выше уровня конца августа. Нефть Urals также восстановилась после минимумов, зарегистрированных ранее в этом году, и составила 31,8% с начала года.
Денежно-кредитная политика России
Центральный банк России (Банк России), основанный в 1990 году, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации выполняет ряд функций: поддержание стоимости и стабильности рубля, надзор за российскими финансовыми учреждениями. (в том числе в качестве кредитора последней инстанции), управление валютными резервами России и иностранной валютой, а также установление краткосрочных процентных ставок, что является одним из основных инструментов реализации банком денежно-кредитной политики.
Низкие цены на нефть и санкционные шоки для российской экономики привели к тому, что рубль потерял 46% своей стоимости по отношению к доллару США в 2014 году, что побудило Банк России провести политику, направленную на стабилизацию финансовой системы. Банк России повысил ключевую процентную ставку в декабре 2014 года на 650 базисных пунктов до внушительных 17%, чтобы обуздать безудержную инфляцию, вызванную ослаблением рубля (базовая инфляция достигла 11,2% в декабре 2014 года в годовом исчислении). Банк России потратил 27,2 млрд долларов США в октябре 2014 года и 11,9 млрд долларов США.млрд в декабре того же года на интервенции по поддержке рубля.
Центральный банк России постепенно снижал процентные ставки в течение 2015 года, начав год с 17,00%, а к июлю снизил ставку до 11,00%. Процентные ставки оставались стабильными в течение почти года до июня 2016 года, когда они были снижены на 50 базисных пунктов до 10,50%. Принимая решение о снижении процентных ставок, ЦБ указывал на то, что власти стали более уверенными в динамике инфляции, и отмечал положительные результаты снижения инфляционных ожиданий и снижения инфляционных рисков на фоне медленно, но верно восстанавливающейся экономики.
С тех пор произошло заметное снижение инфляции, что вынудило Банк снизить ставки в сентябре 2016 года с 10,50% до 10,00%. Однако власти заявили, что для закрепления устойчивого снижения инфляции «необходимо сохранить текущее значение ключевой ставки до конца 2016 года с возможным ее дальнейшим снижением в 1-2 кварталах 2017 года». Принимая во внимание свое решение, Банк по-прежнему уверен, что при все еще относительно жесткой денежно-кредитной политике инфляция снизится до 4,5% в третьем квартале 2017 года и снизится до целевого уровня 4,0% в конце 2017 года. от дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики до первого или второго кварталов 2017 г.
Курсовая политика России
10 ноября 2014 года Банк России отменил привязку рубля к бивалютному коридору (доллар США и евро), положив конец двадцатилетнему контролю обменного курса и переведя Россию в режим свободной валюты. система плавающего курса. Центральный банк также прекратил регулярные интервенции в рубль, но дал понять, что по-прежнему готов проводить интервенции в поддержку российской валюты в случае возникновения рисков для финансовой стабильности. Поскольку рубль продолжал падать по отношению к доллару США из-за падения цен на нефть и повышения неопределенности среди инвесторов, Центральный банк решил продолжить интервенции на валютном рынке, что обходилось Центральному банку в сотни миллионов долларов в день.
Стоимость рубля впервые начала падать в начале 2014 года после нескольких лет обменного курса примерно 30 рублей за доллар, поскольку страна остро пострадала от слабого экономического роста, высоких геополитических рисков после аннексии Крыма и вспышки войны на Украине. Однако именно с обвалом цен на нефть в конце 2014 года стоимость рубля не смогла бросить вызов гравитации и, таким образом, начала свое свободное падение по отношению к доллару США, когда 16 декабря валюта достигла дна на уровне 68,5 рубля за доллар США. На протяжении 2015 года российский рубль находился на американских горках. Высокая волатильность и сильные колебания цен на нефть сильно повлияли на валюту страны. В начале 2015 г. наблюдалась сильная волатильность на валютном рынке, однако к концу первого полугодия российская валюта стабилизировалась в коридоре 50–60 руб./долл. США. В начале второй половины года произошел еще один эпизод сильной волатильности, и 24 августа российская валюта закрыла торговый день на уровне 70,9. руб. за доллар США, что было даже ниже, чем вышеупомянутая нижняя точка обвала рубля в декабре 2014 года, и представляет собой новый исторический минимум. Резкое падение в августе было в первую очередь реакцией на падение цен на нефть и растущие опасения относительно воздействия ударной волны, вызванной крахом фондового рынка Китая, на мировую экономику. Рубль завершил 2015 г. на уровне 72,9 руб. за доллар США, что на 30% меньше, чем на конец 2014 г.
Колебания курса российского рубля в значительной степени обусловлены ценами на нефть, которая наряду с газом является основным экспортным товаром России. 21 января 2016 года валюта резко упала до рекордно низкого уровня в 82,4 рубля за доллар США, поскольку цены на нефть упали до минимума, невиданного более десяти лет. Он постепенно стабилизировался между 60 и 70 руб. за доллар США по мере улучшения состояния экономики и восстановления цен на нефть с января 2016 г.
Налогово-бюджетная политика России
После долгового кризиса в стране в 1998 г. почти десятилетняя среда благоприятных цен на сырьевые товары (особенно в энергетическом секторе), относительно слабый рубль и жесткая налогово-бюджетная политика позволили России поддерживать профицит бюджета с 2001 г. до 2008 года, пока не разразился мировой финансовый кризис.
Россия сильно зависит от экспорта энергоресурсов. В 2008 финансовом году доходы от нефти и газа достигли пика, составив половину российского федерального бюджета. Однако с тех пор, как мировой финансовый кризис поразил страну в 2009 г., российская экономика начала испытывать дефицит бюджета. В 2012, 2013 и 2014 годах дефицит бюджета России составлял -0,02%, -0,7% и -0,6% ВВП соответственно. Исключением стал 2011 г., когда российский бюджет имел профицит в размере 0,8% ВВП.
Низкие цены на нефть и обвал внутреннего спроса и импорта по мере того, как экономика впала в рецессию, сократили доходы бюджета в 2015 году. Фактически, влияние низких цен на нефть на доходы бюджета России также поставило под сомнение долгосрочные экономические перспективы страны. как фискальная устойчивость. Падение цен на энергоносители и зависимость российского правительства от энергетических доходов для финансирования своего бюджета (доходы от нефти и природного газа составляли около 52% российского бюджета) вынудили российское правительство пересмотреть свою налогово-бюджетную политику. В начале сентября 2015 года Министерство финансов объявило о решении приостановить действие бюджетного правила — закона, призванного ограничить государственные расходы.
Бюджетное правило вступило в силу в 2013 году, чтобы предотвратить растрату правительством сверхдоходов от нефти и вместо этого направить их в фонды на черный день. Правило также направлено на ограничение государственных расходов прогнозируемыми доходами, не связанными с нефтью, доходами от нефти, рассчитанными с использованием долгосрочных исторических цен на нефть, и бюджетным дефицитом на уровне не более 1,0% ВВП. В то время, когда правило было введено, российские власти были обеспокоены тем, что доходы, полученные от роста цен на нефть, будут стимулировать проциклические расходы. Однако в условиях слабого экономического роста и цен на нефть всего в два раза ниже уровня 2014 года Россия столкнулась с противоположной проблемой.
Поскольку бюджетное правило ограничивает государственные расходы долгосрочными историческими ценами на нефть, если бы закон продолжал действовать в 2016 г., это означало бы, что справочная цена выше прогнозируемой на 2016 г., которая в среднем составляла 50 долл. США за единицу. бочка.
Официально фискальное правило временно приостановлено. Некоторые советники, в том числе бывший министр финансов Алексей Кудрин, высказались в поддержку приостановки действия правила как минимум на год. Более того, помимо приостановки действия бюджетного правила, правительство также объявило о переходе от трехлетнего бюджетного плана к однолетнему бюджетному планированию. Трехлетний бюджетный план был разработан, чтобы заставить правительство придерживаться среднесрочного подхода и избегать необоснованных обязательств. В целом, изменения в бюджетном процессе проложили путь к более гибкой налогово-бюджетной политике в попытке смягчить низкие цены на нефть и более слабый экономический рост.
Некоторые аналитики предполагают, что при значительных резервах и низком государственном долге Россия может позволить себе иметь скромный бюджетный дефицит, не ставя под угрозу финансовую устойчивость. Дефицит бюджета в 2015 году составил 2,8%.
В России есть два бюджетных резерва, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), оба из которых оказались под давлением в результате ухудшения экономических условий. Минфин указал, что прогнозируемый на 2015 год дефицит бюджета (2,7 трлн рублей, что эквивалентно 3,8% ВВП) будет покрыт за счет Резервного фонда страны, а не за счет увеличения долга. К сожалению, правительство не смогло покрыть этот дефицит из-за неспособности его финансировать. Из-за международных санкций правительство не может брать кредиты за границей. Правительство разрешило более широкое дискреционное использование ресурсов ФНБ в декабре 2014 года, чтобы помочь стабилизировать финансовую систему. У российского правительства не было другого выбора, кроме как продолжать использовать ФНБ.
Население, ВВП, Инфляция, Бизнес, Торговля, ПИИ, Коррупция
Скачать PDF
Краткая информация
- Население:
- 144,1 млн
- ВВП (ППС):
- 4,1 триллиона долларов
- -3,1% роста
- 0,8% 5-летний совокупный годовой рост
- 27 903 долл. США на душу населения
- Безработица:
- 5,7%
- Инфляция (ИПЦ):
- 3,4%
- Приток ПИИ:
- 9,7 миллиарда долларов
Показатель экономической свободы России составляет 56,1, что ставит ее экономику на 113-е место среди самых свободных в Индексе 2022 года.
За последние пять лет российская экономика набирала силу в 2017 и 2018 годах, замедлилась в 2019 году и вышла в минус в 2020 году. Рост возобновился с восстановлением мировых цен на нефть в 2021 году. Пятилетний тренд медленно расширяющейся экономической свободы пошатнулся. Поскольку увеличение свободы труда и денежной свободы опережает снижение верховенства права и свободы бизнеса, Россия зафиксировала общую потерю экономической свободы на 1,0 балла с 2017 года и вернулась в ряды «в основном несвободных» стран. Финансовое здоровье очень хорошее, но свобода инвестиций и финансовая свобода находятся на уровне наименее развитых стран.
ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19: По состоянию на 1 декабря 2021 г. в России от пандемии был связан 271 091 случай смерти, а реакция государства на кризис заняла 116-е место среди стран, включенных в этот Индекс, по жесткости. В 2020 году экономика сократилась на 3,1 процента. Владимир Путин был переизбран президентом в 2018 году на фоне обвинений в фальсификациях на выборах. Россия незаконно аннексировала Крымский полуостров Украины в начале 2014 года и продолжает разжигать нестабильность, поставляя оружие и войска в Донбасс на востоке Украины. Продолжающиеся экономические санкции Запада привели к утечке мозгов и бегству капитала. Экономика России сильно зависит от экспорта нефти и газа. В последние годы низкие цены на нефть, финансовое бремя аннексии Крыма и усилия по перевооружению вооруженных сил создали нагрузку на государственные финансы. Из-за ее действий на Украине, включая незаконную аннексию Крыма, заявка России на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития отложена на неопределенный срок.
Верховенство закона
Права собственности 36.8 Постройте график, используя этот показатель
Эффективность судебной системы 34.7 Постройте график, используя этот показатель
Честность правительства 29. 7 Постройте график, используя этот показатель
По закону граждане имеют право владеть, наследовать, сдавать в аренду, закладывать и продавать недвижимость. Конституция России признает право собственности. Государству принадлежит большая часть земли, но большинство построек находится в частной собственности. Судебная система России сильно предвзята в пользу государства. Коррупция и безнаказанность широко распространены, особенно в сфере государственных закупок, СМИ, национальной обороны и коммунальных услуг.
Государственный размер
Налоговая нагрузка 93.1 Постройте график, используя этот показатель
Государственные расходы 62.6 Постройте график, используя этот показатель а максимальная ставка корпоративного налога составляет 20 процентов. Другие налоги включают акцизы и налоги на добавленную стоимость. Общее налоговое бремя составляет 11,0 процента от общего внутреннего дохода. Государственные расходы за последние три года составили 35,3 процента от общего объема производства (ВВП), а профицит бюджета в среднем составил 0,3 процента ВВП. Государственный долг эквивалентен 190,3 процента ВВП.
Эффективность регулирования
Свобода бизнеса 62.5 Постройте график, используя этот показатель
Свобода труда 57.3 Постройте график, используя этот показатель вовлечен в конфликт с правительством. Мобильность рабочей силы между регионами ограничена. Заработная плата и условия занятости сильно различаются. Трудовые нормы, которые есть в книгах, часто не соблюдаются. В 2019 году(последний год, за который имеются данные), Всемирный банк сообщил, что на субсидии приходится около 69 процентов государственного бюджета.
Открытые рынки
Свобода торговли 69,0 Постройте график, используя этот показатель
Свобода инвестиций 30,0 Постройте график, используя этот показатель
Финансовая свобода 30,0 Постройте график, используя этот показатель
Россия имеет 11 действующих преференциальных торговых соглашений. Средневзвешенная по торговле тарифная ставка составляет 5,5 процента, действуют 227 нетарифных мер.